Христианское совершенство

Проповедь А. Т. Джоунса

«Итак будьте совершенны». Мф. 5:48.

Это Слово Божье обращено к нам. Мы призваны стремиться к совершенству. См. Евр. 6:1. Вы знаете, что мы проповедуем Евангелие для того, «чтобы представить всякого человека совершенным во Христе». Кол. 1:28. Но мы не вправе считать, что это совершенство не ожидается от нас самих. Богу угодно видеть нас совершенными. И мы можем быть таковыми. Бог дал меру этого совершенства, и мы не можем считать совершенным то, что ниже этой меры.

Что может быть большей помехой в достижении совершенства, как не мысль, что этого совершенства от нас никто не ждет? Я повторю вопрос: если нам кажется, что мы не можем, да и не должны стать совершенными, то сможем ли мы достичь совершенства?

Итак, Слово Божье говорит «будьте совершенны», нам же остается понять, как достичь этого совершенства. И пусть никто из вас не сомневается в том, что от нас ожидается совершенство, каково оно в Боге, и ничуть не меньше. Но лишь найдя путь к совершенству, мы сможем его обрести.

Какова мера? «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Совершенство Бога — единственная мера. Размышляя о совершенстве, которое от нас ожидается, нам следует исходить из того, что мы в своем совершенстве должны уподобиться Богу; мы не смеем оправдывать и извинять то, что хотя бы в малости не отвечает этому совершенству.

Разумеется, нам никогда не стать всесильными, всемогущими, всеведущими. От нас же ожидается, что наш характер уподобится характеру Бога. Богу угодно именно это, и Он хочет видеть нас совершенными в таком смысле. Итак, зная, что Господь ожидает от нас именно такого совершенства, нам следует предстать и постоянно пребывать пред судом Божьим. Каждый человек, праведен ли он, нечестив ли, однажды явится на этот суд. Так почему бы нам не предстать перед этим судом сегодня? Когда-то это все же случится, и каждый человек будет судим согласно Божьему мерилу, Его совершенству. «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». Деян. 17:31. Воскресение Христа — это удостоверение, обещание всему миру, что каждый человек предстанет перед судом Божьим. Воистину, так и будет. Вы и я ожидаем этого; мы проповедуем об этом; мы верим в это. Тогда почему бы нам не прийти на этот суд сегодня? Зачем откладывать? Те из живущих, кто не решаются сделать этого, находятся в опасности — они не смогут устоять на суде Божьем. Нечестивые не устоят на этом суде, но лишь те, кто приходят на суд сегодня и стоят лицом к мерилу Божьему, кто постоянно в мыслях, словах и делах пребывают там, и готовы к суду в любой момент жизни. Они уже на суде, они, скажем так, навлекли его на себя в уверенности, что пройдут через него: и только тот, кто поступает так, находится в безопасности. Благословен поступающий именно так. Страшно ли быть пред Судьею? — Нет. Что избавляет от страха? — Совершенная любовь. Она нисходит, стоит нам лишь предстать на суд Божий, повернуться лицом к мерилу совершенства.

Но как достичь совершенства? Мы говорили о том, что среди людей меры совершенства не найти. Но сказано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Единственным образцом является Его совершенство. Кто способен дать верную оценку истинного совершенства? Только не человек. Вы помните текст из Библии, может быть, как раз сейчас вы его и вспомнили: «Я видел предел всякого совершенства; но Твоя заповедь безмерно обширна», Пс. 118:96.

Человеческий разум ограничен, ему не постичь и не осознать Божественного совершенства. Однако мы можем стать совершенны, как наш Господь, если мерой совершенства возьмем Его меру. И вовсе не нужно делать что-то для того, чтобы стать совершенными. Нам никогда не исчислить Божественный эталон, не постичь меру совершенства, а потому и не понять, как достичь его. Вот почему нам самим не достичь совершенства — это превыше наших возможностей.

Давным-давно об этом было сказано так: «Правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом? Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи… Если действовать силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним?»

И если я буду говорить на суде, что тогда? — «Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня». По-моему, я достиг совершенства, но если сравнить мою оценку с Божьей, то я сам признаю то, что это неправда, и тем самым обвиняю сам себя. И нет в ней ничего, что оправдывало бы. «Если я говорю, что я совершенен, мои уста докажут мою неправоту».

«Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою». Мои собственные мерки совершенства в сравнении с Его мерой кажутся такими уродливыми, что после этого на них и смотреть-то больно. «Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои, то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои». Иов. 9:1-3, 19-21, 30, 31.

И это — потолок для человека. Поэтому давайте навсегда расстанемся с мыслью достичь совершенства собственными усилиями и упорным трудом. Но это не говорит и о том, что оно вовсе недостижимо. Создав нас для этого, Господь все для этого и приготовил. Стать совершенными, как Бог, — единственная цель нашего существования. Давайте же помнить, что у нас должен быть тот же характер, что и у Господа. Наш характер должен уподобиться Его характеру: характер Божий должен стать нашим. Это и есть христианское совершенство.

В подтверждение вышесказанного возьмем три текста из Священного Писания. Первый из них мы находим в Послании к Ефесянам 1:4. Чтобы глубже осмыслить его, прочитаем и третий текст из этой же главы.

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира [обратите внимание на то, для чего Он избрал нас. Он имел определенную цель еще прежде создания мира, и она по-прежнему та же], чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1:3, 4).

Вот для чего сотворил нас Бог; это и есть цель нашего существования. И если это так, то почему бы нам не попробовать стать такими, какими хочет видеть нас Бог: святыми и непорочными перед Ним в любви?

Следующий текст находим в Кол. 1:19-22. «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою».

Вот для чего сотворил нас Господь, но грех свел на нет, расстроил планы Божьи. И для воплощения изначального замысла Богу было благоугодно, чтобы Иисус Христос претерпел крест. Для достижения этой цели Христос добровольно отдал Свою жизнь. Кровью креста Он примирил нас, чтобы первоначальная цель, бывшая у Господа еще до создания мира, смогла осуществиться — чтобы мы стали святы и непорочны перед Ним в любви. Великая жертва Христа принесена человечеству для того, чтобы Он мог представить нас святыми, чтобы Он смог сделать все, замышлявшееся еще до создания мира, — чтобы Он мог представить вас и меня «святыми и непорочными и неповинными пред Собою».

Путь к христианскому совершенству один, и лежит он через крест Христов, и нет другого пути к нему. Ни для вас, ни для меня его не существует. Чтобы это осуществилось и чтобы мы стали совершенными, необходимо было Христу быть распятым. И это свершилось. Мы можем достичь совершенства, но не своими усилиями, а только благодаря тому, что Иисус Христос уже сделал.

Чтобы осознать, сколь много для нас сделано, рассмотрим следующий отрывок: Еф. 4:7-13. «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова». Подумайте, чем стал для нас дар Христов? Он утвердил мир кровью креста и примирил все с Богом. И все это во имя исполнения желания Господня, которое Он имел еще до создания мира: сделать нас «святыми и непорочными и неповинными пред Собою». Такова мера дара Христова. Дар Христов достиг цель Божью: он предоставил каждому человеку возможность стать совершенным. И каждому из нас сегодня, сейчас дается благодать по мере дара Христова. Благодать Божья предлагает нам и исполняет в нас то, что крест Христов сделал возможным и реальным.

Прочитаем следующие стихи из выбранного нами отрывка, чтобы убедиться в верности сделанных нами выводов.

«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам»… И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». Для чего? «К совершению святых». Братья, если дары даны для этого, а мы и не стремимся взять их, не молимся о них, даже не принимаем как дар, способный приблизить нас к цели, то как же можно назвать все это? Что нам остается тогда делать?

«К совершению святых, на дело служения… доколе…» — Христос дал людям благодать с определенной целью, с ясной, точной и установленной целью; для того, чтобы эта цель осуществилась. Она дана «к совершению святых», «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».

Итак, Божьей целью является наше совершенство. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Мы не можем достичь этого своими силами, мы не способны оценить, измерить меру совершенства. Но совершенство — цель нашего существования, мы созданы быть совершенными. Когда грех помешал осуществиться Божьему намерению, Христос вернул людям утраченную возможность через кровь, пролитую на кресте, и сделал реальным достижение этой цели через дары Святого Духа.

Почему бы нам не быть совершенными каждую минуту жизни и не отвергать все, что не соответствует христианскому совершенству?

