Глава 1. Общественно-политические и культурные предпосылки возникновения церкви адвентистов седьмого дня в России

Социально-политическое положение России во второй половине XIX в. Реформы правительства Александра II: крестьянская реформа, земская реформа, судебная реформа, школьная реформа, смягчение цензурных притеснений. Политика «контрреформ» правительства Александра III. Внешнеполитическое положение России. Культурная жизнь России во второй половине XIX в.

Первые Церкви адвентистов седьмого дня появились в России в 80-е годы XIX столетия. Для того чтобы понять, каким был путь становления церкви в условиях, далеко не сходных с условиями, в которых развивалось западное общество, необходимо хотя бы кратко коснуться характеристики общественно-политического и культурно-религиозного фона тогдашней России, который в немалой степени эти условия определял.

Социально-политическое положение пореформенной России

Как известно, начало второй половины XIX века в России характеризовалось целым рядом реформ, которые проводились правительством Александра II (1855-1881 гг.). Самой значительной из них была крестьянская реформа. После заключения мира (в марте 1856 года), ознаменовавшего окончание Крымской войны, император Александр, сообщая представителям дворянства в Москве о своем намерении освободить крестьян, заметил: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу»*. (*Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. — Лондон: изд-во «Заря», 1987.- С. 401.).

Знаменитый манифест об освобождении от крепостной зависимости был опубликован 19 февраля 1861 года. В общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, говорилось, что «крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда» и что им предоставляются «права свободных сельских обывателей»**. (**Там же, с. 402.). Было освобождено 22,5 млн. помещичьих крестьян. Следует подчеркнуть, что крестьяне не просто обрели свободу, но и получили доступ к учебе, к участию в общественной жизни. Крестьяне стали свободными товаропроизводителями. В конечном счете отмена крепостного права, несмотря на серьезные издержки этого сложного социального проекта, в немалой степени способствовала росту гражданской и духовной самостоятельности русского крестьянства.

Трудно переоценить то значение, которое имело гражданское освобождение русского крестьянства в плане развития народного сознания и пробуждения духовного поиска. Именно отмена крепостного права в России привела к серьезным переменам

в религиозной жизни крестьян, пробудив в их сознании новые духовные потребности. Известный исследователь сектантских движений на юге России А. Дородницын, подчеркивая роль в этом крестьянской реформы, писал: «Сдерживаемый крепостным правом в своих духовных правах, народ, почуяв свободу, с жадностью ищет удовлетворения прежде всего своих интересов. Он осознал себя как личность, почувствовал прелесть духовной жизни… Это был поворотный пункт в духовной жизни народа»*. (*Дородницын А. Религиозное движение на юге России во второй половине XIX столетия. — Казань, 1909.).

К сожалению, пробудившееся духовное сознание народа не всегда могло реализовать себя в рамках официальной религии. Известный русский писатель, государственный деятель, юрист А. Ф. Кони по этому поводу писал: «Страстное искание народом духовного обновления после того, как он познал в 1861 году обновление гражданское, встретило на пути религиозной восторженности равнодушие, неразвитость, а в некоторых случаях и безнравственность своих пастырей»**. (**Кони А. Ф. Собрание сочинений. Т. 1. На жизненном пути (О штундистах). — СПБ, 1912.). О причинах низкого духовного состояния, отмечавшегося в лоне господствующей церкви, мы будем говорить отдельно в следующей лекции.

Следом за крестьянской реформой правительство Александра II проводит еще целый ряд реформ. Среди них — так называемая земская реформа (1864 г.). Следует отметить, что до того, как была предпринята данная реформа, все органы самоуправления в России носили сословный характер. Освобождение крестьян привело к необходимости создания на местах учреждений, в состав которых входили бы представители всех сословий. Согласно положению 1864 года, в органы земского самоуправления отныне входили так называемые «земские гласные», избираемые на три года тремя куриями избирателей:

1) местными землевладельцами,

2) крестьянскими обществами

3) городскими избирателями.

