Октябрь

1 октября. Пятнадцатый пункт

Единство очень важно для христиан, но единство не означает однородности. Примечательно то, что Бог использует и благословляет Своих детей даже тогда, когда они ссорятся друг с другом. Члены первой миссионерской команды в истории Церкви, Павел с Варнавой, разошлись из-за Иоанна Марка. Уэсли и Уайтфилд тоже расходились по различным вопросам богословия. Сами реформаторы, люди с сильной волей, схватывались, среди всего прочего, из-за природы Господнего причастия.

Швейцарские реформаторы под руководством Ульриха Цвингли настаивали на том, что Господне причастие было служением в Его воспоминание, в то время как немецкие реформаторы под предводительством Мартина Лютера утверждали, что в священных дарах хлеба и вина присутствует Христос.

Этот конфликт стал настолько острым, что 1 октября 1529 года ландграф гессенский Филипп пригласил Цвингли и Лютера в свой замок в Марбурге. В центре банкетного зала стоял длинный стол, покрытый бархатом. Еще до начала обсуждения Лютер, как рассказывают, взял кусок мела и написал на скатерти перед собой: «Сие есть Тело Мое».

Дебаты продолжались три дня. Цвингли утверждал, что во фразе «сие есть Тело Мое», слово «есть» должно пониматься как «представляет собой». Тогда Лютер спросил: «Где еще в Библии глагол «есть» употребляется в значении «представлять собой»?» Цвингли показал ему несколько таких мест. Но Лютер не отступал. В конце третьего дня конференции делегаты согласились по четырнадцати из пятнадцати пунктов прежних споров. Но по пятнадцатому — Господней вечере — они так и не пришли к соглашению, и реформаторы не смогли объединиться с немецкой и швейцарской фракциями. В результате Цвингли потерял помощь немецких принцев. Пять католических кантонов Швейцарии выслали против него войска, и в битве при Каппеле он погиб.

Но ничто не могло погасить огонь Реформации, и, несмотря на неудачу Марбургского собрания, доктрина об оправдании по благодати через веру распространилась по всему континенту.

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая.

Мк. 14:22-24

2 октября. Четыре века

Протестанты не сразу приняли идею отправки своих людей на миссионерское служение. В шестнадцатом веке они боролись за то, чтобы освободиться от отжившего свой век католицизма. Семнадцатый век прошел в кровавых сражениях за свободу внутри государства. И только в восемнадцатом веке они смогли обратить внимание на другие страны. Моравские братья были первыми, кто послал миссионеров в Вест-Индию и Лабрадор. Но еще не было миссионерских организаций, у которых была бы сильная поддержка на родине.

Затем на сцене истории появился простой сапожник по имени Уильям Кэри. Его проповеди, разговоры и книга, длинное заглавие которой начинается со слова «Исследование», наконец побудили баптистов прийти на совместном собрании к следующему заключению: К будущему собранию служителей в Кеттеринге решено подготовить план создания Баптистского общества распространения Евангелия среди язычников.

Через пять месяцев, 2 октября 1792 года, во вторник, в маленькой задней комнатке дома вдовы Уоллис в Кеттеринге собрались четырнадцать человек, двенадцать из которых были служителями, один — студентом и один — дьяконом. Кэри, которому тогда был тридцать один год, рассказал о достижениях моравских братьев и напомнил о миссионерском поручении в Библии. На собрании участники приняли такую резолюцию: Смиренно желая принять участие в распространении Евангелия среди язычников в соответствии с рекомендациями Кэри, изложенными в «Исследовании», мы единодушно решили действовать в Обществе вместе для достижения этой цели. Поскольку в разделенном христианстве каждая деноминация работает отдельно, нам кажется возможным выполнить эту великую задачу при помощи организации, названной нами Баптистским обществом распространения Евангелия среди язычников.

Эндрью Фуллер пустил по кругу ящик из-под нюхательного табака, на крышке которого был изображен момент обращения Павла; туда были сложены первые в истории торжественные обещания членов только что организованной протестантской миссии с поддержкой на родине.

И вдруг везде стали возникать миссионерские общества, особенно в Лондоне: в 1792 году-Британское миссионерское общество, в 1795 году- Лондонское миссионерское общество, в 1799 году — Общество религиозной литературы и Церковное миссионерское общество. В 1804 году возникло Британское и зарубежное библейское общество. Началась эра миссионерского движения, превратившая девятнадцатый век в «Великий век» продвижения Евангелия в мире.

Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

Мк. 16:14-15

3 октября. Кампания одной женщины

Отслужили ли первые пилигримы благодарственный молебен после того, как корабль «Мейфлауэр» бросил якорь в Плимуте? Жители Техаса утверждают, что католический священник (падре) по имени Хуан де Кадил-ла в 1514 году, то есть за семьдесят девять лет до высадки пилигримов в Америке, в каньоне Пало-Дуро впервые на этом континенте отслужил благодарственный молебен за войска Коронадо.

В любом случае, День благодарения не сразу стал национальным праздником. В ранней американской истории некоторые лидеры высказывались за такой праздник, а другие против. Против Дня благодарения выступали по самым разным причинам, и страна то вспоминала о первых поселенцах, то не упоминала о них вовсе… пока за это не взялась Сара Хейл. Сара была молодой вдовой с пятью детьми и владелицей шляпного магазина. В свободное время она писала, и в 1823 году появилась ее первая книга. Скоро ее пригласили работать в небольшом журнале в качестве редактора, а затем, в 1837 году, она стала редактором самого большого женского журнала в стране, «Godey’s Lady’s Book». Тираж журнала резко пошел в гору.

Этот журнал не был христианским, но Сара, член епископальной церкви, была преданной христианкой, и в своих статьях она часто обращалась к религиозным темам. В 1846 году она начала кампанию за признание Дня благодарения национальным праздником. Она писала об этом волнующие статьи, а в ноябрьском номере вышли стихи и рассказы на тему благодарения, а также рецепты приготовления индейки. Она закидала политиков личными письмами на эту тему, и к 1859 году тридцать губернаторов пришли к согласию относительно даты этого праздника.

Но в масштабах всей страны он никак не мог прижиться. Страна была на грани гражданской войны, и Сара прибегнула к другой тактике. В 1859 году она писала о том, что разногласия можно победить благодарением: Если каждый штат 24 числа этого месяца объединится вместе с другими в едином благодарении, разве не станет это залогом нашей любви и лояльности по отношению к Конституции?

Нов 1861 году разразилась война. В 1863 году она написала президенту Линкольну следующее: Предоставляю на ваше рассмотрение чрезвычайно интересную тему… дня ежегодного благодарения, который может стать постоянным национальным праздником. Президент наконец согласился и 3 октября 1863 года объявил о праздновании Дня благодарения каждый последний четверг ноября. Даже во время войны, сказал Линкольн, мы можем благодарить Бога за Его благословения: «Это милостивые дары Всемогущего Бога, ибо Он, гневаясь на нас за грехи, тем не менее не забывает о милости».

Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Пс. 117:1,29

4 октября. Ответ до молитвы

Иногда Бог отвечает на наши молитвы еще прежде, чем мы возносим их к Нему. Когда во время правления короля Генриха VIII Уильям Тиндал решил взяться за перевод Библии на английский язык, он сильно рисковал. Против него ополчились и государство, и церковь, но он сказал одному священнику следующее: «Если Бог пощадит мою жизнь, простой мальчишка за плугом будет знать Священные Писания лучше вас». 6 октября 1536 года его сожгли. Последними словами Тиндала были: «Господь, открой глаза королю Англии».

Он так и погиб, не зная, что Господь уже ответил на его молитву — за год до его смерти, почти в тот же самый день. Его ответ заключался в судьбе Майлза Кавердейла. Майлз родился в 1488 году, и на него большое влияние оказал Роберт Варне из Кембриджа, который обсуждал с ним идеи, пришедшие из Германии. Когда Кавердейл взял Библию и сам начал читать ее, он буквально влюбился в эту книгу. «Я начал входить во вкус Священных Писаний и теперь (слава Богу) вдыхаю самый сладкий запах святых и великих Божьих доктрин».

Скоро он стал проповедовать евангельскую весть. В Англии это было невозможно, поэтому он бежал на континент, где провел семь лет, занимаясь переводом Библии с латинского на английский. Эта Библия была опубликована в 1535 году и стала первой полной версией Библии на английском языке. Он поступил мудро, посвятив ее королю Генриху VIII, который был польщен этим, а потому разрешил беспрепятственное распространение первого английского перевода Писаний. Таким образом, за год до прошения Тиндала Бог ответил на его молитву.

