Февраль

1 февраля. Бесконечно щедрая

Как повествует ирландское предание, в пятом веке у одной рабыни от короля родилась дочь, Бриджид. Когда девочка выросла, она тоже стала служить при дворе: молола зерно, ухаживала за скотиной и раздавала бекон короля голодным собакам, а сливочное масло — работникам-мальчишкам.

Потеряв терпение, король решил избавиться от Бриджид. Он отвез ее в ближайший замок и пошел договариваться о ее участи. Тем временем мимо проходил прокаженный, и Бриджид отдала ему боевой меч отца, лежавший в карете. Король был взбешен, а предполагаемый муж отказался от нее, заявив, что такая жена ему не нужна.

Бриджид была красива и мужественна, и поскольку она любила музыку и общение, отец выдал ее замуж за поэта. Но решив принадлежать только лишь Христу, Бриджид нашла для своего мужа новую жену и покинула его замок.

Отец тоже был рад этому.

Бриджид нашла других женщин, которые хотели принадлежать только Христу, и они основали общину монахинь наподобие мужских монашеских общин Патрика. Монашеское поселение в Килдэре было огорожено со всех сторон высокой каменной стеной. Его территория была застроена домиками, крытыми соломой. Появились комнаты для гостей, художественная мастерская, библиотека и церковь. Это и подобные ему поселения стали выпускать лучшие в Европе произведения ремесленного искусства. Рабы и бедняки овладевали различными видами ремесел и значительно улучшали свое положение.

Сама Бриджид разъезжала по селам, помогая бедным, проповедуя Евангелие и открывая новые женские монастыри. К моменту ее смерти, 1 февраля ок. 453 года, тринадцать тысяч женщин освободились от рабства и нужды и стали христианскими служителями и ремесленниками. В течение последующих веков христиане по всей Ирландии развешивали 1 февраля над своими дверями соломенные плетеные крестики Бриджид, а хозяйки распевали песенку, в которой крестьянам предлагалось делиться сливочным маслом с работниками-мальчишками.

Когда будешь жать на поле твоем и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих. Втор. 24:19

2 февраля. Два великана

Сын Пипина Короткого пришел к власти в восьмом веке, но его никак нельзя было назвать коротким. Карл Великий, семи футов ростом, был энергичным, величавым, сильным и умным правителем. Длительные войны намного расширили его королевство, которое заняло большую часть центральной Европы, а на Рождество 800 года папа Лев III короновал его королем франков.

Карл Великий высоко ценил образование и не только сам стремился учиться, но хотел учить и свой народ. Он верил, что религия и образование могут стать единственно твердым основанием здорового государства. А для этого ему нужен был хороший учитель.

И тут на сцене истории появляется Алкуин.

Алкуин, по всей видимости, еще в детстве остался без родителей и воспитывался духовными учителями в Йорке (Англия). В богатой библиотеке Йоркского кафедрального собора мальчик познакомился и полюбил произведения Амвросия, Августина, Беды Достопочтенного, Плиния и авторов древности. Из ученика Алкуин вырос в учителя и 2 февраля 767 года стал дьяконом и директором школы.

Шли годы, и Алкуин, теперь уже известный педагог, путешествуя по Италии, встретился с Карлом Великим. Они прекрасно подходили друг другу: один -великан по своим физическим данным, а другой — гигант в интеллектуальной сфере. Карл Великий попросил Алкуина взять на себя руководство по просвещению его двора, подготовке священнослужителей и организации приходских школ. Так Алкуин оставил Йорк и начал учить королевскую семью, императорских советников и священнослужителей при королевской церкви. Свои учебные планы он составил на основании семи гуманитарных наук, утверждая, что дом знаний можно успешно построить только на этих семи столпах. Он собирал древние рукописи для королевской библиотеки. Прежде всего он стремился учить священство, а потом уже народ. В первую очередь, говорил Алкуин, нужно выучить Господню молитву, а затем Десять заповедей. Он всегда был ревностным в деле изучения Священных Писаний и проповеди Евангелия. Людей нельзя «христианизировать» силой, предупреждал он Карла Великого, но приводить к Христу только Словом Божьим.

Через десять лет Алкуин, истощив свои силы, вернулся в Англию, где провел остаток своей жизни в защите традиционного вероучения, реорганизации школ и разработке учебных планов. Он переписывал рукописи и преподавал Писание. Умер он внезапно в воскресный день, на Пятидесятницу, 19 мая 804 года, но его труды принесли свет во тьму и подготовили почву для возникновения университетов.

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «…оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума». Прит. 9:1, 2, 4, 6

3 февраля. Апостол Севера

Во время евангелизации Европы скандинавы стали последними из тевтонских народов, принявших христианство. Эти викинги с севера угрожали западным христианским странам, а их набеги приводили в ужас население Британии и Западной Европы. Но был один человек, страстно желавший донести до них проповедь Евангелия, и его стремление обрести венец мученика придало ему смелости осуществить свой замысел.

Ансгар родился в 801 году во Франции и с пяти лет учился при Корвейском монастыре, основанном Колумбаном. У него было нежное и любящее сердце. Еще молодым человеком он изъявил желание помочь в основании еще одного Корвейского монастыря в Германии.

Находясь там, Ансгар услышал о скандинавском политике, о Гаральде, просившем об оказании военной помощи. В результате переговоров перед миссионером открылась дверь для служения в Дании. Ансгар отправился туда в качестве добровольца. Его друзья пытались отговорить его, но он был непреклонен. Он сказал им, что, если будет нужно, он готов погибнуть. Однако он не умер, хотя о результатах его миссионерского служения в Дании известно очень немногое, и когда Гаральд был лишен власти, Ансгара тоже изгнали из страны.

Вскоре шведские посланники стали просить прислать миссионеров, и Ансгар вновь отправился на север. На этот раз на его корабль напали пираты, и он потерял все свое имущество, но не жизнь. Когда он достиг Швеции, его тепло приветствовал король Бьерн. В результате его проповедей, однако, было всего несколько обращенных.

Тем временем германский император Людовик Благочестивый, увидев работу Ансгара, стал вынашивать честолюбивые планы христианизации Севера. Он назначил Ансгара архиепископом, дал ему деньги и основал монастырь во Фландрии, рассчитывая, что отсюда можно будет начать наступление евангелизационных сил на Скандинавию. Ансгар сделал все, что было в его силах, но продвижение было трудным. На его монастырь напали пираты. Какое-то время он жил скрываясь. Его миссионеров из Швеции изгнали. Многие из новообращенных вернулись к языческому образу жизни.

Но Ансгар молился, постился и трудился до 3 февраля 865 года, когда почувствовал, что жизнь покидает его тело. Он отдал все необходимые распоряжения своим помощникам, после чего мирно умер — так и не получив желанного венца мученика. Его усилия по созданию твердого основания для христианизации Скандинавии казались напрасными, но семя было посеяно, и в десятом веке в этом регионе христианская церковь была утверждена уже навсегда. Поэтому в церковной истории Ансгар известен как «апостол Севера».

Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.

Ин. 17:15-18

4 февраля. Бесценный человек

Некоторые христиане на закате земной жизни могут оставить официальные должности и сократить темп своего служения. Но полностью отойти от выполнения труда для Господа они не могут, ибо христиане не уходят на пенсию. Их просто переводят на другое место работы.

Рабан Мавр родился в 776 году, он отличался ясным и проницательным умом. Его родители дали ему образование в лучших школах, а позже он учился в Туре (Франция) у самого великого христианского педагога того времени, Алкуина, бывшего советником Карла Великого. Алкуин не только передавал Рабану знания, он решил сделать из него учителя. Вернувшись в Германию, Рабан получил должность директора школы в Фульде, и под его руководством как бедная, так и богатая молодежь могла получать хорошее образование. Рабан приложил немало усилий для того, чтобы собрать самую лучшую библиотеку своего времени, и его школа во Франции стала самой знаменитой. Из нее вышло много ученых, и на ее основании стали возникать десятки других филиалов. Он расширил учебные планы, включил в них дополнительные дисциплины и объявил войну суевериям. На его выпускников во всей Европе был большой спрос.

У Рабана была страсть к Божьему Слову. Его учебные программы включали в себя тщательное изучение Писаний. Он написал комментарии почти на каждую книгу Библии, регулярно проповедовал, сочинял духовные гимны, написал руководство для священнослужителей и много работал над качественной подготовкой священников — и все это в эпоху тьмы, невежества и суеверий.

