1. Раздвигая наши горизонты

I. Час продвижения определенно наступил

В каждом религиозном движении наступает время, когда раздается призыв Божий выступить вперед, ускорить темп продвижения, подняться выше, отказавшись от консерватизма и войти в сферу новых отношений и опыта жизни с Богом. Особенно это имеет отношение к нашему времени с его громадными успехами и достижениями.

1. Час жизненно важного решения наступил

Мы ощущаем это в Адвентистском движении, понимание этого Бог вызывает в сознании всех людей в мире. Он пробуждает в людях божественное неспокойствие, ожидание, неуемное желание, поиск и стремление души человека найти выход. Он пробуждает людей искать, находить и следовать Его воле и пути. Он побуждает многих изучать нашу историю, чтобы мы поняли, как никогда раньше тот путь, каким Он вел нас в самые ранние дни, чтобы таким образом великие, главные вопросы работы и основные принципы планов Божьих оказались бы близкими нам и исполненными.

Перед нами вырисовывается более четкая и определенная картина, и божественный призыв раздается громче, явственней и настойчивей. Он звучит как трубный зов, рождая в нашем сознании трезвые выводы и заключения. И все это приводит к пробуждению.

При сопоставлении возникших выводов никто не может больше оставаться в прежнем положении. Когда появляется свет, человек или принимает его [26] и идет нога в ногу с этим светом или же мрачные тени начинают окутывать его. И становится невозможным довольствоваться прежними отношениями и вчерашними успехами, ибо настоящее приводит нас к необходимости решения, обновления и продвижения вперед.

2. Движущий перст истории

Движущий перст истории начертал возникновение и миссию наших дней, насыщенных борьбой и определенными продвижениями вперед, выписывая изумительную историю становления, для того чтобы мы учились и были предостережены, помня Начало наше, как народ, предопределенный Богом. Перо истории и времени неумолимо движется вперед к последующим событиям и сценам.

Существует опасность, что находясь под давлением современных обстоятельств, мы можем легко упустить из вида уроки истории тех критических ранних лет. Но этого не должно случиться. Выявить искомое и предоставить его в панорамном виде для изучения — вот что и является целью этого труда.

3. Определение курса

Рассматривая именно в таком плане эту книгу, мы должны проникнуться жизнью основателей нашего движения с первых дней его младенчества. И когда их неоценимый вклад сольется в одно целое, образуется основа для надлежащей оценки того замечательного духа, который приводит в движение организационные колеса всего нашего церковного развития. Особенно это применительно к периоду после 1888 года.

Мужи тех критических лет действительно формировали будущий курс. И здесь впервые публикуются многие ценные свидетельства лиц, живших в то время.

II. Измерение истинной величины Адвентизма

1. Суть движения

Это нелегкая задача иметь верное и достаточно полное понимание сути любого движения. Редко, кто ставил перед собой задачу исследовать основные положения и пытался определить значение наших первых десятилетий. Но пришел этот час, когда мы должны понять наше прошлое, с его мотивировками, превратностями и достижениями.

Нам очень необходимо иметь самое точное, правдивое представление об этом движении, если мы хотим во всеоружии встретить надвигающийся на нас кризис. И это знание, подобно якорю будет удерживать нас у факторов, принципов и поможет оставаться непоколебимыми, несмотря на все приливы и отливы опасных течений наших дней. [27] Это совершенно необходимо, чтобы мы могли миновать подводные рифы в предстоящем нам плавании. Нам необходима полная уверенность, что мы достигнем небесной гавани. И вооружившись здравыми представлениями и ясным пониманием Божьих намерений относительно будущего, мы сможем без всякого страха продвигаться вперед в вере и послушании.

Поэтому мы попытаемся изложить подлинную историю нашего движения с самых первых дней его возникновения.

