Август

1 августа. Протестантская Пасха

Мы не можем винить верующих в Англии за то, что они испытывали волнение при каждой смене монарха, ибо религиозные симпатии короля определяли, кто будет гореть на костре на этот раз. Так продолжалось даже до дней Исаака Уоттса и его коллеги-пастора Томаса Брэдбери. В то время королева Анна и ее парламент провели билль о разделении, который должен был вступить в силу 1 августа 1714 года. Многие предсказывали, что с введением этого билля в стране будет вновь установлен католицизм с серьезными последствиями для инакомыслящих, а баптистов и других диссентеров опять будут пытать и жечь. Надвигались времена мучительных страданий, и даже стальные нервы Брэдбери стали пошаливать.

На рассвете 1 августа епископ Барнет проезжал мимо места казни в Лондоне, где погибли мученики предыдущих поколений. Увидев там Брэдбери, он спросил:

— О чем задумались, мистер Брэдбери?

— Я вот думаю, епископ, — отвечал Брэдбери, — сумею ли я проявить такую же решимость, какую проявила армия мучеников, чей пепел остался лежать на этом месте. Надвигаются такие же времена гонений, и скоро я услышу призыв к страданию.

— Так значит, вы ничего не слышали? Королева серьезно больна. Я еду за последними новостями. Как только будет получено известие о том, что она умерла, я сразу же пришлю к вам вестника. Если вы в тот момент будете стоять за кафедрой, мой человек бросит с галереи носовой платок.

На следующее утро Брэдбери взошел на кафедру и посреди своей проповеди увидел, как с галереи вниз плавно опустился носовой платок. В течение последних недель он жил в напряженном ожидании, а теперь с этим платком явилась добрая весть: Анна умерла, билль о схизме утратил свою силу, и опасность миновала. Он почувствовал величайшее волнение, но проповеди не прервал. И только в своей заключительной молитве он сообщил изумленному приходу, что Бог «избавил Свое царство от нечестивых советников». Он помолился за «его Величество, короля Георга», затем процитировал псалом 88.

Долгие годы диссентеры считали 1 августа 1714 года днем избавления, своеобразной «протестантской Пасхой». Мы вспоминаем этот день каждый раз, когда поем гимн, написанный по этому случаю И. Уоттсом: О, Бог милосердный, Ты помощь моя, как в прошлые дни, Ты питаешь меня надеждой, мой Бог, на вечные времена.

Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими. Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою…

Пс. 88:2-3

2 августа. Стрела из ниоткуда

Вильгельм Завоеватель в 1066 году сумел совладать с Англией во время норманнского нашествия, но со своим аппетитом он справляться не умел. Он был безжалостным, грубым, гневливым и всегда голодным. Он стал таким толстым, что не поместился в собственный гроб, и похоронная команда измучилась, пытаясь втиснуть его тело на место. Однако гроб не выдержал и рассыпался.

Его сын Руфус действовал очень быстро и сразу после смерти отца захватил трон. Он унаследовал все пороки своего отца, но ни одной из его добродетелей и вошел в историю как один из наихудших представителей рода человеческого. Официально он назывался Вильгельмом II, но обычно его называли Руфус из-за рыжих волос или, как говорят некоторые, красного цвета лица. У него были основательные причины для такого лица. Его жестокость доходила до садизма, и он получал невыразимое удовольствие, наблюдая, как мучат животных или причиняют боль невинным людям, вынуждая их испускать истошные вопли.

Руфус был неисправим. Однажды, выздоравливая от серьезной болезни, он поклялся, что больше никогда не будет хорошим человеком. Его похоть была ненасытимой. Говорят, каждый день он становился еще хуже, чем был накануне.

Руфус страстно ненавидел Христа, христианство и священство. Его богохульство и ругательства приводили в шок его современников. Он грабил церкви, забирал у них пожертвования и имущество из казны. Он продавал церковные должности тем, кто мог заплатить больше. Должность архиепископа Кентерберийского оставалась вакантной до тех пор, пока на этот пост не был назначен добродетельный Ансельм. Руфус превращал священные кладбища в королевские парки, чтобы удовлетворить свою жажду охоты.

Но его неосмотрительность стоила ему жизни. Он захватил большой участок леса, чтобы превратить его в рай для охотников. 2 августа 1100 года, когда он самозабвенно гнался за зверем, его пронзила стрела из ниоткуда. Он умер быстро, но никто не сожалел об этом. Колокола не звонили, никто не молился о нем, в его честь не было поставлено ни одного памятника. Англия обрекла его на вечное осуждение, а вместо него на английский трон сел его младший брат, Генрих.

А один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат. …И псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек.

3 Цар. 22:34а,38б

3 августа. Восстание боксеров

Между 1830 и 1949 годами Китай стал самым большим миссионерским полем в мире. Одно время там находилось до восьми тысяч миссионеров. Но эта страна также стала ареной самой большой массовой резни, когда в 1900 году антихристианская группировка, называвшая себя Обществом дружных кулаков, или боксеров, начала настоящую войну против верующих. В этом выступлении погибли почти двести взрослых миссионеров и детей и тридцать тысяч китайских христиан. Среди них была миссионерка Лиззи Этуотер, которая 3 августа 1900 года написала своей семье:

Дорогие мои, я так хочу видеть вас, но боюсь, на этой земле мы уже больше не увидимся. Я очень спокойно и с миром готовлюсь к смерти. Господь удивительным образом близко, и Он не оставит меня. Пока была надежда на жизнь, я волновалась и беспокоилась, но Бог убрал это чувство, и теперь я просто молюсь о Его милости, чтобы смело встретить ужасную смерть. Скоро боль прекратится, а дальше — сладость пребывания на небесах!

Моя малышка уйдет вместе со мной. Я думаю, Бог отдаст мне ее на небесах, и моя дорогая мама будет так рада видеть нас обеих. Не могу представить, как мы встретимся со Спасителем. О, это компенсирует все дни напряжения. Дорогие, живите с Богом и не держитесь за землю. Нет другого пути, чтобы мы могли обрести Божий мир, который превыше всякого разумения…

…Я совершенно спокойна. Я не сожалею о том, что приехала в Китай, но сожалею, что успела сделать так мало. Моя супружеская жизнь, оба драгоценных года, были полны такого счастья. Мы умрем вместе, мой любимый муж и я. Всем вам, дорогие друзья, которые помнят обо мне, посылаю привет.

Через двенадцать дней Этуотеры погибли. Но не зря. После того как беспорядки прекратились, армия миссионеров вернулась в Китай и оставалась там вплоть до наступления коммунистов в 1949 году. К 1980 году количество китайских верующих выросло от пяти до семи миллионов человек и с тех пор продолжает расти, а теперь насчитывает, по последним данным, до пятидесяти миллионов человек.

Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.

Отк. 12:11

4 августа. Три любви и еще одна

Наши увлечения всегда можно использовать во славу Бога. Уилфред Гренфелл за свою жизнь влюблялся три раза. Первой его любовью был спорт. Он плавал в холодных реках и моряком ходил в Ирландском море. В восемнадцать лет врач показал ему заспиртованный человеческий мозг. Гренфелл влюбился в медицину и решил, что станет врачом.

Учась в медицинском институте, он нашел свою третью любовь. Однажды вечером он увидел большую палатку и зашел туда, думая, что это цирк. Там проходило евангелизационное собрание, и пожилой человек, стоя на возвышении, молился. Гренфелл уже собрался было уходить, когда другой человек вдруг вскочил на ноги и пригласил всех спеть гимн, добавив: «Пока наш брат молится». Затем этот человек, Д. Л. Мооди, продолжил проповедовать так горячо, что Гренфелл тут же уверовал. Так он нашел свою третью любовь — Бога.

Эти страсти — спорт, медицина и Бог — привели Гренфелла в добровольную организацию, которая называлась «Миссия для рыбаков глубоких морей» (Mission to Deep Sea Fishermen). Эта миссия финансировала деятельность корабля милосердия, который обслуживал тысячи рыбаков, живущих на кораблях и по всему североатлантическому побережью. 4 августа 1892 года Гренфелл отплыл в Лабрадор, чтобы начать служение, которому посвятил всю свою жизнь.

Скоро Гренфелл понял, что на побережье нужно построить две больницы, поликлинику для прибрежных жителей и плавучий госпиталь для рыбаков, находящихся в море. Он собрал деньги и открыл больницы и аптеки на этой холодной и неприветливой земле. Он организовывал школы и приюты для сирот. Он основал кооперативные магазины для лабрадорцев, чтобы там они могли обменивать меха и рыбу на продукты. Всю свою жизнь он плавал вдоль северных берегов или ездил в собачьей упряжке по замерзшей земле, оказывая медицинскую помощь больным, обучая молодежь и проповедуя Евангелие. Его жизнь стала прекрасной реализацией всех трех его увлечений.

