Сентябрь

1 сентября. Папа-язычник

История церкви хранит как добрые, так и жестокие уроки. Ее героями стали благородные святые, но в ее списках имеются также негодяи, старательно порочившие ее имя. Например…

В 1460 году кардинал Родриго Борджиа из Испании, которому было тогда двадцать девять лет, вскрыл письмо от правившего тогда папы и впал в ярость. Папа Пий II был расстроен новостями о диких пирушках, которые устраивал Борджиа. Папа укорял и осуждал Борджиа за его оргии, предупреждая о том, что его ждут «позор» и «презрение».

Но Борджиа, еще более распущенный, чем раньше, продвигался по служебной лестнице до тех пор, пока в 1492 году не выкупил папский престол. Он назвал себя папой Александром VI. Его греховная жизнь с возрастом стала еще более омерзительной, и он всегда содержал целый гарем.

Но папу Александра превзошла его незаконнорожденная дочь, Лукреция Борджиа. До нас дошли обрывочные, но яркие свидетельства о ее жизни. Она была обольстительной и остроумной и умело применяла свои чары. Ее длинные, золотистого цвета волосы обрамляли ангельское лицо и доходили почти до пят. Еще подростком она унаследовала похотливость отца.

Ее брат Цезарь стал кардиналом, который совместил церковную работу с безнравственностью и убийствами. Другой ее брат, Хуан, был таким же распутным человеком.

В 90-е гг. XV в. в Риме ходили слухи о том, что Лукреция сожительствует с отцом и обоими братьями — инцест на инцесте и что братья страшно ревнуют ее друг к другу. Утром 15 июня 1497 года в Тибре был найден труп Хуана с девятью колотыми ранами. Подозрение пало на Цезаря, но виновность его не была доказана.

Лукреция оказалась беременной. Ватикан попытался было скрыть беременность, но эта новость просочилась в мир. Ребенка назвали Джован-ни. Но кто же его отец? 1 сентября 1501 года папа Александр VI издал два экстраординарных указа. В первом, представленном народу, отцом Джо-ванни был назван Цезарь. Но во втором, спрятанном в церковных архивах, сам Александр назвал себя отцом, что делало его одновременно отцом и дедушкой Джованни.

За всем этим внимательно наблюдал молодой монах, Мартин Лютер.

Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом…

1 Кор. 5:1,6,7а

2 сентября. Найди стих и вставь в него свое имя

Обучение миссионерских детей — дело интересное, но и ответственное. С одной стороны, нет людей более удачливых, чем миссионерские дети. Они растут с космополитическим менталитетом, и весь мир становится их родиной. Они странствуют по Европе или исследуют Африку так, как другие дети исследуют улицы своего города. С другой стороны, далеко не каждая миссия может обеспечить своих детей соответствующим образованием или необходимым общением со сверстниками.

Руфь Белл Грэм отчетливо помнит 2 сентября 1933 года. Ей было тринадцать лет. Ее отец служил хирургом-миссионером в Китае, и мать отослала ее в школу-интернат в Северной Корее. Руфь тяжело переживала расставание и самым серьезным образом молилась, чтобы Господь дал ей умереть до утра. Но наступил рассвет, на молитву ответа не было, поэтому она взяла свои сумки и побрела к берегу реки. Она оставляла все, что было таким знакомым и любимым: своих родителей, китайских друзей, миссионеров, дом, воспоминания. На корабле «Нагасаки Мару» она добралась до Желтой реки, а оттуда — в Восточное Китайское море.

Через неделю тоска по дому захлестнула ее полностью. Целыми днями Руфь была занята, но вечерами было тяжело. Она с головой зарывалась в подушку и плакала до тех пор, пока не засыпала, и так ночь за ночью, неделя за неделей. Она заболела и в больнице прочитала все псалмы, найдя утешение в псалме 26 (ст. 10): Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.

И все же боль, страх и сомнения не покидали ее. Наконец она пожаловалась своей сестре, Розе, которая жила в том же интернате. «Не знаю, что и сказать тебе, — прямо ответила Роза, — а ты просто найди стих и вставь в него свое имя. Увидишь, как это помогает». Руфь взяла Библию, открыла ее на любимой главе в Книге Пророка Исайи (53:5) и вставила в стих свое имя: «Но Он изъязвлен был за грехи Руфи и мучим за беззакония Руфи; наказание Руфи было на Нем, и ранами Его Руфь исцелилась».

Ее сердце дрогнуло, и начался процесс исцеления.

Кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли… …Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

Ис. 53:1-2а,5б

3 сентября. Григорий Великий

Никто из нас не может быть полностью хорошим, и очень немногие — абсолютно плохими. Нам часто приходится принимать трудные решения, а наши добрые намерения могут привести к неблагоприятным последствиям. Так было и с Григорием. Он родился в Риме примерно через пятьсот лет после Христа, его семья дала ему богатство и блестящее положение, и в возрасте тридцати трех лет он стал префектом Рима. После смерти отца Григорий отдал свое наследство церкви и бедным, превратил свое поместье в монастырь и сам стал монахом.

3 сентября 590 года он стал папой Григорием I и на этом посту сделал много хорошего. Он принял решение евангелизировать Англию после того, как на римском невольничьем рынке увидел белокурых и голубоглазых британских мальчиков. По словам историков, он будто бы заметил: «Это англы. Пусть они будут ангелами». Он послал Августина благовествовать на Британские острова.

Григорий назначал мудрых и компетентных людей на должности церковных руководителей и боролся с отступничеством в церкви. Он убедил визи-готов перейти от ереси к ортодоксальной доктрине. Он писал евангелиза-ционные трактаты для варварских племен и поддерживал требования библейской морали. Он разработал учебник для подготовки священников, написал литургию и сделал популярным грегорианское пение.

Но Григорий также установил догматы о чистилище и мессе. Он поддерживал поклонение реликвиям и мощам святых (останкам усопших христиан), распространял неправдоподобные легенды о святых. Он прославлял прошлое и почитал предания наравне с Писаниями. Он извлекал устрашающие, аллегорические уроки из Библии. Он провозгласил всеобщее правосудие на территории всех христианских государств.

В Западной Европе царил беспорядок, Римская империя раскалывалась, и Григорий пользовался широкими полномочиями в осуществлении гражданского контроля. Он правил большей частью Италии. Именно он поднял армию и нанес поражение лангобардам. Он подписывал договоры, чтобы избежать разрушения Рима, выкупал взятых в плен людей, собирал налоги и обеспечивал бедных пищей. Он фактически превратил церковь в государство.

Таким образом, Григорий стал отцом средневекового папства — со всем тем плохим и добрым, что входит в это понятие.

Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего… Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

Ин. 18:36а-37б

4 сентября. Негритянская экспедиция

В 1840 году тройная цель — миссионерский прорыв, гуманитарная помощь и уничтожение рабства — нашла свое воплощение в организации негритянской экспедиции, ставшей детищем Фоксвелла Бакстона из Церковного миссионерского общества и Общества за уничтожение работорговли. Британское правительство финансировало это предприятие, и вся Англия следила за курсом трех новеньких пароходов, названных «Альберт», «Уил-берфорс» и «Судан». Металлические суда были оснащены новейшей системой вентиляции с использованием химических фильтров, призванных «нейтрализовать» болотные газы, через которые, как тогда думали, передавалась малярия.

Корабли отплыли в начале 1841 года. На их борту находились моряки, ученые, фермеры, филантропы, освобожденные рабы (в качестве переводчиков) и миссионеры, Дж. Ф. Шон и Самьюэл Эджей Краутер. В середине августа они вошли в африканские воды, но 4 сентября 1841 года главный врач, офицер Макуильямс, записал в судовом журнале, что на кораблях разразилась «лихорадка самого вредного характера», в результате чего экспедиция приостановилась. Всех больных перевели на «Судан» и отправили в более безопасные гавани, а за ним последовал «Уилберфорс».

«Альберт» один поднялся вверх по реке Нигер, но вскоре заболели капитан и команда. Люди в бреду выбрасывались за борт. Миссионеры хоронили мертвых на берегу реки. Когда корабль стало некому вести, доктор Макуильямс сделал все возможное, чтобы управлять судном, используя учебник, который он нашел в каюте капитана. Но ему приходилось постоянно покидать рубку, чтобы ухаживать за больными и умирающими. Из ста сорока пяти европейцев сто тридцать заболели малярией и многие умерли.

