Июнь

1 июня. Христианский атеист

Ему было около тридцати лет, когда он брел вдоль берега и вслушивался в шелест волн во время прибоя. Слова Соломона из Книги Екклесиаста (1:2,14) прекрасно описывали его состояние: Суета сует… суета сует, — все суета Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все суета и томление духа! Он исследовал разные философии, но ни одна из них не могла предложить ему доказательства осмысленности бытия. Он изучал стоиков, но и в них не нашел удовлетворения. Аристотель не сумел насытить его жажду истины, как и пифагорейцы. Платонизм ему казался лишенным всякой силы. Но в тот день у океана он встретил старика, который поведал ему о послании изумительной простоты — Иисус Христос есть Господь. С того момента жизнь Иустина коренным образом изменилась.

Иустин родился в Палестине вскоре после смерти апостола Иоанна. Его богатые родители-язычники дали ему блестящее образование, и Иустин сумел проявить свои незаурядные дарования. Но хотя его ум был заполнен философией, сердце оставалось пустым. До того дня, пока у моря он не встретил старика, поделившегося с ним Евангелием.

Иустин тут же стал рассказывать всем о том, что Христос утолил жажду его разума и сердца. Он представлял христианскую доктрину так ясно и четко, защищал Евангелие так эффективно, что повсюду приобрел известность как самый первый и самый блестящий апологет (защитник веры) Церкви. Он стал учителем в Эфесе, затем переехал в Рим и открыл там христианскую школу. Он писал книги и таким образом распространял христианскую весть. До нашего времени дошли три его книги, включая замечательный «Разговор с Трифоном иудеем», которые сохранились даже во время войны Бар-Кохбы. Иустин в своей книге очень понятно объясняет, почему Трифон должен считать христианство здоровой и разумной верой.

В середине 160-х годов, преподавая в Риме, он принял участие в дебатах с циником Крескентом, который главной целью в жизни считал добродетель. Иустин легко и уверенно одержал победу в турнире, а разъяренный Крескент, по всей видимости, донес на своего соперника римскому правительству, после чего Иустина привлекли к суду по обвинению в атеизме — то есть в неверии в римских богов. Иустина и еще несколько человек осудили, бичевали и обезглавили.

Он вошел в историю как Иустин Мученик, и Церковь как на Востоке, так и на Западе каждый год 1 июня отдает дань его памяти.

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд и все тайное, хорошо ли оно, или худо.

Еккл. 12:13-14

2 июня. Пусть они станут ангелами

Британские острова были, вероятно, евангелизированы еще в первом веке, но в результате падения Римской империи их захватили англо-саксы. Христиан уничтожали, церкви сжигали, почти искоренив в этой стране Евангелие. Прошли годы, и однажды в Риме один аббат по имени Григорий увидел трех белокурых и голубоглазых английских мальчиков, продававшихся на невольничьем рынке. Его сердце потянулось к ним. Когда ему сказали, какой они национальности, он, по свидетельству историков, заметил: «Они англы, пусть они станут ангелами». Затем он отправился в Англию в качестве миссионера, стремясь вернуть британцам христианскую веру, но папа вызвал его обратно еще раньше, чем он достиг берегов туманного острова. Но после того, как Григорий стал папой, он отправил туда группу в тридцать или сорок миссионеров под руководством монаха по имени Августин.

Весной 597 года группа высадилась у устья реки Темза. Миссионеры узнали, что королева Берта Кентская еще раньше, в своей родной Франции, услышала Евангелие и была обращена. По настоянию королевы король Этельберт согласился принять Августина, но настоял на том, чтобы встреча произошла на открытом воздухе, где, по его убеждению, «магия» Августина не смогла бы повлиять на него. И все же Августину удалось очаровать его. Услышав его проповедь, Этельберт признал Христа своим Господом в тот же день, 2 июня 597 года. Несколько позже, в тот же год, король и десять тысяч его подданных приняли крещение. Послание Христа распространилось по всем соседним англо-саксонским королевствам, и вскоре Августин стал архиепископом. Король Этельберт отдал новому архиепископу свой замок, таким образом основав религиозную столицу английского народа в Кентербери, ставшим кафедральным центром Англии.

Августин, отказавшись пойти на компромисс по таким пунктам, как дата празднования Пасхи и форма крещения, посеял семена раздора, чем омрачил свое пребывание на посту архиепископа. Когда 25 мая 604 года он умер, его похоронили в Кентерберийском соборе, а на надгробии написали следующее: «Здесь покоится Августин, первый архиепископ Кентерберийский, епископ Рима, обративший короля Этельберта и его народ от поклонения идолам к вере в Христа».

Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали,..

Деян. 17:2-4а

З июня. Будь ты проклят, сурок!

Если у вас бывают проблемы со сном, почитайте псалмы 3 и 4.

Давид, спасая свою жизнь, бежал от мятежных войск Авессалома. Он написал в псалме 3 (ст. 6): «Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня». Псалом 4 (ст. 9) предлагает Божьи обетования доброго сна для тех, кто покоится в Нем: «Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности». Господь действительно дает нам спокойный сон.

Но не во время проповеди.

По крайней мере, не в ранней американской церкви.

Пуритане колониальной Новой Англии назначали «дежурных», которые должны были прохаживаться по залу во время воскресных богослужений и следить, чтобы никто не задремал во время длинных, иногда скучных проповедей. Они носили с собой длинные палки, на одном конце которых были прикреплены перья, а на другом шары или шипы. Если прихожане засыпали, они подвергали себя великой опасности, и последствия их безрассудства могли быть непредсказуемыми, как в случае, описанном Авдием Тер-нером из Линна (штат Массачусетс) в его дневнике от 3 июня 1646 года:

Аллен Бриджес был выбран дежурным в церкви, чтобы будить спящих на собрании. Он очень гордился своим назначением и приобрел себе лисий хвост, который прикрепил к одному концу длинного посоха. Этим хвостом он касался лиц тех, кто начинал дремать во время проповеди. На посохе у него были также шипы, которыми он колол тех, кто спал слишком шумно. На последнем богослужении в день Господень, когда Аллен обходил дом собрания, он выследил мистера Томлинса, который устроился очень удобно, уткнувшись головой в угол, а руками ухватившись за перила. Увидев его, Аллен за спиной мадам Баллард быстро выбросил вперед свой посох и уколол мистера Томлинса в руку. Тот вскочил с места, сильно ударился рукой о стену и, к великому изумлению всех присутствующих, громким голосом воскликнул: «Будь ты проклят, сурок», потому что во сне он увидел, как сурок укусил его за руку. Но, придя в себя и поняв, где он находится и какой страшный скандал учинил, он сильно сконфузился и ничего более не стал говорить. И я думаю, теперь он не скоро уснет на собрании.

Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи! Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились. Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

Пс. 4:7-9

4 июня. Беспроволочный свидетель

Невидимые лучи евангелизации расходятся днем и ночью под небом и над водой, пронизывая нации и сердца там, куда не могут прийти миссионеры. Так действует коротковолновое служение таких организаций, как Вестник благословений Иисуса Христа, Трансмировое радио и Дальневосточная радиовещательная компания.

ДВРК начала свою работу в 1945 году, когда три христианина объединили свои ресурсы и образовали некоммерческую корпорацию, чтобы транслировать Евангелие на Восток. Один из них, Джон Брогер, выехал в Шанхай в надежде найти подходящее место для радиопередатчика. Затем он отплыл в Манилу, чтобы исследовать возможности установки передатчика на Филиппинах.

Готовя документы для филиппинских правительственных чиновников, Брогер попросил разрешения на установку небольшой станции. Представьте себе его волнение, когда он увидел, что чиновники на его заявлении написали — «неограниченная мощность».

Однако филиппинское правительство настаивало на том, чтобы станция заработала к 4 июня или никогда. Тем временем в США коллеги Брогера лихорадочно пытались собрать необходимые деньги, чтобы успеть к намеченному сроку. Одна отсрочка за другой задерживала осуществление проекта, а правительственные чиновники в Маниле категорически отказывались изменить назначенное время. Возникли непреодолимые препятствия, и за три дня до последнего срока появились проблемы с передатчиком. На рассвете 4 июня, в день выхода в эфир, вся станция была опутана проводами под высоким напряжением, а сотрудники работали под проливным дождем по щиколотку в воде. Брогер помчался в город, чтобы молить о последней отсрочке. Ему отказали.