В результате земской реформы была создана система земских учреждений, целью которых было руководство местным хозяйством, народным образованием, общественным призрением, медицинским обслуживанием, ветеринарной помощью и т. д. Если раньше все эти вопросы решались правительственными учреждениями, то теперь деятельность администрации ограничивалась лишь наблюдением за тем, чтобы действия земских учреждений не противоречили существующим законам.

В том же году была проведена и судебная реформа. Следует отметить, что дореформенный суд был закрытым, не предусматривал участия в нем сторон или их представителей, осуществлялся без всякого общественного контроля. Вынесение приговоров «зачастую обуславливалось не требованиями закона, а пристрастием, произволом или взятками». (*Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. — С. 406.). В основу новых судебных уставов, опубликованных 20 ноября 1864 года, были положены главные принципы буржуазного права: бессословность суда, активное участие сторон, гласность судопроизводства и независимость судей. Суд объявлялся равным для всех сословий. Значительно упрощена была система судебных учреждений. Менее важные дела рассматривались «мировыми судьями», избираемыми на уездных земских собраниях, а более важные дела разбирались окружными судами (обычно по одному на губернию). Решения их с участием присяжных заседателей считались окончательными. Высшей судебной инстанцией для всей империи был правительствующий Сенат, который выступал лишь в качестве верховного кассационного суда и который мог отменять приговоры нижестоящих судебных инстанций только в случае нарушения ими установленных законом норм судопроизводства.

Благодаря прогрессивной форме суда в 60-70-е годы был выигран ряд процессов по делу сектантов, которые привлекли внимание широких кругов общества к участи сектантов и их вероучению. Следует отметить, что новые суды вызвали большое недовольство консерваторов и реакционеров, которые усмотрели в многочисленных оправдательных приговорах, выносимых присяжными заседателями, «потрясение основ» общества и даже политическую их опасность*. (*Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. — С. 408.).

Серьезный толчок к распространению образования среди русского народа имела школьная реформа. В 1864 году было утверждено «Положение о начальных народных училищах», в которых должны были преподаваться Закон Божий, чтение, арифметика и другие предметы. Народные училища разрешалось открывать как общественным учреждениям, так и частным лицам. Руководил этими учебными заведениями в уезде училищный совет, над которым стоял губернский училищный совет, однако председателем его являлся епархиальный архиерей.

Одной из основных задач начальной школы, по соображению обер-прокурора Священного Синода Д. А. Толстого, назначенного в 1866 году министром народного просвещения, считалось «воспитание юношества в духе истинной религии»*. (*Русское православие, вехи истории / Науч. ред. Клибанов А. И. — Политиздат, 1989. — С. 364.). Другими словами, дело народного образования напрямую было связано с официальной Церковью и контролировалось духовенством.

Однако кроме народных училищ, находящихся в ведении министерства народного просвещения, и церковно-приходских школ, обеспечивающихся епархиями, начальное образование осуществлялось и в земских школах, которые стали повсеместно открываться в связи с проводимой земской реформой. В земской школе, учитывая нищенский размер жалованья, трудились учителя-подвижники, энтузиасты, которые широко использовали нестандартные методы обучения и привносили демократические начала в воспитание детей. К 1877 году в Российской империи насчитывалось уже около 10 тысяч земских школ.

Важно отметить, что среднее образование в семиклассных мужских гимназиях объявлялось открытым для всех сословий. С конца 50-х годов стали открываться женские гимназии, а начиная с 70-х годов XIX века, в России стало развиваться высшее женское образование. Следует подчеркнуть, что в этом вопросе Россия пошла впереди многих европейских стран.

В 1863 году был выработан новый устав в отношении университетов, который восстанавливал их академическую автономию, уничтоженную в 1835 году. Всей университетской жизнью отныне должен был руководить Совет профессоров, который избирал всех должностных лиц университетской администрации, а также профессоров на вакантные места. Прием в университеты проводился без различия звания и вероисповедания.

Результаты реформ в области просвещения были весьма ощутимыми. Заметно повысился уровень грамотности населения. Если на 1861 год доля грамотных во всей массе жителей России была близка к 1/15, то к 1897 году она возросла до 1/5 (21,1%). Причем грамотность городского населения превышала грамотность сельского приблизительно в два с половиной раза.

