Глава 4. Полуночный крик

На незабываемом лагерном собрании в Эксетере, Нью-Гэмпшир, в августе 1844 года «полуночный крик», наконец, был услышан.

Бывший морской капитан Иосиф Бейтс, вложивший все свое состояние в дело проповеди, устало взывал к собравшимся и ободрял их примерами из своих небывалых морских приключений. Собрание томилось, изнывая от зноя и духоты, когда вдруг подъехал человек на лошади, спешился и встал позади собравшихся. Все с интересом стали оглядываться на него. Те, которые были поближе, завязали беседу. В воздухе по-прежнему слышался монотонный голос Иосифа Бейтса.

Миссис Джион Куч вдруг решительно поднялась. Она была сестрой Самуила Сноу, того самого наездника. Вежливо и вместе с тем смело она обратилась к проповедующему:

— Брат Бейтс! Хватит тратить время на то, что нам всем хорошо уже известно. Время приблизилось. У Господа есть здесь свидетели, которые имеют пищу для Его дома. Пусть они говорят, и пусть все услышат их.

Когда она говорила, вспоминают очевидцы, на месте собрания почувствовалось животворное присутствие Духа Господня, подобное легкому ветерку, поднимающему зыбь на воде. Сотни людей поднялись и закричали:

— Аминь, сестра, аминь!

Тут и там на глазах женщин и мужчин заблестели слезы; всех наполнило предчувствие скорого ответа на их молитвы.

Бейтс с почтительностью освободил кафедру:

— Если у брата Сноу есть для нас весть от Господа, пусть он выйдет и откроет ее нам.

Уже по дороге в Эксетер он предчувствовал, что возможен такой оборот дела.

Сноу был готов. Он прошагал за кафедру и начал излагать свои взгляды. Сразу стало очевидным, что ему потребуется много времени, поэтому было решено представить ему время на следующем утреннем богослужении.

— Наш благословенный Господь обещал, что Он придет опять и возьмет к себе свой народ»,- напомнил Сноу тысячам собравшихся прохладным утром следующего дня.

— Что же касается времени Его возвращения, то Иисус сказал Своим ученикам: «Дня и часа не знает никто, даже ангелы, которые на небе, ни Сын Его, но Отец один» (Марк. 13, 32). Многие считают,- продолжал Сноу,- будто бы этот текст утверждает, что люди никогда так и не узнают о времени пришествия. Но если текст утверждает это, следовательно и Сын никогда не узнает об этом, потому что так же точно сказано о Сыне, как о людях и ангелах. Но если этот стих не доказывает, что Христос не узнает никогда времени Своего возвращения, он также не доказывает и того, что и люди, и ангелы никогда не узнают!

— Когда Иисус пришел в первый раз,- продолжал Сноу,- Он пришел в определенное время. И Он имел в виду это время, когда говорил: «Время исполнилось» (Марка 1:15). Я спрашиваю вас, братья и сестры, какое время исполнилось?»

«Пророческое время,- ответило собрание,- шестьдесят девять из семидесяти недель Даниила».

«Правильно,- поддержал Сноу. — Нам всем хорошо известны пророчества 8 и 9 глав Даниила о 2300 днях и о семидесяти неделях, «отрезанных» от них. Среди нас уже стало общепринятым считать окончание 2300 лет примерно в 1843 году.

Но что-то мы упустили! Мы говорим, что 2300 лет начинаются весной 457 года до Р. Х. и заканчиваются весной 1844 года. Но не с начала года надо исчислять 2300 лет, а с «того времени, как выйдет постановление о восстановлении Иерусалима (Дан. 9:25). Более того, Ездра говорит, что этот указ дошел до Иерусалима не ранее, чем на пятый месяц года (Ездр. 7:8). Братья мои, если библейский год начинается и заканчивается весной, и если указ вошел в действие лишь на пятый месяц с начала года, не должен ли период 2300 дней начаться, по крайней мере, через пять месяцев после весны?»