2. Ограниченные представления об адвентизме

У многих невольно сложилось такое представление об Адвентизме — что это запоздалое новшество, появившееся в религиозном мире несколько поздновато, а именно, в девятнадцатом столетии, по эту сторону креста. Такие люди утверждают, что Адвентисты как организация даже не достигли уровня шестнадцатого столетия протестантской Реформации.

Особенно подчеркивается тот факт, что мы появились как отдельный народ, даже меньше чем двести лет тому назад. И такие люди утверждают, что даже с точки зрения простой арифметики и логики, едва ли можно отнести нас к протестантам. И такие представления невольно создают о нас впечатление как находящимися за чертой протестантской Реформации.

Зачастую мы и сами спотыкаемся об этот камень, что создает немало трудностей. Это в свою очередь иногда необоснованно создавало в сознании некоторых членов нашего движения комплекс неполноценности. Но такое ограниченное представление об Адвентизме неправильно и совершенно не отвечает фактам.

3. Адвентизм входит корнями в века

Прежде всего мы должны раздвинуть наши горизонты. Мы должны смотреть на себя так, как смотрит на нас Бог, а именно, как на неотделимую часть всей истории, как на последний этап Его Церкви в семи периодах, охватывающей собой столетия, хотя часто служение и деятельность ее не всегда оказывались на виду.

Мы должны ясно понимать, что мы не просто другое религиозное течение, с запоздалым появлением в 19 столетии, слишком запоздалом, чтобы законно определиться как одна из реформаторских церквей. Мы не культ, исповедующий странные еретические взгляды. Мы не отдельный народ, изолированный и не принадлежащий к истинной церкви Божьей в прошлом. Напротив, мы неразрывно связаны с достойной родословной Его особенного народа всех столетий и времен.

4. Наше происхождение берет свое начало с апостольских времен

Наше начало относится не к моменту религиозного пробуждения 1830-1840 годов, вызванного вестью о Втором Пришествии Христа. Наше прошлое уходит своими корнями [28] даже не во времена протестантской Реформации, а к апостольским временам христианской церкви. Это более широкая и впечатляющая связь.

Мы — часть последнего отрезка избранной Божьей линии свидетелей, проходящей через всю христианскую веру. Таково то, более широкое определение и историческое положение Адвентизма с Божьей точки зрения. И мы должны не только сами так понимать, но и ставить в известность об этом и других людей. Христианский мир должен видеть Адвентистов именно в широких параметрах и связях.

Каждая истина, которую мы сегодня исповедуем и проповедуем была зачата в апостольской церкви еще до того как произошло отступление от веры.

В настоящее время мы просто продолжаем верить, говорить о тех истинах, которые были попраны и отвергнуты. Сюда нужно отнести и специальные истины, данные для определенного времени: «время близко», «последние дни», «час суда». И сегодня эти истины мы и проповедуем человечеству. По сути дела говоря, мы введены в роль «восстановителей», реставраторов «развалин», что в свое время и делали лидеры реформаторского движения.

5. Последняя часть семипериодной Церкви Божьей

Мы являемся неотделимой частью продолжающейся семикратной церкви Божьей, охватывающей собой всю христианскую эру (ДА 585, 586). Нам выпал жребий быть заключительной частью или остатком самого славного, торжественного периода из всей истории человечества, потому что этот отрезок времени тесно связан с заключительным моментом работы Божьей. Сознание этой особой связи будет нас вдохновлять и наполнять смирением.

Следовательно, мы связаны неразрывными узами с церковью Божьей, функционирующей на протяжении всего времени христианской эпохи. Это и есть та точка зрения, с какой Бог видит Адвентизм и которая была изложена Иоанну в 2 и 3 главах книги Откровения. Через этого пророка с острова Патмос, последнего из апостолов, Бог предначертал, определил, установил масштабы и связи Адвентизма. И мы неразрывно связаны с этой генеральной потомственной линией Церкви Божьей.

Эта связь обеспечивает или гарантирует постоянство и единство веры истинной Церкви всех веков, а также и нашу часть и отношение к ней.