У него не было выбора, и он устремился обратно через запруженные транспортом улицы, уворачиваясь от повозок и обгоняя само время. Подъехав к радиостанции, он с визгом затормозил, ворвался в здание и закричал: «Мы проведем испытание прямо в эфире». Щелкнул включатель, передатчики загудели от напряжения, и весь штат радиостанции запел великий гимн «Радуйся, мир, Господь грядет». Это произошло в 6 часов вечера 4 июня 1948 года — ДВРК впервые вышла в эфир. Почти сразу стали поступать сведения о том, что спасение принимали парикмахеры и атеисты, воры, домашние хозяйки и подростки. Сегодня ДВРК вместе с местными и международными служениями по-прежнему вещает в эфире, передавая евангельскую весть во все страны Азии более чем на ста пятидесяти языках.

Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава вовеки. Аминь.

Рим. 14:24-26

5 июня. Топор апостола

Его называют апостолом Германии, и, пожалуй, он является величайшим миссионером Темных веков.

Бонифаций был англичанином. Он родился в 680 году и поступил в монастырь, а в возрасте тридцати лет был рукоположен. Его способности гарантировали ему блестящую карьеру в английской церкви, но Бонифаций чувствовал призыв к миссионерскому служению и был намерен повиноваться ему. Примерно в 716 году он отплыл в Голландию в свое первое миссионерское предприятие, однако столкнулся с сильной политической оппозицией и, разочаровавшись, вернулся в Англию.

Он пришел в себя и уехал снова, но на этот раз на континент, сначала в Рим в 718 году, а после, получив санкцию папы, — в Германию. Там он и работал в течение последующих двенадцати лет (приезжая иногда в Голландию), и вскоре к Христу обратилось множество язычников. Его смелость была безграничной. В одной деревне он не мог обратить ни одного человека, потому что местное население было уверено в том, что в огромном дереве, священном дубе бога грома, была сосредоточена сверхъестественная сила, господствовавшая над ними. Недолго думая, Бонифаций взял топор и на глазах онемевших от ужаса жителей срубил злополучный дуб. Затем он начал строить церковь из этого дерева. Эта новость распространилась по всей Центральной Европе, и тысячи людей исповедали Христа как своего Господа. Бонифаций переходил из деревни в деревню, уничтожая идолов, разрушая языческие святилища и проповедуя Евангелие.

Но скоро он пересмотрел свой «агрессивный» евангелизм и начал строить церкви, обучать и готовить местное духовенство. В его работе активное участие принимали женщины. В 744 году он основал очень важный монастырь в Фульде, который до сего дня считается центром римского католицизма в Германии. Обращенные Бонифация расходились по всей Центральной Европе как миссионеры.

Куда бы он ни шел, он опирался на папские санкции и авторитет. Он стал одним из самых могущественных деятелей Церкви восьмого века. Некоторые критиковали его за то, что авторитет Церкви он ставил выше Евангелия. Бонифаций вернулся в Голландию, чтобы проповедовать там, и тысячи обращенных приняли крещение. Но 5 июня 755 года банда вооруженных язычников напала на его лагерь у реки Борне. Бонифаций был убит, его руки при этом крепко сжимали Библию.

Ибо так заповедал нам Господь: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли». Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.

Деян. 13:47-48

6 июня. Желтый враг

Центральная Америка была завоевана Испанией в XVI в. и в течение трех веков оставалась в плену католицизма. Отказывавшихся примкнуть к католической вере подвергали пыткам — их бросали в воду, предварительно туго перепеленав. Других вешали на потолочных кольцах, третьих заживо зажаривали в огромных котлах. Когда в 1838 году Испанская империя раскололась, возникли новые государства, такие, как Гондурас, Сальвадор, Никарагуа и Коста-Рика. Тогда в этих странах стало возможно работать и евангельским миссионерам, хотя это было очень опасно.

Первыми в этот регион пришли моравские немцы, после которых появились и пресвитериане. В конце 80-х гг. XIX в. С. И. Скофилд организовал Центральную американскую миссию (ЦАМ). Одна из миссионерок того времени, мисс Элеанор Блекмор, писала на родину: На каждой улице в меня бросают камни, проклинают и оскорбляют. В целом городе я не знаю дороги, где можно было бы пройти спокойно и где не было бы дома, в котором не припасли для меня камня… Нам не нужна жалость. Мы считаем за честь, что нам доверили пострадать ради Христа, но нам действительно чрезвычайно нужны ваши молитвы.

Первые миссионеры ЦАМ пришли и в Коста-Рику, но вскоре команда из трех человек решила оттуда переправиться в Сальвадор. Из этой затеи ничего не вышло. Им нанесли поражение не палками и не камнями. Мистер и миссис X. Диллон и Кларенс Уилбер в 1894 году были уже на границе Никарагуа по пути в Сальвадор, когда заболели лихорадкой. Их сильно знобило, болели глаза и рот, а Кларенса рвало черной кровью. Когда он умер, его похоронили во временной могиле. Чета Диллонов сумела добраться до корабля, который отплывал домой, но миссис Диллон умерла в пути. Мистер Диллон оправился и скоро женился вторично.

Вместе со своей новой женой, Маргарет, он вернулся в Центральную Америку, где вновь заразился желтой лихорадкой, от которой вскоре умер. Маргарет осталась в Гондурасе, жила в маленькой лачуге, спала на соломенном матраце и готовила гондурасских евангелистов. Так она проработала без отпусков пятнадцать лет, после чего решила съездить домой. Во время сборов ее свалила желтая лихорадка, и местным верующим пришлось нести ее на носилках до миссионерской станции тридцать шесть миль. Ее принесли туда 6 июня 1913 года, а через два дня она умерла.

Эти могилы стали местом для будущего урожая душ, который приносит обильные плоды по сегодняшний день.

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и Умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.

1 Фее. 4:13-14

7 июня. Под знаменем Иисуса

Лондонская скиния Метрополитен расположена наискосок от станции метро в южной части Лондона и окружена домами, барами и заброшенными магазинами. Она стоит вдали от туристических маршрутов, и по воскресеньям сюда приходит примерно триста человек. Ее успешное служение привлекает много молодых людей, и она восполняет жизненные потребности своего прихода.

Но можно сказать, что скиния Метрополитен сильно изменилась в одно воскресное утро, 7 июня 1891 года, когда Чарлз Сперджен проповедовал там последний раз. Он сильно устал от напряженной работы и чувствовал себя разбитым межденоминационными конфликтами. Он поседел, на лице появились резкие морщины. Он был крепко сложенным мужчиной, но теперь казался слабым. Он закончил службу, еще не зная, что произнес с кафедры последние слова: Все эти сорок с лишним лет я служил Ему, да будет благословенно Его имя! Я ничего не получал от Него, кроме любви. Я был бы рад продолжать служить Ему еще сорок лет в этом же дорогом звании здесь, если бы Ему это было угодно. Служение Ему-это жизнь, мир и радость. О, если бы мы могли принять это сразу! Да поможет вам Бог выступить под знаменем Иисуса уже сегодня! Аминь!

В тот же день его приход услышал тревожную весть о том, что Сперджен заболел. Он пролежал в постели месяц, по большей части без сознания, иногда в бреду. Лондон следил за каждым бюллетенем о его здоровье, и в скинии постоянно проводились молитвенные собрания. Прошел месяц. Сперджен к концу лета поправился достаточно, чтобы уехать на юг Франции подлечиться, и у людей появилась надежда на его полное выздоровление. Работники скинии установили в церкви лифт, чтобы ему не нужно было подниматься по ступенькам пешком.

Но около полуночи 31 января 1892 года Сперджен вздохнул последний раз в окружении своей жены и нескольких друзей в гостинице в Ментоне (Франция). Англия застыла от этой новости, и через двенадцать дней его похоронный кортеж собрал сто тысяч оплакивающих его сограждан, которые проводили его на кладбище Верхний Норвуд в Лондоне.

Ему было пятьдесят семь лет. Он шел под знаменем Иисуса до самого конца.

Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева… Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли…

2 Цар. 23:1а,2-4

8 июня. Новая троица

французская революция стала не выражением борьбы за религиозные свободы, а попыткой заменить религию господством разума и доктриной рационализма. Франция, имея самое многочисленное население в Европе, испытывала проблемы с обеспечением народа продовольствием. Народ, включая местное священство, жил в страшнейшей нищете, в то время как королевская семья и высшие церковные чины- кардиналы, архиепископы, епископы и аббаты монастырей — жили богато.

8 июня 1794 года ученик Руссо по имени Робеспьер и французский национальный Конвент формально узаконили новую религию. Это была форма деизма, в соответствии с которой допускалось существование некоего Бога, Который, сотворив вселенную, в той или иной степени отстранился от Своего творения. Конвент обязал людей признать существование высшего существа и бессмертие души и отвергнуть «суеверие» христианства. На смену семидневной христианской неделе пришла десятидневная, были установлены новые праздники, отмечавшие великие события Революции. Святых заменили на политических героев. Церкви переименовали в «храмы Разума». В Нотр-Даме воздвигли статую, названную Богиней Разума. Католическим священникам прекратили выплату жалованья, а протестантским проповедникам запретили учить вообще. 8 июня стал «святым днем» Франции, «Праздником высшего существа». Революционеры поклялись заменить Отца, Сына и Святого Духа на новую троицу — «свободу, равенство и братство».

