Глава 5. Идея скорого второго пришествия Христа в России

Эсхатологический характер русского национального сознания. Ожидание возвращения Христа в конце XV в. Оживление эсхатологических ожиданий в связи с расколом в русской церкви. Апокалиптическое видение «духовных христиан». Эсхатологические настроения российского общества в начале XIX в. Духовное пробуждение в немецких колониях в связи с ожиданием скорого пришествия Христа. Эсхатологическая напряженность и Русская Православная Церковь.

Великое адвентистское движение, охватившее в первой половине XIX века многие страны, в том числе и Европы, не обошло стороной и Россию. Пробуждение, связанное с ожиданием скорого пришествия Иисуса Христа, отмечается повсеместно. Однако, прежде чем говорить об эсхатологических настроениях в России в XIX, следует вкратце остановиться на том, как идея скорого Второго пришествия Христа на землю преломлялась в истории России в предшествующие века.

Следует сразу же отметить тот факт, что «русскому национальному сознанию всегда было свойственно трагическое ощущение, эсхатологическая вера в достижение лучшей жизни…»* («Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. — М., 1995. — С. 4). В немалой степени формированию такого сознания способствовало само христианство, которое было усвоено на Руси. Речь идет о византийском христианстве с его апокалиптическим видением будущего. Многие сочинения византийских авторов, проникнутые эсхатологической проблематикой, были особенно популярны на Руси, определяя характер и отечественных церковных произведений. В. Сахаров, известный исследователь древнерусской письменности, отмечает: «Не замедлили и русские писатели приобщиться к общему настроению умов на Востоке и Западе и с первых времен христианства в России мы встречаемся с мыслию о близости кончины мира…»* (Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. — Тула, 1879. — С. 54).

Весьма популярной в XIV-XV вв. становится идея о том, что конец света наступит по окончании 7 тысяч лет. Об этом говорит автор жития св. Сергия Радонежского, подчеркивая, что такой светильник в русской земле, как св. Сергий, недаром воссиял на скончании седьмой тысячи. Описывая жизнь другого святого, Стефана Пермского, тот же автор передает мнение его современников, которые считали, что по милосердию Божьему на исходе седьмой тысячи лет, т. е. накануне седьмой тысячи лет, народу пермскому послан просветитель. В одном часослове тех лет, в частности, говорилось: «Лета и времена и дни кончаются, а страшный суд готовится»**. (**Там же. — С. 55).

Значительно оживились эсхатологические ожидания русского народа в XV в. В конце XV в. русский народ пережил свое «великое разочарование»*, (*По аналогии с разочарованием участников миллеритского движения в 1844 г. в США.). вызванное не исполнившимся предсказанием второго пришествия в 1492 году. Дело в том, что в соответствии с древними пасхалиями в ночь с 24 на 25 марта 1492 года истекало 7 тысяч лет от сотворения мира. По православному представлению история мира в соответствии с семью днями творения должна уложиться по слову Давида «пред очами Твоими тысяча лет как день» (Пс. 89:5) в 7 тысяч лет. Поскольку православные считают от Адама до Христа не 4004 лет, а 5508 лет, следовательно, Страшный Суд должен был наступить в 1492 году (5508 + 1492 = 7000).

О наступлении Страшного Суда свидетельствовали многие авторитетные византийско-болгарские источники, например, «Небеса» Иоанна Дамаскина, «Жития Андрея Юродивого» и др.** (**3амалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. — Лениздат, 1991. — С. 69.). Взятие Константинополя турками в 1453 году рассматривалось как явный признак приближающегося Второго пришествия Христа, резко усиливший эсхатологические ожидания в православной среде***. («»Подробнее об этом см. Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи). «Тяжела была, — писал С. П. Шевырев, — ночь на 25 марта 1492 года. По истечении роковых трех лет господства антихристова, которое находили современники в учении жида Схарии и его последователей в Новгороде и Москве, робкие люди в эту ночь с трепетом ужаса ожидали всемирного звука трубы архангелов Михаила и Гавриила…»*. (* Шевырев С. П. История русской словесности. — Часть 4. — С. 83.).

Следует отметить, что представители новгородско-московской ереси (так называемые «жидовствующие») относились к пророчествам о приближающемся Втором пришествии скептически. Вот почему, когда намеченная дата миновала и ожидаемое русским народом пришествие не состоялось, авторитет «жидовствующих» значительно возрос. Вот что пишет по этому поводу протоиерей Петр Смирнов: «В конце 15-го века, в 1492 году, согласно летоисчисления православной церкви, должна была окончиться седьмая тысяча лет от сотворения мира. Как в Греции, так и в России многие были убеждены, что с окончанием этого тысячелетия наступит конец мира. Знаменательный год миновал, но конец не наступил. В связи с этим еретики (сектанты) осмеивали это ожидание и особенно православную веру»**. (**Протоиерей Смирнов П. История христианской православной церкви. — Петроград, 1915. — С. 199-200.).

