Глава 12. Церковь АСД в России в период с 1905 по 1910 гг.

Реорганизация церкви в России по территориальному признаку. Проповедь адвентистской вести на окраинах России. Выделение церкви в России в самостоятельный унион. Официальное признание руководителя Церкви АСД царским правительством. Делегация Церкви ЛСД России на всемирном съезде. II съезд Российского униона, его характер и основные резолюции.

Значительные перемены, имевшие место в российском обществе в 1905-1906 гг., в том числе принятие законодательных актов, касающихся расширения прав и свобод граждан, в немалой степени способствовали активизации протестантов, в том числе и адвентистов, в России. «С провозглашением в России религиозной свободы, — писал будущий руководитель Церкви АСД Г. А. Григорьев, — адвентисты седьмого дня стали проявлять особую активность, и дело Божье стало продвигаться вперед более успешно… Официальное признание адвентистов седьмого дня как религиозной организации придало всему делу гораздо более прочное основание… По сравнению с предшествующими годами этот период (1907-1910 гг.) знаменовался прогрессом дела Божьего на всех направлениях». (* Григорьев Г. А. Адвентизм Седьмого Дня в России (краткий исторический очерк). Дата не указ. Цит по Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (1860-1917). — Оксфорд: изд-во «Пергмон», 1982. — С. 385). Церковь адвентистов седьмого дня, получив официальное признание со стороны царского правительства, безусловно, думает о расширении своих возможностей и более эффективном служении на территории Российской империи. Прежде всего идет речь о создании организации, которая отвечала бы требованиям дня и характеру той миссии, которой следовала молодая церковь.

В июле 1905 года во Фриденсау (Германия) состоялся очередной съезд Германо-Российского униона. В связи с благоприятными переменами в области государственно-церковных отношений, произошедшими после принятия Указа о веротерпимости от 17 апреля 1905 г., серьезное внимание на этом съезде было уделено Церкви АСД в России. На съезде было принято важное по тем временам постановление о реорганизации церкви в России по территориальному признаку. Отныне все адвентисты, проживающие на одной территории, независимо от национальной принадлежности, входили в одно церковное объединение. Это постановление, по сути дела, ломало всю созданную ранее в России адвентистскую церковную организацию, которая фактически была построена по национальному признаку. Адвентистские общины теперь становились интернациональными. Для Церкви АСД в то время это было величайшим достижением, серьезно подтолкнувшим рост церкви.

Отныне все общины АСД в России объединялись в одну конференцию и три миссионерских поля. Вот как выглядела реорганизованная структура Церкви АСД в России в 1905 году:

1. Восточно-Российская конференция: объединяла Ставропольскую, Астраханскую, Оренбургскую и Саратовскую губернии, восточную часть Донской области, Кубанскую и Терскую области.

Число членов — 819 человек. Председатель конференции — Г. И. Лебсак.

2. Южно-Российское поле: объединяло Бессарабию, Херсонскую, Екатеринославскую, Таврическую и Западно-Донскую области. Число членов — 293. Председатель — Д. Исаак.

3. Северно-Российское поле: объединяло Польшу, Курляндию, Лифляндию, Эстляндию, Волынскую губернию, а также города Гродно, Минск, Вильнюс и Псков. Число членов — 476. Председатель поля — Д. Геде.

4. Средне-Российское поле: объединяло Петроградскую и Киевскую губернии. Число членов — 512. Председатель поля — О. Вильдгрубе.

Общее число членов Церкви АСД на конец 1905 года составляло почти 2 100 человек. В России трудился 31 служитель, из них 8 рукоположенных проповедников, 11 библейских работников и 12 книгонош.

