5. «Пророческие цепи» (события).

По воззрениям адвентистов седьмого дня, Библия предсказала все важнейшие события мировой истории: возникновение и падение царств, различные периоды и состояние в жизни церкви, преемственную последовательность исторических событий и даже отдельные хронологические даты. Все эти события предсказаны в целом ряде пророческих изображений или «цепей» и все они осуществились, за исключением событий Второго пришествия Христа.

Различные периоды в истории христианства изображаются в Откровении апостола Иоанна под образом «семи печатей» и «семи церквей».

А) «Семь печатей». Ап. Иоанн видел в Откровении Господа, сидевшего на престоле и державшего книгу, запечатанную семью печатями. (Откр. 5:1). Когда агнец (Сын Божий) снимал эти печати, то ал. Иоанн созерцал различные образы, представлявшие различные периоды в истории христианства.

1 печать. «Конь белый» и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец: и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6:2). Белый конь изображает чистоту веры апос-тольского века. Всадник на белом коне с венцом, вышедший победить, изображает ревность и торжество евангельской проповеди апостолов. Первая печать охватывает время с 31 до 100 г. по Р.Хр. (31г. — год смерти Спасителя).

2 печать. «Другой конь рыжий» и сидящему на нем надо взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр. 6:4). Рыжий цвет указывает на порчу первоначальной чистоты веры. В церкви появились заблуждения. Она стала омирщаться, стала искать помощи государства: отсюда происходили различные затруднения и даже возмущения в церкви. Время этой печати простирается до Константина Великого (100-323Г. по Р.Хр.).

3 печать, «Конь вороной» и на нем всадник, имеющий меру в руке своей» (Откр. 6:5). «Конь вороной» указывает на окончательную порчу христианства. Между 323 и 538 г.г. появились грубейшие заблуждения в церкви: безбрачие духовенства, почитание икон и останков, многие суеверные обычаи. Церковь совершенно омирщилась. Все это затемнило христианскую веру. Время этой печати продолжалось до 538 г., когда папы получили верховную власть в церкви.

4 печать. «Конь бледный» и на нем всадник, которому имя смерть; и ад/могила следовал за ним и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земньши» (Откр. 68) «Бледность» коня — это бледность трупа. Смерть, сидящая на бледном коне, изображает состояние падшей римской церкви от 538 до 1517г. (до Реформации). «Смерть сидела на бледном коне, за нею следовал ад/могила, и дана была ей власть над четвертою частью земли — умерщвлять» и т.д. Римская церковь замучила свыше 15 миллионов человек. «И дана была ей власть…. умерщвлять» Реформация обнаружили истинный характер папской власти.

5 печать. Когда Агнец снял пятую печать, ап. Иоанн увидел «под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом: доколе Владыка святой и истинный не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу. И даны были каждому из них одежды белые и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6:9-11).

По мнению адвентистов в этом месте Откровения предметы несуществующие («души убиенных») изображаются так, как если бы они существовали; душам умерших приписывается жизнь, живое существование (ср. Римл. 4:17). «Души убиенных» — это все те, которые были умерщвлены Римской церковью, как еретики, при господстве мрака и суеверий 4-ой печати. Реформация «обелила» их, признала их праведными. Это и означают слова «им были даны одежды белые». Все эти мученики должны успокоиться на малое время, пока к ним не придут другие, которые подобно им будут умерщвлены за слово Божье. Все они будут воскрешены в нетление славы.

6 печать. Когда Агнец снял 6-ую печать, то «произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась как кровь; и звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои» (Откр. 6:12, 13).

В этих словах, по мнению адвентистов, предсказаны: 1) великое землетрясение 1755г., во время которого был разрушен г. Лиссабон: 2) самый темный день и самая мрачная ночь 19 мая 1780г. и 3) необычайное падение звезд, наблюдаемое в Сев. Америке 13 ноября 1833г. -»И небо скрылось, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (откр. 6:14) Эти слова указывают на то. что произойдет в явление Господа. Все признаки Его пришествия налицо: мир ожидает лишь последней трубы. Тогда нечестивые побегут в пещеры и ущелья гор, дабы укрыть свою вину от гнева Того, Который воссядет на престоле в день Суда. Откр. 6:15—17. 6-ая печать началась с 1755г. (год Лиссабонского землетрясения) и будет продолжаться вплоть до явления Спасителя.