И мы никогда не должны разрешить себе сойти с этой неуязвимой позиции.

И это понимание, представление и видение никогда не должно быть затемнено, сужено, затерто или же преуменьшено.

6. Существование более широкого круга детей Божьих

Наряду с этой фундаментальной истиной [29] существует еще один параллельный факт, а именно: у Бога на протяжении столетий, помимо Его видимой Церкви были еще и невидимые члены Его Церкви, о которых Он Один знал и чьи имена были записаны в небесной Книге. И этих людей, рассеянных по всем столетиям и векам, Он считал Своими. Он признавал их «Моим народом». И мы со своей стороны должны поступать также.

Часто гонимые, рассеянные, заброшенные, изолированные и тем не менее они имели связь в Небом. Сюда относились благочестивые язычники, которые находились под прямым освещением «Света, освещающего каждого человека, приходящего в мир» (Иоан. 1:9). И эти люди признаны детьми Божьими (ЖВ 638; 479; Пр. Хр. 285; Прор. и цари. 253, 76. ДА. 416). Эта изумительная по своей духовной красоте потрясающая картина, но это картина вдохновенная! И вложенные в нее принципы и понятия никогда не должны быть изглажены из нашего сознания.

И все это также верно сегодня, как и в прошлом. Обратим внимание на следующее: у Бога есть Его дети — «Мой народ» — рассеянные сегодня по всем церквям в христианском мире. Фактически большинство истинных детей Божьих, по Его словам, все еще находится там (ВБ 383, 390; ДА 585, 586). Вот это одна из основных причин, почему мы были вызваны к существованию, чтобы найти, приобрести и привести этих детей Божьих в последнюю, видимую Церковь, чтобы наконец,- это было одно стадо, один Пастырь,- прежде чем возвратится наш Господь.

7. Глубина и перспектива, как следствие уточненных представлений

Такая точка зрения придает нашей миссии и нашей вести очень глубокое и перспективное значение. Это придает особенную силу нашему свидетельству. Это составляет часть подготовительной работы со стороны Бога для нашего участия и пригодности в завершении Его работы.

Это вливает особенную силу, торжественность в наш призыв к человечеству.

Это будет укреплять нас в нашем последнем великом испытании, которое так вкрадчиво, незаметно, но верно приближается. Это удвоит наши силы, когда путь, лежащий перед нами будет труден, и сражение особенно яростным и жестоким. Это необходимо для завершения стоящей перед нами задачи, так как через это мы получаем единственно верное понимание философии истории с Божьей точки зрения.

8. Сдерживающее средство против духовной гордости

Из такого широкого представления об Адвентизме вытекает два логических вывода. Первое: Это воспитывает в нас чувство смирения, скромности.

Это удерживает нас в рамках скромного представления о себе, чтобы мы не думали, что только мы народ Божий, что только мы обладаем истиной. Это предостерегает нас от высокомерия, могущего возникнуть в сознании того, что мы соблюдаем истинную субботу; что в нашей среде есть Дух пророчества и что только мы одни правильно понимаем значение суда и посредническое служение Христа во святилище; о [30] состоянии умерших и другие особенные истины, касающиеся нашей веры.

9. «Другие овцы»

Именно с такой точки зрения на Адвентизм мы будем свободны от фарисейского духа, что мы не таковы, как все остальные люди, что мы не нарушаем субботы, что мы чтим Дух пророчества, отдаем десятины, правильно понимаем истины о часе суда. И вместе с тем безжалостные факты говорят о том, что человек может верить во все эти истины, учить об этом других и, вместе с тем, оставить Церковь и погибнуть навсегда. Это говорит о том, что для спасения недостаточно иметь лишь правильное понимание доктрин.