На съезде Германо-Росийского униона во Фриденсау было принято еще одно важное решение — выпускать церковный журнал на русском языке. В том же году в адвентистском издательстве в Гамбурге был напечатан первый номер журнала «Маслина», журнала, который в последующие несколько лет станет главным идеологическим органом Церкви АСД в России. Проповедь трехангельской вести в России по-прежнему требовала грамотных и посвященных служителей, главным образом из числа лиц местных национальностей. Поскольку в России не было возможности готовить кадры церковнослужителей, было решено открыть при миссионерской школе во Фриденсау русскоязычное отделение. Связано это было прежде всего с небывалыми возможностями, открывающимися в России для проповеди адвентистской вести. Кроме того, учеба на немецком требовала дополнительного времени для изучения языка. Открытие русскоязычного отделения состоялось 13 ноября 1906 года. Среди обязательных предметов в русском классе преподавались Библия, миссионерская история в связи с церковной историей, всеобщая история, русский и немецкий языки, география, арифметика и др. Преподавателями русского отделения в разное время были Е. Бартельс, С. К. Боянус, О. Липке, Ф. К. Ицман. Общее число учащихся из России к этому времени составляло 19 человек, из них 10 юношей и 9 девушек, причем только из Санкт-Петербурга учились пять человек*. (‘Маслина. — 1907, № 11). Следует заметить, что из миссионерской школы во Фриденсау выйдут многие будущие руководители Церкви АСД в России: Г. Ф. Гинтер, Я. Я. Вильсон, К. С. Шамков, А. Я. Озоль, И. А. Львов, П. А. Свиридов и многие другие.

Изданный царским правительством Указ о свободе вероисповеданий способствовал дальнейшему распространению адвентистской церкви на территории Российской империи, в том числе и на ее окраинах. Так, первым адвентистским вестником в Закавказье был уроженец немецкой колонии в Поволжье, получивший образование в миссионерской школе в Гамбурге, Яков Кляйн. Еще в 1894 году он крестил в Баку 7 человек немецкой национальности. Но вскоре почти все новообращенные выехали из Баку. В 1904 году в Тифлисе начал проповедовать приехавший из США доктор В. Пампаян. И хотя в своей работе он натолкнулся на большие трудности, все же после четырех лет усиленного труда ему удалось организовать здесь небольшую общину, которую в 1908 году посетил Г. И. Лебсак.

Среди жителей Армении в окрестностях горы Арарат и известного еще с IV столетия монастыря Эчмиадзина и Эривани адвентистскую весть проповедовал армянин по происхождению Г. Госсарсьян. Он работал главным образом среди местного населения. В 1906 году возникают небольшие группы адвентистов в Сочи и Сухуми. В Ново-Васильевке организуется русская община из молокан, состоящая из 34 человек. Скорее всего, эти люди познакомились с адвентистской вестью через первых русских адвентистов, высланных из Ставрополя.

В этом же году в Закавказье направляется на работу латыш по происхождению, одинаково хорошо владеющий немецким и русским языками, Альберт Озоль. Будучи выпускником миссионерской школы во Фриденсау, Озоль активно стал проповедовать среди местного населения, однако его проповедническая деятельность была враждебно встречена как местным духовенством, так и государственными властями. С большими трудностями ему все же удалось организовать в Закавказье несколько адвентистских групп.

География распространения Церкви адвентистов седьмого дня после 1905 г. значительно расширяется благодаря активной миссионерской работе в Сибири и Средней Азии. Еще в 1888 году адвентистская литература через книгонош попадает в Сибирь. Внесли свою лепту в распространение адвентистской вести в Сибири и адвентисты, сосланные в этот суровый край за принятие «новой веры», а также солдаты, участники русско-японской войны 1904-1905 гг., поселившиеся в Сибири в надежде обрести здесь большую свободу для вероисповедания, чем в Центральной России. Благодаря свидетельству последних в русской колонии в Харбине, например, пять человек приняли адвентистскую весть.

В 1908 году в ответ на настоятельные просьбы сибирских адвентистов послать к ним служителя для евангельской работы в Сибирь был направлен первый адвентистский служитель. Им стал Карл Рейфшнейдер (1869-1929 гг.), уроженец г. Пятигорска, окончивший миссионерскую школу в Гамбурге. До этого ему пришлось работать в Венгрии. Поселившись в Омске, зимой 1908-1909 года Рейфшнейдер осуществил большую миссионерскую поездку по Сибири, преодолев, главным образом на санях, в общей сложности более трех тысяч километров. В 1910 году ответственность за работу церкви в Сибири будет возложена на Н. К. Лебсака (племянника Генриха Лебсака), и еще два других служителя К. Дюн и Курбатов выедут для евангельской работы в Сибирь.