И все же нельзя сказать, что миссия полностью провалилась. Миссионеры вернулись с ценными рекомендациями, в результате чего в Фора-Бей был основан миссионерский центр, где освобожденных рабов подготавливали к проповеди Евангелия в Западной Африке. На том самом месте, где за сорок лет до этого стояла фабрика, принадлежавшая работорговцу, в основание будущего центра был заложен камень. Балки новой крыши были сделаны почти полностью из мачт, взятых со старого рабовладельческого корабля.

Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все наполняющее его, острова и живущие на них. Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор. Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.

Ис. 42:10-12

5 сентября. Не оставив и камня на камне

Аллен Фрэнсис Гардинер вырос в христианской семье, мечтал о море и сделал хорошую карьеру военно-морского офицера, мало задумываясь о Боге. Но в 1822 году он заболел и ему пришлось пересмотреть свою жизнь. Он записал в своем дневнике: После многих лет неблагодарной жизни, неверия, богохульства и мятежа неужели я наконец оттаял? Увы, как медленно, как неохотно я принял небесного Гостя, Который стучал снаружи!

Капитан Гардинер много путешествовал по свету, а потому видел огромную потребность мира в миссионерах. Он полностью посвятил себя этому делу. Покинув Англию, он отправился в Южную Америку, где решил служить индейцам в Чили. Вмешательство правительства в междоусобные войны заставило его вернуться в Англию. Через три года он вновь отправился в Америку, посетил Фолклендские острова и исследовал возможность проповеди Евнгелия на островах Патагонии и Огненной Земли. Почувствовав благоприятную возможность, Гардинер вернулся домой и 4 июля 1844 года основал маленькую организацию, назвав ее Патагонским миссионерским обществом. Он писал: Я решил вернуться в Южную Америку. Я не оставлю камня на камне и постараюсь приложить все усилия, чтобы основать среди аборигенов миссию. Пока Бог дает мне силы, мне не грозит неудача.

Гардинер в третий раз поехал в Южную Америку, но его усилия опять натолкнулись на междоусобные войны и вмешательство правительства. Территория в основном находилась под сильным влиянием католиков, которые не желали терпеть подле себя протестантов. Он опять вернулся в Англию, собрал шесть миссионеров и отправился на Огненную Землю. Но все семеро умерли от болезней, голода и извержения на острове Пиктон. Гардинер, умиравший последним, 5 сентября 1851 года отметил в своем дневнике: Благ и милостив чудесный и любящий Бог, явивший мне Свою благодать. Он сохранил меня здесь в течение четырех дней без пищи и без ощущения голода и жажды.

Капитан Аллен Фрэнсис Гардинер умер, так и не увидев ни единой обращенной души в народе, о котором были все его помыслы. Но он зажег пламя, которое уже невозможно было погасить. Его Южно-Американское миссионерское общество (так оно стало называться позднее) направляет туда своих миссионеров, которые в течение полутора сотен лет спасают души заблудших.

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.

1 Кор. 15:58

6 сентября. Наказание розами

Посетители Бостонского парка с его грациозными лебедиными лодками могут удивиться, узнав, что однажды произошло здесь с Авдием Холмсом. В 1651 году Холмса арестовали за проповедь баптистской доктрины в близлежащем Линне. Друзья попытались заплатить за него выкуп, но Холмс отказался. 6 сентября 1651 года его отвели в Бостонский парк, раздели до пояса и привязали к столбу для порки. Позже он писал: Когда меня начали пороть, я сказал народу: «Хотя моя плоть может потерпеть поражение, Бог никогда не терпит поражения». Тогда Господу было угодно войти и наполнить мое сердце и язык, и ясным голосом я начал молиться Господу, умоляя Его не вменить моим истязателям греха. По правде сказать, когда меня бичевали, во мне было такое присутствие Бога, какого я никогда раньше не чувствовал и какого не может выразить мой плотский язык. Внешняя боль была каким-то образом отдалена от меня, так что я даже объяснить этого не могу. Мне было легко оттого, что я переносил эту боль. Я ее почти не чувствовал, хотя бичевание было очень серьезным, потому что человек бил изо всех сил (как подтверждали многие, он несколько раз даже плевал на руки). Я получил тридцать ударов кнутом, сплетенным из трех струн. Когда меня отвязали от столба, в моем сердце была радость, а на лице веселье, и я сказал членам магистрата: «Вы наказали меня розами».

Если так, то эти розы были покрыты терниями. Бичевание было таким сильным, что из туфель Холмса ручьем текла кровь. Один из его друзей написал об этом следующее: «Холмс получил тридцать жестоких ударов, так что даже через много дней, если не недель, он не находил себе места, но мог лишь стоять на коленях, опираясь на локти, и был не в состоянии уложить свое тело на постель, не причинив себе мучительной боли».

Но эти страдания не прошли даром. Суд и бичевание Авдия Холмса привели Генри Данстера, ректора Гарвардского университета, в ряды баптистов, а впоследствии и к организации первой баптистской церкви в Бостоне.

…Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Рим. 5:36-5

7 сентабря. Кто кого?

В Европе двенадцатого века взаимоотношения между папой и императором были подобны любви кукушки и петуха. Императору нужен был папа, чтобы воспитывать в народе почтение к власти, а папе нужен был император, чтобы защищать церковь. Но кто из них был главным?

7 сентября 1159 года кардинал Орландо Роланд был провозглашен папой Александром III, но император Священной Римской империи, Фридрих II, не оказал ему достойного приема. Однажды он даже сделал по этому поводу следующее колкое замечание: «Где императору взять достоинство, если не у папы?» Фридрих немедленно в противовес Александру назначил другого папу, Октавиана, и посадил его в Ватикане. Франция, Испания и Англия приняли сторону Александра. Германия, Венгрия, Богемия, Норвегия и Швеция поддержали Октавиана. Италия разделилась в самой себе.

Началась война. В ноябре 1166 года Фридрих пересек Альпы и наголову разбил армию, поддерживавшую Александра. Но скоро ему стал угрожать еще более мощный враг, чем папа. В его войске началась римская лихорадка, которая уносила жизни знати, рыцарей и простых солдат. Фридрих спешно собрался и с оставшимся войском вновь пересек Альпы.

Он стал предпринимать шаги к примирению с Александром, духовным главой своих врагов. Через восемнадцать лет конфликта, 24 июля 1177 года, они встретились перед собором св. Марка в Венеции, чтобы подписать мирный договор. Папа сидел в своем одеянии понтифика, окруженный кардиналами, архиепископами и другими сановниками. Император прибыл в великолепной гондоле в сопровождении целого поезда придворной знати. Он вышел из лодки и пошел по направлению к собору. Откинув мантию, он в великом почтении поклонился и упал к ногам папы. Александр заплакал и поднял его на ноги, а затем поцеловал. Народ запел песни.

Легенда, однако, гласит, что эти два высокопоставленных человека обменялись репликами, произнесенными шепотом. Фридрих несколько раз сказал на ухо папе: «Я оказываю эту честь Петру, а не тебе». На что Александр отвечал: «Петру и мне».

Однако мир этот был недолгим. Александр III опять был выдворен из Рима и в 1181 году умер в ссылке.

Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою…

Мф. 20:25-26

8 сентября. Ужасный день в Ананьи

Стих из Книги Притчей (16:18) — Погибели предшествует гордость, и падению — надменность — прекрасно иллюстрирует судьба Бенедикта Гаэтани. Гаэтани, священник, обладал редкой надменностью и служил Ватикану в самых различных должностях по всей Европе. Когда в 1294 году он стал папой Бонифацием VIII, то решил поднять папское достоинство до самых больших высот. В его короне красовалось сорок восемь рубинов, семьдесят два сапфира, сорок пять изумрудов и шестьдесят шесть крупных жемчужин. Римский понтифик, говорил он, «превосходит королей и монархов и получает свой свет от Него, как луна получает свой свет от солнца». Иногда он появлялся перед паломниками с криком: «Я Цезарь. Я император».

Молодой французский король Филипп IV не страдал такой манией, и он постоянно обходил Бонифация в дипломатических стычках. Обострение достигло своего предела, когда Филипп арестовал папского легата. Бонифаций ответил громовым документом, известным как Ausculta fill — Приклони ухо, сын мой, в котором обвинял Филиппа в высокомерии по отношению к священству и в присвоении церковного имущества. Филипп собрал французский парламент и объявил об отделении государства от церкви.

Тогда папа издал новый эдикт, самое экстремальное заявление в истории церкви, названное Unam sanctam. В нем было сказано, что папа представляет собой викария Христа и каждый человек должен повиноваться ему. Далее папа объявил, что 8 сентября 1303 года он появится в церкви в Ананьи (Италия), находящейся рядом с папской летней резиденцией, и с большой торжественностью предаст Филиппа анафеме.