Резко обострились эсхатологические настроения в российском обществе в XVII в. в связи с расколом в русской церкви. Сложившуюся в обществе социально-политическую ситуацию старообрядцы интерпретировали как господство в мире антихриста. Датой явления антихриста определялся 1666 год***. (**Эта дата появилась в «Книге о вере», изданной в начале XVII в. в Киеве. См. «Книга о вере», или «Азариева вера» // Православный собеседник. — Казань, 1858. — Кн. VI. — С. 265).

Дата была рассчитана следующим образом: к числу «зверя» из 13-й главы Откровения, т. е. к числу 666, было добавлено 1000 лет, прошедших после рождения Христа. Поскольку царствовать антихрист должен 3,5 года (1260 дней), то окончание его царствования и, следовательно, конец света должен произойти в 1669 г. Середина XVII в. отмечалась страшными эпидемиями, мором, крайней нестабильностью в Церкви, и все это рассматривалось как знамения приближающегося конца. Однако ожидаемый конец света не наступил, и неисполнение предсказаний о конце света в назначенный срок породило волну массовых самосожжений старообрядцев.

В XVIII в. эсхатологические настроения продолжают сохраняться в религиозном опыте так называемых духовных христиан, представленных двумя основными направлениями: духоборами и молоканами. Особенно ярко выраженной эсхатолого-хилиастической направленностью отличалось учение известного молоканского лидера Семена Уклеина. Молокане верили, что Второе пришествие Христа при дверях и что схождение нового Иерусалима, знаменующего начало тысячелетнего царства, будет иметь место где-то в пределах России. Называлась, в частности, территория около Араратских гор. Во многих молоканских селениях в Самарской, Саратовской, Астраханской и др. губерниях проповедовалось скорое Второе пришествие Христа.

События 1805 — 1815 годов, связанные с попытками императора Франции Наполеона Бонапарта достичь мирового господства, резко обострили эсхатологические чаяния людей. Как уже было отмечено ранее, повсеместно организуются библейские и миссионерские общества. Многие христиане ожидают скорого наступления тысячелетнего царства Иисуса Христа. Волнения, пережитые в годы войны с Наполеоном, природная склонность императора Александра I к мистике явились факторами, способствующими закреплению эсхатологических настроений в определенных кругах тогдашнего российского общества. В частности, сочувственный прием в придворных кругах встретила идея создания Библейского общества в России.

Немецкие колонисты, поселившиеся на юге России в начале XIX века, принесли с собой в Россию идеи лютеранского богослова, известного толкователя библейских пророчеств Даниила и Откровение, представлявшего историческую школу толкования пророчеств, Иоганна Бенгеля (1687-1752 гг.). Бенгель доказывал, что второе пришествие Иисуса Христа наступит в 1836 году. Вслед за этим событием должны последовать два тысячелетних царства. Первое — своего рода «золотой век» на земле, второе — царство святых на небесах. Значительное место в трудах Бенгеля уделяется России как исполнительнице пророчества, ибо, по учению Бенгеля, именно в России христиане всего мира найдут избавление от будущих бедствий. В период захватнических войн Наполеона многие христиане из стран Западной Европы, подстрекаемые крайними пиетистами, переселяются на Кавказ и юг России. Для многих колонистов, переселившихся ранее и знакомых с трудами Бенгеля, начало XIX столетия становится временем приготовления ко Второму пришествию Иисуса Христа. Серьезный след в духовном пробуждении на юге России и оживлении эсхатологических ожиданий оказал молодой лютеранский пастор, яркий представитель нового пиетизма, Эдуард Вюст (1818 — 1859 гг.). Его приезд в Россию был вызван плачевным состоянием сепаратистов, которые пережили глубокий духовный кризис, разочаровавшись в своих ожиданиях Христа в 1836 году. Своими горячими проповедями Э. Вюст зажег огонь духовного пробуждения и надежду на скоро грядущего Христа во многих лютеранских и меннонитских колониях, в которых Вюст проповедовал, невзирая на различия в вероисповедании. Основными темами его пламенных проповедей были спасение только через Иисуса Христа, праведность через веру, необходимость отделения праведных от неправедных и блаженная надежда на Христа. Одну из своих самых знаменитых проповедей он произнес 28 сентября 1845 года неподалеку от Бердянска в немецкой колонии:

«В эти дни, — говорил Вюст, — когда приближается решительный час и когда, как мне кажется, Господь послал ангелов своих с особой миссией, чтобы собрать плевелы в снопы, а пшеницу в житницы, я призываю вас, верующих, соучастников наследия и блаженства: отделитесь от мира»*. (*Лебсак Г.И. Великое адвентистское движение. — Киев, 1918. -С. 10).