В 1905 году появляются сообщения о первых приверженцах Церкви АСД в Ташкенте. В 1909 году с Кавказа в Туркестан был направлен Я. Эбель. Он организовал церкви в Аулие-Ате и Ашхабаде. В том же году Юлиус Бетхер организовал церковь в Кокбекти, в Центральной Азии, неподалеку от китайской границы. К1914 году в Туркестане насчитывалось шесть адвентистских церквей и 107 членов церкви. Рассказывая о миссионерской работе в Азии, Конради в одном из номеров «Маслины» писал:

«Азиатская Россия — отдельное миссионерское поле. Оно вдвое больше Канады и имеет втрое больше жителей… В этом огромном поле всего лишь два рукоположенных проповедника и несколько библейских работников… Г. К. Лебсак пишет, что работнику необходимо провести в путешествии целый год и проехать до 10 000 верст, чтобы посетить всех, соблюдающих субботу на этой громадной территории»*. (*Маслина. — 1907, № 11. — С. 1 б 1, 162).

Однако ни большие расстояния, ни отсутствие необходимых средств, ни погодные условия не смущали миссионеров, которые не покладая рук трудились во славу Божью. Многие новообращенные активно включались в распространение адвентистской вести, продавая книги. Один из таких евангелистов Я. Гельд рассказывал о себе следующее:

«Когда год тому назад я был еще членом церкви баптистов, то познакомился с одним колпортером Британского библейского общества в Самаре. Он постоянно приглашал и меня на подобную работу в их Общество, но мне показалось такое занятие унизительным, и я отказался. Когда же я познал Господа и Слово Божье, тогда вполне осознал, что истинный слуга Господень должен работать в Его винограднике. Я принялся за работу, и не один — моя жена также отправилась со мною. Таким образом, мы могли с помощью книг распространять истину в некоторых деревнях. Несмотря на бедность в нашем рабочем

поле, мы в прошлую зиму все-таки смогли продать книг и журналов на 220 рублей. Даже наш отец удивлялся, глядя на нас, что мы, несмотря на холод и мороз, ходим из дома в дом… Год тому назад нас было только двое, соблюдающих субботу, а теперь нас уже 11 членов, и еще несколько человек готовятся к крещению, а некоторые будут голосованием приняты в общину. Почти все они из баптистов»*.

Стремительное распространение адвентизма тревожило не только Русскую Православную Церковь, но и руководителей других протестантских течений — баптистов, молокан, лютеран. По данным, которые приводит А. И. Клибанов, картина обращенных в Церковь АСД из православия, лютеранства, баптизма в начале XIX века выглядела следующим образом:

Годы

1905

1906

1907

1908

1909

1910

1911

Всего

Число отошедших из православия

77

55

139

240

151

259

533

1454

Из баптизма и лютеранства

31

60

95

125

479

96

175

1061

Общее число перешедших в адвентизм

108

115

234

365

630

355

708

2515

К сожалению, отдельные лидеры протестантских церквей зачастую скатывались на те же дешевые методы борьбы с растущим влиянием адвентизма среди своих последователей, которые использовались и православными. Накануне первой мировой войны, например, один из руководителей баптизма В. В. Иванов писал об адвентистах в следующих тонах:«.. .Секта адвентистов проникла в Россию из-за границы и не имеет русской самобытности. Сектой этой управляют иностранцы, немцы, которые действуют и распоряжаются ею на правах полноправного хозяина. Собирают „десятины» для своих целей. Русский же адвентизм не имеет своего управления и слепо подчиняется во всем заграничным агентам… За свои „десятины», усердно приносимые, русские адвентисты получают от иностранцев бумажные „маслины» (имеется в виду журнал «Маслина», издаваемый в Гамбурге на русском языке) и разные бессмысленные трактаты»*. (* Иванов В. В. Субботничество и адвентизм // Баптист. — 1914, №№11, 12. — С. 15, 1). Однако подобных выпадов в адрес адвентистов седьмого дня со стороны протестантов было несравненно меньше, чем со стороны государственной церкви.

После указа о веротерпимости адвентисты впервые начинают строить свои молитвенные дома. До этого они собирались либо по частным домам, либо арендовали подходящие для молитвенных собраний общественные помещения. Как уже было отмечено выше, с 1905 года периодически стал издаваться журнал на русском языке «Маслина», распространяются брошюры на разные темы. В этом же году в Хельсинки на русском языке издается книга Е. Уайт

.«Путь ко Христу». В 1907 году в Риге было учреждено адвентистское Трактатное общество, которое стало издавать и распространять в России большим тиражом адвентистские книги, брошюры и журналы на русском, немецком, латышском, эстонском и польском языках. Это было в какой-то степени первое адвентистское издательство в России. Находилось оно в Риге, на Малой Невской, 12.

