Адвентизм седьмого дня в Сев. Америке и в других не европейских странах.

Адвентизм седьмого дня представляет собой самую многочисленную и наиболее активную группу в современном адвентизме. Он обладает превосходной организацией и обнаруживает неуклонное стремление к постоянному численному возрастанию. В настоящее время адвентисты седьмого дня рассеяны по всем частям земного шара. Они имеются и у нас в России.

Как показывает само название, адвентисты седьмого дня празднуют субботу вместо воскресенья, так как суббота установлена Богом при сотворении мира. «Субботнее движение» в адвентизме возникло в 1844 г. Начало ему положила баптистка седьмого дня Рахиль Престон (умерла в 1868 г). В конце лета 1844 г. она прибыла из штата Нью-Йорк в Вашингтон (Нью-Гэмпшир), где в то время существовала небольшая адвентистская община. Престон приняла адвентистское учение и в свою очередь убедила тамошних адвентистов в необходимости соблюдать субботу. Так появилась первая община адвентистов седьмого дня. Она состояла из 40 человек. 22-е октября 1844г. нанесло адвентистскому движению страшный удар, тем не менее, вопрос о праздновании субботы продолжал волновать адвентистские круги. В 1845 г. два адвентиста — Пребл и Кук — защищали необходимость празднования субботы литературным путем. Правда, они вскоре изменили «субботнему движению», и только Иосиф Бейтс сообщил ему прочный характер. В 1846 г. Бейтс издает трактат о необходимости празднования субботы. Этим годом адвентисты седьмого дня и датируют возникновение своей деноминации. В том же 1846 г. празднование субботы принято было двумя лицами, которые с большим правом, нежели Бейтс, могут быть названы основателями секты адвентистов седьмого дня. Это были «пресвитер» Джеймс Уайт (1821-1881) и его молодая супруга (с августа 1846 г.) Елена (1827-1915). Джеймс и в особенности Елена Уайт играли выдающуюся роль в судьбах адвентизма седьмого дня. Уже в 1844-46 г.г. Елена Уайт пользовалась значительным влиянием в отдельных адвентистских кругах. Начиная с 1844 г, эта болезненная женщина имела постоянные «видения», относившиеся по большей части к судьбам адвентизма седьмого дня. «Видения» Елены Уайт сопровождали все важнейшие события в жизни адвентизма. В некоторых случаях она указывала «путь, угодный Богу». Видения эти длились иногда более часа. Один из почитателей Елены Уайт, видевший ее в этом состоянии 15 раз, описывает ее видения следующим образом:

«Прежде всего она три раза произносила слово «слава». В течение 4—5 секунд после этого она находилась как бы в обморочном состоянии и совершенно ослабевала. Затем, исполнившись силы, она тотчас вставала, ходила взад и вперед и часто двигала руками и плечами. Навопрос, откуда у нее эти силы, она отвечала, что ее коснулся ангел Божий. Глаза Уайт были открыты, и она не мигала. Ее голова была поднята вверх, и она созерцала как бы отдельные предметы. Она не дышала, но пульс ее бился ровно». По рассказам других очевидцев, во время этих видений Е. Уайт ходила по комнате и в одной руке держала тяжелую семейную Библию -держала в таком положении, в каком даже сильный мужчина не мог бы продержать ее более 2 минут. Без заметного дыхания, с глазами, поднятыми вверх, она громко читала и объясняла библейские отрывки, отыскивая их другой рукой. Адвентисты седьмого дня смотрят на эти «видения», как на «откровения Божества» и саму Елену Уайт считают истинною пророчицей Божией.