Он нашел и четвертую любовь. Однажды на борту судна он встретил красивую, совершенно незнакомую женщину и страстно влюбился в нее. Он сделал ей предложение, даже не спросив, как ее зовут. Она приняла предложение, и они служили вместе до конца своей жизни.

Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

Пс. 36:3-4

5 августа. Всего один миссионер

Детство Мэри Слессор было омрачено отцом-алкоголиком. Каждая субботняя зарплата оборачивалась пьянкой, которая обрекала семью еще на одну неделю лишений. К одиннадцати годам Мэри уже работала по двенадцать часов на фабрике, с шести утра до шести вечера. Она прятала от отца свой заработок, навлекая на себя его гнев и обеспечивая семью едой. В свободное время Мэри сама училась читать, а позже обнаружила, что может ставить книги на ткацкий станок и читать во время работы. Так Мэри узнала о Калабаре (Нигерия), «опасной, таинственной земле, где господствуют колдовство и тайные общества». Она была убеждена, что должна отправиться туда в качестве миссионерки.

Несколько лет Мэри проработала в миссионерской организации неподалеку от своего дома в трущобах Данди (Шотландия). Она научилась разговаривать с бандитами, молиться о благословениях и смягчать ожесточившиеся сердца. Наконец ее назначили миссионером в Калабар, и 5 августа 1876 года она отплыла в Западную Африку на корабле «Эфиопия». Мэри расстроилась, когда обнаружила, что корабль загружен огромным количеством виски. Она прекрасно помнила, как алкоголь разрушил ее семью. «Столько виски, — шептала она про себя, — и всего один миссионер!»

Но зато какой миссионер! За последующие годы, работая одна, Мэри преобразила три языческих района, проповедуя там Евангелие, обучая ребятишек, защищая обиженных и спасая тех, кому угрожали. Она могла жить в глинобитной лачуге и спать среди потных людей. Она сочетала в себе странствующего проповедника, сельского учителя, медсестру, нянюшку и посредника. Она умела погасить назревающие племенные войны и спасала женщин и детей сотнями. Очень часто в ее доме находилось до десятка совсем маленьких детей. Мэри привязывала к маленьким гамакам веревочки и по ночам, когда кто-нибудь из малышей начинал плакать, укачивала их, не вставая с постели.

Она заслужила такое уважение в Европе и Африке, что стала первой женщиной вице-консулом Британии. Она использовала свое положение для развития миссий в Африке. В течение сорока лет Мэри прокладывала путь Евангелию в таких районах, которые прежде называли кладбищем белого человека.

Как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!»

Рим. 10:146-15

6 августа. Смерть в катакомбах

Среди лидеров ранней церкви было два человека по имени Сикст. Первый служил епископом в Риме с 117 по 127 год. Сикст II занимал ту же должность в 257-258 годах.

Последний поднялся до этого положения во время правления императора Валериана, когда в империи свирепствовали эпидемии, засуха, землетрясения, ураганы и наводнения. Сначала Валериан относился к христианам терпимо, но по мере того, как в его владениях происходили природные катаклизмы, он с суеверным страхом стал обвинять в этом церковь. Против епископов и священников стали издаваться указы, народу декретами стали запрещать собираться на христианские богослужения. Церкви закрывали для живых христиан, а кладбища — для усопших.

Последователи Христа, однако, не испугались, и за один прошедший год Валериан понял, что его эдикты оказались бессильными. В июле 258 года он приказал казнить епископов, священников и дьяконов. Он конфисковал собственность церквей и отказался соблюдать гражданские права верующих. Члены императорского двора, веровавшие во Христа, делались рабами в императорских поместьях. Одного выдающегося церковного лидера привязали к быку и волочили по улицам до тех пор, пока не выбили ему мозги о мостовую.

Сикст II стал епископом Рима как раз в тот момент, когда Валериан издавал свои указы. Тогда он создал маленькую церковь в катакомбах и там тайно встречался с верной ему паствой. Однажды, когда он учил людей, туда ворвались солдаты и схватили его. Его привели к судье, предъявили обвинение и возвратили в катакомбы, где 6 августа 258 года предали смерти в его епископальном кресле. Несколько дьяконов тоже погибли.

Через три недели в Северной Африке епископа Киприана из Карфагена тоже привели к судье. Когда ему начали задавать вопросы, он заявил:

— Я христианский епископ. Я не знаю других богов, кроме одного истинного Бога.

— Ты это твердо решил? — спросил римлянин.

— Правильное решение, — ответил Киприан, — поколебать нельзя.

После этого его препроводили на место казни и отрубили голову. Во многих частях империи 258-259 годы были ознаменованы самыми кровавыми гонениями на Церковь.

…Не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения.

Флп. 1:28

7 августа. Ванная, кусок кожи и полтора доллара

Чего можно ожидать от малышки, если отец ее бросил, а мать умерла, когда ей было всего три года? Ее взяли к себе обнищавшие соседи, и в этой семье Элеонора Честнат, одинокий и истосковавшийся по материнской любви ребенок, выросла во взрослого человека. Но ей негде было получить любовь. Как и образование. Однако она была настойчива и скоро нашла школу, в которой могла одновременно учиться и работать, чтобы оплатить свое обучение. Таким же образом ей удалось пройти обучение в академии. Элеонора мечтала стать врачом. Еще в школе она начала посещать пресвитерианскую церковь и заинтересовалась миссионерской работой.

В 1888 году Элеонора поступила в Женский медицинский колледж в Чикаго, который и закончила по программе как врачей, так и медсестер. В это время она жила на чердаке и питалась в основном овсянкой. После этого — учеба в Институте Мооди.

7 августа 1893 года Элеонора была назначена врачом-миссионером и отправлена в Южный Китай. Ее работа там усложнялась слабым знанием языка и нищенскими условиями жизни. Она постоянно терпела лишения. Однажды ей пришлось лечить обезумевшего больного, чей мозг был изъеден опиумом. «Ему кажется, что его преследуют демоны, — писала она другу, — а в моем кабинете для него нет места. Он иногда становится буйным, и за ним нужно строго следить. Поэтому теперь я сижу здесь на вахте».

Но ее любовь к людям была безграничной. Она использовала свою ванную как операционную и однажды срезала с собственной ноги кусок кожи для пересадки чернорабочему, чья нога после операции плохо заживала.

8 городе она основала женскую больницу и жила на полтора доллара в месяц, потому что остальную часть своего заработка тратила на кирпичи для строительства больницы.

8 течение десяти лет она самозабвенно служила Китаю, пока 29 октября 1905 года на миссионерский городок не напала разъяренная толпа, требовавшая, чтобы иностранцы покинули страну. Элеонора могла бы спастись, если бы не вернулась, чтобы помочь коллегам. Она была убита в тот момент, когда отрывала от своего платья кусок ткани, чтобы перевязать раненого ребенка.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Лк. 10:36-37

8 августа. Ветры провидения

Испанский король Филипп II, католик, хотел свергнуть английскую королеву Елизавету, протестантку. В 1586 году он составил заговор с целью убить ее. Когда этот план провалился, он привел в состояние готовности свой флот, самый крупный и сильный в мире, чтобы вторгнуться в Англию. Для протестантизма настал критический момент. Поражение Елизаветы означало бы полную катастрофу для протестантов в Англии и по всей Европе.

Филипп был уверен в том, что Бог пошлет ему хорошую погоду, поскольку был убежден, что сражается за Божье дело. 30 мая 1588 года он упал на колени перед своей «Непобедимой армадой», молясь о победе. Затем он наблюдал, как корабли один за другим исчезали за горизонтом.

Но провидение было на стороне англичан. Неистовый ветер расшвырял во все стороны корабли испанской армады. Они снова перегруппировались и заторопились к Англии. Британцы заметили их 19 июля. Но ветер опять поднялся против армады, замедлив скорость ее продвижения. Когда 21 июля началась битва, ветер снова помогал англичанам. Порывистый шквал ускорял движение маленьких английских маневренных кораблей. Англичане ловко обходили испанцев, и в нужный момент погода менялась — всегда в пользу англичан.

31 июля герцог Пармы известил Филиппа о вероятном поражении: «Бог знает, как я опечален новостями именно в то время, когда надеялся послать Вашему величеству поздравления с победой. Могу только сказать, что это, должно быть, произошло по воле Всемогущего Бога, Который всегда знает, что делает…»

8 августа 1588 года Елизавета посетила военный штаб в Тилбери, и там ей сказали, что опасность вторжения миновала. Королева вздохнула с радостью и обратилась к своим войскам со словами: «Я знаю, что имею тело слабой и немощной женщины, но сердце и отвага у меня королевские».