Были знакомы поселившиеся на юге России колонисты и с книгами немецкого педагога и просветителя Л. Келъбера, в которых он останавливается подробно на вопросе о 2300 пророческих днях из Книги Даниила, на значении трехангельской вести, на знамениях последнего времени. Кельбер считал, что Бенгель в своих расчетах ошибся на 7 лет, и пришествие Христа должно произойти не в 1836, а в 1843 году*. (*Свои расчеты Кельбер представил в книге Das Ende kommt (Конец грядет), опубликованной в 1835 году.). Кельбер в своих книгах приводит интересные сведения о том, что идея о скором Втором пришествии Христа в 20-е годы XIX столетия была известна даже мусульманам: «Из местностей при Каспийском море миссионеры сообщают: по их признакам Мессия придет не позже, как через 12 лет, считая от 1828 года»**. (**Цит. по книге Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение. — С. 56.).

Заметное влияние на духовное пробуждение в России и оживление хилиастических воззрений в XIX в. оказал И. Линдл, католический священник из Баварии, приглашенный в Россию императором Александром I и ставший руководителем пиетистов на юге России. Его перу принадлежит труд Leitfaden zur einfachen Erkldrung der Apokalypse {Ключ к ясному изъяснению Книги Откровение). В 1820 году другой священник И. Гросснер с большой группой протестантов-пиетистов был приглашен князем Голициным в Санкт-Петербург с миссией духовного возрождения. Деятельность Гросснера положила начало будущего движения штундизма***. (***L. Froom, vol. 3, p. 29).

Серьезную роль в поддержании эсхатологических настроений, особенно среди меннонитских колоний, сыграли труды уже упомянутого нами в прошлых лекциях немецкого ученого, экономиста, пиетиста Иоганна Юнг-Штиллинга (1740-1817 гг.). Особенно популярным среди колонистов был труд Юнг-Штиллинга Heimweh («Ностальгия»), в котором автор выражал свои взгляды на наступление тысячелетнего царства. В 1818 году эта книга была издана на русском языке под заглавием «Тоска по Отчизне». Много внимания в этой книге уделяется антихристу, времени его царствования, борьбе с «запечатленными». Подчеркивается, что единственным местом избавления праведных будет Центральная Азия, регион к югу от Самарканда*. (*Fred R. Belk, «The Emergence of Millenialism Among the Russian Mennonites,» Mennonite Quarterly Review 49 (1975): 218.).

Среди тех, кто поддержал идеи Юнга-Штиллин-га, был уроженец меннонитской колонии Тракт (в районе Волги) Клаас Эпп (1838 — 1913 гг.). В 70-е годы он начал проповедовать наступление конца мира и пришествие Христа перед наступлением тысячелетнего царства. Проповедь его была настолько убедительной, что даже представители интеллигенции, педагоги, служители церкви поверили его спекуляциям. Находясь под влиянием Юнга-Штиллинга, большая группа меннонитов, руководимая Эппом, в начале 80-х годов начала миграцию в Туркестан, чтобы там переждать наступающие гонения и встретить Христа, грядущего во славе**. (** Подробно эта захватывающая история описана в книге F. Belk, The Great Trek of the Russian Mennonites to Central Asia (1880-1884), (Scottdale, Pennsylvania: Herald Press, 1976)).

Жизнь немецких колоний в XIX в. была ярко окрашена эсхатологическими ожиданиями. О том, что надежда на скорое пришествие Господа была весьма характерна для меннонитских колоний, свидетельствует хотя бы вот это письмо орловского учителя Генриха Гейзе Якову Мартену (датировано 11 декабря 1832 г.): «Дорогой друг! Ваше усердие в распространении книг из здешнего издательства дало мне право передать вам большую партию книг. Среди них 100 экземпляров книги «Второе пришествие Христа» и другие. Вы простите мне эту смелость, будьте добры принять на себя эти хлопоты, на что я рассчитываю благодаря вашей доброте 1 и любезности. Я прошу только Бога, чтобы Он сопровождал эти книги Своим благословением и привел бы через них много людских сердец к живой вере в Его святое имя ..»*. (*Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение. — С. 57).

