Адвентизм седьмого дня в России

В России первые семена адвентизма седьмого дня были брошены выселившимися из России в Америку немецкими колонистами. В ноябре 1881г. проповедник Конради начал «работу» среди немецких поселенцев в Сев. Америке. 5 марта 1882 г. в Милльтауне. Южн. Дакота, был основан «трактатный союз» (первый немецкий трактатный союз в северо-американских штатах). 5 апреля того же года здесь была основана первая немецкая община адвентистов седьмого дня. Летом 1883 года Конради и Шульц устраивали среди немецких колонистов «собрания в палатках» (в Сеттене, штат Небраска). Отсюда адвентизм седьмого дня проник в штат Канзас в Миннесоту и в конце 1885 г. около 600 немецких клонистов в Сев. Америке приняли адвентизм.

Сделавшись адвентистами, немецкие выходцы из России посылали адвентистские книги и брошюры в свое прежнее отечество — Россию. В ноябре 1883 г. один старый «брат» приезжал в Таврическую губернию, где уже в 1882 году было несколько человек, праздновавших субботу.

22 июня 1886 г. Таврическую губернию посетил Луи Конради. приезжавший сюда из Швейцарии. Конради нашел в Таврической губернии до 30 «братьев». Он устраивал здесь в различных местах собрания и 31 июля после совершения крещения основал в Бердубулате первую общину адвентистов седьмого дня (из 19 человек). Но во время совершения преломления Конради и Г. Перк, сопровождавший его в качестве переводчика, были арестованы и посажены в Перекопскую тюрьму за распространение «иудейской ереси». Здесь они просидели около 40 дней. Но в следствии представлений посла сев-американских штатов в Санкт-Петербурге они были выпущены из тюрьмы

В том же 1886 году один из немецких колонистов, принявших в Америке адвентизм, Лауб-ган, переселился обратно из Канзаса в Россию, чтобы начать миссионерскую «работу» в Поволжье. Осенью 1889 г. в Россию переехал Клейн, который потом за распространение адвентизма просидел в тюрьме 1-7 дней. В октябре 1890 г восточное (русское) поле объезжал Конради. В это время на Кавказе было устроено первое всеобщее собрание адвентистов седьмого дня, на котором присутствовало свыше 100 человек. Среди них были местные уроженцы-адвентисты. В это время «восточное» поле имело 9 общин и 356 членов общин. Общая сумма взносов достигала 954 рубля.

Весной 1891 года «восточное» поле, соединившееся до этого времени с средне-европейским, было выделено в самостоятельное. 16-20 октября того же года проповедники Хользер и Конради устроили в Донской области всеобщее собрание адвентистов. Около этого времени некоторые из русских уроженцев, принявших адвентизм были сосланы в Закавказье, а позднее одна семья была выслана в Сибирь. Так как, однако же, адвентистские издания стали выходить уже на русском и на разных инородческих языках, то адвентизм седьмого дня распространялся в России все более и более. Летом 1894г. восточное поле посетил проповедник Облендер. 19-29 октября того же года в Кубанской области состоялось многолюдное и «благословенное» всеобщее собрание адвентистов седьмого дня, на котором присутствовал Конради. На этом собрании Г.И. Лебсак был посвящен в «благословенные проповедники». С этого же времени в России был организован колпортаж адвентистских изданий. Уже в октябре 1895 г. Киевский, Волынский, Подольский генеральный губернатор сообщал в Министерство внутренних дел о немце Готлибе Шульце, распространявшем среди немецких поселенцев на Волыни адвентистские трактаты на немецком языке и журнал Геральд дер Вархайт». В 1896 г. в Кубанской области подруководством Хользера и Конрада состоялось всеобщее собрание адвентистов седьмого дня. В это время адвентизм был распространен среди немцев Поволжья, на Дону, в Крыму, на реке Молочной, в Кубанской области, в Бесарабии, на Волыни, в Привислинском и Прибалтийском крае. Кроме того адвентизм приняли свыше ста человек русских, многие латыши, эсты и евреи. Вследствие притеснений в деле религии многие из адвентистов выселились в Америку. В 1896 г. в России было 20 общин, 779 членов общин и 8 проповедников. Десятина за 1896 г. дала 2133рубля. Общее количество взносов равнялось 2743 рублям. Вскоре адвентизм седьмого дня проложил себе дорогу и в Санкт-Петербург. 22 июля 1901 г был организован Германский унион. В его состав входили: Южнорусская конференция, Северорусские миссионерские поля. Южнорусская конференция имела в 1901 г. 26 общин, 787 членов общин (немцев-колонистов) и 5 «работников». Десятина равнялась 4462$. Северорусское поле имело в 1901 г. 11 общин, 280 членов общин (большей частью немцев, а также латышей и эстов) и 6 «работников». Десятина дала 1097$. Средне-российское поле имело 221 члена общин и 2 «работника». Взносы равнялись 176$. Всего в России было в 1901 г 37 общин, 1288 членов общин и 13 проповедников. С провозглашением в России религиозной свободы адвентисты седьмого дня начали проявлять особенную жизнедеятельность.