Наконец в 842 году, совершенно обессиленный, он удалился на покой. В возрасте шестидесяти шести лет он мечтал завершить свою жизнь в уединении и изучении Слова, освободив себя от всякой ответственности. Но он был слишком нужным, чтобы ему позволили уйти от активной жизни и служения. Назначенный на пост архиепископа Майнца в Германии, Рабан провел остаток дней, проповедуя Евангелие и борясь за веру. Он трудился не покладая рук до 4 февраля 856 года, когда в возрасте восьмидесяти лет Господь забрал его домой. Но что помогало Рабану сохранить свою активность? Помазание Духа! В одном из своих гимнов он молился:

Сойди с небесной высоты

Святой Дух Божества!

Когда-то, словно голубь,

Ты Спускался на Христа.

Ты — очищающий Огонь,

Ты — радости Елей,

Ты — утешитель,

Дух благой,

Живой Поток излей (001) .

Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи… Пс.91:13-15

5 февраля. Богу вся слава

Такие гимны, как «Вся слава Богу», «Благословенное упование», «Мой Господь меня ведет» и «Он укрывает мою душу», напоминают нам, что начать служить Христу никогда не поздно. Некоторые люди начинают свое служение еще в детстве, другие — в подростковом возрасте, а третьи — будучи взрослыми людьми. Моисею было восемьдесят лет, когда он услышал Божий призыв. Павел тоже находился в зрелом возрасте, когда повстречал Иисуса. Как и Фанни Кросби, автор вышеназванных гимнов.

Фанни родилась в 1820 году в Нью-Йорке. Шести недель от роду от простуды у нее воспалились глаза, и врач назначил ей горчичные припарки, в результате чего она ослепла. Когда она подросла, она приняла твердое решение не падать духом и в возрасте восьми лет написала: О, как душе моей привольно! И пусть глаза не видят свет, всегда я буду всем довольна.

Много лет Фанни провела в Нью-Йоркском институте для слепых сначала в качестве студентки, а потом — преподавателя и писателя. Она достигла больших успехов, и слава о ней разошлась по всей стране. Она читала свои стихи перед Конгрессом и подружилась с самыми знаменитыми людьми Америки, включая президентов.

Но своего самого большого друга, Господа Иисуса, Фанни встретила только в 1851 году. Однажды она попала на собрание пробуждения в методистской церкви в Нью-Йорке. Собравшимся предложили присоединиться к молитве, после чего все начали петь великий и священный гимн «Пролил Спаситель Свою кровь за меня». «Когда собравшиеся дошли до строки «Вот, Господь, я отдаю себя», — вспоминала Фанни позднее, — я почувствовала, что всю мою душу залил небесный свет».

Через четырнадцать лет после этого она встретилась с автором христианских гимнов, Уильямом Брэдбери, который сказал ей: «Фанни, я благодарю Бога за то, что мы встретились с вами, потому что я думаю, вы можете писать христианские гимны». Брэдбери предложил сюжет для песнопения, и 5 февраля 1864 года Фанни Кросби, взяв его идею за основу, написала: Мы идем, мы идем / в дом на небеса, / где свет не гаснет никогда / и где в полях краса.

Это был ее первый гимн, а ей было уже сорок четыре года. Но к тому времени, когда она пятьдесят лет спустя сама ушла в дом на небесах, ею было создано более восьми тысяч гимнов.

Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя. Пс. 107:3-5

6 февраля. Джадсон

Христиане часто с большим нежеланием отпускают своих детей в мирские институты и университеты. Иногда для этого есть веская причина. Молодые люди в миру могут «потерять веру». И тем не менее некоторые все же теряют ее, чтобы впоследствии обрести вновь с большим упованием и твердостью.

Адонирам Джадсон вырос в одном из приходов Бостона в XVIII в. В возрасте шестнадцати лет он поступил в университет Брауна и был удостоен чести произнести на выпускном вечере прощальную речь от своей группы. В университете он подружился с Джейкобом Имсом. Джейкоб был деистом и фактически атеистом. Насмехаясь над верой Джадсона, он давал ему читать Вольтера и других французских философов. Когда Адонирам вернулся домой, он заявил своим родителям, что стал атеистом. Его мать разрыдалась. Отец рычал, грозился и колотил мебель.

В возрасте двадцати одного года Адонирам уехал в Нью-Йорк, чтобы заняться драматургией. Но, услышав рассказы о столкновениях на американской границе, он оседлал коня и направился на запад. Однажды вечером, устав от долгого перехода, он остановился в одной гостинице. Владелец сказал ему: «Простите, сэр, но в единственной оставшейся комнате несколько шумно. Дело в том, что через стенку поселился смертельно больной молодой человек». Адонирам слишком устал, чтобы это могло его насторожить, и взял ключ от комнаты.

Эта ночь стала для него кошмаром. Топот ног. Приглушенные голоса. Мучительные стоны. Грохот передвигаемых стульев. В сердце Адонирама вкралась тревога, и он подумал о том, что сказал бы его друг, Джейкоб Имс, о страхе, болезни и смерти.

На следующее утро, выписываясь из гостиницы, он спросил о молодом человеке за стенкой. Хозяин ответил: «Я думал, вы слышали. Он умер сегодня под утро. Очень молодой. Не старше вас, сэр. Учился на востоке, в университете Брауна». Адонирам замер. Хозяин продолжил: «Его звали Джейкоб Имс».

Запад мгновенно потерял свою прелесть, и Адонирам развернул своего коня в обратном направлении. Вскоре он отдал свою жизнь Христу, а после посвятил себя миссионерскому труду. 6 февраля 1812 года Адонирам Джадсон был призван к служению в качестве первого американского миссионера. 18 февраля вместе со своей женой и членами миссионерской команды он отплыл в Бирму.

И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и пропове-Дану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему.

Лк. 24:46-48

7 февраля. Крепкая башня

В 1934 году Адольф Гитлер вызвал лидеров немецкой церкви в свой кабинет в Берлине, чтобы отчитать их за недостаточную поддержку его программы. Пастор Мартин Ниемоллер объяснил, что они беспокоятся лишь о благе церкви и немецкого народа. Гитлер резко прервал его: «Вы думайте о церкви. А о немецком народе я сам позабочусь». Ниемоллер ответил: «Вы говорите: «Я позабочусь о немецком народе», но ведь на нас, христианах и священнослужителях, тоже лежит ответственность за немецкий народ. Эту ответственность возложил на нас Бог, и ни у вас, ни у кто-либо другого в мире нет власти отлучить нас от этой ответственности».

Гитлер выслушал это заявление в полном молчании, но вечером того же дня в дом к Ниемоллеру ворвались гестаповцы с обыском, а через несколько дней в его церкви взорвалась бомба. В последующие месяцы и годы за ним постоянно наблюдала тайная полиция, а в июне 1937 года в своей проповеди пастор сказал своей пастве следующее: «Точно так же, как апостолы древности, мы не помышляем собственными силами избежать подчинения установленным властям. Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Вскоре его арестовали и посадили в одиночную камеру.

Суд над доктором Ниемоллером начался 7 февраля 1938 года. В то утро охранники в серо-зеленой форме вывели священника из тюремной камеры и повели через подземные переходы в зал суда. Ниемоллера охватил ужас и чувство одиночества. Что с ним будет? Что будет с его семьей? С детьми? Какие пытки ждут его впереди?

Лица охранников были бесстрастными. Пастор тоже шел молча. Но когда они вышли из туннеля, чтобы по последним ступенькам подняться наверх, Ниемоллер услышал шепот. Сначала он не понял, кто говорит, потому что голос был тихим, как вздох. Затем он понял, что слова из Книги Притчей (18:10) выдохнул ему в ухо сопровождавший его офицер охраны: «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен».

Чувство страха тут же покинуло Ниемоллера, и сила этого стиха поддерживала его в течение всего судебного заседания и все те годы, что он провел в нацистских концентрационных лагерях.

Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен. Имение богатого — крепкий город его и как высокая ограда в его воображении. Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.