В своем введении Кавердейл сказал, что не собирался переводить Писания, но «меня огорчило то, что другие народы были лучше обеспечены Божьим Словом на своем родном языке, чем мы…»

Кавердейл стал приходским священником в церкви св. Магнуса недалеко от Лондонского моста, и сегодня на восточной стене этой церкви посетители могут видеть мемориальную доску, на которой написано: … он посвятил многие годы своей жизни подготовке к переводу Писаний. 4 октября 1535 года под его руководством вышла первая полная версия Библии на английском языке.

И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу.

Ис. 65:24

5 октября. Зубочистки и апельсины

Лондонский Тауэр, стоящий на реке Темзе, представляет собой небольшое поселение, окруженное неприступными стенами. Он служил дворцом, крепостью и, что страшнее, тюрьмой. Здесь во время правления протестантской королевы Елизаветы I пострадал за веру молодой католик по имени Джон Герард.

Он был иезуитским священником, получившим образование на континенте. В возрасте восемнадцати лет он начал тайком исполнять служение в Англии, переходя с места на место и каждый раз уходя от преследования в самый последний момент. Но его все же поймали и посадили в тюрьму. Он сидел там три года, иногда в цепях, часто пытаясь совершить побег. Затем его перевели в Тауэр.

В одном из зданий Тауэра, в Белой башне, есть глубокий подвал без окон и дверей, выходящих наружу. Там, при мерцающем свете факелов, Герарда изо дня в день на долгие часы подвешивали за руки. Когда он терял сознание, его приводили в себя и продолжали пытать. Все его тело вздулось, кости ломило, а руки чудовищным образом распухли и были настолько изуродованы, что он не мог есть сам.

Наконец пытки на время прекратились. Молодой священник специальными упражнениями разрабатывал пальцы рук и скоро мог есть сам. Затем однажды он попросил принести ему апельсины и зубочистку. Зубочистки стали ручками. А апельсиновый сок стал чернилами, видимыми только при нагревании. Началась оживленная переписка. На помощь ему пришли веревка, лодка и помощники снаружи. 5 октября 1597 года Герард выбрался через отверстие в крыше Колыбельной башни, сбросил сверху веревку и спустился по ней вниз, содрогаясь от боли в руках, с которых во время спуска была содрана кожа с мясом. Друзья увели его в безопасное место за городом.

Скоро он опять взялся за свой тайный священнический труд, всегда находясь всего лишь на волосок от смертельной опасности. Скоро пребывание в Англии стало невозможным, и он с печалью покинул страну в свите испанских и голландских послов. Он трудился в Риме, пока 27 июля 1637 года не умер в возрасте семидесяти трех лет. Сегодня он известен как один из немногих людей, которые сумели бежать из лондонского Тауэра.

Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои, и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, то поднимешь незапятнанное лицо твое и будешь тверд и не будешь бояться. Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем.

Иов. 11:13-16

6 октября. Тиндал

«Отец английской Библии» родился, вероятно, в 1490 году в деревушке недалеко от границы с Уэльсом. У него обнаружились способности к языкам, и он поехал в Оксфорд, чтобы изучать труды самого великого лингвиста мира Эразма Роттердамского. Он исследовал греческий Новый Завет Эразма и другие сочинения и скоро начал читать лекции по лингвистике. Тогда Библия была практически недоступной книгой в Англии, и у Тиндала возникла идея.

Он стал говорить о важности чистого Евангелия и о необходимости перевода Библии на язык, доступный для народа. Ему стали угрожать. «Нам лучше обойтись без Божьих законов, чем без папы», — сказал ему один человек, повысив голос. Ответ Тиндала вошел в историю Церкви: Если Бог пощадит мою жизнь, простой мальчишка за плугом будет знать Священные Писания лучше вас.

Он пошел к епископу Лондона за помощью в переводе Библии на английский язык, но получил резкий отказ. Тиндал все же начал работу над своим проектом. Поняв, что его жизнь в опасности, он бежал на континент. Там он продолжал переводить, тайком переправляя законченные части Евангелий от Матфея и Марка обратно в Лондон. Шпики прочесывали Европу в поисках Тиндала, а он прятался и убегал от них, переводил и передавал переведенное. К 1525 году в Англию были тайно переправлены копии всего Нового Завета.

21 мая 1535 года Тиндала выдали и он был схвачен. Его посадили в убогую камеру. По его свидетельству обратился стражник и его семья. 6 октября 1536 года его вывезли за пределы Брюсселя, привязали к столбу, удушили и сожгли. Ему было сорок два года.

Последними словами Тиндала были: «Господь, открой глаза королю Англии». На эту молитву Бог уже дал ответ, ибо король Генрих VIII одобрил новую английскую Библию Майлза Кавердейла, друга Тиндала. Генрих так никогда и не узнал, что Библия Кавердейла на семьдесят процентов состояла из трудов Тиндала. А в 1604 году Иаков I разрешил сделать новый перевод Библии на английский язык. Библия, известная ныне как Авторизованная версии короля Иакова, на девяносто процентов состоит из работ Тиндала.

Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано.

1 Пет. 1:24-25

7 октября. Из воспоминаний Джорджа Мюллера

Когда в конце 1829 года я покинул Лондон, чтобы трудиться ради Евангелия, один брат в Господе дал мне адрес хорошо известной леди, христианки, мисс Пейджет, которая тогда жила в Эксетере. Три недели я носил ее адрес в кармане, даже не пытаясь увидеть эту леди, но наконец я отправился навестить ее. Мисс Пейджет дала мне адрес одного брата во Христе, мистера Хейка, который руководил школой с пансионом для девушек и юношей в Нортернхей Хаус. Я отправился туда. Там я познакомился с мисс Гроувс, впоследствии ставшей моей женой. Я ходил туда неделя за неделей. Тогда я вовсе не собирался жениться на ней, потому что стремился к свободе ради проповеди Евангелия, но через несколько месяцев по многим причинам я увидел, что мне как молодому пастору двадцати пяти лет лучше быть женатым. Тогда встал вопрос, с кем соединить свою жизнь. Мне на ум пришла мисс Гроувс, но прежде чем я решился на этот шаг, мне предстояло преодолеть все сомнения в молитве. Наконец, принять решение мне помогла уверенность в том, что мисс Гроувс в сердце своем питала ко мне симпатию, а потому я должен был сделать ей предложение. 15 августа я написал ей письмо с предложением стать моей женой, и 19 августа она согласилась. Первым делом мы оба встали на колени и попросили Господа благословить наш предполагаемый союз. 7 октября 1830 года мы сочетались браком. Наша свадьба была очень простой. Мы пошли в церковь, никаких свадебных завтраков не было, но вечером в доме мистера Хейка собрались друзья-христиане, и мы помянули Господню смерть, затем я со своей женой уехал в повозке в Тейнмо, а на следующий день мы отправились служить для Господа.

Таким образом Господь даровал мне чудесную жену.

Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

Прит. 3:5-6

8 октября. Какой день!

Дуайт Л. Мооди пришел к Господу еще подростком, когда служил в бостонском обувном магазине. Он не получил образования, но обладал неиссякаемой энергией, которая быстро нашла применение в деле завоевания душ для Христа. Он переехал в Чикаго, занялся детским служением, и в его воскресной школе скоро было более тысячи детей. Но, несмотря на внешнее благополучие, Мооди чувствовал внутреннее отчаяние, ощущая недостаток духовной силы, так как он понимал, что Бог хочет, чтобы он стал странствующим евангелистом. Он же этого вовсе не хотел.

8 октября 1871 года Мооди в своей воскресной школе обратился к слушателям с предложением в следующее воскресенье дать Христу ответ о своем выборе — но они так и не получили этого шанса. Когда служение закончилось, на улице послышался вой сирен. Люди в панике стали разбегаться. Весь город был объят ужасом. В небо взметнулись огромные языки пламени, пожирая целые здания. Взорвался газопровод, по улицам бежали люди. Великий чикагский пожар бушевал с воскресенья до среды, и Мооди сразу потерял и здание церкви, и свой дом.

Глубоко потрясенный случившимся, Мооди быстро уехал из Чикаго в Нью-Йорк в поисках финансовой помощи для возобновления своей работы, но его «сердце не было расположено просить». Однажды, идя по Уолл-стрит, он испытал настолько сильное духовное переживание, что впоследствии редко кому о нем рассказывал. Я все время плакал, чтобы Бог исполнил меня Своим Духом. И в тот день в городе Нью-Йорке — о, какой это был день! — я не могу описать его. Я редко говорю об этом, это слишком святое переживание, чтобы описать его. Павел пережил то, о чем он не говорил в течение четырнадцати лет, а я могу лишь сказать, что Бог открыл мне Себя и я принял такое свидетельство Его любви, что мне пришлось просить Его остановить излияние Своей любви.