— Аминь! Воистину так! — воскликнули собравшиеся.

— Поэтому мы ошиблись, ожидая возвращения Христа весной 1844 года!

— Да, да! Слава Богу!

— Следующая истина, которая указывает на точное время возвращения Христа,- продолжал Сноу,- заключена в верном понимании весенних и осенних праздников в законе Моисея.

Основным праздником весенних обрядов была Пасха, проводимая в «первый месяц» библейского года. Основным осенним праздником был День Очищения в «седьмом месяце» года. Так в какое же время Иисус умер на кресте?

— На Пасху,- ответили собравшиеся, внимательно слушавшие его.

— Правильно! Христос, наша Пасха (1Кор. 5:7), был распят за нас весной, в первый месяц года, в тот самый день, когда закалывали пасхального агнца. Но это еще не все. В какое время дня закалывался пасхальный агнец?

— Вечером,- ответил народ.

— Да, более точно «между вечерами», как говорят иудеи; не вечером, но после полудня. Теперь скажите мне, в какой час Христос, наша Пасха, отдал Свою жизнь за нас?

— В три часа,- последовал ответ.

Исследуя труды древнееврейского историка Иосифа Флавия и основываясь на хронологических данных Уильяма Хейла, Сноу установил дату смерти Христа: весной 31 года после Р. Х. в середине пророческой семидесятой недели Даниила.

— На основании Слова Божьего я заявляю вам, братья: когда Иисус пришел в первый раз, Он умер за нас, как пасхальный агнец, в год, точно предсказанный пророком Даниилом, и в день, предписанный церемониальным законом; фактически даже час указан в этом законе. Ни одна буква не осталась неисполненной. Каждая черта и каждое слово было исполнено.

События развивались точно по предсказанию.

Итак, братья, как Пасха была главным весенним праздником, так и День Очищения был главным осенним праздником. А в чем заключалось служение Первосвященника в День Очищения?

— Он очищал святилище.

— Да, совершенно верно! А в чем должно заключаться служение Иисуса по окончании 2300 лет в пророчестве Даниила 8:14?

— Он очистит святилище! — воскликнула толпа.

— Правильно! Если Христос, как наш Пасхальный Агнец, умер в точно указанное время, не следует ли из этого, что и святилище Он очистит в точно предсказанное время, в День Очищения?

Собравшиеся миллериты в изумлении и с благодарностью смотрели на свои Библии, на Сноу, друг на друга.

Сноу продолжал, подводя свою мысль к самому главному:

— Когда же, братья мои, празднуется День Очищения по библейскому календарю?

— В десятый день седьмого месяца,- почти хором ответили собравшиеся.

— Совершенно верно! В книге Левит 23:27 сказано: «Также в десятый день седьмого месяца сего, День Очищения». Братья, если образное очищение совершалось на десятый день седьмого месяца, то когда же в прообразе Иисус совершит очищение Храма? — в сильном возбуждении спросил Сноу.

И вновь единогласно прозвучал ответ собравшихся:

— На десятый день седьмого месяца.

Сноу замолчал и приготовился произнести самое важное:

— По самым точным подсчетам, проведенным караимскими евреями под руководством Божьим, десятый день седьмого месяца выпадает в этом году на 22 октября.

На мгновение он остановился, а затем обратился с заключительным воззванием:

— Братья, помыслите об этом, сейчас вторая неделя августа. Осталось меньше трех месяцев, как Господь завершит очищение и выйдет из святилища, чтобы благословить Свой народ (Левит. 9:22-23). Меньше, чем через три месяца дело Божье на нашей земле будет завершено. Зимы уже не будет на этой холодной и старой земле. Не пройдет и трех месяцев, как придет Жених, чтобы взять с Собой Свою невесту. Не время ли сейчас для полуночного крика: «Вот Жених идет, выходите встречать Его!»