Учитывая прогресс проповеди Евангелия в России, Генеральная конференция предложила выделить церковь в России в самостоятельный унион. В июле 1907 года во Фриденсау проходил седьмой ежегодный съезд Германо-Российского униона, который вынес следующее постановление:

«Ввиду того, что Генеральная конференция предложила Германскому Униону отделить от него Россию и организовать самостоятельный Российский унион, мы предлагаем решить этот вопрос с тем, чтобы в октябре, после конференции Кавказского Соединения, привести это решение в исполнение, если до 19 августа (1 сентября) не будет никаких препятствий, так чтобы с 1 января 1908 года оно могло бы уже войти в силу»*. (*Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение, 1918. — С. 91).

Чтобы реализовать это решение, необходимо было созвать церковный съезд в России. Такой съезд состоялся в Риге в октябре 1907 года. Все участники съезда единодушно проголосовали за учреждение Российского униона. Был избран унионный комитет, в который вошли Ю. Г. Бетхер, Г. И. Лебсак, Д. П. Исаак, О. И. Вильдгрубе, Д. П. Геде, Г. К. Лебсак и И. А Спроге. Председателем Российского униона стал Юлиус Бетхер, подданный США, к сожалению, совершенно не знающий русского языка, однако обладающий незаурядными дипломатическими способностями. Бетхер смело шел на контакты с представителями власти, а также с представителями других конфессий, популяризируя Церковь адвентистов седьмого дня в российском обществе. На съезде в Риге был принят целый ряд резолюций, касающихся дальнейшего развития Церкви адвентистов седьмого дня в России.

Штаб-квартирой Российской унионной конференции стала Рига, географически очень близко расположенная к столице империи Санкт-Петербургу. В конце 1907 года Бетхером в Департамент духовных дел было направлено официальное письмо, излагающее суть вероучения церкви и содержащее ходатайство о регистрации устава Российского униона. 4 февраля 1908 года был получен ответ, в котором, в частности, говорилось: «Синод признает нежелательным разрешение собраний сектантов ввиду ограждения населения от распространения среди них неправильных учений и толкований религиозного характера»*. (* Архив Министерства внутренних дел Российской империи). Ю. Бетхер, однако, не отступился и решил обратиться за помощью к министру внутренних дел П. А. Столыпину. В письме к Столыпину Бетхер, в частности, ходатайствовал о разрешении самостоятельно решать вопросы, связанные с назначением и избранием служителей церкви, с проведением съездов и богослужений. На это письмо был получен положительный ответ, и после приведения к присяге в Лифляндском губернском правлении на верность службы во время пребывания в России, Бетхер получил удостоверение

Департамента духовных дел иностранных исповеданий «действовать в качестве проповедника среди адвентистов России, пользуясь льготами духовного мира»*. Таким образом, председатель Российского униона получил официальное признание русского правительства как глава Церкви адвентистов седьмого дня в России. «Это был первый случай официального признания нашего проповедника правительством, что во многом способствовало брату Бетхеру в его дальнейшей работе»**. (**Лебсак Г.И. Великое адвентистское движение. — С. 97.).

В 1908 году по всем конференциям и миссионерским полям проходили официальные съезды церкви. Для предотвращения беспорядков на заседаниях съездов присутствовала полиция. Все это было непривычным после стольких лет гонений. «Народ ожидал, что нас разгонят или арестуют, — писал О. Вильдгрубе, — но полиция, напротив, защищала нас»***. (***Маслина. — 1908, июль.). Г. И. Лебсак рассказывает о своих впечатлениях после посещения некоторых адвентистских общин на Волге: «В крупных городах на Волге я видел крестьян с длинными бородами, стоящих у входа в наши молитвенные дома и со слезами на глазах умолявших нас разрешить им войти и послушать то, что, как они утверждали, они давно ждали. Но обычно у двери сидел священник и полицейский, не позволяя входить внутрь тем, кто не был членом адвентистской церкви»*. (# Alf Lohne, Adventists in Russia, 85).

