Адвентизм седьмого дня в Западной Европе.

В конце 60-х годов минувшего столетия адвентизм седьмого дня появился в Европе. Первая страна, в которой раздалась «третья ангельская весть», была Швейцария. В 1864 г. из Америки сюда прибыл поляк Чеховски, бывший священник Римо-католической церкви, принявший в Америке адвентизм седьмого дня. (Умер в 1876 г. в Вене). В Швейцарии Чеховски обратил несколько человек. Но, проповедуя субботу, он скрывал, что в Америке существует целое общество адвентистов седьмого дня. Случайно одному из его обращенных попал в руки номер газеты «Адвент Ревью». Он завязал переписку с адвентистами седьмого дня в Америке. В 1869 г. по приглашению американских адвентистов седьмого дня швейцарские адвентисты послали в Америку Эрцбергера (1843-1920), который получил там посвящение в проповедники и в 1870 г. вернулся в Швейцарию. Это был первый немецкий проповедник адвентистов седьмого дня.

В 1874 г. по решению генеральной конференции адвентистов седьмого дня в Швейцарию был послан из Америки проповедник Эндрюс, который поселился в Невшателе. Уже 1-го ноября 1874г. в Невшателе состоялось первое собрание адвентистов седьмого дня. В 1875г. из Америки в Европу прибыл другой проповедник — Бурдо — для работы во Франции. В декабре 1875 г. в Швейцарии состоялось новое собрание европейских адвентистов седьмого дня, на котором присутствовало до 75 братьев. На этом собрании было основано первое иностранное Трактатное общество адвентистов седьмого дня, а затем в Базеле была устроена адвентистская типография. С этого времени дела адвентистской миссии в Европе были поставлены на твердую почву. С 1876 г. Эндрюс начал издавать в Базеле адвентистский журнал на французском языке. Кроме того, он составлял и распространял трактаты на немецком, французском и итальянском языках. В 1884 г. в Базеле начали выходить журнал «Геральд дер Вархайт» и два журнала на итальянском и румынском языках. До октября 1884 г. все эти журналы разошлись в количестве 146.000 отдельных номеров. На всеобщем собрании европейских адвентистов седьмого дня в Базеле в 1883г. присутствовали братья из Швейцарии, Германии, Румынии и Италии. На следующем собрании в Виле в мае 1884 г. была организована швейцарская конференция адвентистов седьмого дня. На собрании присутствовало 125 братьев. По постановлению этого собрания в Базеле в 1884 г. были устроены «издательский дом» европейских адвентистов и типография для печатания книг, трактатов и журналов на разных европейских языках. В 1885 г Елена Уайт совершила инспекционную поездку по Европе. В сентябре 1885 г. она была в Базеле. В январе 1886 г. в Базель прибыл из Америки проповедник Луи Конради, присланный сюда генеральной конференцией адвентистов седьмою дня. Так как работа адвентистов седьмого дня уже давно вышла за границы Швейцарии, то в 1886 г. название «Швейцарская конференция» было заменено названием «Средне-европейская конференция». В 1887 г. в Базель прибыл из Америки проповедник Ваггонер (умер в 1889 г. в Базеле), а за ним и другие американские проповедники адвентизма седьмого дня. В 1887 г. в Швейцарии и в других местах Европы был организован колпортаж адвентистских изданий. С усилением адвентизма в различных государствах Зап. Европы и с переходом в Гамбург адвентистского книгоиздательства и лучших проповеднических сил, Базель и вообще Швейцария утратили значение руководящего адвентистского центра в Европе. С организацией в 1904 г. Латинского унионного поля французская Швейцария вошла в состав этого поля. В 1904 г. в Швейцарии был открыт санаторий и миссионерская школа Латинского униона (последняя — с преподаванием на французском языке).

