Глава 10. Россия и государственно-церковные отношения в начале XX столетия

Общее положение России в начале XX столетия. Русско-японская война и волнения в народе. Введение основ парламентаризма в России. Первая мировая война и общенациональный кризис. Православие в начале XX столетия. Указ о веротерпимости. Протестантизм и отечественная интеллигенция. Православные миссионерские съезды.

В начале XX столетия Россия переживает целый ряд событий, оказавших влияние не только на политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, но и на духовно-религиозную жизнь общества. Учитывая то, что в трех последующих лекциях речь пойдет об истории Церкви АСД в период до 1917 года, будет уместным в данной лекции хотя бы кратко остановиться на характеристике основных событий в общественной жизни России вплоть до 1917 года.

Прежде всего это русско-японская война 1904-1905 гг., закончившаяся для России поражением. В этой войне русская армия потеряла около 270 тысяч человек. Уже во время войны начинается волнение в народе. По всей стране прокатывается волна стачек и забастовок. Рабочие, участвовавшие в стачках и забастовках, требовали равенства в правах всех сословий, народностей, вероисповеданий, гарантий демократических свобод, неприкосновенности личности, жилища, свободы слова, собраний, печати, обществ, союзов, амнистии политическим заключенным, прекращения войны. Однако власти не торопились с ответными действиями. А иногда эти действия носили характер подавления. Особенно трагичными оказались январские события 1905 года. В воскресенье 9 января в Петербурге во время шествия огромных толп рабочих к Зимнему Дворцу было убито, по официальным данным, 130 человек, и несколько сот получили ранения. Расстрел рабочих потряс всю Россию. Этот день остался в памяти народа как «кровавое воскресенье».

Неудачная война с Японией, январские события, нарастающая волна забастовок заставили правящие круги России идти навстречу предъявленным требованиям, побудили искать новые пути осуществления социальных реформ. Именно под натиском событий 1905 года в России закладываются основы парламентской власти. Создается представительное, законодательное выборное учреждение, так называемая Государственная Дума. Николай II выступает с Манифестом, обещая гражданскую свободу, участие в выборах в высший законодательный орган страны всех слоев населения. Манифест, изданный 17 октября 1905 года, обещал «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»*. (*Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. -Лондон, Канада: Изд-во «Заря», 1987. — С. 447).

На волне происходящих в России событий 17 апреля 1905 года был издан указ о веротерпимости.

Несмотря на резкие возражения со стороны официальной церкви, правительство начинает проводить политику религиозной свободы и выносит целый ряд вероисповедных законопроектов для обсуждения в Думе. Только активное противодействие представителей православного духовенства в Думе помешало осуществлению большинства вероисповедных проектов.

Начиная с 1909 года, в связи с проводимыми в стране реформами энергичного и смелого министра внутренних дел П. А. Столыпина, Россия вступает в период экономического подъема. Бурно развивается промышленность, транспорт. Строятся железные дороги, которые связывают центр России с Севером, Уралом, Казахстаном и Средней Азией. Шире используются современные виды связи: телеграф, телефон. Бурно развивается торговля, растет сеть банков.

Особенно ощутимыми были результаты аграрной реформы. За 1907-1909 гг. в малонаселенные районы южной Сибири было переселено 1,5 млн. крестьян. Переселенцы получали по 15 десятин земли на каждого члена семьи. Каждая семья ежегодно имела в среднем 250 пудов излишков хлеба*. (* Савельев Н. / Комсомольская правда. — 19 мая 1990 г.). Россия стала экспортировать зерно. Согласно историческим документам, в 1909-1911 гг. из России ежегодно вывозилось зерно на сумму около 750 миллионов рублей**. (**Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. — С. 463). По темпам экономического роста Россия вышла на второе место в мире после США, а затем обогнала и их. По уровню народного дохода на одного жителя или, как принято говорить сегодня, по уровню потребления на душу населения, Россия вышла на седьмое место в мире. По свидетельству экспертов, уровень жизни в России накануне первой мировой войны был вполне сопоставим с уровнем жизни в других странах*. (* Лапин А. / Комсомольская правда. — 19 апреля 1990 г).