Однако это не сработало. «Свобода, равенство и братство» деградировали в страх, кровопролитие и гильотину. Недели, последовавшие за 8 июня 1794 года, стали свидетелями того, как головы одной тысячи четырехсот человек слетели с плеч, как черепицы с крыши. Этот хаос проторил дорогу для Наполеона Бонапарта, который 18 мая 1804 года вновь признал церковь. Он рассчитывал на то, что папа Пий VII коронует его в императоры. Но в самый последний момент маленький диктатор взял у папы корону и сам водрузил ее себе на голову. Папа отлучил Наполеона, а Наполеон заточил папу в тюрьму.

«Свобода, равенство и братство» оказались немощными богами, как и Руссо, Робеспьер и Революция — и Наполеон тоже. Они встретили свой конец совершенно несчастными людьми.

Умолкни пред лицом Господа Бога! И будет в день жертвы Господней: Я посещу князей, и сыновей царя, и всех одевающихся в одежду иноплеменников; посещу в тот день всех, которые перепрыгивают через порог, которые дом Господа своего наполняют насилием и обманом.

Соф. 1:7а,8-9

9 июня. Пылкий темперамент, железная воля

Люди с горячими головами могут стать святыми с твердой волей, ибо те же страсти, что формируют характер, могут быть использованы Святым Духом на благие дела. В качестве примера можно привести Колумбу, который родился в Ольстере (Ирландия) 7 декабря 521 года. Его дедушка был крещен самим св. Патриком, а родители Колумбы, бывшие в родстве с королевской фамилией Ирландии, тоже были верующими людьми. Сам он стремился к образованию и к Богу. Колумба был воинственным человеком с сильной волей. Он обладал внушительной внешностью с резкими чертами лица и властным голосом. Но его пылкий темперамент и железная воля сохранились в нем даже после того, как он стал миссионером для собственного народа, ирландцев. Однажды Колумба переписал без разрешения одну книгу, и когда ее владелец потребовал копию, Колумба отказался отдать ее. Споры вышли за пределы словесной перепалки, и большое количество людей оказалось вовлеченным в этот конфликт. В конце концов разразилась война, в которой погибло три тысячи человек.

Полный раскаяния, Колумба дал себе обещание привести к Христу столько же человек, сколько погибло в кровопролитном столкновении. Поэтому в возрасте сорока двух лет он уехал из Ирландии, чтобы служить миссионером в Шотландии. Вместе с двенадцатью спутниками он устроился недалеко от шотландских берегов, на унылом и туманном острове Айона длиной в три мили и шириной в полторы. Он наскоро построил монастырь, который вскоре превратился в центр подготовки миссионеров и в одно из почитаемых и интересных мест в истории христианских миссий. Он стал маяком в море язычества.

Из Айоны Колумба совершал миссионерские походы на Шотландию, обращая к Христу огромные массы людей. Он обратил к вере целое племя язычников, пиктов. Он противостоял друидам, вступив в схватку с демоническими силами и искусством магии. Согласно легенде, он творил чудеса в противовес их чудесам, убедив население в превосходящей сверхъестественной силе Евангелия. Оставшуюся часть жизни он провел как апостол Шотландии и наставник миссионеров.

8 июня 597 года 75-летний Колумба провел весь день за переводом Псалтиря, а затем присоединился к своим братьям для проведения полуночного молитвенного собрания. Он упал прямо у алтаря и мирно упокоился в первые часы следующего дня, 9 июня 597 года; на его лице застыло такое выражение, словно он увидел святых ангелов, пришедших забрать его.

Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его. Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым. Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом. Радость человеку — благотворительность его…

Прит. 19:19-22а

10 июня. Какая благодать!

Ян Гус родился в крестьянской семье в 1371 г., получил хорошее образование и начал преподавать богословие в Пражском университете. Здесь же он ознакомился с трудами Уиклифа. В 1400 г. он принял священство и в 1402 году был назначен проповедником при влиятельной пражской Вифлеемской часовне. Его мощные проповеди об оправдании верой привели в волнение всю Богемию (Чехию). Вызванное им брожение умов встревожило церковные власти, и в 1414 году Гуса вызвали на общий собор в Констанце, где ему было предъявлено обвинение в ереси. Несмотря на обещанную неприкосновенность, его арестовали. 10 июня 1415 года он написал своим сторонникам в Богемии:

Магистр Ян Гус, слуга Божий в надежде, ко всем верным чехам, которые любят и будут любить Бога, в молитве о том, чтобы Бог даровал им жить и возможность умереть в Его благодати и обитать в вечности, пребывая в небесной радости. Аминь. Верные и возлюбленные Господа, мужи и жены, богатые и бедные! Я умоляю и увещеваю вас любить Бога, распространять Его Слово, слушать и соблюдать Его заповеди с еще большей готовностью. Я умоляю вас твердо держаться Божьей истины, о которой я писал и проповедовал вам из Святых Писаний…

Пишу вам это письмо из заключения, закованный в цепи, в ожидании исполнения смертного приговора, и тем не менее я полностью доверяюсь Богу и надеюсь, что Он мне поможет не уклониться от Его истины, не произнести клятвенного признания в ошибках, поскольку меня обвиняют в лжесвидетельстве. Какую благодать Бог явил мне и как Он помогает мне посреди самых необычных испытаний, вы узнаете, когда по Его милости мы с радостью встретимся в Его присутствии. Я ничего не слышал о магистре Иерониме, моем любимом друге, кроме того, что он тоже заключен в тюрьму и ждет смерти, и все это по причине его веры, которую он так искренне являл чехам…

Я также молю вас о том, чтобы вы любили друг друга, защищали добрых людей от жестокого насилия и дали бы возможность каждому услышать истину. Пишу все это с помощью доброго ангела в понедельник вечером накануне дня св. Витуса.

Через двадцать шесть дней Ян Гус был сожжен.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…

Мф. 5:10-12а

11 июня. По следам родителей

В 1907 году миссионер Джесс Брэнд, молодой и неженатый, отправился в Индию и стал служить в горах Чэт, где свирепствовали болезни. Его друзья вздрагивали, читая в его письмах о крысах, покрытых блохами, стаями шныряющих в горах и в изобилии распространяющих чуму. Но один из его друзей мечтал присоединиться к нему — Эвелин Харрис, красавица из фешенебельного лондонского пригорода. Она приехала в Индию и в 1913 году вышла за него замуж.

Чета Брэндов работала без устали, оказывая тысячам людей медицинскую помощь. Джесс организовал доставку благотворительной помощи и разработал программу сотрудничества таким образом, что земледельцы могли получать конкретную помощь. Он вел переговоры с правительственными чиновниками об осуществлении программы занятости. Он пользовался любой возможностью, чтобы делиться Евангелием Христа, и за один год прочитал четыре тысячи проповедей почти в ста деревнях. Открывались церкви, росло количество обращенных.

На ниве Божьей трудилась вся семья Брэндов. Родился сын Пол, которого мать учила под тамариндовым деревом. Его отец, любивший и понимавший природу, показывал ему ее чудеса. В девять лет Пола послали учиться в Англию, а родители остались работать в Индии.

В 1928 году Джесс заразился черноводной лихорадкой. Его состояние ухудшалось, но он продолжал работать. В начале июня температура поднялась еще выше. 9 июня он проповедовал из Книги Пророка Исайи (гл. 60): Восстань, светись, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. 11 июня 1928 года он слег с высокой температурой. День за днем Эвелин сидела у его постели, наблюдая, как иссушается и желтеет его кожа, а жизнь покидает его тело. Когда он умер, местные индийцы завернули его в полотно и на плечах отнесли к гробнице в скале.

Четырнадцатилетний Пол услышал о смерти отца. Через два дня он получил письмо от него, отправленное перед смертью. Оно заканчивалось так: … всегда смотри на Бога с благодарностью и поклоняйся Ему за то, что Он дал тебе возможность жить в таком радостном уголке вселенной, как планета Земля.

Эвелин осталась в Индии, став живой легендой. Она ходила по горам, опираясь на трость, выполняя Божье дело. «Бабушка Брэнд» увидела тот день, когда ее сын, доктор Пол Брэнд, стал знаменитым врачом-миссионером, успешно лечившим проказу.

Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию.