Прит. 18:10-12

8 февраля. Покой во время шторма

Апостола Павла задержали в Иерусалиме именно тогда, когда он собрался отправиться в Испанию и Западную Европу с проповедью благовес-тия. Он пробыл в заключении в Кесарии целых два года. Обратившись наконец к суду императора, он получил разрешение сесть на корабль, направлявшийся в Рим. Но корабль попал в сильный шторм. Он затонул, а Павел благополучно выплыл на берег, где его, однако, поджидал укус ядовитой змеи. На острове Мальта Павел пробыл три долгих месяца.

Внимательные читатели Книги Деяний (27 и 28) всегда удивлялись самообладанию Павла. Он всегда был на высоте, даже когда корабль тонул в море. Он знал, как сохранить расположение духа, хотя иногда и он мог почувствовать некоторую долю отчаяния. Под угрозой были миссионерские мечты Павла. Он стремился к свободе, но попал в заключение; страстно желал присоединиться к труду ради Господа, но его ждала бездеятельность. Он хотел попасть в Рим, но ветры дули в противоположном направлении. Он был энергичным и активным человеком, но был лишен возможности двигаться вперед. Стремясь возместить время, он оказался на затерянном острове посреди океана.

Он застрял.

В положенное время началась навигация, и 8 февраля 60 года Павел вновь отправился в путь, чтобы покрыть оставшееся расстояние до Рима. Но и теперь вы не заметите в нем и следов отчаяния. Жизнь и служение Павла были настолько полно посвящены Господу, что все, происходившее с ним, он всегда воспринимал как от Бога. Опыт научил его доверять Божьему провидению и полагаться на обетования Господа. В момент наивысшего напряжения во время шторма в море он выразил свою философию в нескольких фразах, сообщив морякам, приготовившимся к смерти, следующее: «Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою». Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано» (Деян. 27:23-25).

Павел добрался до Рима во время, намеченное не им, а Богом. В шторм и бурю его нервы были в полном порядке. И во время отсрочки исполнения планов его дух оставался терпеливым.

Он умел ждать Бога.

Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове, и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня. Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол, где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим.

Деян. 28:11-14

9 февраля. Защищая веру

«…Я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым», — писал Иуда. Никто не сделал этого лучше, чем Афанасий. Он родился в 296 году в христианской семье в Египте. Афанасия рукоположили на служение именно тогда, когда еретик Арий учил людей, что Иисус Христос не был Богом. Христос, говорил Арий и его последователи, ариане, был выше, чем ангелы, но Он был ниже Бога, Своего Отца.

Император Константин в 325 году созвал церковный собор в Никее, чтобы разрешить этот вопрос. На нем присутствовал и Афанасий. Молодой человек полностью согласился с решением собора. Иисус есть Бог. Отец, Сын и Святой Дух — Божественная Троица в одном Боге в трех ипостасях. Афанасий верил, что Бог стал Человеком и умер, чтобы дать нам прощение.

Вскоре Афанасий стал епископом Александрии. Но Константин, по-прежнему боявшийся раскола, приказал ему принимать в церковь ариан. Афанасий отказался, чем расшевелил осиное гнездо и возбудил против себя интриганов. Приехав в Константинополь, он встал перед лошадью Константина, схватил ее под уздцы и потребовал, чтобы император аннулировал свой указ. Однако этого не произошло, а его сместили с занимаемой должности.

После смерти Константина Афанасий вернулся в Александрию, но ненадолго. Ариане в 339 году вновь изгнали его, и последующие несколько лет он провел в Риме, где его учение привлекало к нему толпы народа и где он нашел внимательных и усердных читателей своих трудов.

Он вернулся в свою церковь в 346 году. Его встречала многотысячная толпа, город был расцвечен факелами, а его враги ретировались. Но затем они опять вернулись. 9 февраля 356 года Афанасий проводил полунощную службу, когда церковь осадили пять тысяч солдат. Массивные двери затрещали. Афанасий спокойно попросил своего помощника прочитать псалом 135, а сам выскользнул через боковую дверь и бежал в египетскую пустыню.

Позднее его вернули в церковь, но только лишь затем, чтобы в четвертый раз изгнать из города. Но он опять возвратился и служил там до самой своей смерти в возрасте семидесяти семи лет. Семнадцать лет своего служения из сорока пяти он находился вдали от своего прихода. И сегодня мы испытываем огромную благодарность к Афанасию. Он посвятил свою многотрудную жизнь защите традиционных доктрин и веры в то, что Бог раз и навсегда даровал Своему народу.

Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.

Иуд. 3

10 февраля. Три нянечки Уэсли

Великий евангелист Джон Уэсли был маленького роста, но хорошо сложенным и симпатичным мужчиной. Он мог легко очаровывать женщин, что часто делал, но его романы не всегда заканчивались так, как ему хотелось. В возрасте тридцати трех лет он встретил Софи Хопки, и она стала ежедневно навещать его, чтобы вместе молиться и учить французский. Когда он заболел, Софи нянчилась с ним, и он влюбился в нее. «Ее слова, — писал он, — ее глаза, ее облик, каждое ее движение и жест полны такой мягкости! Трудно сказать, каковы были бы последствия, если бы я прикоснулся к ее руке. И как мне удалось избегнуть этого, я сам не знаю». Но он слишком долго колебался, и мисс Софи неожиданно вышла замуж за другого, вдребезги разбив сердце Уэсли.

Через несколько лет, во время другой болезни, он влюбился в медсестру Грейс Мюррей. Он, можно сказать, сделал ей предложение: «Если я когда-нибудь женюсь, я думаю, я женюсь именно на вас». Она, можно сказать, приняла его предложение. Но когда брат Джона, Чарлз, услышал об этом, он ворвался в дом Грейс и выпалил: «Грейс Мюррей! Ты разбила мое сердце» — и упал в обморок. Когда он пришел в себя, то стал уверять ее, что она разрушит служение брата. Она расторгла помолвку, оставив Джону записку, где нервными каракулями было выведено следующее: «Яростный вихрь расшвырял нас в разные стороны».

10 февраля 1751 года Уэсли, которому теперь было уже далеко за сорок, упал с Лондонского моста в покрытую льдом реку. Его выловили и принесли в дом медсестры Мэри Вазелль. На этот раз он не колебался. Они поженились в течение одной недели.

Но этот брак закончился катастрофой. Друг Уэсли, Джон Хэмпсон, так вспоминал об этом: «Однажды я пришел к брату Уэсли и обнаружил, что миссис Уэсли кипит от ярости. Ее муж лежал на полу, а она таскала его за волосы. В ее руке остался целый клок его волос, выдранных с корнем. Мне казалось, что я могу вышибить из нее дух».

Они прожили вместе совсем недолго, и в 1771 году в дневнике Уэсли появились такие строки: «Я приехал в Лондон, и мне сказали, что моя жена в понедельник умерла. Ее похоронили сегодня вечером, но мне об этом не сообщили…»

…Сварливая жена — сточная труба. Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа.

Прит. 19:13б, 14

11 февраля. Четыре правила для умирающих

Когда мы доверяем Богу, то даже наша смерть может стать средством Его прославления. Однажды Иисуса спросили, почему исцеленный им человек был слеп (Ин. 9). Он сказал следующее: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий». Через болезнь Павла, которая стала для него «жалом во плоти», проявлялась достаточность Божьей благодати. Как происходит этот процесс, можно проследить на четырех правилах, которые написал Уильям Сангстер и которые можно применять в болезни.

Сангстер родился в Лондоне в 1900 году и в возрасте девяти лет начал ходить в методистскую церковь. В тринадцать он стал христианином и сразу же начал делиться своей верой с друзьями. Три года спустя, 11 февраля 1917 года, он прочитал свою первую проповедь. Прослужив некоторое время в армии и короткий срок отучившись в колледже, он начал руководить несколькими методистскими церквами, загоняя себя до изнеможения и часто говоря: «Я недостаточно много работаю». Репутация сильного проповедника следовала за ним из церкви в церковь.

В 1939 году Сангстер стал руководителем методистской церкви неподалеку от лондонского Вестминстерского аббатства. Однажды во время богослужения он заявил ничего не подозревающей и изумленной аудитории, что Британия и Германия с этого момента находятся в состоянии войны. Он быстро переоборудовал подвал церкви в бомбоубежище и в течение 1688 военных ночей служил самым различным людям. Каким-то образом он находил время для писательского труда, для захватывающих дух проповедей, получил степень доктора философии и привел сотни людей к Христу. В Лондоне все знали его как последователя Уэсли, и прихожане очень любили его.