С того дня, где бы Мооди ни проповедовал, сотни людей обретали спасение, и всю оставшуюся жизнь он ездил по всему миру, став одним из самых эффективных и знаменитых евангелистов девятнадцатого века.

И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

Деян. 10:42-43

9 октября. Скандальное занятие

Современное баптистское движение началось в начале XVII в. И хотя его лидеры страдали от преследований и гибли от рук британских правительственных чиновников, они выдержали все. Среди них был Бенджамин Кич. Он родился в 1640 году и был обращен ко Христу в восемнадцать лет, а через десять лет начал пасторское служение. Он служил в баптистской церкви Хорсли Даун в Саутворке, недалеко от Лондона. Его коллеги говорили о нем как о «серьезном человеке, занимавшемся самообразованием, преданном евангельском верующем, взгляды которого ограничивались своей деноминацией и даже конгрегацией, оказывая большое влияние в этих границах».

Кич любил детей и пение, и именно из-за этого у него стали возникать проблемы. Желая объяснить баптистские доктрины молодому поколению, он написал учебник. Детям он понравился, но королю — нет. Британские полицейские арестовали его, и 9 октября 1664 года он предстал перед судом в Эйлсбери, где главный судья громовым голосом зачитал свое решение: Бенджамин Кич, вы обвиняетесь в том, что написали и опубликовали мятежную и скандальную книгу. Вы отправитесь в тюрьму на две недели, а в следующую субботу встанете у позорного столба на два часа с одиннадцати до часу дня, и над головой у вас будет надпись: «За написание, издание и опубликование раскольнической книги, озаглавленной «Учебник для детей, новый и легкий»», а в следующий четверг будете стоять также и такое же время на рыночной площади в Уинслоу, и там ваша книга будет публично сожжена у вас на глазах палачом в знак презрения к вам и вашей доктрине, а вы заплатите штраф королевскому Величеству в сумме двадцати фунтов.

Кич провел в тюрьме два месяца и заплатил сто фунтов, но этот урок ничему его не научил. Через некоторое время он снова попал в беду, на этот раз за издание сборника гимнов. В англоязычных церквах раньше пели только псалмы Давида, обычно под нудную музыку. В 1691 году Кич опубликовал «Духовную мелодию», сборник с тремястами новых гимнов. Такое радикальное новшество привело его приход в замешательство, и он с тревогой наблюдал, как многие люди покидали его церковь. Но Кич, тем не менее, провел остаток своей жизни в «мятежном и скандальном» занятии — учил детей и пел гимны.

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими…

Втор. 6:6-8

10 октября. Шестьдесят унций крови

О ранних годах сэра Арчибальда Джонстона, или лорда Уорристона, известно мало. Он вырос в Шотландии семнадцатого века и принимал активное участие в управлении государством и в жизни пресвитерианской церкви, заслужив большое уважение. Он обладал острым умом и свободно свидетельствовал о своей вере правителям разных стран. Во время пуританской революции, когда короля Карла I сместили и казнили, он встал на сторону Кромвеля. Когда в 1660 году Карл II реставрировал монархию, Джонстон оказался в опасности. 10 октября 1660 года его объявили вне закона.

Джонстон бежал на континент, но там заболел. Так случилось, что его лечащим врачом оказался один из докторов короля Карла, доктор Бейтс. Намереваясь убить Джонстона, доктор Бейтс впрыснул ему яд и взял у него шестьдесят унций крови. Джонстон не умер, но повредился в уме. Он не мог вспомнить, что говорил или делал пятнадцать минут назад.

С помощью друзей Джонстон бежал во Францию, но агенты Карла и там выследили его. Его схватили во время молитвы. В январе 1663 года его привезли в Англию и посадили в лондонский Тауэр. Затем перевезли в Эдинбург для казни, хотя, по словам его племянника, «он был так поврежден умом и телом, что трудно было понять, как возможно преследовать такого человека».

В ночь перед казнью он хорошо спал, а утром с радостью позавтракал, «в надежде на новую чашу в царстве своего Отца». В два часа его вывели из тюрьмы и привели на эшафот. Там он достал из кармана бумагу, но не мог вспомнить, что хотел сказать. Он зачитывал ее то с лицевой, то с оборотной стороны, а потом вдруг, словно в экстазе, посмотрел вверх и стал молиться: «Авва, Отче! Прими через заслуги Иисуса Христа Твоего бедного и грешного слугу, идущего к Тебе».

Его повесили, а голову прибили рядом с головой Джеймса Гатри в порту Нетербоу.

Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

Рим. 5:6-8

11 октября. Битва при Туре

В 570 году женщина по имени Амина родила сына, который, в соответствии с восточными преданиями, сразу же после появления на свет возопил: «Нет бога, кроме Аллаха, а я его пророк!» Это был Магомет, «Обетованный», тот самый, что дал арабам их новую религию. Последователи Магомета шли от победы к победе, пока не захватили весь Средний Восток и Северную Африку. Затем, как армия саранчи, они двинулись через Испанию к южным склонам Пиренеев, откуда их взоры с жадностью устремились на Францию.

Когда арабы вступали в свой Золотой век, Европа погружалась в Темные века, и в начале VIII в. мусульмане стали угрожать остаткам старой Римской империи. По всей Европе пронесся клич: «Идут арабы!» Они действительно шли, и, казалось, поражение было неминуемым. Население Парижа пребывало в страхе, но именно из Франции выступил сильный, молодой и длинноволосый франк — Карл, сын Пепина Геристальского. Карл Мартелл, Карл Молоток, так его звали.

Карл собрал франков и нескольких союзников в долине между Туром и Пуатье. Армия была небольшой — пестрая толпа испуганных язычников. Карл велел им просто твердо стоять и держать свои позиции и, если будет нужно, умереть, но не дать противнику прорваться сквозь свои ряды.

11 октября 732 года в сражении за судьбу западной цивилизации встретились две силы, две культуры, два языка, две веры, два мировоззрения. Мусульмане вышли навстречу скоплению франков, и громовой раскат их криков и стук копыт их лошадей был слышен за много миль. Они пошли в атаку. Защитники стояли твердо. Последовала вторая атака, и солдаты Карла из второго строя вставали на место упавших. Третья атака, затем четвертая. Карл носился на коне среди своих воинов, выкрикивая приказы, затыкая бреши. В течение пяти дней атаки волнами обрушивались на ряды защитников. На шестой день арабы прорвались через линию обороны, но тут же попали в окружение. Дух их дрогнул, и оставшиеся захватчики бежали.

Поле боя было усеяно трупами — но Европа была спасена для христианства.

Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре.

Пс. 2:10-12а

12 октября. Щепотка яда

Лука, описавший новозаветные события в своей исторической книге, в одиннадцатой и восемнадцатой главах Деяний говорит об императоре Клавдии.

Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик родился незадолго до Христа, а в 41 году, в возрасте пятидесяти лет, стал римским императором. В молодом возрасте он переболел полиомиелитом, и его худые и кривые ноги с трудом держали грузное тело. Во время ходьбы голова тряслась, он заикался, а смех звучал как всхлипы. Когда он сердился, на губах появлялась пена, а из носа начинало капать.

Но когда он стал императором, он всех удивил. Он снизил налоги, расширил империю до Британии и Мавритании и отказался называться богом и принимать соответствующие Богу почести. В его правление многие получили римское гражданство. Были усовершенствованы гражданские службы, правовая система была реформирована, вырос объем общественных работ.

Но это длилось недолго. Последние годы Клавдия были омрачены интригами, в основном со стороны его жены, Агриппины. Первая жена императора умерла в день свадьбы. С другими он развелся, или же они были убиты. Затем он встретил коварную Агриппину и женился на ней.

Императрице было тридцать два года, и у нее была лишь одна цель — посадить на трон своего единственного сына. Для этого ей нужно было избавиться от Клавдия и его сына, Британика. Прибирая к рукам власть, она уничтожала своих врагов и установила в стране террор. Клавдию понадобилось пять лет, чтобы понять, что происходит вокруг него, но было уже поздно. 12 октября 54 года Агриппина накормила мужа грибами, приправленными сильнодействующим ядом. Он мучился двенадцать часов, не в состоянии сказать ни слова, а потом умер. Скоро отравили и Британика.

