Заключение

120 лет минуло с тех пор, как в России была организована первая община Церкви христиан адвентистов седьмого дня, и 100 лет, как эта церковь получила официальное признание в царской России. Официальному признанию церкви в немалой степени способствовали демократические преобразования, имевшие место в 1905-1906 гг., в частности, принятие 17 апреля 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости». За эти годы церковью пройден не простой путь обретения своего места на российской земле, которая традиционно воспринималась как колыбель православия. Однако до сих пор представления о том, что адвентисты являют собой образец чужого, инородного вероисповедания, продолжают широко распространяться в обществе, что, в частности, находит свое отражение в причислении Церкви АСД в лучшем случае к нетрадиционным религиям, в худшем — к зловредным сектам.

Непростой путь, пройденный церковью за эти годы, те многочисленные скорби и испытания, которые верующие адвентисты разделили с русским народом, пережив тяготы и лишения двух мировых войн, гражданской войны, голод 20-х годов, лихолетье коллективизации, сталинские репрессии, хрущевскую кампанию по борьбе с религией, — свидетельствует о том, что Церковь АСД давно уже стала органичной частью поликонфессионального портрета российского общества. Церковь адвентистов седьмого дня сегодня — это значительная часть общества, которая не мыслит себя в отрыве от радостей и бед своего народа и предлагает свою посильную лепту в дело духовно-нравственного и социально-экономического возрождения Отечества.

Свою миссию в этом мире церковь видит прежде всего в том, чтобы возвещать спасительную весть Евангелия, неотъемлемой частью которой является обетование Христа о Его Втором пришествии на землю. Объединенные этой верой, члены Церкви адвентистов седьмого дня особенно остро воспринимают те тревожные тенденции, которые наметились в развитии российского общества, а именно: нарастающую материализацию интересов современного человечества, углубление экологического кризиса, обесценивание нравственных принципов, в том числе и института семьи, умножение проявлений религиозно-политического экстремизма, попытки реконструирования религиозно-государственных союзов.

Проповедуя о Христе и Его Втором пришествии, адвентисты седьмого дня вместе с тем в меру своей компетенции и возможностей стараются участвовать в разрешении тех многих социальных проблем, которые накопились в обществе. В частности, Церковь видит себя востребованной в таких сферах, как поддержка института семьи, популяризация здорового образа жизни, укрепление в обществе основополагающих нравственных норм, участие в социальном служении, содействие толерантности и противодействие экстремизму, отстаивание принципов свободы совести, в том числе и религиозной свободы.

Понимание Церковью тех процессов, которые происходят сегодня в обществе, а также своего места и своей роли в этих процессах, было отражено в сравнительно недавно утвержденном церковью документе: «Основы социального учения Церкви христиан адвентистов седьмого дня»*. В этом документе Церковь выразила свою позицию по самым актуальным вопросам взаимодействия с обществом, одновременно заявив о своем желании внести посильный вклад в их решение. Настоящий документ свидетельствует о том, что Церковь адвентистов седьмого дня в России сегодня, осуществляя серьезную евангелизационно-просветительскую, образовательную и издательскую деятельность, активно участвуя в социальном и благотворительном служении, отстаивая принципы религиозной свободы, с надеждой смотрит в будущее, готовая и дальше выполнять порученную ей Богом миссию. Церковь адвентистов седьмого дня в России не мыслит себя в отрыве от многострадального народа земли русской, с которым она уже столько лет разделяет общую судьбу. И вся ее драматическая история — яркий тому пример.

*Настоящий документ рассмотрен и утвержден Исполнительным Комитетом Евро-Азиатского отделения Церкви христиан адвентистов седьмого дня 28 октября 2002 г