Потрепанные корабли Филиппа, возвращаясь в Испанию, еще раз попали в сильнейший шторм. После всех штормов и битв домой вернулись менее половины кораблей и треть воинов. А в Лондоне королева пошла в собор св. Павла и «собственным королевским голосом назидала народ воздать хвалу Богу».

Англия и протестантство были спасены.

Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводит протоки Для излияния воды и путь для громоносной молнии?..

Иов. 38:22-25

9 августа. Пробуждение в Кейн-Ридже

После Американской революции христианство стало приходить в упадок. Один шотландец, приехавший на юг США, увидел «несколько религиозных людей». Франсис Эсбери не нашел и «одного человека из ста», которого интересовала бы религия. Процветал алкоголизм, а подрастающее поколение оказалось в плену универсализма и деизма.

Но в начале XIX в. в штате Кентукки то тут, то там, словно гейзеры, бьющие из-под земли, стали проходить собрания пробуждения. Люди собирались в самодельных шатрах, где проповедовалось Евангелие, часто сопровождавшееся взрывом эмоций. Бартон Стоун, пастор пресвитерианской церкви в Кейн-Ридже (недалеко от Лексингтона), услышал о палаточных собраниях и сам пришел на одно из них: Было странно наблюдать за происходящим. Многие падали на землю, как убитые, и продолжали лежать без движения в течение нескольких часов. А другие вскакивали через несколько минут, оживленные, проявляя симптомы жизни самым искренним образом через громкие стоны или молитвы о милости.

Его церковь в Кейн-Ридже запланировала подобное палаточное собрание на первое воскресенье августа 1801 года. В церкви могло разместиться пятьсот человек, но служители, боясь скопления народа, раскинули огромную палатку. Члены церкви приготовили для приема гостей свои дома, амбары и сараи.

Но никто не ожидал прибытия двух тысяч человек! Люди приезжали на лошадях, в повозках и фургонах. Проповедь и молитвы продолжались круглосуточно, начиная с пятницы, в течение всей субботы и воскресенья. Возбуждение нарастало, туманный летний воздух пронизывали громкие, пронзительные крики, мужчины падали без сознания, женщины корчились в конвульсиях, дети впадали в экстаз. На земле без сознания лежало столько народу, что казалось, только что произошла битва. Затем началось «дерганье». Головы людей дергались так резко, что они невольно взвизгивали. Я видел, как головы дергались вперед и назад так быстро, что волосы женщин щелкали, как кнуты.

В понедельник, 9 августа 1801 года, запасы еды истощились, как и эмоции участников собрания. Многие уехали, но на их место приехали другие. Гейзер пробуждения бил еще четыре дня, в течение которых люди пели, проповедовали, вскрикивали и дергались, пока поток возбуждения не иссяк совсем. К Христу обратилось от одной до трех тысяч человек, и эта новость взбудоражила весь регион. Люди по всей стране начали обсуждать пробуждение христианства, и собрание в Кейн-Ридже считается одним из самых важных религиозных событий в американской истории.

Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

1 Фее. 5:16-18

10 августа. Падение Иерусалима

Иисус предупреждал о времени, когда храм Ирода будет разрушен, но Его ученики с трудом могли поверить в это предсказание. Храм был самым величественным и прекрасным сооружением в мире, и его сияние в лучах заходящего солнца казалось таким же вечным, как сам город.

Но уже в следующем поколении иудеи подняли восстание против Рима. Восстание началось в крепости Масада, а затем распространилось по всей Иудее и Галилее. Римлян убивали, иудеи-защитники беззаветно сражались, и император Нерон послал генерала Веспасиана прекратить мятеж.

Когда Нерон умер, генерал уехал в Рим, назначив командующим войском в восемьдесят тысяч человек своего сына, Тита. Осада Иерусалима началась в апреле 70 года, сразу после Пасхи, когда Иерусалим был заполнен людьми, пришедшими туда на праздник. Внутри городских стен иудеи разбились на враждующие фракции, сражаясь друг с другом как раз в тот момент, когда им, как никогда, нужно было объединиться. Запасы продовольствия иссякли, и жители стали умирать от голода. Жена первосвященника, привыкшая жить в роскоши, выпрашивала на улице крошки хлеба, как нищенка. Иудеев, попадавших в плен, распинали по пятьсот человек в день, и весь город был окружен крестами с их трупами. 17 июля в храме прекратили приносить ежедневные жертвы, поскольку каждый человек был на счету и направлялся на защиту города.

Римляне, используя катапульты и стенобитные орудия, наконец прорвали оборону. Иудеи устремились в храм. По свидетельству историков, Тит сначала хотел пощадить это здание, но его солдат невозможно было удержать ничем. Через золотые ворота была брошена головня, которая взорвалась, как бомба. Храм превратился в океан огня. Это случилось 10 августа 70 года, в тот самый день, когда прежний храм Соломона был разрушен вавилонянами.

Это событие, как и последующее падение Масады, привело к исчезновению Израиля как общности вплоть до его возрождения в двадцатом веке. Многие христиане бежали из Иерусалима еще прежде, чем наступил последний час, но разрушение города остается определяющим событием в христианской истории. Оно еще более отдалило молодую церковь от ее иудейских корней, превратив во вселенский организм, отличающийся от Израиля и предназначенный развивать собственную индивидуальность, пополняя свои ряды из числа язычников и неся всему миру весть о спасении.

И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.

Мк. 13:1-2

11 августа. Удивительный роман

Это был удивительный роман, духовный и без интимной связи, служебный, а не брачный. Франциск и Клара дали обет безбрачия, явно будучи влюблены друг в друга; не имея возможности пожениться, они объединили свои силы для Христа.

Клара родилась в 1194 году в Ассизи (Италия) и выросла во дворце. Когда ей было шестнадцать лет, она услышала проповедь св. Франциска, глубоко тронувшую ее. Она нашла его, и они долго говорили о духовных вещах. В течение двух лет Франциск часто навещал ее в родительском доме.

В пальмовое (вербное) воскресенье 1211 года Клара сняла свои роскошные наряды, облачилась в платье серого цвета и выскользнула через заднюю калитку поместья своих родителей. Через темнеющий лес она дошла до места, где ее ждал Франциск. Он привел ее к группе монахинь-бенедиктинок. Франциск приготовил ей место в монастыре св. Дамиана, недалеко от Ассизи, и, по словам некоторых биографов, Клара в течение сорока лет своей жизни так больше никогда и не покидала своего убежища, помогая тем, кто нуждался в духовной поддержке. Франциск также часто бывал в этом монастыре.

Она глубоко скорбела о его смерти и прожила еще тридцать лет, прикованная к креслу неизлечимой болезнью ног. Но из этого кресла она учила, помогала нуждающимся, молилась и шила церковные одеяния.

В 1249 году монастырь подвергся нападению мародеров, решивших разграбить и сжечь его. Без малейших признаков страха она сама добралась до двери и там решительно помолилась о защите. Бандиты слезли со стены и ушли.

Другое предание повествует о ее видениях на смертном одре. Из своей комнаты в монастыре св. Дамиана она, как рассказывают, видела и слышала торжественную полунощную мессу, которая проводилась в базилике, отстоявшей от монастыря на много миль. На основании этой способности воспринимать образы и звук на расстоянии, папа Пий XII в 1958 году объявил ее святой покровительницей телевидения.

Но она более известна как «маленький цветок св. Франциска».

Клара умерла 11 августа 1253 года, а ее сестры, нищенствующие клариссы, служат нуждающимся и по сей день.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Мф. 5:3-5

12 августа. Я христианин!

Разгул преследований и гонений ранних христиан привел к убеждению, что мученичество — это норма, что его нужно ожидать и даже желать. Когда император Диоклетиан запретил хранение Писаний, Эуплий, христианин из Сицилии, дьякон, у которого была Библия, забеспокоился, что может избежать преследований. Однажды он встал перед домом правителя и стал кричать: «Я христианин! Я желаю умереть ради имени Христа!»

Когда его привели к правителю, при нем обнаружили рукопись Евангелий.

— Где ты взял это? — спросили его. — Ты принес эти книги из дому?

— У меня нет дома, как повелел мой Господь Иисус Христос, — ответил Эуплий.

— Где это написано? — спросил правитель. Тогда Эуплий начал читать следующие слова: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:10). Затем он прочитал другой стих: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Судья прервал его: «Почему ты не сдал эти книги?» Эуплий ответил, что лучше умереть, чем отдать их. «В них вечная жизнь, — сказал он, — и тот, кто отрекается от них, теряет вечную жизнь». Правитель дал знак, что услышал достаточно, и Эуплий получил то, чего хотел. Его подвергли страшным мучениям, а затем, 12 августа 304 года, казнили, привязав к шее Евангелие. В свои последние минуты он постоянно, как рассказывают очевидцы, повторял такие слова: «Спасибо Тебе, О Христос. О Господь, помоги мне. Я страдаю ради Тебя».