Ис. 60:1-3

12 июня. Я умею работать

В 9 часов вечера, в четверг, 12 июня 1806 года, миссионер-первопроходец Уильям Кэри, уставший от дневных трудов, сидел за письменным столом и писал письмо при мерцающем свете масляной лампы:

Сегодня я встал без четверти шесть, прочитал одну главу из Библии на еврейском и оставшееся до шести часов время посвятил личному общению с Богом, а затем провел семейную молитву со слугами на бенгальском языке. За чаем я почитал немного по-персидски с Мунши (местный помощник), который уже ждал меня, когда я вышел из спальни. Перед завтраком я также прочитал отрывок из Писаний на хиндустани. Сразу после завтрака вместе с брамином (ученый индус) я сел за перевод Рамайяны (индийский эпос) с санскрита… и продолжал эту работу до десяти часов, после чего отправился в колледж (Форт-Уильям), где исполнял свои обязанности (преподавателя бенгальского, санскрита и маратхи) до половины второго. Затем вернулся домой проверить корректуру бенгальского перевода Книги Пророка Иеремии, на что ушло все предобеденное время… После обеда перевел с помощью главного брамина колледжа большую часть восьмой главы Евангелия от Матфея на санскрит — на это ушло все время до шести часов, после шести сел с брамином… изучать язык телугу. Вечером к нам зашел мистер Томас (сын преподобного Томаса из Лондона), в семь часов я начал оформлять свои мысли для проповеди и в половине восьмого прочитал проповедь на английском… К девяти часам прихожане разошлись. Я сел писать тебе и после этого завершу вечер чтением главы из греческого Нового Завета, а затем предам себя Богу. У меня никогда не бывает лишнего времени, хотя занятия могут быть разными.

Юстас Кэри говорила, что ее дядя никогда не выражал недовольства, если его вынуждали оторваться от занятий. Он мог уделить своим посетителям безраздельное внимание и затем тут же возвращался к работе. За все время своей миссионерской деятельности он никогда не брал отпусков для поездки на родину. Он прожил и проработал в Индии почти сорок один год.

«Я умею работать, — однажды сказал он, — и этому качеству я обязан всем».

Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.

По. 89:12

13 июня. Свадьба Лютера

Катарина фон Бора была практически заточена в цистерцианский монастырь в Нимбшеме (Германия). Родственники могли разговаривать с ней только через решетчатые окна, и ей не разрешалось общаться даже с другими монахинями. В цистерцианском монастыре молчание было введено в правило.

Катарина сумела тайно получить труды человека по имени Мартин Лютер, в результате чего и у нее появилась надежда на новую жизнь. В 1523 году вместе с несколькими другими монахинями она задумала план побега из монастыря. Они послали Лютеру весточку об этом. Он нанял торговца, который продавал копченую сельдь. Этот торговец доставил товар в монастырь, а монахини спрятались в пустые бочки из-под селедки.

Лютеру удалось найти мужей для всех сбежавших монахинь, кроме одной, Катарины, волевой двадцатишестилетней рыжеволосой девушки. Наконец он сам сделал ей предложение. Рассказ об их бракосочетании, оставленный нам биографом Лютера, Ричардом Фриденталем, несколько… озадачивает:

Вечером 13 июня 1525 года, в соответствии с обычаями того времени, Лютер со своей невестой появился перед свидетелями. Иоганн Бугенхаген, выходец из Померании, благословил чету, которая подтвердила брачные обязательства перед свидетелями. [Иустус] Йонас рассказывал об этом на следующий день так: «Лютер взял Катарину фон Бора в жены. Вчера я присутствовал при этом событии и проводил эту пару к супружескому ложу. Наблюдая за этим спектаклем, я не мог сдержать слез».

Этот брак вызвал бурю критики в церковных кругах по всей Европе. Эразм Роттердамский назвал его комедией, а Генрих VIII — преступлением (кто бы говорил!). Но Лютер ответил: «Я не поменяю свою Кати на Францию и Венецию впридачу, потому что ее дал мне Сам Бог». Она хорошо справилась с ролью жены первого протестантского пастора, став известной как «первая леди Реформации».

Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».

Прит. 31:26,28-29

14 июня. Погребенный заживо

Мефодий родился вдали от итальянских берегов, в Сиракузах, на острове Сицилия, знаменитом своими оливковыми деревьями, вином и мрамором. Он получил хорошее образование и стремился сделать политическую карьеру. Столицей Римской империи тогда был Константинополь, поэтому Мефодий отправился туда, надеясь получить назначение при императорском дворе. Но на своем пути он встретил монаха, который убедил его оставить мирские устремления и начать служить Богу. Со временем Мефодия заметил патриарх Никифор и принял его к себе на службу.

В то время церковь была раздираема иконоборческими смутами. Следует ли поклоняться иконам и изображениям Христа и святых? Мефодий страстно ратовал за иконопочитание, но ясно видел, что он на стороне проигравших. Патриарха Никифора сместили, Мефодия осудили, бичевали и заточили в гробницу с двумя ворами. Когда один из воров умер, власти отказались убрать тело, оставив его разлагаться прямо в гробнице. Мефодий страдал в этих немыслимых условиях в течение семи лет, и когда его освободили, он немногим отличался от настоящего скелета.

Но он тут же возобновил борьбу в Восточной церкви за поклонение иконам и реликвиям. Его привели к императору Феофилу и обвинили в ереси, но он бросил эти же обвинения в лицо правителю: «Если образ не имеет в ваших глазах достоинства, — прогремел он, по свидетельству очевидцев, — почему тогда вы не осуждаете то почтение, которое оказывают ваши подданные вашим образам? Вы постоянно умножаете их».

Император Феофил вскоре после этого умер, а его вдова, Феодора, приняла сторону Мефодия. В церковь вернули обряд поклонения иконам, сосланные священники стали возвращаться в империю, и в течение одного месяца во всех церквах столицы были вновь установлены иконы.

Мефодия назначили патриархом Константинополя, и вскоре он созвал собор восточных церквей с тем, чтобы официально подтвердить свои декреты об иконах и учредить праздник Недели православия, который отмечает возвращение икон в церкви. Он правил в качестве патриарха еще четыре года, пока 14 июня 847 года не умер от водянки.

Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литого лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» — и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания (8) нем нет. А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся (З) емля пред лицом Его!

Авв. 2:18-20

15 июня. Толпа и мальчик

Джон Уиклиф в Англии был воплощением Реформации задолго до Лютера, и Реформация могла бы осуществиться в Англии за сто тридцать лет до того, как она началась в Германии. Но она была задушена, так и не начавшись, разъяренной толпой и… одним мальчиком.

Во времена Уиклифа Англия была нездоровым местом. Немногие доживали до сорока лет. Общественной канализации не было, санитарные условия не соблюдались, зловоние отхожих мест, кожевенных заводов и домашнего скота пропитало весь воздух. Чума наносила смертоносные удары с устрашающей регулярностью — 1361, 1368, 1375, 1382, 1390 годы, — в результате чего умирал каждый третий житель и почти половина священников. В народе нарастало недовольство, и общественный порядок находился под угрозой. Введение нового налога в 1380 году послужило искрой, спровоцировавшей волну насилий, и Уиклиф, которого вожди восставшего народа цитировали в своих призывах, попытался было отмежеваться от бунтарей. Но многие считали его реформаторские послания существенным вкладом в дело революции.

10 июня 1381 года восставший народ захватил Кентербери и разграбил дворец архиепископа Садбери. 11 июня революционеры пошли на Лондон. «Теперь, — говорили они, — начнется правление христианской демократии, и каждый будет царем».

Когда народ штурмовал Лондон, король Ричард II спрятался в лондонском Тауэре. На следующее утро он согласился встретиться с бунтарями в северном Лондоне. Лидеры восставших, недовольные его ответами, схватили архиепископа Садбери, проводившего в церкви мессу, поставили его на колени перед бревном и отрубили голову (на что понадобилось восемь ударов топором). Толпы мародерствовали и убивали всех без разбору. Потрясенный король бежал во дворец к матери недалеко от собора св. Павла. На следующее утро, 15 июня 1381 года, Ричард принял причастие и выехал навстречу разъяренным толпам. Началась перестрелка, но он смело направился прямо к народу и закричал: «Судари, неужели вы будете стрелять в своего короля? Я буду вашим правителем, и вы получите то, чего ищете». Восставшие заколебались, и народ внял призыву Ричарда. Волнения прекратились. Король, его государство и официальная церковь Англии были спасены, а революция потерпела поражение. Уильям Кортни (Кур-тен), ненавидевший Уиклифа, был назначен архиепископом, и Реформация получила отсрочку до следующего удобного случая.

Но самое интересное то, что королю Ричарду II в это время было всего четырнадцать лет.

Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я Господь первый, и в последних — Я тот же. Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись.

