Глава 7. Первые адвентисты седьмого дня в России. организация первых церквей

Роль немецких эмигрантов в становлении Церкви АСД в России. Значение американского периода в деятельности Конради для распространения адвентизма в России. Теофил Бабиенко и его «общество». Герхард Перк и его роль в становлении Церкви АСД в России. Организация первой Церкви АСД в Бердебуллате. Деятельность Бабиенко по организации первой русской общины в Ставрополе. Конрад Лаубган и Яков Нляйн — первые проповедники Церкви АСД в России.

Ознакомившись вкратце с развитием адвентистского движения в Европе, мы переходим к рассмотрению вопроса о том, как происходило зарождение Церкви адвентистов седьмого дня в России. Первые семена адвентистской вести были посеяны на российской земле бывшими немецкими колонистами, эмигрировавшими из Российской империи в Америку и познакомившимися там с учением Церкви АСД. Следует отметить, что в начале 70-х годов XIX столетия многие немцы, обосновавшиеся в свое время в России, чувствуя, как все сильней и сильней становится давление на них со стороны государства и господствующей православной Церкви, в поисках религиозной свободы оставляют царскую Россию и выезжают в Канаду, США, Китай и другие страны*.

*Об этом начальном этапе распространения адвентистской вести в России см. A. Reimche, «How the German Work Began,» Aduentist Review, April 29, 1982,8-10. Руководство Генеральной конференции, серьезно думая о расширении миссии церкви прежде всего на американском континенте, обращает внимание на многочисленные национальные группы датчан, шведов, немцев и др., проживающих на территории Соединенных Штатов. На национальных языках начинают печататься газеты, появляются первые норвежские и датские церкви адвентистов седьмого дня*. (* См. Gary Land. Aduentism in America: A History. Grand Rapids, MI: Eerdmans Publishing Company, 1986, 85-86.). В ноябре 1881 года молодой проповедник Церкви АСД Конради начал проповедовать среди немецких поселенцев в Северной Америке, главным образом в штате Южная Дакота. В то время в США проживало около 13 миллионов немцев, так что поле деятельности для молодого миссионера было огромным. Конради были основаны первые общины среди немцев-эмигрантов, а также так называемый «трактатный союз» для распространения адвентистских газет, журналов и трактатов на немецком языке.

Немецкие выходцы из России, приобщившись к Церкви АСД в Америке, естественно, посылали адвентистские книги и брошюры своим родственникам и друзьям в Россию. Уже в 1882 году в Таврической губернии было несколько человек, узнавших о Церкви адвентистов седьмого дня и решивших праздновать субботу согласно заповеди Закона Божьего**. (**Об этом сообщал в своей брошюре «Третья ангельская весть среди немецкого народа» Конради. См. Белов А. В. Адвентизм. — М.: Изд-во политической литературы, 1968. — С. 46). А вскоре о «новой вере» знали уже многие немцы, живущие в Крыму, Приднепровье, Поволжье и на Кавказе.

Нельзя сказать, что интерес к библейскому слову проявляли в России лишь выходцы из Западной Европы. Многие искренние русские стремились к познанию истины Божьей, как она изложена в Библии. Но любое несогласие с православной Церковью, не говоря уже о разрыве с нею, рассматривалось чуть ли не как государственное преступление. Таковых обычно ссылали на окраины России. Тем не менее интерес к Библии, особенно после того, как в 1876 году она была переведена на русский язык, не пропадал, а разгорался с большей силой. Одна из женщин, первых членов Церкви АСД в России, рассказывает, как ее отца, русского офицера, узнавшего из Библии, что седьмой день недели является субботой Господней, и учившего соблюдать этот день своих детей, царское правительство выслало в Сибирь. Было это еще в 70-е годы*. (* Части письма, написанного этой женщиной, были опубликованы Конради в Advent Review and Sabbath Herald, December 5, 1893).