Если говорить о внешнеполитической ситуации в этот период, то следует отметить напряженный характер отношений между Россией и Германией, которые обостряются с каждым годом, несмотря на неоднократные попытки возобновления русско-германских переговоров. Для Церкви адвентистов седьмого дня, значительная часть руководства которой представлена была немцами, подобная ситуация была явно неблагоприятной.

В 1914 году развязывается мировая война, в которую оказались вовлеченными почти все страны Европы, в том числе и Россия. Первая мировая война принесла народам России невиданные лишения и страдания, голод и разорение. Не будет преувеличением сказать, что по разрушительности и потерям первая мировая война превзошла все предыдущие войны, в которых Россия когда-либо участвовала. В России было мобилизовано в вооруженные силы около 16 млн. человек. В 1917 году на нужды войны в России работало 76% рабочих. Две трети всей промышленной продукции шло на военные нужды, и лишь одна треть оставалась для потребления населением. Мобилизация промышленности и усиленное производство военной продукции привели к расстройству экономики. Уже на втором году войны стали наблюдаться признаки развала народного хозяйства. Пришло в упадок сельское хозяйство. Война привела к значительному обнищанию народа. В 1916 году Россия оказалась в состоянии продовольственного кризиса.

В состоянии кризиса оказался и государственный аппарат России. Только за два года войны сменились 4 председателя Совета министров, 6 министров внутренних дел, 4 военных министра, 3 министра иностранных дел. Общие людские потери в первой мировой войне в России составили 5 млн. человек.

Война, бедственное положение дел во внутренней политике, голод и разорение народа привели Россию в феврале 1917 года к революции. 2 марта царь Николай II отрекся от престола, а 3 марта было образовано Временное правительство во главе с князем Львовым. Сразу же после революции Временное правительство объявило об амнистии всем политическим заключенным, отменило смертную казнь, сообщило об отмене ограничений в национальных вероисповеданиях. Специальным постановлением Временного правительства было введено всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании для выборов в органы городского и земского самоуправлений. Временное правительство провозгласило специально изданным законом принцип свободы собраний и союзов. Решая проблему затянувшейся войны, новое правительство заняло позицию — мир без аннексий и контрибуций на основе самоопределения народов. Временным правительством были созданы земельные комитеты, на которые возлагалась подготовка закона о земельной реформе.

И все же, несмотря на все эти прогрессивные заявления, Россия продолжала находиться в состоянии войны и оставаться в сложнейшем политическом и экономическом положении. Резко активизируется партия большевиков, поставившая перед собой задачу вооруженным путем свергнуть власть Временного правительства и установить диктатуру пролетариата. 24-25 октября в Петрограде произошло вооруженное восстание, в результате которого власть перешла в руки большевиков.

Такими сложными и драматическими событиями, как во внутренней, так и во внешней политике было отмечено начало XX столетия в России. По сути дела, в 1917 году Россия пережила переломный момент в своей истории. История России разделилась на дооктябрьский период (до 1917 года) и послеоктябрьский период (после 1917 года). В связи с этим мы и будем говорить об истории адвентистской Церкви в России. Однако прежде чем перейти к рассмотрению истории Церкви АСД в начале XX столетия, хотелось бы посмотреть на то, что представляла собой официальная церковь в указанный период.

Православие оставалось наиболее массовым вероисповеданием в России. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 года, численность православных составляла 87, 3 млн. человек, или 69,5 % всего населения российской империи . (* Распределение населения империи по главным вероисповеданиям. Разработано ЦСК МВД по данным первой всеобщей переписи населения 1897 г. — СПБ., 1901. — С. 2, 3).