Но этого не произошло. 7 сентября войско Филиппа окружило папскую резиденцию и папа, которому тогда было восемьдесят шесть лет, был взят в плен. С ним обращались очень грубо. Дворец разграбили, собор сожгли, а реликвии уничтожили. Самый бесценный предмет, вазу, в которой якобы хранилось молоко из груди Марии, разбили вдребезги.

Бонифация держали в заточении три дня, пока верные ему войска не захватили дворец. Но старик так и не оправился от нанесенного удара. Он сошел с ума, начал биться головой о стену и отказывался от пищи. Через месяц он умер. Это происшествие вошло в историю как «ужасный день в Ананьи» и ознаменовало собой начало упадка института папства в средневековой Европе.

Погибели предшествует гордость, и падению — надменность. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.

Прит. 16:18-19

9 сентября. Иавис

Мэри Редферн жила в маленькой английской деревушке Хаддон в Дербишире. Ее мать была прикована к постели, поэтому Мэри пришлось взять за себя заботу о восьми маленьких братьях и сестрах. Однажды в 1769 году она услышала шум на улице. Невысокого роста человек проповедовал перед большой толпой, собравшейся на открытом воздухе. Проповедника звали Джон Уэсли.

Вскоре после этого туда пришел с проповедью Ричард Бордман, один из евангелистов Уэсли. Незадолго до этого у него умерла жена, и он пребывал в печали. Темой его проповеди был стих из Первой книги Паралипоменон (4:9): «Иавис был знаменитее своих братьев». Мэри была глубоко тронута проповедью и никогда не забывала историю об Иависе. Она переехала в Манчестер, вышла замуж и назвала своего первенца Иависом. Когда Уэсли проповедовал в манчестерской церкви на Олдам-стрит, Мэри привела туда маленького Иависа. Великий евангелист прикоснулся к ребенку и благословил его.

Уэсли не мог знать, что благословлял своего будущего преемника.

Юный Иавис часто слышал проповеди Уэсли, и его любовь к Евангелию росла. Еще мальчиком он мог пройти много миль, чтобы послушать проповедь, а вернувшись, прочитать соскучившимся сестренкам свою маленькую проповедь, вырядившись в длинную папину рубашку вместо священнических одежд. Когда ему исполнилось девятнадцать, он прочитал первую официальную проповедь в городе Содоме, недалеко от Манчестера, и вскоре после этого был рукоположен на служение.

Иавис Бантинг быстро продвигался в методистской церкви и часто проявлял жесткость и твердую волю. После смерти Уэсли он стал лидером, правившим твердой рукой. Его лозунгом были слова: «Методизм ненавидит демократию так же, как ненавидит грех». Один из споров разгорелся 9 сентября 1825 года, когда в Лидсе (Англия) была открыта церковь Бренсвик. Никак не могли решить, нужно ли устанавливать в церкви орган. Многие выступали против, но Бантинг и другие орган все равно установили. Как позже говорили, орган обошелся в тысячу фунтов и тысячу методистов.

Иависа называли папой методизма. Но он проповедовал чистое Евангелие, дал методистам богословскую подготовку и основал самостоятельные миссионерские организации. Его влияние видно и по сей день.

Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду…

1 Пет. 5:2-3

10 сентября. Сити-Роуд, 49

Иавис Бантинг был похоронен рядом с Джоном Уэсли, но другие ранние методисты легли прямо в могилу Уэсли. Они считали за великую честь смешать свой прах с прахом великого евангелиста. Общая могила находится за церковью Уэсли на лондонской Сити-Роуд. В конце 70-х гг. XVIII в. Уэсли построил там новую церковь, а рядом с ней поставил дом пастора. Он переехал туда 10 сентября 1779 года, записав в своем дневнике следующее: «Сегодня ночью я спал в новом лондонском доме. Сколько еще ночей предстоит мне прожить здесь?»

Ответ — одиннадцать лет. Он умер в преклонном возрасте, и его долголетие объясняется несколькими секретами, связанными с новым домом. Сегодняшним посетителям показывают точную копию его комнатной лошадки. Уэсли высоко ценил физические упражнения и считал верховую езду самым лучшим упражнением. Он заказал высокий стул с кольцами и пружинами и на нем подпрыгивал с развевающимися волосами вверх и вниз до тех пор, пока не начинало колотиться сердце, а одежда пропитывалась потом.

В доме Уэсли также было настольное устройство для производства электричества. Он считал, что регулярные удары током полезны для здоровья, и стал таким убежденным сторонником электрошоковой терапии, что его заболевшие друзья каждый день выстраивались у дверей его дома в очередь «на лечение».

Но по-настоящему «силовой» комнатой в доме Уэсли был крошечный молитвенный кабинет с маленьким столиком, высоким окном и открытой Библией. К нему примыкала спальня, и здесь Уэсли подпитывался духовной энергией.

Именно в этом доме под номером 49 по Сити-Роуд в Лондоне Уэсли понял, что умирает. Он отправился в свою комнату и попросил оставить его на полчаса одного. По всему Лондону разнеслась весть: «Мистер Уэсли очень болен! Молитесь!» Собрались друзья, и 27 февраля 1791 года он прочитал им наизусть гимн:

Буду славить Творца, пока дышу, И когда мой голос умолкнет, Хвала будет литься из души, Во все дни вечной жизни моей.

Он произнес напоследок: «Лучше всего то, что Бог с нами. Прощайте». И затем Джон Уэсли, который часто говорил, что его последователи «хорошо умирают», тоже «умер хорошо».

…Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого принятия достойно.

1 Тим. 4:8-9

11 сентября. Мужество

Когда Исаак Уоттс начал писать гимны, на него обрушилась яростная критика, потому что в то время многие считали, что на богослужениях можно петь только псалмы. Но маленький автор гимнов унаследовал мужество от своих предков: дедушки и отца.

Однажды на его дедушку, Томаса Уоттса, командира британского военного корабля, в Индии напал тигр. Томас бросился в реку, чтобы искупаться, но тут же увидел, что за ним плывет тигр. Он встретил зверя лицом к лицу, схватил того за голову и держал под водой до тех пор, пока зверь не задохнулся.

Исаак-старший боролся с другим тигром — гонением. Он отверг государственную церковь Англии и присоединился к британским нонконформистам. Это считалось предательством, за что он был брошен в Саутгемптон-скую тюрьму, огромное мрачное место, где сидели диссентеры в железных наручниках. Он вышел из тюрьмы и 11 сентября 1673 года женился на Саре Тотон, но за новобрачными была установлена постоянная слежка. Такое напряжение привело к преждевременным родам. Так родился слабенький и чахлый Исаак-младший. Буквально через несколько месяцев старшего Исаака опять посадили в тюрьму. Он находил утешение в карманной Библии, но его жена бесконечно беспокоилась о нем. Каждый день она ходила к тюрьме, садилась на камень с ребенком на руках и плакала.

Наконец Уоттса освободили. Прошло несколько лет. Однажды утром юный Исаак во время семейной молитвы захихикал. Его отец строго потребовал объяснения. «Потому что, — ответил храбрый мальчик, указывая на колокольную веревку, — я увидел, как по ней взбиралась мышка, и мне в голову пришла такая мысль: Вот мышка бежит и кружится, / Бежит наверх помолиться». На Исаака-старшего рифма не произвела никакого впечатления, и он потянулся за прутом. Мальчик в слезах упал на колени и стал плакать: О, папа, не надо боль причинять, / Я больше не буду стихи сочинять. Однако стихи он сочинял и дальше.

Когда некоторое время спустя он стал проявлять недовольство музыкой, которая исполнялась в их церкви, отец разрешил ему сочинить собственную, если он думает, что может писать лучше царя Давида. Так он написал «Радость миру», «О Бог, наша помощь в прошлые дни», «Пою могущество Бога», «Когда я смотрю на чудесный крест» и еще шестьсот гимнов.

Так он стал отцом английских гимнов.

…Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа…

Кол. 3:16б-17а

12 сентября. Нет, я не умер!

Томас Уэбб был простым, дородным и энергичным человеком, который помог распространению методизма в Америке. Он родился в Англии. Сначала он выбрал карьеру солдата и в 1759 году воевал вместе с британской армией. Там он получил ранение, возвратился в Англию и вышел в отставку на капитанскую пенсию. Около 1764 года он обратился ко Христу, услышав в Бристоле проповедь Джона Уэсли. Скоро он применил свой военный менталитет при организации методистской кампании за спасение душ заблудших людей. Он стал пылким проповедником в Англии и Ирландии; а в 1766 году приехал в Америку как воин Христа.