Здесь же уместно было бы упомянуть и о еще одном интересном человеке, решившем соблюдать субботу после того, как он прочитал об этом в Библии. Это Теофил Бабиенко (1850-1943 гг.), будущий служитель Церкви АСД, первым рукоположенный для работы среди русских. Его дед по материнской линии по фамилии Гордовский был польским генералом, а отец занимался иконописью. Теофил Бабиенко служил дьяконом-псаломщиком в православной церкви села Тараща под

Киевом. Читая на дому Библию, Бабиенко заметил, как расходится с ней учение православной Церкви. Он открыто говорит об этом. Вокруг него собирается группа единомышленников. В 1877 году все они уходят из православия и организовывают «Общество братьев, исследующих Библию». Общество быстро разрастается, появляются филиалы в других городах и селах Украины. Православная Церковь отлучила Бабиенко и его последователей. Во время поездки в Киев в целях получить от правительственных чиновников разрешение на строительство молитвенного дома Бабиенко был арестован и сослан на Северный Кавказ, в Ставрополь. Там он был заключен на два года в тюрьму.

Находясь в тюрьме, Бабиенко продолжает изучать Библию, сделав для себя ряд новых открытий. Бабиенко начинает праздновать субботу, он верит в скорое Второе пришествие Христа, хотя о Церкви адвентистов седьмого дня до сих пор он еще ничего не слышал. Стали соблюдать субботу и другие члены организованного им общества. Лишь только в 1886 году Бабиенко принял адвентистское учение, возможно, через Лаубгана, который приехал в Ставрополь навестить немецких колонистов*. (* Биографический материал о жизни Теофила Бабиенко был передан автору данных лекций его правнуком Брюсом Бабиенко, служителем Церкви АСД, директором издательского отдела Мичиганской конференции).

Справедливости ради, однако, следует отметить, что обращения русских в адвентистскую веру на раннем этапе были крайне редкими. Первые несколько лет адвентистская весть проповедовалась в России главным образом среди немецкого населения, поскольку именно немцы-переселенцы, протестанты по своим убеждениям, наиболее охотно откликались на проповедь первых адвентистских миссионеров. Первые обращенные среди них, как было упомянуто выше, появились в 1882 году.

Одной из наиболее ярких фигур в истории российского адвентизма, безусловно, является Герхардт Перк (1859 — 1930 гг.). Уроженец одной из менонитских колоний на юге России, в 1882 году он узнает от соседа о публикациях, полученных из США еще три года назад. Вокруг этих брошюр был создан ореол загадочности и секретности, что лишь подогревало интерес к ним со стороны молодого человека. Он упросил соседа дать ему почитать эти брошюры. Среди них оказалась одна под заглавием «Третья ангельская весть». Перк тайком на сеновале прочел ее, не говоря никому ни слова, списал адрес издателя и написал по этому адресу письмо с просьбой выслать на его адрес и другие издания. Познакомившись из получаемых брошюр с вероучением Церкви адвентистов седьмого дня, Перк убедился в истинности проповедуемой Церковью АСД вести, однако не сразу стал открыто исповедовать новую религию. Одно время Герхардт Перк поддерживал переписку с Августом Кунцем, преподавателем колледжа Батл-Крик и ответственным за переписку с немцами. Благодаря этой переписке Перк стал соблюдать субботу*. (*Герхард Перк подробно рассказывал об опыте своего обращения на сессии ГК в 1909 году. См. General Conference Bulletin, 1909, p. 53).

Где-то в это же время Перк становится распространителем книг от Британского библейского общества, много путешествует, в том числе и в Сибири, продавая главным образом Библии. Несмотря на риск потерять хорошо оплачиваемую работу в Библейском обществе и быть арестованным, Перк соглашается с предложением Конради, полученным по почте, распространять публикации Церкви АСД. В дальнейшем Перк станет известным евангелистом Церкви АСД, совершающим служение не только в России, но и в Румынии и Германии*. (* Подробнее о религиозных опытах Герхарда Перка можно прочитать в книге М.Е. Olsen. A History of the Origin and Progress of Seventh-day Aduentists. Washington, DC: Review and Herald, 1925,471 — 475.).

Интересна история еще одного пионера адвентистской Церкви в России — немецкого эмигранта Якова Ресвика, одного из первых обращенных благодаря деятельности Конради немцев США. Вот как описывал позже Конради собрание в Миллтау-не, на котором Ресвик принял решение вернуться назад в Россию.

«Поднялся старый господин где-то около восьмидесяти лет, добрый и искренний брат, и заявил:

— Братья, я хочу поехать в Россию.