На лицах собравшихся блестели слезы благодарности. Сноу попросили повторить его выступление на следующий день, чтобы все могли убедиться, что они верно поняли открытую истину. Другие руководители призывали народ разумно использовать оставшиеся дни. Торжественные, умиленные, но вдохновленные, возвращались верующие на поездах, пароходах и почтовых каретах по своим домам. Повсюду они несли радостную весть. Гранитные холмы новой Англии оглашались «полуночным криком». Нечеловеческая сила несла эту весть на крыльях с одного конца страны на другой. От Канады до Мэриленда, от Атлантики до Ближнего Востока единодушно распространялось «движение седьмого месяца», пока весть не достигла каждого города, каждой деревни и каждой семьи. Первоначально Хаймс колебался, но потом все же стал на сторону новой вести, уверенный, что это есть откровение Божье. Миллер, основательно исследовав этот вопрос, ревностно молился, и в конце концов радостно написал: «Я вижу славу в ‘седьмом месяце’«, которую не замечал прежде. Я уже почти Дома. Слава! Слава! Слава!

22 октября… Всего несколько дней до конца! Какое это было время!

Подходили последние дни. Адвентистские бизнесмены закрывали свои магазины, механики — свои мастерские, рабочие оставляли работу. На лагерных собраниях тысячи исповедовали свои грехи и объединялись в молитвах. В селах некоторые фермеры, чтобы доказать свою веру, оставляли поля с неубранным урожаем. Картофель оставался невыкопанным. Яблоки остались на деревьях, пшеница осыпалась на полях. В городах многие учителя, несколько блюстителей порядка и даже Норфолкский судья оставили свои посты. В Филадельфии продавец на пятой улице закрыл свой магазин, повесив вывеску: «В честь Царя царей, который грядет 22 октября». Огромный завод в Бруклине распустил рабочих. Методисты, конгрегационалисты, пресвитериане спешили к водам крещения.

День и ночь паровые станки печатали «Полуночный крик» и другие журналы. За последние три недели в Нью-Йорке и Бостоне были изданы сотни тысяч копий. И это не считая тех, которые печатались в Рочестере, Кливленде, Цинцинати, Детройте, Торонто.

Ожидание. Публикации. Приготовления. Кульминация неумолимо приближалась.

Пятнадцатое октября. Остается семь дней. 16 октября — остается шесть дней. Семнадцатое октября. 18 октября. Девятнадцатого октября печатные станки остановились. Огромный шатер был свернут в последний раз. Проповедники возвращались в свои дома к семьям. Иосия Хаймс спешил в Лоу-Хамптон, чтобы оставшиеся дни провести с Миллером.

Верующие ожидали с тревожной радостью. Молодая Елена Гармон позднее писала: «Это были самые счастливые дни в моей жизни, сердце было преисполнено радостного ожидания».

Неверующие в нерешительности смотрели на все происходящее. Тысячи ранее отвергавших призыв, искали покаяния из-за страха, что это может оказаться истиной.

20 октября. 21 октября. 22 октября 1844 года. При наступлении 22 октября ожидающие пришествия собрались большими и маленькими группами: в храмах, в церквах, под раскинутыми шатрами, в домах; возносили молитвы и пели с радостным благодарением. В Лоу-Хамптоне, штат Нью-Йорк, друзья Миллера собрались в кленовой роще, на том самом месте, которое сегодня известно как Холм Вознесения. Они ожидали весь день, потому что не знали когда, в какой час грядет их Господь.

Солнце взошло на Востоке, как «Жених выходит из Своего чертога» Но Жених не появился.

Солнце направилось к закату, теплое и животворное, «с исцелением в лучах своих». Но Солнце Праведности так и не засияло.

Оно опустилось на Западе, слепящее и пылающее, «величественное, как полки со знаменами». Но Тот, который восседал на белом коне, как Вождь сонмов небесных, не возвратился.

Прохладные вечерние сумерки опустились на землю. Медленно тянулись вечерние часы. В опечаленных домах Миллеритов часы пробили полночь. 22 октября прошло. Иисус не пришел. Он так и не пришел!