Интересно то, что в рассматриваемый нами период времени идея скорого Второго пришествия Христа была знакома даже мусульманам. Уже в 1821 году о пришествии Христа проповедовали в 1 Татарии, в местностях, населенных татарами в южной и в восточной России, в Туркестане и т. д. Вот интересное сообщение из Ирландского журнала Magazine за 1821 год: «Ирландскому миссионеру, проповедующему в Татарии, татарский мулла задал вопрос: «Когда Христос придет во второй раз?» Миссионер ответил, что он об этом ничего не знает. Мулла был удивлен ответом миссионера, который приехал наставлять их в библейском учении, и заметил при этом, что каждый, кто имеет Библию, должен об этом знать. По его мнению, и он в это верит, Христос придет где-то в 1844 году»*. (Цит. по Loughborough, John IS. Rise and Progress of the Seventh-day Adventists. Battle Creek, Michigan: GC Association of SDAs, 1892,30. См. также Лебсак, с. 56).

Заметную роль в пропаганде в России идеи скорого Второго пришествия Христа сыграл выдающийся миссионер, путешественник и лингвист, владеющий 14 языками Иосиф Вольф (1795-1862 гг.). Он родился в Баварии в еврейской семье. Получил прекрасное образование в Католическом университете в Риме. В последующем стал членом англиканской церкви и, вступив в Британское миссионерское общество, стал проповедовать о Христе среди иудеев. В 1822 году он издал книгу о Втором пришествии Христа на землю, в которой утверждал, что Христос придет в 1847 году и воцарится в Иерусалиме на 1000 лет. Трудно перечислить все страны, в которых побывал этот неутомимый миссионер. Он проповедовал в Турции, Палестине, Египте, Индии, Афганистане, на Синайском полуострове, в Западной Европе. Вольф исходил вдоль и поперек Армению, проповедовал в Крыму, Грузии, Туркестане. Путешествуя в одиночку, не находясь под защитой ни одного из европейских государств, Вольф забирался в самые глухие районы центральной Азии. Он открыл десять неизвестных до того времени племен и возвестил им о скором Втором пришествии Христа. Путешествуя по югу России, Иосиф Вольф посещал разбросанные повсюду колонии меннонитов, среди которых он встретил полную поддержку своих взглядов. Когда Вольф находился неподалеку от Таганрога, он получил письмо от Александра I, который просил его о встрече на следующей неделе. К сожалению, встрече этой не суждено было состояться по причине скоропостижной смерти императора*. (* О жизни этого неутомимого миссионера см. R. Virgil, The Restless Missionary. Washington, D.C.: Review and Herald, 1963; Zdravko Stefanovic, Bridging East and West: Joseph Wolffs Vision of a Global Advent Mission. Silang, Republic of Philippines: 1000 Missionary Movement Publications, 1992).

Как уже было отмечено, духовное пробуждение и оживление эсхатологических ожиданий наблюдалось во многих немецких колониях в южной России и на Волге. Постоянно проводились евангельские собрания, образовывались новые общины. Все это вызывало немалое беспокойство в среде официальной православной Церкви и органов власти, которые пытались остановить это движение репрессивными мерами. Наиболее активных заключали в тюрьмы, наказывали розгами, ссылали на окраины России, в Туркестан.

Ошибочное истолкование библейских пророчеств и указание на точную дату Второго пришествия Христа, безусловно, не могло не отразиться в дальнейшем на отношении в России к самой идее скорого Второго пришествия. «Непришествием» в указанный срок часто пользовалась православная Церковь, чтобы лишний раз подчеркнуть несостоятельность всего протестантского движения и его идей. Однако, что интересно, и в лоне православной Церкви в XIX веке заметно оживают эсхатологические настроения. Приведем лишь несколько примеров, которые отражают эсхатологическую напряженность эпохи.

