Глава 8. Новый свет из слова Божьего

Адвентизм в основе своей является вестью о Христе и о Его деятельности сегодня, от которой зависит освобождение людей — мужчин и женщин, мальчиков и девочек — от власти греха и последующее преобразование их в сияющих, великодушных, полезных по подобию Христа.

Все христиане верят, что Христос умер за грешников на кресте, а после воскресения Он, «будучи всегда жив, ходатайствует за них» (Евр. 7:25). Большинство богословов, по крайней мере те, которые признают эту тему заслуживающей внимания, считают, что Христос с момента восшествия на небо, ходатайствует во Святом-Святых небесного святилища. Адвентисты Седьмого Дня, однако, придерживаются иного мнения. После вознесения Христос начал Свое ходатайственное служение в первом отделении небесного святилища, т. е. во «Святом», и только в 1844 году Он перешел во второе, внутреннее отделение, или Святое Святых».

Различие между служениями Христа в первом и втором отделениях состоит, конечно же, не в пространственном расположении. Вовсе нет! И хотя всегда считалось, что первосвященническое служение Христа во «Святом» неописуемо величественно, Его новая, особенная деятельность во «Святом Святых» по могуществу преобразующей благодати и силе далеко превосходит Его служение во «Святом». Мы посвятим изучению этого вопроса несколько глав и далее еще не раз обратимся к затронутой теме.

Когда Клеопа и его спутник направились в свое селение, Христос упрекал их в том, что они не верят «всему», сказанному о Нем пророками (Лук. 24:25). Как некогда ученики, так и последователи Миллера, несмотря на высокую миссию, возложенную на них — раскрыть истину о Христе, пренебрегаемую или просто не принимаемую многими, проглядели или неправильно поняли текст, веками читаемый на страницах Священного Писания. Точно также непонятой целые века оставалась и особая истина о Христе, которая открылась Эдсону и его собратьям. Понять эту истину — моральный долг каждого христианина.

Правда ли, что Хайрам Эдсон, как считают некоторые, имел пророческое видение на кукурузном поле? Возможно. Сам он, однако, не утверждает, что действительно видел, как Христос входил в Святое Святых». Из его наиболее вероятного заключения следует, что Христос «вошел» в него 22 октября. Иногда он, припоминая случившееся, говорил, что вообще ничего не видел, а лишь слышал голос, обращающийся к нему. Возможно, он сам с точностью не мог определить, как эти ценные познания открылись ему, и потому все попытки сформулировать точное определение считал ненужными. Да и какая разница, ведь то, что он открыл, исследуя Библию, сегодня прекрасно можем сделать и мы, исследуя свои Библии.

Давайте приведем и проанализируем несколько цитат из того, что говорил Эдсон. «Я видел, как Он (Христос) вышел на церемонию брака в то самое время (22 октября 1844 года); иначе говоря, подошел к Ветхому днями для того, чтобы принять царство, власть и славу, и мы, следовательно, должны ждать Его возвращения с брака; мое внимание было обращено к 10 главе Откровения, где я увидел, что все, открытое мне истинно и соответствует написанному в пророчестве; это было начало вести седьмого ангела, и мы буквально проглотили эту маленькую книгу. Сладкой она казалась нам на устах, но горькой, во чреве нашем, и настолько горькой, что все наше естество пропиталось этой горечью. Это значило, что мы снова должны начать проповедь; и когда раздалась весть седьмого ангела, в небесах отверзся Храм Господень и явился ковчег завета Его.

Когда последователи миллеровского движения прочитали 14 стих 8 главы Даниила («на две тысячи триста вечеров и утр и тогда святилище очистится»), они пришли к выводу, что святилище было на земле и что, следовательно, весь этот длительный период пророчества в 2300 дней должен закончиться Вторым пришествием.

А читая 2 послание Тимофею 4:1, где говорится о том, что Христос «в пришествие Свое будет судить и живых и мертвых», они заключили, что суд, вообще, будет всего один, а именно во Второе пришествие Христа, Затем они возвращались к книге Даниила 7:10-13, неправильно читая отрывок: «Судьи сели… с облаками небесными шел (на землю) как бы Сын Человеческий».

И вот Эдсон на кукурузном поле вдруг понял, что текст Даниила 7:13 говорит не «на землю», а к «Ветхому днями»! Несомненно, в момент пришествия Христа на землю суд состоится (2Тим. 4:1), но в данном случае Библия предсказывает другой суд, который будет иметь место до Второго пришествия. Затем-то и шел Христос к Отцу на облаках небесных, чтобы приняв «власть, славу и Царство», осуществить его. Вопрос этот настолько важен, что в следующей главе мы вернемся к нему снова.

Последователи Миллера настолько увлеклись исследованием притчи Христа о десяти девах, ожидающих пришествия жениха на брачный пир (Матф. 25), что не заметили другую притчу (в 12 главе Евангелия от Луки), тоже имеющую отношение к брачному пиру. Время ожидания после весеннего разочарования, «полночный крик» в августе и так называемая «заправка ламп», время глубокого духовного движения, центром которого было учение о седьмом месяце,- все это придавало притче о десяти девах такую убедительность, что они, оставив все сомнения, ожидали прихода Жениха 22 октября 1844 года.