Ис. 41:4-5

16 июня. Уильям и Кэтрин

Авраам верил, что ангелы помогают нам обрести нашу вторую половину. «Господь, Бог неба… пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему» (Быт. 24:7). Много веков спустя небесные свахи (с помощью лондонского коммерсанта) познакомили Уильяма Бута с Кэтрин Мамфорд, и эта супружеская пара стала одной из великолепнейших партнерских команд в истории Церкви. Они основали Армию спасения, которая помогла сотням тысяч английских бедняков. Из них двоих Кэтрин была проницательнее и остроумнее — и более эффективным проповедником. «Именно она, — писала Констанс Колтман, — превратила энергичного, но несколько грубоватого и подавленного человека в величайшего религиозного лидера нашего времени».

Уильям родился в 1829 году в Ноттингеме. На следующий год семья Кэтрин переехала в соседнее графство, где девочка росла в обстановке пуританских нравов. Еще до двенадцати лет она восемь раз перечитала всю Библию и превосходно разбиралась в Писании. В четырнадцать лет у Кэтрин обнаружили искривление позвоночника, в результате чего она оказалась прикованной к постели. Кроме того, ей поставили диагноз: туберкулез. Но девушка превратила свою постель в кабинет и тщательно исследовала богословие и историю Церкви. Постепенно она окрепла и стала подумывать о замужестве. «Я наибольшим образом буду полезна Богу, — говорила она, — в качестве жены служителя». Она хотела выйти замуж за темноволосого и высокого мужчину, имя которого должно быть «Уильям».

Через несколько лет коммерсант Эдвард Раббитс, зная родителей как Уильяма, так и Кэтрин, пригласил молодых людей на собрание в страстную пятницу. После собрания он настоял на том, чтобы Уильям предложил проводить Кэтрин домой. Позже Кэтрин писала: «Мы оба никогда не забудем ту небольшую прогулку. Прежде чем мы дошли до моего дома, мы оба поняли, что созданы друг для друга».

Роман продолжался несколько недель. Несмотря на растущую популярность Уильяма как евангелиста для бедных, у него не было ни работы, ни заработков, ни пристанища. Мать Кэтрин считала его неподходящей парой для дочери. Тем не менее они выдержали все и 18 июня 1855 года обвенчались в Лондоне.

Во время своего медового месяца Уильям проповедовал на собрании пробуждения. Ангелы улыбались. Рождалась Армия спасения.

Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее и да прославят ее у ворот дела ее!

Прит. 31:30-31

17 июня. Звенья одной цепи

Эдвард Кимболл был полон решимости обратить свой класс в воскресной школе к Христу. Подросток по имени Дуайт Мооди часто засыпал во время занятий, но Кимболл не терял надежды и настроился поговорить с ним на работе. Его сердце громко колотилось, когда он вошел в магазин, где работал Мооди. «Я положил руку ему на плечо, наклонился и поставил ногу на подставку. Я попросил его прийти к Христу». Кимболл покинул магазин в полной уверенности, что все испортил. Однако Мооди ушел в тот день с работы новым человеком и со временем стал самым выдающимся евангелистом Америки.

17 июня 1873 года Мооди прибыл в Ливерпуль (Англия), чтобы провести серию евангелизационных собраний. Сначала собрания проходили вяло, но затем плотину прорвало и благословения пошли широким потоком. Мооди посетил баптистскую церковь, в которой пасторствовал ученый муж по имени Ф. Б. Мейер. Мейер сначала пренебрежительно отнесся к неграмотному американскому проповеднику. Но очень скоро его мнение переменилось, и он сам преобразился благодаря словам Мооди.

По приглашению Мооди Мейер приехал в Америку. На Библейской конференции в Нортфилде он бросил вызов собравшимся, сказав следующее: «Если вы не готовы отдать Христу абсолютно все, может быть, вы захотите, чтобы вас заставили почувствовать такую готовность?» Эти слова изменили жизнь молодого служителя Дж. Уилбера Чапмана, находившегося в состоянии духовной борьбы.

Чапман, в свою очередь, тоже стал мощным странствующим евангелистом начала XX в. и взял в свою команду обратившегося молодого бейсболиста, Билли Санди. Под руководством Чапмана Санди стал одним из самых ярких и впечатляющих евангелистов в истории Америки. Во время его евангелизационной кампании в Шарлотте (штат Северная Каролина) к Христу пришла группа людей, которые стали молиться еще об одном таком посещении Святого Духа. В 1934 году они пригласили евангелиста Мордехая Хама провести общегородские призывные собрания. 8 октября Мордехай, почувствовав робость, написал такую молитву в гостинице Шарлотты: «Господь, ниспошли нам сюда Пятидесятницу… Излей Твоего Святого Духа завтра…»

Бог ответил на его молитву сверх просимого, когда студент Центральной школы по имени Билли Грэм отдал свое сердце Иисусу.

А Эдвард Кимболл думал, что все испортил!

Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе…

Ин. 17:20-21а

18 июня. Еретичка или героиня?

Когда Анна Эскью стала протестанткой, ее муж, Томас Кайм, выгнал ее из дому. Так в одно мгновение она потеряла дом, мужай двоих детей, но это было лишь началом ее горестей, ибо очень скоро она предстала перед судом за отрицание доктрины о мессе, т. е. того, что хлеб и вино во время причастия превращаются в тело и кровь Христа. «Ты, глупая женщина, — сказал ей обвинитель, — утверждаешь, что священник не в состоянии сотворить тело Христа?»

«Да, я это утверждаю, господин. Я читала в Библии, что Бог сотворил человека, но я никогда не читала, чтобы человек мог сотворить Бога, и, полагаю, никогда не прочитаю. То, что вы называете Богом, есть кусочек хлеба, в доказательство положите этот кусочек на хранение на три месяца, и он испортится».

Ее увезли в лондонский Тауэр. «Затем они положили меня на дыбу… надолго, и поскольку я лежала молча и не кричала, господин канцлер и мистер Рич стали мучить меня собственноручно до тех пор, пока я не приблизилась к смерти». Несмотря на то что Анну изуродовали так, что она совсем уже не могла ходить, она категорически отказалась отречься от своих убеждений: «Я дала слово, — сказала она, — что я скорее умру, чем нарушу мою веру». Анна тогда придумала такую молитву:

О, Господь! Теперь у меня врагов больше, чем волос на голове, и все же, Господь, не дай им одолеть меня пустыми словами, но Ты Сам, Господь, поборись вместо меня, ибо на Тебя я уповаю. Они набросились на меня, Твое бедное создание, со всею злобою, на какую способны. Но, любимый Господь, я от сердца желаю, чтобы Ты по своей милости и благости простил им творимое ими насилие. Открой их слепые сердца, чтобы они могли в дальнейшем делать пред Тобой только то, что угодно Тебе. Да будет так, Господь. Аминь.

18 июня 1546 года она услышала официальный приговор. Через месяц ее перевезли в Смитфилд, приковали к столбу и сожгли как еретичку. Однако такие последователи протестантской веры, как Джон Фоке, считали ее героиней, которая всем последующим поколениям «показала пример христианского постоянства».

Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий День: «где Бог твой?»

Пс.41:10-11

19 июня. Никейский символ веры

В течение первых трех веков своего существования Церковь страдала от гонений и преследований, где было все — оковы и бичевание, меч и зубы львов. Гонения прекратились с обращением в 312 году императора Константина. Но Церковь тогда столкнулась с еще более страшной проблемой — ересью. Учитель из Северной Африки по имени Арий отрицал тот факт, что Иисус был полностью Человеком и полностью Богом. «Было время, когда Сына не было», — учил Арий. Он утверждал, что Иисус не вечен, не Божествен, не Бог. Ересь распространялась, что очень тревожило Константина. Император не понимал существа богословских дискуссий, но стремился к единству Церкви. «Эти слова как бессмысленная паутина споров, сотканная любопытными умами», — говорил он.

Константин созвал I Вселенский собор всей Церкви в маленьком городке Никея. На собор были приглашены одна тысяча восемьсот епископов со всей империи, и каждому епископу разрешалось привезти с собой еще двух церковных лидеров и трех рабов. Условия путешествия были сложными, и на собор приехало менее четырехсот епископов, в основном из восточных областей. Многие носили на себе следы пыток и мучений. Там были ученые, там были и пастухи. К этой команде присоединился император Константин, в своих красных сапогах на высоких каблуках, пурпурном одеянии, с длинными волосами и короткой бородкой.