В 1905 году в России действовало 48 375 православных церквей. Численность белого духовенства составляла 103 437 человек, численность черного — 20 199. В России насчитывалось 267 мужских православных монастырей и пустынь и 208 женских монастырей и общин*. (* Всеподданнейший отчет обер-прокурора св. Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 годы. — С. 71,100).Православная Церковь располагала 4 духовными академиями (Петербургская, Московская, Киевская и Казанская), 57 семинариями, 184 мужскими духовными училищами. В распоряжении Церкви была мощная полиграфическая и издательская база. Значительным тиражом издавались «Церковные ведомости». Каждая епархия (а их тогда было 66) печатала «Епархиальные ведомости». Массовыми тиражами выходила разная по характеру религиозная литература.

Однако несмотря на такую сильную организацию, церковь в начале века находилась в состоянии духовного кризиса, что отмечается многими исследователями. Материальное давлело над духовным. Высшие церковные иерархи, активно приобщаясь к новейшим способам обогащения и сомкнувшиеся с правящими верхами, не имели нравственного авторитета среди населения. Духовенство относилось к наиболее зажиточной части населения. Вот, например, данные о доходах петербургского духовенства. Настоятель Исаакиевского собора получал годовой доход 3 300 рублей; протоиерей — 3 200, столько же — третий священник** (**Санкт-Петербургский государственный исторический архив. — Ф. 19. Оп. 97. Д. 10. Л. 14. Об. 69-70.). (Сравните с жалованием служителей Церкви АСД: в 1911 году библейский работник получал 9-10 руб. в неделю, разъездные проповедники — 20-25 рублей в неделю)*. (* Бондарь С. Д. Адвентизм 7-го дня. -С-Петербург, 1911. — С. 146.).

Происходит расслоение в среде духовенства. Некоторые представители духовенства сознают необходимость обновления внутреннего строя церкви, духовно нравственного оздоровления духовенства как носителя добра и справедливости. После январских событий 1905 года в церкви появляется так называемое обновленческое движение. Основное внимание обновленцы сосредоточили на вопросах о положении церкви в государстве и ее внутренней перестройке. Вслед за обновленцами появляется движение так называемых свободных, внецерков-ных христиан, «христианских социалистов», господствующая Церковь подвергается критике. Наиболее крайние представители этих движений решительно заявляют: «Не надо ни обрядов, ни духовенства, ни церкви!»** (** Панкратов А. Яма (очерки религиозных исканий) / Русское богатство. — 1910, № 4. — С. 24-31).

Однако ни церковным обновленцам, ни «христианским социалистам» не удалось внести никаких изменений в православную церковь. Да и вряд ли можно было что-то изменить, пока оставалась неизмененной трехчленная формула, лежавшая в основе русской государственности «православие, самодержавие, народность». Редактор православного журнала Миссионерское обозрение откровенно заявлял, что «спаянность государственная и церковная слишком велика в православно-самодержавной России, чтобы отвергать одно, не затрагивая другого»*. (*Цит. по Мельгунов С. Церковь и государство в России. — М., 1907. — С. 143.).

Итак, в начале XX века православное вероисповедание оставалось «первенствующей и господствующей» верой в России, как и подчеркивалось это в Правительственном вестнике от 27 февраля 1903 г.**. (**Правительственный вестник. — 1903, № 46, 27 февраля.). Тем не менее именно в обозначенный период происходят определенные изменения в сфере государственно-церковных отношений, которые заметно улучшат положение всех инославных и инаковерующих в России. Речь идет о предпринимаемых правительством мерах по введению в стране начал веротерпимости. Следует сказать, что в связи с напряженной внутриполитической ситуацией в России еще в 1903 году правительство издает манифест, в котором, в частности, говорилось: «Укрепить неуклонное соблюдение властями, с делами веры соприкасающимися, заветов веротерпимости, начертанных в основных законах империи Российской, которые… предоставляют всем подданным нашим инославных и инаковерных исповеданий свободное отправление их веры и богослужения по обрядам оной»***. (***Там же).

12 декабря 1904 года последовал именной указ Сенату, шестой пункт которого предписывал следующее: «Для закрепления выраженного в манифесте 26 февраля 1903 года неуклонного душевного желания охранять освященную основными законами империи терпимость в делах веры, подвергнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и независимо от сего принять ныне же в административном порядке соответствующие меры к устранению в религиозном быту всякого прямо в законе не установленного стеснения»*. (* Правительственный вестник. — 1904, № 283,14 декабря). Тем не менее каких-то ощутимых перемен в отношении к протестантам эти правительственные решения, к сожалению, не вызвали. Синод во главе с Победоносцевым продолжал руководствоваться принятом еще в 1894 году законом о штундистах.

