Украинский штундизм

Украинские штундисты — это предшественники баптистов на Украине так же, как кавказские и крымские молокане — их предшественники на Кавказе. Кавказ, Украина, Таврическая губерния — вот три очага будущего возникновения баптизма.На Украине начиная с 60-х годов прошлого века и до сих пор слово «штунда» является оскорбительным прозвищем баптистов. На примере штундистов видно, насколько ложны, совершенно неосновательны обвинения и негодующие крики, сопровождавшие в нашей стране любое проявление живой веры, подлинного христианского интереса к Божиему Слову, желания действительно жить так, как учил Христос. Вот типичная деревенская информация о штун-дистах: «Штундисты в церковь не ходят, топчут иконы, живут невенчанными, не крестят своих детей, молятся в котел. Попавшего к ним на собрание они заговаривают и превращают его в штундиста». А вот типичные оскорбления: «Изувер, душу продал! Бить его!»

И так было на протяжении всей тысячи лет нашего христианства. Между тем английский историк начала XX века Роберт Латимер пишет о них: «Какие верования скрывались в душе исключительно трезвых, рациональных, изобретательных «сектантов» — крестьян в России? Что заставило их отличаться так сильно в поведении и характере от их соседей? Это различие, созданное их верой, было столь удивительным, столь коренным, что вера, побудившая их к этому, должна вызывать особенный интерес». Историк называет штундистов наряду с духоборами и молоканами XVIII века братьями евангельских христиан Запада. Он при этом отмечает, что интересные подробности, касающиеся верований южнорусских «неправославных», можно отыскать только среди массы ругательств и самоправедной лжи, направленных против них.

Итак, кто такие штундисты? В 1774 году был заключен мир с Турцией, и Россия приобрела северное побережье Черного моря и Крым. Правительство Екатерины II решило пригласить для обрабатывания новых земель немцев, меннонитов и реформатов, известных высокой культурой хозяйствования. Сам Потемкин, которому было присвоено звание «Таврический» за покорение Таврии — Крыма, ездил в город Данциг лично приглашать желающих стать колонистами. Так у нас в Правобережной Украине появился городок под названием Старый Данциг, впоследствии село Крупское. Заселение Таврической губернии и юга Украины продолжалось и при Павле I, и при Александре I. Если вспомнить историю и воспитываемую в народе ненависть к Западу («погана латинска вера»), можно считать заселение юга России потомками Реформации чистым чудом и промыслом Божьим, потому что именно этот район станет колыбелью широкого евангельско-баптистского движения.

Немецкие колонисты получали вместе с землей много привилегий: они на десять лет освобождались от налогов, не участвовали в войнах, наделы им давались крупные, и все это с одним условием: не совращать православных русских и украинцев в свою веру! И так они и жили, бок о бок, почти сто лет, не оказывая никакого влияния друг на друга, разделенные стеной обрядов. Русские и Украинские крестьяне не интересовались не только религией колонистов, но даже и их прогрессивными методами бдения сельского хозяйства. И так продолжалось бы еще неизвестно сколько времени, если бы Дух Божий не коснулся сердец немецких переселенцев. Они были доступнее для евангельского пробуждения, потому что у них у всех были и Библии, и знание основ учения Христа. Апостолами пробуждения стали отец и сын Бонекем-перы (на Правобережной Украине) и Эдуард Вюст (на Левобережной Украине). Возгоревшаяся любовь к Богу расплавила сердца многих колонистов, и они утратили свою расчетливую осторожность — открылись для живших рядом с ними и вокруг них русских и украинских крестьян. Но и в тех тоже произошли большие изменения!

Лидер баптистского движения Василий Гурьевич Павлов так пишет в своем историческом очерке: «Лишь с освобождением крестьян от крепостной зависимости начинается… пробуждение религиозного сознания русского народа, которое выразилось в движении, получившем название штундизм».