Учитывая все это, мы должны прямо посмотреть правде в глаза и признать, что некоторые из народа Божьего, хотя и не принадлежащие к видимой церкви имеют такие духовные опыты и так тесно связаны с Ним, что многим из нас даже должно стать стыдно за себя. Это признание с нашей стороны должно оказать на нас свое целительное влияние, утверждать нас в истинном смирении и побуждать к самой тесной и подлинной личной связи с Богом, и развивать в нас еще большую любовь ко всем Его детям.

10. Такое понимание или представление о масштабности Адвентизма придаст огромную убежденность

Это даст нам новое представление о величии и могуществе вечного Евангелия, его широте, всеобъемлемости, полноте. Это свяжет нас более тесно в духе с истинной Церковью Божьей всех времен. Это создаст в нас чувство единства с никогда не прекращающимся действием Свидетельства Его Церкви,- простирающимся от апостольских времен до приблизившегося к нам величественного момента завершения всех веков.

Это вселяет в нас уверенность в том, что Тот, Кто до сих пор ведет нас к победе, если только мы будем неразрывно связаны с Ним, подчиняясь Его руководству и управлению. Таким образом, нами овладевает полное представление о широких параметрах Адвентизма.

III. Уравновешенное представление об этом движении

1. Необходимо здравое, уравновешенное представление

Слишком часто изучение нашего движения велось односторонне. Оно сводилось к отдельным историческим аспектам и событиям, оставляя в стороне многие выдающиеся данные. Мы должны собрать все факты нашего возникновения, если мы хотим иметь истинную, всеобъемлющую точку зрения.

Слишком часто мы были односторонними, привязанными к отдельным положениям, не уделяя [31] должного внимания остальному, что также существенно для объективного и симметричного понимания всей картины.

2. Полная честность в исследовании

Если только мы хотим иметь подлинную картину раннего периода нашей истории, мы должны быть предельно честными и беспристрастными. Часто мы были излишне нерешительными, исследуя различные взгляды наших пионеров, боясь в какой-то мере подорвать их достоинство. Но такая позиция не приведет нас к точности, и по сути дела она и неверна в вопросах исследования. Мы должны считаться со священным долгом тех кто пишет историю. Мы можем быть искренними без того, чтобы унизить чье-либо влияние или значение. Мы можем со своей стороны признавать слабости, человеческую ограниченность; признавать, что некоторые личности придерживались определенных, ошибочных взглядов, и, вместе с тем, с уважением отнестись к их превосходным сторонам жизни, к их благородным действиям и поступкам.

Только так поступая, мы сможем правильно понять происхождение и причины некоторых расхождений во взглядах, возникающих по временам и приводящих братьев к противоположным выводам по определенным вопросам. По самой природе этого явления неизбежным оказывалось возникновение определенных разномыслий; что-то оставалось до времени невыясненным, но потом постепенно достигалась определенная степень согласия. Что фактически и происходило, как мы это и будем видеть.

Мы можем делать со своей стороны исторические исследования, не поддаваясь предубеждению и осуждению. И мы должны так поступать, для того чтобы понять историю нашего прошлого в ее истинном свете, для того чтобы мы увидели, как Бог ведет нас. Только в таком разрезе мы сможем проследить прогрессирующее восприятие и принятие драгоценной истины, постепенно открывающейся церкви.

3. Необходимость в искренности и объективности

Нам также необходимо понять причины и происхождение некоторых конфликтующих взглядов, имевших место во дни миллеритского и домиллеритского движения. Мы должны понять то, что разделило братьев в их воззрении.

Некоторые аспекты истины, выдвинутые определенными лицами должны были в конце концов быть принятыми народом, который искал истину, невзирая на все предубеждения, гордость личного мнения, пристрастность. Для этого требовалось время.

И, невзирая на самые неблагоприятные условия, извращенные понятия, человеческие слабости со стороны некоторых — истина неуклонно и неизбежно прокладывала себе путь к победе [32] сквозь мрак заблуждения. Божественная Рука оберегала Его Церковь, управляя и направляя все текущие события.