В Библии нигде не говорится, что мы намеренно должны искать страданий, и ранние христиане, несомненно, слишком превознесли и переоценили свое стремление к мученичеству. Но если мы все же попадаем в такие обстоятельства, то уж лучше кричать «Я христианин», чем прятать свое свидетельство от окружающего нас мира.

Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет».

Рим. 1:16-17

13 августа. Максим Исповедник

Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года. Его семья происходила из старой знатной византийской фамилии, и Максим получил хорошее образование. Он проявил себя талантливым руководителем и стал секретарем императора Ираклия. Однако он ушел с этой должности. Ведомый духовным рвением, он вступил в монастырь и скоро стал его аббатом. Он преуспевал в богословии и литературе. Он написал большое количество сочинений для греческой церкви, и из них черпали мудрость такие блестящие люди, как Иоанн Скот Эриугена на Западе и Иоанн Дамаскин на Востоке.

Максим прославился в истории церкви своей неустанной и энергичной борьбой против монофелитской ереси. В соответствии с этим учением, Христос имел одну лишь божественную волю, но не человеческую. Борьба с этой ересью стала делом всей его жизни. В течение многих лет Максим на Востоке и папа Мартин I в Западной церкви отстаивали ортодоксальную доктрину, в которой утверждалось, что Христос обладал двумя природами (человеческой и божественной) и двумя волями (без отделения и без слияния друг с другом, но пребывающими в совершенной гармонии).

Император был сторонником этой ереси. Папа Мартин был низложен, заключен в тюрьму вместе с обычными преступниками, терпел голод и холод и наконец был сослан в пещеру на Черном море, где в 655 году умер. С Максимом поступили еще хуже. Несмотря на то что он был слабым стариком в возрасте семидесяти трех лет, его схватили, перевезли через всю империю и судили в Константинополе, после чего сослали в отдаленное место, где он сильно страдал от голода и холода. Через несколько месяцев к нему была послана комиссия во главе с Феодосием, епископом Кесарии, приверженцем монофелитской ереси. Максим так красноречиво защищал доктрину о двух природах Христа, что Феодосии уехал обращенным человеком.

Тогда прислали другую делегацию, и император предложил Максиму великие почести, если он обратится к ереси, и великие страдания, если откажется. Он отказался. Его били, на него плевали, забрали все его имущество и заточили на шесть лет в темницу. Его бичевали, вырвали язык и отрубили правую руку, затем выставляли к позорному столбу в каждом из двенадцати кварталов города, а после заточили, как оказалось, всего на несколько недель. Он умер 13 августа 662 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Но его страдания проложили дорогу для триумфа его доктрины.

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

Ин. 1:14

14 августа. И смерть — приобретение

В душный летний день 1925 года семнадцатилетний Билл Уоллас находился в гараже, работая над разобранным «Фордом», но мысли его были о будущем. Отложив в сторону гаечный ключ, он взял Новый Завет и написал на засаленном форзаце книги свое решение. Он хотел стать врачом-миссионером.

Через десять лет он прибыл в южный Китай в мемориальный госпиталь Стаут. Шла война между Чан Кайши и провинцией Ганьсу, поэтому многие миссионеры покинули страну. Но Уоллас остался в госпитале, оперируя, обходя больных и свидетельствуя о Христе.

Он избежал опасностей в этом столкновении, но впереди его ожидала еще более серьезная угроза. Япония вторглась в пределы Китая, стремясь захватить ее внутренние территории. Но Уоллас опять остался и продолжал заботиться о раненых, выполняя хирургические операции во время бомбежек и перестрелок. И только в 1940 году он ненадолго приехал на родину. Когда пришла пора возвращаться, его друзья просили его остаться, но он ответил: «Когда я думал, что мне делать со своей жизнью, я понял, что Бог призывает меня стать врачом-миссионером. Это решение привело меня в Китай. И это, вместе с тем фактом, что я счастлив там, заставляет меня вернуться обратно». Он вернулся в Китай 14 августа 1942 года и на протяжении всей Второй мировой войны оказывал населению медицинскую и духовную помощь.

Затем возникла еще большая угроза — власть в Китае захватили коммунисты. Уоллас и на этот раз не покинул страну, выполняя свои обязанности с доблестью героя. Наконец, перед самым рассветом 19 декабря 1950 года, солдаты коммунистического режима пришли арестовать «лучшего хирурга в Китае» по ложному обвинению в шпионаже. Его посадили в маленькую камеру, где он проповедовал прохожим из крошечного окошка. Последовали грубые и жестокие допросы, а Уоллас, уставая до изнеможения, выкалывал на стене своей камеры стихи из Писаний. Когда он умер, не выдержав пыток, коммунисты попытались представить дело так, что он сам повесился, но на его теле не было обнаружено никаких следов самоубийства. Он был похоронен в дешевом деревянном гробу на кладбище под бамбуковым навесом. Надпись на его могиле гласила: «Для меня жизнь — Христос».

При уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.

Флп. 1:20-21

15 августа. Моя Победа

Преподобный Уильям Андерсон из Объединенной пресвитерианской церкви Филадельфии однажды увидел, как в бакалейную лавку вбежал мальчишка. Он последовал за ним и спросил: «В какую воскресную школу ты ходишь?» Девятилетний Роберт Маккилкин ответил: «Ни в какую». Андерсон пригласил его к себе в церковь. «Притом я обещаю тебе чудесного учителя, — добавил он, — Уильяма Паркера. У него отличный класс мальчишек».

В возрасте двенадцати лет Роберт присоединился к церкви и сказал: «Когда я вырасту, то стану служителем, потому что Господь хочет этого». Но несколько позже он почувствовал разочарование в собственном христианском опыте. Он вел активную работу среди церковной молодежи, но испытывал беспокойство и сомнения. Накануне Рождества 1904 года он написал: «Я продвинулся духовно и еще более приблизился к Христу, но недостаточно близко». Он поступил в университет Пенсильвании и на следующее лето попал на миссионерскую конференцию, проводившуюся на побережье Нью-Джерси. Один из выступавших, доктор Чарлз Трамбалл, свидетельствовал о том, что в своей духовной жизни испытал сильные сомнения. Но он понял, что «источник христианской жизни — это просто Иисус Христос. И все. И этого достаточно».

Маккилкин подошел к Трамбаллу, они долго разговаривали, и 15 августа 1911 года Маккилкин уединился в молитвенной комнате. В моем воображении предстала следующая картина: я вхожу в эту комнату и не выхожу из нее до тех пор, пока не разрешу этот вопрос, а с собой я беру Христа как мою Победу для ежедневного хождения с Богом.

Маккилкин преклонил колени и сознательно подчинил каждую сферу своей жизни Христу — свои грехи, «сомнения», своих любимых, финансы, прошлые неудачи, свое будущее. Когда я закончил, у меня не было особых эмоций, и я не получил никаких видений. Но впервые в жизни я совершенно отчетливо понял, что во всей вселенной есть только две личности — мой Господь и я, и ничто более не имеет значения, кроме воли моего Господа.

В течение следующих сорока лет Святой Дух истекал из Маккилкина реками живой воды — и результатом его служения стал Библейский колледж в Колумбии, впоследствии выросший в Международный университет Южной Каролины. Сегодня это один из крупнейших христианских и миссионерских центров на земле.

Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?

1 Ин. 5:4-5

16 августа. Наводнение

Граф Николай Цинцендорф был одним из самых завидных женихов в Европе восемнадцатого века — богатый, умный, обаятельный, симпатичный. И абсолютно преданный Иисусу Христу. Закончив обучение в Парижском университете, он в течение года путешествовал по Европе, но, приехав в Кастелл, заболел. Там он влюбился в восемнадцатилетнюю Теодору фон Кастелл. Он сделал ей предложение, и она ответила ему такими словами: «Если Бог даст мне большее расположение к браку с вами, чем в данный момент, я не откажусь».

Цинцендорф не очень понял, что она хотела этим сказать, но повел себя так, словно они на самом деле были помолвлены. Он продолжил прерванное путешествие, но опять был задержан, на этот раз наводнением. Он использовал это событие для того, чтобы навестить близкого друга, графа Генриха фон Ройса, и во время их разговора Ройс признался, что ищет себе жену. Цинцендорф сказал: «А как насчет Теодоры? Честно говоря, она приняла мое предложение без особого энтузиазма. Почему бы тебе не жениться на ней?» Генрих заколебался, а затем сказал: «Но ведь она твоя невеста!» Тем не менее Цинцендорф повез своего друга в Кастелл, где Генрих и Теодора влюбились друг в друга и поженились.

