Глава 18. Церковь АСД в первые годы советской власти

Церковь адвентистов седьмого дня в условиях новой власти. Отношение к Декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви. Церковь АСД в условиях гражданской войны Деятельность Московского объединенного совета религиозных общин и групп. Тяготы военного времени. Благотворительная деятельность Церкви АСД в условиях войны. Всероссийская конференция Церкви АСД 1920 г. и ее решения. Создание Всероссийской организации Церкви АСД

Краткое знакомство с общественно-политической ситуацией в стране в первые годы советской власти, а также с государственно-церковной политикой новой власти позволяет нам теперь перейти к более детальному описанию истории Церкви адвентистов седьмого дня. Следует заметить, что адвентисты не делали никаких официальных заявлений относительно произошедшей в октябре 1917 г. смены власти. Декрет о свободе совести был воспринят ими гораздо спокойнее, чем Русской Православной Церковью. Даже те статьи декрета, которые предполагали переход всей церковной собственности в собственность государства, не воспринимались трагически, поскольку как таковой собственности у адвентистов не было.

Популярные в постреволюционной России лозунги «свобода», «равенство», «братство» воспринимались адвентистами на фоне всеобщего пьянящего ожидания грядущих перемен гораздо прохладнее. В одном из номеров «Благой вести» в тот период подчеркивалось, что свобода, равенство и братство достижимы только на почве евангельского идеала. «К свободе… идут не революционно-насильственным путем, а путем исполнения в своей жизни заветов Христа и имея веру в Него как в Сына Божия и Спасителя», равенство достигается «самоунижением пред всеми и служением всем», наконец, истинное братство возможно только в семье народа Божия, который имеет Единого Небесного Отца. В передовой статье говорилось, что то, что на словах кажется таким легким и близким, на деле (имеется в виду без Бога) — весьма трудно достижимо*. (*Благая весть. — 1918, № 10. — Текст на обложке).

Сразу вскоре после издания Декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» адвентисты обратились в правительство за разрешением на открытие молитвенных домов. Ими были представлены новой власти основы адвентистского вероучения и образцы литературы. Говорят, что Я. Я. Вильсон и С. С. Ефимов были приняты лично В. И. Лениным. Современники тех лет рассказывают, что при встрече эти проповедники подчеркивали воспитательную сторону учения Церкви АСД. Ленин якобы положительно отнесся к переданным просьбам и даже на прощание сказал: «Пусть ваш Бог вам поможет»**. (**Из истории церкви адвентистов седьмого дня в России / Сост. В.В. Теппоне. — Калининград, 1993. — С. 224).

С началом гражданской войны, этой беспрецедентной братоубийственной бойни, Церковь АСД заняла позицию невмешательства во внутриполитические дела. Практически никто из членов Церкви АСД в боевых действиях участия не принимал. Это предотвратило многие потери, связанные с войной. В одном из номеров «Благой вести», как раз в том, где приводилась печальная статистика потерь, адвентисты выразили свое отношение к войне строками известного стихотворения Лермонтова: «И с грустью тайной и сердечной Я думал: жалкий человек… Чего он хочет?.. Небо ясно, Под небом места много всем, — Но беспрестанно и напрасно Один враждует он… Зачем?»* (‘Благая весть. — 1919, № 2, февраль. — С. 15). Благословенную услугу многим молодым людям, членам тех или иных протестантских церквей, отказавшихся брать в руки оружие, оказал, как уже было сказано ранее, Декрет СНК от 4 января 1919г. «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Согласно этому декрету, лицам, не могущим по своим религиозным убеждениям принимать участие в военной службе, предоставлялось право по решению народного суда заменить таковую санитарной службой, преимущественно в заразных госпиталях, или иной соответствующей общеполезной работой по выбору самого призываемого на определенный срок призыва его сверстников. По каждому конкретному случаю народный суд запрашивал экспертизу Московского объединенного совета религиозных общин и групп (МОСРОГ). В состав Совета входили представители Общества истинной свободы в память Л. Н. Толстого (В. Г. Чертков, К. С. Шохор-Троцкий, Кл. Платонова, Н. Н. Гусев), трудовой общины-коммуны «Трезвая жизнь» (И. Н. Колосков, А. П. Сергеенко), меннонитов (Г. Г. Фрезе, П. Ф. Фрезе), общины евангельских христиан (В. И. Долгополов, В. И. Чириков), общины христиан-баптистов (П. В. Павлов, М. Д. Тимошенко) и общины христиан адвентистов седьмого дня (И. А. Львов, В. М. Теппоне).