В Нью-Йорке капитан Уэбб вдохнул новый дух в отчаявшегося проповедника по имени Филипп Эмбери и помогал ему проповедовать Евангелие. Население Нью-Йорка на тот момент составляло всего около пятнадцати тысяч человек. Но Уэбб увидел в этом городе большой потенциал и объединился с несколькими другими в строительстве маленькой церкви площадью сорок два на шестьдесят футов, где могло разместиться семьдесят человек. Ее построили из камня и покрыли голубой штукатуркой. У сиденьев не было спинок. Помещение освещалось свечами. Это было простое здание, но верующие утверждали, что в нем чувствовалась «красота святости». Эта церковь на улице св. Иоанна, первая методистская церковь в Нью-Йорке, была названа «матерью методизма в Америке».

После этого капитан Уэбб посетил другие штаты и дальние страны — Лонг-Айленд, Филадельфию, Балтимор, Делавар, Ямайку и государства Европы. Во время своих периодических остановок в Европе он постоянно побуждал Уэсли посылать побольше проповедников в колонии.

Те, кто встречался с Уэббом, уже не могли забыть его, в основном из-за свисающей сабли и огромной, зеленого цвета повязки на левом глазу — результат его ранения на войне 12 сентября 1759 года в битве при Луисбурге. Об этом происшествии осталось такое свидетельство:

Пуля попала в кость левой глазницы и, повредив глаз, рикошетом, через небо, попала в рот, и он проглотил ее. Его товарищ сказал: «Ну, теперь он умер». На что Уэбб ответил: «Нет, я не умер». Через три месяца он вновь вернулся к товарищам. Он никогда не стыдился своих шрамов.

Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

Гал.6:15-16

13 сентября. Родственники Иисуса

У Иисуса Христа, Сына Божьего, не было ни жены, ни детей. Но у Него были братья и сестры, племянники и племянницы. Вы когда-нибудь задумывались о том, что стало с его семьей, с потомками Иосифа и Марии? Они тоже оставили свой след в истории. Братья Иисуса, Иаков и Иуда, вначале отвергавшие Его служение, обратились, стали лидерами ранней церкви и написали новозаветные послания, которые носят их имена.

Но были и другие родственники.

13 сентября 81 года римский император Тит после двухлетнего правления умер в возрасте сорока лет. Его место занял брат, Тит Флавий Домициан, двадцати девяти лет, который правил до 96 года. Домициан в молодости был красивым, высоким и скромным. Но потом у него вырос большой живот, ноги стали казаться худыми, а голова облысела (хотя он и написал книгу об уходе за волосами).

Историк Плиний называет Домициана зверем из ада, который сидит в логове, слизывая кровь со своих жертв. Он получал удовольствие от садистских забав. Он ловил мух, чтобы вонзить в них нож, и развлекался тем, что устраивал гладиаторские бои между женщинами и карликами.

Он был первым римским императором, который называл себя Господом Богом и настаивал, чтобы другие приветствовали его такими фразами, как Господь всей земли! Непобедимый! Только Ты один! Иудеи и христиане отказывались произносить такое богохульство, а потому подвергались жестоким преследованиям.

Евсевий, епископ Кесарии, «отец церковной истории», цитирует Гегесиппа, церковного историка второго века, который рассказывает, что среди гонимых были праправнуки Иосифа и Марии: Домициан привел из Палестины в Рим двух родственников Иисуса, внуков Иуды, брата Господа, но, увидев их нищету и деревенскую простоту, услышав их объяснение о том, что Царство Христово не от мира сего, но небесного свойства и будет установлено Господом в конце веков, когда Христос придет судить живых и мертвых, отпустил их.

И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами?

Мф. 13:54-56а

14 сентября. Золотые уста

В течение 15 столетий этот день в церковной истории принадлежал Иоанну Златоусту, умершему 14 сентября 407 года в возрасте шестидесяти лет. Своими мощными проповедями он заслужил репутацию самого великого оратора в христианской истории. И действительно, имя Златоуст означает «золотые уста».

Иоанн родился в Антиохии (Сирия). Его отец, высокопоставленный римский офицер, умер вскоре после рождения сына. Его мать, Антуза, посвятила свою жизнь воспитанию Иоанна в Господе. Она отдавала его в самые лучшие школы, и под руководством известного оратора Ливания Иоанн отточил свое мастерство риторики.

Иоанн стал адвокатом, известным своим красноречием. Его занятия юриспруденцией привели к переоценке христианских ценностей, и Священные Писания произвели на него такое глубокое впечатление, что он оставил занятия правом и решил уйти в монастырь. Когда его мать настояла на том, чтобы он остался дома и утешил ее в старости, Иоанн превратил дом в своего рода монастырь. Он скромно питался, тратил мало денег и много времени уделял занятиям.

После смерти матери Златоуст в течение шести лет учился и работал как простой монах, после чего провел два года в пещере отшельником, как Илия. Затем он начал проповедовать. Его проповеди были простыми, мощными, с юмором и шутками. Он вел своих слушателей через Библию и истолковывал ее. Его ораторское мастерство было настолько высоким, что аудитория часто невольно аплодировала ему, чего он очень не любил.

В 398 году Иоанна избрали патриархом Константинополя, но когда ясные и прямые проповеди Иоанна стали раздражать священников и политиков, его отослали в отдаленное место на Черном море. «Учение Христа началось не с меня, — сказал он опечаленным прихожанам, -и со мной не умрет». Его вынужденный отъезд послужил причиной беспорядков в Константинополе, и в добавок к этому ночью в городе началось сильное землетрясение. Городские власти немедленно послали за ним, и он вернулся при полном триумфе. Но резкие библейские проповеди Иоанна продолжали беспокоить власти, и его опять сместили. Теперь его служение выражалось через послания и письма. Он умер в 407 году. Его последними словами были: «Слава Богу за все. Аминь».

И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Иэраилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицом и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать или не будут, ибо они — мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них.

Иез. 2:3-5

15 сентября. Мой приход

На Антуанетту Браун, родившуюся в бревенчатом доме в Нью-Йорке, произвело сильное впечатление служение Чарлза Финнея, когда ей было шесть лет, и в возрасте девяти лет она присоединилась к конгрегационалистской церкви. В школе она прекрасно училась. Окончив в 1847 году Оберлинский колледж, она произвела смятение среди преподавателей, когда приехала туда вновь, чтобы поступить в аспирантуру на отделение богословия. В Оберлине до того ни одна женщина не изучала богословие. Ее семья была обеспокоена таким рвением и прекратила оказывать ей поддержку. В конце занятий на торжественном вручении дипломов ей не позволили выступить, и ее имя не было включено в каталог выпускников колледжа.

Ей не позволили говорить также и на Всемирном собрании трезвенников в Нью-Йорке, в котором она приняла участие. Это так рассердило Горация Грили из «Нью-Йорк Трибюн», что он написал в связи с этим следующее: Этот съезд провел три из четырех рабочих заседаний, и результаты можно подытожить таким образом: первый день -дружное изгнание с платформы женщины. Второй день — всеобщие усилия, направленные на то, чтобы не дать ей сказать ни слова. Третий день — голосование в пользу того, чтобы ей и дальше не давали говорить. Разрешив таким образом главную проблему, мы посчитали, что сегодня утром покончим и с эпизодическими вопросами.

Слова Грили мгновенно сделали Антуанетту Браун известной, и ей предложили проповедническое служение в большой церкви Нью-Йорка. Но у нее было мало практического опыта, чтобы проповедовать в такой большой церкви, и потому она приняла приглашение поехать в Южный Батлер (штат Нью-Йорк), чтобы служить в маленькой конгрегационалистской церкви.