После войны Сангстер возглавил отдел миссионерского служения на территории Великобритании при Британской методистской церкви. В тоже самое время ему поставили диагноз прогрессирующей мускульной атрофии. Он медленно умирал в течение трех лет, и паралич захватывал все большие участки его тела до тех пор, пока он не онемел весь, кроме двух пальцев. Но отношение Сангстера к жизни не изменилось, ибо когда он впервые узнал о своей болезни, он сразу же написал для себя четыре правила. У многих людей есть правила для жизни. А Сангстер составил правила для умирающих: «Я никогда не буду жаловаться. Я всегда буду радоваться. Я буду считать мои благословения. Я постараюсь выиграть и здесь». Он следовал всем этим правилам. Таким образом в его жизни была явлена работа Божья, и сила Божья стала совершенной в его немощи.

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий.

Ин. 9:1-3

12 февраля. Грех симонии

Человек по имени Симон из Книги Деяний (гл. 8) принес апостолам деньги, пожелав купить силу Духа Святого. Петр, как всегда прямолинейный, ответил ему: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги». Мы точно не знаем, что было с Симоном потом, но его имя осталось навсегда в церковной истории. В Средние века возникла прискорбная практика: покупка церковных должностей и постов, и это явление стало называться симонией.

В одиннадцатом веке симония стала настолько распространенной, что двадцатидвухлетний германский король, Генрих III, забеспокоился о судьбе церкви. 20 декабря 1046 года он созвал в Суитри, в двадцати пяти милях от Рима, синод, чтобы обсудить возникшую проблему. Папа Григорий VI объявил начало заседания. Но сам Григорий был одним из самых злостных симонитов, поскольку и он «купил» себе папство. Когда Генрих напомнил церковным лидерам о необходимости честных взаимоотношений и чистоты среди церковных лидеров, папа Григорий произнес в адрес синода следующие замечательные слова: Я, Григорий, епископ, слуга Божьих слуг, выношу себе приговор и отстраняюсь от первосвященства в святой Римской церкви по причине страшной ошибки, которая через симоническую нечистоту вкралась в мое избрание и осквернила его.

Он спросил: «Довольны ли вы таким решением?» Собравшееся священство единогласно ответило: «То, что вам угодно, и нам угодно, а потому да будет так». Григорий сошел с престола, снял свои первосвященнические одежды, упал на колени и плакал о прощении, после чего покинул страну.

Но в связи с этим возникла другая проблема. Кого поставить на его место? Никто из присутствовавших епископов не был свободен от греха симонии. Все они покупали свои должности. После долгих поисков по стране нашли одного честного человека по имени Суидгер, он был епископом из Бамберга, и его выбрали папой, но он прожил менее года. Следующие двое пап тоже быстро умерли. Затем избрали Бруно, симпатичного, хорошо образованного и искреннего человека с незапятнанной репутацией. Когда его вызвали в Рим, он пришел босиком и в слезах, одетый в одежду странника. Люди пели ему гимны хвалы, и 12 февраля 1049 года он стал папой Львом IX. Лев IX боролся с симонией все время своего пребывания на этом посту, проложив путь для дальнейших реформ, которые были проведены под руководством его помощника и последователя Гильдебранда (папы Григория VII).

Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию… Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Итак, покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего…

Деян.8:18-20, 22

13 февраля. И все-таки она вертится

Настоящая наука и правильное понимание Писания никогда не противоречат друг другу, ибо один и тот же Бог сотворил и то, и другое. Но непоправимый вред наносится тогда, когда одно из них истолковано неправильно или использовано для обличения другого. Вот одна из печальнейших и трагических церковных историй на эту тему.

Галилео Галилей был итальянским астрономом и физиком. Свое первое открытие он сделал, будучи студентом в Пизе. Из-за отсутствия денег он бросил университет, но в возрасте двадцати пяти лет вернулся, чтобы изучать математику. Он сформулировал законы гравитации, проводя новейшие опыты, как, например, наблюдение за сбрасываемыми тяжелыми предметами с падающей башни в Пизе. Он изобрел закон маятника, наблюдая за свисающей с потолка собора лампой. Слава о нем распространилась по всей Европе, привлекая к нему и учеников, и критику.

В 1609 году он начал строить телескопы и сделал поразительные открытия о небесных телах. Галилей был христианином, веровавшим в то, что Божий мир и Божье Слово были предметом для изучения и исследований. Используя один из своих телескопов, он даже показал папе Павлу V некоторые из своих находок. Тем не менее церковь отнеслась к нему недоброжелательно, потому что его открытия опровергали традиционное церковное учение. Некоторые священники осуждали всю науку астрономию, цитируя при этом Книгу Деяний (1:11): «…мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?»

В 1632 году Галилея вызвали на суд инквизиции, чтобы предъявить ему обвинение в том, что его работы противоречат церковному учению. Ему было уже семьдесят лет и он был слаб, однако его вынудили зимой покинуть Флоренцию. 13 февраля 1633 года он приехал в Рим. Историки не могут с уверенностью сказать, пытали Галилея во время его пребывания в Риме или просто припугнули пыткой. В любом случае старый ученый был вынужден отречься от своих взглядов — в особенности от своего утверждения о том, что земля вращается вокруг солнца, — ему пришлось назвать эти взгляды «ошибками и ересью». Легенда гласит, что Галилей, прочитав вслух свое отречение, затем пробормотал про себя: Е pur si muove — «И все-таки она вертится».

Галилей так и остался под домашним арестом, церковь к нему продолжала относиться с подозрением. Впоследствии он ослеп и совсем ослаб. Он умер зимой 1642 года в присутствии своего сына и двух учеников.

Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их.

Пс. 18:2,4,5

14 февраля. «Твой Валентин»

Время от времени в христианскую историю вкрадываются разного рода легенды. Истории о ранних мучениках, например, передавались устно из поколения в поколение, и некоторые из них обросли дополнительными, более романтичными подробностями. Такова история о святом Валентине.

В ранней церкви действительно имеются свидетельства о двух людях по имени Валентин, но, скорее всего, они относятся к одному и тому же человеку — священнику в Риме во время правления императора Клавдия II. Согласно преданиям, Валентина посадили в тюрьму, где его били, а 14 февраля около 270 года обезглавили у Фламинианской дороги.

Звучит романтично? Но каким образом день его мученической смерти мог стать днем влюбленных и цветов, конфет и маленьких стишков, которые начинаются со слов «красные розы…»? В соответствии с легендой Валентин нарушил указ императора Клавдия. Клавдий, желая обеспечить свою армию солдатами, попытался ослабить семейные узы и запретил молодым людям вступать в брак. Валентин в нарушение запрета тайно венчал молодые пары в подпольной церкви. После разоблачения последовал его арест.

Более того, у самого Валентина тоже было романтическое увлечение. Р тюрьме он подружился с дочерью надсмотрщика, и, поскольку ему не позволялось иметь книги, он развлекался тем, что вырезал из бумаги фигурки и посылал девушке записки. Его последняя записка поступила к ней утром в день его казни. Она заканчивалась словами «твой Валентин».

В 496 году 14 февраля был назван днем в его честь. К тому времени христианство стало в империи государственной религией и многие языческие праздники были «христианизированы». Один из них — римский фестиваль «луперкалия» — был праздником любви и плодородия. Молодые люди клали записочки с именами своих возлюбленных в коробку, вытаскивали их наугад и праздновали чувственную любовь. Этот праздник и заменили днем св. Валентина с его более невинными записками с выражениями нежности и привязанности.

Но есть ли в истории о св. Валентине доля истины? Может быть. Скорее всего, он действительно сочетал молодых людей в подпольной церкви и посылал записки дочери тюремщика. Может быть, он их подписывал словами «твой Валентин». И, вероятно, он умер за веру в Христа.

Но маловероятно, чтобы он писал о «красных розах и голубых фиалках»…

Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина. От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои, — будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!