4. Утверждая веру и прославляя Бога

Это путешествие вглубь истории открывает перед нами победу и торжество истины после пережитых носителями этой истины ошибок и постепенного ее восприятия и покорности ей. Мы можем вести искреннее исследование, признавая в то же время человеческие слабости и упрямство, проявляющиеся во все века христианства, как и в наше время. Это очень честно признано и Библией и Духом пророчества. Но наш поиск завершается уверенностью надежды на триумф в предстоящем кризисе.

5. Почитая Бога и уважая людей

Как было замечено выше, нам необходимо признать некоторые руководящие принципы в обращении с историческими фактами и личностями. Некоторые опасаются, что осведомленность об определенных человеческих несовершенствах у выдающихся исторических личностей в какой-то степени затмит создавшийся вокруг них традиционный ореол. Такие люди полагают, что если мир узнает о слабостях этих замечательных мужей — это лишит их должного уважения.

Такой подход неверен. Библия предельно откровенна в этих вопросах, так, например, Адам и Ева; Моисей и его случай с египтянином; Давид и Урия. Бог разрешил писателям Библии отметить то, что имело место, что произошло. Но Он также показал и то, как через Его благодать они стали великими лидерами и Его вестниками. Это — метод вдохновения в Его отношении с теми, которых Он использовал таким плодотворным и могущественным образом. Это внушает доверие.

Следуя такому примеру, мы почтим Бога и возвысим истину. И в самом деле, мы, со своей стороны, еще больше засвидетельствуем свое уважение к людям, когда увидим правдивое изложение фактов. Мы научимся извлекать силу из их слабостей; смелость из трусости и твердость из их сомнения и колебаний. Наша надежда укрепится, когда мы увидим, что Бог сделал для других и как Он обращался с другими.

6. Верность и откровенность Е. Уайт

Елена Уайт всегда была откровенной. Она не проявляла нерешительности, когда нужно было указать на ошибки и обличить недостатки людей. Она не выставляла этих людей как идеальный образец, стоящих на пьедестале совершенства. Она проявляла к ним свое доверие, когда они раскаивались, меняли свою точку зрения и образ действий. Во всем этом она проявляла свою предельную искренность и верность. Но она никогда не разрушала уважения и доверия к ним как мужам, которых использует Бог в Своей работе. [33] Бог смотрит на намерения и побуждения сердца человека, на его желание и стремление служить Ему. Ограниченность взглядов и знания — это свойство природы человека. Конечно, воспитание, общественные связи, среда — все это имеет свое влияние. Мы должны уважать и оказывать почтение людям за их сердечность, достижения, за их мужество, с каким они оставили заблуждение и приняли истину. По сути дела они работали и действовали согласно того света, который они получили и так как они его понимали. Другим приходилось после них дополнять недостающие звенья и, нередко, исправлять и вносить ясность в неверное представление своих предшественников.

7. Истина прогрессивна

Развитие истины прогрессивно. Свет постепенно ширится, подобно заре, а тьма и заблуждения уходят. История говорит нам, как Бог стоит за рулем сионского корабля, Он ведет этот корабль через рифы, подводные камни и гавани истины. Он ведет Свой народ к победе. Этого мы никогда не должны забывать.

Кроме того, это наше всеобщее учение, преобладающий взгляд Церкви, заложенный в основание Адвентизма. Это не какие-то независимые, отдельные голоса или отдельные мнения меньшинства: это — сила и дух истинного Адвентизма.

Нет ничего унизительного в том, что человек какое-то определенное время придерживался ошибочных взглядов до тех пор, пока свет не озарил стоящие перед ним проблемы. Упрямиться и отказываться принять возрастающий свет — вот что неверно и достойно осуждения. Нашим предшественникам приходилось преодолевать очень серьезные трудности. Мы пришли к нашему современному положению из состояния неорганизованности, без какого-либо общего изложения вероучений. И все это было сделано через благодать Божью и Его руководство.

