Предисловие

22 октября 1996 года в лондонской газете «Тайме» вышла статья, озаглавленная «Национальное наследие утрачено навсегда — музей разграблен собственным народом». В статье говорилось, что Национальный музей в Кабуле, столице Афганистана, превратился в руины. Когда-то он считался одним из самых богатых музеев мира и в нем хранились величайшие античные сокровища из Персии, Индии, Китая, Средней Азии и других стран. Но повстанцы-маджахеды взорвали подвалы музея, разбили витрины с экспонатами, разграбили реликвии и продавали их за бесценок по всему миру. По крыше музея был нанесен ракетный удар, в результате чего под обломками здания осталась погребенной древняя бронза. Бандиты унесли с собой гончарные изделия доисторических времен, швыряя их в мешки так, словно это был дешевый фарфор. Коллекция Баграма, одна из величайших археологических находок двадцатого века, бесследно исчезла. Около сорока тысяч монет из древнейшей коллекции, сохранившейся до наших дней, тоже исчезли. Музей, бывший когда-то хранилищем истории Афганистана, стал военным объектом, и беспредел настоящего безжалостно уничтожил бережно хранившееся прошлое. Нация утратила свою историю. Но без истории нет наследия. А без наследия прошлого не может быть наследия в будущем.

То же может произойти и с Церковью Иисуса Христа. Современное христианство интересуется современными течениями, проблемами настоящего времени и методами, актуальными для сегодняшнего дня. Я тоже этим интересуюсь. Однако ничто не должно помешать нашей встрече с сонмом свидетелей, участвовавших в составлении церковной истории.

Александр Солженицын как-то сказал: «Если мы не знаем собственной истории, мы будем совершать те же ошибки, приносить те же жертвы и переживать ту же глупость снова и снова».

«Как сможем мы эффективно трудиться ради совершенствования Церкви, если мы не знаем ее истории? — спрашивает Филипп Шафф. — История стояла и всегда будет стоять после Божьего Слова, потому что это Слово есть самая богатая сокровищница мудрости и самый надежный путеводитель в успешной практической деятельности».

Именно по этой причине мы предлагаем вам увлекательное путешествие по страницам христианской летописи: по одной истории в день — чтобы вдохновить, позабавить, бросить вызов и затронуть душу знакомством с двухтысячелетней историей, сотканной из жизней различных людей, начиная от Амвросия и заканчивая Цинцендорфом. Каждая история рассказывается в тот день, в который она произошла в действительности.

Христианская история представляет собой самую заманчивую сокровищницу приключений. На ее сцене вы увидите пестрый калейдоскоп самых разнообразных характеров, как святых, так и эксцентричных. Читая одни истории, мы содрогнемся от ужаса, другие заставят нас посмеяться, третьи — задуматься и в большей степени посвятить себя своему призванию и Господу. Когда я проповедую в моем маленьком приходе в Нэшвилле, я прибегаю к самым разным примерам. Я рассказываю истории о верных последователях, сражающихся героях или разбойниках. Христианская история — это наивысшая драма.

Каждый день в течение каждого века, начиная со дня воскресения Иисуса Христа, Божий народ занимался своим делом, созидая Его царство, используя свои дары и проливая кровь. На сцене истории разыгрывались миллионы сцен. Большая их часть известна только небесам. Некоторые дошли и до нас и даны в этой книге для размышлений. Второстепенные детали не всегда точны, и там, где это было возможно, я выяснял подробности и удостоверялся в их подлинности. Любая выявленная неточность будет исправлена в последующих изданиях. Я выражаю свою глубокую признательность Стиву Кэмпу, предложившему эту идею, и доктору Полу Харрисону, церковному историку, а также Чарлзу Шериллу из Государственной библиотеки штата Тенесси, который проверил каждый рассказ и сделал ценные замечания. Кевин Харпер оказал мне помощь в исследованиях. Я благодарен Филу Стоунеру и Тери Митчеллу за поддержку и помощь в осуществлении этого проекта. Моя жена, Кэтрин, проверяла и корректировала книгу, делала ценные замечания и заботилась об авторе. Моя сестра и ее муж, Энн и Стив Кэмпбелл, оказали нашей семье огромную поддержку, взяв на себя значительную часть забот на заключительном этапе написания этой книги.

И, наконец, я особо благодарю за помощь и любовь моих коллег из церкви «Donelson Fellowship» в Нэшвилле, ибо они тоже творят историю. Они оказали гораздо большую поддержку, чем может показаться на первый взгляд, о чем, пожалуй, они и не догадываются, и я с любовью посвящаю эту книгу им. Вот их имена:

Марк Макпик (Mark McPeak) Майк Холлифилд (Mike Hollifield)

Джефф Николе (Jeff Nichols)

Джерри Кэрревей (Jerry Carraway)

Шерри Андерсон (Sherry Anderson)

Боб Хилл (Bob Hill)