В январе-феврале 1905 года Комитет министров проводит несколько заседаний, посвященных проблеме соблюдения пункта 6 указа от 12 февраля 1904 г. В работе Комитета принимает участие митрополит Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), который, несмотря на сильную оппозицию со стороны православного духовенства, не выступал против принципа веротерпимости, хотя и поднимал активно вопрос о положении православной церкви. Комитетом были выработаны положения, которые и легли в последующем в основу манифестов о религиозной свободе. Среди этих положений были следующие:

— Признать, что отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собой каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий…

— Испросить Высочайшее соизволение на распечатание всех молитвенных домов, закрытых как в административном порядке… так и по определению судебных мест… и на отмену… утвержденного 4 июля 1894 года положения комитета министров о воспрещении последователям… штундистов молитвенных собраний.

— Поручить управляющему Министерства юстиции… позаботиться своевременно принять меры к облегчению участи тех из осужденных, для которых ввиду перемен в уголовных и о посягательствах на веру законах наложенное на них наказание может быть смягчено или совсем отменено, и к прекращению находящихся в производстве уголовных дел о деяниях, признаваемых впредь не преступными*. (* Правительственный вестник. — 1906, №87,21 апреля).

Следует отметить, что определенную роль в разработке этих положений сыграли многочисленные материалы, собранные евангельскими христианами и свидетельствующие о грубом попрании прав верующих, исповедующих не православие. Среди этих материалов были судебные дела, возбужденные за проведение молитвенных собраний и погребение умерших, письма о побоях, истязаниях и убийствах, арестах и штрафах, отказы принимать детей в школы, отказы регистрировать браки, рождения и смерть и т. д. Все это вместе с «Краткой запиской о возникновении, развитии и о настоящем положении евангельского движения в России» было представлено правительству*. (* История евангельских христиан-баптистов в СССР. — Москва: изд. ВСЕХБ, 1989. — С. 133.).

И вот 17 апреля 1905 года был обнародован указ «Об укреплении начал веротерпимости», вдохнувший надежду в сердца верующих протестантов на перемены к лучшему. 17 октября 1905 года вышел манифест «О даровании населению незыблемых основ гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Через два дня после выхода манифеста обер-прокурор Синода Победоносцев, занимавший этот пост свыше 25 лет, вынужден был уйти в отставку, и на его место был назначен князь А. Д. Оболенский.

Правительство, видимо, не предполагало всех последствий принятых указов. В западных губерниях бывшие униаты стали тысячами переходить в католичество. Всего за 1905-1907 гг. из православия в католичество перешло свыше 170 тысяч человек, 36 тысяч насильственно крещеных татар и башкир вернулись в ислам, около 10 тысяч человек перешло в протестантство **. (** Всеподданнейший отчет обер-прокурора св. Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 годы. — С. 29-31).