И Он пришел, но не на землю. Он пришел на брачный пир, как представлено было в притче: Он пришел на облаках к Отцу Своему, чтобы принять полномочия на Свое царство, что и символизировано «браком». (Вообще, это характерная Библейская идиома.)

Так, посреди кукурузного поля, обнаруживая свое волнение прерывистым дыханием, разлетавшемся в морозном воздухе тонкими струйками пара, Эдсон по-новому понял слова Христа, записанные в Евангелии Луки 12:35-36: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи; и вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему».

Эдсон был до такой степени изумлен, что записывая свои впечатления, особо выделил слова «возвращения с брака». Можно представить себе, как Эдсон растроганно и торжественно возвестил своим последователям: «Мы должны ждать возвращения Христа с брачного пира! Брачный пир означает сочетание Христа с Его невестой, Новым Иерусалимом, столицей Его нового Царства (Откр. 21). 22 октября мы надеялись войти с Ним на брачный пир по вере нашей. Когда вся церемония брака подойдет к завершению, тогда Он придет, чтобы взять на брачную вечерю (Откр. 19 гл.).Если бы мы заметили это, нам не пришлось бы переживать горечь разочарования».

Да, они не заметили этого и обманулись в своих ожиданиях, но сам факт великого разочарования уже был свидетельством того, что они на правильном пути. Об этом сказано В Библии в 10 гл. Откровения, как раз в том месте, которое было открыто Эдсону впоследствии.

В 10 главе Откровения появляется могущественный ангел, стоящий на суше и море и символизирующий собой охватившее весь мир пророческое движение. В одной руке он держит «маленькую раскрытую книгу»; другую руку поднимает к небу, произнося торжественную клятву, что «времени уже не будет». Ничуть не сомневаясь, последователи Миллера эту «книжку» связали с той самой книгой, которая была «запечатана» до последнего времени (Дан. 12 гл.), т. е. как раз до того времени, в которое и возникло великое пророческое движение о Втором пришествии Христа.

В первой части 10 ст. 10 гл. Откровения, Иоанн говорит об увиденном им в видении: «И взял я книжку из руки Ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед». Очевидно, здесь подразумевалась радость адвентистов, ожидающих пришествия Царя. Даже письма они в ту пору подписывали: «Твой… в благословенной надежде». Елена Уайт вспомнила о том времени, как самом счастливом в своей жизни.

В этом порыве восторга они совсем выпустили из виду слова, следовавшие далее: «Когда же съел ее, то горько стало во чреве моем». Но на утро после трагической ночи 22 октября эти слова уже более не оставались в тени. Эдсон писал: «Я мог убедиться в том, что видение вещает правду и нет в нем ни тени сомнения… Мы съели эту книгу. Сладкой она казалась на устах, но горькой оказалась в чреве нашем, и настолько горькой, что все наше естество пропиталось этой горечью».

Таким образом, великое разочарование 22 октября 1844 года было предсказано еще за 2000 лет! Вместо того, чтобы поставить под сомнение адвентистское движение, оно еще раз подтвердило изумительную точность исполнения библейских пророчеств!

После слов о горечи во чреве, 10 глава Откровения заканчивается текстом: «Тебе надлежит опять пророчествовать перед народами, племенами и языками и царями многими». Это было указание, которое даже Эдсон не был готов выполнить. И действительно, еще долгое время эта весть не будет полностью понята Адвентистами. Однако тогда достаточно было простого указания на то, что, выражаясь словами Эдсона, «мы должны проповедовать снова». Хотя период пророческого времени окончился 22 октября, проповедь Евангелия будет продолжаться вплоть до окончательного разрешения тайны Божьей.

И последнее, что открылось Эдсону, когда он стоял на кукурузном поле; когда затрубил седьмой ангел, открылся храм Божий в небесах и находящийся в нем ковчег завета». Здесь мы видим полное соответствие записанному в Откровении 11:15-19. Как только седьмой ангел издает трубный звук, «царство этого мира» становится царством Христа. Приходит время мертвых, когда они должны «предстать на суд». И «Храм Господень» открывается в небе, и в нем виден «ковчег завета». Сторонники Миллера относили все это к суду, который состоится в момент Второго Пришествия, 22 октября. Эдсон увидел, что здесь кроется нечто большее, и смотреть на все нужно шире. Он вполне резонно дивился тому, что Иисус впервые вошел во Святое Святых, где хранились Десять заповедей в Ковчеге Завета. Судя по всему, следовало ожидать новых откровений, относительно соблюдения заповедей. Это была вещая мысль, но тогда еще не вполне осознанная и понятная им.

Все это время, когда Эдсон стоял на кукурузном поле, трепеща от волнения и дивясь своему новому пониманию Библии, его спутник продолжал идти, погруженный в свои думы и не замечая того, что остался один. Остановившись, наконец, он недоуменно огляделся и, увидев далеко отставшего от него Эдсона, крикнул: «Хайрам, что случилось? Что ты там остановился?» «Господь отвечает на наши утренние молитвы, посылая нам свет утешения в нашем разочаровании»,- крикнул в ответ ему Эдсон.