В схватке за правоту

Кто из вас когда-либо по-настоящему задумывался над тем, что в действительности происходит в сокровенной сущности вашего брака? Ведь это совсем не то, что могли бы заметить ваши ближние, и совсем не то, о чем вы рассказывали друзьям на работе, а то, что скрыто от людских глаз.

Момент бракосочетания, запечатленный на фотографиях, надежно хранится в семейном альбоме. Праздничный торт, ленты, звон стаканов — все это давно позади. Эйфория идет уже на спад. Но почему же мы вдруг начинаем чувствовать, что брачные узы нас обременяют? Разве мы все не замечали этого?

Представим себе следующий диалог, на мой взгляд, в разных вариациях повторяющийся довольно часто. Джо и Элен рассказывают своим друзьям о недавнем летнем путешествии.

— Помнишь, сразу же после Большого Каньона, — говорит Джо, — мы видели тот забавный индийский магазинчик с керамикой?

Элен, его жена, перебивает:

— Да нет же, милый, это было на обратном пути в Колорадо.

— То есть как это в Колорадо, что ты городишь? — восклицает возмущенный Джо.

Элен пытается объяснить:

— Потому что у нас уже были с собой те сувениры, когда мы находились в Большом Каньоне.

— Но неужто ты забыла все эти лавки в Нью-Мехико, Элен?

Она отвечает:

— Нет, милый. Ну вспомни же, мы купили эти сувениры в Колорадо.

И диалог в том же духе продолжается дальше.

— Но я абсолютно уверен, что это было в Аризоне.

— Да нет же, говорю тебе, это было в Пуэбло, в Колорадо По-моему, звучит довольно достоверно. И вы наверняка сто раз слышали что-нибудь подобное. И спор этот, наверное, продолжается уже где-нибудь по пути домой.

Итак, спор о том, кто прав. Острые дискуссии могут разгореться, например, о том, кто забыл выключить свет в ванной позавчера вечером или кто забыл вынести мусор. Фугу на тему «Кто прав?» играют, кажется, безостановочно все время. В конце концов, хотеть быть правым — это совершенно нормально. Но в браке — увы! — слишком часто всеми средствами пытаются доказать, что другой неправ.

Как много причин быть правым или неправым в браке; их обусловливают разный жизненный опыт, распределение обязанностей, а также масса затаенных надежд и желаний. Ничего удивительного, что в этом клубке всевозможных взаимодействий нет-нет, и столкнутся разные мнения.

Но больше всего беспокоит именно то, что ссоримся-то мы часто только из-за того, чтобы просто-напросто настоять на своем. А прав ты или нет в данный момент — дело десятое. Но когда мы настаиваем на собственной правоте, мы тем самым пытаемся утвердиться как личность.

Ведь на самом-то деле не все ли равно, где куплены сувениры, в Аризоне или Колорадо, но супруги из кожи вон лезут, каждый доказывая свое. Свет, оставленный в ванне, -разве это катастрофа? Однако этот факт может послужить искрой, из которой возгорится пламя последующих ссор.

Как-то моя знакомая получила замечательную поздравительную открытку, в ее уголках был скрыт крошечный механизм, и когда согнутую пополам открытку разгибали, слышалась мелодия: «Позволь мне назвать тебя любимой».

Однажды разогнутую открытку уронили за довольно громоздкое трюмо. Достать ее не удалось, и вот откуда-то снизу несколько дней подряд безостановочно раздавалось «Позволь мне назвать тебя любимой». Так же и наш брак порой превращается в нечто подобное. Наша любовная песнь незаметно вырождается в занудное бормотание. Наши мольбы о любви превращаются в мелочное брюзжание.

Видите ли, любить и быть любимым, к сожалению, не меняет нашу человеческую природу, и мы по-прежнему хотим и нуждаемся в том, чтобы быть правыми. Даже много удачных браков погрязли в трясине пошлых споров, которые были на самом деле ничем иным, как безнадежной попыткой настоять на своей «правоте». И многие привыкли жить именно так. Соперничество, борьба за правоту становятся неизбежной составной частью брачной жизни.

Но подумайте, разве такого рода трения неизбежны в вашей семейной жизни? Конфликт не должен быть правилом. Верю, что выход из хронических раздоров существует.

Верю, что все наши споры нужно настроить на правильную волну основных Библейских истин. Мы должны научиться смотреть на наши семейные отношения так, как если бы мы стояли перед Богом. Как если бы от этого зависело наше спасение, если угодно.

Примеры из Нового Завета о том, как Бог спасает нас, особенно животворны по отношению к привычке человека отстаивать любым способом собственную правоту. Спасение же изображается здесь как судебное решение о невинности, казалось бы, совершенно безнадежных грешников. Христианин должен смотреть на себя, исходя из сознания своей неправоты и несовершенства.