В 1907 г. в г. Риге было учреждено адвентистское трактатное общество. Общество издает и распространяет в России адвентистские книги, брошюры и журналы на русском, немецком, латышском, эстонском и польском языках. С 1 января 1908 г. Россия была выделена в самостоятельный унион. 1 января 1911 г. унион состоял из трех местных конференций или соединений (Балтийского, Кавказского и Южно-русского) и 6-ти полей (Западнороссийского, Мало-российского. Среднероссийского. Восточно-российского. Сибирского и Среднеазиатского) С 1 января 1911 г. Российская уния разделена на 2 самостоятельных униона: Собственно-российский унион и Сибирское уни-онное поле. Российский унион состоит из одного унионного округа (Рига и ее предместья), 3 конференций или соединений (Балтийского, Кавказского и Южно-российского) и 3 полей (Малороссийского, Средне-российского и Западно-российского). Сибирское унионное поле состоит из 5 полей: Волжского, Приуральского, Туркестанского, Западно-сибирского и Восточно-сибирского. Состояние обоих унионов — Российского и Сибирского — представляет следующая таблица, составленная на основании последнего отчета Русской унии от 1 января до 31 марта 1911.

Унионный округ (Рига и ее предместья): 2 общины, 303 члена общин, с 1 января по 31 марта 1911г. крещено 19 человек.

Балтийское соединение (Губернии Прибалтийского края, С—Петербургская и Псковская): 16 общин и групп, 581 член общин, крещено 10 человек.

Кавказское соединение (губернии Сев. Кавказа и Закавказья): общин и групп 37, 853 члена общин, крещено с 1 января по 31 марта 1911г. — 37 человек.

Южно-российское соединение (губернии Бессарабская, Херсонская, Екатеринославская, Таврическая и часть Донской области, находящаяся между Доном и Донцом): 18 общин и групп, 513 членов общин крещено-21.

Западно-российское поле (губернии Привислинская).

Всего в Российском унионе к 1 апреля 1911 г. было общин и групп адвентистов седьмого дня 111, членов общин 3107, крещено с 1 января по 31 марта 1911 г. — 89 человек.

В Сибирском унионном поле к 1 апреля 1911г. было общин и групп 38, членов общин 837, крещено с 1 января по 31 марта 1911 г. — 5 человек. Итого к 1 апреля 1911г. в России было общин и групп адвентистов седьмого дня -149, членов общин 3944, крещено с 1 января по 31 марта 1911г. 94.

По отчету Русского униона за 1910 г. и 1 января 1911 г. в России было: общин и групп адвентистов седьмого дня -146, членов общин 3952, крещено в 1910 г. — 597, принято в общины -134. Десятина дала 40.746 руб. 55 коп.

Еженедельных приношений было 4407 руб. 82коп. Сбор молитвенных дней — 2497 руб. 02 коп. Сбор субботней школы — 895 руб. 99коп. В 1909 г. было общин и групп 114, членов общин 3077.В 1909 г. Русский унион содержал 44 проповедника (из них 15 благословенных проповедников, 10 разъездных и 19 библейских работников) и 2 фельдшериц (в Малороссийском поле). В 1910 г. и в начале 1911 г. собственно Русский унион содержал 46 проповедников (11 благословенных проповедников, 11 разъездных и 22 библейских работника, в том числе 1 женщину). Сверх того в Сибирском унионном поле было в начале 1911 г. 12 проповедников, из них 7 -благословенных, 1 разъездной и 4 библейских работника. Всего в России действует 58 адвентистских проповедников. В том числе пресвитеры и диаконы местных общин, которые не содержатся на средства унионов и соединений.