Возникновение адвентизма. Адвентизм до 1844 года.

Секта адвентистов возникла в Сев. Америке в начале XIX ст. Адвентистское движение представляло собой ветвь того эсхатологического движения, которое в первые десятилетия XIX в наблюдалось в различных странах Западной Европы. Так в Вюртенберге местные пиэтические кружки ожидали Второго пришествия Христа в 1836 году. Оживление эсхатологического чаяния (но без точных хронологических вычислений) господствовало также среди рейнских пиэ-тистов В Голландии Гейеценетер выпустил в 1819, 1822 и 1841 гг. ряд сочинений, которые трактовали о близкой кончине мира и о скором пришествии Христовом. В Испании в 1812 году появилось сочинение «О пришествии Мессии во славе’, выпушенное под псевдонимом «Бен-Зэри» и позднее переведенное Ирвингом на английский язык. Начиная с 1814 года эсхатологическая литература появляется и в Англии. В 1822 году Иосиф Вольф издал в Англии сочинение о близком пришествии Христа. Иосиф Вольф был еврей (родом из Баварии), перешедший сначала, а католичество, а потом в англиканство. В 1821 году он отправился из Англии в Турцию и другие восточные страны и здесь проповедовал до 1845 года о пришествии Спасителя в 1847 году. В 1831 году в Англии появилась «Алостольная Кафолическая Община» (секта Ирвинги-ан) с ее эсхатологическими чаяниями Наконец, в 1839 году в Англии появилась книга Лендорса о пришествии Христа в 1843 году.

Одновременно с этим эсхатологическое движение в форме адвентизма возникло в Сев. Америке. Родоначальником его был Вильям Миллер (1782-1849), от имени которого адвентисты называются иногда «Миллеритами». Миллер был простой фермер, не получивший научного образования. В 1816 году он присоединился к общине «правильных (регулярных)» баптистов в Нижнем Гэмптоне (штат Нью-Йорк). Внимательное изучение Библии привело его в 1818 году к убеждению в близости кончины мира, Второго пришествия Христа и тысячелетнего Его царствия. Наступление кончины мира Миллер приурочивал к 1843 году. Согласно пророчеству Даниила (8:14), святилище Божие будет осквернено в течение 2300 дней (лет). Так как эти 2300 лет начались, по мнению Миллера, с 457 года до Р. X., получаем 1843 год — год Второго пришествия Спасителя. С 1831 года Миллер выступал с открытой проповедью своих взглядов. Проповеди его встретили благосклонный прием в кругах баптистов, методистов и конгрегациона-листов. В 1833 году баптистская община, а Нижнем Гэмптоне сделала Миллера проповедником. В том же 1833 году Миллер издал брошюру под заглавием «Свидетельства из Писания и истории о Втором пришествии Христовом около 1843 года и о Его личном царстве в продолжении 1000 лет». В этой брошюре Миллер развивал адвентистские взгляды.

Проповеди Миллера и его брошюра вызвали широкое движение в пользу адвентизма. Сотни слушателей приходили к Миллеру: многие из них «обращались» и по баптистскому обычаю крестились. Приверженцы Миллера получили название «адвентистов» от латинского слова «ад-вентус», т.е. пришествие. Сам Миллер не думал создавать особой секты. Он принадлежал к баптистской общине и все «обращенные» им переходили в баптизм. Миллер был уверен, «что прежде, нежели Христос явится в своей славе, все конфессиональные перегородки будут унич-тожены». С 1840 года адвентистское движение приобрело широкие размахи в штатах Новой Англии. С февраля 1840 года близкий друг Миллера — Хаймс — начал издавать в Бостоне первую адвентистскую газету — «Знамения времени», позднее — «Вестник пришествия» (последняя существует и в настоящее время). Вскоре появились газеты «Полуночный глас». «Трубный звук» и др. Эти газеты сильно содействовали распространению взглядов Миллера. Сам Миллер указывал, что наступление Второго пришествия Христа произойдет около 1843 года. Однако многие из его приверженцев требовали точного определения «дня пришествия». Уступая им, Миллер назначил время пришествия Спасителя между 21 марта 1843 года и 21 марта 1844 года. Зимой 1843-44года религиозное возбуждение среди последователей Миллера достигло высшей степени напряженности. Но 21 марта прошло, а Господь не явился Тогда Миллер в открытом письме к «верующим» признал свою ошибку и выразил уверенность, что «день Господень близко, при дверях». Свои объяснения он повторил также на совещании адвентистов в Бостоне (в конце мая