Так сын Агриппины стал императором. Он отблагодарил свою мать тем, что организовал ее убийство. Сначала он попытался отравить ее, но эти уловки были хорошо ей знакомы. Затем он хотел было утопить ее, но во время подстроенного кораблекрушения она сумела спастись. Наконец, наемные убийцы вонзили ей в живот меч. Посмотрев на ее труп, молодой император сказал: «Я не знал, что у меня такая красивая мать».

Как его звали? Нерон.

В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.

Деян. 11:27-28

13 октября. Реликвии

Средневековые крестоносцы, возвращавшиеся из Палестины и Константинополя, привозили с собой «реликвии» — священные предметы из Святой земли. Вся Европа пришла в возбуждение, епископы соперничали друг с другом, церкви старались обойти друг друга, приобретая и хвастаясь различными священными приобретениями. Соборы превратились в музеи, и очень скоро реликвии стали объектом поклонения и паломничества.

В разных церквах посетители могли увидеть колючки из тернового венца и щепки с креста Спасителя, палец Фомы, который он вложил в раны Иисуса. Город Хальберштадт приобрел губку и трость с Голгофы. Церковь в Сент-Омере утверждала, что приобрела копье, которым пронзили бок Христа. В соборе Амьена поместили в раку голову Иоанна Крестителя в серебряной чаше. Три разные церкви во Франции хвастались наличием тела Марии Магдалины. В других европейских церквах паломники широко распахнутыми глазами смотрели на бороду Ноя, камень Иакова, жезл Моисея и камень из гробницы Христа. В других местах хранились одежда Иисуса, Его чаша (чаша Грааля), волоски из Его бороды.

Религиозные коллекционеры утверждали, что у них имеется даже крайняя плоть Господа, Его пуповина и молоко из груди Девы Марии. В базилике св. Петра в Риме были выставлены тела Петра и Павла, и туда стекались толпы паломников.

Поэтому неудивительно, что Англия была вне себя от радости, когда 13 октября 1247 года в Лондон привезли «кровь Христа». Крестоносцы ручались за подлинность этой реликвии, и на ней стояли печати патриарха Иерусалима и архиепископов Святой земли. Король Генрих III 12 октября всю ночь постился и молился, а когда наступило утро, он прошел по улицам Лондона, сопровождая священников в полном облачении. Он держал на весу чашу со священным содержимым. Процессия двинулась от собора св. Павла в Вестминстер, а затем епископ Норвичский долго говорил о реликвии в вазе.

Но было бы лучше, если бы он говорил не о реликвиях, а проповедовал истину, провозглашая то, что написано в Послании к Ефесянам (1:6-7) — … Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его.

…Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем…

Еф. 1:6-9

14 октября. Крестовый поход Бэкаса

Джордж Уайтфилд только что закончил проповедь в Норвиче (штат Коннектикут), когда вперед вышел молодой человек, чтобы пожать ему руку. Исаак Бэкас, богатый наследник, был глубоко тронут проповедью священника и отдал свою жизнь Христу. Он был крещен и стал пастором, основателем церквей и баптистским проповедником. Став миссионером в собственной стране, Бэкас совершил более девятисот поездок по Америке, покрыв на лошади расстояние более шестидесяти восьми тысяч миль.

Однако более всего он известен как борец за религиозные свободы. С самого начала своего служения Бэкас страстно сражался за отделение церкви от государства в американских колониях. Когда он начал служить, в штате Массачусетс взимали налог для поддержки «государственной церкви» — конгрегационалистской церкви Новой Англии. Бэкас отказывался платить этот налог, за что был посажен в тюрьму. Выйдя на свободу, он начал кампанию за отмену церковной системы, поддерживаемой государством.

В 1774 году, когда в Филадельфии собрался Первый континентальный конгресс, Бэкас поехал туда, чтобы ознакомить представителей различных штатов со своей идеей. 14 октября 1774 года вместе с другими служителями он организовал встречу с представителями конгресса из штата Массачусетс и предложил на рассмотрение конгресса петицию о предоставлении полной религиозной свободы. Политиков это очень раздражало. Джон Адаме, например, утверждал, что налог, взимаемый в поддержку конгрегационалистской церкви, никоим образом не нарушает свободы других религиозных групп, и завершил четырехчасовое собрание таким заявлением: «Джентльмены, если вы намерены изменить в Массачусетсе законы, касающиеся религии, вы с тем же успехом можете попытаться изменить движение солнца на небесах!»

Бэкас решил представить свое прошение Джону Хэнкоку, а затем зачитать его перед всем Континентальным конгрессом, но Джон Адаме делал все, чтобы расстроить планы Бэкаса. Тем не менее идеи Бэкаса укоренились, и через двадцать семь лет после его смерти последняя конгрегацио-налистская церковь в Массачусетсе была отделена от государства. Исааку Бэкасу отводится главная роль в утверждении и защите евангельской позиции в церкви и государстве, принятой в современной Америке.

…Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя. ..

Деян. 5:29б-31а 20 Зак. 3543 305

15 октября. Бог посмотрел вниз…

«Посмотрите, братия, — сказал Павел, — кто вы, призванные: не много из вас мудрых… не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое…» (1 Кор. 1:26-27).

Все началось с маленькой газетной заметки. Глэдис Эйлворд, бедная служанка двадцати восьми лет без образования, жившая в Англии, прочитала о Китае и о потребности этой страны в миссионерах. С того самого момента Китай стал ее мечтой и страстью. Она предложила свою кандидатуру в миссионерской организации, но ей отказали. В полном отчаянии она вернулась в свою крошечную комнатку и вывернула карманы наизнанку. На Библию упало два пенни. «О Бог, — взмолилась Глэдис, — вот моя Библия! Вот мои деньги! И вот я!» Глэдис начала откладывать деньги, чтобы купить билет до Китая. Она знала, что не может позволить себе плыть на пароходе, поэтому решила ехать поездом через Европу и Азию, хотя это означало проезд в зоне военных действий на манчжурской границе. 15 октября 1932 года на лондонском вокзале собралась небольшая группа изумленных людей, чтобы проводить Глэдис Эйлворд в Китай. Путешествие действительно было исключительно опасным и несколько раз чуть не стоило Глэдис жизни. Но наконец она прибыла в Китай и поселилась в доме пожилой миссионерки, которая приютила ее, но не знала, что с ней делать.

Одним словом, Глэдис в конце концов стала одной из самых удивительных женщин-миссионерок в современной истории, работавших в одиночку. Ее служение было настолько необычным, что весь мир узнал о ней. Ее биография была экранизирована, и главную роль в этом фильме сыграла знаменитая Ингрид Бергман. Она выступала в больших церквах и обедала с такими высокопоставленными лицами, как королева Елизавета. Она даже принимала участие в популярных телевизионных программах, как, например, «Это твоя жизнь».

Но Глэдис так и не привыкла к почестям и популярности, ее сердце принадлежало Азии. «Я не была первым выбором Бога в том, что сделала для Китая, — однажды сказала Глэдис, — Он выбрал кого-то другого… Не знаю, кто это был, Божий первый выбор. Не знаю, что с ним случилось. Может быть, он умер. Может быть, не захотел ехать. Бог посмотрел вниз… и увидел Глэдис Эйлворд».

Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное…

1 Кор. 1:26-27

16 октября. Свет Латимера

Было бы ошибкой приписывать английскую Реформацию королю Генриху VIII. Когда Генрих разорвал отношения с Римом, он продолжал придерживаться католического учения. Он просто хотел католицизм без папы. Настоящая английская Реформация, скорее всего, началась с ученого Кембриджского университета по имени Томас Билни, который стал реформатором после прочтения греческого Нового Завета Эразма Роттердамского. На постоялом дворе «Белая лошадка» Билни организовал тайные молитвенные собрания и группу по изучению Библии. Но его выследили и 19 августа 1531 года сожгли на костре в Норвиче. Однако прежде он сумел оказать влияние на Хью Латимера, духовного гиганта, который известен как «апостол англичан».

Латимер был непреклонным противником Реформации, но Билни, услышав в Кембридже его едкую проповедь против лютеранства, встретился с ним и убедил в обратном. Скоро Латимер проповедовал о вере, которую прежде готов был уничтожить. В результате во время правления Генриха он впал в немилость и был заключен в лондонский Тауэр. Когда на троне воцарился Эдуард VI, Латимера освободили, но после смерти Эдуарда приспешники королевы Марии арестовали и осудили Латимера. 19 октября 1555 года его и Николаса Ридли привязали спиной друг к другу и к столбу в Оксфорде и сожгли. «Утешьтесь, мистер Ридли, — кричал Латимер, — Будьте мужчиной! Сегодня по Божьей благодати мы с вами зажжем такую свечу в Англии, которую, как я полагаю, погасить будет невозможно».