Проводимый правительством курс реформ вызвал и смягчение цензурных притеснений. В 1865 году утверждается новый цензурный устав, именуемый «временными правилами» о печати, хотя он и просуществовал до 1905 года. Значительное смягчение и ограничение цензуры книг и периодической печати сказалось на расширении издания и распространении просветительской литературы. Все оригинальные сочинения объемом не менее 10 печатных листов и переводные сочинения объемом не менее 20 печатных листов теперь освобождались от предварительной цензуры. Однако все дешевые многотиражные и небольшие по объему сочинения, предназначенные для широких народных масс, по-прежнему проходили не только предварительную цензуру, но и так называемую духовную цензуру, на которую не распространялось действие «временных правил». Церковь старалась держать под контролем всю литературу, могущую оказать влияние на народ. Князь П. Д. Боборыкин, занимавшийся в 60-е годы XIX века издательской деятельностью, вспоминает:

«Ни одна статья философского (а тем паче религиозного) содержания к простому цензору не шла, а была отсылаема в лавру, к иеромонаху (или архимандриту) и, разумеется, попадала в Даниилов львиный ров… Все сколько-нибудь свободомыслящее «гибло» все время, пока существовала эта духовная цензура…»*. (* Боборыкин П. Д. Воспоминания. М., 1965. Т. 1. — С. 342,343.).

Следует отметить и то, что вслед за «временными правилами» были изданы секретные инструкции, предписывающие цензорам запрещать сочинения, направленные, в частности, против истин христианской веры вообще и «учения и достоинства православной церкви в особенности». Законом запрещалась также «пропаганда атеизма, социализма, материализма»**. (** Сборник распоряжений по делам печати (с 1863 г. по 1 сентября 1865 г.). — СПБ, 1865. — С. 76, 77.).

1 марта 1881 года Александр II был убит брошенной в него народовольцем И. Гриневицким бомбой.

Новый император Александр III (1881-1894 гг.), стараясь укрепить самодержавие в России и находясь под сильным влиянием обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева, который отрицательно относился к западноевропейскому парламентаризму и считал, что ориентация России на запад будет означать ее конец, приступил к пересмотру проведенных ранее реформ. Новое правительство пошло по пути так называемых «реформ наизнанку», или контрреформ, стараясь свести на нет достижения реформенного периода.

Первыми жертвами наступающей реакции стали печать и школа. Была введена так называемая «карательная цензура». В ближайшие два года (1883-1884 гг.) перестали выходить все радикальные и значительная часть либеральных изданий. Были запрещены «Отечественные записки», издаваемые М. Е. Салтыковым-Щедриным. К. П. Победоносцев лично следил за деятельностью главного управления по делам печати, стараясь не пропустить ни одно издание, которое, по его представлению, содержало крамолу. Особое его недовольство вызывала периодическая печать. Газеты он называл «общественной язвой»*. (*ЦГИАЛ, ф. 797, оп. 94, ед. хр. 245, л. 2.).

Как уже было отмечено, наряду с печатью удары реакции направлены были и на школу. Министерство народного просвещения издает специальный циркуляр, значительно ограничивающий достижения реформенного периода. Новый университетский устав ликвидировал автономию университетов и отдал их во власть министра и попечителя учебного округа. На все выборные ранее должности отныне лица назначались. Был усилен правительственный контроль над земскими школами и взят курс на увеличение числа церковно-приходских школ.

Александр III предпринял еще ряд контрмер, известных как «контрреформы». Среди них — закон о земских начальниках, которые назначались теперь министерством внутренних дел и сочетали как административную, так и судебную власть. В 1890 году было принято новое положение о земских учреждениях. Новый закон ввел сословные курии для избирателей, усилил представительство дворянства. В манифесте, изданном еще в 1885 году по случаю столетнего юбилея пожалованной дворянству грамоты, было высказано пожелание о сохранении дворянством «первенствующего места» в общественной жизни*. (*Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. — С. 426.). Существенно усилилась бюрократическая опека над земством, был создан новый орган — Губернское по земским делам присутствие.