Из Швейцарии адвентизм седьмого дня проник в Германию. В 1876 г. Эндрюс и Эрцбергер начали работу в рейнской Пруссии. В январе 1876 г. Эрцбергер крестил в Золингоне 8 человек и основал здесь первую общину адвентистов седьмого дня. В 1884 г. Эрцбергер снова работал в рейнской Пруссии. В мае 1887 г. здесь была Елена Уайт с сыном. На генеральной конференции адвентистов седьмого дня в Америке в октябре 1888 г. были назначены денежные средства и работники для более энергичной работы в Германии. В 1889 г. Луи Конради вмес-те с Бетхером и другими работниками переселились из Базеля в Гамбург. Уже в ноябре 1889 г. они крестили здесь 12 душ и основали общину в 25 человек. В том же 1889 г. в Гамбурге была открыта миссионерская школа адвентистов седьмого дня, существовавшая до 1898 г. В первый год в ней было 8 учеников, во второй -12. в 1891 г. — 32 ученика, из них — часть из России. К 1891 г. число адвентистов в Германии превысило 100 человек. В конце января 1891 г. а Альтане состоялось первое всеобщее собрание германских адвентистов седьмого дня. На нем Германия была выделена из Средне-европейской конференции в самостоятельное миссионерское поле. В 1893 г. была начата работа в Елезвиге (Бетхером). В этом же году адвентисты приобрели в Гамбурге участок земли, устроили на нем миссию и книжный склад. В 1895 г. они построили здесь молитвенный дом. В 1895 г. перенесено было из Базеля в Гамбург издание журнала «Геральд дер Вархайт», сюда же перешло немецкое издательство адвентистов седьмого дня. В 1895 г. в Гамбурге начал издаваться журнал «Инонсвахтер». Издательство в Гамбурге получило затем название Международного трактатного общества адвентистов седьмого дня. В 1895 г. общины адвентистов существовали уже во многих городах Германии (в Гамбурге, Берлине, Магдебурге, Кенигсберге. Штутгарде и др.). В 1899 г. в местности Фриденсау близ Магдебурга адвентистами были открыты санаторий и школа, существующие и в настоящее время. В этой школе получают образование русские проповедники адвентистов седьмого дня. В школе изучаются: Библия, всемирная история, элементарная медицина, математика, естествоведение и новые языки. При школе существует русское отделение, руководителем которого состоит Теодор Ицжани. Курс учения в школе продолжается от 6 месяцев до 2,5 лет в зависимости от способностей и подготовки учащихся.

Из Германии адвентизм седьмого дня проник и в другие страны. В ноябре 1891 г. в Румынии была организована первая немецкая община адвентистов седьмого дня. Около этого же времени адвентизм появился в Австрии, и в частности в Богемии. В 1892-93 гг. адвентистские общины возникли в Амстердаме, Роттердаме, Елезвиге и Познани. К марту 1897 г. германское миссионерское поле заключало свыше 1000 членов.

22 июля 1901 года германское миссионерское поле было преобразовано в унион. В состав его вошли: Германия, Австро-Венгрия, Балканские государства, Голландия, фламандская Бельгия, немецкая Швейцария и Россия.

В 1907 г Россия была выделена в самостоятельный унион, а в 1909 г. германский унион был разделен на два униона: западно-германский и восточно-германский.

В конце 70-х годов адвентизм седьмого дня появился в Англии. В 1878 г. в Англию из Базеля прибыл адвентистский проповедник Инге, уроженец Гэмпшира (Англия), проведший всю свою жизнь в Америке. Он начал работу в Саут-Гэмптоме. Вслед за ним в Англию из Америки прибыл проповедник Лафборо с женой. Инге и Лафборо устраивали собрания, посещали дома и семьи, раздавали трактаты, читали публичные лекции и проповедовали в палатках. В январе 1880 г. в Англии было организовано трактатное общество адвентистов седьмого дня. В феврале того же года Инге крестил в Саут-Гэмптоне 6 человек. Это было первое адвентистское крещение в Англии. В 1881-82 гг. генеральная конференция адвентистов выслала из Америки в Англию нескольких новых работников. В 1885 г. Англию посетила Елена Уайт. На совещании в Базеле 15-19 сентября 1885 г. постановлено было издавать в Англии журнал «Зэ прэзэнт труз», который существует и в настоящее время. В это время в Англии было уже до 100 адвентистов седьмого дня. В 1889 г. в Англии было основано адвентистское издательство, в 1901 г. в Батфорде близ Лондона был открыт миссионерский колледж, являющийся в настоящее время наиболее значительным учебным заведением европейских адвентистов седьмого дня. В 1902 г. был организован Британский унион. В 1902-1903 г. г. адвентисты седьмого дня открыли в Англии 4 санатория, из них 1 — в Ирландии.

