Апрель

1 апреля. Уильям Оранжский

Филипп II, король Испании, родился во времена Лютера и ненавидел Реформацию. Цель всей своей жизни он видел в уничтожении протестантов и распространении католицизма по всей Европе. Именно Филипп погасил зародившийся было огонь Реформации в Испании и Португалии. Он направил испанскую армаду против королевы Елизаветы в попытке вернуть Англию к католицизму. Именно Филипп послал герцога Альву против голландцев.

Нидерланды уже давно стали рассадником реформатских идей. Библия там была в свободном обращении, и учителя из Германии, Франции и Англии распространяли реформатское учение по всей стране.

Филипп, захватив Нидерланды, спустил с цепи испанскую инквизицию, назначив правителем этой страны безжалостного герцога Альву. Сотни людей, осмелившихся читать Библию или труды реформаторов, были арестованы, повешены, убиты или сожжены заживо. За восемь лет террористического правления герцога тысячи человек, взрослых и детей, были замучены. Целые поселения были стерты с лица земли. Нидерланды страдали и от внутренних противоречий, в результате которых некоторые провинции стали католическими, а другие преимущественно протестантскими, и герцог Альва, снедаемый жаждой крови, спровоцировал в стране гражданскую войну.

Уильям, принц Оранжский, взял на себя руководство голландским сопротивлением и 1 апреля 1572 года предпринял наступление на испанские силы на севере. Его армия состояла из рыбаков, поэтому его воинов часто называли «морскими нищими». Они захватили город Брелль, и все северные провинции одна за другой перешли на сторону Уильяма Оранж-ского, пока вся Голландия не обрела свободу от испанского владычества. Теперь война шла на юге. Лейден, окруженный испанскими войсками, находился в отчаянном положении. Жители были вынуждены есть собак, кошек и крыс. Король и папа обещали полное прощение, если город сдастся, но жители отказались. Уильям предложил им открыть плотину, чтобы затопить поля вокруг города. То было время сбора урожая, и из-за наводнения весь урожай должен был погибнуть, но люди согласились на эту жертву. Плотину разрушили, и все поля оказались под водой. Тогда Уильям со своими морскими нищими смог приплыть в город. Испанцы в ужасе бежали, а город, освобожденный и благодарный, собрался в соборе, чтобы воздать хвалу Богу.

…Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю — источниками воды… чтобы увидели, и познали, и рассмотрели, и уразумели, что рука Господня соделала это и Святой Иэраилев сотворил сие.

Ис.41:17б,18,20

2 апреля. Идеальная Иделетт

В течение многих веков священники принимали обет безбрачия, и Жан Кальвин задавался вопросом, может ли он, протестант первого поколения, нарушить установленную традицию. «Я еще не женат, — писал он, — и не знаю, женюсь ли когда-нибудь. В любом случае, если я возьму жену, то, освободившись от многих забот, смогу посвятить себя полностью Господу».

Он влюбился в возрасте тридцати лет, но бракосочетание отложили. Его друг Фарель рекомендовал ему другую женщину, однако она не произвела на Кальвина никакого впечатления. Третья кандидатура казалась более перспективной, но Кальвин был осторожен. «Я буду выглядеть глупо, если опять обманусь в своих ожиданиях».

Так и случилось. «Я так и не нашел жены, — жаловался он, — и я часто сомневаюсь, следует ли мне вообще искать ее». Вдруг в своем приходе он заметил одну вдову, Иделетт де Бур, которая обратилась к Богу через его проповедь. Он стал часто навещать ее под предлогом оказания пасторской помощи и без памяти влюбился. Скоро они поженились.

Иделетт оказалась идеальной пасторской женой. Она навещала больных, бедных и отчаявшихся. Она оказывала гостеприимство тем, кто приходил посоветоваться с ее знаменитым мужем. Она украшала стол овощами с собственного огорода. Она терпеливо снесла смерть трех детей, родившихся от Кальвина. Она утешала мужа в трудное время и приносила ему радость.

Когда Иделетт заболела, Кальвин страдал вместе с ней. В час ее смерти они говорили о «благодати Христа, надежде на вечную жизнь, о своем браке и о приближающейся разлуке». Затем он отвернулся, чтобы помолиться. И вдруг Иделетт вскричала: «О славное воскресение! О Бог Авраама и всех наших отцов, верующих во все века, которые доверились Тебе и никто не надеялся напрасно. И теперь я уповаю на Тебя». Сказав это, она умерла. 2 апреля 1549 года Кальвин писал Фарелю: «Новости о смерти моей жены, вероятно, дошли до тебя. Я делаю все возможное, чтобы не позволить себе чрезмерно печалиться. Мои друзья также прилагают все усилия, чтобы принести облегчение моим душевным страданиям».

Жан и Иделетт прожили вместе девять лет. И никогда больше Кальвин не искал жены, потому что никто не смог бы заменить ему идеальную Иделетт.

Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице.

Прит. 30:18,19

3 апреля. Политик — проповеднику

Амвросий родился в Галлии, где его отец был префектом. Вскоре его семья переехала в Рим, где он и вырос. Амвросий стал талантливым поэтом, оратором и юристом. В течение некоторого времени он практиковал юриспруденцию в Риме, а затем был назначен консуляром Верхней Италии с центром в Милане. Когда в 374 году умер епископ Авксентий, в городе возник кризис. Он разделился на сторонников разных кандидатур на пост главы церкви, и напряжение достигло максимума. Амвросий собрал народ и, используя свое ораторское искусство, призвал к единству. Но пока он говорил, какой-то ребенок выкрикнул: «Пусть Амвросий будет епископом!» Толпа подхватила этот призыв, и тридцатипятилетний правитель, к своему великому ужасу, был избран городским пастырем.

Он начал изучать богословие и скоро стал великим проповедником и искусным защитником православной доктрины. С большим усердием он сражался против язычества и ереси, сохранил независимость церкви от гражданских властей и стоял на страже нравственности и порядка. Он выступал против политических лидеров и даже императоров, когда это было необходимо. Он писал книги и трактаты, проповеди, гимны и послания. Он заботился о Милане, как истинный пастырь.

Но, пожалуй, самым важным результатом его деятельности можно считать влияние, которое он оказал на пылкого неверующего, который однажды в воскресенье пришел в город, чтобы услышать его проповедь. Сила проповеди Амвросия произвела огромное впечатление на скептика Августина, и он захотел лично поговорить с епископом. Но Амвросий был слишком занят. К нему в комнату приводили посетителей, но он не обращал на них никакого внимания. Он просто продолжал читать. Несколько раз Августин приходил и молча наблюдал за ним, но Амвросий даже не замечал этого. Однако его проповеди тронули сердце блудного сына, и вскоре после этого Августин обратился к Богу.

Амвросий продолжал проповедовать до своей болезни в 397 году. Когда расстроенные друзья молились о его исцелении, он сказал: «Я жил среди вас так, что мне не стыдно жить и дольше, но я не боюсь и умереть, ибо мы имеем благого Господа». В страстную пятницу, 3 апреля 397 года, Амвросий лег, сложив на груди руки, а губы его шевелились в беззвучной молитве. Его друзья с печалью смотрели на него. Чуть позже полуночи их любимый епископ отошел к своему благому Господу.

Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец.., держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать.

Тит. 1:7,9

4 апреля. Еще один блестящий епископ

Исидор родился около 560 года в Севилье (Испания) в аристократической христианской семье. Он был самым младшим ребенком, и его старший брат, Леандр, лично занимался его воспитанием. Леандр был близким другом папы Григория Великого. Применяя суровые методы воспитания, Леандр сумел развить в своем младшем брате блестящий ум и мягкое сердце.

Когда Исидор стал пастором в Севилье, он занялся организацией школ для молодежи, обращал лжеучителей к традиционному христианству и проповедовал Благую весть иудеям. В каждой испанской епархии он открывал семинарии для подготовки молодых служителей.

Но это еще не все. Он составил первую энциклопедию в истории. В этом первом средневековом справочнике были собраны словарные статьи по медицине, арифметике, грамматике, истории, естественным наукам и богословию. Исидор также составил словарь синонимов, написал книгу по астрономии, краткий курс по истории мира, сборник биографий знаменитых людей, книги о библейских персонажах и множество книг с проповедями и богословскими исследованиями. Он стал известен в Испании как величайший учитель.

Его карьера достигла апогея в конце его тридцатисемилетнего служения. Он стал главой великого испанского церковного собора в Толедо, который открылся 5 декабря 633 года. На этом соборе было принято решение о том, что крещаемые должны погружаться в воду только раз, а не три раза. Собор также одобрил пение гимнов во время богослужения, а не только чтение Писаний. Он запретил принудительное обращение евреев.