Песн. 1:1-3

15 февраля. Сверток в тюрьме

Адонирам Джадсон, который хотел стать первым американским миссионером за рубежом, влюбился в самую красивую девушку в Брэдфорде (штат Массачусетс), Энн Хасселтайн, дочь дьякона конгрегационалистской церкви. Письмо Джадсона, в котором он просил руки Энн у ее отца, считается самым возвышенным в церковной истории:

И теперь я спрашиваю, согласитесь ли вы расстаться со своей дочерью, согласитесь ли вы на ее отъезд в языческие страны и на то, чтобы она столкнулась с трудностями и страданиями миссионерской жизни? Сможете ли вы согласиться на то, чтобы она встретилась с опасностями в океане, с роковым воздействием южного климата в Индии, со всякого рода нуждой и печалью, унижениями, оскорблениями, преследованиями и, возможно, насильственной смертью?

Джон Хасселтайн дал согласие, и 5 февраля 1812 года молодые люди обвенчались в доме Хасселтайнов. На следующий день они были приняты на служение в качестве миссионеров и вскоре покинули берега Америки. Их новым местом жительства стал Рангун в Бирме, грязный и перенаселенный город. Атмосфера была гнетущей, а труд не приносил радости. К 1820 году у них было десять обращенных бирманцев, но какой ценой! Один ребенок Джадсонов родился мертвым, другой умер от тропической лихорадки.

Когда между Бирмой и Англией разразилась война, Адонирама обвинили в шпионаже и посадили в камеру смертников. Темное и сырое подземелье кишело паразитами, а Адонирам был закован в кандалы. Каждый вечер его вешали за ноги, а голова и плечи лежали на земле.

Энн, снова беременная, ходила на приемы к одному чиновнику за другим, умоляя освободить мужа. 15 февраля 1825 года, через восемь месяцев после ареста Адонирама, она появилась в тюрьме с маленьким свертком на руках. Это была их новорожденная дочь, Мария. Ни один художник не в состоянии передать остроту этой короткой встречи и сильных чувств печали и радости, страха и веры.

Последовали мучительные месяцы. Наконец Адонирама освободили, но Энн и Мария вскоре умерли от лихорадки. Адонирам пережил психический надлом, в результате которого чуть не потерял служение и жизнь.

Но Бог еще не закончил работу с ним. Первому миссионеру Америки еще предстояло потрудиться для мира.

…Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

Мф. 10:38-39

16 февраля. Дитя обетования

Эндрю и Элизабет Ренвик, молодая супружеская пара, ткачи, жили в XVII в. в горах Гленкаирна в Шотландии. Все их дети умерли, не успев вырасти. Эндрю смирился со своим горем, но Элизабет день и ночь умоляла Господа дать им другое дитя.

Господь ответил на горячие молитвы, и маленького Джеймса с раннего детства учили Священному Писанию. Он рос, и его совесть становилась все более чувствительной; а ум острым. Он прекрасно учился в университете Эдинбурга, но отказался от ученых степеней, потому что не мог принять Карла II в качестве главы Шотландской церкви.

Оставшись в Эдинбурге, Джеймс с тревогой наблюдал, как нонконформистов пытали и мучили, а их отрубленные головы и руки в назидание другим прибивали гвоздями к городским воротам. Он уехал из Шотландии за границу для подготовки к служению и для рукоположения, но его сердце оставалось в родных горах. Скоро он вернулся, чтобы проповедовать, учить, советовать и жить для других. «Многочисленные путешествия, — говорил он другу, — ночные переходы, недостаточный сон и плохое питание, частые проповеди в любых погодных условиях, особенно по ночам, подорвали мое здоровье». Холодными штормовыми ночами и днем он неустанно ходил через болота и горы. Мрачные пещеры или узкие долины часто становились его кабинетом, а подушкой служили камень или бревно. Сотни раз ему удавалось бежать от погони, но однажды зимней ночью в Эдинбурге его схватили, заковали в кандалы и обвинили в государственной измене.

Его овдовевшая мать посетила сына в тюрьме, ее сердце разрывалось на части от горя. «О Джеймс! — воскликнула она. — Как я смогу смотреть на твою голову и руки, прибитые к городским воротам? Я не выдержу этого». Он успокаивал ее, как мог, а 16 февраля 1688 года сумел передать ей записку: «Нет ничего на земле, кроме тебя, что я оставлял бы с таким сожалением… Прощай, мать. Прощайте, ночные переходы, холод и усталость ради Христа. Прощай, сладкая Библия и проповедь Евангелия. Я приветствую тебя, венец славы. Я приветствую Тебя, о благословенная Троица и единый Бог! Я предаю свою душу в Твой вечный покой».

На следующее утро он в последний раз обнял свою плачущую мать и отправился на эшафот.

Ему было двадцать шесть лет.

А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

2 Тим. 3:14-15

17 февраля. Современные мученики

В 1971 году Иди Амин совершил в Уганде переворот в то время, когда президент Оботе находился за границей. Он сразу распустил Парламент, приостановил действие Конституции и запретил деятельность политических партий. Его солдаты стали вламываться в дома и арестовывать противников диктатора. Из страны были изгнаны все азиаты. Американцев просто убивали. Грабителей расстреливали на месте. Над страной навис ужас террора.

30 января 1977 года англиканский епископ Фесто Кивенджере проповедовал перед большой аудиторией под открытым небом, провозглашая следующее: «Бог наделил земных правителей властью. Но в нашей стране сила злоупотребила данной Богом властью». Слушавшие замерли от ужаса, потому что в толпе находились офицеры тайной полиции. В следующую субботу солдаты арестовали англиканского архиепископа Янани Лувума, вытащив его из постели в 1.30 ночи. Церковные лидеры немедленно отправили Амину письмо со словами: Это предел того, что постоянно происходите нашими христианами. Многих, погибших от пуль, мы уже похоронили, а тела других до сих пор не найдены.

17 февраля по радио Уганды объявили о смерти Лувума в автомобильной катастрофе. Истина об этой трагедии стала известна позже. Лувума привезли в камеру пыток Амина и позволили провести короткое молитвенное собрание с другими заключенными. Затем его затолкали в «Лендро-вер» и привезли в огороженное место недалеко от столицы. Сам Амин приехал на место и стал требовать, чтобы Лувум подписал заранее подготовленное признание о заговоре с целью свержения правительства. Две воли столкнулись в поединке, после чего Лувума подвергли избиению. Били его нещадно.

Но Лувум опять отказался подписать признание и молился за своих мучителей. Это ввергло Амина в ярость. Он выкрикивал богохульства, бил архиепископа и приказал солдатам продолжать мучить его. Наконец, Амин выхватил пистолет и дважды выстрелил Лувуму прямо в сердце.

Интересно, что именно в этот момент протестанты в Уганде готовились к празднованию столетия христианства в своей стране. Группа одаренных молодых христиан готовила пьесу о первых мучениках Уганды. Через неделю после смерти Лувума молодые люди сами стали мучениками — их тела были найдены в нескольких милях от Кампалы.

Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилищах и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.

Мк. 13:9-10

18 февраля. Великолепная карта

Джон Беньян, кто он — мечтатель? А что такое мечта? «Путешествие пилигрима», одна из популярнейших христианских книг, была опубликована 18 февраля 1678 года. Беньян рассказывает в ней историю странника по имени Христианин, который на своем пути сталкивается с различными испытаниями и трудностями, а также празднует триумф на пути из города Разрушение в Небесный Град.

Доктор Эмиль Гайе из Принстона, прочитавший эту историю пятьдесят раз, сказал: «После Библии «Путешествие пилигрима» среди классических произведений стоит на первом месте… Ведь для того, чтобы успешно преодолеть намеченный путь, человеку нужна не только авторитетная и назидательная книга, но и путеводная карта. Шедевр Беньяна обеспечил нас самой великолепной картой, о которой только можно мечтать».

В одной из незабываемых сцен этого повествования Христианин посчитал свой путь слишком тяжелым, сошел с него и перешел на бегущую рядом тропинку, покрытую мягкой травой. Но постепенно эта тропинка превратилась в сырую, покрытую ядовитой лозой дорогу. Небо почернело, и Христианин провел ночь у подножия большого дуба, где насквозь вымок под проливным дождем. На следующее утро его нашел великан Отчаяние, избил и посадил в темницу в своем замке Сомнение. Замок был огорожен высокими и крепкими стенами. Христианин пытался петь, но не мог. Настроение его было таким же мрачным, как и подземелье, в котором он оказался. Великан Отчаяние нещадно избивал его, и с каждым днем Христианин становился все слабее и слабее. Наконец, в тюрьме он нашел веревку, нож и бутылку, неизменные орудия самоубийства, и в какой-то момент испытал искушение навсегда покончить со своим горем.