7 печать. «И когда Он (Агнец) снял 7-ую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» Откр. 8:1. Седьмая печать приводит нас к пришествию Христа и вечности.«Цепь семи печатей» изображает следующая таблица:

31поР.Хр. 100 323 538 1517
 

1755 1780 1833
 

Конец
 

 
 

Белый конь Рыжий Вороной Бледный Реформ.
 

Откр 8:1
 

1-я печать 2-япеч. 3-япеч. 4-я печ. 5-я печ.
 

6-я печ. 7-я печ.
 

Объяснение: 1755г. — великое Лиссабонское землятрясение; 1780г. — самый темный день; 1833г. — падение звезд.

Б) Семь церквей. Откровение ал Иоанна посвящено семи малоазиатским церквам Ефес-кой, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардинской, Филадельфийской и Лаодикииской (Откр. 1:4.11.19). Семь церквей — это семь периодов а истории истинной христианской церкви («церкви детей Божиих»). Эти периоды начались с выступления Иисуса Христа на проповедь и закончатся при Втором Его пришествии.

1-я церковь Ефес. «Ефес» значит «нечто желаемое» (для Господа). Это название определяет характер и состояние церкви в апостольское время, когда ее члены получили чистое учение Христа и когда они пользовались благословением и дарами Святого Духа. Господь хвалит дела Ефеской церкви, ее труды и терпение для имени Господа («ты много переносил и имеешь терпение и для имени Моего трудился и не изнемогал»), хвалит чистоту ее веры и жизни («ты не можешь сносить развратных и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они — лжецы»), но обличает ее за то, что она забыла первую заповедь, любовь свою, и увещевает ее покаяться и творить прежние дела свои (Откр. 2:1-5). Ефеская церковь охватывает период времени с 27 по 100г.г. по Р.Хр.

2-я церковь Смирна (благоухание). Господь знает дела этой церкви, ее скорбь и нищету, но говорит ей: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет перенести. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас. и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:9-10). «Смирна» значит благоухание. Это название определяет состояние христианской церкви во времена гонений на христиан в Римской империи (с 100 по 323г.г. по Р.Хр.). Многочисленные мученичества христиан благоухали тогда перед Господом. Скорбь десяти дней указывает на жестокие гонения Диоклетиана, продолжающиеся 10 лет (с 302 по 312 г.п).

3-я церковь Пергам, что означает «высокое укрепление», «возвышение». Господь говорит этой церкви: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2:13). «Пергам» обозначает период христианской церкви с 323г. Со времени «обращения» Константина Великого, римские императоры начали покровительствовать христианской церкви. Высокие должности, оклады и почести стали даваться лицам, обращавшимся в христианство. Христианская церковь «возвысилась»-сделалась государственной церковью (отсюда название периода — «Пергам», т.е. возвышение). Но вместе с тем церковь начала «омирщаться», «портиться». Многие из языческих установлении, обычаев и церемоний были восприняты в христианскую религию, в том числе и языческий «день солнца», т.е. воскресенье, которое и вытеснило собой Божью субботу. Наряду с этим существовали также «верные свидетелю), не отрекшиеся от веры. Так, «верный свидетель» — Антипа — был умерщвлен. Имя Антипа по объяснению адвентистских исследователей, происходит от двух латинских слов: «анти» (против) и «палас» (папа). Это имя обозначает тот класс людей, которые восставали против папского владычества. «Пергам» охватывает собой период времени с 323 по 538 г.г- по Р.Хр.

4-я церковь Фиатира (жертва раскаяния или сокрушения). Название это указывает на состояние детей Божиих в длинный период мрачного и кровавого господства Римского папства Этот период начался с 538г., когда папы получили верховную власть в церкви и сделались гонителями еретиков, и продолжался до эпохи Реформации (1517г.). В продолжении этого периода папская власть господствовала над Божиим народом. Свыше 15 миллионов «святых» были замучены Римской церковью за приверженность к слову Божию. Господь говорит Своей гонимой церкви (Фиатирской): «Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих» (Откр. 2:19-20). «Иезавель» — Римская церковь. В заключение Господь дает следующее обетование Своим гонимым чадам: «Только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками» (т.е. гонителями) (Откр. 2:25-27).