Через два года, почувствовав приближение смерти, Исидор начал раздавать свое имущество бедным. За четыре дня до своей смерти он попросил двух своих друзей принести его в церковь св. Винсента Мученика. Там ему посыпали голову пеплом, а тело покрыли рубищем. Затем старый ученый поднял руки к небу и громко помолился, исповедуя свои грехи и моля о милости. Собралась толпа, и Исидор просил их тоже молиться. Он простил всех своих должников, сказал короткую проповедь о любви, затем раздал то, что у него осталось. Вернувшись домой, он лег в постель и мирно умер в четверг, 4 апреля 636 года.

Откуда же исходит премудрость? и где место разума? <-..> Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной, тогда Он видел ее и явил ее, приготовил ее и еще испытал ее и сказал человеку: «вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум».

Иов. 28:20,25-28

5 апреля. Благочестивый проповедник из Норвегии

Лютеранство родилось из пылкого рвения Лютера в XVI в., но через сто лет оно превратилось в холодный и скучный формализм. В XVII в. Бог поднял других гигантов веры, чтобы они вновь зажгли пламя Реформации и дали ей новое дыхание.

П. Шпенер в заботе о духовном росте своей церкви открыл свой дом для молитвы и изучения Библии. Один этот простой шаг зажег искру обновления по всей Германии, и новое движение стали называть пиетизмом. Пие-тистское движение распространилось по всей континентальной Европе, выражая потребность людей во внутренней духовности. Верующие встречались на домашних собраниях, участвовали в миссионерской работе, пели гимны и трудились на благо общества (в частности, помогали сиротам). Достигнув берегов Скандинавии, пиетизм коснулся двадцатипятилетнего Ганса Нильсена Хага.

Ганс родился в норвежской деревушке и научился многим ремеслам у своих трудолюбивых родителей. Он был опытным мебельщиком, плотником, кузнецом и пчеловодом. С детства он знал Священное Писание и песни из сборника гимнов. 5 апреля 1796 года он работал во дворе и пел гимн «О Иисус, я так хочу Твоего благословенного причастия» и вдруг испытал драматическое переживание. Его душа вдруг вознеслась, а сердце исполнилось Божьим Духом. Любовь Христа воссияла в его душе. Он почувствовал глубочайшую жажду познания Божьего Слова и страстное желание провозглашать Евангелие.

Ганс побежал домой и поделился своими чувствами с семьей, а затем с церковью. После этого он отправился делиться своим свидетельством с другими людьми и в течение восьми лет путешествовал по всей Норвегии пешком, на лыжах и верхом на лошади. Он проповедовал многочисленным большим и маленьким собраниям, говоря о покаянии, обращении и истинном пробуждении. Его весть повсюду зажигала искру обновления. Иногда местные пасторы, страшась его рвения и популярности, выступали против него, и десять раз его арестовывали. Но большая часть епископов и руководителей церквей благодарила Бога за его служение.

Закончив свое проповедническое турне, Ганс занялся коммерцией и стал владельцем бумажных фабрик, соляного завода и торговой компании, а затем целой флотилии кораблей. Он использовал свое положение в деловом мире для того, чтобы проповедовать спасение. Он умер в возрасте пятидесяти трех лет, и его последними словами, обращенными к жене, были: «Следуй за Иисусом». Сегодня его называют «отцом скандинавского пиетизма».

Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей… И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я — Господь.

Иез. 37:1,4-6

б апреля. Летучий шотландец

Эрик Лидделл родился в семье миссионеров в Китае. Когда ему было семь лет, родители отдали его в закрытое учебное заведение в Британии, и большую часть детства он провел вдали от родителей. Учителя в школе побуждали его посвятить свою жизнь спорту, и юный Эрик скоро открыл в себе атлетические дарования. Он также начал развивать свои духовные мускулы и каждый день вставал пораньше, чтобы встретиться с Господом в молитве и изучении Библии.

Когда Эрик поступил в университет, то стал побивать один рекорд за другим в различных спортивных состязаниях. Его сестра писала родителям в Китай: «Каждую неделю он приносит домой призы и награды. Нам некуда их ставить». Его слава росла, и вскоре на него обратил внимание шотландский евангелист-новатор по имени Д. П. Томсон, он увидел в нем удивительные возможности для служения. Томсон пригласил Эрика поделиться своим свидетельством с группой молодых людей в Армадейле, и 6 апреля 1923 года Лидделл впервые выступил на евангелизационном собрании. Когда летом того же года он приехал на Олимпийские игры в Париж, весь мир уже знал Эрика как сильного атлета и искреннего христианина, который, несмотря на отказ тренироваться и выступать по воскресеньям, все-таки выигрывал золотые медали.

Однако слава не помешала ему последовать за родителями в Китай. Он приехал туда в качестве миссионера в 1925 году. Когда в 1937 году японцы вторглись в пределы Китая, он остался в этой стране. В 1943 году он оказался в концентрационном лагере недалеко от Пекина. Условия содержания были ужасающими. Эрик служил день и ночь, молился за больных, нянчился с детьми, свидетельствовал заблудшим. Иногда ему казалось, что его голова разламывается от сильной, пульсирующей боли. Ему становилось все хуже. 21 февраля 1945 года он умер. Вскрытие обнаружило обширную опухоль мозга.

Одну женщину, оставшуюся в живых после пребывания в лагере, спросили о причине популярности Лидделла. Она ответила, что он вставал в 6 часов утра, зажигал светильник, заправленный маслом и светивший весьма тускло, и с трудом читал Библию и записную книжку. Так в начале каждого дня он встречался с Богом. Это было привычкой «летучего шотландца», сказала она, и в этом состоял секрет его силы.

Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или /совершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя Достигшим: а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

Флп. 3:12-14

7 апреля. Испытание огнем

Как могли люди, радовавшиеся Ему в Вербное воскресенье, день Его въезда в Иерусалим, распять Его в пятницу? Как может общественное мнение быть таким переменчивым? Именно этот вопрос задал себе Джон Савонарола 7 апреля 1498 года. Он жил во Флоренции в пору расцвета итальянского Ренессанса. Его сверкающие черные глаза и ослепительные проповеди заряжали весь город силой и энергией. Толпы народа теснились у дверей собора, ожидая времени открытия, и тысячи людей ловили каждое его слово. «Я проповедую возрождение церкви, — гремел он, — и мой единственный авторитет — Священные Писания».

Наконец Савонарола стал правителем города и сделал Флоренцию республикой. Он провел реформы, помогал бедным, очистил суды и изменил город, практически превратив его в монастырь. Он побуждал население разжигать костры и жечь порнографические книги и игорные принадлежности. Проведя реформы во Флоренции, он стал упрекать священство, осуждая коррупцию в папской системе правления. Когда папа Александр VI отлучил его от церкви, он потребовал смещения папы.

Один францисканский монах предложил «испытание огнем», чтобы разрешить этот вопрос. По средневекому обычаю человек должен был пройти между двух стен огня. В зависимости от того, выживет он или сгорит, люди судили о благорасположении Бога или Его недовольстве по отношению к испытуемому. Близкий друг Савонаролы, монах Доменико, согласился пройти между огней. Испытание было назначено на 7 апреля. Новости об этом распространились по всей Италии. Все было приготовлено к экзамену. Два ряда дров высотой в шестьдесят футов были пропитаны нефтью. Двух футов между рядами было достаточно, чтобы прошел человек. Люди начали съезжаться к месту испытания еще ночью. Окна и крыши близлежащих домов были заполнены любопытными. Испытание должно было состояться в 11 часов утра.

Однако назначенное время прошло, а испытуемого все не было. Нетерпение толпы нарастало, а Савонарола все откладывал выход Доменико. Возбуждение зрителей то поднималось, то утихало. Наступил вечер, и когда объявили, что испытание отменили, толпа пришла в негодование. Так Савонарола потерпел поражение. Его арестовали, пытали и вскоре после этого казнили на той же площади, где должно было состояться испытание. Толпа, которая чествовала его как пророка и выбрала своим правителем, теперь отправила его на мученическую смерть.

Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?

Иер. 23:25,28-29

8 апреля. Тайна провидения

Джеймс Чалмерс был беззаботным и веселым шотландским мальчиком. «Я очень любил приключения, — говорил он позже, — и опасности только привлекали меня». Возможно, поэтому он внимательно слушал ту воскресную проповедь, в которой пастор читал письмо, присланное миссионерами с острова Фиджи. Проповедник со слезами на глазах добавил: «Интересно, есть ли здесь кто-нибудь, кто сможет донести Евангелие до людоедов?» Юный Джеймс спокойно ответил: «Это я», хотя на тот момент он еще не был обращен.

В 1866 году, обратившись и пройдя соответствующую подготовку, он отплыл к островам Тихого океана как пресвитерианский миссионер. Чалмерс умел ладить с людьми. «Эта способность проявлялась во всем его облике, в его осанке, глазах, голосе, — писал о нем его друг, — в нем было что-то гипнотическое. Его прекрасное самообладание, такт и бесстрашие помогали ему найти выход из множества сложных ситуаций». Роберт Льюис Стивенсон, не любивший миссионеров до тех пор, пока не встретил Чалмерса, сказал: «Он очень шумный, но он герой. От такого парня невозможно устать. Он взял меня буквально штурмом».