Скоро делегаты вступили в схватку друг с другом. Арий представил свои взгляды. Александр и Афанасий ответили ему ортодоксальным учением. И наконец епископ Осия Кордовский предложил составить символ веры. Была разработана формула христианского учения, и 19 июня 325 года Осия огласил ее. В ней Иисус Христос был представлен как «Бог от Бога, рожденный, но не сотворенный, из сущности Отца, через Которого все произошло…. ради нас человеков и ради нашего спасения нисшедший с небес и воплотившийся… вочеловечившийся, распятый за нас и страдавший и воскресший…»

Символ веры был принят, и доктрина о Божьей природе Христа — главное и уникальное верование христианства — была впервые признана официально.

…Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано… И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство…

Кол. 1:15-16,18

20 июня. Помилуй меня

Даже самые могущественные из правителей земли со своим последним врагом вынуждены встретиться в одиночку. Богатство, власть и успех исчезают, словно дым, оставляя душу обнаженной и нуждающейся в утешении.

Непосредственно перед революцией Мария Антуанетта символизировала собой экстравагантность и упадок французского общества. Вместе со своим слабовольным мужем, королем Людовиком XVI, она жила в огромных апартаментах в Версале; она обложила население налогами до такой степени, что народ обнищал катастрофически, и расточала деньги направо и налево. Но Мария интуитивно почувствовала надвигающуюся опасность и поняла, что их дни сочтены. В течение нескольких месяцев она умоляла Людовика бежать из Франции. Он колебался и никак не мог решиться на этот шаг. Затем, 5 октября 1789 года, сотни женщин ворвались в Версаль, потрясая кухонными ножами и метлами. Королевская чета в ужасе бежала в Париж и засела под усиленной охраной гвардейцев.

Людовик придумывал запоздалые планы побега из страны. Но все, что они ни задумывали, тут же отвергалось. Наконец в самую темную ночь, 20 июня 1791 года, королевская семья прокралась мимо шпионов, села в карету и покинула город под фамилией Корф. Они ехали к австрийской границе в немыслимом напряжении, не останавливаясь ни днем ни ночью. И когда на горизонте замаячило спасение, их остановили и арестовали крестьяне, вооруженные вилами.

За одну ночь Мария Антуанетта превратилась в старуху — тощую, седую и согбенную, с шаркающей походкой. Их вернули в Париж. Ее заперли в темной комнате без окон. У нее открылось кровотечение, она беспрестанно плакала о муже, который бесследно исчез, и бесконечно волновалась за сына, которого вырвали у нее из рук.

И тогда Антуанетта обратилась к Богу. В своей камере она проводила мессы, а в молитвеннике записала: «Мой Бог, помилуй меня! У меня больше нет слез, чтобы проливать их о вас, мои бедные дети. Прощайте, прощайте!» Когда 16 октября 1793 года за ней пришел палач, она молилась, стоя на коленях. На площади Революции ее связали и на шею надели деревянный воротник. Забили в барабаны, сверху упал топор, и солдат поднял перед собравшимся народом ее голову с седыми, всклокоченными волосами. Ей не было еще и сорока.

Посему так поступлю Я с тобою, Израиль; и как Я так поступлю с тобою, то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль, ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер, и объявляет человеку намерения его, утренний свет обращает в мрак, и шествует превыше земли; Господь Бог Саваоф — имя Ему.

Ам. 4:12-13

21 июня. Новое сердце

Джон Ливингстон был сыном проповедника. Он родился в Шотландии в 1603 году. Уже будучи взрослым человеком, он продолжал жить с отцом, в результате чего возникали самые различные проблемы. Джон хотел переехать во Францию и выучиться на врача. Но отец не разрешал. Старик хотел, чтобы сын женился, осел поблизости и занялся земледелием. Джон, в свою очередь, отказывался сделать это. Так они и пререкались, пока Джон не посвятил целый день поискам Божьей воли. Он ушел в лес и после долгих мучений отступил и принял решение проповедовать Евангелие. Отец молча согласился.

2 января 1625 года Джон Ливингстон прочитал свою первую проповедь за кафедрой отца. Он оставался в доме отца еще год, тщательно готовился к проповедям, обдумывая каждое слово. Однажды его попросили обратиться с проповедью к группе людей, с которыми он только что встречался накануне, и поскольку он не успел подготовить новую проповедь, то составил лишь набросок, определив главную тему. Тем не менее он говорил с намного большей силой, чем раньше. Больше он никогда не писал свои проповеди заранее.

Вскоре он стал очень популярным, и в июне 1630 года его попросили проповедовать в одной церкви. В воскресенье вечером он собрался с братьями и сестрами во Христе «для молитвы и совещания». Но на следующее утро его охватило чувство такого несоответствия Божьим нормам, что он решил было, что больше никогда не сможет проповедовать. Вечером следующего дня, в понедельник, 21 июня 1630 года, он обратился к людям с посланием на тему из Книги Пророка Иезекииля (36:26-27а): И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, идам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих.

Ливингстон говорил полтора часа, ощущая в собрании такое «присутствие Божье», какого не было никогда раньше. Сила Духа сошла на собрание, и позже пятьсот человек подтвердили свое обращение.

Своими мощными проповедями он заработал и славу, и противников по всей Шотландии. Наконец из-за нонконформистских взглядов он был вынужден уехать в Голландию. Многие шотландцы уехали в Роттердам еще раньше, и Ливингстон служил среди них до самой своей смерти в 1672 году.

И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.

Иез. 36:26-27

22 июня. Простая жизнь

22 июня по церковному календарю отмечается день памяти Павлина (Милостивого) — бывшего богача, который отдал все свое состояние бедным; женатого человека, который стал священником; юриста, который превратился в поэта.

Павлин родился в Бордо, в Галлии (современная Франция), в богатой и благородной семье. У него был острый ум, он получил блестящее образование, и перед ним лежало обеспеченное будущее. Он начал адвокатскую практику совсем молодым человеком и в возрасте чуть более двадцати лет стал политическим деятелем. Он много путешествовал и приобретал дома в Галлии, Италии и Испании. Самые выдающиеся люди империи стремились установить с ним дружеские отношения, и он был одним из самых завидных женихов в Европе. Однажды он встретился с испанской дамой по имени Терезия и влюбился в нее. Они поженились и удалились в его французское поместье.

Терезия, христианка, с готовностью делилась Евангелием со своим мужем. Он внимательно слушал ее, а затем подружился с местным епископом. Павлин изучал христианские доктрины и был поражен их точностью и актуальностью. В возрасте тридцати четырех лет он отдал свою жизнь Христу и вместе со своим братом примерно в 393 году принял крещение.

Затем в этой семье произошла трагедия. После многих лет ожидания Терезия забеременела и родила сына. Но ребенок умер в течение первой недели жизни, и супруги остались с разбитым сердцем. Они пересмотрели свой образ жизни и решили жить попроще. Большую часть своего состояния они продали, а деньги раздали бедным.

Затем они переехали в Нолу, маленький городок недалеко от Неаполя, и купили длинное двухэтажное здание. На первом этаже они разместили бездомных, а верхний превратили в своеобразный монастырь, где жили сами, преподавали Писание и помогали Божьему народу вести христианский образ жизни. Павлин построил церковь для общины и финансировал строительство водопровода. Со временем Павлина выбрали руководить церковью. Оставшуюся часть жизни он провел в проповеди и пасторском служении. Он писал поэмы, записывал молитвы и переписывался с самыми знаменитыми христианами своего времени. Он поддерживал христианское искусство как средство понимания Писания. И, согласно преданиям, он стал первым, кто ввел колокола в христианское богослужение.

Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко Думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были Щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.

1 Тим. 6:17-19

23 июня. Аугсбургское исповедание

«Двоим лучше, нежели одному», — сказал Соломон (Еккл. 4:9). У Мартина Лютера был друг, Филипп Меланхтон. Меланхтон был моложе, спокойнее и находчивее, чем Лютер. Он родился в Германии в 1494 году и в возрасте семнадцати лет получил степень магистра в Тюбингене, выказав особые знания в греческом языке. Он стал профессором греческого языка в университете Виттенберга и на первой своей лекции разнервничался и стал запинаться. Но Лютер, профессор богословия, слушал с большим интересом, как молодой профессор призывал студентов «вернуться обратно к источникам, обратно к Святым Писаниям».

Скоро они стали союзниками, прекрасно подходившими друг другу, как Давид и Ионафан. Меланхтон, осторожный и уступчивый, уравновешивал импульсивность Лютера. Он был миротворцем, в противоположность Лютеру, который очень любил поспорить. Меланхтон умело направлял идеи своего друга и спокойно планировал развитие богословия и организацию движения Лютера. Он стал организационным гением Реформации, выплавляя учение Лютера и придавая ему соответствующую систематическую форму. Лютер любил своего молодого помощника, признавая, что без организационных талантов Филиппа он загубил бы свое движение.