В 1846 г Уайт познакомилась с идеями Бейтса о почитании субботы. Вслед за этим у нее было «видение о субботе». По рассказу, приводимому у Лафбаро, Господь показал ей небесную скинию. Ангел, сопровождавший ее, давал объяснения. Небесные воинства с трепетом взирали на заповеди Десятисловия, начертанные перстом Божиим и хранящиеся в небесном ковчеге завета. Иисус Христос приоткрыл крышку ковчега, и Елена Уайт увидела там две каменные скрижали с изображением 10 заповедей. С изумлением она заметила, что 4-я заповедь окутана слабым мерцанием блеска. Ангел объяснил ей, что суббота установлена Господом от создания мира, но люди попирают четвертую заповедь. Теперь Уайт поняла, что «если бы суббота соблюдалась, то на свете не существовало бы ни одного атеиста или неверующего». Но «человек греха» переменил время и закон (Дан. 7:25), заменил «субботу Божию» человеческим воскресеньем. После этого Елена Уайт стала соблюдать субботу, и .благодаря ее деятельности, суббота сделалась господствующим установлением в адвентизме седьмого дня.

Миллер и другие адвентисты ожидали кончины мира в 1844 года. Они полагали, что в этом году исполнится пророчество Даниила (8:13.14) об очищении святилища по истечении 2300 дней (=лет) Под святилищем они разумели землю, которая, по их мнению, должна быть сожжена огнем, после чего и наступит «явление Господа». Но 1844 год прошел, а Господь не явился. Значит, Миллер ошибся. В чем же заключалась его ошибка? Вычисления его были точны и верны. Ошибка его состояла в том, что под святилищем он разумел землю. В действительности 22 октября 1844 г. Господь очистил небесное святилище первообраз скинии Моисея (Евр 8 5) — очистил его от грехов «детей Божиих» (Евр. 9:23), дабы начать суд в доме Божием (1 Петр. 4:17). С 1844 г. суд Божий уже начался.

Весть о наступлении суда — это «первая ангельская весть». Апостол Иоанн видел в откровении трех ангелов. Первый возвещал о наступлении часа суда (Откр 14:6-7). Второй — о падении Вавилона (ст. 8), третий — о гонениях на «святых последнего времени» (ст. 9-12).

«Первую ангельскую весть» — весть о суде — проповедовал Миллер и его сотрудники. После 1844 г. эта весть явилась в новом свете — как весть об очищении небесного святилища. Весть о падении Вавилона (2-я ангельская весть) также получила теперь новое освещение. По воззрению первых адвентистов, Вавилон (или Рим) — это все христианские церкви, которые, подобно Римской, отвергли чистое слово Божие, приняли человеческие мнения и толкуют Библию на основании преданий — «по правилам отцов, пап и кардиналов». С тех пор. как адвентисты стали соблюдать субботу, Римом сделалось все то, что «изменило времена и закон» (Дан. 8:25), заменило субботу воскресеньем, т.е. все церкви и секты, празднующие воскресный день. С этих пор адвентисты седьмого дня во всех «друзьях воскресного покоя» стали видеть «хранителей папского воскресенья и нарушителей Божьей субботы». В 1851 году Эндрюс — один из видных деятелей адвентизма седьмого дня — нашел в Откровении ал. Иоанна в 13-ой главе пророчество о Сев. Америке (Соединенных Штатах). В 13 главе Откровения говорится о двух зверях. Первый зверь («зверь из моря») — это Рим духовный, иначе — все «ложное» христианство, отвергшее субботу. Второй зверь («зверь из земли», 13:1-18) — это Соединенные Штаты Сев. Америки. Их видимая веротерпимость («два агнчих рога», ст. 11) привлекает многих переселенцев, но своими законами об обязательности воскресного покоя Соединенные Штаты подчинят своих подданных духовной власти Рима.

Особенное значение с 1846 г. получила «третья ангельская весть». «Ложное» христианство пало,приговор ему уже изречен. Но оно будет преследовать «святых последнего времени», т.е. адвентистов седьмого дня. которые сохранили веру в Иисуса Христа, исполняют Его заповеди и чтут субботу. Однако близкое явление Господа положит конец этим гонениям. Третья ангельская весть является в настоящее время самой популярной идеей адвентистов седьмого дня. О ней говорят приблизительно в тех же выражениях, в каких в XVI веке говорили о Евангелии. Слова этой вести «здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса Христа» (Опер. 14:12) — еще и теперь являются эпиграфом на каждом номере самой большой адвентистской газеты.