Цинцендорф проявил великодушие, но чувствовал себя совершенно несчастным. Он провел много часов за изучением Ветхого и Нового Заветов по вопросу брака, целомудрия и Божьей воли. Наконец его глаза открылись.

Они открылись на сестру Генриха — графиню Эрдмут Доротею фон Ройс, которую он встретил, когда его задержало наводнение. Доротея любила Христа и в Цинцендорфе встретила родственную душу. 16 августа 1722 года они объявили о помолвке. В тот день молодой граф написал гимн хвалы Богу и письмо матери Доротеи: Я предвижу много сложностей в нашем браке, потому что я представляю собой жалкое приобретение для любой женщины. Дорогой графине Доротее придется не только жить со мной жизнью самоотречения, но также помогать мне в моем главном предназначении, а именно в приобретении душ для Христа…

Так оно и было — с момента их свадьбы 7 сентября 1722 года и до смерти графини в 1756 году.

Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная — она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и — превознесли ее, царицы и наложницы, и — восхвалили ее.

Песн. 6:8-9

17 августа. Уста Божьи

Когда в 1660 году была восстановлена британская монархия, религиозные свободы были ограничены серией принятых законов. В соответствии с Актом о единоверии, например, от всех служителей требовалось, чтобы они использовали Книгу общих молитв в качестве образца для богослужения. Многие верующие, не относившиеся к англиканской церкви, отказались выполнять этот приказ, в результате чего в августе 1662 года более двух тысяч самых лучших служителей Англии были лишены кафедры. Среди них был и Томас Уотсон из Кембриджа, который 17 августа 1662 года прочитал свою «Прощальную проповедь»:

Я служил среди вас в течение шестнадцати лет и получил от вас много проявлений любви. Я видел, с каким почтением вы внимали проповедуемому слову. Я видел ваше ревностное отношение к праведной жизни без греха и, что естественно в критических ситуациях, ваше единство. И хотя мне запрещено проповедовать вам, мне никто не сможет запретить любить вас и молиться за вас. Но откуда такое препятствие? В чем состоит мое преступление? Некоторые говорят, что мы предатели и бунтари. Возлюбленные, вы все хорошо знаете, что я делал и как страдал ради Его величия. Я желаю быть ведомым серебряной нитью Божьего Слова и Божьим провидением. И если мне суждено умереть, позвольте мне оставить вам некоторое назидание и советы, прежде чем я уйду.

Во-первых, каждый день общайтесь с Богом. Начинайте день с Богом, посещайте Бога с утра, прежде чем займетесь чем-то другим, вознесите утром сердца свои к небесам, и тогда весь день они будут в нужной форме! Превратите свои кабинеты в храмы, читайте Писания. Оба Завета — это уста Господа, которые изрекают нам истину, и это сделает вас мудрыми ко спасению. Каждый день осаждайте небеса своими молитвами, таким образом распространяя по всему дому благоухание.

Уотсон дал своим слушателям еще девятнадцать «наставлений», а в конце проповеди добавил: «Мне хотелось бы многое сказать вам, но не знаю, предоставит ли Бог такую возможность. Мои силы на исходе. Подумайте о том, что я сказал, и Господь даст вам понимание во всем остальном».

Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне — на зло: собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою. У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, не в книге ли они Твоей?

По. 55:6-7,9

18 августа. Сто гимнов

Вы могли бы спеть за один вечер сто гимнов? Одна церковь спела, и результаты этого потрясли мир.

Граф Николай Людвиг фон Цинцендорф родился в 1700 году в семье, где постоянно читались библейские тексты и пелись гимны. Он женился на верующей графине и вместе с женой позволил протестантским беженцам поселиться в своем поместье в Германии. Вскоре образовалась моравская община, названная Гернгут («Под наблюдением Господа»).

Однажды туда приехал горшечник по имени Леонард Добер, чтобы организовать выгодное для Гернгута предприятие по производству художественных керамических изделий. Вскоре после этого из Копенгагена вернулся Цинцендорф. Он рассказал о рабах Вест-Индии, у которых нет никакой возможности узнать о Христе. Добер провел бессонную ночь. «Я не мог забыть об этом, — говорит он, — я поклялся себе, что если со мной поедет еще кто-нибудь, я сам стану рабом ради них».

Он обрел такого брата в лице Дейвида Нитшманна, плотника.

18 августа 1732 года в необычном и эмоциональном богослужении их посвятили на миссионерский подвиг. В ту ночь во время прощания с ними присутствующие спели сто гимнов и пожелали им успеха.

Рабы Божьи отплыли в Копенгаген 8 октября при поддержке стихов из Книги Чисел (23:19): «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?»

В декабре они прибыли на место назначения, и плантатор по имени Лоренцен взял их к себе. В первое же воскресенье они занялись поиском душ, проповедуя небольшой группе рабов, из которых несколько человек вскоре последовали за Христом. Добер служил страдающим от малярии и однажды чуть сам не умер от лихорадки. В другом случае он чуть не умер с голоду. Но в 1734 году из Гернгута прибыла подмога. И хотя многие из вновь прибывших погибали, наступление моравских миссионеров продолжалось- в Гренландии, Лапландии, Грузии, Суринаме, Гвинее, Южной Африке, Алжире, на островах Северной Америки, в Цейлоне, Румынии и Константинополе. С 1732 по 1742 год более семидесяти чешских миссионеров были отправлены из общины Гернгута, которая состояла из шестисот человек.

Это время было названо «золотым десятилетием». Наступал рассвет протестантских миссий.

…Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его…

Пс.95:3

19 августа. История с собакой

Бог направляет и обеспечивает. Он ведет и насыщает Свой народ иногда совершенно необычным образом, как понял это на собственном опыте Джон Крейг. Крейг родился в Шотландии в 1512 году, учился в университете св. Андрея, после чего начал служение. Когда он жил на континенте, он нашел книгу Жана Кальвина «Наставление в христианской вере». Прочитав ее, он стал протестантом. Его арестовали агенты инквизиции и отвезли в Рим, где он был приговорен к смерти на костре. Вечером 19 августа 1559 года в преддверии казни, которая должна была состояться на следующий день, он услышал волнующую новость о том, что папа Павел IV умер. По обычаям того времени в подобных случаях тюрьмы в Риме открывались и заключенные обретали на время свободу.

Крейг воспользовался этой возможностью и скрылся на постоялом дворе за городом. Его выследили солдаты, но их командир не торопился арестовать его, а остановился и стал пристально всматриваться в Джона. Вдруг он спросил, помнит ли Крейг, как несколько лет назад в Болонье он помог раненому солдату. «Я и есть тот солдат, — сказал командир, — и теперь провидение дает мне возможность отблагодарить вас за ваше милосердие — вы свободны». Он дал Крейгу деньги и нарисовал маршрут, используя который, беглец мог покинуть страну.

В Италии Крейг старался избегать оживленных дорог и шел обходными путями, которые показал ему командир, а деньги тратил на еду. Но деньги кончились, а вместе с ними угасла и надежда. Он лег в лесу и мрачно размышлял о своем бедственном положении. Вдруг он услышал шаги и напрягся. Это была собака, а в ее пасти он увидел кошелек. Крейг стал гнать собаку, боясь подвоха. Но собака все же приблизилась к нему, повиляла хвостом и оставила у него на коленях свой кошелек.

При помощи денег из этого кошелька Крейг добрался до Австрии, где император Максимилиан услышал его проповедь и выдал ему охранное свидетельство. Так он вернулся в родную Шотландию, где проповедовал Христа и содействовал Реформации до самой своей смерти много лет спустя в возрасте восьмидесяти восьми лет.

И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. И было к нему слово Господне: пойди отсюда, и обратись на восток, и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.

3 Цар. 17:1-6

20 августа. Учитесь на контрастах

Мне сладко мыслить о Тебе, Иисус, Но лучше быть в присутствии Твоем.

Этот гимн, который мы поем почти тысячу лет, приписывается удивительному человеку по имени Бернард, жившему во Франции. Он был глубоко духовным христианином, который пропагандировал воинствующее христианство.

Бернарду была обеспечена мирская карьера, но еще юношей он обратился ко Христу и убедил чуть ли не тридцать своих друзей принести обет безбрачия и отправиться в монастырь Сито. Скоро он стал там самой известной фигурой, после чего основал подобный монастырь в Клерво.

Монастырь в Клерво стал его штабом, и он редко покидал его, но его влияние выходило далеко за стены монастыря. За свою жизнь он основал еще семьдесят монастырей и надзирал за девяноста другими. Он любил Священные Писания и был превосходным знатоком христианского учения. Но он почти также сильно любил меч. Бернард усиленно развивал монашеские военные ордены и общины рыцарей, преданных делу защиты Церкви и веры; здесь царила монашеская дисциплина. Он написал книгу правил для Храмовых рыцарей и вдохновил немецкие военные ордены на насильственную христианизацию некоторых частей Европы. Он энергично пропагандировал второй крестовый поход и убедил папу Евгения, своего бывшего ученика, благословить его. Но когда поход закончился катастрофой, Бернард сказал: «Пусть лучше будут винить меня, чем Бога».

