Спасительная вера

Е. Дж. Ваггонер

«А праведность от веры так говорит: «не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо?» то есть Христа свести; или: «кто сойдет в бездну?» то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем», то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». Рим. 10:6-9.

Вправе ли мы считать эти слова из Священного Писания, особенно последнее утверждение, верными в буквальном смысле? Не подвергнем ли мы себя опасности, если именно так их и воспримем? Может быть, для спасения необходимо еще что-то, кроме веры во Христа? «Да!» ответим на первый вопрос и «Нет» — на последние два. Подтверждением же пусть снова станет Библия. Столь ясное изложение должно восприниматься только буквально.

Как пример, подтверждающий это, возьмем случай с темничным стражем из Филипп, описанный в Деяниях. Жестоко избитые в Филиппах, Павел и Сила были брошены в темницу. Тюремный страж, которому поручили охранять их, забил их ноги в колодки. Но это не помешало им молиться и воспевать Господа. Вдруг в полночь началось землетрясение, и все двери темницы открылись. Тюремщик испугался. И испугался он не землетрясения или суда над собой за то, что упустил узников. В случившемся он увидел предзнаменование Великого Суда, о котором проповедовали апостолы, и, понимая, как он виноват, «пал в трепете перед Павлом и Силой на землю» и взмолился: «Государи мои! что мне делать, чтобы спастись?» На последовавший ответ стоит обратить внимание. То, что сказал ему Павел, может помочь многим, ведь и темничный страж был в отчаянии: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». Деян. 16:30, 31. Эти слова подтверждают то, что говорилось выше в Послании к Римлянам.

Однажды Иудеи спросили Иисуса Христа: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» А ведь именно это хотим узнать и мы. Иисус ответил: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Ин. 6:28, 29.

О, если бы христиане не забывали этих слов ни на минуту! Кажущийся парадокс можно объяснить. Да, дела необходимы, однако совершенно достаточно верить, ведь вера творит дела. В вере все, а без нее нет ничего.

Беда в том, что у людей сложилось ошибочное представление о вере. Они думают, что вера — это просто согласие с чем-то, а поэтому она пассивна и, значит, нужно делать что-то и еще. Но это не так — вера активна, и она не только очень важна, но, по сути, она — основание всего. Закон — это праведность Божья (см. Ис. 51:6, 7), которую мы призваны искать (см. Мф. 6:33), но исполнить Закон мы можем только через веру, потому что единственная праведность, которая будет признана в День Суда, — это «праведность от Бога по вере». Флп. 3:9.

Прочитаем слова Павла из Рим. 3:31: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». Человек не может уничтожить закон, который также несокрушим, как и престол Бога. От людской ненависти, от презрения закон не изменится. Единственное, что посильно человеку, — это упразднение закона в собственной жизни, упразднение непослушанием, сокрытием своего сердца от воздействия Божьей праведности. Вот почему в древности нарушение обета приравнивалось к его уничтожению. Числ. 30:15. И когда апостол говорит, что верой закона не нарушишь, он говорит о несовместимости веры и нарушения закона. Нарушитель закона — неверующий, сколь долго он ни исповедовал бы веру. У верующего закон начертан в сердце, и перед Господом согрешить он не может. Не допустим же умаления значимости веры ни на минуту.

Кто-то усомнится: «А не апостол ли Иаков сказал, что для спасения одной веры мало и что вера без дел мертва?» Да, именно так и говорит большинство в защиту безжизненного законничества, неверно понимая слова апостола. Иаков действительно пишет, что вера без дел мертва, но эти слова в полном согласии с тем, о чем мы говорили. Если вера мертва без дел, то именно при отсутствии веры и отсутствуют дела, ведь то, что мертво, того и не существует. Если человек верит, то это обязательно проявится в делах, и он не станет ими хвалиться, потому что верой исключается гордость. См. Рим. 3:27. Гордятся делами лишь те, кто полагается только на них, чье исповедание веры — фарс и притворство.

А как же быть со словами Иакова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» Иак. 2:14. Вопрос как бы заключает в себе и ответ: «Нет, конечно же, не может». Но почему не может? Потому что нет в нем веры. Какая польза человеку говорить: «я верю, я верю», — когда его безнравственная жизнь красноречиво говорит об обратном? Должны ли мы уничижать значение и силу веры только потому, что она не делает ничего в жизни человека, исповедующего свою веру только на словах. Павел имел в виду людей, которые утверждают, что знают Бога, но делами отрекаются Его. См. Тит. 1:16. И человек, о котором пишет Иаков, таков же. Нет за ним добрых дел — нет плода Духа — лишь потому, что он не верует, пусть даже и называет себя верующим; и вера не спасет его, потому что она не может спасти того человека, в котором ее нет.

Библейское эхо, 1 августа 1890 г.