Глава 5. Почему папа не пришел?

Не пережил разочарования ревностный сторонник миллеровского движения Карл Фитч. Он умер 14 октября 1844 года, не дожив всего восьми дней до ожидаемого пришествия. Ему, отцу шестерых детей, было тогда 38 лет.

Фитч, как вы помните, был миллеровским служителем (конгрегационалистом), который сконструировал разбирающийся на части истукан из 2 гл. Даниила и «Схесу 1843».

Фитч присоединялся к движению дважды. В 1838 году он одним из первых открыто заявил о поддержке миллеровской проповеди. Он восхищался миллеровским толкованием пророчества: но почувствовав, что он может быть отлучен за это от его церкви, повернул вспять. Спустя некоторое время после того, как его перевели в церковь в г. Нью-Джерси, он принял Иисуса как личного Спасителя и теперь готов был пожертвовать своим приходим ради того, чтобы возвестить добрую весть об Иисусе и Его праведности многим другим собраниям. По его нежным письмам к жене можно судить, как естественно сочеталась в нем любовь к людям с любовью к Иисусу.

Когда Иосиф Литч во второй раз обратил внимание Карла Фитча на миллеровские лекции, он увидел в пророческих 2300 днях прекрасную пророческую весть о возвращении его возлюбленного Господа, и с тех пор посвятил сердце и душу проповеди скорого пришествия. Трагическая смерть четырех детей углубила его стремление к скорой встрече с Господом.

Незадолго до 22 октября 1844 года холодным осенним днем Фитч крестил подряд три группы новообращенных. В результате он заболел и в понедельник 14 октября скончался.

В миллеровском периодическом журнале «Полуночный крик» появилась заметка, в которой сообщалось, что «его овдовевшая жена и лишенные отца дети находятся в Кливленде, с уверенностью ожидая скорого пришествия Господа, который через несколько дней соберет потерянных членов семьи. Сестра Фитч улыбается и не теряет присутствия духа». (Лофборо. «Великое движение ввиду II пришествия», стр. 157-159).

Не трудно представить себе двух оставшихся в живых деток, которые спрашивали сквозь слезы после похорон:

— Мама, мы увидим папу снова?

— Да, дорогие,- твердо говорила миссис Фитч,- через несколько дней, как только Иисус возвратится назад. Он разбудит и папу, и ваших спящих братиков и сестричек, и тогда мы снова будем вместе, навсегда, на всю вечность.

В понедельник вечером 21 октября дети спрашивали:

— Мама, завтра мы увидим папу?

— Да, дорогие.

Во вторник вечером они, сквозь слезы спрашивали:

— Почему же папа сегодня не пришел?

Во многих семьях звучал в те дни подобный вопрос. Многие предвкушали радостную встречу с детьми или родителями, умершими от туберкулеза и холеры, рака и других заболеваний. Не без основания 22 октября 1844 года вошло в историю как день «великого разочарования».

Джеймс Уайт писал позднее: «Когда по прошествии некоторого времени Хаймс посетил Портленд, штат Мэн, и увещевал верующих приготовиться к приближающейся холодной зиме, я с трудом сдерживал слезы. Покинув место собрания, я рыдал, как дитя» (СЦ1, 54 стр.).

В другом городе семьдесят ревностных адвентистов остались в большом доме, где они собрались встретить Господа, ободряя друг друга и призывая не терять надежды и сложив все оставшиеся средства в одну кассу на приобретение бочки молока. Миллеровскому служителю пришлось их убеждать возвратиться домой и приступить к будничным занятиям. Но многим верующим не так-то просто было возвратиться к прежней жизни, потому что у них не было уже своих домов. Они продали свои фермы, а деньги пожертвовали на дело Евангелия. В городе Париж, штат Мэн, Эдвард Андрюс взял к себе в дом несчастную семью Стоуэлл; этот благородный поступок, как мы увидим в следующей главе, был обильно вознагражден Богом.

Разочарованные последователи Миллера спрашивали друг друга: «Что же теперь делать, что же мы не поняли?»

Миллер и другие руководители открыто заявили, что они совершили ошибку; что они были введены в заблуждение тем, что «полуночный крик» (под чем подразумевалось возвращение Христа 22 октября) и движение «Седьмого месяца» (ревностно распространяемое и искренно принятое верующими) должны были принести обильное Божье благословение.