Многие христиане сегодня действительно обвиняют Бернарда. Он был воином, который сражался с дьяволом в собственной жизни с помощью жесткой дисциплины. Он сражался с ересью, утверждая на каждом шагу ортодоксию. Он сражался с язычеством, держа меч в одной руке, а Библию в другой. Он сражался с мусульманами, организовав самый масштабный крестовый поход в Европе, закончившийся крушением. Он не оставлял своих воинственных идей до самой смерти 20 августа 1153 года в возрасте шестидесяти трех лет — когда он смог увидеть Его лицо и упокоиться в Его присутствии.

Мы можем сомневаться в правильности или объективности его действий, но мы продолжаем петь его песни. Мы вспоминаем его 20 августа, в день памяти св. Бернарда Клервоского.

И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвя-щенникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место…

Мф. 26:51-52а

21 августа. «Грозный папа»

Джулиано делла Ровере стал взбираться по служебной лестнице в Церкви еще юношей при помощи своего дяди, папы Сикста IV. В 1503 году Джулиано сам стал папой Юлием II. Он утвердил свой престол тем, что пообещал кардиналам по всем важным вопросам советоваться с ними, созывать общие соборы и продолжить войну против турков.

Он не сдержал своего слова так же, как не выполнил, мягко говоря, монашеского обета целомудрия. Он был властным и беспокойным человеком с массивной головой, глубоко посаженными глазами, крепко сжатыми губами, мрачным выражением лица и бурным темпераментом. Он продолжал воевать и не давал Риму покоя. Он освободил папские города и практически сам повел собственные войска на приступ Болоньи. Он разрушил старый собор св. Петра и в возрасте шестидесяти трех лет по длинной качающейся веревочной лестнице спустился в котлован будущего храма, чтобы заложить в его основание краеугольный камень. Он начал торговлю индульгенциями, чтобы заработать на новую базилику, чем спровоцировал Лютера на протест. Его любовь к архитектуре побудила прелатов, аристократию, банкиров и торговцев начать строительство богатых дворцов и особняков. Древний город изрезали широкие проспекты, было построено множество новых улиц, и Рим вновь стал выглядеть как королевская столица.

Юлий нашел и помог проявиться таланту Микеланджело и Рафаэля, переместил центр Возрождения из Флоренции в Рим, финансировал сотни многообещающих художников и дал миру возможность увидеть потолочную роспись Сикстинской капеллы.

Но его враги и противники множились. Юлий слег с серьезной болезнью и в течение трех дней находился между жизнью и смертью. 21 августа 1511 года он лежал без сознания, а кардиналы готовились назвать имя его преемника. Но Юлий сильно разочаровал их тем, что выздоровел. Он еще не закончил свои дела на земле. Вскоре он образовал военный союз, «священную лигу» с английским королем Генрихом VIII, Германией, Испанией и Швейцарией против Франции. Они начали войну, но во время этой кампании энергия воинственного папы наконец иссякла. Его иссушила горячка (хотя некоторые утверждают, что он сгорел от венерической болезни или неумеренного употребления еды и напитков), но он успел распорядиться о своих похоронах, исповедал себя грешником и умер.

Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь.

Иер. 9:23-24

22 августа. Двадцать три дня

Его называли странным, ископаемым, реликвией, старомодным человеком… Но еще будучи ребенком, Георг Фридрих Гендель однажды сопровождал своего отца к герцогу Иоганну Адольфу. Гуляя по дворцу, он забрел в часовню, где увидел орган, на котором стал импровизировать. Услышав его, герцог воскликнул: «Что это за чудесный ребенок?»

Скоро этот «чудесный ребенок» стал сочинять оперы, сначала в Италии, затем в Лондоне. К двадцати годам о нем говорила вся Англия, и он стал самым богатым композитором на земле. Он открыл Королевскую академию музыки. Лондонцы чуть не дрались за места на каждом его представлении, и он был известен всему миру.

Но слава прошла. Все меньше людей жаждали слышать его. Его музыка устарела. Академия обанкротилась, и стареющего композитора заслонили новые таланты. Один за другим лопались все проекты, и Гендель чувствовал себя подавленным. В результате стресса возник паралич, и несколько пальцев лишились подвижности. «Великие дни Генделя закончились, — писал Фридрих Великий, — а его вдохновение истощилось».

Однако беды закалили характер композитора и смягчили некогда острый язык. Он стал добродушнее, а его музыка проникновеннее. Однажды Гендель получил по почте текст Карла Дженнинса. Это было собрание библейских текстов о Христе. Начальные слова из Книги Пророка Исайи (гл. 40) тронули Генделя: «Утешайте, утешайте народ Мой…»

22 августа 1741 года он закрылся в своем лондонском доме и начал писать на эти слова музыку. Через двадцать три дня мир получил ораторию Мессия. «Был ли я в теле или вне тела, когда писал ее, не знаю», — скажет позже Гендель, пытаясь передать свои чувства. Оратория исполнялась в Лондоне 23 марта 1743 года при стечении огромного количества народа. Гендель сам играл на клавесине, а король Георг II, который присутствовал на представлении, удивил всех, вскочив на ноги во время исполнения хором Аллилуйя. Никто не знает почему. Некоторые думают, что король, который плохо слышал, решил, что исполняют национальный гимн. Но это неважно, потому что, начиная с того дня, все присутствующие вставали в почтении при звуках волнующих слов: Аллилуйя! Ибо Он будет править во веки веков.

И слышал я как бы голос многочисленного народа… говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу…

Отк. 19:6-7а

23 августа. Варфоломеевская ночь

Когда в 1560 году десятилетний Карл IX стал королем Франции, власть в стране перешла в руки его матери, королевы-регентши, Екатерины Медичи. Она попыталась стабилизировать ситуацию в стране, разделенной религиозными противоречиями. Сначала она пошла на ряд уступок протестантам, затем опять проявила благосклонность по отношению к католикам. Начались беспорядки, а между 1561 и 1572 годами произошло восемнадцать случаев массовой резни протестантов и пять — католиков, а также тридцать случаев отдельных убийств. Назревала гражданская война.

Стремясь к миру, Екатерина, будучи католичкой, устроила брак своей дочери с протестантом Генрихом Наваррским. Генрих приехал в Париж в сопровождении тысяч гугенотов (французских протестантов). Город насторожился, а вскоре поползли слухи о том, что гугеноты решили тайком похитить королевскую семью. В кузницах зазвенели наковальни, на которых ковали оружие. 23 августа 1572 года Екатерина и Карл укрылись во дворце. Около десяти часов вечера Екатерина сказала Карлу о том, что им угрожают восстанием, приведя его в трепет, затем добавила, что гугеноты собрались захватить его. Карл предложил арестовать мятежников. В ответ на это Екатерина отвечала, что уже поздно. Она металась по комнате, неистовствовала и грозилась бежать из Франции. Карл, нервы которого были напряжены до предела, около полуночи выбежал из комнаты с криком: «Ради Бога, если ты решила их убить, я согласен! Но тогда ты должна убить всех гугенотов во Франции… Убей их всех! Убей их всех!»

Ворота города были заперты. По войскам прошел слух: «Убить! Король приказал убить». В три часа утра зазвонили колокола и зазвенели клинки. Лидер протестантов, Гаспар де Колиньи, был схвачен, подвешен за пятки, а его отрубленные руки и гениталии были проданы. Гугенотов и их детей выволакивали на улицы и зверски убивали. Из мертвых беременных женщин вырывали неродившихся детей и с размаху били о мостовую. Солнце, вставшее над Парижем в день св. Варфоломея, осветило тысячи трупов протестантов.

В ушах короля день и ночь звенели крики гугенотов, которых забивали, как животных. «Это ты во всем виновата! — кричал он своей матери. — Бог свидетель, ты во всем виновата!» Его конституция провалилась, ему стали являться видения замученных жертв. Он пытался заглушить эти голоса, бредил и в возрасте двадцати трех лет умер. «Какому злому совету я последовал! — сетовал он. — О Боже, прости меня! Я погиб!»

А нечестивые как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой.

Ис. 57:20-21

24 августа. Сказ о двух городах

Варвары во время своего нашествия на Европу все сметали на своем пути, как дикие слоны. Римские легионы не выдержали их натиска на своей границе, протянувшейся на десять тысяч миль. Захватчики дошли до самых ворот Рима. 24 августа 410 года Вечный город пал под натиском армии Аларика. В течение трех дней город грабили. Женщин насиловали, богатых убивали, уничтожали произведения искусства, и город изменился до неузнаваемости.