Факел костра, словно пламя свечи,

Тихо угаснет во мраке ночи,

Растает чуть видный дымок не спеша,

Но с ним не уйдет Латимера душа.

«Будь бодрым, брат Ридли, — шептал он едва,

И эхо его разносило слова.

— Здесь милостью Божьей свеча зажжена,

Вовеки погаснуть она не должна».

Ни бури, ни ветры над нашей землей

Задуть не посмеют огонь тот святой.

И Свет Латимера пребудет, горя,

До трубного гласа судного дня (005) .

Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.

Евр. 12:3

17 октября. Гробница епископа

Когда апостол Иоанн в своих посланиях обращался к читателям как к своим детям, возможно, он имел в виду своего ученика Игнатия, молодого человека, имени которого мы не найдем в Новом Завете. Однако он был достаточно знаменитой личностью в ранней церкви. Около 69 года Игнатий стал третьим епископом в церкви Антиохии (где последователи Христа были впервые названы христианами, см.: Деян. 11:26). Он первым стал употреблять слова «христианство» и «католический».

Мы мало знаем о его жизни, но он верно служил в течение сорока лет церкви в Антиохии. Когда начались преследования, Игнатия арестовали, заковали в цепи и отдали под охрану десяти солдат, которые обращались с ним так, словно были не людьми, а «леопардами». История о его путешествии в Рим словно сошла со страниц Нового Завета.

Они добирались до места назначения как сушей, так и морем, повторяя путь Павла. Когда они проезжали Смирну, Эфес, Филиппы и Фессалонику, христиане выходили к нему навстречу и просили его благословения. По пути Игнатий написал несколько посланий, которые по своей значимости приравниваются к самым знаменитым документам церковной истории. В своем послании римлянам Игнатий заранее просит братьев не использовать свои политические связи в попытке помешать его предполагаемому мученичеству. «Вы не сможете оказать большего одолжения, — писал он, — чем позволить мне излиться как жертва Богу, пока готов алтарь». Не желая беспокоить их захоронением своих останков, он возжелал быть съеденным на арене дикими зверями. «Пусть звери станут моей гробницей, — молился он, — чтобы ничего не осталось от моего тела».

Он получил ответ на свои молитвы. Его съели тигры и львы во время развлекательной программы, составленной для императора Траяна. Но со смертью его влияние на мир не прекратилось. Почти через полторы тысячи лет молодой испанский солдат был так тронут чтением истории об Игнатии, что посвятил Богу свою жизнь и изменил свое имя. Это был знаменитый Игнатий Лойола.

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.

1 Ин. 2:1-2

18 октября. Придите до зимы

Шотландские пресвитериане оставили значительный след в истории. Кэтрин Робертсон выросла в Шотландии, ее отец был владельцем самой большой ткацкой фабрики в мире. Кэтрин была утонченной, богатой и пылкой христианкой. Она вышла замуж за профессора и проповедника, и они начали служение в сельском районе штата Огайо. У них было семеро детей, и последний — Кларенс Эдвард Ноубл Макартни — стал одним из самых знаменитых пресвитерианских лидеров двадцатого века.

Кларенс преуспевал как в учении, так и в дебатах, но он боролся с сомнениями и страдал от серьезных приступов робости. Он поступил в Принстонскую семинарию и учился под руководством Арчибальда Ходжа и Б. Б. Уорфилда. Во время своей долгой и замечательной карьеры Кларенс пасторствовал в трех церквах штата Пенсильвания. В среднем он занимался по шесть часов в день, а в остальное время писал книги и читал лекции о Гражданской войне. Он так и остался холостяком.

В 1924 году Кларенс был назначен председателем Генеральной ассамблеи пресвитерианской церкви в США. Он был величавым, красноречивым, но несколько отчужденным. Он написал пятьдесят семь книг и был верным консерватором во время правления либералов. Тем, кто отвергал авторитет Писаний, он резко отвечал: «Отвержение Библии приводит к разбавленному Евангелию. Когда протестантизм теряет веру в Библию, он теряет религию». Кларенс говорил, что мы можем убрать из кофе кофеин, а из сигарет никотин, но мы не сможем убрать Христа из христианства.

Его престолом была кафедра, и он читал свои блестящие проповеди без конспектов. Самой известной его проповедью, много раз повторявшейся по всей стране, была евангелизационная проповедь, названная «Придите до зимы», взятая из Второго послания к Тимофею (4:21) и впервые прочитанная в Филадельфии 18 октября 1915 года. В ней говорилось о необходимости принять Христа сейчас, не откладывая: Когда Святой Дух приглашает человека прийти к Христу, никогда не говори Ему: «Завтра», но всегда «Сейчас». Если вы найдете хотя бы одно место в Библии, где Святой Дух говорит: «Уверуй во Христа завтра» или «Покайся и будешь спасен завтра», я сойду с кафедры и никогда больше не буду проповедовать — ибо у меня не будет Евангелия для проповеди.

Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе». Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

2 Кор. 6:1-2

19 октября. Ящик с ножами

«Многие из нас страдают от приступов депрессии, — сказал однажды Чарлз Сперджен своим студентам, — сильные не всегда в силе, а радостные не всегда счастливы». Сам Сперджен был живым доказательством этого утверждения, поскольку часто страдал от жестоких приступов депрессии. Один из таких случаев произошел, когда ему было всего двадцать два года. Его конгрегация сильно увеличилась, и здание церкви не вмещало всех желающих. Поэтому Сперджен договорился об аренде самого просторного и красивого зала в Лондоне для проведения вечерних воскресных богослужений. В этом зале обычно проводились концерты, карнавалы и цирковые представления. В те дни никто не помышлял об использовании таких помещений для богослужений, и новость об этом мгновенно распространилась по всему Лондону.

В воскресное утро 19 октября 1856 года Сперджен проповедовал в церкви на Нью-Парк-стрит и сказал следующее: «Возможно, у меня призвание встать там, где собираются грозовые тучи и сверкает молния, а на вершинах гор завывают штормовые ветры. Ну что ж, тогда посреди опасностей Он придаст мне смелости и посреди трудностей сделает меня сильным. Сегодня вечером мы соберемся вместе там, куда придут бесчисленные массы людей, может быть, из праздного любопытства, чтобы услышать Божье Слово и увидеть, что может сделать Бог как раз тогда, когда грозовая туча разразится над головой человека, которого Бог призвал проповедовать им…»

В тот вечер в музыкальный зал пришли двенадцать тысяч человек, а в близлежащих парках собралось еще до десяти тысяч. Началась служба, но когда Сперджен поднялся на проповедь, кто-то крикнул: «Пожар! Пожар! Галереи падают!» Пожара не было, но людей охватила паника, и в возникшей давке семь человек погибло. Еще двадцать восемь человек попали в больницу.

Молодого проповедника, застывшего в ужасе, буквально на руках принесли в дом друга, где он уединился на несколько недель. Днем он плакал, а по ночам видел страшные сны. Позже он сказал: «Мои мысли были подобны ящику с ножами, которые резали мое сердце на куски». Наконец, размышляя о Послании к Филиппинцам (2:10), он почувствовал, что Слово Божье стало восстанавливать его душу.

Именно это ужасное несчастье за один вечер сделало Чарлза Спердже-на знаменитым проповедником, и его захотел услышать весь мир.

…Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Флп. 2:10-11

20 октября. Его ранами

Петр Дамиани умер 23 февраля 1072 года, но он успел увидеть очень странные вещи, происходившие в христианской истории. Дамиани, монах-бенедиктинец, вел суровую жизнь аскета. Он отказывался от мирских радостей, находил удовольствие в самобичевании и учил этой практике своих товарищей. Другие монахи тоже начали избивать себя плетьми, читая наизусть псалмы. Каждый псалом сопровождался сотней ударов по голой спине. Весь Псалтирь можно было прочитать в сопровождении полутора тысяч ударов. Монахи считали, что при помощи самобичевания они повторяют страдания Христа и мучеников и этим самым совершают акт покаяния. Некоторые монахи забивали себя до смерти ради своей пользы и ради того, чтобы освободить другие души из чистилища.

Самобичевание ограничивалось стенами монастырей в течение еще двух веков, но в тринадцатом веке оно вышло в массы. Черная смерть заставила многих подумать, что наступает конец света, и по всей Европе возникали группы, практикующие самобичевание; они призывали людей покаяться. В канун 1259 года многотысячные демонстрации представителей всех классов общества и всех возрастов вышли на улицы, раздетые до пояса, неся кресты и знамена. Они пели гимны и бичевали себя.