Филипп также руководил работой по изданию трудов Лютера и по разработке принципов гуманистического образования в процессе развития Реформации. Он фактически создал немецкую школу, за что получил титул «учитель Германии». Он участвовал в подготовке священников и писал комментарии, богословские трактаты и инструкции по проведению богослужений.

В 1529 году император Карл V в последней попытке объединить церковь созвал Аугсбургский сейм. Лютера туда не пригласили. Император надеялся, что более мягкий и уступчивый Филипп сможет успокоить бурные обсуждения и умиротворить суровые нравы противников. Но убеждения Меланхтона были не менее твердыми, чем у Лютера. В тот вечер, 23 июня 1530 года, когда ему сказали, что срочно нужен документ о положениях в учении лютеран, Филипп остался сидеть за своим рабочим столом допоздна. Он писал, переписывал и формулировал протестантскую доктрину. Этот документ был прочитан 25 июня, и делегаты в течение двух часов стоя слушали его доклад.

Большинство присутствовавших католиков отвергли его, что послужило сигналом к окончательному разрыву между протестантами и католиками. Но Аугсбургское исповедание с его конкретным выражением лютеранской доктрины стало основанием лютеранского богословия, принятым до сего дня.

Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, я другого нет, который поднял бы его.

Еккл. 4:9-10

24 июня. Скелет в клетке

Друзья иногда причиняют больше вреда, чем враги, и дьявол часто внедряет таких экстремистов в ряды Божьих слуг. Анабаптисты, например, были мирным народом, они верили в осознанное крещение как символ спасения и потому противостояли крещению младенцев. Они ориентировались на идею «свободной церкви» — церкви, отделенной от государства. Они дали начало таким современным группам, как меннониты и гуттерские братья. Но само движение анабаптистов так никогда и не оправилось от последствий деятельности фанатика по имени Ян ван Лейден.

Это произошло в Мюнстере (Германия). В 30-х гг. XVI в. Мюнстер привлекал многих своими анабаптистскими настроениями, и на выборах анабаптисты получили большинство голосов в городском магистрате. В этот момент появился двадцативосьмилетний Ян ван Лейден. Обаятельный и энергичный, он захватил власть в свои руки и возбудил граждан высокими идеями, называя Мюнстер «новым Иерусалимом», а себя «царем Давидом». Он завел несколько жен и проводил законы, разрешавшие полигамию, поскольку в городе женщин было в шесть раз больше, чем мужчин.

Ян предсказывал, что скоро наступит конец света, но его последователи будут избавлены от смерти. Он насильственно крестил людей и провозгласил общественную собственность. Католический мир был в шоке от его гедонистических оргий. Весь город лихорадило, когда на рыночной площади в приступе ярости он собственными руками обезглавил одну из четырех жен.

24 июня 1535 года, через год анархии и беззакония, осажденный город потерпел поражение от руки Франциска Вальдека, и в последовавшей бойне анабаптисты были уничтожены. «Царя Давида» схватили и пытали, раскаленными щипцами изуродовав все его тело. Затем его повесили в клетке на колокольне церкви св. Ламберта, на главной рыночной площади Мюн-стера. Его останки висели в клетке, свисавшей со стропил церкви, еще в течение четырехсот лет, пока в двадцатом веке их наконец не сняли.

Фиаско, которое потерпели анабаптисты в Мюнстере, стало самым серьезным заблуждением в движении анабаптизма шестнадцатого века, но оно усилило позиции тех, кто хотел покончить с этим движением. Правители решили избавить Европу от малейших следов анабаптизма, в результате чего из-за горстки экстремистов пострадало множество благочестивых людей.

бы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает все тесто.

Гал. 5:7-9

25 июня. «Цыган» Смит

Люди по многу раз готовы были слушать, как Родни Смит рассказывает свою историю: Я родился 31 марта 1860 года в кибитке цыгана Корнелиуса Смита. К тому времени, когда я подрос и начал задавать вопросы о своем рождении, мама уже умерла, и отец сказал мне, где я родился, но не говорил о дате рождения. И только недавно я узнал дату. Я обнаружил, что всего лишь на один год младше, чем думал.

Корнелиус услышал Евангелие Христа в тюрьме, куда попал за долги. Позже он отвел своих детей в миссию, и там, когда верующие пели об источнике, наполненном кровью Христа, он неожиданно упал без чувств на пол. Но затем вскочил и закричал: «Я обратился! Дети, Бог сделал из меня новое творение!» Родни в ужасе бежал из церкви.

Однако в возрасте шестнадцати лет Родни стал посещать собрания методистов и однажды вышел вперед и помолился, чтобы Христос вошел в его сердце. Кто-то рядом прошептал: «Но это же просто цыганский парнишка». Родни, нимало не смутившись этим, приобрел Библию, научился читать и начал проповедовать. Его выступления привлекли внимание генерала Уильяма Бута, и 25 июня 1877 года, когда Родни пришел на собрание Армии спасения, генерал узнал его и сказал: «Следующим будет проповедовать этот цыганский парень».

Позднее он вспоминал: Весь дрожа, я прошел на платформу, куда, к счастью, вели всего пять или шесть ступенек. Когда я дошел до кафедры, дрожь охватила все мое тело с головы до ног. Мистер Бут увидел, в каком я состоянии, и спросил: «Может быть, ты споешь нам?» Я ответил: «Попытаюсь, сэр». В тот вечер я впервые спел на публике.

Закончив петь, Родни нервно закашлялся и сказал: Я всего лишь цыган. Я не знаю многого из того, что знаете вы, но я знаю Иисуса. Я знаю, что Он спас меня. Я не умею читать, как вы, я не живу в таких домах, в каких живете вы, я живу в кибитке. Но у меня есть великолепная обитель там, на небесах, и однажды я буду в ней жить. Мое величайшее желание жить ради Христа.

Так началось замечательное евангелизационное служение Смита длиной в семьдесят лет. Он охватило весь мир.

Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… чтобы познать Его, и силу воскресения Его…

Флп. 3:8,Юа

26 июня. Чудесная история любви

Немногие супружеские пары могли трудиться вместе в такой гармонии сердца и цели, как Франсис и Эдит Шеффер, миссионеры для интеллектуалов двадцатого века. Шефферы отправились на миссионерское служение сразу после окончания Второй мировой войны, и скоро в их шале в небольшой деревеньке в Швейцарских Альпах стали собираться студенты университета. Из этого спокойного кружка общения, основанного в 1955 году, вырос центр исследований и убежище для студентов и скептиков, ищущих ответы на серьезные философские вопросы.

Соединение Фрэнсиса и Эдит было предусмотрено Богом. Франсис вырос в немецком квартале на северо-западе Филадельфии. Его родители не были верующими, и у него не было контактов с христианами. Но в возрасте семнадцати лет он начал преподавать английский язык русским эмигрантам и пошел в магазин купить книгу по английской грамматике. Вернувшись домой, он обнаружил, что продавец случайно завернул ему другую книгу — введение в греческую философию. Франсис исследовал книгу и познакомился с основными философскими вопросами о смысле жизни. Но ответов на эти вопросы он не находил до тех пор, пока не прочитал всю Библию. Писания привели его к вере в Христа.

Однажды воскресным вечером 26 июня 1932 года он пошел на богослужение в пресвитерианскую церковь. Туда пришел некий унитарий, чтобы объяснить, почему он отрицает Библию и ее учение о Боге, Христе и другие важные истины. Молодая леди из этой церкви заранее подготовилась к тому, чтобы опровергнуть доводы выступавшего. Когда унитарий закончил свою речь, Эдит схватила свои заметки и приготовилась бросить ему вызов. Но прежде чем она успела подняться с места, вперед вышел Франсис и в пух и прах разгромил аргументы оратора. Эдит слушала в полном изумлении. До того момента она не знала никого в церкви, кто бы верил так, как она. Когда Франсис закончил, она поднялась и дополнила его выступление своими комментариями. Она тоже произвела на Фрэнсиса неизгладимое впечатление. После богослужения он попросил у Эдит разрешения проводить ее домой.

Так началась их дружба и партнерство длиной в жизнь. Вместе он несли Евангелие Иисуса Христа студентам и ученым Америки и других стран Европы и мира.

К Тебе придут народы от краев земли и скажут: «только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы». Может ли человек сделать себе богов, которые, впрочем, не боги? Посему вот, Я покажу им ныне, покажу им Руку Мою и могущество Мое, и узнают, что имя Мое — Господь.

Иер. 16:196-21

27 июня. Долготерпением, а не борьбой

Хадсон Тейлор понимал значимость задач миссионерского движения так, как никто другой со времен апостола Павла. Он служил миссионером в Китае и в целях евангелизации этой страны 27 июня 1865 года организовал Китайскую внутреннюю миссию. Это служение было мечтой всей его жизни, ибо ему не было еще и пяти лет, когда он говорил друзьям, что будет миссионером на Востоке.