До 1853 г. адвентизм седьмого дня распространялся вообще медленно. Главными его деятелями в Америке были супруги Уайт, Эндрюс, Вагоннер и др. Супруги Уайт в течение многих лет вели жизнь странствующих проповедников. Они действовали не только посредством проповедей, но и с помощью печати. В июне 1849 г. Елена Уайт получила «видение», в котором ей было указано, что «обязанность ее мужа — писать.писать и идти вперед в вере».

В июле 1849 г. Джеймс Уайт стал издавать первую газету адвентистов седьмого дня «Настоящая истина». Эта газета положила начало обширному издательскому делу адвентистов седьмого дня. С осени 1850 г. место этой газеты заняла другая «Секонд Адвент Ревью энд Саббат Геральд», которая с апреля 1852 г получила свое нынешнее название «Адвент Ревью этд Саббат Геральд». Эта газета является ныне официальным печатным органом адвентистов седьмого дня в Сев. Америке.

Начиная с 1853 г. распространение адвентизма седьмого дня пошло более усиленным темпом. Около этого времени адвентизм седьмого дня получил распространение в Мичигане и других северо-западных штатах. В 1855 г в Баттл-Крике (штат Мичиган) были основаны первые издательство и типография адвентистов седьмого дня. Сюда же было переведено издание газеты «Адвент Реаью энд Саббат Геральд». Введение десятины с 1853 г. поставило адвентистскую миссию на твердую финансовую почву. Тем не менее, адвентистское движение в это время еще не выходило из детских пеленок. Адвентисты седьмого дня не имели никакой организации. Еще в 1844 г. Георг Сторр заявлял, что всякая человеческая организация в деле Божьем есть Вавилон. Бог организовал Свою общину союзом любви, где такого союза нет, там последователи Христа отпадают от Его любви, перестают быть Его учениками. Этот взгляд находил себе сторонников и в последующее время. Необходимость объединения на почве вероучения и религиозно-практической деятельности заставила адвентистов седьмого дня подумать об упорядочении своей секты. Однако, адвентистская организация складывалась не вдруг, а формировалась постепенно. Лишь в течение 6-8 лет после введения десятины секта адвентистов седьмого дня сделалась тем, чем она является в настоящее время, т.е. организованным и дисциплинированным религиозным обществом. Уже в 1859 г. в газете «Ревью» был поднят вопрос о необходимости ежегодных конференций в каждом штате. На всеобщем собрании адвентистов седьмого дня в Баттл-Крике (в 1860 г.) было принято нынешнее название секты. В мае 1861 г. в Баттл-Крике было организовано первое издательское общество адвентистов седьмого дня. В настоящее время оно является наиболее значительным издательским предприятием секты адвентистов седьмого дня. В октябре 1861 г. в Мичигане была организована первая адвентистская конференция, на которой общины адвентистов седьмого дня получили свою нынешнюю организацию. Конференция избрала исполнительный комитет в составе председателя, секретаря и трех членов, а также постановила выдавать особое удостоверение об их звании, подписанные председателем и секретарем конференции. Следующая конференция в Мичигане в 1862 г. постановила принимать общины в конференцию лишь путем голосования. В мае 1863 г. в Баттл-Крике состоялась первая генеральная конференция адвентистов седьмого дня. На конференции присутствовали представители штатов: Мичиган, Висконсин, Айова, Миннесота, Нью-Йорк и Огайо. Генеральная конференция выработала и приняла устав генеральной конференции, действующий с незначительными изменениями и в настоящее время. С этого времени секта адвентистов седьмого дня постоянно и неизменно возрастала. Уже в 1868 году вРайте (штат Мичиган) было устроено первое собрание под открытым небом. Собрания происходили с 1 по 7 сентября 1868г. Две огромные палатки для собраний и двадцать две небольших палатки для участников собраний заполняли собой равнину. Такие собрания происходили потом не только в Америке, но также и в Скандинавии, Новой Зеландии и Южной Африке. Одно из величайших собраний такого рода происходило в 1893 г. в Ленсинге (штат Мичиган). «Лагерь» состоял из 500 палаток, в которых проживало более 3000 человек. На устройство этих палаток было употреблено около 130 тысяч метров парусины.