15 сентября 1853 года Антуанетта Браун стала первой рукоположенной служительницей в Америке. Преподобный Лютер Ли во время рукоположения прочитал отрывок из Послания к Галатам (3:28): Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

Браун записала в своем дневнике: Это очень маленькая и бедная церковь, но достаточная, чтобы удовлетворить мои нужды. Мой приход будет миниатюрным миром добра и зла. Общение с моделью человечества, представленного в таком малом объеме, обогатит меня новым опытом и позволит исследовать каждого человека. Именно этого я и хотела…

Ибо все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

Гал. 3:26-28

16 сентября. Друзья Израиля

Возрождение государства Израиль в 1948 году стало заключительным достижением сионистского движения девятнадцатого и двадцатого веков. Среди сионистов было много христиан, особенно в Великобритании, которые верили в то, что Божий план последних дней истории человечества предусматривает возвращение Палестины евреям. Еще до наступления конца XVII в. в Англии появилось по меньшей мере двенадцать публикаций, предсказывавших исход евреев в Палестину. Многие британские христиане увидели в этом напоминание о библейском пророчестве, которое связали с возвращением Христа. 16 сентября 1840 года шотландский служитель Роберт Мюррей Макчейн написал в Белфаст своему другу Джорджу Шоу:

Ты не можешь представить себе, сколько истинной радости принесло мне твое письмо, где ты рассказываешь о дорогих братьях, с которыми вы встречаетесь по утрам в понедельник, чтобы читать и молиться об Израиле. На основании пророчества я совершенно уверен в том, что всегда будет очень трудно возбудить и сохранить теплый и святой интерес к отверженному Израилю. Тех, кто любит и ходатайствует за дело Сиона, всегда будет немного. Тебе не кажется, что это намек на Книгу Пророка Иеремии (30:13): «…никто не заботится о деле твоем, чтобы заживить рану твою; целебного врачевства нет для тебя»? И разве не по этой причине Бог поднимает нас на это дело?

Приятно узнать, что хотя друзей Сиона, вероятно, действительно будет мало, все же всегда найдутся те, кто будет наблюдать за землей Иерусалима и ходатайствовать за дело Израиля и человека. Вспомни Книгу Пророка Исайи (62:66-7): «О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, — не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле». О, мои дорогие братья, в чьи сердца, как я верю, Бог вливает библейскую любовь к Израилю, какая это честь для нас, червей и праха земного, стать сторожами Бога над разрушенными стенами Иерусалима и быть напоминающими о Господе, напоминающими Ему о Его обетованиях, чтобы Он исполнил их и сделал Иерусалим благословением для всего мира!

На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, — не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле.

Ис. 62:6-7

17 сентября. Крысиная арена

Вскоре после Гражданской войны репортер Оливер Дайер писал, что если все бары, игорные и публичные дома в Нью-Йорке собрать на одной улице, то она растянется на тридцать миль. Каждую ночь на этой улице, по его словам, на каждые полмили пришлось бы одно убийство, на каждые сто шестьдесят пять ярдов — одно ограбление, по шесть отверженных у каждой двери и всего восемь проповедников, уныло и монотонно предлагающих Евангелие. Дайер назвал хозяина бара Джона Аллена «наизлейшим» из всех злых людей в городе.

Один служитель, прочитав статью, пошел в бар Аллена на Уотер-стрит, чтобы самому посмотреть на него. К своему великому удивлению, он обнаружил, что Аллена, хотя он и не был обращенным христианином, охватил благочестивый порыв. Он предложил свой бар в бесплатную аренду для дневных молитвенных собраний. Так в его баре стали собираться сотни людей. Газеты подхватили эту историю, и Аллен стал сенсацией. Скоро он объявил, что его бар превращается в дом молитвы, прибавив, что, поскольку он теперь стал знаменитым, он тоже начнет ходить в церковь… когда-нибудь.

Успех молитвенных собраний заставил их организаторов арендовать находившуюся рядом крысиную арену, салун Кита Бернса, передвижной амфитеатр с местами, возвышавшимися над ареной, куда во время представления выпускали десятки крыс. Затем на арену выпускали собак, и народ делал ставки на количество крыс, убитых за определенный период времени. К концу представления зять Бернса часто выскакивал на арену и собственными зубами перегрызал глотки оставшимся в живых крысам. Кит Берне каждый день смывал с арены кровь и сдавал помещение в аренду для молитвенных собраний. После окончания каждого молитвенного собрания крысиные представления возобновлялись.

17 сентября 1868 года Джон Аллен, наслаждавшийся своей известностью, приготовился уехать с «лекциями» в Новую Англию. Он собрался ехать в Коннектикут, однако перед отъездом так напился, что его оставили. Интерес к нему остыл, и через месяц Аллен вернулся к прежнему образу жизни хозяина бара. Христиане взяли в аренду другое помещение на той же улице, и оно стало первым пристанищем для миссии Маколи на Уотер-стрит.

Но это еще не все. Заведение Кита Бернса со временем было преобразовано в дом для покаявшихся проституток, бывший бар стал часовней, а крысиная арена — кухней.

Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.

Ис. 55:6-7

18 сентября. Джерри Маколи

Миссия Маколи на Уотер-стрит была названа в честь Джерри Маколи, который родился в 1839 году в Ирландии. Его отец, жулик, скрываясь от властей, бежал из дому, и Джерри с тех пор больше его не видел. Мать, по-видимому, умерла в тюрьме, и мальчика вырастила его бабушка. Когда она вконец обессилела, его отправили в Нью-Йорк, и там он жил в порту, пил, дрался и воровал из лодок все, что придется. В 1857 году его поймали и посадили в тюрьму Синг-Синг.

Заключенные в Синг-Синге были обязаны хранить постоянное молчание. Они сидели в камерах, надстроенных одна над другой в пять ярусов. Каждая камера была маленьким гробом — три фута в ширину, шесть футов в высоту и семь футов в длину. Зимой камера покрывалась льдом, летом там было сыро и всегда — мрачно. В тюрьме не было водосточной системы, и в камерах стояли ведра. Камеры никогда не дезинфицировались, и в них в огромных количествах развелись паразиты, вши и блохи. За нарушение режима бичевали, надевали «железные воротники» или устраивали «купание», во время которого заключенных несколько раз топили и откачивали.

Однажды в воскресенье Маколи привели в часовню. У него было мрачное настроение, он чувствовал себя несчастным. Но вот он взглянул на платформу и узнал в проповеднике знаменитого обладателя призов, Ор-вилла Гарднера. Боксер начал рассказывать об Иисусе, а Маколи внимательно слушал. Скоро он сам каждый день стал читать Библию. Он дважды перечитывал ее от корки до корки, затем в величайшем возбуждении вставал на колени — но тут же в сильном смущении вскакивал на ноги. Так было несколько раз. Наконец однажды ночью он решил стоять на коленях до тех пор, пока не обретет прощение. Он молился и молился. Сразу в камере возникло ощущение чего-то сверхъестественного. Я боялся открыть глаза, по лицу текли крупные слезы, и ко мне пришли такие слова: «Сын мой, прощаются тебе грехи твои многие».

Он отсидел семь из двадцати шести лет, и в 1864 году его освободили. Он посвятил себя спасению других неисправимых грешников. Через двадцать лет, 18 сентября 1884 года, огромная церковь на Бродвее была до отказа забита народом, пришедшим на его похороны. Люди заполнили близлежащие улицы. Его миссия на Уотер-стрит стала первой спасательной миссией в Америке и в течение более сотни лет была гаванью надежды для обреченных.

А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

Лк. 7:47-48

19 сентября. Слава, хвала и поклонение

На границе 700-х и 800-х годов самым великим человеком в мире был Карл, король франков и император Священной Римской империи. Взяв под контроль большую часть Западной Европы, он принялся за реформирование правовой, судебной и военной систем в своей империи. Он основывал школы и содействовал распространению христианства, а в своей столице собрал ученых и святых со всех концов Европы.

Среди них был Теодульф. В 800 году ему было около пятидесяти лет и у него была утвердившаяся репутация церковного деятеля, поэта и ученого. Карл сделал его епископом Орлеанским в Испании, и Теодульф много путешествовал, принимая участие во всех крупных событиях, происходивших в империи. По смерти Алкуина, «ученого секретаря» Карла, Теодульф вступил в эту должность. К сожалению, со смертью Карла удача изменила Тео-дульфу. Новый император обвинил его в государственной измене и посадил в тюрьму. Теодульф доказал свою невиновность и в 818 году был оправдан, но вскоре после этого умер. Его похоронили 19 сентября 821 года.

Теодульф много работал, чтобы дать священникам хорошее образование. Среди его книг есть «Указания священству о епархии», где он перечисляет требования, предъявляемые к священникам:

* Ни одной женщине не позволяется жить в одном доме со священником.

* Священники не должны пить и посещать таверны.

* Священники должны каждого научить Господней молитве и Апостольскому символу веры.

* Ежедневное исповедание своих грехов перед Богом обеспечивает прощение.

* Истинное милосердие заключается в союзе добрых дел и благочестивой жизни.