Своей главной целью Объединенный совет ставил отстаивание принципов свободы совести, в частности, защиту отказывающихся от военной службы по религиозным убеждениям. Проводимые Советом экспертизы устанавливали то, что данное религиозное убеждение исключает участие в военной службе, а также то, что данное лицо действует искренно и добросовестно. В виде исключения Объединенный совет имел даже право возбуждать ходатайство перед Президиумом В ЦИК о полном освобождении от военной службы без всякой замены ее другой гражданской обязанностью, если может быть специально доказана недопустимость такой замены с точки зрения не только религиозного убеждения вообще, но и сектантской литературы, а равно и личной жизни соответствующего лица*. (* Благая весть. — 1919, № 2, февраль. — С. 16). Согласно телеграмме заместителя председателя РВС республики Э. Склянского, посланной окружным военным комиссарам и военрукам в Петроград, Ярославль, Смоленск, Москву, Орел, Казань, лица, отказывающиеся от военной службы по религиозным убеждениям, согласно Декрету СНК от 4 января 1919 года, за этот отказ не подлежали предварительному аресту или назначению в тыловое ополчение до разбора в народом суде*. (* Благая весть. — 1919, № 4, апрель. — С. 24.).

В целом же позиция российских адвентистов по вопросу участия в военных действиях оставалась неопределенной, и каждый мобилизованный адвентист седьмого дня решал его согласно своей совести. Так, петроградские адвентисты в 1919 г. настаивали на том, что вопрос о допустимости пролития человеческой крови (пусть даже врага, но который впоследствии может стать другом) с велениями совести каждый член общины должен решать для себя самостоятельно**. («ЦГАСПб.Ф. 151.Оп.2.Д. 145. Л. 10-1).

Первая мировая война и последовавшие за ней радикальные перемены в государственном строе России, включая и изменения границ российской империи, повлекли за собой существенные изменения в численном составе Церкви АСД. После заключения большевиками Брестского мира и выхода из состава России Польши, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы и ряда других территорий западной части России, число членов церкви в Российском унионе сократилось где-то на 3 300 человек. Хотя уже до аннексирования этих территорий в Западно-Российском союзе церкви в результате войны произошли серьезные перемены. О них говорил Г. И. Лебсак еще на Всероссийском съезде в Саратове в июле 1917 г., указывая на то, что «вследствие бегства целых общин в прибалтийских провинциях и насильственного выселения из Польши и Волыни, число наших собратьев уменьшилось. Вследствие боевых действий потеряны Балтийский союз общин, равно как и Висленское и Западно-Российское миссионерские поля»*. (*Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение. — Киев: «Патмос, 1918.-С. 381.). Он подчеркнул также и то, что все собратья остались в живых, а переезд в другое поле не составляет потери для дела Божьего и Господа жатвы, поле которого — весь мир. «Наша потеря в членах была прибылью их же в других союзах, с которыми мы радуемся в нашей печали»**. («Там же. — С. 361, 362.).

Не могла не отразиться на Церкви АСД и общая ситуация в стране. Голод, разруха, тиф, парализованное транспортное сообщение, запрет свободно передвигаться по железной дороге, инфляция, война — все это не давало возможности церкви нормально работать и совершать спасительное дело благовестия. Деньги обесценились настолько, что в некоторых местах, по свидетельству Л. Кристиана, бывшего тогда вице-президентом Генеральной конференции, отвечающего за работу церкви в Европе, банкнотами растапливали печи и камины общественных зданий***. («^Christian L. H. «Europe’s Call to America», The Advent Review and Sabbath Herald (December 9, 1920). P. 11.). Служитель церкви в Петрограде получал 22 000 рублей в месяц (Для сравнения — фунт масла [400 грамм] стоил 7 000 рублей, а пара обуви — 77 000)#. (#Там же. — С 12). Временами служители церкви вообще не получали никакого жалования*. (* Christian L. H. «Our Work in Rumania and Russia», The Advent Review and Sabbath. Herald (February 2, 1922). P. 9.).

Ранее уже отмечалось, какой ужасной национальной трагедией обернулась для народа бездумная политика продразверстки, а также засуха 1920 года и последовавший за ней голод. Только в петроградской общине за три месяца 1919 года 12 человек умерли от голода и тифа. Умерли от тифа ответственный служитель из Западной Сибири Г. Ге-бель в январе 1919 г. и председатель Восточно-Российского униона Гинтер в апреле 1919 г.** («Christian L. H. «A Visit to Soviet Russia», Missionary Worker (April 19, 1922). P. 1.). В 1921 году в Саратове скончался от голода Отто Рейнке. От дизентерии скончался К. Дик, умер от холеры А. Сытник. Тиф унес также жизни библейских работников Борма и Шелешникова***. (***Там же. — С. 2).