Реакционные изменения вносились и в судебную реформу 1864 г. Изменяется ценз для присяжных заседателей с целью усилить представительство дворян и отстранить представителей наименее состоятельных слоев населения. В 1889 году из ведения суда присяжных была изъята часть дел, и в первую очередь все дела о «сопротивлении властям», была ограничена публичность заседаний.

Однако все эти меры не смогли свести на нет всех достижений реформенного периода. Самосознание народа было разбужено. Реформенный период пробудил в народе интерес к общественно-политической жизни, к знаниям. Безусловно, реформы, затронувшие все стороны жизни народа России, не могли не подготовить почвы для принятия православной Россией западного протестантизма.

Внешнеполитическое положение России

Несколько слов следует сказать и о внешнеполитическом положении России в рассматриваемый нами период. После поражения в Крымской войне (1853 — 1856 гг.) правительство России старается восстановить свой международный престиж. Дипломатическими и военными средствами оно пытается укрепить свое положение на Балканах и Ближнем Востоке, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. К России присоединяется Казахстан, Грузия, Северный Азербайджан, Восточная Армения, Бессарабия. Для этих народов присоединение к России имело прогрессивное значение, поскольку способствовало развитию экономики, культуры, просвещения. Осваивались также и такие малонаселенные, экономически и культурно отсталые районы, как Сибирь и Дальний Восток.

Следует отметить, что в процессе так называемой «русификации» окраин немалую роль играла господствующая Церковь. С целью обращения «иноверцев» в православие в середине XIX века в Москве было создано «Православное миссионерское общество». Оно было призвано содействовать православным миссиям в обращении в православие «обитающих в пределах Российской империи нехристиан» и в утверждении обращенных как в «истинах святой веры», так и «в правилах христианской жизни»*. (* Русское православие, вехи истории. — С. 439.).

Важным событием во внешнеполитической жизни России второй половины XIX века стала русско-турецкая война 1877-78 гг., содействовавшая освобождению балканских народов от турецкого ига. Правда, результаты побед России были серьезно урезаны постановлениями Берлинского конгресса, что вызвало большое недовольство и разочарование как в русском обществе, так и среди балканских народов и ослабило авторитет русского правительства** . (**Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. — С. 416.).

В плане осмысления весьма драматичной истории Церкви АСД в России важно отметить и тот факт, что в конце 80-х годов наметилось сближение России с Францией, приведшее к оформлению в 1891-93 гг. франко-русского союза (основы будущей Антанты), в противовес тройственному германо-австро-итальянскому союзу. Это приводит, в свою очередь, к обострению русско-германских противоречий. В прибалтийском крае правительство Александра III решительно борется с германизацией. Вводится делопроизводство и переписка на русском языке, преподавание на русском языке в средних учебных заведениях, Дерптский университет переименовывается в Юрьевский, начинается постепенная замена немецкого преподавательского состава русским***. (***Там же. — С. 427.).

Русское правительство проводит меры, направленные на ослабление экономических позиций германского капитала в России. Обнародуется указ, запрещающий иностранным подданным владеть недвижимостью в западных губерниях России. Им запрещается также занимать там должности управляющих имениями. Эти меры в основном были направлены против немцев. В ответ германское правительство предприняло ряд враждебных мероприятий против русских финансов и экспорта.

Существующее напряжение в отношениях России с Германией не могло не отразиться на отношении к первым миссионерам-адвентистам в России, которые были главным образом выходцами из Германии. Это настороженное отношение к адвентистам как «немецкой секте» будет сохраняться на протяжении многих десятилетий.

Культурная жизнь России во второй половине XIX в.

Новая эпоха, чрезвычайно богатая по своему социально-историческому содержанию (падение крепостного права, последовавшие за этим реформы, затронувшие школу, систему управления, суд, цензуру), бурный и столь же противоречивый процесс формирования в стране «гражданского общества», поиски новых путей общественного развития, безусловно, сказываются и на культурной жизни российского общества.

Прежде всего наметившиеся процессы отражаются на литературе. Начинается глубочайшее обновление русской литературы, в которой, как в зеркале, отражаются общественные перепады, поиски и метания человека в желании обрести нечто лучшее.