5-я церковь Сардис (обновленная). Господь говорит ей: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв Бодрствуй и утверждай прочее, близкое к смерти» (Откр. 3:1-2). «Сардис» означает «нечто обновленное», «обновление». Обновление в христианской церкви произошло благодаря Реформации. Реформация сделала Библию предметом почитания.

Следствием Реформации было окончание 1200-летней «скорби», т.е. папского владычества. Благодаря Реформации небольшой остаток детей Божиих не только избегнул окончательного истребления, но послужил основанием для вновь ожившей истинной церкви. «Сардис» есть удачное обозначение всех протестантских обществ от времен Реформации и до великого пробуждения духовной жизни, завершившегося адвентистским движением. Этот период охватывает собой время с 1517 по 1798 гг.

6-я церковь Филадельфия (братолюбие, братская любовь) (1798-1844). Это название указывает на состояние церкви во времена первой ангельской вести («вести о начале суда»). . Французская революция и падение папства (в 1798г.) привели «народ Божий» к изучению библейских пророчеств. Дети Божий увидели в этих событиях «начало конца». И когда они ожидали явления Господа (в 1844г.), они раздавали свое имущество бедным, проявляя таким образом «братскую любовь». Господь говорит этой церкви: «Как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро: держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3:10-11).

7-я церковь — Лаодикия (народ суда или народ во время суда). Господь говорил ей: «Знаю твои дела; ты не холоден, не горяч; о, если бы ты был холоден или горяч. Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр. 3:15-19).

«Лаодикия» значит «народ суда», «народ, живущий во время суда». Лаодикия — это церковь, существующая во время суда и «третьей ангельской вести». В 1844г. Господь вошел в небесное святилище, дабы очистить его от грехов детей Божиих. С 1844г. на небе идет суд Божий, «суд исследований»; Господь отделяет праведных от нечестивых. Это состояние церкви описывается в приведенных словах Откровения. Это состояние продолжится до явления Господа, Который соберет к Себе всех верных. Господь явится скоро. «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3:20).

В) Семь труб. Апостол Иоанн видел в Откровении семь ангелов, которые имели семь труб (8:6). «Трубы» обозначают войны. «Труба» в Библии нередко является символом войны (см. Иер. 4:19). При 6-ой апокалиптической трубе войска выходят на войну (Откр. 9:16,17).

Первая труба. «Первый ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пал на землю: и третья часть дерев сгорела, и вся земля зеленая сгорела» (Опер. 8:7) «1-я труба» обозначает нашествие готов под начальством Аллариха (319-412 по Р.Хр.). Третья часть дерев (которые сгорели) есть третья часть Римской империи. Констанстин Великий разделил свою империю между тремя сыновьями: Констанцию дал Константинополь и всю восточную часть империи. Константину II — западную часть империи (Британию. Галию, Испанию и пр.), Констанцу — среднюю часть империи (Италию, Иларию и Африку). Град, падающий на землю, указывает на опустошительные набеги готов, которые пришли с холодного севера. Огонь обозначает страшные, разрушительные действия готов, предавших сожжению города и села. Кровь изображает убийства, которые совершали готы. По словам Гиббона, готы наводнили плодоносные равнины Фокиды и Бестии и всюду оставляли после себя глубокий кровавый след.

Вторая труба. «Второй ангел вострубил и как бы большая гора, пылающая огнем низверглась в море: и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море и третья часть судов погибла» (Откр. 8:8.9). Вторая труба обозначает завоевание Сев. Америки и Италии вандалами под начальством Гонзериха (429-468 г.г. по Р. Хр.) Гонзерих совершал свои опустошительные набеги по преимуществу на море, поэтому его нашествия и представляются здесь под образом «большой горы, пылающей огнем, которая низверглась в море». История называет Гонзериха «страшным». Он беспощадно предавал огню и мечу все, что встречал на своем пути. Слово «вандал», «вандализм» вошли в поговорку. Гонзерих предпринимал свои нашествия из Карфагенской гавани. Он два раза уничтожил огнем римский флот и вообще наводил ужас на море.

Третья труба. Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь» и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому, что они стали горьки» (Откр. 8:10-11) Третья труба обозначает завоевания гуннов под начальством Атгилы. Атгила опустошил огнем и мечем всю прирейнскую область и остановился у Альп, этого водного источника, из которого берут начало великие западно-европейские реки. Сам Атгила называл себя бичом Божиим и говорил, что «под копытом его коня не растет трава». Он вторгся в Западно-Римскую империю с востока, как большая небесная звезда устремился туда, но его поход был кратковреме-нен; был как «светильник», внезапно погасший.