В связи с тем, что мы читали и о чем говорили, приведем еще два текста из послания апостола Иуды: «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости. Единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, Слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки». Иуд. 24, 25.

Он избрал нас прежде создания мира, «чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви». Человечество согрешило и утратило эту возможность, но благодаря крестной смерти Христа мы вновь обрели ее. У Христа есть полное право «представить нас святыми и непорочными и неповинными пред Собою». Такое право есть только у Него. Если бы нам было дано право достичь совершенства своими силами, мы все равно не смогли бы этого сделать. И только крест Христов способен вернуть утраченное совершенство. Только Христос смог заплатить цену Голгофы. Никто кроме Него, претерпевшего муки на кресте, не имеет права решить эту проблему — вернуть нам утраченное. Только Христос может это сделать. Поэтому написано: «Могущему же… поставить пред славою Своею непорочными». Только Тот, Кто смог претерпеть крест, способен исполнить то, что благодаря кресту и стало возможным. Итак, Он может «поставить нас пред славою Своею непорочными в радости». Когда? Вопрос в том: когда?

[Голоса: «Сейчас».]

Христос вчера, сегодня и вовеки тот же. Он может сделать это сегодня, как и тогда, и никогда не утратит этой способности.

Будем же помнить, что путь к совершенству лежит через Голгофу. Обратимся к Слову Божьему, чтобы убедиться в этом. Прочитайте Рим. 5:21 и затем быстро переведите взгляд па 6-ю главу, в которой говорится о том же. В последних двух текстах из 5-й главы Послания к Римлянам сказано: «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим».

В этих стихах мы находим сравнение, или, скорее, сопоставление — «как» — «так и».

«Как грех проявил свою власть». Любому из нас известно, как грех проявляет свою власть. Быть может, в жизни некоторых из присутствующих и сегодня господствует грех. Когда грех царствовал, его власть была абсолютной, поэтому легче было делать зло, чем добро. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Рим. 7:19. Это и есть власть греха. И когда грех царствовал, было легче делать зло, чем добро.

«Так и благодать воцарилась через праведность». Когда благодать властвует, легче делать добро, чем зло. «Как грех царствовал, так и благодать воцарилась». Когда царствовал грех, его власть была направлена против благодати; всю силу Божьей благодати он отторгал; но когда воцарилась благодать, сила греха была сломлена, благодать отразила, отбросила силу греха. И как под властью благодати легче делать добро, чем зло, так и под властью греха легче делать зло, чем добро.

Итак, путь ясен, не правда ли? Пойдем по нему, «дабы как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим». «Что же скажем на это? грешить ли нам по-прежнему, тем самым умножая благодать?»

[Голоса: «Нет, Бог запрещает это».]

Вы говорите: «Бог запрещает?» Конечно. Бог грешить не велит, и никто с этим не спорит. Но истинно ли то, что Он запрещает любой грех, что Он запрещает грешить вообще? Вы согласны с этим? А вы уверены в том, что, находясь во власти благодати, мы можем совершенно избавиться от греха?

[Голоса: «Да».]

Разве это не Божье намерение — удержать нас от греха? И если нам известно, что это Божья цель, мы можем с уверенностью ожидать ее исполнения. Если мы не станем ждать, она никогда и не исполнится.

Первый стих из 6-й главы Послания к Римлянам об этом же говорит: Бог желает удержать нас от греха.

Что сказано во втором тексте? «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» Как же нам жить в нем? Что подразумевает этот вопрос? — Что мы должны прекратить грешить. Мы погребены с Ним. «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху». Вот путь, открытый нам, путь, проходящий через крест Христов.

Прочитаем еще раз повнимательнее 6-й текст: «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним». Для чего? «Чтобы упразднено было тело греховное». Зачем это было нужно? «Дабы нам не быть уже рабами греху». До тех пор, пока не будет уничтожено, умерщвлено тело греховное, мы будем служить греху. Пока не будет распят ветхий человек, тело греха не будет разрушено. Чтобы не грешить, необходимо пройти через распятие и разрушение.