Те немногие письма, которые по счастливой случайности доходили до руководителей Генеральной конференции, содержали призывы о помощи. Вот выдержка из одного такого письма: «Спасите наших детей! Ради милости нашего дорогого Иисуса, Который любил малых детей, спасите наших! Совершенно раздетые, мы бы чувствовали себя согретыми в эту зиму, если бы знали, что у наших детей есть одежда; умирая от голода, мы бы чувствовали себя сытыми, если бы знали, что у наших детей есть пища. Мы бы с радостью умерли, мы хотим умереть, может быть, лучше, чтобы мы умерли, лишь бы дети наши могли жить. О, матери, христианские матери, спасите наших детей, спасите наших детей»*. (* Demidov M. «An Appeal From Russia», The Advent Review and Sabbath Herald, June 5, 1919; The Advent Review and Sabbath Herald, May 13,1920.). Конечно же, письма не могли до конца передать всей трагичности ситуации в России.

В 1921 г. Даниилу Исааку, президенту Восточно-Российского Союза, удалось присутствовать на заседании исполнительного комитета Европейского дивизиона в Дании. Он представил катастрофическую ситуацию с продовольствием в России, вызванную голодом и политикой продразверстки, и договорился об отправке транспорта с продуктами питания из Швеции в Москву. Советское правительство одобрило создание адвентистами Благотворительной организации по оказанию помощи нуждающимся во главе с И. А. Львовым**. (** Loebsak H. «A Communication from Russia», General Conference Bulletin, 1922. P. 268).

В следующем году в Россию прибыл Л. Кристиан, недавно избранный на пост президента Европейского дивизиона Церкви АСД. Руководителя адвентистской Церкви в Европе в его поездке по России финансировала международная благотворительная организация, возглавляемая известным норвежским филантропом д-ром Ф. Нансен. Описывая посещение голодающей России, особенно Поволжья, Л. Кристиан позже писал: «Голод в России — намного страшнее, чем мы себе это представляли. В Казанской губернии в январе умерло от голода 5 % населения, в феврале — 7 %, в марте — еще больше…»*. (‘Christian L. H. «The Russian Tragedy», The Advent Review and Sabbath Herald (October 27, 1921). P. 24.). Кристиан описывает деревни в Поволжье, в которых исчезли кошки и собаки. Их просто съели обезумевшие от голода крестьяне. Повсюду вдоль дорог валялись замерзшие трупы. Зайдя в одну избу, гости встретили отчаявшуюся женщину, которая из части конской ноги пыталась приготовить какое-то варево для пяти плачущих и полураздетых детей, сидящих на печи. Представители церкви посетили детские приюты, в которых дети сотнями умирали от тифа и дизентерии. В одной из палат находилось около 500 детей, хотя коек, по словам санитарки, хватало только на 60. «Завшивленность, зловоние, нищету невозможно передать словами»**. (**DerAdventbote, Mar. 1, 1922.).

Советская власть всячески содействовала Церкви АСД в осуществлении проекта, предложенного норвежским филантропом, разрешив беспошлинный провоз груза, обеспечив охрану и помогая в распределении. Руководители Церкви АСД только по Москве разослали 600 тонн риса, тысячи продуктовых посылок были посланы адвентистским церквам во многие города. Местные власти помогали в распределении продуктов питания голодающим, содействовали церкви в устроении бесплатных столовых для детей, в которых беспризорные могли получить фунт хлеба и миску супа в день . *** (*** Lohne Alf. Adventists in Russia (Washington, DC: Review and Herald PA, 1987). P. 82).

Таким образом, в сложные годы голода и разрухи церковь с помощью зарубежных единоверцев старалась внести свой посильный вклад в дело спасения соотечественников.

Но даже не столько физический голод, сколько голод духовный, вызванный нехваткой Библий и религиозной литературы, подчеркивался чуть ли не в каждом письме, отправляемом из России в адрес всемирного церковного руководства*. (* Несколько таких писем отМ. Демидова и А. Сытника из Сибири опубликованы в The Aduent Review and Sabbath Herald, July 24, 1919.). «Мы остро нуждаемся в Библиях и другой религиозной литературе, — пишет, например, председатель Средне-Российской конференции. — Пожалуйста, вышлите нам хоть несколько экземпляров Уроков субботней школы за 1919 и 1920 годы. Нам очень нужны новые уроки. Если возможно, пошлите два экземпляра Yearbook или что-то в этом роде, чтобы нам познакомиться с тем, как идут дела Всемирной Церкви. С 1914 года мы не получали никакой информации о развитии дела Божия в других странах»**. (** The Advent Review and Sabbath Herald, May 13, 1920).