— В Россию? Зачем?

— Заниматься миссионерской работой.

— Миссионерской работой? Да он не может говорить. (У Ресвика был дефект речи.) Лучше для него сидеть дома »**.(**L.R. Conradi, Review and Herald, April 4,1893).

Однако ничто не могло остановить ревностного миссионера. Вернувшись в 1883 году в Россию, Ресвик привез с собой огромное количество духовной литературы. На свои средства он путешествует, ходит из дома в дом, раздавая людям книги и брошюры. Почетный возраст и дефект речи (заикание) служат ему в какой-то степени даже преимуществом. Открытая проповедь любого другого миссионера стоила бы ему тюремного заключения. Ресвик организовал несколько групп верующих в поселках Саки и Япончи в Крыму, а также вел активную переписку с родственниками в Александровске (ныне Запорожье).

Вернувшись на короткое время в Соединенные Штаты, Ресвик запасается духовной литературой и снова отправляется в миссионерское путешествие в Россию. Пожилой человек, ссылаясь на плохое зрение, обычно просил кого-то почитать брошюры, которые он постоянно носил с собой, и если кто-то проявлял к их содержанию интерес, Ресвик охотно делился с таковым человеком духовным трактатом. Спустя два года этот неутомимый миссионер скончался, так и не успев вернуться назад в Америку. По указанию православного священника все оставшиеся книги и брошюры, которые Ресвик привез с собой, были захоронены вместе с ним. Однако тот же священник во время похорон заметил следующее: «Хотя Яков Ресвик и не был православным и исповедовал другую веру, все же если бы вы жили такой достойной и примерной жизнью, какой жил он, то все были бы спасены»*. (*М.Е. Andross, Story of the Advent Message. Washington, DC: Review and Herald Publishing Association, 1926, 230).

На сессии Генеральной конференции в 1885 году Август Кунц рассказал о многочисленных письмах, получаемых из России, в которых постоянно подчеркивалась нужда в духовной литературе. В одном из писем, например, человек просил прислать ему адвентистские брошюры еще раз, поскольку в его доме местной полицией был произведен обыск и вся литература, полученная им ранее, была изъята. Одним словом, еще до приезда в Россию первых официальных служителей Церкви адвентистов седьмого дня посеянные немецкими эмигрантами семена трехангельской вести начали приносить плоды. Таким образом, к моменту приезда в Россию первого миссионера Церкви АСД Л. Р. Конради на южных окраинах России, главным образом в немецких колониях, уже были люди, знакомые с Церковью адвентистов седьмого дня и ее вероучением.

Как уже было сказано ранее, в январе 1886 года Генеральная конференция направила для работы в Европе Людвига Ричарда Конради. Уже летом того же года, отвечая на многочисленные приглашения из России, он совершает свою первую миссионерскую поездку в эту страну. Прибыв в начале июля морем в Одессу, Конради встретился с Герхардтом Перком, с которым он уже переписывался ранее и которому предлагал распространять в России адвентистскую литературу. Перк согласился, несмотря на то, что он рисковал потерять хороший заработок в Библейском обществе и отныне подвергал свою жизнь опасности, ибо, если Библия еще и разрешалась к распространению в России, то этого нельзя было сказать об адвентистской литературе, продажа которой ясно свидетельствовала о попытке обратить православных в «новую веру», что рассматривалось в то время как преступление против государства.

Вместе с Перком Конради отправляется в Крым. В Евпатории они встретились с группой немецких баптистов и провели с ними, проповедуя, два дня. Затем они прибыли в Демир Булат, где их встретила группа менонитов, соблюдающих субботу уже в течение четырех лет. Подобных групп в округе оказалось несколько. В местечке Япончи Конради и Перк впервые встретились с оппозицией. Неизвестные выбили камнями стекла в доме, в котором адвентисты проводили собрание. В одном из сел Конради встретил русского, также празднующего субботу. По всей вероятности, он был одним из членов общества, основанного Бабиенко. Через несколько недель непрерывных встреч и проповедования целая группа верующих решила присоединиться к Церкви адвентистов седьмого дня. Несколько человек изъявили готовность принять крещение.