До 1868 г. адвентизм седьмого дня распространялся лишь в той части Соединенных Штатов, которая лежала к северу от южной границы штата Миссури. Летом в 1868 г. была начата работа в Калифорнии. В 70-ых годах минувшего столетия миссия адвентизма была в Канзасе, Небраске, Канаде, Орегоне и Колумбии. В 1881 г. был организован колпортаж адвентистских изданий. Колпортеры (книгоноши) сыграли огромную роль в деле распространения секты адвентистов седьмого дня. В конце 80-х годов и в начале 90-х адвентизм седьмого дня уже существовал во всех штатах Сев. Америки. В 1885 г. миссионеры адвентизма седьмого дня появились в Австралии. В 1886 г. была начата работа в Калекой области (Южная Африка), а в 1889 г. — на островах Вест-Индского архипелага. В 90-х годах адвентизм седьмого дня появился в Центральной и Южной Америке, в Индии, Китае, Японии и на Гавайских островах.

В связи с постоянным ростом адвентистской секты развивалась также издательская и школьная ее деятельность. В 1849 году появилась церковная газета адвентистов седьмого дня. В 1885 г. в Баттл-Крике (Мичиган) было устроено первое издательство и типография адвентистов седьмого дня. В 1861 году здесь же было организовано первое издательское общество адвентистов седьмого дня, являющееся в настоящее время наиболее значительном издательским предприятием секты — «Ревью энд Геральд Паблишинг Ассошиэйшн» в Такома Парк, Вашингтон. В 1875 г. в Калифорнии было основано Тихоокеанское издательское общество адвентистов седьмого дня. Отделения этого общества имеются в некоторых штатах Сев. Америки.

В настоящее время секта адвентистов седьмого дня имеет в Сев. Америке восемь книгоиздательств, которые выпускают книги, брошюры и периодические издания на английском и др. языках. Все издания адвентистов преследуют преимущественно миссионерские цели. Печатным органом американских адвентистов седьмого дня является еженедельная газета «Адвент Ревью энд Саббат Геральд», выходящая в Вашингтоне.

В 70-х годах минувшего столетия у адвентистов седьмого дня появился целый ряд учебных заведений различных степеней и типов. В 1874-75 г. г. в Баттл-Крике был устроен первый колледж адвентистов седьмого дня. В 1886 г. колледж был значительно расширен. В 1893 г. он был соединен с Центральной библейской школой в Чикаго, основанной в 1889 г. Вскоре колледж в Балл-Крике и Чикаго был преобразован в Американский лечебно-миссионерский колледж. Он существовал еще в 1901 г., но в «Иеарбук» церкви АСД за 1910 и 1911 года этот колледж не упоминается. В 1882 г. была основана академия в Южном Ланкастере (шт. Масса- . чусетс). Она существует и в настоящее время. В 1891 г. открыт унионный колледж в Небраске. В 1892 г. основан колледж в Вашингтоне и Южн. Африке (близ Капштадта). В 1893 г. открыт колледж в штате Огайо. В 1894 г. устроена школа для христианских работников в Австралии. Особенно много учебных заведений адвентистов седьмого дня появилось в последнее десятилетие. В 1910г. в Сев. Америке было открыто семь адвентистских учебных заведений, в том числе три школы высшего типа, три семинарии и одна академия. Все учебные заведения адвентистов седьмого дня преследуют миссионерские цели.

Особенное значение в адвентизме седьмого дня получили вопросы здоровья и гигиены. В июне 1863 г. Елена Уайт имела «видение», в котором ей были даны указания относительно характера здоровой христианской жизни и христианского воздержания. С этого времени вопросы здоровья и воздержания обсуждались и раскрывались в статьях газеты «Ревыо» и в речах адвентистских проповедников. В 1866 г. в Баттл-Крике была устроена первая лечебница адвен-тистов седьмого дня, превращенная в 1877 г. в санаторий. С августа 1866 г. в Баттл-Крике начал издаваться ежемесячный листок «Геральд — реформер», посвященный вопросам здоровья и медицины. В 1878г. в Калифорнии был основан второй санаторий адвентистов седьмого дня. В последующее время число лечебных заведений и санаториев адвентистов седьмого дня постепенно возрастало. В настоящее время адвентистские санатории имеются во многих штатах Сев. Америки и других не европейских странах. Все санатории адвентистов преследуют преимущественно миссионерские цели.