Существует вопрос, на который каждый человек должен дать ответ: «Соглашусь ли я скорее быть распятым, чем грешить?» И если вы решите, что лучше быть распятым, лучше умереть, чем грешить, тогда вы сможете не грешить. Ветхий человек будет «распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы вам не быть уже рабом греха». Освобождение из рабства греха достигается через распятие и умерщвление. Что вы изберете: грех или распятие, умерщвление. Изберете ли вы умерщвление греховного, чтобы получить спасение от греха, или изберете грех и разрушение? Если вы попытаетесь избежать разрушения, распятия «ветхого человека», то вас ждет смерть. Избравший же умерщвление входит в жизнь.

Путь ко спасению лежит через крест Христов. Иисус избрал смерть, дабы даровать нам жизнь и свободу от греха. Смерть Христа — вот цена нашего спасения. Изберем ли и мы умерщвление греховной природы во имя спасения? Любой, стоявший перед таким выбором и выбравший смерть, а не согрешение, испытал радостный опыт спасения от греха.

Заметим, что, когда мы распинаем «ветхого человека», человеческому естеству это тяжко и больно. Но стоит этому совершиться однажды, и повторение дается уже легче. Если человек распял свою греховную природу раз, то второй раз это сделать будет нетрудно.

Когда же нам сделать это? Когда Господь сможет представить нас непорочными перед Своей славой? Сейчас, и следуя в единственном направлении — к умерщвлению через распятие. Время сделать выбор настало. И уклоняясь, избегая этого, что мы теряем? — Спасение. «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, чтобы нам не быть уже рабами греху».

И уж если избрали умерщвление, то не стоит пугаться трудностей, с которыми столкнешься. Так и должно быть. Возможно, все это покажется разрушением, но ведь я и выбрал разрушение, чтобы умертвить себя для греха. Умерщвление плоти несет радость, постоянный мир и удовлетворение, ведь Господь удерживает от совершения грехов, а все это куда дороже любых неприятностей, выпавших на долю того, кто распял «ветхого человека». Одним словом, это лучший обмен из всех, что могут быть предложены человеку.

Распятие, упразднение греха и полная от него свобода — это путь к христианскому совершенству. Почему? — «Ибо умерший освободился от греха». Рим. 6:7. Хвала Господу — умерший греху неподвластен. Стоит спросить и себя: «умер ли я для греха?» И если для греха я мертв, значит, что-то происходит во мне и я получаю свободу от греха.

Прочитаем следующий стих: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним». В первом тексте из 6-й главы имеется в виду, что мы освободимся от греха. Второй стих подтверждает это. В шестом сказано, что нам по силам освободиться от рабства греха, в седьмом — что умерший освободился от греха и, наконец, в восьмом: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним». Христос живет в праведности или во грехе?

[Голоса: «В праведности».]

Очевидно, что первый, второй, шестой, седьмой и восьмой стихи 6-й главы Послания к Римлянам говорят об одном: все мы можем жить безгрешно. Давайте прочтем и девятый стих: «Зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6:9). Почему все же смерть властвовала над Христом? Из-за грехов, но не Его собственных, а из-за наших, потому что «незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех». 2 Кор. 5:21. Но теперь смерть над Ним не властна. Он навечно победил грех и все его последствия. Что говорит нам 9-й стих? Что вместе с Ним воскресаем и мы. «Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога» (Рим. 6:10). Девятый и десятый стихи тоже о том, что мы будем удержаны от совершения грехов.

И 11-й текст о том же: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».

И далее: «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его, и не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию».

Человек, пребывающий во власти благодати, свободен от власти греха и уже в силах не согрешать.

«Что же? Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатию? Никак!» Итак, начиная с первого стиха и до четырнадцатого 6-й главы Послания к Римлянам, несколько раз повторяется одна и та же мысль: мы можем освободиться от власти греха и жить безгрешно.

«…Поспешим к совершенству». Евр. 6:1. Послушайте: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности» (Рим. 6:16).

Кому мы покоряемся, чтобы избавиться от силы греха? Богу. И повинуясь Ему, и став Его рабами, мы становимся рабами праведности. Господу не угодно, чтобы наша жизнь запустела и превратилась в бессмысленную скуку. Он хочет видеть в нашем служении волю и разум, которые Он по достоинству увенчал бы праведностью. Как это здорово — освободиться от греха и никогда уже к нему не быть допущенным и, попав в добрый плен праведности, стать «рабами послушания, что ведет к праведности». Поэтому пусть каждый скажет: «Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя». Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности». Благодарение Богу! Он говорит: «стали», а когда Господь что-то говорит, то это действительно так. Благодарение Богу за наше освобождение от греха, за порабощение нас праведностью. И все это нам, творениям Духа Его, и Он это подтверждает.

