Вероучение и богослужение Адвентистов седьмого дня

Вероучение адвентистов седьмого дня носит крайний характер (рационалистический). Адвентисты отвергают предания, церковные таинства, иерархию, посты и монашество и весь цер-ковно-обрядовый строй, почитание пресвятой Богородицы, бессмертие души, сознательность загробного существования, призывание святых, почитание креста, икон и мощей, молитвы за умерших и крещение младенцев.

Вероучение адвентистов седьмого дня раскрывается в книге «Библезунген фюр фамильен-крейс». Сокращенное издание этой книги имеется на русском языке («Библейские чтения о настоящей истине»). Сжатое изложение основных догматических положений адвентизма седьмого дня сделано покойным Урием Смитом в статье «Фундаментал прнциплес оф севенти дэй адвенте» (перепечатывается ежегодно).

По учению адвентистов седьмого дня Священное Писание Ветхого и Нового Завета есть единственный источник Богопознания, единственное наставление и правило веры и жизни.

Спасение, по учению адвентистов, совершено Христом. Христос есть единственный посредник между Богом и людьми. Он искупил Своей кровью все человечество, удовлетворив правде Божией за грехи всего мира.

Для получения спасения требуется покаяние, вера во Христа и внутреннее возрождение или «обращение». Покаяние должно сопровождаться плодами, достойными покаяния. Вера должна быть живой, должна выражаться в послушании Богу и в исполнении Его заповедей.

Возрождение совершается Духом Святым. Оно состоит в коренном изменении человеческого душенастроения, в замене нечестивых принципов святыми. Истинно возрожденный становится «новой тварью». В его сердце написан Закон Божий, который и служит для него «светильником» в жизни. Такой человек исполняет заповеди Божьи. Только в этом случае кровь Христа очищает его от грехов. Грех есть беззаконие, нарушение Закона Божьего. Таким образом, человек, не соблюдающий заповеди, еще « не обращен, не возрожден». Требование не только веры, но и нравственного доброделания и исполнения заповедей Божиих составляют одну из отличительных особенностей адвентизма седьмого дня.

Закон, написанный в сердце верующего, содержится в Св. Писании Ветхого и Нового Завета. Закон Божий вечен и неизменен. Лишь церемониальная часть Ветхого Завета утратила свое значение в Нов. Завете. Заповеди Десятисловия излагают требования Божественного Закона в сжатой форме. Скрижали Моисея суть точная копия вечных скрижалей Божьих, хранящихся в небесном святилище. Четвертая заповедь Десятисловия требует, чтобы мы соблюдали субботу. Суббота существовала в раю (Быт. 2:3). Она существовала и будет соблюдаться в будущей вечной жизни (Ис. 66:22-23). Истинные дети Божьи должны соблюдать все заповеди, следовательно, и заповедь о субботе. Празднование воскресного дня есть, по мнению адвентистов седьмого дня, «чисто человеческое», не основанное на Св. Писании. Оно введено в 331 г. по Р. Хр.

Кроме веры и покаяния для верующего необходимо крещение. Крещение есть Божественное управление. Оно знаменует нашу смерть со Христом и воскресение в Нем (Римл. 6:5). Оно же есть свидетельство нашей веры в смерть и воскресение Христа, а через это — и будущее воскресение всех святых. Наконец, крещение есть «обещание» Богу в доброй совести (Шетр. 3:21, Кол 31, Римл 6:2), обещание послушания и исполнения заповедей Божьих. Грудной младенец не может дать такого обещания, не может изменить своих помышлений и верований. Поэтому крещение должно быть совершаемо над взрослыми. Крещение по вере есть необходимое условие для вступления в общину адвентистов седьмого дня. Оно должно быть совершаемо через погружение (в реке или озере).

Кроме крещения Господь установил «преломление». В этом обряде мы вспоминаем смерть Христа (1 Кор 11:26). Преломление есть также знак общения верующих с Богом и между собой. К преломлению могут допускаться лишь адвентисты седьмого дня.

Адвентисты седьмого дня отрицают бессмертие души и сознательность загробного существования. «Могила»*, куда мы идем все, есть место или состояние полной бесчувственности и бездеятельности и совершенного отсутствия сознания (Еккл. 9:5,6,10; Пс. 146:4. Дан 12:2). Душа умирает вместе с телом (Еккл. 3:19; Быт. 3:19) и вместе с телом воскреснет. Бессмертие естьдар Божий, достигаемый через веру во Христа. Нигде в Библии душа не называется бессмертной. Наоборот, о душе говорится, что она может умереть (Числ. 23:10) и может быть спасена от смерти (Пс. 33:19). Она идет в преисподнюю, т.е. могилу (Пс. 89.49) Душа Иова желала удушения (Иов. 7:15). Душа есть кровь, следовательно, ее можно есть (Вт 12:23)**) Екклесиаст говорит, что «участь сынов человеческих и участь скотов — одинаковая участь; как те умирают, так и умирают и эти и один дух»***) у всех, и преимущества у человека нет.

*) Еврейский «меод» — русск. «могила» — обозначает в Библии не могилу, как думают адвентисты, но царство мертвых (Ис. 14:9; Еккл. 32:21), преисподнюю, противополагаемую небу (Пс 139 8; Иов 11:8).

**) Во всех этих случаях в евр. тексте стоит слово «нефеш», передаваемое в руск. переводе словом «душа» Слово «нефеш» имеет различные значения: душа, жизненное начало в человеке, жизнь (ср Иер. 40:14; Быт. 37:21; Исх. 4:19), в соединении с мест. суфф. (соответствует русск притяжательному местоимению) употребляется в возвратном смысле, например Иов. 921: «не буду щадить себя (с евр. буквально: души моей)»; Ис. 5:14: «ад расширился (с евр. буквально: расширил душу свою)»; Ис. 46:2: «и сами (букв, душа их) пошли в плен»; Амос 6:6: «Кланяется Господь с Самим Собой (букв, с Своей душой)»; Пс. 33:19: «Чтобы спасти от смерти душу (не душу!) их (их самих)» Пс. 89:49: «Какой человек—спасет душу свою {себя} от рук преисподней». Числ. 23:10: «Да умрет душа моя (я сам) смертью праведника» Такое же возвратное употребление имеет это слово в других семитических языках, например Мф. 4:6: «Бросься (вниз)», в сирийском Евангелии: « Жди нефшах (нефша -душа плюс х= суфф. 2 л. ед. ч. муж. р.)», буквально: низвержи душу свою, себя. Соединение с последующим «нет» — мертвый, слово «нефеш» обозначает труп, мертвое тело. Лев. 21:11; Числ. 6:6. В книге Чисел 9:6-10; 19:11,13 слово «нефеш» одно стоит в значение мертвое тело.

***)Еврейское слово «руах» обозначает в этом месте «жизненное начало». Но в Еккл. 12:7 говорится «и обратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал.

Из темницы могилы люди будут изведены путем телесного воскресения — праведные для вечной жизни, грешные — для окончательного истребления. Это произойдет при Втором пришествии Христа. Учение о близости Второго пришествия составляет отличительную особенность адвентизма седьмого дня.