В течение двух последующих веков движение флагеллантов (бичующихся) время от времени возобновлялось, но неистовство 1349 года превзошло все предшествовавшие демонстрации. Во всех областях Европы вдруг появились группы энтузиастов. Они шли из города в город, одетые в белое, с красными крестами на шапочках и мантильях, пели гимны и несли знамена. На городских площадях они разбивали палатки и дважды в день обнажались до пояса, падали на колени и хлестали себя кнутами. Их кнуты с острыми железными наконечниками до крови раздирали плоть под ритмичную музыку гимнов.

20 октября 1349 года самобичевание было запрещено папской буллой — и правильно. Мы никогда не сможем заплатить за наши грехи собственной кровью, как бы щедро ни проливали ее. Мы исцелились Его ранами. Наши тела суть Его храмы, и мы должны заботиться о них, а не уродовать.

Тем не менее флагеллантов видели в Риме еще в 1870 году, и даже сегодня можно услышать об отдельных проявлениях этого движения.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.

Ис. 53:5-6

21 октября. Мой Бог, я Твой

Джеймс Ханнингтон вырос в простой и дружной семье недалеко от Брайтона (Англия). Сначала он работал вместе с отцом. Но потом он начал служение и предложил свою кандидатуру в Церковном миссионерском обществе. Его первое путешествие в Африку было прервано болезнью. После выздоровления он предпринял вторую попытку и 23 июля 1884 года прибыл на африканский берег. Он отправился вглубь материка в сторону Уганды, но, не зная того, выбрал самую опасную дорогу. Его товарищи пытались догнать его, но было уже слишком поздно. Ханнингтона схватили воины дикого племени Мванга. Его маленький дневник, испещренный мелким почерком, хранится среди миссионерских документов и считается одним из самых трогательных.

21 октября 1885 года. На нас набросилось около двадцати головорезов. Они грубо швырнули меня на землю. Дважды я чуть не вырвался от них, но ослаб от тяжелой борьбы, и меня поволокли по земле. Одежда моя изорвалась в клочья, я промок насквозь, и теперь все мое тело ноет от боли, а я жду смерти.

22 октября. Я нахожусь в огромной хижине, которая совершенно не проветривается, а пол покрыт гниющей кожурой от бананов, листьями и вшами. Я совершенно потрясен, и у меня почти нет сил, чтобы держать в руках Библию. Останусь ли я в живых? Мой Бог, я Твой.

23 октября. Проснулся с сильной болью и слабостью. Не представляю, как я выдержу все это, но я не хочу сдаваться.

27 октября. Я очень слаб, и все выглядит безнадежным. Не знаю, что думать, и мне так хочется сказать от всего сердца: «Пусть Господь делает то, что Он считает благом».

28 октября. Ужасная ночь, во-первых, из-за моего напившегося стража, во-вторых, из-за насекомых, которых здесь бессчетное количество. Не думаю, что мне удалось поспать хотя бы один час, но я проснулся с температурой, которая быстро повышается. О, Господь, будь милостив ко мне и освободи меня. Я совершенно разбит и сильно ослаб. Нашел утешение в псалме 26.

29 октября. Я очарован псалмом 29, который объял меня с огромной силой. Прошлой ночью рядом со мной выла гиена, почувствовавшая больного человека, но я надеюсь, что она не доберется до меня.

Это была последняя запись. В тот день они убили его.

Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь — крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.

Пс. 26:1-3

22 октября. Великое разочарование

В начале XIX в. церкви северо-восточных штатов Америки быстро росли и развивались, разогреваемые пробуждением за пробуждением. У новых христиан не было основательного богословского образования, и все же многие из них горячо обсуждали подробности библейских пророчеств. Люди размышляли о дне и часе возвращения Христа, и среди тех, кто думал об этом, был Уильям Миллер из Нью-Йорка.

Миллер, едва обратившись к Господу, стал пытливо исследовать пророчества Даниила и в 1818 году пришел к выводу, что Христос вернется в 1843 или 1844 году. Когда позже он стал проповедовать, это предположение стало главной темой его посланий, и слушатели этого серьезного, красноречивого и искреннего проповедника множились день ото дня. Наконец он объявил, что Христос вернется на землю 22 октября 1844 года.

Финансовый кризис 1839 года способствовал вере в то, что приближается конец света. Энтузиазм, связанный с возвращением Христа, стал настолько велик, что в газетах вместе с известиями из фондовой биржи и последними новостями появлялись диаграммы с пророчествами. Учение Миллера охватило всю Новую Англию, и огромные массы народа исповедовали миллеризм.

Рассвет 22 октября 1844 года застал Новую Англию в тисках страха и предчувствия чего-то страшного. Люди собирались в церквах и на вершинах гор. Нормальная жизнедеятельность прекратилась, и все ждали открытия небес и конца света. Когда этот день прошел без всяких событий, многие христиане испытали разочарование. Неспасенные издевались над ними. В последующие годы наступил резкий спад в количестве обращенных, и сразу все пробуждения сошли на нет. Это событие вошло в историю как «Великое разочарование».

Однако некоторые последователи Миллера не отступили от его учения, и их дальнейшие усилия привели к образованию движения адвентистов.

О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого…

Мф. 24:36-39

23 октября. Бесценная Библия

К величайшим сокровищам христианского наследия относится также Александрийский кодекс, рукопись греческой Библии, написанная в начале V в. Это почти вся Библия вместе с апокрифами, гимнами и посланиями, написанными Климентом Римским.

Эта рукопись хранилась в Александрии до 1627 года, когда Кирилл Лука-рис, патриарх Александрии, представил ее английскому королю Карлу I, который отдал ее в Королевскую библиотеку. Но когда произошла пуританская революция, Карла обезглавили и во дворце разместили войска. Библиотечные книги кипами лежали на полу, на них лил дождь, собиралась пыль, по ним бегали крысы.

В 1660 году, при Карле II, монархия была реставрирована, но в Королевской библиотеке положение не изменилось. В 1693 году Ричард Бентли, блестящий специалист по классической филологии, забрал Александрийскую рукопись к себе на временное хранение.

В начале XVIII в. Королевская библиотека переехала в Коттон-Хаус, и бесценную Библию положили в узкую и влажную комнату с маленькими окнами по обоим концам. Кристофер Рен посчитал здание безнадежным и решил большую его часть разрушить, а библиотеку очистить от «ненужного хлама». В 1730 году Королевскую библиотеку перевезли в Эшбернем-Хаус, где 23 октября 1731 года начался пожар. Прозвучал сигнал тревоги, и к месту пожара из своей резиденции, находившейся неподалеку, прибыл Артур Онслоу, спикер палаты общин. Он начал руководить спасательными работами. В попытке спасти драгоценные произведения их выбрасывали прямо из окон, но с бесценным Александрийским кодексом обошлись намного лучше. Один очевидец рассказывал об ученом докторе Бентли, который «в ночной рубашке и огромном парике» выскочил из горящего здания с Александрийским кодексом под мышкой.

Разрушительный огонь привлек внимание общественности к бедственному положению Королевской библиотеки, и через несколько лет эта библиотека перешла в помещение Британского музея, где сегодня можно увидеть заботливо охраняемую древнюю рукопись.

Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать…

Лк. 1:1-За

24 октября. Живая вода

На жизнь Джона Патона во многом повлияло его детство в маленьком коттедже в Киркмейхо (Шотландия). Дом был сделан из дубовых досок и каменных стен, а крыша была покрыта соломой. В нем было три комнаты, в которых размещалась семья с одиннадцатью детьми. Передняя комната служила спальней, кухней и гостиной. Задняя комната была мастерской отца. Средняя служила кабинетом, где отец каждый день уединялся для молитвы и изучения Библии. Голос молящегося отца, слышавшийся через стенку, производил сильнейшее впечатление на маленького Джона.

Много лет спустя, когда Шотландская реформатская церковь заявила о необходимости послать миссионеров на острова Тихого океана, Джон обратился к родителям за советом. Они сказали ему то, о чем он никогда раньше не слышал, — он был посвящен на международное миссионерское служение еще до своего рождения.

Джон отплыл из Шотландии 16 апреля 1858 года, а в ноябре сошел на берег одного из островов. Он оказался среди каннибалов и подвергался опасности снова и снова. «Они окружили меня плотным кольцом, — написал он однажды, — и подталкивали друг друга, не решаясь нанести первый удар. Мое сердце возопило к Господу Иисусу. Я видел, как Он наблюдает за этой сценой. На меня сошел великий мир от Бога. Я понял, что моя жизнь бессмертна, пока я не завершу Божий труд на земле».