Еще одна нужда постоянно высказывается в каждом письме — это нехватка служителей. Л. Кристиан, выступая на заседании комитета ГК в Индианаполи-се в 1920 году, выразил эту безотлагательную просьбу в следующих словах: «Если есть в Америке достойные и верные истине русские служители, любыми

Уже через месяц в журнале появляется заметка «Литература для Сибири», в которой сообщается об отправке русских Библий, книг «Великая борьба», журналов «Знамения времени» на русском и много другой литературы. The Advent Review and Sabbath Herald, August 28, 1919. средствами пошлите их в Россию. Дело Божие в России в большой беде. Нам нужна помощь»*. (‘Christian L. H. «Europe’s Call to America». P. 15).

Естественно, что гражданская война, разруха, транспортные затруднения делали невозможным проведение каких-либо церковных съездов и совещаний. Лишь только в октябре 1920 г. по инициативе Г. И. Лебсака, проживавшего тогда в Киеве, удалось созвать Всероссийскую конференцию Церкви АСД.

Конференция состоялась 19-20 октября в Москве. По своему значению она может быть отнесена к IV Всероссийскому съезду АСД. Основной вопрос, стоявший на конференции, — реорганизация церкви. Нужда в реорганизации была обусловлена следующими факторами: изменившейся общественно-политической обстановкой в стране, количественным ростом церкви, неравномерным развитием дела Божьего в регионах, недостаточным вниманием к церкви в Сибири. На конференции было принято решение об организации Всероссийского Союза союзов, в состав которого вошли следующие унионные организации:

1. Западно-российский Союз союзов;

2. Южно-российский Союз союзов;

3. Северо-российский Союз союзов;

4. Восточно-российский Союз союзов;

5. Каспийский Союз союзов;

6. Сибирский Союз союзов.

За устав Всероссийского Союза союзов был принят с некоторыми поправками и добавлениями обычный устав дивизиона. Вновь созданная организация вступала в силу с 1 января 1921 г., о чем письменно сообщалось Всемирному Союзу адвентистов седьмого дня или Генеральной конференции. Были избраны также семь делегатов для представления новой организации церкви на предстоящем Всемирном съезде АС Д.

Решения, которые принимались участниками конференции, отражают тогдашнюю ситуацию в церкви. Ввиду резкой нехватки подготовленных кадров служителей на конференции было предложено учредить библейские курсы, в связи с чем вновь избранному Совету Всероссийского Союза союзов было поручено образовать комиссию для выработки положения об этих курсах, а также определить место и время их открытия. Конференция уполномочила Всероссийский Совет христиан АСД учредить в Москве кооперативное книгоиздательство духовно-нравственной литературы под названием «Благовестъ» и приняла решение продолжать издавать журнал «Благая весть», печатание которого было прекращено в 1919 году из-за общей разрухи в стране и нехватки бумаги.

Учитывая благословенные возможности для проповеди Евангелия в России и вместе с тем ощущая острейшую нехватку служителей церкви, конференция предложила организовывать во всех общинах миссионерские кружки и проводить специальные миссионерские собрания для новых людей по воскресеньям. Для местных миссионерских нужд было определено в каждую вторую субботу месяца организовывать специальные пожертвования.

Для ограждения молодежи в церкви от светского влияния мира и воспитания ее «в вере и нравственности» участники конференции предложили организовывать юношеские кружки и детские воскресные собрания. Интересен в этом плане опыт Московской церкви, где в 1919 г. под руководством В. М. Теппоне была организована детская колония «Пенаты», состоящая из 25 детей в возрасте от 7 до 15 лет. Летом детей вывезли на станцию Половцево Новохоперского уезда Воронежской губернии, где, по рассказу одного из членов Московской общины А. И. Яковлева, они жили в хате, столом служила дверь от землянки, стулья заменяли две бочки с водой и положенная на них нетесаная доска. Для колонии была выделена корова, питались овощами и молоком. Все лето ребята работали, им даже доверяли работу на волах с жаткой. Каждую субботу проводили богослужебные собрания. Когда пришло время возвращаться домой, на прощание сочинили песню:

Прощай, колония родная, Прощайте, горы и леса, Прощайте, нивы золотые И голубые небеса.