Само это название происходит от немецкого слова Stunde, означающего «час», — это час молитвы и изучения Божиего Слова, на который радушные хозяева-немцы стали приглашать своих батраков и соседей, желая поделиться с ними той радостью спасения, которая пробудилась в них самих. Божие Слово радикально меняло жизнь крестьян. Священник Ушинский,В деревне Любомирке, около Елизаветграда, первым обращенным стал Иван Рябошапка, впоследствии — выдающийся баптист-миссионер. В то время (1860 год) он был мельником, и его часто видели сидящим у двери мельницы с букварем в руках или читающим Евангелие. В возрасте 30 лет он самостоятельно научился читать и писать по-русски и даже понимать написанное по-немецки из немецкого Евангелия.

Однажды он читал 7-ю главу Евангелия от Матфея… Это та глава, где говорится, что «просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» и что Отец Небесный «даст блага просящим у Него». Здесь также есть описание широкого и узкого пути: «…тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». И история о доме на камне и о доме на песке: «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне». Наш дорогой брат Иван Рябошапка все слова эти прочел, медленно и вдумчиво, и вдруг впервые в жизни почувствовал сильное желание помолиться Богу. Он встал на колени тут же, на ступенях мельницы, и обратился к живому Всемогущему Богу, прося у него прощения всех своих грехов. Он потом рассказывал так: «От радости я кричал на мельнице, я славил Бога!» На этой же мельнице начались первые собрания крестьян из Карловки и Любомирки, пока они не перешли в знаменитую «клуню», сарай, ставший их первым домом молитвы.

Все эти вопросы евангельского пробуждения на юге Украины детально исследованы и освещены в недавно вышедшей книге С.Н.Савинского «История русско-украинского баптизма», Одесская Богословская семинария, 1995. В ней отмечен также один очень важный факт: украинские крестьяне не перенимали «немецкой веры»! Никто из них не стал лютеранином, реформатом или меннонитом. Их коснулось евангельское пробуждение, начавшееся в среде немецких колонистов, т.е. через немецких колонистов их коснулся Дух Божий. А дальше они начали устраивать свои собственные собрания, появились общины, группы изучения Библии. К ним тянулись православные люди, тянулись непреодолимо: высокая нравственная жизнь штундистов, постоянное духовное горение, стойкость в гонениях чрезвычайно привлекали тех, в ком не вовсе угасли религиозное чувство и мысль.

При господствующем в народе ужасном религиозном невежестве и суевериях штундизм надо считать чудом Божьей милости к нам. Это чудо произошло в 60-е годы прошлого века, в условиях падения крепостного права и при появлении русского перевода Евангелия в достаточном количестве. Бог Сам открыл дверь для благовестия в России. И этому предшествовала длительная подготовка. Евангельское пробуждение происходило в тех местах, где издавна селились духоборы и молокане, меннониты, лютеране и реформаты. Есть свидетельства, что к братствам штундистов присоединилось много староверов^ Евангельское движение означает движение возрождения со стремлением воспроизвести первозданное христианство, с его собраниями для молитвы и библейского изучения. И это было не в каком-то уголке земного шара, о котором мы сейчас говорим, не среди одних только украинских крестьян, но евангельское пробуждение охватило немецких колонистов и вcе сословия в России, на Укра-чне, на Кавказе, в Таврии, в Петербурге, а затем и в Средней России. Это было всемирное движение Духа — в Европе, Америке. «Дух дышит, где хочет».

Штундизм — последняя глава истории тысячелетнего богоискательства и первая глава истории современного евангельско-баптистского движения, несущего с собой Благую Весть о спасении через веру и рождение свыше, об уверенности в вечном спасении и непреложности его, о личном познании своего Спасителя и о церкви искупленных Божьих детей, отражающих Славу Бога в радости и любви, свидетельствующих об истине Его и открывающих всем людям Имя Его. Свет благовестия с великим трудом проникал в нашу страну, и как случилось, что в XIX веке рухнули преграды для Евангелия и началось воскресение России и ее великое духовное пробуждение, — это тема для отдельной статьи. В заключение речь пойдет о том, во что верили наши братья—духовные христиане, духоборы, молокане, штундисты, как свет истины постепенно проникал в наш народ.