Иеромонах Макарий (Иванов) (1788 — 1860 гг.), старец Оптинской пустыни, в связи с революционными потрясениями во Франции в 1848 году и страшной бурей в то лето писал: «Это страшное знамение Божьего гнева на отступнический мир. В Европе бушуют политические страсти, а у нас — стихии. Началось с Европы, кончится нами… Сердце обливается кровию при рассуждении о нашем любезном отечестве России, нашей матушке, куда она мчится, чего ищет? Чего ожидает? Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Св. нашей Православной церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом; и долго ли это продолжится? Конечно, в судьбах Промысла Божия написано то, чему должно быть, но от нас сокрыто по неизреченной его премудрости. А, кажется, настает то время, по предречению отеческому: «Спасай да спасет свою душу!»* (* Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария к монашествующим лицам. М., 1862. № 165. Цитировано по книге Россия перед Вторым пришествием (материалы к очерку Русской эсхатологии). Изд. второе, исправленное и дополненное. — М., 1998. — С. 52).

О необходимости «бдеть и молиться по завещанию Господа, чтоб избежать напастей видимых и невидимых», писал в то время и святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807 — 1867 гг.), епископ Ставропольский, подчеркивая, что все происходящее в Европе свидетельствует об исполнении библейских пророчеств о приближающемся пришествии Христа*. (* Россия перед Вторым пришествием. — С. 53, 54).

Эсхатологические настроения в православной Церкви резко усилились к концу XIX века, особенно после трагической гибели Александра II. Разговоры о пришествии в мир антихриста занимают умы многих.** (**См., например, Собрание писем Блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Часть 1. — Сергиев Посад, 1908. — С. 207.). К. Н. Леонтьев о том времени писал: «…Я убеждаюсь все более и более в том, что человечество весьма быстро стремится к своей окончательной гибели, к тому, что попросту зовется «светопреставлением». Я давно об этом начал думать, и

*** вижу этому многие признаки…» (***Леонтьев К.Н. — Губастову К.А. 10.12.1890 // РГАЛИ, Ф. 290. Цит. по Россия перед Вторым пришествием. — С. 91.).

Подобные настроения прослеживаются и у известного русского писателя Достоевского, который, согласно мемуаристки В. В. Тимофеевой, в 1873 году в беседе однажды воскликнул: «Идет к нам антихрист! Идет! И конец миру близок, — ближе, чем думают»* (#Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Том 2, — М., 1990.- С. 180, 181.)., и у философа B.C. Соловьева, который в письме В. Л. Величко от 3.6.1897 г. писал: «…Наступающий конец мира веет мне в лицо каким-то явственным, хоть и неуловимым дуновением, — как путник, приближающийся к морю, чувствует морской воздух прежде, чем увидеть море». (Письма Владимира Сергеевича Соловьева. Т. 1. — СПб., 1908.- С. 232).

Весьма почитаемый в православии святой Иоанн Кронштадтский спустя уже почти 20 лет после того, как адвентисты седьмого дня стали проповедовать о скором Втором пришествии Христа, в духе адвентистских традиций писал: «Мы переживаем ужасные времена, по-видимому, последние, и хотя день и час будущего Страшного Суда никому из людей не известны, однако есть уже признаки приближения его, указанные в Евангелии. Поэтому всем надо быть готовыми ко всеобщему суду и жить в покаянии, любви и добрых делах»*. (*Цит. по книге Россия перед Вторым пришествием. — С. 105).

Итак, кажется, что идея наступления скорого Второго пришествия Христа для России не была новой или чуждой. Эсхатологические настроения в православии отражали сам дух тогдашней эпохи, отличавшейся наметившимися признаками пришествия. Более того, удивительным провиденциальным образом Господь подготовил на юге России и в Поволжье добрую почву для принятия трехангельской вести, которую во второй половине XIX столетия принесли в Россию проповедники Церкви адвентистов седьмого дня. Именно на юге России и были образованы первые адвентистские общины. Но, прежде чем говорить о них, следует остановиться на истории адвентистской Церкви в Европе, с которой непосредственно связано адвентистское движение в России.

Вопросы для обсуждения:

1. С чем связан эсхатологический характер русского национального сознания?

2. Почему так резко обострились эсхатологические ожидания русского народа к концу XV столетия?

3. Почему после 1492 г. в русском обществе резко возрос авторитет «жидовствующих»?

4. В чем проявлялось оживление эсхатологических ожиданий русского народа в период старообрядческого раскола?

5. Каким образом в духовном сознании немецких колонистов преломлялась идея скорого Второго пришествия Христа на землю?

6. Какую роль в духовном пробуждении на юге России играли Юнг-Штиллинг и Иосиф Вольф? Что объединяло и что отличало этих двух проповедников?

7. Каким образом адвентистское движение первой половины XIX в. проявляло себя на российской земле?

8. Была ли идея скорого пришествия Христа на землю, принесенная первыми адвентистами седьмого дня в Россию, чуждой русскому религиозному сознанию? Приведите примеры.