Но более всего Теодульф Орлеанский запомнился благодаря своему прекрасному гимну о славе, хвале и поклонении, который в течение более тысячи лет поется по всему миру в Вербное воскресенье:

Вся слава, хвала и поклонение

Тебе, наш Искупитель, Царь,

Кому уста Твоих детей

Поют сладкую осанну:

Ты есть Царь Израиля,

Царственный Сын Давидов,

Грядущий во имя Господне,

Царь наш благословенный!

Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

Мф. 21:8,9

20 сентября. Еще десять дней

Имя Пандиты Памабай сегодня мало кому известно, но оно сохранено в вечной славе. Ее отец был священником-брамином, который в возрасте сорока четырех лет женился на девятилетней девочке. Желая дать юной жене образование, он увез ее в дальний лес в южной части Индии, построил дом и там, вдали от всего, что могло отвлечь ее внимание, научил всему, что знал сам. Здесь в 1858 году родилась Пандита. Ее отец решил дать и ей образование. К моменту, когда ей исполнилось двенадцать лет, Пандита знала наизусть восемнадцать тысяч стихов на санскрите и свободно владела несколькими языками.

Но долги маленькой семьи росли, а затем наступил голод. Пандита рассказывает: «Отец крепко сжал меня в руках и, гладя по голове и щекам, сказал, что любит меня, что научил меня всему правильному, и велел никогда не уклоняться от пути праведности».

Он умер от истощения, а вслед за ним умерла и мать Пандиты. Пандита прошла пешком всю Индию, спала на открытом воздухе, терпела холод и питалась лесными ягодами. Она стала сомневаться в идолах отца и, наконец, в Калькутте узнала об Иисусе Христе.

Образованные женщины были в Индии редкостью, и Пандита стала выступать то здесь, то там, пытаясь улучшить положение женщин. Попав в Англию и Америку, она приняла Христа и получила крещение. В западных университетах она изучала математику и медицину и собирала финансовую помощь для строительства в Индии приюта для овдовевших девочек. В конце 80-х гг. XIX в. она вернулась в Индию и открыла миссию Мукти (Спасения). В ней поселились сотни отчаявшихся девочек. Вместе со своими помощниками Пандита рыла колодцы, сажала деревья, обрабатывала землю и проповедовала Евангелие. Сотни людей приходили к Христу через ее служение. Тысячи спасались от голодной смерти. Она открывала школы для девочек. Затем она открыла церковь, а на ее фундаменте были выгравированы такие слова: Слава Господу. Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Эта скала есть Христос. 20 сентября 1899 года.

Последние годы жизни она посвятила переводу Библии на родной язык. Когда она заболела, этот труд был почти завершен. Она молила Господа дать ей десять дней, чтобы успеть закончить работу. Через десять дней, 5 апреля 1922 года, она умерла сразу после того, как закончила перевод последней страницы.

…Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.

Зах. 4:66

21 сентября. Любой из нас

Когда молодые ученые посвящают свою жизнь Христу, они часто становятся самыми лучшими миссионерами, как, например, Джон Колридж Паттсон. Паттсон, праправнук поэта Самьюэла Т. Колриджа, получил прекрасное образование в Оксфорде, где добился блестящих успехов в спорте, особенно в гребле. После окончания учебы он стал помощником приходского священника в одной из церквей Англии, но скоро отплыл в Новую Зеландию, чтобы помочь своему другу-миссионеру, епископу Джорджу Селвину.

Паттсон руководил работой школ для меланезийских христиан, проповедовал Евангелие и переводил Священные Писания. Он говорил на двадцати трех диалектах и переводил Новый Завет на местные языки. В 1861 году он стал епископом Меланезии, и через двадцать лет только сорок из восьмисот человек на главном острове, Мота, остались некрещеными.

Но европейские работорговцы портили дело тем, что шныряли между островами, похищая местных молодых людей. По примерным подсчетам семьдесят тысяч молодых людей были увезены с островов и проданы в рабство. Паттсон, как мог, боролся против работорговцев, но в сердцах островитян поселился страх перед европейцами, и многие не подпускали к себе Паттсона. Может быть, и ему нужны были парни с островов, но не для обучения, а для обращения в рабство?

21 сентября 1871 года Паттсон бросил якорь у берега одного из островов. Он рассказывал местным мальчикам школьного возраста о Стефане, первом христианском мученике. В заключение он сказал: «Здесь, на корабле, мы все христиане. Любому из нас, может быть, придется отдать свою жизнь ради Бога точно так, как это сделал Стефан из Библии. Это может случиться с любым из нас, с вами или со мной. Это может случиться даже сегодня».

Паттсон закрыл Библию и сошел на берег. Там его встретил град стрел. Скоро среди волн люди с корабля нашли каноэ без людей. В нем лежало пронзенное стрелами тело Паттсона, покрытое пальмовыми листьями с пятью завязанными на них узлами, из чего было ясно, что жизнь Паттсона была взята в обмен на пять парней, ранее похищенных с острова. Ему было около сорока пяти. Его смерть вызвала такие бурные протесты, что похищение людей с островов Тихого океана полностью прекратилось, а его мученическая смерть побудила многих молодых людей отдать свою жизнь миссионерской работе на островах.

…И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.

Деян. 7:59-60

22 сентября. Польский реформатор

Внешняя реформа в церкви бессмысленна, если она не сопровождается духовной реформой внутренней жизни христиан. Так говорил Каспар Швенкфельд, которого сегодня называют забытым реформатором. Каспар вырос в Польше. Он получил хорошее образование и поступил на гражданскую службу. Около 1519 года он испытал, по его словам, «Божественное посещение», а потому стал серьезно изучать Писания. Его Библия, изданная в Вормсе (Германия) Антоном Кобергером, была испещрена пометками и записями на полях.

В 1525 году он проехал на лошади много миль, чтобы добраться до Вит-тенберга, и 1 декабря попросил Мартина Лютера о встрече. Когда доктор Мартин провожал нас к дверям, я отвел его в сторонку и напомнил о том, о чем предварительно писал в письме… и сказал, что хотел бы поговорить с ним… На что он ответил: «Дорогой Каспар, я буду рад обсудить с вами все вопросы, приходите завтра как можно раньше, скажем, в шесть, семь или восемь утра. Нам никто не помешает…»

Каспар прибыл рано утром, около семи, но очень скоро обнаружил, что не находит общего языка с «доктором Мартином». Каспар боялся, что доктрина об оправдании верой, если ее неправильно истолковать, создаст нравственную угрозу. И он был не в состоянии принять взгляд Лютера на Господню вечерю. Он верил, что во время причастия верующие принимают небесное тело Христа по вере. Он также выступал против участия христиан в военных действиях и принесении клятвы, отвергал крещение младенцев и разделение церкви на деноминации.

Так он стал поборником радикальной Реформации, в результате чего его стали преследовать и католики, и протестанты. Он умер 10 декабря 1561 года после долгих гонений со стороны церкви и государства. За многие годы количество его учеников намного выросло, и в 1734 году на борту корабля «Св. Андрей» из Голландии в Америку отплыла группа из ста восьмидесяти человек с ярко раскрашенными сундуками, в которых хранились их вещи и книги. Они прибыли в Филадельфию 22 сентября 1734 года и назвали себя «Исповедниками славы Христа». Их тепло приняли квакеры. Исповедники устроились на территории меннонитов, и в Пенсильвании до сих пор существует пять церквей Швенкфельда как часть голландского наследия.

И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших…

1 Пет. 3:13-15а

23 сентября. Пробуждение на улице Фултон

В середине 50-х гг. XIX в. настроение в Америке было мрачным. Страна находилась на грани гражданской войны, ее раздирали на части страсти и гнев противоборствующих партий. Экономическая депрессия затормозила строительство железной дороги и производство товаров. Банки терпели убытки, страну охватила безработица. Все население оказалось под гнетом духовной апатии.

В Нью-Йорке Джеремия Лэнфайер, обычный мирянин, принял приглашение Северной реформатской голландской церкви принять участие в полномасштабной евангелизационной программе. Он ходил от дома к дому, развешивал плакаты и молился. Но плодов не было видно, и Лэнфайер почувствовал разочарование.

Наступила осень, и Лэнфайер решил организовать молитвенные собрания во время обеда в надежде на то, что деловые люди захотят принять в них участие. Первый сбор в старой голландской церкви на улице Фултон он назначил на 23 сентября 1857 года. Наступило указанное время, но никто не пришел. Лэнфайер сидел и ждал. Наконец появился один человек, а затем еще несколько.