Еще не утихли споры между западниками, отстаивающими идею «европеизации» страны, и славянофилами, которые видели в западном пути развития России упадок нравственности, «обезбоживание» человека, превращение общества в сумму эгоистичных и меркантильных индивидов. Славянофилы выступают против всевозможных социальных учений, революционных движений, полагая, что только православная вера и проповедуемые ею начала любви, добра, братства, «соборности» способны питать российское общество и служить гарантией его экономического и духовно-нравственного прогресса.

В литературе второй половины ХГХ века складывается несколько направлений, отражающих социально-политическую жизнь страны и противоречивый характер происходящих в ней перемен. Это революционно-демократическое направление, представленное журналами «Современник» и «Русское слово», либеральное направление, представленное «Отечественными записками», и, наконец, консервативное, представляемое «Русским вестником».

Особую позицию в борьбе направлений занимали в шестидесятые годы журналы «Время» и «Эпоха», вокруг которых объединились сторонники почвенничества. Журналы издавались Достоевским, который видел выход из общественных противоречий в объединении народа вокруг идеала «всецелостности, всепримиримости, всечеловечности».

Почвенничество связывало со славянофильством стремление обнаружить в русском народе некую нравственную сущность национального характера, а также отрицательное отношение к идеям западноевропейского и русского социализма. Однако почвенники, особенно сам Достоевский, не отрицали целиком и западничества: «Славянофилы и западники, — писал Достоевский, — ведь тоже явление историческое и в высшей степени — народное»*. (* Достоевский Ф. М. Полное собрание худож. произв. Т. 13. / Книжность и грамотность. — М., 1930. — С. 101). Почвенники полагали, что синтезируют рациональные черты и тех, и других.

Как известно, сторонники почвенничества вели полемику с «Современником» по вопросам революции, прогресса и искусства. Почвенники считали, что революция и обострение вражды между классами не являются источником прогресса; прогресс обеспечивается лишь развитием культуры, искусства и нравственности народа. «Всякое общество может получить (вместить) только ту степень прогресса, до которой оно доразвилось и начало понимать», — замечал по этому поводу Достоевский.

Заметную роль в литературе играли и романы писателя. Прекрасный мастер слова, тонкий христианский психолог и философ, Достоевский рисует трагедию человечества, лежащего во зле, удивительно тонко и глубоко изображая в этой трагедии трагедию отдельного человека. Герои Достоевского берут на себя миссию осуществления мировой справедливости и трагически расплачиваются за то, что, по мысли автора, является превышением пределов человеческой компетенции.

Огромное влияние не только на русскую, но и на мировую литературу оказало творчество другого выдающегося писателя второй половины ХГХ века — Л. Н. Толстого. Толстой, как известно, написал целый ряд философско-религиозных и религиозно-этических работ, в которых, с одной стороны, он выступает против православной Церкви за ее пресмыкательство перед царской властью, за формализм и обрядоверие, за накопительство и сребролюбие, за лицемерие и обман, а с другой — он проповедует всеобщую любовь, непротивление злу насилием, аскетизм. Духовно-нравственная позиция Толстого выражена в словах одного из героев его известного романа «Воскресение». По сути дела, это именно то, что завещал людям Христос, заботясь об их благе и спасении: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам»*. (* Толстой Л. Н. Собрание сочинений. В 14-ти томах — М., 1953.-Т. 13. -С. 449.). Во второй половине 90-х годов Толстой отдает много сил защите преследуемых правительством религиозных сектантов, в частности, молокан и духоборов**. (** Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 7. — С. 559).

Религиозные взгляды Толстого, выраженные в его произведениях «В чем моя вера?», «Исповедь», «Исследование догматического богословия» и других, представляющие собой как бы обновленный вариант христианского учения, очищенного от вековых искажений и церковной обрядности, с одной стороны, и соединенного с восточной философией _ с другой, вызвали в конце 80-х годов целое общественное движение, получившее название толстовства. За свои взгляды Толстой подвергся гонениям со стороны как церкви, так и властей. В 1901 году Синод принял решение «об отпадении графа Толстого от православной Церкви».