Теперь обратимся к нашей главной цели и ее более полному определению.

IV. «Вечные истины» — чудесный дар Божий

1. Что это такое — «вечные истины»?

Истина — это то, что верно в соответствии с фактом и действительностью. Вечные истины — это просто то, что вечно остается верным, но имеет свой особый характер. Эти истины исходят от Бога, а не от человека.

В содержании этой книги — это выражение относится к вечным принципам, условиям, Божественным Личностям, являющимся основанием и надстройкой божественного плана искупления. Они являются сердцем и сутью вечного Евангелия из Откровения 14:6. [34]

2. Основная цель истины — искупление

Вечные истины охватывают главные принципы и материалы, необходимые для спасения человека, сосредоточенные в свою очередь в Трех Лицах Божества. Они вечны, потому что Бог Отец. Сын и Дух Святой — вечны. Они еще вечны и потому, что план искупления был задуман в вечности, еще до сотворения нашего мира и происхождения греха, с закланным Агнцем Божьим в нерушимом завете прежде создания мира (Отк. 13:8).

Вечные истины включают в себя все необходимое для осуществления священной цели — воплощение Сына, Его безгрешная жизнь, искупительная смерть, победоносное воскресение, посредническое служение и второе Пришествие. Центром всего является Его безупречная праведность, в которую Он облекает и посредством которой преобразует кающегося грешника.

3. «Вечное Евангелие» в действии

Отдельные фрагменты вечных истин включают в себя возрождение, оправдание, освящение и прославление. К ним же относятся и действия Св. Духа на сердце человека.

В основании всего этого лежит любовь Божья, его милость, сострадание и сила. Все эти истины содержат в себе могущественные, сильнейшие средства в борьбе с грехом и для его окончательного искоренения из Вселенной. Следовательно, вечные истины — это вечное Евангелие по своему содержанию и действию.

4. Божье, а не человеческое

Вечные истины — это то, что Бог дает нам. Эти истины — это не наш ответ в форме соблюдения Его святого закона, соблюдение субботы; совершение обряда крещения; возвращение Богу, принадлежащего Ему; преданного Ему служения.

Вечные истины не представляют собой наш ответ в покаянии, исповедании, вере, принятии, следовании, свидетельстве, служении, жертве. Все это, вышеперечисленное, является следствием отклика и принятия человеком вечных истин.

Вечные истины нельзя смешивать с нашим умственным восприятием церковных доктрин, пророческих истолкований, принятием учения об истинной субботе; в правильном представлении о необходимости постоянного пребывания Христа в нашем сердце; в правильном понимании и применении символических прообразов ветхозаветного учения о святилище и его служении и их истинного значения. Это — и не вера в наличие и работу Духа пророчества. Это — и не посвящение и не отдача себя на служение Богу.

Все это составляет человеческую сторону этого вопроса, что находится в резкой противоположности с Божественной стороной этого вопроса, воплощенного и выраженного в вечных истинах. [35]

V. Причины распространенной предубежденности

1. Единство и неравенство

Мы вышли из этого мира как «малое стадо», как Церковь остатка при немалых трудностях и сложностях. На нашей первичной стадии развития, как народа, мы были объединены вокруг доктрин, «основополагающих истин», которые отделили нас от всех других христианских течений. Это произошло по причине возвещения нами особой вести о «настоящей истине», обращенной сегодня ко всему миру. Эти специальные доктринальные истины этой вести — подлинны, правдивы и никогда не должны были менять своего основного содержания, как по-своему внутреннему содержанию, а также и по специальному назначению к нашим последним дням.

Но также верно и то, что у нас в самом начале не было единого понимания по некоторым вопросам о спасении, о божественных Личностях вечного Евангелия; в отношении трехангельской вести и ее завершающей фазе и свидетельств.

Существовали различные представления о Божестве, божественности Христа, Святом Духе и некоторых аспектах в служении примирения. И тем не менее верность по отношению этих спасительных истин — вечных истин — была сердцем истинной Церковной веры во все периоды ее наибольшей чистоты.