В 1877 году Чалмерс отплыл в Новую Гвинею. Его миссия была успешной. Многочисленные собрания в церкви заменили собой праздники поедания человеческой плоти. Но со временем он все больше стал ощущать свое одиночество. Поэтому он обрадовался, когда в 1901 году к нему приехал молодой Оливер Томкинс. Они решили вдвоем исследовать неизведанные острова и в пасхальное воскресенье поплыли вдоль берега в новую деревню. На следующее утро, 8 апреля 1901 года, Чалмерс и Томкинс высадились на берег. Больше их никогда не видели. Вскоре спасательная экспедиция обнаружила, что миссионеров забили дубинками, разрезали на куски, сварили и съели.

Эта новость как пожар распространилась по всему миру. «В это невозможно поверить! — воскликнул доктор Джозеф Паркер с кафедры знаменитого лондонского собора. — Я не хочу в это верить! Такие тайны провидения затрудняют нашу веру. Но Иисуса тоже убили. И Павел был убит. Многие миссионеры погибли насильственной смертью. Когда я вспоминаю об этом, я начинаю понимать, что наш достойный и благородный друг присоединился к великому небесному собранию мужей Божьих».

…Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога…

Отк. 7:14,15

9 апреля. Пробуждение на Азуза-стрит

«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, — сказано в Послании к Ефесянам (5:18), — но исполняйтесь Духом». Это есть Божье повеление, но как же позволить Святому Духу наполнить нас? Этот вопрос обсуждался и дискутировался в течение целого века.

В конце восемнадцатого века из сельского штата Айова преподобный Чарлз Фоке Парэм привез послание святости в города на Среднем Западе. В октябре 1900 года, окрыленный своим успехом в проповеди и служении исцеления, Парэм открыл маленькую Библейскую школу вТопеке. Его весьма заинтересовало выражение «крещение Святым Духом». В декабре он уехал на собрания в город Канзас, поручив студентам в свое отсутствие исследовать этот вопрос. Когда 31 декабря он вернулся, сорок студентов на основании своих исследований единодушно пришли к заключению, что говорение на иных языках было «неопровержимым доказательством» духовного крещения.

В тот же вечер они собрались на новогоднее богослужение, и студенты начали молиться. На следующий день, 1 января 1901 года, студентка Агнесса Озман стала говорить на иных языках, и всю группу охватило ощущение пробуждения.

Вскоре школа закрылась, потому что ее профессора и студенты разъехались как евангелисты, желая поделиться своим открытием с другими верующими. В Техасе весть Парэма дошла до служителя баптистской церкви по имени Уильям Сеймур. Одноглазый потомок африканских рабов, Сеймур поехал в Лос-Анджелес и взял в аренду помещение в доме номер 312 на Азуза-стрит. Там он начал проповедовать. 9 апреля 1906 года Сеймур и еще несколько человек испытали переживание, которое, по их утверждению, было «крещением Святым Духом». Новости об этом распространились повсюду, и их собрание посетил репортер из газеты «Лос-Анджелес Тайме». После собрания он поделился своими впечатлениями: «Ночь показалась отвратительной… из-за жутких завываний поклоняющихся».

Со всей страны и со всего мира в Лос-Анджелес приезжали толпы народа, и в течение трех лет беспрерывная молитва не прекращалась ни на минуту. Обычно Сеймур сидел за двумя пустыми коробками, поставленными одна на другую. Во время собраний он засовывал голову в коробку и так

молился.

Пробуждение на Азуза-стрит считается началом современного пятиде-сятнического движения, которое стало одним из самых крупных движений в христианстве двадцатого века.

И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа…

Еф. 5:18-20

10 апреля. Рождество в апреле

25 декабря 1766 года в семье бедного уэльского сапожника родился сын. Они хотели было назвать его Васовером, но вместо этого назвали мальчика по дню его рождения — Крисмас (Christmas — по-английски Рождество. — Примеч. пер.). Когда Крисмасу Эвансу исполнилось девять лет, его отец умер в своем кресле сапожника с шилом в руках. Мать отдала детей в разные семьи, и Крисмас попал в семью своего дяди-алкоголика. Мальчик подружился с дурной компанией, дрался и пил, подвергая свою жизнь опасности. Он не мог ни читать, ни писать.

Но затем Крисмас услышал уэльского евангелиста Дейвида Дейвидса. Скоро он отдал свою жизнь Христу, и Дейвидс при свете свечей в амбаре начал его обучение. В течение одного месяца Крисмас научился читать Библию и выразил желание проповедовать. Однако его прежним дружкам это не понравилось. Однажды ночью они напали на него, избили и вырвали ему правый глаз.

Тем не менее молодой человек был полон решимости проповедовать и не отступил. Куда бы он ни шел — в церкви, шахты или на открытое место, — повсюду собирались толпы людей, и слушающих охватывал дух пробуждения. Не имея возможности приобрести лошадь, он шел по Уэльсу пешком, с большим успехом проповедуя в городах и селах.

Но Крисмас Эванс постепенно утратил радость благовествования. Его здоровье пошатнулось, и он, казалось, потерял свое духовное рвение. 10 апреля 1802 года он ушел в Уэльские горы, решив бороться с Богом до тех пор, пока не вернется его страсть к проповеди. Борьба длилась в течение нескольких часов, но вот наконец потекли слезы и Крисмас почувствовал, что к нему возвращается радость спасения. В тот день он заключил с Богом завет из тринадцати пунктов. Четвертый пункт гласил следующее: «Даруй мне силы не совершать никакого глупого поступка, который случайно может лишить меня Твоих даров…» А в восьмом было сказано: «Даруй мне способность испытать силу Твоего слова прежде, чем я скажу его».

В тот день с гор спустился плотный, одноглазый проповедник, наделенный такой силой, что она потрясала Уэльс и соседние острова Великобритании вплоть до его смерти тридцать шесть лет спустя. Его называют «Бе-ньяном Уэльса».

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Возврати мне радость спасения Твоего… …И язык мой восхвалит правду Твою.

Пс. 50:12,14а,16б

11 апреля. Пятьдесят тысяч ответов на молитвы

Джордж Мюллер родился в немецкой семье налогового инспектора и часто попадал в беду. Он рано начал красть, играть в азартные игры и пить. Еще подростком он приезжал в дорогостоящие отели, а затем тайком уходил, не заплатив по счету. Но в конце концов его поймали и посадили в тюрьму. Тюрьма, однако, не пошла ему на пользу, потому что после освобождения он продолжал разгульный и преступный образ жизни, пока одним субботним вечером 1825 года не встретился с Иисусом Христом.

Мюллер женился и осел в Бристоле (Англия), каждый день возрастая в вере и ощущая сострадание к бездомным детям, жившим на улице. На собрании, состоявшемся в Бристоле 9 декабря 1835 года, он предложил план организации детского дома. Поступило несколько пожертвований. Мюллер арендовал дом на Уилсон-стрит, и 11 апреля 1836 года двери сиротского приюта распахнулись. Тут же было принято двадцать шесть детей. Вскоре открылся второй дом, а затем и третий.

С самого начала Мюллер отказывался просить людей об обеспечении своего служения. Он не хотел даже говорить о финансовых нуждах. Но он верил в силу искренней молитвы и полностью доверял Господу в удовлетворении своих нужд. И Господь действительно обеспечивал его, хотя иногда это происходило в самый последний момент. В одной известной истории рассказывается о том, как однажды утром на столах были расставлены тарелки и стаканы, но ни хлеба, ни молока у детей не было. Дети сидели за столами в ожидании завтрака, в то время как Мюллер молился о хлебе насущном для них на сей день. Вдруг в дверь постучали. Это был булочник. «Мистер Мюллер, — сказал он, — этой ночью я не мог уснуть. Каким-то образом я почувствовал, что у вас на завтрак нет хлеба, поэтому я встал в 2 часа ночи и испек для вас свежий хлеб». Тут опять раздался стук в дверь. Прямо перед детским домом сломалась повозка молочника, и он решил отдать молоко детям, чтобы освободить повозку и отремонтировать ее.

Такие истории стали нормой в работе Мюллера. За все свои девяносто три года Мюллер приютил более десяти тысяч сирот, «вымолил» миллионы долларов, объездил десятки стран, проповедуя Евангелие, и записал пятьдесят тысяч ответов на свои молитвы.

Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному. Я — Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их.

Пс. 80:10-11

12 апреля. Наставник Кальвина

Очень немногие достигают сияющих вершин самостоятельно. Обычно за их спинами стоит старший наставник, с гордостью наблюдающий за ростом своего питомца. Жан Кальвин слывет в церковной истории героем, и он стал таковым благодаря своему воспитателю Гийому Фарелю.