Продолжим: «Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности» (Рим. 6:19, 20). Так Господь описывает опыт вашей и моей жизни. «Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности». Мы не можем с этим не согласиться. И далее: «Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что корень их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» (Рим. 6:21, 22).

Еще вчера заключенные в темницу греха и разлученные с праведностью, ныне мы — уже свободные от греха рабы праведности. Когда я размышляю над этим и Господь позволяет проникнуть мне в эти глубины, мне вспоминаются слова Милтона, говорившего, что пение ангелов необычайно благозвучно и мелодично. Вот так, словно неземное пение ангелов, звучит эта глава из Послания к Римлянам.

В начале главы говорится об освобождении от греха. Затем о безгрешной жизни, о том, что означает быть рабом праведности, о святости и, наконец, о вечной жизни. Это удивительная по своей красоте и силе глава. Примите эти слова, размышляйте над ними, и пусть они живут в вашем сердце день и ночь. В них сила, способная очистить ваше сердце.

Вот путь к христианскому совершенству. Он лежит через распятие и умерщвление тела греха, к освобождению от него, к служению праведности, к святости и совершенству во Христе Иисусе Духом Святым, к вечной жизни.

Вернемся к Посланию к Ефесянам, к отрывку из 4-й главы, где сказано: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Вот он, пример, которому мы должны последовать. Перед нами такой же путь, по какому ходил и Иисус Христос. Он жил в одном с нами мире, в одной с нами плоти и, взвалив на себя всю тяжесть наших грехов, он прошел этот путь в совершенстве и к совершенству.

Христос был рожден от Духа Святого. Другими словами, Он был рожден заново. И для того, чтобы заново родиться, Первенец Божий сошел с небес на землю. Безгрешный — был сделан грехом ради нас, чтобы мы в Нем стали праведными пред Господом. Давший жизнь всему и Сотворивший все умер, чтобы мы жили. Сущий от начала, существовавший вечно был заново рожден, чтобы мы могли родиться снова.

Могли бы мы родиться снова, если бы Христос не родился заново? Нет. Он оставил мир, где царит праведность, и пришел в наш, объятый грехом мир, чтобы и мы могли, оставив мир греха и перейдя в мир праведности, родиться заново. Рожденный заново. Он стал причастен человеческой природе, дабы и мы стали причастными природе Божественной.

Брат Коверт говорит, что так мы и становимся Ему братьями. И это в самом деле так. Ведь Христос не стыдится называть нас братьями.

Ангел сказал Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Лк. 1:35. Следовательно, Христос был рожден заново от Духа Святого.

Христос, рожденный снова Духом Святым, «преуспевал в премудрости и в возрасте» до полноты жизни и характера и однажды сказал: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». Ин. 17:4. Божий замысел о Христе исполнился, стал само совершенство.

Иисус Христос, рожденный заново, рожденный от Духа Святого, и все же причастен плоти и крови, так же, как и мы; и лишь пройдя через страдания, «Вождь спасения» нашего стал совершенным, ибо «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного». Евр. 2:10; 5:8, 9.

Иисус Христос в плоти человека, пройдя сквозь все страдания, пришел к совершенству; и наш путь к совершенству в этом мире страданий обильно смочен слезами.

Возрастая в совершенстве, все же Христос постоянно и изначально был совершенен. Понятно ли вам это? У многих неверное представление об этом, им кажется, что не рост, но только плоды возможно сопоставить с мерой совершенства. Мол, если Господу и известен результат, это же не значит, что искать его можно уже в начале пути. Еще раз обратимся к 4-й главе Послания к Ефесянам. В ней есть ответ на вопрос, как можно достичь совершенства. До этого мы читали 13-й стих, давайте прочтем еще 14-й и 15-й: «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос».

Это должно произойти в нас через возрастание, но не может быть роста там, где нет жизни. Возрастание приходит в познании Бога, Его мудрости, Его характера. Возрастание — в Боге, поэтому оно может быть только там, где есть Божественная жизнь. И эта жизнь насаждается в человеке при его духовном рождении. Он рождается снова, рождается от Духа Святого, и тогда жизнь Божья насаждается в нем, так что он возрастает во Христа. В чем возрастает? Во всем.