Не бегать нам и не резвиться, И больше здесь уж не гулять, А будем целый день учиться И за уроками сидеть.

В связи с приближающимися боевыми действиями (шла гражданская война), колония была срочно эвакуирована.

На конференции было подчеркнуто значение в проповеди Трехангельской вести «реформы здоровья». Руководители церкви обратились с предостережением к членам церкви, предупреждая их как от равнодушного, так и фанатичного отношения к проблемам здоровья.

Учитывая предстоящий отъезд в США последнего из оставшегося в России представителя ГК Даниила Исаака, занимавшего пост председателя Союза церквей АСД еще с 1905 года, и понимая, что возросшие масштабы деятельности церкви в новых условиях требуют организованной и сплоченной работы, участники конференции поставили вопрос о новом председателе Всероссийского Союза союзов. Им единогласно был избран Г. И. Лебсак (1868-1938 гг.). Секретарем-казначеем избрали Л. Л. Войткевича. По решению конференции Лебсаку был выдан мандат проповедника Всероссийского Союза союзов и было предложено до 31 декабря 1920 г. переехать в Москву*. (*По материалам Всероссийской Конференции 1920 г. (из архива ВСАСДа)).

Важно отметить, что в трудные годы гражданской войны, когда никакой возможности печатать литературу не было, члены церкви все же сохранили субботнюю школу, используя поквартальные уроки, приготовленные еще 14 лет назад, и переписывая их от руки.

Следует заметить, что годы НЭПа были весьма благословенными для евангелизационной деятельности церкви. 13-я статья Российской Конституции, принятой в 1918 г., провозглашала свободу религиозной и антирелигиозной пропаганды для всех граждан. Члены церкви беспрепятственно проводят собрания, как в своих молитвенных домах, так и в арендованных залах и в частных домах. Возможности для евангелизации в те дни по сравнению с царской эпохой были небывалые. Публичный евангелизм, сопряженный с арендой больших залов и расклейкой афиш на тумбах центральных улиц и городских парков, становится неотъемлемой частью церковной жизни. Об этом интересном времени Даниил Исаак сообщал читателям Review and Herald: «Произошли удивительные перемены. Мы уже не знаем, что такое полицейский. Их нет. Никто не прерывает наших собраний. Мы так же свободны, как и граждане Америки. Мы беспрепятственно продаем наши книги и брошюры и распространяем пригласительные билеты»*. (*The Advent Review and Sabbath Herald, February 27, 1919).

Статистические данные свидетельствуют о неуклонном росте церкви. Если по неполным данным в 1920 г. Церковь АСД насчитывала 7 463 члена церкви, то к 1927 г. численность церкви в России по сравнению с 1920 годом удвоилась. Г. И. Лебсак, рассказывая о росте церковного членства, приводит следующий интересный статистический факт:

«Адвентистам потребовалось 20 полных лет, чтобы приобрести 2 045 членов. Но в течение первых девяти месяцев 1923 г. к церкви присоединилось 2112 человек». Другими словами, менее чем за год крестилось больше, чем за первые 20 лет. С радостью он писал: «От горы Арарат до Заполярья, от Амура на Дальнем Востоке до границ Полыни на западе Господь полагает свою печать на работу Трехангельской вести. Мы благодарны Господу за то, что Он реально с нами»**. (**Lohne. Adventists in Russia, 85).

Итак, несмотря на небывалые трудности, обрушившиеся на страну в связи с революцией и гражданской войной, Церкви адвентистов седьмого дня удалось сплотиться, организоваться во Всероссийский Союз союзов и выработать эффективную программу действий на последующие годы.

Вопросы для обсуждения:

1. Как Церковью адвентистов седьмого дня были восприняты перемены, имевшие место в общественно-политической жизни России после октября 1917 г.?

2. Каким образом Декрет СНК от 4 января 1919 г. помог адвентистам седьмого дня в годы гражданской войны?

3. Какие перемены имели место в составе Церкви АСД в России в связи с изменившимися после первой мировой войны границами российского государства?

4. Каким образом Церковь адвентистов седьмого дня в России в трудные годы гражданской войны участвовала в борьбе с голодом?

5. Каким был отклик Всемирной Церкви АСД на бедственное положение России в 1919-1920 гг.?

6. Какое значение для Церкви АСД в России имела состоявшаяся в октябре 1920 г. Всероссийская конференция?

7. Что представляла собой организация Церкви АСД после января 1921 г.?