Это справедливо по отношению первой церкви, реформаторских времен Веслейского периода. И мы должны следовать этому и сегодня.

2. Меньшинства создавали противоречия

Многие из наших отцов-пионеров имели правильное представление о вечном существовании Христа и Божестве, выйдя из церквей, верующих в учение о Триедином Божестве. Они верили в искупительный акт, совершенный на кресте и вытекающими из этого акта благословениями, которыми Христос наделяет верующих в Него как Своего Первосвященника, совершающего также служение суда с 1844 года. Елена Уайт также принадлежала к этой группе людей. Однако меньшинство влиятельных мужей придерживалось других точек зрения по этим вопросам и публиковала свои взгляды в печатных трудах, но то были их личные взгляды, и пока мы как народ пришли к единой точке зрения, на это ушли целые годы.

И хотя прошло много времени с тех пор, как эти неправильные взгляды были исправлены и многие отреклись от них, но потому что в свое время они были обнародованы в наших книгах — критики, неадвентисты, рассматривали эти неверные взгляды, как общепринятые воззрения Адвентистов, не считаясь с авторитетным их опровержением. Нетрудно, конечно, понять результаты этих придирок.

Такое поистине несчастливое стечение обстоятельств создавало о нас, как о народе очень нелестное представление в богословских кругах религиозного мира, что мы являемся «противохристианским культом», потому что словом культ по определению многих евангелистов может быть названа религиозная организация, [36] отрицающая (1) предвечное существование и полное Божество Христа и (2), что акт примирения был завершен на кресте.

Можно было бы назвать еще целый ряд обвинений, но это были главные точки, по которым вообще определялась христианская принадлежность и сущность как религиозного течения. В нашей среде, действительно существовали особенно разные взгляды по этим двум пунктам — что создавало, к величайшему сожалению, такое понятие о нас как о народе.

3. Утаивание своих особенностей

Это окончилось тем, что мы начали умышленно скрывать принадлежность к этой Церкви в публичных выступлениях. И мы делали это до тех пор, пока публичным образом не убедили людей в нашем правильном понимании Св. Писания по главным вопросам. Но и эти действия с нашей стороны, которые, как казалось, были продиктованы из самых добрых побуждений, были истолкованы в неправильном свете, и на нас смотрели как на лжепастырей, похищающих чужих овец.

4. Уточнение и разъяснение изменило определение

До тех пор, пока мы с нашей стороны самым настоятельным образом не выразили своего отношения к вечным истинам, что всегда делала литература Духа пророчества, и не внесли основательных разъяснений по этим фундаментальным вопросам христианской веры, мы не были признаны многими евангелистскими течениями как воистину возрожденные свыше христиане и как братья во Христе.

Эта разъяснительная работа велась через средства массовой информации, через программы «Голос пророчества», «Вера сегодня», «Так написано». В данном вопросе эти программы сыграли свою неоценимую роль. И только широкая общественная работа помогла исправить и устранить то неправильное представление, какое утвердилось об Адвентистах.

5. Откровенность приготовляет путь для всемирного свидетельства

Благодарение Богу, что для нас наступил новый день; когда нас стали лучше понимать, признавать, и это открыло перед нами путь к величайшему свидетельству перед миром. На нас уже больше не смотрели только как на теоретиков и законников, но как на истинных христиан, чья надежда и [37] учение всецело концентрируются во Христе и полноте Его Божества, Его полного акта искупления на кресте, Его примирительного служения на небе и спасения через веру во Христа и Его праведность в самом широком и полном смысле этого слова. Блаженный день! Уверенность Елены Уайт в этом окончательном торжестве — осуществляется.

И в этом отношении мы находимся в полной гармонии с вдохновенным Словом.

Теперь обратимся к нашему действительному и необычному месту в плане и средствах Божьих.