фарель был странствующим французским евангелистом. Он был страстным и гневным проповедником. Его часто сравнивали с Илией и называли «бичом священников». Папу он называл антихристом, а на мессу смотрел не иначе как на идолопоклонство. Священники, желавшие его смерти, носили под своими одеждами оружие в надежде получить возможность убить его. Однажды после неудачного покушения на него Фарель резко повернулся и посмотрел прямо в глаза священнику, который стрелял в него. «Я не боюсь ваших выстрелов», — прогремел он.

Фарель был невысокого роста, загорелый, пылкий и энергичный. Его проповеди были похожи на залпы пушечных орудий, а талант оратора очаровывал всех, кто его слушал. Он часто говорил много лишнего, и однажды один друг напомнил ему: «Твой долг евангелизировать, а не проклинать».

12 апреля 1523 года Фарелю запретили проповедовать во Франции. Он уехал в Швейцарию и переходил из города в город, используя пни и камни в качестве проповеднической кафедры. Когда он вошел в Женеву, отцы города и священство попытались убедить его уйти из города. «Кто пригласил вас?» — вопрошали они. Фарель ответил:

Я был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, и я не от дьявола. Я хожу, проповедуя Христа, Который умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания. Всякий, верующий в Него, будет спасен, а неверующий — погибнет. Я должен проповедовать всем, кто слышит. Я готов дискутировать с вами, дать вам отчет о моей вере и служении. Илия сказал царю Ахаву: «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего». Итак, то же я говорю и вам: это вы и вам подобные смущают весь мир своими традициями, человеческими преданиями и развратной жизнью.

В Женеве над ним смеялись и били, в него стреляли, его оскорбляли. Но он не покончил свои счеты с Женевой. Через несколько лет, когда молодой Жан Кальвин по пути в Германию проезжал через Женеву, Фарель встретился с ним и предложил ему служение, таким образом обеспечив ему место в истории Церкви.

И пошел Ахав навстречу Илии. Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам…

3 Цар. 18:166-18

13 апреля. Нантский эдикт

В 1516 году папа Лев X предоставил право назначения на все высшие церковные должности в стране Франциску I, королю Франции. Это соглашение, известное как конкордат в Болонье, превратило французскую церковь в арену политической борьбы, и последующие французские короли страшились Реформации, потому что не хотели терять над церковью контроль, дарованный им конкордатом.

Но Женева, находившаяся на границе с Францией, была сильным оплотом Реформации. Многие студенты французских университетов, юристы и другие интеллектуалы встали на сторону Реформации. Французских протестантов, которых называли гугенотами, становилось все больше, и они приобретали все большее влияние в стране, а во времена короля Генриха II (1547-1559 гг.) их количество выросло от четырехсот тысяч до двух миллионов. Когда французская корона попыталась подавить деятельность гугенотов, в стране вспыхнула серия войн между протестантами и католиками. Этот конфликт достиг своего апогея 24 августа 1572 года, в Варфоломеев-скую ночь, когда было уничтожено двадцать тысяч протестантов.

После кровавой резни в Варфоломеевскую ночь Генрих Наваррский, который мог легко менять протестантскую окраску на католическую и обратно, в зависимости от политических нужд, вернулся в католицизм. Это позволило ему претендовать на трон. «Париж заслуживает проведения мессы», — говорили ему его советники. Генриха единодушно осуждали как лицемера, но он выказывал гугенотам свои симпатии и искренне стремился поправить дела в израненной войнами стране. После того как его короновали королем Генрихом IV, он подписал эдикт во французском городе Нанте, обещая терпимость по отношению к гугенотам. Этот эдикт давал им право проводить богослужения, издавать литературу, осуществлять общественное служение и давать воспитание своим детям в соответствии с собственным желанием. Нантский эдикт, подписанный 13 апреля 1598 года, стал первым документом в мире, провозглашавшим хотя бы в какой-то степени религиозную терпимость.

Однако не все были довольны этим указом. Папа Климент VIII осудил его как «самый нечестивый, потому что дарование свободы совести всем и всякому представляется наихудшей вещью в мире». Но Нантский эдикт обеспечил защиту и свободу гугенотам почти на целое столетие, пока в 1685 году король Людовик XIV не отменил этот эдикт.

Дела рук Его — истина и суд; все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте. Избавление послал Он народу Своему; заповедал навеки завет Свой. Свято и страшно имя Его!

Пс. 110:7-9

14 апреля. Старая газета

Древний Израиль состоял из двенадцати колен, и центром жизни этого народа была скиния. Точно так же в христианстве всегда были станы, колена, племена и деноминации, часто тесно связанные между собой и сотрудничавшие ради созидания Божьего Царства. Баптисты свободной воли (Freewill Baptists) стали одним из быстро растущих движений, которое началось с обращения в 1770 году Бенджамина Рэндалла из Нью-Хемпшира. Баптисты свободной воли энергично евангелизировали и ратовали за организацию системы образования в Северной Америке, и их голоса против рабства звучали громче всех.

Распространение этого движения за пределами Америки началось с клочка старой газеты.

Общие баптисты Англии (General Baptists) в 1830 году послали в Индию Амоса Саттона в качестве врача-миссионера. Однако бремя обработки миссионерского поля оказалось слишком тяжелым для одного служителя, и жена Саттона, американка, предложила обратиться за помощью к баптистам свободной воли. Саттон тут же написал длинное письмо, которое заканчивалось призывом: «Придите же, наши американские братья, придите и помогите нам».

К сожалению, у Саттона не было точного адреса баптистов свободной воли, поэтому в течение долгих месяцев письмо оставалось лежать у него в столе. Но однажды он получил бандероль и, открыв ее, увидел крошечный предмет, завернутый в старую газету. Клочок газеты оказался намного более ценным, чем присланный подарок, потому что это был обрывок газеты «Утренняя звезда», который издавался баптистами свободной воли. Доктор Саттон тут же послал свое письмо по адресу, который нашел в газете. Вскоре было организовано Миссионерское общество баптистов свободной воли, и Саттон совершил волнующую поездку в Нью-Хемпшир. Бледный и усталый, он признался трем тысячам собравшихся христиан: «Когда я начинаю говорить, мне кажется, я вижу перед собой миллионы индийцев, стоящих на коленях, проливающих слезы и взывающих: «Сэр, замолвите за нас словечко, расскажите им о нас!»» Саттон справился с этой задачей, потому что вместе с ним в Индию приехал двадцать один миссионер. Многие из них умерли, другие много пострадали, но еще большая часть продолжала свое служение. 14 апреля 1839 года первая в Индии церковь баптистов свободной воли была посвящена Христу и приняла первых обращенных.

«Если бы друзья нашей миссии могли видеть это маленькое собрание людей, сидящих на подстилках и внимающих Слову вечной жизни с самым серьезным вниманием, — писал один миссионер, — они бы порадовались вместе с нами и прославили бы имя нашего Бога, Который привел нас сюда».

Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его; поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля!

Пс. 95:7-9

15 апреля. Иероним Пражский

Иероним любил путешествовать, любил студенческую жизнь и Библию. Он родился в Праге и учился в Пражском университете. После окончания университета он отправился учиться в Оксфорд (Англия), где познакомился с трудами Джона Уиклифа, которого называли «утренней звездой Реформации». Чем больше он читал, тем большее волнение он чувствовал. Иероним вернулся в Прагу, переполненный новыми идеями. Рвение скоро заставило его отправиться в другие города. В 1430 году он посетил Иерусалим, в 1404 году — Париж, в 1405 — Гейдельберг и Кельн — в 1406 году. Он побывал в европейских университетах, делясь Благой вестью об оправдании по вере. Он встречался с венгерским королем Сигизмундом в 1410 году и обсуждал с ним пороки священства, пытаясь заинтересовать короля идеями ранней Реформации. В 1412 году он был в Моравии, после чего вернулся в Прагу. В 1413 году он поехал в Россию и посетил Литву. Затем, в 1415 году, он пришел на помощь своему другу, Яну Гусу.

Гуса, еще одного раннего реформатора, вынудили предстать перед собором в Констанце, где его осудили за веру. Гус предупредил Иеронима об опасности, советуя держаться от Констанцы подальше, но Иероним все же решился приехать туда. Его схватили 15 апреля 1415 года, заковали в цепи и посадили в тюрьму. Тем временем Гуса сожгли на костре.

Иероним не выдержал огромного давления и 11 сентября 1415 года зачитал документ, в котором признавал власть папы. Желая привлечь к этому процессу как можно больше внимания, церковные власти устроили в соборе Констанцы судебное разбирательство. Они хотели, чтобы вся Богемия услышала отречение Иеронима. Однако Иероним собрался с силами и очень красноречиво выступил в защиту своих взглядов. Он отказался отречься, заявил о невиновности Гуса и собственной верности учению Уиклифа.

Разъяренные представители власти объявили его «отщепенцем и засохшей ветвью». На его голову водрузили бумажный колпак, разрисованный красными дьяволятами, и повели на то самое место, где сожгли Яна Гуса. Но на его лице было выражение искренней радости, и когда его обкладывали поленьями для костра, он пел пасхальные гимны. Огонь медленно пожрал Иеронима, а его пепел был брошен в Рейн.

…Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые…

1 Пет. 3:156-17

16 апреля. Даже там…

В Вестминстерском аббатстве стоит памятник человеку, который родился 16 апреля 1786 года и чьей могилы нет на земле. Он был англичанином, полярным исследователем и морским офицером, который отправился в море в возрасте пятнадцати лет вместе с адмиралом Нельсоном. Он участвовал в битве при Копенгагене, а затем вернулся в Англию только для того, чтобы опять покинуть ее, на этот раз для участия в картографической экспедиции, отправившейся в Австралию. Он участвовал в битве при Трафальгаре, затем в нападении на Новый Орлеан, которое было отражено генералом Эндрю Джексоном.

Это был Джон Франклин. Через шесть лет после нападения на Новый Орлеан он стал членом экспедиции, которая попыталась пересечь Полярное море. Он буквально влюбился в Арктику, но когда научно-исследовательские корабли были вынуждены вернуться в Англию, он присоединился к другой экспедиции, чтобы участвовать в составлении карты северного побережья Канады.

Джон был благословлен оптимизмом и никогда не позволял себе впадать в отчаяние или испытывать чувство одиночества. Все, с кем он ни встречался, становились его друзьями. Секретом его жизнелюбия, как он объяснял, был Христос. «Если человек задается вопросом «Как я могу спастись?», — писал он своей сестре из арктического лагеря, зажатого со всех сторон льдинами, — разве не радостно будет ему узнать, что есть Евангелие, которое указывает путь к спасению? Христос, умерший ради спасения грешников, и есть Путь, и Истина, и Жизнь».

Один из членов его команды писал: «Это настоящий епископ! По воскресеньям у нас проходят богослужения. Люди говорят, что он лучше, чем половина всех священников Англии».

19 мая 1845 года Франклин отплыл из Англии, чтобы найти северо-западный проход и продолжить исследование Арктики. От него были получены два радостных письма, но затем письма перестали поступать. Шли годы, и судьба Джона Франклина оставалась неизвестной и для семьи, и для страны. Его жена потратила целое состояние, пытаясь найти его. Наконец на севере нашли вмерзшую в лед лодку. В ней были два скелета и Библия сэра Джона Франклина. В ней был подчеркнут псалом 138 (ст. 9-10): «Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя».

С тех пор считается, что северо-западный проход был открыт Джоном Франклином, а его арктические исследования в результате принесли ему рыцарское звание и почетную степень Оксфорда.

Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.

Пс. 138:3, 9-10

17 апреля. Повторение Деяний

В Библии есть более шестидесяти ссылок на Эфиопию, а христианство в этой стране возникло еще во времена евангелиста Филиппа, о котором рассказывается в Книге Деяний (гл. 8). Но и современная история эфиопской церкви тоже напоминает отрывки из Книги Деяний, особенно когда дело касается народности валламос. В 1927 году Суданская внутренняя миссия послала своих миссионеров евангелизировать это дикое племя, поклонявшееся сатане. Во время ежегодной «пасхи» валламосы приносили в жертву сатане быка, окропляя его кровью косяки дверей своих домов и угощая сырым мясом каждого члена своей семьи. Вся атмосфера была пропитана демонизмом.

Через несколько лет появилась маленькая церковь, но работа миссионеров была прервана, когда в 1935 году на Эфиопию напал Муссолини. Итальянские войска дошли до территории племени и потребовали, чтобы миссионеры немедленно уехали. Миссионеры встретились с верующими из племени валламос в последний раз. Когда они впервые прибыли к этому племени, никто из валламос не знал Христа. А теперь, через девять лет, сорок восемь верующих из местных собрались, чтобы попрощаться с братьями. Члены маленькой церкви поклонялись Богу, плакали и принимали причастие. Затем двадцать пять миссионеров сели на армейские грузовики и уехали. Наступило 17 апреля 1937 года, первый день, когда маленькой церкви валламос пришлось жить самостоятельно, без помощи миссионеров. «Мы знали, что Бог верен, — писал миссионер Реймонд Дейвис, — что Он может сохранить то, что Он начал делать среди валламос. Но все же часто спрашивали себя, что мы найдем в этом племени, когда вернемся?»

Вторжение в Эфиопию ознаменовало собой начало Второй мировой войны, поэтому миссионеры смогли вернуться туда только 4 июля 1943 года. То, что они узнали, не поддается никакому описанию. Итальянские солдаты пытались стереть маленькую церковь с лица земли. Церковные лидеры получили по сто ударов плетьми, а одному присудили четыреста ударов. В течение нескольких месяцев эти мученики не могли лечь на спину. Некоторые из них умерли. Один из них, Вандаро, во время избиения между ударами проповедовал собравшемуся народу евангельскую весть. Другой, Торо, избитый на рыночной площади плеткой-многохвосткой, смело выкрикивал Евангелие собравшимся. Увеличилось количество обращений, и деревни этого племени стали посылать собственных миссионеров в другие поселения.

Вместо сорока восьми верующих возвратившиеся миссионеры нашли восемнадцать тысяч.

А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиопля-нин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исайю. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исайю, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.

Деян. 8:26-28,30,35

18 апреля. Книга мучеников

Джон Фоке поступил в Оксфорд еще мальчиком. Со временем он стал преподавать в колледже Магдалены, а начиная с 1539 по 1545 год изучал церковную историю. Он перешел в протестантизм и в результате был вынужден уйти с преподавательской должности. В 1550 году он был рукоположен Николасом Ридли, епископом Лондона, и подружился с Хью Латиме-ром, Уильямом Тиндалом и Томасом Кранмером. Но когда королевский трон заняла Мария, вернувшая Англию в лоно католической церкви, Фоке бежал из страны. В Швейцарии он получил ужасающие новости, просочившиеся из Англии. Латимер, Ридли, Кранмер и бесчисленное множество других были схвачены и сожжены.

В уме Фокса созрела идея, вскоре полностью захватившая его воображение. Он решил составить список Божьих людей, подвергавшихся преследованиям. Живя на грани нищеты, Фоке тратил каждую свободную минуту на свой проект. Днем он работал у печатного станка, чтобы прокормить семью, а ночи просиживал над своей рукописью. Он писал ярко и образно, со всеми возможными подробностями, представляя целые картины, сотканные из слов. В 1559 году на континенте Фоке опубликовал свою книгу — семьсот тридцать две страницы на латинском языке. Возвратившись в Англию при протестантке Елизавете, он продолжил пасторский труд и перевел свою книгу на английский язык. Джон Дей в 1563 году опубликовал этот труд в Лондоне, назвав его «Деяния и памятники прошедших и опасных дней, касающиеся вопросов Церкви».

Но Фоке не закончил свою работу. Он потратил еще четыре года, опрашивая очевидцев, выискивая документы и письма. После долгих часов служения в церкви он садился за стол и при мерцающем свете свечей продолжал писать. В 1570 году появилось второе издание, состоявшее из двух больших томов и содержавшее две тысячи триста пятнадцать страниц, а позже вышли третий и четвертый тома. «Книга мучеников» Фокса стала одним из самых важных печатных изданий во времена правления Елизаветы и оказала огромное влияние на общественность. В каждой церкви, наряду с Библией, имелась эта книга. Приходские священники читали из нее отрывки во время воскресных богослужений. Фрэнсис Дрейк громко читал ее своим подопечным. Она вдохновляла пуритан и штурмом взяла мир.

Но Фоке дорого заплатил за нее своим здоровьем, так никогда и не оправившись от тяжких трудов. Он умер от переутомления 18 апреля 1587 года, оставив нам главное достижение своей жизни.

Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.

Деян. 8:1,4

19 апреля. Архиепископ Альфега

Альфега, англичанин, родился в 954 году и еще молодым человеком вступил в монастырь в Глочестершире. Он полюбил Иисуса Христа. Несколькими годами позже он стал главой церкви в Бате, а когда ему исполнилось тридцать лет, св. Дастин назначил его епископом города Винчестера. Сначала Альфега отказывался от епископской должности, считая себя слишком молодым для такого ответственного поста. Но он был энергичным святым и народ любил его, а потому Дастин убедил его принять этот пост.

Чувствуя сострадание к беднякам Винчестера, Альфега вскоре организовал служение по раздаче еды и вещей. В результате в его епархии не осталось ни одного нищего. Однако Альфега сам чуть не умер от голода. Он настолько отощал, что, по утверждениям верующих, его руки просвечивали, когда он поднимал их во время мессы. Но они полюбили его еще больше, и Альфега прослужил у них пастором еще двадцать два года.

Когда умер Элфрик, архиепископ Кентерберийский, папа Иоанн XVIII выбрал Альфегу в качестве его восприемника. В то время Англия страдала от нашествия воинственных датчан и, после того как Альфега стал архиепископом, войска датчан при помощи мятежного графа Эдрика вошли в Кент и атаковали Кентербери. Город оказался в ловушке, и его руководители уговаривали Альфегу бежать ради блага Англии. Однако архиепископ предпочел остаться вместе с попавшими в окружение жителями.