Известный отечественный религиовед Н. М. Никольский, в какой-то степени, может быть, преувеличивая остроту кризиса русского православия, пишет, что «Синодская церковь теперь оказалась совершенно парализованной перед лицом этой новой опасности» (имеется в виду распространение сект). См. Никольский Н. М. История Русской церкви. — М., 1985. — С. 426.Однако несмотря на принятие указа о веротерпимости государство продолжало удерживать за собой контроль за совестью людей и предоставляло монополию религиозной пропаганды лишь православной Церкви, которая по-прежнему полностью сохраняла свое господствующее положение. Специальным указом от 17 октября 1906 года были определены порядок образования старообрядческих и сектантских общин, права их членов и руководителей. Согласно новому законоположению, сектанты имели право проводить собрания, если группа насчитывала не менее 25 человек и если члены ее имели так называемый «отпускной лист» от православного священника, т. е. официальный документ о том, что такой-то отныне не принадлежит к православной церкви. Верующие, пожелавшие образовать общину, должны были подать в губернское управление заявление, подписанное лицами-учредителями. Согласно указу, стоимость приобретаемого общиной недвижимого имущества не должна была превышать пяти тысяч рублей. В указе также оговаривалось, что право голоса на общих собраниях имеют только члены, достигшие 25-летнего возраста. Пресвитеры имели право вести запись рождений, браков и смертей членов своих общин. Кстати, избрание наставника-пресвитера и утверждение его в этом звании губернскими властями являлось непременным условием для регистрации общины. В указе говорилось также и о том, что русские верующие, вышедшие из православия, должны быть независимыми от иностранных проповедников, т. е. не должно быть никакой диктовки со стороны таковых. Несмотря на все эти ограничения, закон о веротерпимости разрешал свободный переход из православия в инославие, разрешал подготовку кадров служителей всем церквам, печатание литературы. Все верующие, независимо от их конфессиональной принадлежности, признавались полноправными гражданами страны. Была отменена ссылка за религиозные убеждения.

Православные миссионерские организации, учитывая указы царского правительства в области свободы вероисповедания, стали искать новые формы борьбы с иноверцами. Упор теперь был сделан на увещевательные беседы, на которых рекомендовалось разбирать и обличать сектантские учения. Большое внимание уделялось созданию миссионерских школ и индивидуальной работе с отпавшими от православия. Был поставлен вопрос об учете сектантов по епархиям.

Высшие церковные крути утверждали, что правительство по недосмотру допустило известное пренебрежение к православной церкви. Так, например, на нижегородском миссионерском съезде в 1907 году было открыто сказано, что новое законодательство не благоприятствует интересам православной церкви, а во многих отношениях угрожает ей великими опасностями*. (*Скворцов В. Миссионерский посох. — СПб., 1912. — С. 445). Резолюция съезда указывала на активную деятельность сектантов. Особо отмечалось, что молитвенные собрания сектантов привлекают многих ремесленников, мастеровых, солдат и крестьян. Указывалось также, что среди сектантов встречается молодежь (гимназисты, студенты), что сектанты устраивают свои школы, издают журналы и брошюры. Православные миссионеры были возмущены сектантскими съездами, прошедшими после манифеста 1905 года: штундо-баптистскими в Астрахани, Таврической губернии и в Ростове-на-Дону в 1905 году, адвентистскими — в 1905 году в Александрове и зимой 1906 года под Киевом. Успехи сектантов объяснялись упадком церковно-приходской жизни, неудовлетворительным состоянием богослужебной практики, низким нравственным состоянием духовенства*. (*Клибанов А. И. Русское православие. Вехи истории. — М., 1989.- С. 448.).

Интересно то, что в русском обществе у сектантов появляется все больше сторонников и защитников, в первую очередь среди интеллигенции. «Первые друзья, сторонники и защитники сектантов, — пишет А. Введенский, — это наша интеллигенция. Неприятно, тяжело и обидно это видеть, писать и говорить. Но между тем это так. Наиболее культурные и просвещенные члены православной церкви поддерживают ее врагов, располагают русское общество в их пользу, идеализируют их, а по временам и субсидируют»**. (** Введенский А. Борьба с сектантством. — СПб, 1914). Известный российский исследователь религии и политический деятель В. Д. Бонч-Бруевич издает целую серию книг под общим заглавием «Материалы к истории и изучению русского сектантства», где доказывает, что сектантство стоит гораздо выше господствующей церкви, как со стороны своего вероучения, так и взгляда на обряды, что жизнь сектантов стоит неизмеримо выше жизни членов церкви, что сектантство победит Церковь Христову, ибо она представляет собой уже нечто отжившее и является сухой бесплодной смоковницей, а сектантство — «деревом жизни», чем-то молодым, полным жизни, чему судьба сулит светлое будущее*. (*Бонч-Бруевич В. Д. Материалы к истории и изучению русского сектантства).