Мир был в шоке, но очень скоро нашли виновников. Оказалось, что всему виной христиане. Империя была непобедимой железной крепостью, пока не стала «христианской» при обращении в 312 году императора Константина. Теперь, менее чем через столетие, самый великий город и империя прекратили свое существование. Старые боги обиделись и перестали защищать империю.

На противоположном берегу Средиземного моря самый великий богослов того времени получал новости, видел беженцев, слышал обвинения и на написание ответа потратил тринадцать лет. Двадцатидвухтомный труд Августина «О граде Божьем» был написан в защиту христианства и стал первым великим сочинением богослова, который оказал огромное влияние на средневековые умы.

В первом томе этого произведения говорится о том, что Рим был наказан, но не за новую веру, а за старые грехи — безнравственность и коррупцию. Августин признавался, что сам жил развратной жизнью, прежде чем пришел ко Христу. Но, сказал он, первородный грех начинается с Адама и Евы, а мы все наследуем греховную природу, которую наши прародители лишь выпустили на свободу.

Младенец Марии, Иисус Христос, предлагает нам прощение, и только Христос дарует нам вечное спасение. «Через женщину мы пришли к разрушению, и через женщину спасение возвращено нам. Человечество подразделяется на две категории: тех, кто живет по соответствию человеческому, и тех, кто живет по соответствию Божьему. Их мы и называем жителями двух городов, ибо одни предназначены править вечно с Богом, а другие осуждены на вечную муку с сатаной».

«Небесный град превосходит Рим, — писал Августин, — там вместо победы сияет истина, вместо высокого положения — святость, вместо жизни — вечность».

Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог.

Евр. 11:9-10

25 августа. Когда упал занавес

Последнее жестокое преследование христиан в Риме произошло во время правления Диоклетиана, сына раба, который в 284 году стал императором. Сначала казалось, что Диоклетиан относится к христианам терпимо. Его жена и дочь изучали Священное Писание. Но в то время, когда вера росла, а в крупных городах возникало все больше церковных зданий, император объявил христианству войну. Один из странных случаев произошел в 303 году, когда Диоклетиан пошел в Риме в театр. Во время представления актеры оделись во все белое, и вся пьеса была посвящена насмешкам над христианскими ритуалами и обрядами. Один из актеров, Генезий, побежал по сцене, затем упал на пол с криком: «Я такой темный. Мне не хватает света. Я хочу умереть, как христианин, чтобы в тот же день улететь к Богу, к моему прибежищу». Другие актеры, изображавшие священника и экзорциста, подбежали к нему, разыгрывая обряд крещения.

Публика надрывалась от смеха. Следует сказать, что Генезий вырос в христианской семье, но жизнь в окружении язычников подорвала его христианские корни. И вдруг, прямо на сцене, он почувствовал такое сильное обличение, что стал кричать: «Я хочу принять благодать Христа, чтобы родиться свыше и освободиться от грехов, которые ведут меня к погибели».

Многие в публике решили, что он продолжает играть. Но он поднялся и прервал пьесу. Посмотрев в зал, он сказал: «Сиятельный император и все люди, которые так весело смеялись над этой пародией, поверьте мне! Христос есть истинный Господь!»

Диоклетиан в ярости приказал подвергнуть Генезия пыткам. Пытки становились все более жестокими, его тело рвали острыми крючками, а с боков поджаривали горящими факелами. Однако актер продолжал повторять: «Нет Царя, кроме Христа, Которого я видел и Которому поклоняюсь. Ради Него я готов умереть тысячу раз. Я сожалею о своих грехах и о том, что так поздно стал воином истинного Царя».

Пытки не сумели сломить его, и занавес в его жизни упал, когда 25 августа 303 года его обезглавили.

.. .Да будет с нами Господь, Бог наш, как был Он с отцами нашими, да не оставит нас, да не покинет нас, наклоняя к Себе сердце наше, чтобы мы ходили по всем путям Его и соблюдали заповеди Его, и уставы Его, и законы Его, которые Он заповедал отцам нашим; и да будут слова сии, которыми я молился пред Господом, близки к Господу, Богу нашему, день и ночь…

3 Цар. 8:57-59а

26 августа. Бред жены

Блажен муж, жена которого говорит с мудростью даже тогда, когда не понимает, что говорит.

Эбинизер Эрскин был служителем, но не очень хорошим. Его прихожане изнывали от скуки на его проповедях, но он ничего не мог с этим поделать. «Я начал свое служение механически, без рвения, без души, — писал он позже, — поскольку пребывал в неверии и бунтовал против Бога». У него не было стремления ни к Слову, ни к Богу. Не было молитвенной жизни. Его проповеди были долгими, формальными и заученными, он произносил их монотонным голосом слово в слово, никогда не поднимая глаз и не пытаясь взглянуть в измученные лица своих слушателей.

Его жена уже не могла выносить этого и каждый раз с ужасом ожидала приближения воскресенья. В течение нескольких лет она плакала над невозрожденным сердцем своего мужа и его бездуховным служением. Она искренне молилась Богу, но самому Эбинизеру ничего не говорила, пока… пока не подхватила лихорадку. Эбинизер, которому было двадцать восемь лет, обеспокоенно суетился вокруг нее, а она корчилась и металась, вся покрытая потом. В бессвязном бреду она высказала ему все, что думала о его служении — что оно было безжизненным и занудным. А его сердце? Оно было потерянным и бессильным. Ее слова пронзили его насквозь.

«Наконец, — писал Эбинизер в своем дневнике, — Господу было угодно умиротворить ее дух и дать ей спокойную ясность ума. Именно тогда, как я думаю, я впервые почувствовал, как Господь коснулся моего сердца таким ощутимым образом. Через несколько недель мы сидели вместе в моем кабинете, и, когда мы говорили о Боге, Господу было угодно разорвать покрывало и дать мне сияющий свет спасения, через который моя душа капитулировала во Христе».

Эта «капитуляция» произошла 26 августа 1708 года. Он пишет: «Я отдал себя, душу и тело, Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Я прибежал к защите крови Иисуса. Я буду жить ради Него, я умру ради Него. Небеса и землю призываю в свидетели, что все, что я есть, и все, что имею, принадлежит Ему».

Эбинизер Эрскин стал популярным проповедником в Шотландии восемнадцатого века и основателем Отделенной церкви Шотландии.

Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично. Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха.

Прит. 25:11-12

27 августа. Молитвенная цепочка

В 1722 году граф Николай Людвиг фон Цинцендорф почувствовал сострадание к христианам, бежавшим из Богемии (Чехии) и Моравии. На территории своего поместья в Германии он позволил им основать общину. Центр этой общины стал известен как Гернгут, что значит «Под наблюдением Господа». Община быстро росла, как росло и понимание силы молитвы.

27 августа 1727 года двадцать четыре мужчины и столько же женщин приняли обет молиться по часу в течение суток. Вскоре к этой молитвенной цепочке присоединились и другие члены общины. Шли дни, проходили месяцы. Ходатайственная молитва восходила к Богу все двадцать четыре часа, когда кто-нибудь, хотя бы один человек, молился по часу в день. Ходатаи встречались раз в неделю, чтобы поддержать друг друга, почитать письма и сообщения от своих братьев и сестер в других местах. Прошло десять лет, но молитвенная цепочка не прерывала свою работу. Прошло еще десять лет. Это молитвенное собрание в общей сложности длилось в течение ста лет.

Нет сомнений в том, что именно молитвенная цепочка помогла появиться на свет протестантским миссиям. Цинцендорф в возрасте двадцати семи лет предложил донести Евангелие Христа до других народов в Вест-Индии, Гренландии, Турции и Лапландии. На этот призыв откликнулось двадцать шесть чешских братьев. Первые миссионеры, Леонард Добер и Дейвид Нитшманн, были посвящены во время незабываемого служения 18 августа 1732 года, когда было спето сто гимнов. За первые два года двадцать два миссионера погибли, двое попали в тюрьму, но их место заняли другие братья. Из шестисот обитателей Гернгута на миссионерский труд отправились семьдесят человек, и этот подвиг не имеет себе равных в миссионерской истории.

К тому времени, когда Уильям Кэри стал «отцом современных миссий», на край земли отправились уже триста моравских миссионеров. И это еще не все. Рвение чехов способствовало обращению Джона и Чарлза Уэсли и косвенным образом послужило началу Великого пробуждения, охватившего всю Европу и Америку.

Молитвенное собрание продолжалось сто лет. А результаты будут длиться вечность.

Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать… Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре.