Поворотный момент наступил тогда, когда Патон решил вырыть колодец, чтобы обеспечить островитян свежей водой. Островитяне были в ужасе от того, что на них может излиться «дождь снизу», и внимательно и настороженно наблюдали за Патоном. Миссионер рыл глубже и глубже, пока вдруг, на глубине тридцати футов, не наткнулся на источник воды. Сопротивление миссионерской работе прекратилось, и изумленные островитяне стали оказывать ему почтение. Вождь Мамокей принял Христа своим Спасителем, затем еще пять человек решились на этот важный шаг. 24 октября 1869 года, почти через одиннадцать лет после своего приезда, Патон проводил первое причастие. Двенадцать обращенных каннибалов приняли участие в Господней вечере. «Когда я вложил хлеб и вино в эти руки, когда-то испачканные человеческой кровью, а теперь протянутые, чтобы принять и вкусить символы любви Искупителя, — писал он, — я получил представление о радости Славы, которая чуть не разорвала мое сердце на кусочки».

Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

1 Кор. 11:26

25 октября. Собор в Эфесе

Ортодоксальное христианство учит, что Иисус Христос — одна личность, обладающая как человеческой, так и Божественной природой. Несторий, мощный проповедник пятого века, не соглашался с этим. Он говорил, что в воплощенном Христе обитали две отдельные личности, одна — Божественная, а другая — человеческая. «Я разделяю природы, но объединяю поклонение. Подумайте, что это может означать, — говорил он, — Тот, Кто был создан во чреве Марии, не был Сам Бог, но Бог принял Его».

Последовал жестокий спор. Император Феодосии II назначил Нестория, популярного оратора, патриархом Константинополя. Проповедники, монахи и епископы выступили с резким осуждением такого решения. Папа осудил Нестория провозглашением из двенадцати анафем (слово анафема означает «проклятие») и потребовал, чтобы он в течение двенадцати дней отрекся от ереси.

Император Феодосии, ошеломленный тем, что богословская война грозит расколоть его империю, созвал в 431 году общий церковный собор в Эфесе. С самого начала собор оказался оживленным и агрессивным. Несторий прибыл с шестнадцатью епископами, вооруженной охраной и поддержкой императора. Но его противников было во много раз больше, и собор вынес приговор не в его пользу: «Тот, кто не предаст Нестория анафеме, пусть сам будет под анафемой. Истинная вера предает его анафеме, святой собор предает его анафеме. На всяком, кто будет общаться с Несторием, пусть будет анафема. Мы все предаем анафеме послания и доктрины Нестория. Мы все предаем анафеме Нестория, его последователей и его безбожную доктрину».

Но император Феодосии заявил, что декрет недействителен, потому что не все епископы прибыли в Эфес. Опять последовали политические игры, интриги и споры, но в конце концов результат был тот же. Несторий был смещен с поста патриарха Константинополя. 25 октября 431 года на эту должность был назначен его преемник. Бывшего патриарха сослали в Египет, где он и умер после написания своей автобиографии, названной им «Трагедия».

Эфесский собор был одним из самых жестких церковных соборов, но он сохранил ортодоксальную доктрину Христа. Маленькая группа восточных епископов, однако, отказалась принять его решения и отделилась в независимую церковь, центр которой находился в Персии. Разрозненные церкви несторианцев до сих пор встречаются в западной и центральной Азии.

…Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе, Господе нашем…

Рим. 1:2-4

26 октября. Обаятельный мужчина

Томаса Мора трудно было не любить. «Я совершенно предан этому человеку, — писал итальянский ученый Никколо Сагундино, — я получаю огромное удовольствие в его чудесной компании и каждый раз чувствую, что нахожусь в прекрасном месте. Я всегда ухожу от него, обогащенный новой информацией и еще более привязанный к нему. Трудно представить, уверяю вас, более приятного, обаятельного и занимательного человека. Его элегантность писателя, его продуманные речи и хорошо оформленные предложения восхищают, но не более, чем проницательный ум, проникнутый искренностью, юмором, остроумием и галантностью».

Дин Свифт считал Томаса человеком величайших добродетелей, самым добродетельным из всех, «кого производила эта земля». Эразм Роттердамский соглашался с такой оценкой. Он говорил о Море как о веселом, с живым умом и остроумном человеке, всегда в хорошем настроении, верном муже, убедительном ораторе и бдительном муже Божьем. «Короче, — подытоживал Эразм, — природа не создавала более творческой, мягкой, нежной и счастливой натуры, чем Томас Мор».

Все эти качества возвысили Мора до высочайшего положения в Англии. 26 октября 1529 года, в правление Генриха VIII, он был назначен лордом-канцлером (верховным судьей) Англии. Но этот пост оказался гибельным для него, потому что Мор был глубоко религиозным человеком. Он щедро давал нуждающимся, пел в хоре поместной церкви в Челси, каждый вечер вел свою семью в молитве и построил маленькую часовенку рядом со своим домом для личной молитвенной жизни и изучения Библии. Здесь он иногда подвергал себя самобичеванию на средневековый манер кнутом из бичевы, завязанной узлами. Он был предан церкви. Он твердо противостоял протестантам. Он был очень принципиальным человеком.

Генрих VIII не любил принципиальных людей и страшно рассердился, когда лорд-канцлер отказался просить у папы разрешения на развод короля с Екатериной Арагонской. Он еще более разгневался, когда Мор отказался признать в нем главу английской церкви. Генрих заточил его в лондонский Тауэр и обвинил в государственной измене. 7 июля 1535 года Томас Мор взошел на помост и сказал притихшей толпе, что умирает «добрым слугой короля, но более преданным Богу». Затем он прочитал отрывок из псалма 50 и аккуратно положил голову на плаху.

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

Пс. 50:7-9

27 октября. Мое сердце растаяло

На методистской конференции, организованной в 1771 году в Англии, Джон Уэсли сказал: «Наши братья в Америке просят о помощи. Кто готов поехать туда?» Фрэнсис Эсбери, ростом в пять футов и шесть дюймов и весом в сто пятьдесят фунтов, внимательно слушал Уэсли. В течение многих месяцев молодой человек мечтал поехать в Америку. Поэтому я выразил желание моего сердца и предложил свою кандидатуру. Мистер Уэсли принял мое предложение, сказав, что это мое призвание.

Эсбери вернулся домой, чтобы сообщить новость родителям. Хотя им было грустно, но они согласились отпустить меня. Я верю, что моя мама, одна из нежнейших родительниц в мире, в этот момент была благословлена Божьей помощью, чтобы расстаться со мной.

Он отплыл 4 сентября. Три дня я сильно болел морской болезнью, с которой ничто не может сравниться. Но скоро он выздоровел и стал собираться с мыслями: Мне нужно подумать о некоторых вещах. Куда я еду? В Новый Свет. Зачем? За почестями? Нет, если я знаю собственное сердце. Заработать деньги? Нет, я хочу жить для Бога и привести других к такой жизни.

Эсбери прибыл в Америку 27 октября 1771 года. Сегодня мы бросили якорь в Филадельфии, где нас направили в дом мистера Фрэнсиса Харриса. Он хорошо принял нас и привел в большую церковь, где мы встретились с многочисленным приходом. Люди смотрели на нас с радостью, принимая нас как ангелов Божьих. Когда мы подходили к американским берегам, мое сердце растаяло, ибо я вспомнил, откуда я еду, куда я еду и что я собираюсь делать. Я почувствовал, что здесь Бог…

Эсбери так и не вернулся в Англию. Он с головой окунулся в служение, очень много путешествовал во всякую погоду, сталкиваясь с разного рода лишениями. Он проехал двести семьдесят тысяч миль и менял одну лошадь за другой. Все его принадлежности умещались в двух седельных сумках. Когда Эсбери приехал в Америку, там было менее восьмидесяти методистских проповедников и четырнадцать тысяч членов методистских церквей. Когда он умер, проповедников было две тысячи, а членов церквей — двести тысяч.

Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

2 Кор. 4:5-6

28 октября. Сим знамением победишь

К началу четвертого века христианство стало самой распространенной религией на всей территории Римской империи, и повсюду возникали церкви — от Британии до Карфагена и Персии. Евангелие распространялось из уст в уста, от человека к человеку до тех пор, пока твердо не укоренилось в народе, несмотря на преследования. «Каждый раз, когда проливалась капля христианской крови, — говорил Сперджен, — эта капля приводила к Христу одного человека».