Датчане разрушили стены, набросились на мирных жителей и начали убивать старого и малого. Альфега бросился в самую середину резни. Обратившись к командующему войсками датчан, Альфега потребовал прекратить бойню. Однако вместо этого его схватили и бросили в темницу.

Датчане потребовали от англичан выкуп за его освобождение, но Альфе-га отказался от свободы, заявив, что его страна слишком бедна для уплаты такой большой суммы. Его привезли в Гринвич, где захватчики снова попытались получить за него выкуп. Альфега и на этот раз отказался от свободы. Он был убит датчанами во время пьяной пирушки в 1012 году.

Позже его тело было найдено и похоронено в соборе св. Павла в Лондоне, а затем перевезено в Кентербери в 1023 году. Каждый год Англия почитает своего верного мученика 19 апреля, вдень памяти св. Альфеги, архиепископа Кентерберийского.

А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!

Иов. 19:25-27

20 апреля. Темница дьявола

Павел правильно предупреждал о тех, кто ложно называл себя апостолами Христа. Некоторые из них, замаскированные в религиозные одежды, по сути своей были дьяволами. Возьмите к примеру инквизиторов. Слово «инквизиция» родственно английскому глаголу to inquire (спрашивать, узнавать) и существительному inquest (следствие, дознание) и обозначает юридическую процедуру, одобренную средневековой церковью и направленную на искоренение ереси. В первые века церковь исключала еретиков из своих рядов, и многие церковные лидеры возражали против физического наказания. Но по мере роста бюрократизма и расцвета ереси отношение к этому вопросу изменилось.

В 1100-е и в начале 1120-х годов к еретикам стали относиться более жестко. 20 апреля 1233 года папа Григорий IX издал два указа, в соответствии с которыми доминиканскому ордену была дана власть для борьбы с ересью. Инквизиторы заполонили все области, призывая еретиков покаяться. Тех, кто отказывался, ожидало судебное разбирательство, и инквизиция превратилась в особый вид суда с широкими и страшными полномочиями.

В 1252 году папа Иннокентий IV разрешил использовать пытки, и скоро инквизиция стала самой «ужасной машиной угнетения, которую мог изобрести разум человека или дьявола». Подозреваемых бичевали, жгли, полосовали, замораживали, растягивали на дыбе и подвешивали за конечности. Подошвы ног медленно поджаривали на раскаленном угле. Дьявольские изобретения применялись в темницах и церковных камерах: тиски для пальцев, чтобы ломать суставы; специальные колодки, чтобы медленно сокрушать кости ног, и жуткая «железная дева». Это приспособление обхватывало жертву металлическими лапами, в которые были впаяны шипы, и разламывало ее в тисках, затем приспособление развинчивали и жертва падала, истекая кровью от многочисленных колотых ран и поломанных костей и медленно умирала, попав в подземный мешок с вращающимися ножами и пиками.

Детей и пожилых подвергали «легким» пыткам, и от этих мук освобождали только беременных женщин — до родов. Инкивизиция активно действовала в Германии, пышным цветом расцвела во Франции и Италии, а своего апогея достигла в Испании. Она внесла свою лепту в уничтожение евреев, вальденсов, чернокожих и протестантов. Она пыталась придать себе видимость религиозности, но в ее мрачном подземелье царствовал только один хозяин — враг Того, в чьи одежды она рядилась.

Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.

2 Кор. 11:13-15

21 апреля. Бог в Альпах

Божья вечная сила и характер не проявляются в видимом образе. Но с самого начала сотворения Бог показал Себя через то, что Он создал (см.: Рим.1:20). Многие не осознают величия Божьего творения, но один мальчик на швейцарско-итальянской границе понял это очень хорошо.

Ансельм вырос на горе св. Бернарда, где дух захватывает от красоты и великолепия. Его мать часто напоминала ему о Создателе, и Ансельму казалось, что Бог живет среди Альп. Ближе к двадцати годам Ансельм, поссорившись с отцом, поступил во французский монастырь, где его познания о Боге значительно расширились благодаря изучению Священных Писаний. Острый ум и зрелая вера привели к тому, что его неоднократно приглашали в Англию, и наконец Ансельм пересек Ла-Манш и стал архиепископом Кен-терберийским.

Его жизнь и учение были полностью сконцентрированы на Христе. Вера в Бога, как понимал это Ансельм, была рациональной и логичной, но ее не следовало выражать в необдуманных и легкомысленных действиях. Красота творения была доказательством существования Бога. Более того, сам факт, что наш разум может представить бесконечного и любящего Бога, свидетельствовал о Его существовании. Знаменитый довод Ансельма о существовании Бога состоит в том, что если Бог может существовать в нашем разуме, Он может существовать и в реальности.

Но самые лучшие свои труды Ансельм написал об искуплении, которое достигается «удовлетворением» Бога через кровь, пролитую Господом Иисусом Христом. Любовь, явленная в Христовом искуплении, дала Ансельму ощущение покоя и тогда, когда он оказался втянутым в спор между папой и английским королем. Рыжеволосый король Вильгельм Руфус (Руфус Рыжий) был богохульником и дебоширом. Казалось, день ото дня он становился все несноснее и хуже. Он получал наслаждение, когда видел, как мучат животных и людей, в то время как Ансельм готов был отложить самые важные дела, чтобы спасти какое-нибудь беззащитное существо.

Ансельма отлучали и низлагали с постов, бросали в темницу и возвращали в должность. Но он с твердостью и решимостью выдержал все испытания. Ансельм отошел к Господу в возрасте семидесяти шести лет на рассвете 21 апреля 1109 года, окруженный преданными друзьями. Его, умирающего, подняли с постели и положили на пол среди пепла. Так он встретил лицом к лицу своего Творца, Которого вначале познал в красоте Альп и на страницах Святой Библии.

Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; не дремлет и не спит хранящий Израиля.

Пс. 120:1-4

22 апреля. Тучи над Женевой

Жан Кальвин прибыл в Женеву в июле 1536 года, планируя остановиться в этом городе только на одну ночь. Но его нашел пастор Фарель и уже не отпускал, угрожая проклясть «проклятием Всемогущего Бога», если тот не останется в Женеве, чтобы служить в качестве его помощника. Женева, с населением в двенадцать тысяч человек, казалось, созрела для Реформации, и, начиная с сентября, Кальвин стал трудиться в этом городе.

Фарель возложил на Кальвина много обязанностей, положившись на трудолюбие и ум молодого человека. Кальвин, в свою очередь, проявлял по отношению к Фарелю уважительность и преданность. В их взаимоотношениях никогда не возникало ни облачка.

Однако на горизонте собирались другие тучи. Женева не была готова к строгости и трезвому образу жизни, который собирались предложить ее жителям Кальвин и Фарель. Это был легкомысленный город, любивший песни, танцы и развлечения. В нем процветали азартные игры, проституция и порок. Фарель и Кальвин побудили городской совет принять законы, запрещающие безнравственность, азартные игры, нарушение субботы и пустое пение. Далее совет приказал всем гражданам принять исповедание веры и 12 ноября 1537 года проголосовал за то, чтобы изгонять из города всякого, кто не подчинится этому приказу.

В городе чувствовалось напряжение, раздавались громкие жалобы, которые, словно грозовые тучи, разрядились над городом 15 ноября на общем собрании жителей. На состоявшихся в феврале местных выборах партия либертинцев выиграла сражение. Кальвина и Фареля, продолжавших бушевать с церковной кафедры, предупредили не вмешиваться в политику. Тем не менее они продолжали свою работу.

Гром разразился в пасхальное воскресенье 21 апреля 1538 года. Кальвин проповедовал в одной церкви, Фарель — в другой. Оба отказывались исполнить таинство Господней вечери, утверждая, что жители города не могут принять святое причастие в таких условиях. Начались беспорядки, мужчины бросились к оружию, женщины притихли в ужасе, дети плакали. Проповедники поспешили домой под охраной верных друзей. На следующий день, 22 апреля 1538 года, городской совет собрался на совещание и освободил обоих священников от занимаемых должностей, приказав в течение трех дней покинуть город.

«Очень хорошо, — сказал Кальвин, — лучше служить Богу, чем человеку». Он бежал в Страсбург, женился на Иделетт и стал пастором группы французских евангельских верующих, пока новая волна событий снова не забросила его в Женеву. В 1541 году Женева созрела для возвращения Кальвина и Реформации, настали хорошие времена.

А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего; извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод; да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего.