И Слово Божье устами апостола Павла совершенно ясно говорит: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» /Рим 3,23/.

Мы все стоим перед Богом. Бог свят, перед Его праведностью наша правота не более чем ворох грязного белья.

Бог единственный, Кто всегда прав на все 100 %, и Он ясно показывает, что бесконечная борьба человека за свою правоту, всевозможные потуги самооправдания — пустая трата времени. Наши споры о том, кто действительно прав или виноват, являются мелкими бессмысленными стычками в такой войне, которая неизбежно обречена на поражение.

Недавно в газетах промелькнула такая заметка: несколько лет назад где-то на Филиппинах в глубине джунглей был взят в плен довольно пожилой японский солдат. Он уже давным-давно потерял всякую связь со своим отрядом. Фанатически преданный воинскому долгу, он в полном одиночестве, спустя годы после прекращения военных действий, выслеживал врагов. Он не знал, что война уже кончена.

Вот первая и главная мысль, за которую нам надо зацепиться, — война окончена. Перед Богом мы все одинаково неправы. Этот факт делает бесполезными и бессмысленными любые аргументы в пользу нашей правоты. Ведь это абсолютно порочная идея, что мы должны препираться друг с другом за какую-то ничтожную долю собственной правоты, убеждая тем самым супруга в его неправоте.

Подобного рода отношения в семье мне невольно хочется уподобить качелям. Каждый партнер стремится, чтобы напарник очутился внизу, сам же при этом взмывая вверх, и так может длиться без конца. Вверх — вниз, детская игра, но как часто ей предаются серьезно и безрассудно.

Господь, желая нас спасти, подсказывает: начинайте с простого — становитесь оба на один конец доски. Перед Богом муж и жена равны между собой. Их собственная правота — не какой-то механизм, который может помочь очутиться наверху. Пусть кто-то из них и выиграет спор, но что из этого? Ведь оба они все равно остаются на нижнем конце доски.

Осознание собственной вины — вовсе не повод для отчаяния. Напротив, оно может послужить первым шагом к достижению истинной правоты и уверенности в себе. Иисус для того и умер, чтобы спасти грешников. Именно они-то и нуждаются в помощи. И вот исходя из этого принципа, Бог зовет нас, чтобы именно с такими мыслями мы следовали за Ним, чтобы мы признались в своей неправоте и тем самым получили Его прощение. Больше того, кто полагает свою веру во Христе, того и люди начинают считать правым — и значит, праведным.

Давайте вместе взглянем на отрывок из Послания к ефесянам. Апостол Павел пишет, как много удивительных вещей Господь делает для верующих в Него: «…Он /Бог, наш Небесный Отец/, облагодетельствовал нас в Возлюбленном» /Еф.1,6/.

Но Кто есть Тот Возлюбленный? Ну, конечно, Иисус Христос! Мы, ты и я, облагодетельствованы Христом.

И вот осознанно принимая эту Божественную благодать, мы можем радостно, почти со вздохом облегчения, воскликнуть: «Да, я неправ!» и вот наконец мы очутились в безопасном месте, исчезло то длительное напряжение, заставляющее нас изнурительно подсчитывать очки в игре «Я всегда прав».

Один мой друг, пастор, рассказал мне о том, что недавно произошло с ним. Прихожанин его церкви по имени Джек был недоволен приходом, и он не щадил сил, критикуя его. Острие критики при этом в основном было направлено на пастора; в результате отношения в общине приняли какой-то нездоровый оттенок. В конце концов Джек написал пастору длинное гневное письмо, где подробно изложил все свои претензии.

Прочитав письмо, пастор был весьма ошарашен теми невероятными обвинениями, которые ему предъявили. Он знал, как толково и обстоятельно ответить на них. Он знал также, что мог бы просто не обратить внимания на всю эту напраслину.

Однако он сделал по-другому: он начал молиться, а в том очень коротком письме, которое пастор послал Джеку, было всего 4 слова: «Пожалуйста, молитесь за меня». Это была единственная фраза в ответ на длинный обвинительный акт.

Эти четыре слова остановили поток обвинений, остудили гнев, и в итоге совершенно неожиданным образом эти двое людей стали добрыми друзьями. «Пожалуйста, молись за меня». Это действительно отрезвляет. Как было бы чудесно, если бы мы в нашей семейной жизни старались поступить именно так!

Бог видит все наши слабости, но Он ценит нас, как собственных детей. Это заставляет нас проще относиться к своей уязвимости перед другими. В самом деле, разве я не могу признаться своей жене: «Да, вполне вероятно, что это я оставил свет в ванной»?