В настоящее время секта адвентистов седьмого дня является одной из самых активных и жизнеспособных религиозных организаций а Сев. Америке. Состояние ее в Америке и других вне европейских странах показывает следующая таблица, составленная на основании официальных отчетов секты за 1910-11 гг.

1. Сев. Америка. В 1910 г. в Сев. Америке было 12 адвентистских унионов (10 в Соединенных Штатах и 2 в Канаде). В состав унионов входило 69 местных конференций (соединений). 2 унионных округа и 5 миссионерских полей. Во всех унионах состояли 1901 общины и 61543 взрослых члена общин (в том числе в Сев Штатах -1826 общин и 59785 членов: и в Канаде -75 общин и 1758 членов), 61 учебное заведение, не считая начальных школ при общинах, 23 санатория, 8 книгоиздательств. Газе г и журналов издавалось 58.

В числе учебных заведений было 6 колледжей, 30 академий, 19 школ высшего типа, 4 семинарии и 2 медицинские школы. Кроме того, адвентисты седьмого дня имели в Сев. Америке 6 частных учебных заведений, 1 институт. 2 академии и 3 школы высшего типа.

Из числа книгоиздательств самыми значительными являются: издательское общество «Ревыо энд Геральд» в Вашингтоне. Тихоокеанское издательское общество в Калифорнии, Международное издательское общество в колледж-нью. Небраска. Из 58 периодических изданий 2 выходили на датско-норвежском языке, 2 — на шведском. 4 — на немецком, остальные — на английском. Кроме 23 санаториев, содержащихся адвентистскими организациями, в Сев. Америке в 1910 г было 35 частных санаториев и лечебниц, принадлежащих адвентистам седьмого дня.

2. Прочие не европейские страны. В Южной Америке в 1910 г. было два униона — Южно-Американский и Бразильский. В состав их входило 5 местных конференций (соединений) и 9 миссионерских полей, 72 общины и 2287 членов. В Вест-Индском унионе было 4 конференции, 5 миссионерских полей, 81 община и 3434 члена. В Австралийском Унионе было 6 конференций и 10 миссионерских полей, 26 общин и 932 члена. В Азиатском отделении генеральной конференции, охватывающей собой весь азиатский материк кроме Сибири, русского Туркестана, Персии и Турции, было 12 миссионерских полей, из них в Китае 8 и по 1 в Японии и Корее. на Филиппинских островах и в Сингапуре. Кроме того, в Индийском унионном поле были 21 община и 601 член общин.

Во всех перечисленных вне европейских странах в 1910 г было 16 учебных заведений адвентистов седьмого дня. В том числе 1 колледж в Южной Африке (у Капштадта) и школы: в Бразилии- 1. Чили-1. Аргентине -1. на острове Ямайка-1, в Гватемале-1, в Зап. Африке-2. в Австралии — 2, в Новой Зеландии -1. в Корее — 2. в Китае -1, в Бирме -1 и на острове Ява -1.

В тех же вне европейских странах в 1910г. действовали 11 адвентистских книгоиздательств. Два из них находились в Австралии, и по одному в Бразилии, Аргентине, Мексике, Индии (в Лукиове), Китае, Японии, Корее, на острове Ява и в Южной Африке (Капштадт). Эти книгоиздательства выпускают адвентистские книги, трактаты и периодические издания на английском и местных туземных языках.

Число адвентистских санаториев в перечисленных странах в 1910 г. было 12. Из них 5 находятся в Австралии, 1 — в Новой Зеландии, 3 — в Южной Африке, 1 — в Китае и 1 — в Аргентине. Сверх того, в Японии и в Натале (Южная Африка) имеются 2 частных санатория, принадлежащие адвентистам седьмого дня.