Важно отметить и еще один знаменательный факт, имевший место в том же году и оказавший огромнейшее влияние на последующее развитие церкви. В течение более чем 20 лет существования Церкви АСД в России все ее проповедники были в основном лицами немецкой национальности. И лишь только в октябре 1908 года на очередном съезде Южно-Российского соединения Церкви АСД, проходящем в г. Александровске, было совершено рукоположение первого проповедника из числа русских — К. С. Шамкова. В этом же году были произведены большие перемещения служителей. Г. И. Лебсак из Восточной России был направлен в Сибирь, чтобы заменить К. Рейфшнейдера, который должен был переехать на Кавказ. В феврале 1909 года на съезде Балтийского соединения, проходившего в Юрьеве, был рукоположен первый эстонский проповедник Я. Юриксон.

По мере расширения возможностей для проповеди адвентистской вести все острее и острее становилась нужда в служителях церкви, хорошо знающих быт, культуру, нравы и языки народов России. По-прежнему большинство адвентистских проповедников в России были немцами. На годичном унионном совещании, проходившем в Москве в марте 1909 года, вопросу подготовки служителей церкви было уделено самое серьезное внимание. Руководство Российским унионом приняло решение о создании своего учебного заведения на территории России. Был открыт специальный счет на строительство семинарии. Значительную поддержку русским адвентистам в этом отношении оказали американские и германские собратья, собравшие довольно большую сумму денег на строительство миссионерской школы в России. Предполагалось пустить на строительство и средства, вырученныеот продажи книг Е. Уайт на немецком языке «In den Fusspuren des grossen Arztes» («По стопам великого Врача») и «Christi Gleichnisse» (Притчи Христа).

В 1909 году, в немалой степени благодаря дипломатическим заслугам Бетхера, делегаты от Российского униона впервые участвовали в работе 37-й сессии Генеральной конференции, проходившей в Вашингтоне. На этом съезде присутствовали делегаты из 78 стран. Делегация Церкви АСД в России была представлена Д. П. Геде, Д. Исааком, Г. И. Лебсаком и супругами Бетхер. Д. Исаак и Д. Геде как руководители двух самых крупных церковных организаций в России Южно-Российского объединения и Западно-Российской миссии выступили с отчетами, которые были опубликованы в Бюллетене Генеральной конференции. Делегаты съезда с воодушевлением выслушали историю обращения одного из первых адвентистов России Герхарда Перка, который к тому времени совершал служение в Германии. 18 мая с русскими делегатами беседовала Е. Уайт, которая несмотря на свой преклонный возраст присутствовала на этой сессии и выступала на ней.

Успешно развиваясь на территории Российской империи в указанное пятилетие, Церковь адвентистов седьмого дня на 1 января 1910 года имела следующую структуру. В состав Российского униона входили 3 местных конференции или соединения: Балтийское, Кавказское и Южно-Российское и 6 миссионерских полей: Западно-Российское, Мало-Российское, Средне-Российское, Восточно-Российское, Сибирское и Средне-Азиатское. Число членов церкви в унионе составило 3 668. В унионе насчитывалось 125 общин и групп. С 3 по 8 марта 1910 года в г. Митаве (Елгава) в Латвии состоялся второй съезд Российского униона, который совпал по времени проведения со съездом Балтийской конференции. В деловых вопросах съезды действовали самостоятельно. Во всем остальном они представляли собой один общий съезд. Председательствовал на обоих съездах Ю. Бетхер. Для участия в съезде Российского униона из-за рубежа прибыли председатель Европейской Генеральной конференции Луис Конрада, председатель Британского униона И. Фицджеральд, из Гамбурга — Г. Гарткоп. В работе съезда принимали участие представители от всех существующих в России адвентистских полей и соединений. Интересно то, что из числа прибывших лишь пять человек были русскими.

Утренние и послеобеденные собрания съезда проходили в молитвенном доме митавской адвентистской общины (Добленская, 9), а вечерние, на которые собиралось до 600 человек, в зале «Русского кружка» (Почтовая, 36). Директор Департамента духовных дел С. Д. Бондарь, присутствующий на всех заседаниях съезда, сообщает, что на этих собраниях «около 2/3 посетителей составляли латыши. За ними по численности следовали немцы. Эстонская группа насчитывали около 25 человек. Русских было не более 12»*. (* Бондарь С. Д. Адвентизм Седьмого Дня. — СПб типогр. Мин-ва внутренних дел, 1911. -С. 129..).