Но однажды около полуночи он начал молиться и…

Используя ключ Божьих обетовании, Христианин бежал из заточения, чтобы больше уже никогда не попадаться в западню великана Отчаяние из замка Сомнение.

Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему.

Пс. 39:2-4а

19 февраля. Стойкий

У Джеймса Гатри было прозвище «сикерфут», шотландское слово, означающее «стойкий». Он был невозмутимым и сдержанным, обладал способностью разрешать споры и успокаивать буйных. В течение нескольких лет он преподавал философию в университете св. Андрея, после чего стал проповедником Евангелия в шотландском городке Стерлинге.

19 февраля 1651 года Гатри обвинили в государственной измене, потому что он проповедовал о том, что церковью должен управлять Христос, а не шотландский король. В ответ на предъявленное обвинение Гатри заявил, что он уважает гражданскую власть монарха, но считает, что король не должен контролировать церковные дела. Через некоторое время был составлен обвинительный акт, в котором было сказано, что Гатри «замышлял, изобретал, составлял, фабриковал, придумывал, рассеивал и распространял повсюду — говорил, проповедовал, декламировал, произносил — всяческие и различные гнусные призывы к бунту, направленные на поношение Его Величества».

Гатри был приговорен к повешению. В утро своей казни, 1 июня 1661 года, он поднялся около четырех часов утра для поклонения. Когда его спросили, как он себя чувствует, Гатри ответил: «Очень хорошо. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!»

К нему привели его пятилетнего сына. Посадив мальчика на колени, он сказал: «Уильям, наступит день, когда тебе скажут, что твоего отца повесили. Но ты не стыдись этого, парень. Я умираю за правое дело».

Вскоре Гатри взошел на эшафот и в течение часа проповедовал собравшимся. Затем его повесили, после чего голову отрубили и вывесили в порту Нетербоу. Через несколько месяцев маленький Уильям, тайком пробравшись в порт, чтобы взглянуть на разлагающуюся голову отца, прибежал домой с криками: «Я видел голову моего отца! Я видел голову моего отца!» Этот случай не прошел для Уильяма даром, потому что он научился полагаться на Христа, проводить уединенное время в молитве и добросовестно относиться к учебе в школе. Он мог бы стать мощным служителем, если бы не ранняя смерть от болезни.

Тем временем побелевший череп Гатри смотрел на людей в порту Нетербоу в течение двадцати семи лет, пока один смелый студент не снял его и не похоронил с почестями.

Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне!

Пс. 117:24-26а

20 февраля. Слово Виггльсворта

Когда в дождливое или холодное воскресное утро вас одолевает искушение остаться в постели, вспомните о жертвах предыдущих поколений. Погодные условия в февральские дни были, например, чрезвычайно сложными в пуританской Новой Англии. Судья Самьюэл Сьюолл после одного из необычайно холодных воскресных дней отметил в своем дневнике, что «хлеб причастия замерз и печально звенел о тарелку».

Служителям приходилось проповедовать, завернувшись в одеяла, покрыв голову и спрятав руки в толстые вязаные рукавицы. По словам Сьюол-ла, один пуританский проповедник в Киттери (штат Мейн) обычно посылал своего слугу в дом собраний, чтобы выяснить, сколько человек преодолели снежные преграды. Если приходили шесть или семь человек, он просил их прийти к нему домой, чтобы там провести богослужение.

В другой своей записи Сьюолл рассказывает о морозном дне, когда в церкви все «сильно кашляли» и, тем не менее, туда принесли новорожденного для обряда крещения. В сильнейший мороз молодая мать принесла из дома в церковь маленькую печку, наполненную горящим углем, а вокруг нее толпились дети. Но после того, как из-за употребления таких печей несколько церквей сгорели, их перестали использовать.

В некоторых общинах в очень холодные дни было принято приводить с собой собак, которые лежали у ног хозяев, согревая их. Иногда мужчины приносили в церковь другой «контрабандный» вид источника тепла. Один такой джентльмен поглотил слишком большое количество горячительного, и его пьяный храп мешал другим слушать проповедь, так что дьяконы перетащили его в таверну.

В одной из своих дневниковых записей судья Сьюолл рассказывает о зимнем воскресенье, когда его друг, преподобный Майкл Виггльсворт, проповедовал на тему стиха из псалма 147, в котором говорится: «…перед морозом Его кто устоит?» К следующему воскресенью весь приход слег от болезней, так что богослужения пришлось отменить на три недели. 20 февраля 1698 года богослужения возобновились и Виггльсворт молился и проповедовал на тему стиха: «Пошлет слово Свое, и все растает». На следующий же день наступила оттепель. Все расценили изменение в погоде как ответ на молитву проповедника.

Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего, ибо Он… посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его; Дает снег, как волну; сыплет иней, как пепел; бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит?

Пс. 147:1,4-6

21 февраля. Жанна д’Арк

Колдунья или святая? Духовные силы были весьма активны в ее жизни, но из какого источника она черпала эти силы? Французы утверждали, что она была послана Богом, а англичане сожгли ее как колдунью.

Жанна выросла в бедной крестьянской семье в Шампани во времена Столетней войны, когда Англия сражалась за захват французских земель. Когда Жанне исполнилось тринадцать лет, она испытала одно из многих сверхъестественных переживаний: она услышала голоса и увидела ослепительный свет. Жанна решила, что святые призывают ее спасти Францию. С этим откровением она отправилась повидаться с дофином (принцем). Он ничем не отличался от своей свиты, будучи одет так же, как все, но Жанна узнала его сразу. «Царь Небесный через меня посылает к тебе слово, — заявила она, — ты будешь помазан и коронован в городе Реймсе. Ты истинный наследник Франции, сын короля».

Молодой человек слушал внимательно, поскольку сомневался в своих законных правах. Его отец был сумасшедшим, а мать сходилась со многими мужчинами. Принц дал Жанне армию, поскольку Франция проигрывала в войне. Она сосредоточила все силы и привела их к замечательной победе, освободив город Орлеан. Скоро она сопровождала принца в Реймс, где его короновали как короля Карла VII.

Голоса предупреждали Жанну, что жить ей осталось недолго, и она вернулась на войну, где англичане захватили ее в плен. 21 февраля 1431 года она предстала перед наскоро созванным церковным судом, где во время допроса ее обвинили в колдовском ремесле. Ее видения были объявлены «ложными и дьявольскими», а ее назвали «еретичкой и раскольницей». 30 мая 1431 года ее привели на площадь, где и сожгли на костре. Все ее тело пожрал огонь, кроме сердца, которое пришедшие в ужас английские стражники вытащили из золы и бросили в реку Сену. Ее смерть вдохновила Францию на штурм Парижа и полное изгнание англичан из страны.

По настоянию Карла VII папа Калликст III в 1456 году объявил Жанну невиновной в грехе колдовства. Она стала святой покровительницей Франции.

И увидел Саул стан Филистимский, и испугался, и крепко дрогнуло сердце его. Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндо-ре есть женщина волшебница. И снял с себя Саул одежды свои, и надел другие, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к женщине ночью.

1 Цар. 28:5, 7, 8

22 февраля. Величие готики

На рубеже тринадцатого века в Европе были возведены сотни готических соборов, среди которых самым известным является Нотр-Дам в Париже. Один молодой человек, учившийся в Парижском университете, с большим интересом наблюдал за окружавшей его жизнью. Он внимательно слушал рассказы о крестоносцах и обсуждал богословские вопросы со своими товарищами-студентами. Они и не подозревали, что ему предстоит стать самым могущественным человеком в мире.

Это был Джованни Лотарио де Конти, а в сферу его интересов входили юриспруденция и богословие. Через некоторое время он поступил на службу в церковь. 22 февраля 1198 года, в возрасте тридцати семи лет, он был посвящен в папы и выбрал себе имя Иннокентий III.