Пс. 68:14-16

23 апреля. Георгий Победоносец

Средневековые христиане из среды суеверных людей, не имеющих доступа к Священным Писаниям, начали поклоняться своим героям — святым раннехристианского периода. Бог казался недосягаемым. Всемогущего Отца небесного боялись. Святой Дух игнорировали. Иисус выглядел менее грозным, но и Он тоже был Богом, и многие люди полагали, что разумнее будет обращаться со своими молитвами к святым и просить их представить прошения перед престолом Христовым. Поэтому на каждый день приходилось по святому, и каждый народ, каждый город и каждое ремесло имели своего покровителя.

К десятому веку церковь канонизировала двадцать пять тысяч святых. Почитаемым святым Франции был св. Денис. Св. Варфоломей был покровителем дубильщиков, поскольку с него живого сняли кожу. Св. Иоанн был почитаем свечных дел мастерами, потому что его бросили в котел с кипящим маслом. Оксфордский собор 1222 года установил 23 апреля как день памяти св. Георгия, чтобы почтить «защитника королевства Англии».

Но кем был Георгий? В соответствии с известной легендой, дракон, живший в болотной топи, каждый год грозился отравить близлежащую деревню, пока наконец ему не отдавали на съедение юношу или девушку, выбиравшихся по жребию. Наконец очередь дошла до дочери короля. Когда она подошла к болоту, ее встретил Георгий. «Не бойся, — сказал он, — я помогу тебе во имя Христа». Затем появился дракон; Георгий перекрестился и бросил свое копье в зверя.

Когда в 1189 году английские войска под предводительством Ричарда Львиное сердце отправились в крестовый поход, они шли под защитой св. Георгия.

По правде говоря, мы мало что знаем о Георгии. Очевидно, он родился в благородной семье в Каппадокии и, по имеющимся свидетельствам, был замучен 23 апреля ок. 304 года во время великого гонения при императоре Диоклетиане. По одной из версий, Георгия привязали к кресту и железными граблями сняли с него кожу. Но именно его легендарная встреча с драконом хранится в сердцах людей и запечатлена в произведениях искусства.

В конце концов, в каком-то смысле он действительно победил дракона.

…Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.

Отк. 12:76-9

24 апреля. Молитвы Моники

Он родился в 354 году в северо-африканском городе, расположенном среди лесов, недалеко от Средиземного моря. Отец его был язычником, но мать, Моника, преданной христианкой. Несмотря на частую порку, Августин был непослушным ребенком, праздным и ленивым. Ему нравилось заниматься спортом и шалить, а вскоре, уже в подростковом возрасте, он обнаружил множество дополнительных возможностей для удовольствий. Его отец случайно увидел Августина в общественной бане, когда тому было пятнадцать лет, и понял, что сын его стал взрослым мужчиной. Так оно и было. Позже Августин сожалел о том, что «бурные волны юности растратили» его «пыл не на берегах законного брака».

Августин был талантливым человеком и скоро переехал в Карфаген, чтобы продолжить образование и развлечения. Моника предупреждала его о грехе блуда, но он «рванул вперед, не разбирая дороги». В возрасте около восемнадцати лет он стал отцом ребенка, сына. Гогда же он стал членом культовой общины.

Шли годы, и Моника, беспрестанно молившаяся за сына, услышала, что Августин собрался уехать из Африки в Рим. Она умоляла его не делать этого. Когда он отказался повиноваться, она решила поехать с ним. Прибегнув к обману, он оставил ее молящейся в церкви и отплыл без нее, но она села на другой корабль, отправлявшийся позже, и встретилась с ним опять. Они приехали в Милан, где она убедила его послушать великого епископа Амвросия. Проповеди Амвросия, подобные острой бритве, проникли в разум Августина, если не в сердце. Моника продолжала молиться, исповедуя свои чувства и переживания перед Амвросием. Он велел ей не беспокоиться: «Невозможно пропасть сыну при таких молитвах». Однажды, когда Августин сидел в саду у друга, он услышал детский голосок, который пропел ему: «Возьми и читай!» Он открыл Библию, лежавшую рядом, и прочитал из Послания к Римлянам (гл. 13): «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Позже он признавался, что к тому времени, когда дочитал последнее предложение, он обратился.

В канун пасхи, 24 апреля 387 года, Августин и его сын Адеодат были крещены Амвросием, а счастливая Моника наблюдала за ними. Она получила ответ на молитву всей своей жизни, и в результате родился отец церкви.

Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Рим. 13:13-14

25 апреля. Воинственный епископ

Нет ни одного поколения христиан, в котором не было бы своего героя, но в десятом веке их действительно было немного. Таким героем мог бы стать Ратерий, если бы не его своевольный характер. Он был талантливым и религиозным, но в то же время упрямым и завистливым.

Ратерий родился в Италии, недалеко от Вероны. В школе он учился на отлично, а затем стал монахом. В 931 году принял сан епископа Вероны. Годы его пребывания в должности были бурными, ибо он боролся против грехов священства. «Сожительство священников с женщинами, — писал он, — настолько обыденное дело, настолько открытое, что они считают его законным». Но Ратерий боролся не только против безнравственности, проявлявшейся в нарушении обета безбрачия, но выступал также против супружеских отношений. Он поносил женатых священников, безжалостно называя их брак «прелюбодеянием».

Концепция целибата была принята церковью достаточно рано. В Восточной церкви ранние соборы одобряли брак священников. Но Западная церковь не была уверена в правомерности брачных союзов для своих служителей. На Никейском соборе возникла идея, согласно которой священники должны были оставить своих жен и посвятить себя одинокому образу жизни. Этот проект отвергли, но через несколько лет папа Сириций приказал священству принять обет безбрачия. Позже папа Лев специальным декретом постановил, что если в служение приходит женатый человек, «оставлять» жену ему не следует, но жить он с ней должен «как брат с сестрой».

Во дни Ратерия этот вопрос обсуждался широко и повсеместно, и епископ Вероны считал, что жизнь в одиночестве дает возможность полного посвящения себя Христу. Однако его агрессивная позиция в этом и других вопросах спровоцировала негативную реакцию. В результате его сместили и заточили на два года в темницу. В темнице у него не было книг, он написал свою, под названием «Борьба». Затем он бежал в южную часть Франции и содержал себя тем, что нанимался в богатые семьи репетитором детей. Вскоре ему вернули сан епископа, но затем опять сместили. На этот раз он стал аббатом Альны, но повздорил с монахами, разойдясь с ними во взглядах на евхаристию. Когда он уехал в Верону, уже в третий раз, они вздохнули с облегчением. Там его еще раз посадили, и после освобождения он опять вернулся в Альну. В течение некоторого времени он оставался в монастыре, потом его назначали на различные должности в самых разных местах до тех пор, пока 25 апреля 974 года он не умер.

…Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве — постоянны… Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

Рим. 12:10-12,18

26 апреля. Массовое убийство

При папе Сиксте IV, строителе Сикстинской капеллы, непотизм (семейственность) папства периода Ренессанса достиг своего апогея. Хозяевами Ватикана стали шестнадцать его племянников, два брата и три сестры, постоянно вмешивавшиеся во внутренние дела Италии и церкви. Они заняли ведущее положение в Риме, путешествовали в сопровождении огромной свиты, устраивали пиршества и банкеты, одевались в пурпурное расшитое платье и спали с бесчисленным количеством партнеров.

Но вскоре им пришлось столкнуться с соперниками в области удовольствий и власти, с семьей Медичи, обосновавшейся во Флоренции. Традиционно финансовыми делами Ватикана занималась банковская фирма семьи Медичи. Но когда разгорелся этот конфликт, Сикст перевел огромное папское состояние в банк другой банкирской семьи, Пацци. Медичи выступили с ответным ударом. Вспыхнула горячая кровь и темперамент, и в 1478 году с ведома папы его племянники и банкиры Пацци задумали убить Лоренцо и Джулиана Медичи.

В воскресенье, 26 апреля 1478 года, два брата Медичи пришли на пасхальную мессу в соборе Флоренции. Как было принято, в церковь они пришли без оружия и охраны. Началась служба. Вдруг, когда священник вознес вверх святые дары евхаристии, Джулиан почувствовал, как острая боль пронзила его грудь. Кинжал вытащили, затем вонзили в него еще и еще раз. Он умер почти мгновенно. На Лоренцо напали в тот же момент. Он инстинктивно обернул руку накидкой, сделав свобразный щит, и отразил нападение.

В нем воспылал неукротимый гнев. Он тут же побежал вслед за заговорщиками и настиг их. Убийц выбрасывали из окон дворца. Им отрезали носы и уши, расчленили на куски, протащили по улицам и бросили в реку Арно.

Сикст отплатил тем, что отлучил Лоренцо, временно приостановил все службы во Флоренции и начал бессмысленную двухлетнюю войну против этого города. Они оставались врагами до 1484 года, когда умер Сикст. Лоренцо Великолепный прожил на восемь лет больше и в возрасте сорока трех лет умер, выпив от желудочных болей микстуру, приготовленную врачами из драгоценных камней.

Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.