Почти все проповеди на съезде произносились на немецком языке и переводились на латышский, эстонский и русский. Большинство из них носили ярко выраженный эсхатологический характер. Проповедующие говорили о близости Второго пришествия Иисуса Христа, о том, что времени осталось мало. «Мы находимся на границе. Мы приближаемся к великим событиям, которые вскоре свершатся». «Скоро наше путешествие окончится». Войны, междоусобицы последнего времени, неверие и нравственная распущенность, стихийные бедствия и землетрясения, извержение вулканов и наводнения — все это, по мнению проповедующих, указывало на близость кончины мира. «Спешите же, пока есть время, иначе будет поздно!» — эти призывы постоянно звучали с кафедры съезда.

Упомянутый уже нами чиновник Департамента духовных дел С. Д. Бондарь, автор наиболее объективного исследования по Церкви адвентистов седьмого дня в дореволюционный период, так описывает свои впечатления от услышанного на съезде: «Проповеди Конрада и Бетхера были лучшими из проповедей, сказанных на конференции в Митаве. Речи Конрада, полные внутреннего огня и силы, произносились с редким подъемом и воодушевлением. С замиранием сердца внимали слушатели его словам. Иные плакали. Проповеди Бетхера уступали выступлениям Конрада в силе внутреннего чувства, но отличались искусством построения и красотой внешней формы. Отдельные места его речей блистали остроумием и вызывали дружные улыбки на лицах присутствующих»*. (* Бондарь С. Д. Адвентизм Седьмого Дня. — СПб., типогр. Мин-ва внутренних дел, 1911. — С. 130).

На II съезде Российского униона были приняты следующие резолюции.

Первая призывала всех адвентистов «в благодарность за содеянные Господом милости еще более предаться Его работе для потерянных душ человеческих с целью распространения Его славы и прославления Его имени». Эти «милости» проявлялись прежде всего в той свободе, которую обрели адвентисты в России, а также в значительном приросте членов церкви. Более половины всех крещенных в Европе за последние два года приходилось на Россию.

Вторая резолюция приглашала адвентистов обратить особое внимание на воспитание подрастающего поколения, предохраняя его от дурных влияний «вредной» литературы и света.

Третья резолюция, принятая на конференции в Митаве, приглашала адвентистов изучать Слово Божье и уроки субботней школы, дабы «через полученное таким образом познание проливать свет на окружающую среду». При обсуждении этой резолюции указывалось, в частности, что адвентистские общины в России не обладают достаточным количеством проповедников и что субботние школы являются прекрасным средством для выявления проповеднических талантов в адвентистской среде.

Четвертая резолюция приглашала адвентистов содействовать скорейшему открытию в России адвентистской школы. При обсуждении этой резолюции указывалось, что, открытие такой школы является делом наипервейшей необходимости. По проекту в школе должны будут обучаться около 100 воспитанников. Ожидалось, что, кроме Библии, гуманитарных наук, русского языка, в школе будут изучаться земледелие, садоводство, элементарная медицина, ремесла и языки народов России. На строительство школы в России английские адвентисты пожертвовали 10 тысяч рублей.

Пятой резолюцией было постановлено «повергнуть к стопам Его Императорского Величества верноподданнические чувства благодарности за дарованную возможность свободно собираться для ежегодного богослужения и обсуждения церковных нужд»*. (* Маслина. Приложение. — 1910,4 мая. — С. 65-67.).

Посланная императору благодарственная телеграмма была последней официальной телеграммой от делегатов съезда Церкви АСД. В следующем году специальным законодательством и многочисленными циркулярами Министерства внутренних дел свобода вероисповедания в России будет значительно ограничена и Церкви АСД придется трудиться в новых условиях.

Вопросы для обсуждения:

1. Каким образом была реорганизована Церковь адвентистов седьмого дня после ее официального признания царским правительством в 1906 году?

2. Что было предпринято Церковью АСД в России, для того чтобы решить остро стоящую проблему нехватки кадров священнослужителей?

3. Как расширилась география распространения Церкви адвентистов седьмого дня после официального признания?

4. Где и когда было принято решение о создании первой унионной церковной организации на территории Российской империи?

5. Как складывались отношения Церкви АСД с властями после создания Российского униона, и какую роль в этом играл Ю. Бетхер?

6. Как развивались международные контакты Церкви адвентистов седьмого дня после организации Российского униона?

7. Где и когда состоялся II съезд Российского униона, и какое значение он имел для последующего развития Церкви АСД в Российской империи?