Когда мы убеждены, что спасение исходит от Бога, мы устанавливаем тем самым абсолютно новое отношение к проблеме правоты. Мы становимся другими людьми. Вот эта новая правота дает нам право участвовать и в прочих благословениях Божьих. Это означает, что у нас есть Защитник, Ходатай, Иисус Христос, Который, когда понадобится, заступится за нас.

Апостол Павел все свои достоинства благочестивейшего фарисея считал просто мусором по сравнению с правотой и праведностью, дарованными благодатью. Во всех своих посланиях он настаивает на том, что это единственная правота, которую стоит иметь.

Библейские писатели по-разному описывают эту особую правоту. Для Апостола Иоанна оно подобно усыновлению. Он восклицает в восторге: «Нас называют детьми Божьими».

Апостол Петр говорит об этом как об избавлении — как о выкупе ценой крови Христа. Петр называет уверовавших «народом, призванным Богом».

Павел часто говорит о верующих как о людях «во Христе», то есть о людях, полностью слившихся с Ним.

Однажды Иисус сравнил верующих в Него с овцами, принадлежащими Доброму Пастырю. Никто не может похитить этих овец из Его рук. Все это дает нам представление об изумительном чувстве принадлежности: какое счастье принадлежать Богу! Верующие покоятся в руке Божьей. Ими овладевает чувство полной безопасности, ибо они знают, где находятся.

Когда мы действительно поймем, каким образом Бог принимает нас, мы не станем цепляться за всякую мизерную возможность доказать, что «ведь я же говорил тебе», чтобы хоть немного почувствовать свою правоту. Мы не станем больше бороться за первенство в семье. Нам довольно преимущества быть во Христе. Именно в этом мы находим удовлетворение. Легко признавая себя неправыми, мы тем самым будем совершенно правы перед Господом.

Зачем же мы так отчаянно защищаемся, когда у нас уже есть такой опытный защитник, как Иисус Христос? Борьба за правоту, так же как и война за мир, — это противоречащие друг другу понятия.

К концу своего земного служения Иисус подвергался настойчивым искушениям ринуться в борьбу за Свою правоту. Его ждало тяжелейшее испытание в пятницу вечером в Гефсиманском саду. Толпа народа с факелами, дубинами и мечами окружила Иисуса и Его учеников. Они требовали выдать им Иисуса из Назарета, Ему ничего не стоило рассеять их, однако, вместо этого Он тихо ответил: «Это Я».

Когда Иисуса привели во двор Каиафы, там Он терпеливо выслушал двух лжесвидетелей, которые свидетельствовали против Него. Однако Он не произнес ни слова в Свое оправдание. Иисусу не надо было бороться, чтобы быть правым.

Затем чернь притащила Спасителя на суд к Пилату. Первосвященники становились все ожесточеннее, швыряя обвинение за обвинением в лицо этому ничтожному учителю. Но, к изумлению Пилата, Тот не отвечал.

Пилат отправил Иисуса к Ироду. Этот растленный правитель долго и упорно задавал Ему вопрос за вопросом. Стоявшие рядом первосвященники бранили и насмехались над Ним. Но Иисус снова хранил полное молчание.

Арестованного отослали обратно к римскому правителю. Тогда Пилат отвел Иисуса в сторону и лично допросил Его. Но Иисус и не пытался оправдываться. Он ничего не сказал против Своих лицемерных обвинителей.

Затем, когда Спаситель в жестоких мучениях висел на кресте, начальники и стоявший рядом народ, как хищные звери, терзали своими насмешками умирающую жертву. Они выкрикивали: «Он спасал других, но не может спасти Себя Самого».

И опять Иисус не нанес ответного удара. Он молчал перед Своими обвинителями до конца, ничуть не защищаясь. Иисусу не надо было бороться, чтобы быть правым. Так поймите же, что и нам не надо. Во Христе мы и так непоколебимы. У нас есть божественный источник покровительства. Мы можем быть виновными и при этом не утратить радости, так же как мы можем быть правыми и вместе с тем смиренными.

Но давайте взглянем, как все эти рассуждения приспособить к конкретным разногласиям в браке. Ведь сам факт нашего спасения еще не отменяет ничтожных, но все же реальных фактов нашей вздорности. Как бы небеса ни относились к нам, но кто-то все-таки должен выносить мусор. Так что же следует делать мужу или жене в разгар ссоры? Неужто мы и впрямь должны терпеть унижение за то, что ошиблись, вместо того, чтобы настоять на своей правоте?