За Миллера и за многих других сказал Хаймс: «Мы ошиблись в убеждении, к которому, мы думали, были приведены словом и Духом и Провидением Божьим». В движении «Седьмого месяца» явно чувствовалась неземная сила, «на пути которой не существовало преград». Эта весть «принималась людьми в самых различных местах с такой ревностью, что сомневаться в божественном благоволении было просто невозможно. Повсеместно она приводила людей к покаянию и смирению. Она отрывала взоры людей от земных предметов, разрешала все их споры, прекращала вражду, приводила к исповеданию грехов самими потерянными грешниками, подчиняла Божественной воле». «Мы не могли не воскликнуть: «Кто мы пред Богом, чтобы препятствовать Ему?» («Полуночный крик» 31 октября 1844 г. Стр. 140).

«Великий Бог чудным образом вел нас,- писал один из выдающихся адвентистов Ф. Д. Браун. — Наши предубеждения, образование, понятия — умственные и моральные — противились учению о пришествии Господа… Но Дух Святой работал над нашими душами», пока Второе пришествие не стало «нашей надеждой, нашей радостью, всей нашей жизнью». Библия говорит о нем, каждая страница полна обетований о скором пришествии Господа» (Апология. стр. 24).

Когда Браун писал, что каждая страница Библии полна обетований о скором пришествии Господа, он вряд ли преувеличивал. Только в Новом Завете упоминается об этом 300 раз! Иисус обещал: «И когда пойду… приду опять» (Иоан. 14:3). Ангелы предсказывали: «Сей Иисус… прийдет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Петр говорил о времени, «когда явится Пастыреначальник» (1Петр. 5:4).

Павел писал: «Сам Господь сойдет с неба» (1Фес. 4:16). Иоанн предупреждал: «Се (Он) грядет с облаками» (Откр. 1:7).

Если бы и этих обетований не было на страницах Библии, то даже из общего содержания Священного Писания можно было бы прийти к истине о Втором пришествии. Любящий, всемогущий Бог просто не может оставить земной престол поруганным навеки. Придет день, когда Его правда восторжествует.

Бесспорно, Миллер был прав, проповедуя о Втором пришествии. Несомненно, он был прав. Призывая людей быть готовыми. Иисус сказал: «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий» (Матф. 24:44).

Важность приготовления к встрече с Господом была для Миллера настолько серьезна, что даже само время Его пришествия он считал вопросом второстепенным. «Моим первым желанием,- писал он после разочарования,- было обратить людей к Богу и убедить моих ближних приготовить сердца для встречи с Богом» (Апология, стр. 24). В своих ранних путевых записках он высказывал беспокойство по поводу своих близких и родных: «О, Боже, пробуди народ Твой в Хамптоне… Пробуди, Отец, к покаянию моих детей!» (Николь «Полуночный крик», 65-66). Многие из его соседей действительно приняли Христа; а о своей семье в 1843 году он с радостью пишет: «Бог дал нам с женой восемь детей; и у меня есть все основания верить, что все они дети Божьи и вместе со мной уповают на Его скорое пришествие» («Знамения времени» 4 февр. 1843 г.).

Миллер настолько большее внимание уделял приготовлению сердца, нежели математическим вычислениям, что, когда 22 октября Иисус не пришел, он мог честно сказать: «Единственное, что я хотел бы знать, — действительно ли разочарование повлияло как-то на мое учение (Миллер. «Апология». 34).

Что же касается события, подразумевающегося под «очищением святилища», Миллер, конечно, был не прав, хотя его подсчеты удивительно точны. Миллер представил период 2300 дней как 2300 лет на том основании, что символический день в пророчестве равняется году (Иезек. 4:6). Тот же символический язык употребляется и во многих других Библейских пророчествах. Под женщинами подразумеваются церкви, под животными — империи; воды представляют собой народы и т. д. Даже самые ярые оппоненты Миллера, например, преподобный Георгий Буш, признавали, что считать день за год у Миллера были веские основания, так как это подтверждается видными учеными и богословами: И. Ньютоном, епископом Ньютоном, Керби, Скоттом, Китом и многими другими (Буш. «Причины для отвержения», стр. 6).

В этом Буш был прав. 2300 дней за 2300 лет признавали многие исследователи Библии еще задолго до Миллера. Об этом писал Нахвенди еще в девятом веке — за тысячу лет до рождения Миллера. (Фрум. Пр. вера наших отцов, т. 1, 713). Мартин Лютер и многие другие реформаторы верили в принцип: день за год, так же как и великий ученый Исаак Ньютон. И. Ньютон всю свою жизнь изучал богословие и историю церкви и по этим предметам написал больше трудов (1300000 слов), чем по научным исследованиям.(Теологические рукописи. стр. 1-35). Для его математического ума Библейские пророчества представляли собой интерес.