На следующей неделе пришло двадцать человек. Через неделю — сорок. Кто-то предложил проводить такие собрания каждый день, и через несколько месяцев на собрания стало приходить так много людей, что здание не вмещало всех желающих. Пробуждение перекинулось на другие города. В полдень стали закрываться офисы и магазины, потому что все устремлялись на собрания. Газеты повсюду распространили эту новость, и даже телеграфные компании выделили для бизнесменов определенное время, чтобы они передавали друг другу новости о пробуждении.

Во всех городах молитвенные служения начинались в полдень, а заканчивались в час дня. Люди могли приходить и уходить в любое время. Служение начиналось с пения гимна, за которым следовали свидетельства и молитвенные просьбы. Каждому человеку предоставлялось по пять минут, и если кто-то превышал этот лимит, то ведущий звонил в маленький колокольчик. На этих собраниях не выступали проповедники или знаменитые христиане, это было фактически движение мирян, ведомых Божьим Духом.

Это пробуждение — иногда называемое «Третьим великим пробуждением» — длилось почти два года, и за это время к Христу обратились от пятисот тысяч до миллиона человек. Участники этого движения собирали огромные деньги и направляли их на дела милосердия и христианские программы в Америке.

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою…

Пс. 22:1-За

24 сентября. Сбившиеся с курса

Иногда наши планы не исполняются так, как мы рассчитываем, потому что Бог в Своем суверенном предведении уводит нас в другом направлении. Томас Коук, уэльсец с блестящим оксфордским образованием, в 1777 году оставил свое служение в англиканской церкви, чтобы стать главным помощником Джона Уэсли в новом, быстро растущем методистском движении. 24 сентября 1785 года он собрал книги, упаковал чемоданы и отплыл из Англии в Новую Шотландию (провинцию Канады), где собирался оставить миссионеров, плывших вместе с ним. Но путешествие было очень тяжелым и с каждым днем становилось все опаснее. Их корабль попал в шторм. Яростный ветер рвал паруса и крушил мачты. Капитан корабля решил было, что причиной всех несчастий, как когда-то Иона, были Коук и его миссионеры, а потому собрался выбросить их всех за борт. Он даже успел выбросить в океан какие-то бумаги Коука. Команда находилась в открытом море уже в течение трех месяцев, хотя капитан рассчитывал дойти до места назначения за один месяц. Наконец под самое Рождество полуразвалившееся судно причалило не у Новой Шотландии, а в Карибском море, у острова Антигуа.

Коук знал, что где-то на Антигуа должен быть методист по имени Джон Бакстер. Желая отыскать его, Коук и три миссионера попросили капитана подвезти их на рассвете к берегу. На улице св. Иоанна они остановили первого встречного, шедшего с фонарем в руке, чтобы спросить его о Бакстере.

Это был сам Бакстер. Он шел на утреннее рождественское собрание, на котором должны были присутствовать все жители острова. Внезапное появление Коука и его миссионеров из темноты — из ниоткуда — оказалось для него неожиданным и очень приятным сюрпризом. Чтобы вместить всех желающих, пришлось провести три собрания. После окончания богослужений Коук и его спутники решили не ехать в Новую Шотландию. Они организовали миссионерскую команду для служения на Антигуа и соседних с ним островах. Ко времени смерти Коука в 1814 году там было более семнадцати тысяч верующих и очень много методистских церквей.

Я — Господь, Святой ваш, Творец Израиля, Царь ваш. Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю… Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык.

Ис. 43:15-16; 45:22-23

25 сентября. У вас проблемы?

Папа Климент VII, сын Джулиано Медичи, был одним из наиболее несчастных пап в Ватикане. Он был высоким, стройным и довольно симпатичным, хотя на лице у него всегда было «кислое выражение». Он был честным и умным, но совершенно не готовым к жизни в папском осином гнезде. Когда ему приходилось принимать сложные решения, он колебался. Венецианский посол писал о нем: «Папе сорок восемь лет, он благоразумный человек, но с большим трудом принимает решения, чем и объясняются многие его неудачи».

Климент, обнаружив, что обанкротился, чрезвычайно опечалился тем, что итальянские банкиры перестали ему доверять. Жители Рима тоже не любили его. Климент также мучился оттого, что не смог остановить Реформацию Лютера и преобразовать собственную церковь. Кроме того, когда короли Франции и Испании стали конфликтовать между собой, он оказался между двух огней. Его попытки выбрать золотую середину стали причиной страшного опустошения Рима в 1527 году. Климент беспомощно наблюдал с башни в пригороде Рима, как грабили город, насиловали женщин, зверски убивали жителей и сжигали дома.

Позже он опять попал в конфликт, разгоревшийся между двумя королями — Генрихом VIII английским и Карлом V испанским, королем Священной Римской империи. Король Генрих, отчаявшись от того, что у него нет наследника, желал аннулировать свой брак с Екатериной Арагонской, чтобы жениться на Анне Болейн. Папа Климент обладал властью разрешить развод. Но на него сильное влияние оказывал Карл — племянник Екатерины. Развод означал бы для Рима катастрофу, в том числе и отчуждение Священной Римской империи от католицизма. А запрет на развод закончился бы уходом разгневанного Генриха вместе с Англией из-под влияния Рима.

Климент устал лавировать, устал из последних сил придумывать объяснения, устал бояться, понимая, что в любом случае «церкви не избежать гибели». Он постоянно совершал катастрофические ошибки. Король Генрих захватил монастыри на своей территории, откололся от Ватикана и начал в Англии Реформацию принятием закона о главенстве английского короля над церковью.

25 сентября 1534 года, после всех предыдущих неудач, Климент потерпел последнее поражение — в виде жалкой смерти. Говорят, он умер, объевшись ядовитых грибов.

Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода, ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье.

Иов. 3:24-26

26 сентября. Как одна проповедь аннулировала другую

Когда Энею Сильвио де Пикколомини было восемнадцать лет и он учился в городе неподалеку от своего дома, он услышал проповедь одного монаха. Эта проповедь произвела на него сильное впечатление, в результате чего он стал ходить в церковь, но со своими пороками не расстался. Эней успешно делал в церкви карьеру, и в возрасте пятидесяти трех лет его избрали папой Пием II. Он был блестящим дипломатом, разбирался и понимал мирскую политику так, как понимали ее немногие. Он был грамматистом, географом, историком, романистом и оратором. Но он не был благочестивым. Он писал довольно фривольные любовные романы, то тут, то там производил на свет детей и назидал молодых людей «потворствовать» своим желаниям.

Ему было что сказать и королям. 26 сентября 1460 года Пий организовал первый светский конгресс, созвав европейских лидеров в Мантуе, чтобы обсудить мечту всей своей жизни — новый крестовый поход против тур-ков. На церемонии открытия он проповедовал в течение трех часов, объявив главам государств, что они должны превзойти Стефана, Петра и Андрея, которые были готовы жизнь свою положить в священной борьбе. Он напомнил, что турки забрали у христиан их самое большое богатство — Иерусалим, город, где жил Христос, Вифлеем, где Он родился, реку Иордан, где Он был крещен, и Антиохию, где Его ученики впервые были названы христианами. За эту землю сражался Иисус Навин, а впоследствии Гедеон, Иеффай и Самсон. Прежние крестовые походы разрушили цитадели мусульман и освободили христианские святыни. «О! Если бы сейчас здесь присутствовал святой Готфрид, Болдуин и другие герои веры, которые прорвались через ряды турков и заняли Иерусалим!»

Его воззвание взбудоражило собрание, и в тот момент главы государств были готовы начать новый крестовый поход прямо из зала собрания. Но вслед за папой выступил другой проповедник, кардинал Виссарион, который проговорил еще три часа. К концу дня участники так устали от проповедей, что весь их воинственный пыл иссяк.

Затем конгресс был втянут в политические распри, его участники давали друг другу обещания, которые так никогда и не выполнили. Дни, намеченные для крестового похода, прошли. Но папа Пий продолжал мечтать о нем, и его предсмертными словами были: «Молитесь за меня, ибо я большой грешник. Просите моих братьев продолжать эту священную войну».

Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает.

Иак. 3:4-5а

27 сентября. Посмотри на себя в зеркало

Когда король Людовик XIV плавно входил в свою разукрашенную часовню, чтобы поклониться Богу и принять поклонение в свой адрес, ему часто приходилось слышать Жака Бенина Боссе, одного из самых красноречивых французских католиков. Боссе родился 27 сентября 1627 года в Дижоне, рано открыл для себя Библию, а в ней Книгу Пророка Исайи, которая поглотила все его внимание. Побежав к отцу, он читал ему главу за главой. Со временем Боссе почти наизусть выучил Библию.