Однако он не сразу обратился к Христу. Его мать долго молилась о спасении сына, но без видимых результатов. Однажды она находилась в гостях за сотни миль от дома и вдруг почувствовала необычайную тревогу за Хадсона. Она ушла в комнату, заперлась и стала страстно молиться. Она не прекращала молиться до тех пор, пока не обрела уверенность в его посвящении Господу.

Тем временем Хадсон, которому было уже семнадцать лет, сидел дома и изнывал от безделья. Он забрел в библиотеку отца, взял какую-то книгу, стал перелистывать ее и наткнулся на интересную историю. Он прочитал один рассказ и стал читать дальше. Это была евангелизационная брошюрка. Вот как рассказывал об этом сам Хадсон: «Вдруг в моей душе вспыхнул свет Святого Духа. Мне ничего не оставалось делать, как упасть на колени и [молиться о спасении]».

После окончания медицинского факультета Хадсон отплыл в Китай. Он тут же столкнулся с финансовыми и языковыми проблемами; его замучила тоска по дому и личные конфликты с другими миссионерами. Попытавшись покрасить волосы в черный цвет (чтобы не так резко выделяться среди китайцев), он повредил кожу головы аммиаком. Было множество других проблем, и в течение нескольких лет он испытывал сильную депрессию.

Затем он получил письмо от своего друга, Джона Маккарти, который посоветовал ему попытаться «…долготерпеть, а не сражаться и не бороться». Христос Сам есть «единственная сила для служения, единственное основание для неизменной радости».

Хадсон говорил: «Когда я прочитал этот совет, то все увидел в новом свете. Я посмотрел на Иисуса. О, какую радость я испытал, когда увидел Его! Что касается работы, никогда раньше она не была настолько сложной и нескончаемой, но тяжесть и напряжение исчезли». В его жизни и служении появилось новое измерение, словно он подсоединился к мощной небесной энергетической станции. К моменту смерти Хадсона Тейлора в Китае служили восемьсот миссионеров КВМ.

Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Щйз Ин.15:5

28 июня. Старый брюзга

Мартин Лютер, всегда шумливый, на старости лет стал просто невыносимым. Его доктринальные всплески и несгибаемые принципы были угрозой единству в рядах Реформации и тревожили друзей, особенно близкого соратника, Филиппа Меланхтона. 28 июня 1545 года Жан Кальвин написал Меланхтону письмо с просьбой урезонить Лютера:

[Мартин] позволяет себе метать гром и молнии по любому поводу, и это переходит все границы. Мы прекрасно осознаем, что многим обязаны ему. Но в Церкви всем нам следует быть осторожными, чтобы не оказывать никому слишком большого внимания и не быть лицеприятными. Совершенно недопустима ситуация, когда один человек обладает большим авторитетом, чем все остальные. Если в нашей среде будут господствовать разделение и недовольство, как сейчас, тогда мы не сможем успокоить людей и навести порядок. Вы можете возразить, что у Лютера неистовый характер и он неуправляем в своей порывистости. Поэтому давайте скорбеть о бедствии, постигшем Церковь, и не пытаться замалчивать нашу печаль. Пока вы боитесь вмешаться в этот вопрос, вы многих людей оставляете в замешательстве и напряжении, а они требуют от вас каких-то определенных действий, которые могли бы их успокоить.

Но Меланхтону редко удавалось сдержать Лютера, и почитаемое имя великого реформатора стало предметом язвительных нападок из-за упрямства Лютера, его склонности критиковать других реформаторов и непростительно агрессивных выступлений против евреев.

Жестокие времена ни в коем случае не должны ожесточать нас, и трудности не должны превращать нас в трудных людей. Псалом 91 учит, что стареющие святые словно пальмовые деревья и кедры — высокие, статные, величественные, вечнозеленые, плодовитые, сочные и свежие. Робертсон Маккилкин высказал предположение, что Бог предуготовил для молодого возраста физическую красоту и силу, а для старости — духовную. Мы постепенно теряем физическую красоту и силу, ибо это временное достоинство, но мы уверены, что с возрастом накапливаем силу и красоту, которые вечны.

Это благословение Лютер, несмотря на все его достоинства, упустил.

…Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня (на) День обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание чаше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.

2 Кор. 4:16б-18

29 июня. Бьющееся сердце

Дейвид Хакстон был стойким кальвинистом, который сильно пострадал за свои убеждения в период между реставрацией Карла И и правлением Уильяма III. Его называют «достойным шотландцем».

Хакстон был состоятельным джентльменом, который однажды, гуляя среди шотландских холмов, услышал выступление объявленных вне закона пресвитерианских проповедников. Домой он вернулся новым творением во Христе. Его жизнь тут же оказалась в опасности, и поэтому он стал скрываться, прятаться в разных домах, а затем взялся за оружие и выступил против короны. Через некоторое время его схватили, раздели (даже обуви на ногах не оставили) и посадили на лошадь без седла. Руки связали за спиной, а ноги стянули ремнем под животом лошади. Затем его привезли в Эдинбург и судили. В свою защиту он сказал следующее: Теперь я стою перед вами как заключенный ради Иисуса Христа за Его дело и интересы, которые были запечатлены кровью многих достойных людей, пострадавших на этой земле. Я принимаю на себя все их свидетельства и желаю внести свою лепту в их вклад. Я готов запечатлеть свою решимость не только кровью. Я также готов претерпеть самые жестокие пытки, на какие вы только способны.

Они так и сделали. Приговор был вынесен 29 июня 1662 года, и на следующий же день его повели к месту казни. Сначала ему отрубили правую руку. Палач так долго тянул с этим, что Хакстон спросил, будет ли левая рука болеть в том месте, где отрубили правую. Наконец дело было сделано. Затем его вздернули на верх виселицы, подержали немного, но окончательно задохнуться не дали и сбросили с этой высоты вниз с петлей на шее. Так делали два раза. Затем палач острым ножом вскрыл грудную клетку и вытащил его сердце, все еще бьющееся. Оно упало на помост, и палач поднял его на острие ножа и сказал: «Вот сердце предателя». Очевидцы утверждают, что сердце на кончике ножа продолжало биться. Тело Хакстона было выпотрошено, четвертовано и сожжено. Его голова и кисти рук были прибиты к мосту, расположенному неподалеку.

Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые…

1 Пет. 3:16-17

30 июня. От эротики к евангелизму

Самыми лучшими миссионерами зачастую становятся те, кто обратился от исключительно порочной жизни. Раймунд Лулл, например, вырос, потакая своим прихотям. Он жил на острове Майорка в Средиземном море близ Испании. Его отец был богатым и влиятельным человеком, другом короля. Распущенный Лулл вступал в связь со многими женщинами, а после женился и обзавелся двумя детьми. Но однажды в возрасте тридцати двух лет, когда он писал эротические стихи, его охватило сильное чувство вины. Он вдруг увидел Христа, страдающего на кресте. Так он обратился.

На Майорке господствовали мусульмане, и постепенно молодой человек почувствовал желание нести Благую весть мусульманам. Обеспечив материально жену и детей, Лулл раздал оставшуюся часть своего состояния. В течение нескольких лет он изучал арабский язык и узнал все, что возможно, о христианстве и исламе. С помощью короля он открыл на Майорке школу для подготовки миссионеров. Он постоянно встречался с папами и кардиналами, пытаясь убедить их организовать по всей Европе подобные школы для изучения языков и подготовки миссионеров. Он преподавал, писал и много проповедовал. Затем в возрасте пятидесяти пяти лет начал собственное миссионерское служение, нацелившись на Северную Африку.

Служение началось не сразу. Объявив о своем отъезде в Тунис, Лулл приобрел сторонников, желавших отправиться вместе с ним из порта Генуи. Но вдруг при мысли о возможной мученической кончине его охватил ужас. Его вещи выгрузили, и корабль отплыл без него. Однако он быстро пришел в себя и уже на следующем корабле прибыл в Тунис. Его страхи были обоснованными. Ему постоянно грозила опасность, а потому он был вынужден прятаться. Его все-таки арестовали, изгнали из страны и по дороге к кораблю забросали камнями. Но он уже не мог отказаться от своей идеи и делал повторные попытки проникнуть в Северную Африку, всегда с риском для жизни. Начиная с семидесяти лет и заканчивая возрастом за восемьдесят, Лулл проповедовал мусульманам. Но 30 июня 1314 года его схватили, выволокли за город и побили камнями. Вскоре после этого он умер. Но именно он, как никто другой, способствовал развитию христианских миссий в мусульманских странах и проторил дорогу для тех, кто ощущает желание нести благовестие мусульманам.

«С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неис-четными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?» О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

Мих. 6:6-8