1 Ин. 3:16

27 апреля. Два человека, два мученика

27 апреля принадлежит двум мученикам. Они не знали друг друга, никогда не встречались и даже жили в разное время. Один из них в этот день женился, а через некоторое время его убили. Другой был убит в этот день. Последний был христианином по имени Поллио, и жил он в городе Гибалея (современный Винковце, Венгрия). 27 апреля 304 года его привели к судье, который спросил, как его зовут.

— Поллио, — ответил он.

— Ты христианин?

-Да.

— Какую должность ты занимаешь?

Поллио ответил, что он был руководителем чтецов в своей церкви и в его обязанности входило чтение Божьего Слова своему приходу. За это преступление Поллио был немедленно сожжен на костре.

Через одну тысячу шестьсот лет другой христианин по имени Рой Ор-пин, новозеландец, мечтал о миссионерской деятельности. Его глубоко тронуло мученичество Джона и Бетти Стэм в Китае. Он отправился в Таиланд в качестве миссионера и 27 апреля 1961 года женился на англичанке по имени Джилиан. Она тоже была миссионеркой в этой стране. Во время венчания они спели дуэтом гимн «Голгофа».

Новобрачные переехали в лачугу в деревеньке Таи и провели там первый год своей супружеской жизни. В это время власти в Юго-Восточной Азии все больше прибегали к террору и насилию. Джилиан забеременела, и Рой задумался о ее дальнейшей судьбе. «Я не мог успокоиться, — писал он друзьям, — пока не вспомнил Второе послание к Коринфянам (10:5)». Джилиан переправили в близлежащий городок, где была миссионерская больница, а Рой остался в деревне работать с маленькой группой христиан. Однажды к нему ворвались три бандита, потребовали ценности, а затем выстрелили в него.

Его привезли в государственный госпиталь, куда к нему прибежала Джилиан. Он продержался четыре дня. Его предсмертным желанием было спеть вместе с женой их любимый гимн. Двое влюбленных возвысили дрожащие голоса и спели: «Иисус! Я отдыхаю и покоюсь в радости от того, что Ты есть. Я обрел величие Твоего любящего сердца». Затем Рой, которому было всего двадцать шесть лет, отошел к Господу. Они были женаты чуть более года.

Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу…

2 Кор. 10:3-5

28 апреля. Библия с корабля «Баунти»

Английское судно «Баунти», которым командовал лейтенант Уильям Блай, отправилось в 1787 году в район Тихого океана. Моряки с радостью согласились на этот рейс, посчитав это визитом в рай. Поскольку на корабле не было помощника капитана, Блай назначил на этот пост своего молодого друга, Флетчера Кристиана. «Баунти» простоял на Таити в течение полугода, и моряки под предводительством удачливого Флетчера Кристиана сполна насладились раем. Когда пришла пора возвращаться, некоторые из моряков захотели остаться на острове, не желая расставаться с местными девушками. Три человека, уличенные в попытке бежать с корабля, были пойманы и наказаны плетьми. Настроение на корабле стало мрачным, и 28 апреля 1789 года Флетчер Кристиан возглавил самый знаменитый мятеж в истории мореплавания. Блай и его сторонники были отправлены в открытое море на переполненной спасательной лодке (на которой они чудом прошли три тысячи семьсот миль до Тимора).

Не зная, чем заняться дальше, мятежники на борту «Баунти» стали ссориться. Кристиан вернулся на Таити, где остались несколько мятежников, похитил женщин, захватил рабов и прошел одну тысячу миль до необитаемого острова Питкаирн. Там маленькая группа окончательно распустилась. Бывшие моряки гнали самогон. Пьянство и драки стали характерным признаком жизни в их колонии. Болезни и убийства наконец унесли жизни всех мужчин, кроме одного, Александра Смита, который остался на острове в окружении женщин и детей.

Затем произошло удивительное событие. Смит нашел на «Баунти» забытую кем-то Библию. Он начал читать ее и принял Божье Слово в сердце, а затем стал учить Божьим истинам маленькую общину. Он учил колонистов по текстам Писания и помогал им жить в соответствии с ними. Весть Христа невероятно изменила их жизнь. Двадцать лет спустя, в 1808 году, когда к острову пристал корабль «Топаз», моряки нашли там счастливую общину христиан, живущих в довольстве и мире, без преступлений, без болезней и убийств — и без мятежей. Позже Библия попала в руки моряков китобойного судна, которые привезли ее в Америку. В 1950 году ее вновь вернули на остров. Теперь она выставлена в церкви в Питкаирне как свидетельство великой преображающей силы библейского послания.

Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу тво- (е) му, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо.

Втор. 10:12-13

29 апреля. Смерть от нервного истощения

Джакомо Бенинкаса, красильщик тканей в Сиене (Италия), своего двадцать третьего ребенка назвал Екатериной. Их дом располагался на холме, а в подвале находилась красильня. На вершине холма стояла церковь монастыря св. Доминика. Когда Екатерине исполнилось семь лет, она увидела над церковью лик Христа. С того дня она мечтала только об одном — служить Иисусу.

В возрасте двенадцати лет она решительно воспротивилась воле отца, который хотел выдать ее замуж. Отец сказал: «Да сохранит нас Бог, дорогая дочь, от попыток восстать против Его воли. Мы давно видели, что твоя решимость не детский каприз, но теперь мы точно знаем, что это Дух Божий». Он выделил ей комнату рядом с красильней, и там Екатерина устроила себе часовенку.

Екатерина горела, как в огне, и скоро без всякого приглашения приобщилась к монастырю и церковным делам, став самой известной женщиной в Италии средних веков. Она выступила против смертного приговора, вынесенного молодому человеку, которого обвинили в критике правительства, и, проводив его до места казни, схватила его отрубленную голову, выразив публичный протест. Она ухаживала за заключенными. Когда на Италию обрушилась «черная смерть», Екатерина успевала повсюду, оказывая больным помощь.

Екатерина выступала также против коррупции в церкви. Она разоблачала меркантильность и безнравственность в монастырях. «Те, кто должны быть храмом Божьим, — писала она, — становятся хлевом для свиней». Она писала многочисленные письма, и три ее секретаря были постоянно загружены работой. Она сказала папе Григорию, что ему лучше уйти в отставку, чем пойти ко дну, и еще: «Не будьте мальчиком, но мужчиной!» Она вела переговоры о мире и приняла активное участие в возвращении папства из Франции обратно в Рим.

Неудивительно, что 29 апреля 1380 года в возрасте тридцати двух лет она умерла от нервного истощения и перенапряжения. Ее последними словами были: «Дорогие дети, пусть моя смерть не печалит вас, напротив, радуйтесь, что я оставляю место многих страданий, чтобы пребывать в вечном единении с моим возлюбленным Женихом».

После св. Франциска Екатерина Сиенская почитается как самая известная святая в Италии.

Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

Гал.6:9-Ю

30 апреля. Ураган

В течение первых трех веков Церковь время от времени подвергалась гонениям. Но ничто не могло сравниться с ураганом, который обрушился на нее во время правления императора Диоклетиана. Диоклетиан, захвативший власть силой, назначил своего соратника Максимиана своим соправителем, а Констанция и Галерия своими помощниками. Вчетвером они управляли всей империей, не стремясь к нововведениям, исповедуя философию «традиционных ценностей».

Однако «традиционные ценности» Рима исключали существование христианства. Сам Диоклетиан сначала казался довольно веротерпимым по отношению к христианам (его жена и дочь были верующими), но Галерий был явно настроен против. Его воинская удаль и победы на полях сражений обеспечили ему большое влияние и популярность в народе. Медленно и настойчиво он представлял христиан как врагов империи. Он начал серию преследований, разрушив 23 февраля 303 года одну церковь в Никомедии. Тут же было принято еще несколько указов против церкви, последний и самый страшный из них был опубликован 30 апреля 304 года.

Никто не оставил описания последовавшей за указами резни. Христиан снимали с занимаемых должностей, их гражданские права грубо нарушались. Жгли церковные здания. На рыночных площадях жгли Священные Писания. Пасторов и церковных руководителей хватали и казнили, многие из них были брошены на съедение львам в колизеях. Во Фригии всех членов одной общины бичевали. Других христиан бросали в грязные темницы или заброшенные шахты. Все предшествовавшие преследования померкли рядом с ужасом этого последнего и самого страшного урагана.

Но наконец империя пресытилась убийствами. Устали не только палачи, но даже львы, как говорят, объелись христианской плотью. Тем временем Галерий обнаружил, что умирает от болезни, известной в народе как «изъедение червями». 30 апреля 311 года, в годовщину издания последнего указа о преследованиях, он опубликовал еще один. Этим указом он прекратил гонения против христиан, но просил их молиться о своем выздоровлении. Из тысяч тюрем, шахт и трудовых лагерей на свободу устремились израненные и измученные воины Христовы.

Многие из них, без сомнения, молились за Галерия, но он не выздоровел. Через пять дней после подписания указа черви завершили свою работу.

S назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, оьш изъеден червями, умер. Слово же Божие росло и распространялось.

Деян. 12:21-24