В восемнадцатом веке важное открытие было сделано Иоганном Петри (1718-1792), пастором немецкой реформаторской церкви (Фрум. Пророч. вера наших отцов. т. 2, 713-719). Петри первый (в 1768 г.) признал, что 2300 дней из 8 главы Даниила начинаются одновременно с пророчеством семидесяти недель из 9 главы. Это дало ему возможность сделать относительно точные вычисления о завершении этого периода.

Обоснованность выводов Петри независимо друг от друга подтвердили исследователь пророчеств Ганс Вуд, рядовой член ирландской церкви (1787 г.), В. Дэвис, член пресвитерианской церкви в Южной Каролине (1808 г.), Джон Браун — член англиканской церкви в Нью-Йорке пришел к такому же выводу в 1818 году. В зависимости от исходных пунктов и точности вычислений все эти исследователи приходили к заключению, что пророческий период 2300 дней завершится примерно в 1843 или в 1847 годах.

Эммануил де Лакунза, иезуитский служитель; Иосиф Вольф, христианский еврей; Генри Драммонд, английский банкир и член парламента; Уильям Каннингхам, Генрих Рихтер, Мортимер О. Саливам, Люис Гауссен, Уильям Пим, Джорж Кроли, Генри Мэнинг, Александр Кит, Джеймс Бегг, Джорж Стенли Фейбер и многие другие в Шотландии, Ирландии, Франции, Германии, Голландии, Швейцарии, Южной Америке, на Ближнем Востоке и, главным образом, в Англии писали книги, говорили проповеди, издавали журналы и проводили конференции с призывом к пробуждению; все это в большей или меньшей степени переплеталось с великим Адвентистским движением в Северной Америке, основанным Уильямом Миллером.

Европейское пробуждение не было тесно связано с Американским и не устанавливало точной даты, но к 1844 году многие служители, включая 700 англиканских пасторов, основываясь на вести первого ангела: «Наступил час суда» в своих храмах и маленьких церквушках по всей Англии проповедовали близкое Второе пришествие. Томас Б. Маколи, знаменитый историк и член парламента, писал в 1844 году, что число верующих в скорое пришествие Христа включает в себя людей «всех рангов, чинов, состояний и способностей; даже высшая аристократия и члены парламента пишут в защиту этой истины» (Фрум. «Прор. вера», т. 3, стр. 268).

По-своему впечатляющим было в это время появление «проповедующих детей» в Швеции. Начиная с 1841 г., молодые люди и даже маленькие дети ревностно призывали к покаянию и приготовлению к встрече с Христом.

По закону ни один служитель не имел права проповедовать в Швеции без особого на то разрешения государственной церкви. Чтобы обойти это законодательство, Бог призвал детей. Но даже в этом случае были притеснения со стороны органов власти. К примеру, Оле Богвист был жестоко избит в присутствии своей сестры; затем неожиданно был освобожден…

Одна маленькая девочка обычно играла со своими куклами, а когда у них дома собирались соседи, она ревностно проповедовала им о Христе, а потом снова возвращалась к своим игрушкам.

Доктор Свен Эрик Скелдберг, в течение 30 лет занимающий должность государственного медэксперта, исследовал «болезнь проповедничества», как называли ее противники и сделал вывод, что некоторые дети проповедуют лежа, с закрытыми глазами, не дыша, в бессознательном состоянии. Лис Андерсдотер, Мэри Свенсдотер и еще многие другие подростки могли напевать мелодию, даже если их губы и нос были закрыты. В докладе правительству доктор Скелдберг писал, что дети проповедуют основные истины христианства: Христа, молитву, покаяние и обращение; но не дал объяснения феномену их физического состояния. Когда же просили самих детей дать объяснение своему состоянию, они цитировали Иоиля 2:28 «И будет после того, изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши».

О чем же они пророчествовали? В основном о том же, что и Миллер, и английские адвентисты: о первой ангельской вести из 14 главы Откровения: «Ибо наступил час суда Его».

Карл Фитч не возвратился к своей семье 22 октября 1844 года не потому, что Миллер выдумал безрассудную теорию, основанную на собственных измышлениях. Его весть в целом была совершенно правильна. И она была частью великого адвентистского пробуждения — международного, межцерковного движения, которое в свое время возвестило великую пророческую истину.