Боссе приобрел репутацию блестящего оратора, привлекая своими речами внимание товарищей-студентов. Со временем его назначили придворным проповедником в Версале. Его проповеди называли «непревзойденными». Говорили, что «Боссе самый мощный, самый правдивый и красноречивый оратор, когда-либо говоривший на французском языке».

Кроме того, он был прямолинейным. В некоторых своих проповедях он обращался к королю по имени. Однажды совершенно серьезно он умолял Людовика прекратить прелюбодействовать и вернуться к жене. К сожалению, красноречие священника не принесло его пастве много пользы. Знать в напудренных париках, туфлях на высоких каблуках и кричащих одеждах с большим вниманием слушала проповеди Боссе, придворные плакали на его богослужениях, но жизнь их не менялась. Вот, например, отрывок из его проповеди, которая должна была бы подействовать на них. Но и на этот раз люди выслушали проповедника, поплакали, кивая головой в знак согласия, но продолжили жить по-прежнему:

Почтение этого мира к нам заставляет нас приписывать все заслуги самим себе, и это приводит к тому, что мы возносим себя на пьедесталы как маленьких богов. Ну что ж, гордая и самонадеянная душа, таким образом обожествленная почестями этого мира, видит, как вечный и живой Бог унизил Себя для того, чтобы заставить вас задуматься! Человек делает себя богом, руководствуясь гордыней, а Бог делает Себя Человеком благодаря Своему смирению! Человек неправомерно приписывает себе то, что принадлежит только Богу, а Бог в Своем стремлении научить человека смирению принимает на Себя то, что принадлежит человеку. В этом и заключается средство излечения человека от высокомерия. Ценности этого мира в состоянии разрушить только одно — Голгофа, крест и Иисус Христос наш воплощенный Бог, наш Пастырь, наш Господин и наш Царь.

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

Иак. 1:22-24

28 сентября. Король Венцеслав

Мы знаем о добром короле Венцеславе (Вацлаве) в основном из песни, в которой рассказывается, что он «в день св. Стефана выглянул в окно и увидел лежавший на земле глубокий, скрипучий и ровный снег».

Но мы не можем знать, что истинно в этой песенке.

Венцеслав родился в Богемии (современной Чехии) в начале X в. Его отец, чешский правитель, герцог Ратислав дал ему хорошее образование под наблюдением бабушки, Людмилы. Людмила, преданная Богу женщина, хорошо выполнила свою работу.

Венцеслав стал королем. Когда отец умер, Венцеслав, видя, что его мать не умеет управлять государственными делами, взял бразды правления в свои руки. Но он стал править на своих условиях. С самого начала король Венцеслав сильно отличался от других правителей. Он стремился наладить добрые отношения с соседними народами, особенно с Германией. Он предпринял определенные шаги для того, чтобы реформировать судопроизводство, сократив количество смертных приговоров и прекратив произвол со стороны судей. По свидетельству современников, он поддерживал строительство церквей. Но что важнее всего, он проявлял сердечную заботу о судьбе бедных в своем королевстве. Он обеспечивал сирот и вдов дровами, которые часто приносил им на собственных плечах, в результате чего появилась на свет эта песенка.

Короткое правление Венцеслава закончилось печально. Его брат Болеслав, язычник и мятежник, пригласил его на банкет, а на следующее утро, 28 сентября 929 года, когда Венцеслав собирался в церковь, убил его. Кроме добродетельного характера Венцеслава, ничто явно не указывает на то, что он был истинным христианином, поскольку он не оставил после себя никаких письменных свидетельств. Большая часть информации о нем почерпнута из легенды. Его народ благоговел перед ним и вознес его до уровня мученика. Сегодня он считается святым покровителем Чехословакии.

Владеешь ли большим богатством

Или имеешь важный сан,

Ты к бедным прояви участье

Благословенным станешь сам (004) .

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Иак. 1:27

29 сентября. Сгоревшая свеча

Евангелист Джордж Уайтфилд мечтал умереть во время проповеди, и его мечта осуществилась почти в точности так, как ему этого хотелось. В 1770 году, во время своего последнего турне по американским колониям, он не внял мольбам докторов и друзей, уговаривавших его отдохнуть. Когда он потерял последние силы и от усталости не мог проповедовать, он возвысил свой голос к Богу. Когда в результате астматической простуды у него появились проблемы с дыханием, он попытался просто не обращать на это никакого внимания. Он утверждал, что хороший «кафедральный пот» — самое полезное дело для проповедника. Но с наступлением осени рвота, понос и озноб усилились еще более.

29 сентября 1770 года, в субботу, Уайтфилд поехал верхом на лошади в Экзетер в Нью-Хемпшире, где ему сказали, что в таком состоянии ему нужно лежать в постели, а не проповедовать. «Это так, — ответил Уайтфилд, а затем стал пылко молиться: — Господь, я устал в Твоей работе, но не or работы. Если я пока не закончил свой бег, дай мне говорить ради Тебя еще раз, а потом я вернусь домой и умру».

Когда народ собрался, Уайтфилд залез на бочку. Он процитировал Второе послание к Коринфянам (13:5) — Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте, — после чего начал проповедовать. «На возвышение он поднимался медленно и устало, — рассказывал один из очевидцев, — словно был измучен своим трудом. Его лицо было опухшим, он с трудом произносил слова. Но когда его ум воспылал, то голос, подобный львиному рыку, загремел так, что доходил до каждого слушающего». Проповедник сказал аудитории, что скорее заберется на луну по песочной веревке, чем попытается достичь небес своими делами. В течение двух часов Уайтфилд держал слушателей в трепетном напряжении. Вдруг он закричал: «Я иду! Я пережил многих на земле, но они не смогут пережить меня на небесах. Мое тело ослабло, но мой дух расцветает».

Когда он закончил проповедь, ему помогли спуститься с бочки, сесть на лошадь, и он уехал в Ньюберипорт. В тот же вечер у него собралась группа друзей, которые попросили Уайтфилда выступить перед ними. Он выбрался из постели, но у него тут же начался приступ астмы. Тем не менее он встал, взял зажженную свечу и начал подниматься по ступенькам наверх. Встав на площадке, он произнес короткую, но волнующую речь. Когда свеча погасла, он вернулся в постель, где той же ночью и умер.

Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть. О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.

2 Кор. 13:5-6

30 сентября. Противоборство

В истории Церкви Господь часто использовал людей, которые могли бы вызвать у нас антипатию, если бы мы жили в одно с ними время. Например, Иероним. У него был блестящий ум, острый язык, горячая кровь и сверхчувствительная натура. Он был капризным и своевольным, и его помнят как одного из самых несдержанных церковных ученых. Но его помнят также как одного из самых первых и великих переводчиков Библии, которые участвовали в распространении Евангелия за пределами своей родины.

Иероним родился около 330 года в Италии. Он рано полюбил женщин и книги. Отрекшись от первой страсти, он присоединился к группе аскетов, чтобы отдаться второму своему увлечению. Но из-за неуживчивого характера Иеронима группа вскоре распалась. Он прилагал огромные усилия, чтобы контролировать свою сексуальную энергию. В этот же период он приблизился к учению о том, что Мария всегда оставалась девою. Он верил, что после рождения Иисуса Мария продолжала жить жизнью девственницы, и его собственные героические усилия оставаться в безбрачии привели его к такому превознесению девства, что он считал брак полезным только для того, чтобы давать миру девственниц.

Он решил, что приемлемым выходом для него будет жизнь отшельника в пустыне с самыми жесткими ограничениями. Но и это не сработало. Ему и там снились танцовщицы из Рима. Вернувшись в Рим, он смело встретил все соблазны и не поддался чарам танцовщиц. Но он не смог устоять перед обаянием Паулы, молодой вдовы, которая стала его другом и советником, а не партнером в интимных отношениях. В начале 80-х гг. IV в. в Риме он нашел призвание своей жизни. Папа Дамас предложил ему подготовить новую латинскую версию Евангелий и Псалтиря. Иероним взялся за работу и в течение следующих двадцати двух лет неустанно трудился в качестве библейского переводчика.

Его острый язык стал причиной многих неприятностей, поэтому в 386 году вместе с Паулой он переехал в Вифлеем. Недалеко от места рождения Иисуса они основали отдельные монастыри для мужчин и женщин, и в своем монастыре Иероним удовлетворил как нужду в общении, так и потребность в уединении, научных занятиях и аскетизме. Он всего себя отдавал латинскому переводу Библии, последнему достижению своей жизни. Он умер 30 сентября 420 года, с седой головой, весь покрытый морщинами.

Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим.

Рим. 7:22-25а