Вспомним знакомую нам всем притчу: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю». И «семя есть слово Божие». Семя брошено в землю. И человек не знает, как оно растет, хотя день и ночь наблюдает за ним. Семя, сотворенное Господом, совершенно. И вот появился росток. Какой же он, по-вашему?

[Собрание: «Тоже совершенный».]

Вы в этом уверены?

[Голоса: А как же! Конечно.]

Ведь это еще не колос, не крепкий стебель, а всего-навсего расточек, выглядывающий из земли. Неужели и он совершенен?

[Собрание: Да.]

Да, он совершенен всегда: и в начале, и уже созрев. Может быть, этот пример раз и навсегда избавит нас от недопонимания проблемы совершенства?

Полезно понаблюдать и за тем, как росток пробивается из земли. Это необыкновенное, совершенное чудо. Несмотря на то, что это еще не зрелый колос, а всего лишь едва заметный росток, проклюнувшийся из земли. Он совершенен, потому что создан Богом. Я и вы рождены заново от доброго семени Слова Божьего — рождены от Слова Божьего и Духа Святого, рождены от совершенного семени. И когда семя прорастает и дает росток, и когда оно еще растет, люди уже узнают в нас черты характера Христа. А каков Христос? — Совершенный. Тогда каков же христианин?

[Собрание: Тоже «совершенный».]

Если мы рождены заново силой Иисуса Христа и Бог направляет наш рост, следит за ним, какими же тогда могут быть наши действия во время роста? — Совершенными. В каждый момент мы будем совершенны. Постоянно, на протяжении всего возрастания Христос будет представлять нас святыми, непорочными и неповинными пред престолом Божьим.

Семя всходит, растет, за ним другое, и оба ростка одинаково прекрасны. Появляется третий, хотя первый превратился уже в стройный стебель и продолжает расти. Он уже далеко не тот, что был вначале. И все же он не стал более совершенным. Он приблизился к осуществлению Божественного плана. Скоро он совсем созреет, и все же не станет более совершенным, чем тот росток, каким он был, когда только показался из земли.

Вскоре рост его остановится. Колос, тугой и зеленый, расцветет. И станет еще прекраснее. Затем он нальется зерном, и каждое будет совершенно. Бог завершил Свою работу над ним. Он совершенен. Он достиг того совершенства, которое определил ему Божественный замысел.

Вот что такое христианское совершенство. Оно приходит с ростом. Но рост возможен лишь там, где есть Божественная жизнь. И раз эта жизнь обуславливает рост, то и возрастание пойдет только по Божьему замыслу. Только Бог может направлять рост. Лишь Ему ведома мера совершенства. Христос — пример, образец совершенства. Господу образец известен, и Он может привести наш рост в соответствие с ним; та же жизнь и та же сила, что направляли возрастание Христа, направят и наше возрастание.

И подобно Христу, рожденному в человеческом теле, возросшему и завершившему дело, порученное Ему Богом, мы с вами, рожденные снова и возрастающие в Нем во всяком добром деле, однажды скажем, как говорил Христос: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». Потому что написано: «Но в те дни, когда возгласит седьмый Ангел, когда Он вострубит, совершится тайна Божия». Откр. 10:7. В эти дни мы и живем. Нам открыта тайна, чтобы мы передали ее миру. Она должна явиться миру и сбыться в тех, кто ее лелеет. Что же являет собой эта тайна? «Христос в вас, упование славы». «Бог явился во плоти». В наши дни эта тайна должна совершиться в ста сорока четырех тысячах. Божья работа в человеческой плоти должна завершиться в нас. Его работа над вами и мной должна окончиться. Мы должны быть совершенными в Иисусе Христе. Духом Святым мы должны «прийти в Сына Божия, в Мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».

Разве не стоит достичь этого? Разве путь, предлагаемый нам Господом, не лучший путь к совершенству? Тогда, «оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном». Евр. 6:1, 2. Он отвел нас от зыбкого основания, на котором стояли мы, пребывая под властью греха. Пусть единственным основанием станет служение праведности ради святости и жизни вечной.