Четвертая труба. «Четвертый ангел вострубил и поражена была третья часть луны и третья часть звезд» (Откр. 8:12). Высшая власть в Римской империи принадлежала императору, консулам и Сенату, которые в видении ап. Иоанна сравниваются с солнцем, луной и звездами.

В 476г. Одаир низложил последнего императора Зап.-Римской империи и провозгласил себя королем Италии. Так «поражена» была третья часть римского солнца, принадлежавшая западу. В 541г. император Юстиниан упразднил консулов в западной трети Римской империи. В 552г. он упразднил здесь Сенат. Так поражена была третья часть луны и третья часть звезд, благодаря чему исполнилось пророчество 4-ой трубы.

Между 4-й и 5-й трубой ап. Иоанн видел ангела, «летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех ангелов, которые будут трубить» (Откр. 8:13). Отсюда каждая следующая «труба» носит наименование «горе».

Пятая труба или Первое горе. «Пятый ангел вострубил», и ап. Иоанн «увидел звезду, упавшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны; она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из печи: и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя» (Откр. 9:1-2). Это пророчество изображает распространение ислама в Византийской империи. Выражение «кладезь бездны» обозначает пустынное, необитаемое и необработанное место (ср. Быт. 1:2). Это выражение указывает на дикие пустыни Аравии, из которых вышли сарацинские орды, распространившиеся по всей земле, как саранча. Дым, выходивший из кладезя и помрачивший солнце и воздух, есть ислам: «Он есть величайшийдым, который со времени основания царствия Христова навис над землею и похитил у тысяч людей солнце и воздух».

«И вышла из дыма саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы» (Откр 9:3) «По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие; и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были как у львов; на ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну» (Откр. 9:7-9). Саранча — это арабы (Аравия — родина саранчи). Их опустошительные нашествия «вышли из дыма ислама». Ислам объединил многочисленные, нередко враждебные аравийские племена, вдохнул в них общее.национальное самосознание и внушил им страсть к набегам и разрушению. Арабы сравниваются с конями, т.к. Аравия есть родина лучших лошадей, к которым арабы как бы «прирастают» с детства. «Венцы похожи на золотые» — это желтые тюрбаны арабов.

«И сказано было ей (саранче), чтобы не делала вреда траве зеленой, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати на челах своих» (Откр. 9:4) Известно, что Абубекр, преемник Магомета, воспретил своим солдатам убивать женщин и детей, уничтожать деревья и скот и сжигать поля.

«И дано ей (саранче) не убивать их, а только мучить пять месяцев» (Откр. 9:5,10). 5 месяцев -150 дней или 150 лет. Эти 150 лет начались с 27 июля 1299г. и закончились 27 июля 1449г. Это видно из дальнейшего (11-го) стиха 9-й главы Откровения: «Царем над собою имела она ангела бездны: имя ему по-Еврейски Аваддон, а по-Гречески Аполлион (губитель)». Со времени смерти Магомета и до конца XIII столетия Осман основал «оттоманское государство», которое объединило все крупные магометанские племена и сплотило их в одну огромную монархию. 27 июля 1299г. Осман вторгся в Византийскую империю (в Никомидию). Господство турок продолжалось до 27 июля 1449г. В продолжении этого периода турки вели постоянную войну с Греческой империей, но завоевать ее они не могли, ибо «дано ей (саранче) не убивать их, а только мучить пять месяцев». С июля 1449г. борьба между турками и Византией получила новый оборот.

Ангел бездны — султан турецкий. Султан есть духовный глава всех магометан. Следовательно, он есть защитник и покровитель мусульманской религии. В этом смысле он и назван ангелом (вестником) бездны. Аббадон или Аполлион значит «губитель». Магомет говорил: «Меч есть ключ к небу и к преисподней, одна капля крови, влитая в дело Божие, одна ночь, проведенная под оружием, приносит больше пользы, нежели 2 месяца поста и молитвы» Об одном известном турецком султане Гиббон замечает: «Кровь 130 тысяч христиан была приятной жертвой для арабского пророка».

«Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя» (Откр. 9:12).