1844 года), при чем отказался от каких бы то ни было вычислений «дня пришествия» Но один из последователей Миллера — Сноу — исправил его «ошибку» и назначил день явления Господа на 22 октября 1844 года. По евангельской притче жених (т.е. Христос) запаздывает до полуночи (Мф. 25:6) Следовательно, Он заставит ожидать Себя целую половину иудейского дня. т.е. полгода. Стало быть. Его явление произойдет не 21 марта, а 22 октября 1844 года.

Чем ближе становился день пришествия, тем напряженнее оказывались ожидания адвентистов. Они оставляли полевые работы и продавали свое имущество Адвентистская газета и брошюры призывали к покаянию, несмотря на издевательства «неверующих». Между тем, различные религиозные общества стали исключать адвентистов из своей среды. В это время один из последователей Миллера — Георг Сторр — издал «шесть проповедей, в которых отвергал бессмертие души, называя его даром Божиим. достигаемым через веру во Христа»; утверждал что «мертвые до всеобщего воскресения находятся в бессознательном состояния, и что вечные мучения грешников будут состоять в окончательном истреблении их». Тысячи адвентистов приняли учение Сторра, но не все. Сам Миллер держался общехристианских взглядов на эти вопросы и оставался верен им до конца своей жизни. Равным образом он восставал против точных вычислений «дня пришествия» и еще 30 сентября 1844 года вооружился против назначения «дня явления» на 22 октября 1844 года. Но уже с 6 октября 1844 г. под влиянием все возрастающего возбуждения Миллер поверил в эту дату и даже писал, что «если Христос не явится 22 октября, то он будет вдвойне разочарован». Но 22 октября прошло, и адвентисты почувствовали «скорбь апостолов в субботу пасхи».

После этого многие из адвентистов покинули адвентизм, а для тех, которые сохранили «чаяния пришествия», наступило время испытаний. В январе 1845 года Миллер и его приверженцы были исключены из баптистской общины в Нижнем Гэмптоне. Это побудило к образованию самостоятельных адвентистских общин.

Но адвентисты еще не организовались в самостоятельное религиозное общество, хотя Миллер и предлагал планы такого объединения на конференции в Албани (шт. Нью-Йорк) в конце апреля

1845 г. Общины адвентистов существовали отдельно. Многие адвентисты не объединялись в общины, а где такое объединение происходило, то оно принимало самые примитивные формы. При таких условиях о единых религиозных воззрениях адвентистов не могло быть и речи. Те из адвентистов, которые назначали все новые сроки Второго пришествия — так называемые «братья времени» — составляли после 1844 года ничтожное меньшинство. Подавляющее же большинство адвентистов отказались от каких бы то ни было вычислений дня пришествия, хотя и сохраняло верность традиционным чаяниям адвентизма. Внутри этой массы существовали глубокие разногласия, которые и привели потом к образованию отдельных адвентистских толков или групп. Необходимо, однако, заметить, что все эти толки объединились и объединяются в следующих пунктах:

1. В учении о близкой кончине мира и скором Втором пришествии Христа.

2. В резком антикатолическом направлении своих догматических взглядов: при этом Лютер,Цвингли и Кальвин почитаются как реформаторы церкви.

3. В признании установлений, унаследованных от «правильного» (регулярного) баптизма (отрицание крещения детей, совершение крещения через погружение, должности «пресвитеров» и «диаконов» в местных общинах и т п.).

4. В отрицании всяких вероисповедных символов и преданий и в признании Библии единственным правилом веры и жизни.

Наряду с этим, в адвентизме уже в 1844 г. проявились коренные разногласия по поводу бессмертия и окончательной судьбы грешников, а в 1845-46 г.г. некоторые из адвентистов стали упорно защищать необходимость празднования субботы вместо воскресенья, и эти последние с 1846 г. обособились от всех прочих адвентистов и с 1860 г. приняли название адвентистов седьмого дня.

Все прочие адвентисты (так называемые адвентисты «первого дня») несмотря на свои догматические разногласия в первое десятилетие после 1844 г. составляли одну общую группу, которая впоследствии разбилась на несколько отдельных толков, проникнутых единством религиозных воззрений.