Весьма интересно творчество еще одного русского писателя той поры — Н. С. Лескова. В своих романах и повестях Лесков изображает духовенство, с которым он был связан своим происхождением. Лесков создает удивительно теплые и трогательные образы воистину духовных людей, простых христиан, представителей «малого духовенства», т. е. сельских дьячков, пономарей, священников. Вместе с тем Лескову претит показная набожность, ханжество, тайная растленность совести и нравов, безжизненный формализм в соблюдении религиозных обрядов, процветавшие в среде православия. Разоблачение всего этого достигло в творчестве Лескова впоследствии (см. «Соборяне», «Мелочи архиерейской жизни») необычайной силы.

В поэзии 80-х годов преобладают пессимистические, подчас трагические ноты. Они звучат в лирике С. Я. Надсона, полной сомнений, разочарований, скорби о поруганных мечтах и обманутых надеждах. Поэт призывает учиться страданию и терпению. В творчестве А. Н. Апухтина, К. К. Случевского, А. А. Голенищева- Кутузова, А. А. Фофанова, В. С. Соловьева, более или менее последовательно отмежевавшихся от гражданского тенденциозного искусства, чувствуется тяготение к мистико-символическому содержанию, к религиозно-философским проблемам, к отвлеченности и иррациональности поэтического иносказания. Формируются предпосылки русского символизма.

Вторая половина ХГХ века открыла России и всему миру целую плеяду выдающихся мастеров кисти, оставивших немеркнущие полотна, которые и поныне продолжают волновать многих поклонников живописи. Это Репин, Суриков, Верещагин, Поленов, Крамской, Левитан и многие другие. Буквально на взлете своего творческого дарования Николай Ге создает свои шедевры, в основе которых сцены из Евангелия: «Вечеря», «Что есть истина?», «Распятие», «Голгофа». В 1872 году русский народ увидел «Христа в пустыне» Ивана Крамского, в 1888 году — «Христа и грешницу» Василия Поленова, а также целую серию его картин, навеянных впечатлениями от поездки по местам, связанным с земной жизнью Иисуса.

Вторая половина XIX века в России отмечалась расцветом не только изобразительного искусства, но и музыки. Именно в это время раскрывается во всей своей необъяснимой силе и величии талант и гений П. И. Чайковского. В своем творчестве Чайковский выступает как страстный защитник всего светлого и прекрасного от зла, насилия и угнетения. В многообразном творчестве Чайковского особое место отводится духовной музыке. Им написаны «Литургия Иоанна Златоуста» для смешанного хора, три Херувимских и целый ряд других духовных произведений.

Во второй половине XIX столетия творят композиторы, имена которых сегодня знает весь мир: Бородин, Аренский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Рубинштейн. Своеобразно преломляется апокалиптическая тема в творчестве А. Н. Скрябина. Задуманнаяим «Мистерия» космического разрушения и гибели соответствовала в его замысле Второму пришествию Христа. Создают свои бессмертные хоровые произведения Архангельский и Танеев. Балакирев и Ломакин открывают в Петербурге в 1862 году бесплатную музыкальную школу с целью распространения музыкального образования и пропаганды музыки среди широких слоев населения (студентов, ремесленников, служащих и др.). Эта музыкальная просветительная организация просуществовала до 1917 года.

Таким образом, и в культурной жизни русского народа отображаются те значительные социальные перемены, которыми характеризуется общественно-политическая ситуация в России во второй половине XIX столетия.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте краткую характеристику основным реформам, имевшим место во время правления Александра II.

2. Охарактеризуйте общественно-политическую ситуацию в России в период правления Александра III. Что такое «политика контрреформ»?

3. Обсудите вопрос о том, каким образом общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России в 70-80 гг., способствовала закреплению на «русской почве» идей западного протестантизма.

4. Какими основными тенденциями характеризуется культурная жизнь российского общества во второй половине XIX века? Каким образом дискуссия между славянофилами и «западниками» могла способствовать распространению в России протестантизма?

5. Обобщите материал лекции и попытайтесь ответить на вопрос: какие предпосылки способствовали зарождению Церкви АСД в России?