В защиту гонимых за веру и борцов за религиозную свободу посвящает свой капитальный и интересный труд в 1912 году В. И. Ясевич-Бородаевская. Он так и называется «Борьба за веру». Известный государственный деятель и юрист А. Ф. Кони в своей статье «Штундисты» положительно отзывается об этой книге, говоря, что она способствует приобретению правильных понятий о наших сектантах.** (** Вестник Европы / Декабрь 1912).

Русский религиозный философ и литератор В. В. Розанов (1856-1919 гг.) также симпатизировал сектантам и подчас отдавал им предпочтение перед православными. Достаточно прочесть такие его произведения, как «Апокалиптическая секта», «Около церковных стен», «Единство или разделение», чтобы убедиться в этом. А крупный государственный деятель Ф. Г. Тернер, товарищ министра финансов России, не только защищал и оправдывал сектантов, но и сам был сектантом и занимался пропагандой их вероучения, о чем он повествует в своих «Воспоминаниях»***. (*** Воспоминания жизни Тернера Ф. Г. — СПб., 1911).

В такой обстановке в 1908 году в Киеве был созван четвертый миссионерский съезд Русской Православной Церкви, на котором присутствовало свыше 600 делегатов. Съезд должен был наметить пути «возрождения православия». Для того чтобы показать вред сектантства, на съезде были подробно охарактеризованы почти все существующие секты и выработаны рекомендации для борьбы с ними. Съезд прошел под лозунгом обороны православия от наступающего сектантства и неверия. На съезде много говорилось о необходимости обличения противоцерковной деятельности Л. Н. Толстого и толстовцев, о расширении работы противокатолической, противомусульманской и противоязыческой миссий, рекомендовалось организовать специальные миссионерские курсы, привлекать на них мелких ярмарочных торговцев книгами, обучать книгонош-миссионеров, устраивать киоски с миссионерской литературой на вокзалах и пристанях. Съезд призвал духовенство всемерно поддерживать применение административных мер воздействия к населению, некоторые секты были объявлены противонравственными.

Сразу после свержения в феврале 1917 года царского правительства Православная Церковь собирает пятый миссионерский съезд, который проходил почти сорок дней в Бизюковском монастыре (Херсонская губерния). Съезд уделил особое внимание организации отпора «небывалой пропаганде сектантства», а также общим вопросам о положении церкви при новой власти. На съезде много говорилось о том, что сектанты подвергают критике церковные догматы и обряды, открыто указывают на недостатки духовенства. В представлении многих православных миссионеров сектанты после революции чуть ли не объединились с социалистами. Съезд негодовал на то, что пропаганда сектантства ведется открыто — на улицах, площадях, в чайных и специально снятых помещениях (В Одессе в Зале консерватории, в Калуге — в помещении одной из школ, в Челябинске — в Народном Доме, в Омске — в помещении большого магазина, в Екатеринославле — в Зимнем театре), а в Москве о сектантских собраниях публикуется даже в афишах. В связи с этим подчеркивалось, что проповедь против инаковерия должна вестись не только в церквах и школах, но и на площадях, улицах, в частных домах. В миссионерской работе должны участвовать все верующие и все приходские священники, а не только лица, специально посвятившие себя миссионерству. Одним словом, православная Церковь усваивает те же методы и приемы, которые использовали в своей миссионерской деятельности протестанты.

Итак, дав краткую характеристику общественно-политической и религиозной ситуации в России в начале XX века, мы переходим к рассмотрению дальнейшей истории Церкви адвентистов седьмого дня.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте краткую характеристику общественно-политической ситуации в России в начале XX века.

2. Обсудите предпосылки, способствовавшие введению в России в начале XX столетия основ веротерпимости.

3. На каких условиях, согласно Указу «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г., протестанты могли создавать свои общины?

4. Что представляла собой Русская Православная Церковь в начале XX столетия, и какой была ее реакция на издание Указа о веротерпимости?

5. Чем объясняется тот факт, что у российских протестантов появляется все больше друзей среди отечественной интеллигенции?

6. Как меняется характер миссионерской активности православия в рассматриваемый период?