Шестая труба или второе горе должна была начаться тогда, когда прекратилась пятая труба (или первое горе), т.е. в 1449г. «Шестой ангел вострубил» и «освобождены были четыре ангела, связанные при великой реке Евфрате» (Откр. 9:12-15). Четыре ангела — это четыре наиболее значительных султаната, на которых составлялось Оттоманское государство: Аллепский, Иконийс-кий, Дамасский и Багдадский. Эти султанаты лежали в бассейне реки Евфрат «Четыре ангела (или распространители ислама) были освобождены» через свою покорность и подчинение султану, царствующему в Константинополе. Они были освобождены, «чтобы умертвить третью часть людей». В 1453г. пала Византийская империя.

«Число конного войска было две тьмы тем». Пророк созерцал «в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней -как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей: ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям и имели головы, и ими они вредили» (Откр 9:16-19). В 1453г. пала Византийская империя. Гиббон говорит о необычайном количестве турецкого войска. Брони огненные, гиацинтовые и серные указывают на турецкую военную фор-му, которая изготавливалась из красных, синих и желтых материй. «Головы коней как головы у львов». Это означает силу, мужество и неустрашимость турок — огонь, дым и сера, выходящие изо рта коней, указывает на огнестрельное оружие, которое в то время уже вошло в употребление. Гиббон приписывает падение Греческой империи употреблению огнестрельного оружия в турецкой армии. И когда турки, сидя на лошадях, палили из своих коротких ружей, наблюдателю, стоявшему вдали, должно было казаться, будто огонь, дым и сера выходят изо рта лошадей. «Сила коней заключалась., в хвостах их.» Конский хвост у турок — известный военный штандарт. Когда ал. Иоанн созерцал турок, собиравшихся вокруг этого знака своей мощи, то ему могло казаться, будто сила их войска находится в некоторой связи с конским хвостом.

«И освобождены были четыре ангела, приготовленные на час и день и месяц и год для того, чтобы умертвить третью часть людей» (Откр. 9:15). 1 день плюс 1 месяц плюс 1 год равняются 1+30+360=391 пророческий день (год) 1 час составляет 1/24 пророческого дня или года, т.е. 360:24=15 дней. Четыре ангела, распространители ислама, были освобождены на 391 год и 15 дней. Как указано выше, второе горе или 6-я труба начались с 27 июля 1449г. Следовательно, господство четырех ангелов простиралось до 11 августа 1840г. Этой последней датой пророк ограничивает независимое, самостоятельное властвование Оттоманской империи. К такому вы-. воду пришел впервые американский проповедник Иосия Лич, указывающий на 11 августа 1840г., незадолго перед этим временем. Лица, познакомившиеся с вычислениями Лича, ожидали указанного им времени с глубоким интересом. И действительно, в 1840г. египетский паша восстал против турецкого султана. Сторону последнего приняли европейские державы. Соединенный англоавстрийский флот взял Анио и Бейрут, бомбардировал Александрию и принудил египетского пашу подчиниться султану. Этот ультиматум был передан Египту 11 августа 1840г., турецкий же султан оказался под покровительством и руководством европейских держав.

«Второе горе прошло, вот идет третье» (Откр. 11:14) Второе горе (6-я труба) окончилось 11 августа 1840г. Третье горе или 7-я труба не следует непосредственно, но идет «скоро» после второго. Между вторым и третьим горем имели место события, описанные в 10-й главе Откровения. Ап. Иоанн видел ангела, который возвещал, что «времени уже не будет» и что при седьмой трубе «совершится тайна Божия». предсказанная пророками (Откр. 10:6-7). Эта весть ангела закончилась в 1844г. Она есть первая ангельская весть о наступлении суда. С 1844г на небе идет уже «суд исследования».

Седьмая труба или третье горе. «Седьмой ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр. 10:15).

«И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим…. малым и великим, и погубить губивших землю. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его: и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр. 10:18-19). Здесь ясно перечисляются события кончины мира и страшного суда Божия. С 1844г. идет на небе суд Божий — «суд исследований». Слова «и рассвирепели язычники» («гнев народов») указывают на милитаризм нашего времени. Царства земные скоро прекратятся; настанет вечное Царство Христово. Громы, молнии, землетрясение и великий град будут иметь место при явлении Господа. Они составляют последнюю 7-ю язву, которой Господь поразит этот мир. После этого наступит 1000-летнее Царство Христово.Все приведенные выше таблицы составляют вместе «восемь пророческих цепей».