Для крещения было выбрано озеро неподалеку от селения Бердебуллат (сегодня этот населенный пункт называется Привольное, в 70 км от Симферополя). Здесь и была организована первая церковь АСД в России. Вошло в нее 19 человек, среди которых был Готфрид Тец, будущий служитель Церкви АСД, проповедовавший на юге России и в Сибири. Именно он и станет первым пресвитером этой церкви. Большинство новообращенных были баптистами и менонитами. Будучи уже крещенными в сознательном возрасте путем полного погружения в воду, они присоединились к церкви, публично заявив о своем согласии с новой верой. Двое крестились впервые, хотя желающих было больше. По вполне понятным соображениям семье русских было предложено подождать с крещением. Однако эта осторожность не спасла миссионеров от последовавших вскоре после крещения репрессивных мер со стороны местных властей.

Как пишет Конради в своем очерке «Поездка в Россию», сразу же после крещения, во время совершения Вечери, явился полицейский и приказал Конради и Перку явиться в суд. Миссионерам были предъявлены обвинения в распространении «иудейской ереси», в обращении русских людей в другую веру и в проведении публичного крещения. По законам того времени Конарди и Перку грозила ссылка в Сибирь. Местные власти посадили их в тюрьму, в которой они пробыли сорок дней. И только благодаря вмешательству американского посла в Санкт-Петербурге, который разъяснил царским чиновникам, что адвентисты седьмого дня — христиане, Конради и Перк были освобождены. Происшедшее свидетельствует о нетерпимом отношении властей и православной церкви прежде всего к инославию, хотя за инцидентом отчетливо просматриваются антисемитские настроения в обществе, которые позже выльются в еврейские погромы на юге России. Выйдя на свободу, Конради с Перком посетили образованную несколько недель назад общину в Берде-буллате, а затем побывали на родине Перка, а также во многих других местах, продолжая проповедовать трехангельскую весть*. (*Свое первое миссионерское путешествие в Россию Конради подробно описал в очерке «Поездка в Россию», опубликованном в Historical Sketches of the Foreign Missions of the Seventh-day Adventists, Basle: Imprimerie Polyglotte, 1886,250-271).

Внимание адвентистских проповедников привлекают немецкие колонии в Поволжье. Там уже до их прибытия трудился Конрад Лаубган (1838-1923 гг.), выходец одной из поволжских немецких колоний под названием Щербаковка. Находясь в эмиграции в США (штат Канзас), он принял адвентистскую весть опять-таки благодаря миссионерской работе молодого Конради и стал членом церкви, а в мае 1886 года вернулся в Россию. Лаубган активно проповедует среди поволжских немцев, привлекая к себе внимание со стороны руководства Средне-европейской конференции Церкви АСД. В 1887 году в Базеле он был рукоположен и стал первым проповедником-адвентистом среди немцев Поволжья. В дальнейшем Лаубган будет совершать также служение на Кавказе, в Донской области и в Крыму.

К 1885 году учение Церкви АСД проникло в менонитские колонии на Кавказе, где тоже была подготовлена добрая почва для принятия трехангельской вести. Так, например, основатель колонии Александрфельд менонитский проповедник Б. Пеннер, внимательно изучая Библию, пришел к выводу о необходимости празднования субботнего дня. В колонии Эйгенхайм целая группа верующих, прочитав полученные из США брошюры, стала соблюдать субботу и верить в скорое Второе пришествие Христа. Осенью 1887 года эти колонии посетил Лаубган и организовал здесь из числа немцев первую церковь АСД на Кавказе, в которую вошли 34 человека.

В это же время на Северном Кавказе в Ставрополе организуется первая русская адвентистская община. Упомянутый уже нами Теофил Бабиенко, находящийся в 1886 году в Ставропольской тюрьме, знакомится с Лаубганом и узнает от него о церкви адвентистов седьмого дня, вероучение которой оказалось ему весьма близким. Он с радостью принимает новую веру и начинает об этом активно проповедовать как в городе, так и в близлежащих селах. Режим вольного поселения позволял ему без уведомления полиции удаляться от места жительства на пять километров. В 1887 году принимают крещение первые пять человек из русских, в 1888 году — еще восемь. В 1890 году в Ставрополе была организована первая русская адвентистская церковь, во главе которой стал рукоположенный в том же году в пресвитеры Теофил Бабиенко. Образовались также русские группы адвентистов в Михайловке и Пелагеевке неподалеку от Ставрополя.