Лк. 18:1,7-8а

28 августа. С гимнами под мышкой

Левий (Матфей) не был единственным сборщиком налогов, полностью отказавшимся от прежней жизни и последовавшим за Христом. Айра Сэнки сделал то же. Сэнки родился 28 августа 1840 года в маленьком городке в Пенсильвании. Позже его семья переехала в Нью-Касл, и там его отец стал президентом местного банка. Во время Гражданской войны Айра служил в армии Союза, а затем вернулся домой, чтобы работать в качестве налогового инспектора.

Однако настоящую любовь он питал к песне, и во всей Пенсильвании и Огайо все церкви наперебой старались пригласить его на свои собрания в качестве солиста. Его отец, надеявшийся, что сын займется политикой, жаловался: «Боюсь, этот парень никогда ничего не достигнет. Он только и бегает по всей стране с гимнами под мышкой». Мать же считала, что лучше бегать с гимнами под мышкой, чем с бутылкой виски в кармане.

В 1870 году Айра присутствовал на национальной конференции YMCA (Ассоциация молодых христиан Америки), которая проводилась в Индиана-полисе. Одно из заседаний проходило так вяло, что Айра предложил спеть несколько гимнов. В конце этой сессии к нему подошел большой, крепко сбитый мужчина и засыпал его вопросами. «Откуда вы? Чем занимаетесь? Вы женаты?»

Когда Сэнки сказал, что женат, живет в Пенсильвании и работает правительственным чиновником, человек внезапно заявил:

— Вам придется все это бросить.

— Почему это? — изумился Сэнки.

— Чтобы поехать в Чикаго и помочь мне в моей работе.

Сэнки ответил, что не может бросить свою работу, на что человек сказал: «Придется, я ищу вас в течение последних восьми лет».

Так начался один из самых примечательных дуэтов в истории евангели-зационного движения — Дуайта Л. Мооди и Айры Сэнки. В течение следующей четверти века Мооди и Сэнки вместе путешествовали по всему миру. Мооди проповедовал Евангелие, а Сэнки пел соло, руководил музыкальным прославлением и сочинял музыку для евангельских гимнов. Сборник его песен разошелся тиражом более чем в пятьдесят миллионов экземпляров. Он стал самым любимым евангельским исполнителем своего поколения.

И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

Мк. 2:13-14

29 августа. Массовый побег

Джон Дик, сын юриста из Эдинбурга, закончил в Эдинбурге университет, в котором изучал богословие в надежде стать служителем Евангелия. Однако его мечты не осуществились, потому что он относился к пресвитерианам, объявленным вне закона во время правления Карла II. Он жил в бегах, пока его не выдала бедная женщина, которая впоследствии на этой почве сошла с ума.

29 августа 1683 года Джона обвинили в государственной измене и приговорили к смерти через повешение. Наверху тюрьмы находились две камеры смертников, и Джона бросили в одну из них. Там уже сидело около двадцати пяти заключенных верующих. Они объединили свои сердца в молитве, прося Бога помочь им осуществить массовый побег. Эти новости просочились за пределы тюрьмы, и пресвитериане по всему Эдинбургу стали молиться об успешном спасении. В назначенную ночь заключенные начали пилить железные прутья решетки.

Первый прут был распилен около девяти вечера, но к ужасу всех сидевших в камере его не успели поймать, и он с лязгом упал на узкую улочку недалеко от часового. Они задержали дыхание и молились, затем подождали немного, но ничего не произошло. Потом они продолжили свое тайное дело и, освободив выход, один за другим вылезли через окно и исчезли в ночи. На следующее утро весь официальный Эдинбург был объят смятением. Были допрошены полицейские, отцы города, стража и часовые, но никого из бежавших так и не поймали — кроме Джона Дика. Он наслаждался свободой всего в течение полугода и за это время написал пятьдесят восемь страниц «Свидетельства о доктрине, поклонении, воспитании и управлении церкви Шотландии и заветной работе по реформации в трех королевствах», которое, несмотря на свое громоздкое название, получило широкое распространение. Его схватили, как только он завершил работу над книгой. На помосте он спел псалом 2, прочитал отрывок из Книги Пророка Иезекииля (гл. 9) и сказал последнюю проповедь: «Помните, что сказал Исаак, когда Авраам доказал готовность принести своего сына в жертву? «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?»» Джон Дик повернулся и посмотрел на виселицу. «Благословен Господь, — сказал он, — вот и жертва».

…И наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал…

Деян. 5:18-19а

30 августа. Два мученика

В III в. христианство крепко укоренилось в Северной Африке, и римские императоры прилагали все усилия, чтобы вырвать его с корнем. Объектом их преследований стал епископ Карфагена и пастор небольшой деревушки. Городским епископом был Фасций Цецилий Киприан, который отказался от перспективной политической карьеры ради проповеди Христа. Будучи относительно недавним обращенным, Киприан в 248 году был назначен епископом Карфагена. «Пороки моей прежней жизни были смыты водой крещения, — писал он, — и новое рождение восстановило меня, сотворив нового человека».

Он прослужил десять лет, управляя карфагенской церковью в условиях гонений, начавшихся в дни правления императора Деция. В конце концов император Валериан приказал уничтожить всех ведущих христианских епископов. До Карфагена дошли новости о казнях епископов в Риме, Иерусалиме, Антиохии и Кесарии. Затем солдаты пришли за Киприаном. Он был обезглавлен 30 августа 258 года.

Через несколько лет, во время правления императора Диоклетиана, пастор деревни, расположенной недалеко от Карфагена, претерпел ту же судьбу. Диоклетиан начал самые страшные преследования в истории христианской Церкви. Храмы разрушали, жгли Библии, все гражданские права христиан игнорировались. Диоклетиан потребовал, чтобы все приносили жертвы римским богам. Когда римские воины пришли в деревню, они арестовали христиан и приказали им сдать свои Библии. Верующие ответили, что их Библии хранятся у пастора Феликса, а он уехал в Карфаген. Когда на следующий день Феликс вернулся, его схватили и потребовали, чтобы он отдал Библии властям.

Он отказался. «Лучше сожгите меня, чем Писания», — сказал он. Ему дали три дня на размышления, а затем отправили в Карфаген к проконсулу, который предложил ему сдать какие-нибудь старые Библии, чтобы таким образом сохранить новые.

Феликс отказался пойти на сделку. «У меня есть Библии, — сказал он, — но я их не отдам». Его препроводили в нижнюю камеру самой грязной тюрьмы, где он промучился в течение месяца, а затем на корабле отправили в Италию, заковав в тяжелые цепи. Он умер в пути 30 августа 303 года на корабле, перевозившем лошадей.

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, Дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

Ин. 15:16-18

31 августа. Солидарность

Никто не сыграл более важной роли в сокрушении коммунизма в Восточной Европе, чем Карол Войтыла из Кракова. Во время фашистской оккупации Польши Войтыла учился в подпольной католической семинарии, обходя военные патрули, посещая тайные занятия в монастырях, церквах и на дому. Наконец он закончил обучение, надел священническую одежду и поехал в маленькую польскую деревушку служить священником. Тем временем вместо нацистов в Восточной Европе стали править коммунисты. С поразительной неустрашимостью Войтыла совершал обряды крещения, слушал исповеди, умудрялся не попадаться в ловушки, расставленные тайной полицией, и избегал столкновения с властями.

Шли годы, и к 1978 году деревенский священник стал первым папой-неитальянцем за последние четыреста пятьдесят шесть лет — Иоанном Павлом II. На одном из первых выступлений новый папа услышал, как кто-то из толпы крикнул ему: «Не забывай церковь молчания!» (то есть церковь при коммунистах). На что Иоанн Павел ответил: «Теперь это уже не церковь молчания, потому что она будет говорить моим голосом».

Вскоре Иоанн Павел с триумфом посетил родную Варшаву, вопреки протестам советского руководителя, Леонида Брежнева. Народ встретил его со слезами и криками радости. Коммунистические вожди в России и Польше дрожали, слушая его голос: «Возлюбленные братья и сестры! Вы должны быть сильны силой, которая проистекает из веры! Не нужно ничего бояться. Границы должны быть открыты».

В тот же год по всей Польше начались стихийные забастовки, а в Гданьске Лех Валенса забрался на экскаватор и объявил забастовку на судостроительном заводе. В Ватикане Иоанн Павел следил за событиями на родине, молился и сказал группе польских паломников на площади св. Петра: «Все мы в Риме солидарны с нашими соотечественниками в Польше», таким образом благословив забастовщиков. В течение одной недели коммунисты пошли на исторические уступки, и 31 августа 1980 года были подписаны Гданьские соглашения, которые позволили появиться на свет первому независимому союзу в Восточной Европе. Ни для кого не было секретом, какую роль сыграл в этих событиях польский папа, ибо Лех Валенса подписывал документы яркой ручкой из Ватикана, на которой был изображен Иоанн Павел II.

Железный занавес рушился.

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся.

Ис. 58:6-7