VI. Завершение всех предшествующих пробуждений и реформаций

1. Начато другими

Основные принципы толкования пророчеств, которых мы придерживаемся как церковь, не является разработанным исключительно только нами. Они просто являются обобщенным опытом пророческого толкования Церкви Столетий, постепенно накапливающегося в периоды величайших духовных пробуждений. А мы, со своей стороны, просто продолжаем координировать их дальнейшее развитие, приводя их к конечной цели. Подобным же образом и те реформы в жизни людей, которым мы придаем такое большое значение, в такой области как здоровье, воспитание, воздержание и т. п возникли с нами, как народом.

Все это, по крайней мере в своей начальной форме, было принято и развито некоторыми руководящими протестантскими группами в Сев. Америке и других местах в те периоды духовного пробуждения и реформ, которыми отмечено начало девятнадцатилетнего столетия.

2. Наследники и продолжатели реформации

Дело Реформации, проводимое нами сегодня, отвергается этими же самыми ведущими протестантскими группами. Это произошло главным образом потому, что они вскоре оставили те начальные положения реформированной жизни и практики, которые мы продолжаем лелеять и пропагандировать.

Таково духовное наследие того, что мы ввели сегодня в практику нашей практической жизни. Мы, по сути дела, являемся наследниками и продолжателями тех реформ, которые оказались оставленными другими. Наконец, пробил час для последнего, вызванного Богом, реформаторского движения, для восстановления всех прошлых истин и жизненных правил, важных в приготовлении народа для встречи с Господом. С наступлением этого часа явились и избранные вестники этого дела. Другие начали.

Мы продолжаем. [38] В этом наша задача. В этом неотъемлемость нашей работы сегодня. Мы не стыдимся нашего близкого отношения к здравому учению и жизненным вопросам прошлого, которые принадлежат другим церквам в дни их большой духовной чистоты. Мы принимаем определение «Реформаторы», потому что в основу нашего движения заложены принципы обновления и реформации. И это понятие никогда не должно быть потеряно из виду. В этом отношении мы решительно расходимся с практикой и воззрениями многих других верующих. И эта разница с течением времени будет выступать все ярче.

3. Сердечный ответ на властный призыв

Если бы участники миллеритского движения, ожидающие Пришествия своего Господа в 1844 г. приняли бы тогда же свет трехангельской вести, то они стали бы Божьей Церковью остатка и дали бы миру последнюю весть предостережения и привели бы мир к чистоте первоначальной апостольской церкви. Их численность, способности, энергия — все это внесло бы свой большой вклад.

Но так как они не пошли по пути совершенства ни в учении, ни в знании доктрин,- должен был подняться другой «остаток», с тем чтобы подхватить упавшее знамя, призывая к неизбежному удалению от компромиссов и уклонений и осуществляя последнее поручение Бога к Его Церкви. Вот как возникли Адвентисты седьмого дня и для чего они находятся здесь. Они — как ответ послушного народа на требовательный зов Бога в эти последние дни истории земли. Мы пришли в мир — как ответ на божественный зов пророчества.

4. Новые высоты духовного величия

Такое представление о происхождении и связи принципов пробуждения и реформации, содержащихся в этой вести — основано на трезвом, историческом факте — поднимает все движение на новые духовные грандиозные вершины. Именно это придает ему внутреннюю силу и единение с истинной Церковью всех веков, что не могло бы произойти другим путем.

На основании этой истины и понимания нерушимых связей, мы ставим себя в это необычное законное положение в Божьей универсальной программе всех веков. Мы неотрывно вплетены в Его никогда не прекращающуюся линию свидетелей и вестников спасительной истины, охватывающей столетия христианской эры. Мы — просто стоим в конце этой линии с накопленными и сияющими над нами вековыми преимуществами и ответственностью. Мы неразрывно связаны с великим поручением всех веков и с последним движением, которое возникло в начале девятнадцатого столетия.