Очень быстро адвентистская весть проникает и в другие регионы Российской империи. В 1887 году была организована община в Донской области. Следует заметить, что некоторые из принявших весть Церкви АСД в Донской области еще с 1883 года начали праздновать субботу. В 1888 году в Россию из США переезжает Авраам Нейфельд, немец, выходец из России. Он посещает немецкие колонии на Кубани и обращает в адвентистов 12 человек. В майском номере Ревью энд Геральд за 1888 год Конради дал информацию о том, что в России насчитывается около 250 последователей церкви АСД, объединенных в 8 общин. Он писал также и о том, что баптисты получили официальное признание как церковь в России и что, скорее всего, нам тоже нужно идти в том же направлении*. (*L R. Conradi, «The Work in Russia», Advent Review and Sabbath Herald, May 1, 1888). В следующем году, сообщает Ревью энд Геральд, адвентисты были уже в Одессе, в Бессарабии, на Волыни и даже в Польше.

В конце 1888 года Конради возвращается из США после сессии ГК в Миннеаполисе, проведя несколько встреч с недавно обращенными немцами и заинтересовав их возможностью миссионерского служения в России. Непосредственно с ним едет выходец из русских немцев Яков Кляйн, который уже трудился миссионером в Небраске. Кляйн поступает в только что открывшуюся в Гамбурге Миссионерскую школу. Закончив курс обучения и получив рукоположение, Кляйн едет по направлению в Поволжье, в родную колонию Франк, где организует церковь. Таким образом, в конце 1889 года в России появляется второй рукоположенный проповедник.

Кляйн пробует проповедовать среди русских, но эта попытка оканчивается неудачей. Подобно многим другим миссионерам, пытающимся выходить к русскому православному населению с новой вестью, он оказывается в тюрьме. Лаубгану, который пытался вмешаться и как-то помочь Кляйну, было приказано в течение часа покинуть пределы колонии*. (*Advent Review and Sabbath Herald, July 8, 1890). Через 19 дней Кляйна, однако, освободили при условии выезда из колонии. В последующем Кляйн успешно трудился на Кавказе, на Дону, в Крыму и в менонитских поселениях на черноморском побережье. Место Кляйна в Поволжье занял молодой служитель, обратившийся, скорее всего, благодаря проповеди Кляйна, — Генрих Лебсак (1868-1938 гг.). В 1890 году по примеру своего духовного наставника он также окончил Миссионерскую школу в Гамбурге и вернулся в Россию. Именно Генрих Лебсак станет первым адвентистом, рукоположенным в проповедники в России и одним из наиболее ярких лидеров Церкви адвентистов седьмого дня в России.

Итак, в 1890 году в России трудились два рукоположенных проповедника Церкви АСД — Лаубган и Кляйн. На ноябрь 1890 года Церковь АСД в России насчитывала 356 членов. Состояла она, главным образом, из немцев, проживающих в колониях на юге России, хотя география распространения Церкви АСД к 1890 году была значительно шире. Русских среди первых адвентистов России было сравнительно мало, и это связано было с невозможностью прозелитизма среди русского православного населения. Подобная деятельность рассматривалась в те годы как уголовно наказуемое деяние. Подробно об этом будет сказано в следующей лекции.

Вопросы для обсуждения:

1. Каким образом впервые в России узнали о Церкви адвентистов седьмого дня?

2. Каким образом миссионерская активность Конрада в США способствовала проникновению адвентистской вести на территорию Российской империи?

3. В каких регионах России первоначально распространялась адвентистская весть и почему?

4. Кто из немецких эмигрантов, принявших адвентистскую веру в США, внес свою лепту в дело распространения адвентистской вести в России?

5. Какова роль Герхарда Перка в зарождении адвентистской Церкви в России?

6. Где, когда и при каких обстоятельствах была организована первая церковь адвентистов седьмого дня в России?

7. Какую роль сыграл Теофил Бабиенко в организации первой русской общины адвентистов седьмого дня в России?

8. Кто были первыми проповедниками церкви адвентистов седьмого дня в России?