Новый папа хотел, чтобы папское правление отражалось в таинственном величии и готической красоте новых соборов, таких, как Нотр-Дам. Он сразу поставил перед собой задачу стать абсолютным правителем как в церкви, так и в государстве. Он писал королям, принцам, ученым и руководителям университетов, стремясь оказать влияние на все события в Европе. Он организовал новые крестовые походы, чтобы захватить Святую землю. Он повсюду искал ересь и усердно трудился над ее искоренением, уничтожал несогласных и распространил папский контроль над центральной Италией. Он сам стал назначать королей и императоров, вынудил короля Филиппа II вернуться к жене и поставил на колени короля Англии Иоанна. Тем или иным путем он доминировал над королями в Европе, убеждая их, что является их духовным лидером и наставником.

Папа Иннокентий оставил свой след и в церковном догмате. В 1215 году он созвал четвертый Латеранский собор в Риме. На соборе было принято семьдесят постановлений, самым значительным из которых является решение о Господнем причастии. Собор постановил, что святые дары в евхаристии на самом деле обладают сущностью тела и крови Христа, и эта доктрина стала известной как пресуществление.

Папа Иннокентий умер в 1216 году в возрасте пятидесяти шести лет. «Ни один смертный, — писал о нем один историк, — ни до него, ни после не сконцентрировал в своих руках так много власти».

Он захватил весь мир.

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

Мф. 16:26

23 февраля. Восемьдесят шесть лет

О Поликарпе в Библии не упоминается вовсе. Однако он родился в новозаветное время, рано обратился и прошел подготовку к служению у самого апостола Иоанна. Поликарп и Иоанн оставались друзьями в течение двадцати лет. Они служили в церквах, отстоявших друг от друга на двадцать миль — Иоанн служил в Эфесе, а Поликарп — в своем родном городке, Смирне (современный Измир, Турция). Когда Иоанн написал Книгу Откровение, часть ее он адресовал верующим в Смирне, и у него не нашлось слов критики в адрес этой церкви. Вполне вероятно, что сам Поликарп прочитал послание Иоанна своей пастве: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Отк. 2:9-10).

Хотя Поликарп большую часть своего времени посвятил пасторскому служению в церкви Смирны, он был известен также и в других местах. До наших времен сохранилось его «Послание к филиппийцам», в котором он цитирует отрывки из Нового Завета. Он ездил в Рим, чтобы посоветоваться с архиепископом Аниклетом по богословским вопросам. Он воевал с проявлениями ереси во всей империи. Он стал живой связью между апостольским периодом и последующей церковной историей.

Самое серьезное испытание выпало на его долю в середине второго столетия, во время правления Антония Пия. Против христиан начались гонения, и несколько членов церкви были убиты. 23 февраля 155 года римский офицер публично потребовал, чтобы Поликарп отрекся от Христа. Знаменитый ответ старого пастора эхом отдается на протяжении всей истории Церкви: «Восемьдесят шесть лет я служил Ему, и Он не сделал мне ничего плохого. Разве я смогу поносить моего Царя, Который спас меня?»

«Я брошу тебя на съедение зверям!» — пригрозил римлянин. Поликарп ответил, что готов встретиться с ними. «Тогда я сожгу тебя», — рассвирепел офицер.

Поликарп ответил: «Ты пытаешься испугать меня огнем, который будет гореть всего лишь час, но совсем забываешь о неугасимом пламени ада».

Через час его тело превратилось в золу, но душа уже была с Христом.

Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо [слышать] да слышит, что Дух говорит церквам…

Отк. 2:10-11а

24 февраля. Францисканцы

24 февраля 1208 года Франциск Ассизский пришел на богослужение в небольшую церковь св. Марии. Священник читал отрывок из Евангелия от Матфея (гл. 10): Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: …даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха…

Эти строки так тронули Франциска, что он решил стать странствующим евангелистом, как первые апостолы. Он поделился своим решением с несколькими последователями, и они вместе разработали простую стратегию: ходить по стране как бедные люди, проповедуя Евангелие и посещая тех, кто оказался в нужде. Франциск выразил свои мысли на бумаге и поехал в Рим, стремясь найти поддержку у папы Иннокентия III. Папа колебался. «Сын мой, — сказал он, — твой план кажется слишком сложным и тяжелым». Но наконец он уступил, и Франциск позже написал: Когда Господь доверил мне братьев, никто не сказал, как с ними следует обращаться, но Сам Всевышний открыл мне, что я должен жить в соответствии с нормами Святого Евангелия. Я выразил это в нескольких простых словах, и папа одобрил мой план. И те, кто хотел принять жизнь, отдали бедным все, что имели, и довольствовались туникой, залатанной изнутри и снаружи, поясом и нижней одеждой. Мы не желаем иметь ничего более.

Через восемь лет орден Франциска насчитывал пять тысяч человек, а к тому времени, когда он умер от туберкулезной проказы в возрасте сорока с лишним лет, народ любил его так сильно, что последователи боялись, что его тело выкрадут. Поэтому его похоронили под алтарем базилики св. Франциска, под гранитной плитой, положив сверх гроба массы гравия, десять спаянных железных листов и решетку в сто девяносто фунтов вместе с огромным камнем весом в двести фунтов. Его могилу скрыли настолько хорошо, что фактически гроб не могли найти вплоть до девятнадцатого века. Его последователи, однако, продолжили его дело, и сегодня францисканский орден и его ответвления являются самым большим орденом в Римско-католической церкви.

…Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

Мф. 10:7-10

25 февраля. Облитый бренди

«Если бы все люди были похожи на нас, — написал скромный шляп-ник, — то войн не было бы вовсе». Якоб Гуттер заплатил за эти слова своей жизнью.

Гуттер был одним из первых анабаптистов. Понятие анабаптизм означает повторное крещение, и противники последователей этого движения сами с великим презрением назвали их так, имея в виду веру анабаптистов в то, что установленное государством крещение младенцев не соответствует нормам Писания. Движение началось тогда, когда в Цюрихе верующие, горя нетерпением увидеть реформацию Цвингли на практике, 21 января 1525 года отделились от государственной церкви и стали крестить себя сами. Начались преследования и со стороны католической церкви, и со стороны реформатов, после чего анабаптисты в большом количестве бежали в Моравию (современная Чехия), где правительственные чиновники казались более веротерпимыми. Они жили в общинах, и вскоре к их движению примкнул и Якоб Гуттер.

Гуттер был шляпником. Он обучился ремеслу шляпника в Праге и много ездил по стране, продавая свой товар, пока не встретился с моравскими анабаптистами и не стал со временем их лидером. Но в 1536 году Фердинанд I приказал моравским анабаптистам покинуть дома и общины и убраться в поля, где им пришлось жить под открытым небом или в пещерах. Гуттер обратился к правительству с прошением: Теперь мы странствуем по степи. Мы не хотим причинить вред не только никому из людей, но даже нашим злейшим врагам. И если кто-то говорит, что мы бродяжничаем тысячами по полям, словно желаем войны или неприятностей, тот лжец и мошенник. Если бы все люди были похожи на нас, то войн не было бы вовсе. Нам некуда идти. Пусть Сам Бог покажет, куда нам идти.

Письмо Гуттера так разъярило власти, что его схватили вместе с беременной женой и посадили в ближайшую крепость. В течение трех месяцев Гуттера пытали на дыбе, бичевали и обливали ледяной водой. Он отказался отречься от своей веры, и 25 февраля 1536 года его привязали к столбу, облили бренди и подожгли. Ему было около тридцати шести лет. После смерти Гуттера его последователи, назвавшие себя его именем, стали распространять свою веру. Восемьдесят процентов миссионеров гуттерского братства умерли мученической смертью, но сегодня общины гуттерцев по-прежнему живут в Европе и в нескольких западных штатах Америки.

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

Мф. 10:16-18

26 февраля. Волосы и помощница

Бог часто использует одиноких мужчин и женщин, чтобы с их помощью сделать много больше, чем они могли бы сделать в том случае, если бы были обременены семейными обязанностями. Однако очень часто брак может стать великим подспорьем в христианском служении.

Франсуа Койар, родившийся во Франции в 1834 году, изучал богословие в Париже и Страсбурге и в 1857 году отправился в Африку от Парижского евангелического миссионерского общества. Это был чисто выбритый, одинокий молодой человек. Но африканцы не верили, что этот безбородый и неженатый юноша может научить их чему-нибудь. «Для того чтобы мужчину уважали, ему нужны борода и жена, — говорили они, — мы не можем слушать человека, у которого нет ни волос, ни помощницы».