В конце 70-х годов адвентизм седьмого дня начал распространяться в скандинавских государствах. В 1878 г. в Данию из Америки прибыл адвентистский проповедник Маттисон, кото-рый проповедовал здесь в течение года и организовал несколько небольших групп адвентистов седьмого дня. После этого он переехал в Норвегию и в июне 1878 г. организовал в Христиании общину из 36 человек. В 1879 г. в Христиании было открыто адвентистское издательское общество. В последующие годы скандинавские государства усиленно посещались адвентистскими проповедниками из Америки. В 1880 г. была организована Датская конференция, а в 1882 -Шведская. В 1885 г. скандинавский полуостров посетила Елена Уайт. В 1887 г. была организована Норвежская конференция. Около 1893 г. проповедник Джонсон вместе с двумя библейскими работниками открыли «работу» в Гельсинфорсе (Финляндия). В августе 1894 г. в Фреде-риксгавене (Дания) была открыта Скандинавская миссионерская школа адвентистов седьмого дня, которая в 1908 г. была переведена в Скодсборг (близ Копенгагена). В 1898 г. такая же школа была открыта в Швеции. В 1897 г. в Скодсборге был открыт санаторий адвентистов седьмого дня. Такие же санатории были открыты в Фредериксгавене (Дания) и в Христиании. 22 июля 1901 г. Скандинавское унионное поле было преобразовано в Скандинавский унион. В 1909 г. Финляндское миссионерское поле было преобразовано в «соединение».

23 июля 1901 г. была организована Европейская генеральная конференция адвентистов седьмого дня, в состав которой входили: Европа, Сибирь, азиатская Турция и Сев. Африка. Конференция существовала до 1909 г. На генеральной конференции адвентистов седьмого дня в Сев. Америке в 1909 г. адвентистская деноминация была разделена на три части:

«Американское отделение» (с Австралией и Полинезией), «Европейское отделение» (в состав которого вошли также Сибирь, азиатская Турция, Персия и миссия в Африке) и «Азиатское отделение» Во главе каждого отделения стоит особый вице-президент генеральной конференции. Для «Европейского отделения» таким вице-президентом является Луи Конради.

Современное состояние адвентизма седьмого дня в Зап. Европе представляет следующая таблица, составленная на основании «Иеарбук Севенс Дэй Адвентист, деноминэйшен» за 1911.

1. Западно-германский унион (западная часть Германской империи, Голландия, фламандская Бельгия, немецкая Швейцария, Австрия, кроме Далмации и Галиции). Унион заключает в себе 1 унионный округ (город Гамбург с предместьями), 6 конференций и 3 миссионерских поля. В Гамбурге находятся «Международное трактатное общество адвентистов седьмого дня «, обслуживающее почти все европейские унионы адвентистов. Здесь же издается официальный печатный орган германских адвентистов седьмого дня «Нионс-Вахтер».

2. Восточно-германский унион (восточная часть Германской империи, Венгрия, Далмация, Галиция, Буковина, Босния и Герцеговина, Балканские государства, кроме Турции и Греции). Унион заключает в себе: 1 унионный округ (г. Берлин с предместьями), 6 конференций и 4 миссионерских поля. В этом же унионе находятся школа и санаторий адвентистов седьмого дня (в Фриденсау) В обоих германских унионах насчитывается 165 общин и 6452 члена общин. В 1901 г. в германском унионе (вместе с Россией) было 5 конференций, 6 миссионерских полей, 133 общины и 4038 члена общин.

3. Британский унион имеет 4 конференции, 2 миссионерских поля, 86 общин, 1658 членов общин, 1 колледж и 4 санатория. В 1901 г. в Британском унионе было 40 общин и 926 членов общин.

4 Скандинавский унион имеет 4 конференции, 1 миссионерское поле, 86 общин, 2891 члена общин (в том числе в Финляндском соединении 6 общин, 127 членов), 2 миссионерские школы (в Дании и Швеции), 2 издательства (в Христиании, с отделением в Копенгагене и в Стокгольме) и 3 санатория (2 в Дании и 1 в Норвегии). В 1901 г. Скандинавский унион включал в себя 71 общину и 2182 члена общин (в том числе в Финляндском миссионерском поле 1 община и 66 членов).

5. Латинский унион (латинские государства Зап. Европы, а также французская Бельгия и французская Швейцария). Унионы имеют один унионный округ (г. Париж и департамент » Сены), 2 конференции, 5 миссионерских полей, 28 общин, 863 члена общин, миссионерскую школу и санаторий в Швейцарии. В 1901 .г. в Латинском унионе было 32 общины и 531 член общин.6. Левантская унионная миссия (Греция, Турция и Персия) заключает в себе 4 миссионерских поля, 14 общин и 208 членов общин.

7. Африканские миссии адвентистов седьмого дня (Абиссиния, Сев. Африка, Зап. Африка и др.) насчитывает 4 общины и 61 члена общины.