1-я цепь. Эта цепь начинается Вавилонским царством (от 606г. до Р.Хр.). За ним следуют царства: Мидо-Персия с 538г. до Р.Хр., Греческое с 331 г. до Р.Хр. и Римское с 161г. до Р.Хр. Между 351 и 483 г. по Р.Хр. Римское царство распалось на 10 частей, как это указано во 2-й главе книги пророка Даниила.

2-я цепь. Пророчество 7-й главы Даниила восполняет собой пророчество 2-й главы Даниила и рисует 1260 лет папского владычества, которое началось с 538г. по Р.Хр. ипродолжалось до 1798г., когда папа Пий VI был взят в плен.

3-я цепь. Эта цепь представляет появление североамериканских штатов (Опер. 13:11-17). «Зверь» с двумя агнчими рогами, изображающий северо-американские штаты, начал свое шествие в 1776г. и будет существовать до «конца», когда он, как лжепророк, будет уничтожен вместе со «зверем» — папством (Откр. 19:20).

4-я цепь. Представляет собой семь труб. Эта цепь идет далее тысячелетнего царства и оканчивается на «новом небе» и на «новой земле».

5-я цепь. Изображает три ангельских вести. В течение 4 лет, которые следовали после шестой трубы (после 11 августа 1840г.), была возвещаема первая ангельская весть. Когда эта весть достигла «высшей точки», то вместе с ней стала раздаваться и вторая ангельская весть. Все эти «вести» составляют теперь одно великое дело, которое будет продолжаться до явления Господа.

6-я и 7-я цепи представляют семь печатей и семь церквей.

8-я цепь изображает пророческий период 2300 лет.

Таковы догматические взгляды адвентистов седьмого дня. Следует заметить, что эсхатологические воззрения адвентистов еще не получили окончательного завершения. Многие библейские пророчества ими еще не разобраны. Еще и теперь «верующие» адвентисты открывают в Библии все новые и новые предсказания о событиях грядущего времени.

Богослужебный строй адвентистов седьмого дня отличается простотой. Молитвенные собрания их состоят из чтения Слова Божьего, проповедей, молитв и пения гимнов. Адвентисты седьмого дня не признают общеобязательных молитв и последние носят у них характер живых импровизаций. Из внешних молитвенных действий допускается лишь коленопреклонение. Гимны для пения заимствуются из сборника «Гусли», изданного Прохановым. Немецкие адвентисты заимствуют свои гимны из сборника «Пионслидер», употребляемого также и немецкими баптистами в России. Соответственно общему эсхатологическому характеру вероучения адвентистов седьмого дня. темы для проповедей у них берутся по преимуществу из пророческих книг Ветхого Завета (в особенности из кн. пророка Даниила) и из Откровения Иоанна Богослова.

Из богослужебных обрядов адвентисты седьмого дня совершают водное крещение, преломление и омовение ног. Крещение совершается в реке или озере путем однократного погружения крещаемого навзничь. «Преломление» состоит в преломлении хлеба после торжественной благодарственной молитвы и во вкушении его и вина. Совершение преломления приурочивается к общим собраниям в общинах, происходящим обыкновенно через каждые три месяца. К преломлению допускаются только адвентисты. Перед преломлением совершается обряд ногоомовения.

Адвентисты не признают никаких праздников, кроме субботы.

В образе жизни адвентисты проповедуют умеренность и воздержание и являются противниками курения табака, употребления кофе и свинины: многие из них — вегетарианцы. По воззрениям адвентистов, Библия требует простоты и скромности в одежде. Поэтому ношение золота, драгоценных камней и дорогих одеяний, предназначенных для украшения тела и поддержания гордости естественного сердца противоречит Писанию (1Тим. 2:9-10; Шетр. 3:3-4) и должно быть оставлено.

Каждый «верующий» адвентист седьмого дня обязан давать десятую часть своих доходов для поддержания «евангельской работы». Если Авраам — отец верующих — отделил Мелхиседеку (образ Христа) десятину из своего имущества (Евр. 7:1-4), то и мы, дети Авраама («если мы -Христовы» — Гал. 3:29), должны давать десятину Господу, ибо «десятина принадлежит Господу» (Лев. 27:30). Кроме того, «верующие» должны делать и другие взносы на поддержание «евангельской работы» (2Кор. 9:6; Мал. 3:8-10).