Последняя волна гонений пришлась на правление императора Диоклетиана. Преследования начались внезапно и были самыми жестокими из всех предыдущих. Но римляне уже устали от кровопролитий, и уничтожение христиан вызывало у них симпатии к верующим. Когда Диоклетиан отрекся от престола, между двумя гигантами, Константином и Максенцием, началась борьба за власть. Их армии встретились у Мульвийского моста недалеко от Рима. Константин, как он рассказывал об этом историку Евсевию, обратился за помощью к христианскому Богу. 28 октября 312 года во сне он увидел на небе крест со словами на греческом — Сим знамением победишь. Это вдохновило его, он двинулся в бой и выиграл сражение. После битвы он открыто исповедал христианскую веру, и отверженная церковь вдруг оказалась в самом выигрышном положении.

Константин предоставил епископам огромную свободу. Он отменил распятия, прекратил гладиаторские бои в качестве наказания. Он издал Миланский эдикт, в котором, в частности, говорилось: «Каждый, кто желает следовать религии христиан, может, начиная с этого момента, свободно сделать свой выбор без помех и волнений». Он сделал воскресенье днем отдыха, строил церкви, финансировал христианские проекты и собирал епископов для обсуждения богословских вопросов.

Однако имеются сомнения в том, был ли Константин истинным верующим, рожденным свыше христианином. Он относился к церковным лидерам как к своим политическим помощникам. Он устранял церковников, которые ему не нравились, и сохранил языческие ритуалы, которые нравились. При его правлении церковь, получившая свободу, деградировала, превратившись из армии благородных мучеников в полуобращенных язычников. Отождествление церкви с государством подготовило сцену для событий Средних веков, и такое отождествление можно наблюдать по сей день в государственных церквах Европы.

«Обращение» Константина принесло церкви много пользы и в то же время причинило много вреда.

Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек. От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне.

Пс. 112:2-3

29 октября. Стрела архиепископа

Морис Аббот был портным в небольшом городке, находившемся в двадцати милях от Лондона. Однажды ночью его беременная жена Алиса увидела во сне, что если она поймает щуку, то родит мальчика. Она побежала к реке и кувшином поймала молодого щученка. Она сварила его, съела и 29 октября 1562 года родила сына.

Эта история стала известной ее соотечественникам, и многие люди в суеверном городке помогли мальчику финансами, чтобы он получил образование. Таким образом, Джордж в шестнадцать лет поступил в Оксфорд. Абботы были преданными протестантами, и молодой человек начал служение. Его мощные, с пуританским уклоном проповеди, хотя часто скучные, всегда были назидательными. Когда король Иаков одобрил новую версию Библии, Джордж стал переводчиком Евангелий, Деяний и Откровения.

В 1611 году, в год, когда вышла версия короля Иакова, Джордж стал главой церкви Англии, архиепископом Кентерберийским, единственным переводчиком, который достиг такого положения. Когда Иаков умер, именно Аббот короновал нового короля, Карла I. Таким образом, он стал единственным переводчиком, который короновал монарха.

Но он также был единственным переводчиком и единственным архиепископом Кентерберийским, который убил человека. Это произошло в середине лета 1621 года, во время охоты с друзьями. Аббот был грузным человеком и не умел обращаться со стрелами. Когда перед охотниками появился заяц, он вытащил стрелу и выпустил ее. Она попала прямо в бедного Питера Харкинса, который тут же умер от потери крови. Вся Англия была в шоке от случившегося, многие высказывали недовольство архиепископом, который сам тяжело переживал несчастный случай. Особый совет огласил решение о его невиновности, и король подтвердил оправдательный приговор. Но многие шепотом высказывали сомнение в святости человека, ставшего причиной смерти другого. Скоро Аббот заболел мочекаменной болезнью и подагрой. Каждый четверг он постился в печали по бедному товарищу. Он так и не выздоровел и так и не был прощен людьми. Тем не менее Джордж Аббот разговаривает с нами каждый раз, когда мы берем в руки библейские послания Евангелий, Деяний или Откровения Библии короля Иакова.

И я сказал: да не восторжествуют надо мною враги мои; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною. Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною. Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем. А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно; и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.

Пс. 37:17-21

30 октября. Развратные лидеры

31 октября 1517 года — самая известная дата в протестантской истории. Это день, когда Мартин Лютер прибил к двери церкви в Виттенберге свои тезисы. Но случай, происшедший за шестнадцать лет до этого, помогает нам понять смелость Лютера. В 1456 году Родриго Борджиабыл назначен кардиналом, но не успел он надеть свою красную шапочку, как тут же снял ее вместе с остальной одеждой в марафонском беге за быстро меняющимися женщинами, чьи личности нам неизвестны, а может быть, были неизвестны и ему. Его распутство возросло еще больше, когда в 1492 году он стал папой Александром VI.

30 октября 1501 года папа Александр устроил нечестивый «Балет каштанов». Гости, прибывшие в папский дворец, у входа увидели живые статуи из голых людей в позолоте, стоявших в эротических позах. В самом дворце, после того как вынесли блюда из банкетного зала, самые красивые проститутки города начали танцевать с гостями, время от времени роняя с себя отдельные предметы одежды. Папа и его сыновья стали судьями конкурса, в котором гости раздевались и разыгрывали эротические сценки. Призы победившим вручал Александр.

Разврат в папских кругах продолжался и при преемнике Александра, Юлии II. Лютер, приехавший в Рим в 1510 году, испытал настоящее потрясение, когда увидел, что папский двор обслуживается двенадцатью обнаженными девушками. До самой своей старости Лютер помнил сексуальные мерзости, которые творились во имя Христа тем, кто считался духовным лидером. Позже он писал: «Я не отказался бы от возможности увидеть Рим и за сотни тысяч флоринов. Если бы я упустил эту возможность, я бы боялся оказаться несправедливым по отношению к папе».

Именно распутство папства, как и несостоятельные доктрины его учения, убедили Лютера в необходимости пойти на риск отлучения и преследований. Лютер знал, что святая жизнь и личная чистота представляют собой часть истинной доктрины, и этот союз неразделим… ибо «праведный верою жив будет».

А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

Еф. 5:3-5

31 октября. Ровно в полдень

В 1517 году папа Лев X истощил папскую казну и оказался перед необходимостью каким-то образом восполнить ее, чтобы иметь возможность перестроить базилику св. Петра. С этой целью он издал указ об особой «распродаже» индульгенций. В самом понятии «индульгенция» есть сомнительная нравственная двойственность, но этот вид индульгенций был в высшей степени неприемлемым. Но что такое индульгенция? Это особый вид прощения за грехи, который даруется папой за определенные заслуги и дела, в данном случае, за финансовые вложения в казну папы Льва. Индульгенции можно было купить даже в пользу усопших, якобы находившихся в чистилище.

Доминиканский монах Иоганн Тетцель стал коммивояжером папы, он разъезжал по всей стране с сундучком, обитым медью, с приготовленными квитанциями и огромным крестом, украшенным папским знаменем. Каждый раз, когда Тетцель входил в город, начинали звонить церковные колокола, собиралась толпа, а уличные артисты начинали развлекать публику. Тетцель открывал лавку в нефе местной церкви, раскрывал свои сумки и кричал: «Вот паспорта, которые приведут ваши души к небесным радостям рая. Как только в кубке зазвенит монетка, душа, за которую уплатили, улетит из чистилища прямо на небеса».

Обычно он перевыполнял план продаж.

Но многих такое положение дел тревожило, и однажды тяжелый взгляд Мартина Лютера упал на индульгенции, которые покупались его согражданами в Виттенберге. Лютер стал внимательно исследовать это явление, после чего объявил данный бизнес мошенничеством. В полдень 31 октября 1517 года Лютер, университетский профессор тридцати трех лет, подошел к дверям церкви в Виттенберге (Германия) и прибил к ним документ. Эта дверь служила доской объявлений в городе, и Мартин Лютер поместил на ней свое объявление. Он пригласил желающих «обсудить силу и действенность индульгенций».

Несколько любопытных прохожих подошли поближе и прочитали следующее: «Из любви к вере и испытывая желание внести ясность, предлагаю вынести на обсуждение ряд вопросов в Виттенберге под председательством преподобного отца Мартина Лютера, магистра гуманитарных наук и священного богословия…» После чего следовал список из девяносто пяти тезисов.

Лютер тогда не знал, какой сокрушительный удар он приготовил папству.

Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах… Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля. Господь сил с нами, Бог Иакова — заступник наш.

Пс. 45:2,7-8