Услышав это, Койар немедленно отпустил чудесную бороду. Но что было делать с женой? Да, у него была одна девушка в Париже. На самом деле он был втайне влюблен в нее, но не говорил об этом никому ни слова, даже ей самой. Франсуа не был уверен в ее чувствах и боялся услышать отказ, а потому промолчал. Он уехал, не объяснившись.

Но теперь он жалел об этом и наконец написал общему другу, мадам Андре-Вальтер, попросив сделать предложение мисс Макинтош вместо него. Прошло полгода, и вдруг пришло страшное известие: «Я не знаю вас достаточно хорошо». Но эти слова нельзя было назвать и отказом, потому что Кристина помнила молодого миссионера и он ей нравился. Тем не менее, Койар чувствовал себя разбитым. Его письма и дневники выдают сильные страдания, ему так нужно было с кем-то поговорить. Но он жил в лесу, где его никто, кроме Бога, не слышал.

Пршло два года. Он пытался забыть Кристину, но безуспешно. Наконец он опять написал ей, на этот раз лично, покрыв все свое письмо молитвой. 5 июля 1860 года пришел ответ. Койар написал в своем дневнике: «Не могу поверить собственному счастью».

Кристина приняла его предложение.

Они поженились 26 февраля 1861 года. «Сегодня, — сказали ему африканцы, — ты стал мужчиной». Теперь они слушали его, и супруги Койар в течение последующих тридцати лет работали рука об руку в Баротселенде, создавая церкви и проповедуя Евангелие.

Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его. Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище. Бог одиноких вводит в дом…

Пс. 67:5-7а

27 февраля. Сердцебиение

Когда вы уже ничего не можете, остается последняя возможность — молитва.

Роберт Мюррей Макчейн начал учить греческий в возрасте четырех лет. Он закончил начальную школу в возрасте пяти, поступил в среднюю школу в восемь, а в Эдинбургский университет его зачислили, когда ему было четырнадцать.

В восемнадцать он начал мечтать о служении, и с того времени у него вошло в привычку посвящать раннее утро молитве. 23 февраля 1834 года он написал в своем дневнике: Встал рано искать лица Божьего и нашел Его, Кого любит душа моя. Кто не встанет рано, чтобы иметь такое общение? В 1836 году он начал пасторское служение в церкви св. Петра в Данди, каждый день начиная с чтения Божьего Слова и молитвы.

Но со здоровьем у Макчейна не все было в порядке. Он испытывал «сильное сердцебиение», отчего становился настолько слаб, что долго приходил в себя после каждого приступа. Он сильно тосковал по церкви, и 27 февраля 1839 году написал в послании своей пастве такие слова:

Мне бы хотелось быть как Епафрас из Послания к Колоссянам (гл. 4) «всегда подвизаясь за вас в молитвах». Когда Бог препятствует мне трудиться ради вас другим образом, радостью моего сердца становится труд ради вас в молитве. Когда за несколько лет до своей смерти доктор Скотт из Гринока, добрый и святой ^ служитель, прекратил проповедовать из-за старости, он обычно говаривал: «Теперь я ничего не могу сделать для моего народа, но только лишь молиться…» Я чувствую то же самое.

Макчейн так и не выздоровел и в 1843 году в возрасте двадцати девяти лет умер. В день его смерти в домах Данди можно было слышать только горький плач. Мужчины, встречаясь на улице, начинали рыдать. В течение следующих ста лет шотландские ученые изучали его жизнь и методы служения, а собрание его писем и проповедей стало классикой. Однажды он сказал: «Если бы с тайны действия мира убрали покрывало, мы бы увидели многое, что сделано Богом в ответ на молитвы Божьих детей».

О да, так много!

Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему…

Кол. 1:9-10а

28 февраля. Открытие Китая

Джеймс Моррисон, фермер из Шотландии, женился на англичанке, Ханне Николсон, и у них было восемь детей. Самый младший, Роберт, родился в 1782 году и был исключительно трудолюбивым человеком. Его дядя, работавший учителем, видел в нем средних способностей студента с усидчивостью и большой трудоспособностью.

Он стал христианином в возрасте пятнадцати лет и начал ходить на собрания молитвенной группы, собиравшейся каждый понедельник в мастерской его отца. Роберт проводил выходные дни за изучением Библии, прилагая все свое усердие к возрастанию во Христе. Он вдвое увеличил количество изучаемых предметов в школе, перенес свою кровать в угол мастерской отца, чтобы иметь возможность заниматься поздними вечерами. Позже он писал: «Мастерская отца стала моим самым счастливым жилищем. По вечерам в субботу я приводил ее в порядок, а воскресенье посвящал молитве и размышлениям. Там стояла моя кровать, и там был мой кабинет».

К 1801 году он понял, что может быть счастлив только в служении и стал готовиться к нему, начав изучать латынь. Оказалось, что у него есть дар к языкам, и он уже начал подумывать о том, чтобы начать служение. Мать, услышав об этом, встревожилась. Она была нездорова и чувствовала, что не сможет расстаться с сыном. Роберт согласился остаться рядом с ней.

Она умерла на следующий год, и 24 ноября 1802 года Роберт подал заявление о приеме в проповеднический колледж в Лондоне. Через два года он стал искать работу в Лондонском миссионерском обществе. Протесты отца разбивали его сердце, но не решимость. Некоторое время он еще учился, а затем, 28 февраля 1807 года сел на корабль и уехал из Великобритании, став первым протестантским миссионером в Китае.

Его упорная и несокрушимая решимость сослужила ему добрую службу в Китае, как и в Англии, ибо в течение семи лет он не видел никакого прорыва. Наконец, он крестил своего первого обращенного. Он выдержал еще восемнадцать лет, сталкиваясь с неимоверными трудностями и став свидетелем обращения примерно десяти человек. К моменту его смерти во всей Китайской империи было всего три местных христианина.

Но он открыл дверь в эту страну, и сегодня в Китае к Христу пришли миллионы.

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса…

Евр. 12:1-2а

29 февраля. Шесть часов

Гамильтон, Уишарт и Нокс — имена, изменившие историю Шотландии. Первый из них, Патрик Гамильтон, родился около 1504 года в богатой семье недалеко от Глазго. Мать рассказывала ему истории из Библии, и ее уроки жили в его сердце до конца жизни. Отец, желая для Патрика церковной карьеры, использовал все свое влияние и деньги, чтобы обеспечить ему назначение на церковную должность. В то время Патрику было всего тринадцать лет.

Шел 1517 год, время, когда Лютер обнародовал свои тезисы.

Но Гамильтон не хотел работать в церкви, а потому бежал в Сорбонну, парижский университ, где и услышал сенсационные новости о протесте Лютера. В течение целого года студенты Сорбонны изучали практически только труды Лютера. Гамильтон закончил университет в 1520 году, вернулся в Шотландию и продолжил занятия в университете св. Андрея, где в то же время начал и преподавать. Шотландский Парламент тем временем осудил лютеранство и объявил о том, что каждый, обладающий реформатскими книгами или взглядами, подвергает себя великой опасности.

Но Гамильтон уже перенял взгляды реформаторов. Архиепископ Дейвид Битон, непримиримый враг протестантов, стал угрожать ему смертью. Гамильтон бежал из страны. Он поехал в Германию и какое-то время провел с Лютером и другими лидерами Реформации. Его вера и смелость укрепились значительным образом, и Гамильтон, несмотря на опасность, решил вернуться в Шотландию и проповедовать спасение по благодати через веру.

Послушать его собирались огромные толпы народа, и многие обращались к Христу. Битон быстро выследил его и арестовал. Его пытали и приговорили к смерти. В полдень 29 февраля 1528 года Гамильтон твердым и быстрым шагом подошел к столбу. Он отдал другу свой экземпляр Евангелия, а своему слуге — головной убор, платье и верхнюю одежду. Палач привязал его цепями к столбу и попытался зажечь костер. Но пламя не разгоралось, и Гамильтон в течение шести долгих и мучительных часов пребывал в агонии. Наконец, когда уже казалось, что огонь завершает свое дело, он вскричал: «Сколько, о Боже, тьма будет покрывать эту землю?»

Эти слова тронули молодого Джорджа Уишарта.

Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его. Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог…

Пс. 17:5-8