Прежде всего, истинное глубокое понимание того, что мы предстоим перед Богом, в корне изменяет сущность того, о чем мы все-таки спорим. Зачем допускать, чтобы эгоистическая самозащита прикидывалась борьбой за правду. Подойдем к этому серьезно, ответственно и мы неизбежно придем, наконец, к мысли о необходимости посредника. Мы можем обратиться к третьему лицу, когда не можем разрешить наши семейные разногласия. Что лучше: когда двое ругаются, настаивая на своей правоте, или когда эти же двое, допустив свою неправоту, обратятся к праведному Богу. Мы ведь можем обратиться к Богу и отдать на Его суд все наши споры. Только Он имеет ясный и истинный взгляд на вещи, и только Он может вынести справедливое решение.

Недавно одна христианская писательница, которая пишет о проблемах брака, решила выявить, какие общие черты характерны для крепких семей. Она посетила многих специалистов, взяла интервью более чем у 500 учителей, служителей и консультантов, которые так или иначе имели дело с семьями. И знаете, оказывается, все эти профессионалы думают, что наиболее важной характеристикой крепкой семьи является склонность к общению и умение слушать. Это главное, на чем сделали акцент все опрошенные. Повторяю: общение и умение слушать.

Когда муж и жена вместе слушают Христа, общение совершенствуется и углубляется. В таком смиренном молчании гораздо легче услышать, что же на самом деле сказал другой, легче понять, что нужно другому. И когда мы в состоянии вникнуть в нужды друг друга, то смысла в соревновании уже нет. Те же самые 500 специалистов подчеркнули, что у крепкой семьи есть и еще одно важное качество: члены такой семьи поддерживают и ободряют друг друга.

Что нужно для этого? Когда Божья благодать с нами, она побуждает и нас поделиться ею со своим супругом или супругой. Ведь Иисус — самый совершенный Образец поддержки и ободрения. Наш Спаситель не придирается к человеческим слабостям. Он как будто в морскую пучину погружает наши грехи.

Чем отчетливее мы осознаем, как щедро Бог посылает Свою милость на нас, тем понятнее становится нам, что любовь — это не протокол с записью различных провинностей; любовь, наоборот, постоянно «покрывает множество грехов».

Как-то утром по пути на работу машину мистера Коулмена задела другая машина, которую вела молодая женщина. Свернув слишком круто, она оцарапала крыло его автомобиля. Обе машины остановились. Увидев повреждение, дама расстроилась до слез. Она понимала, что виновата именно она, но обиднее всего было то, что машину купили всего два дня назад. Как теперь она объяснит случившееся мужу?

Мистер Коулмен вполне сочувствовал даме, но все же сказал ей, что надо обменяться правами и номерами, как делают обычно, чтобы гарантировать ответственность нарушителя. С большой неохотой женщина потянулась к отделению, где лежали ее перчатки и права. И вдруг оттуда выпала какая-то записка. Она узнала почерк мужа: «Детка, если что случится с машиной, ты же знаешь: я люблю тебя, а не ее».

Вот какова милость Божья: она может распутать любой клубок. Господь всегда стремится помочь нам уразуметь, что на самом деле мы склонны к добру. И почему бы не выплеснуть нашу склонность к добру на нашем супруге?

Когда христианину случается споткнуться и даже упасть, Господь все же бережет наше достоинство и укрепляет его. Это как раз и может помочь нам так же поддержать внутреннее достоинство нашего мужа или жены, даже в том случае, если они неправы.

В семейной жизни есть масса возможностей для настоящего близкого общения и для поддержки и ободрения друг друга, — только не надо отмахиваться от всего этого! Должно быть ужасно стыдно за то, что тратится столько слов за ничтожный выигрыш в столь ничтожной борьбе за какую-то там правоту!

Шерри Крайдер находилась в состоянии комы вот уже несколько месяцев. Получив серьезную травму головы во время автомобильной аварии, она никак и ни на что не реагировала. Но у нее был любящий муж, к тому же Шерри была беременна вот уже на 9-м месяце.

Когда начались схватки, ее перевели в родильную палату, и там, находясь в том же состоянии комы, она родила крепкого, абсолютно здорового ребенка.

После родов сиделка внесла в палату малыша. Глаза Шерри была открыты, и хотя они не двигались, все же казалось, что она следит, как сиделка движется по комнате. Муж ее внимательно наблюдал за ней, особенно в тот момент, когда на кровать рядом с ней положили их ребенка.

Как ему хотелось хоть как-то выразить свою радость и понять, рада ли жена! Но Шерри не могла ни разговаривать, ни двигаться — она совершенно ничего не слышала.

И все же когда он близко наклонился к ней, томимый безнадежным желанием общения, он что-то заметил. Неужели ему только показалось? Нет, он убедился, что нет! Слабая, едва заметная улыбка скользнула по лицу Шерри.

И вот я спрашиваю вас: смогли бы мы так же оценить тот ни с чем несравнимый дар общения, который Бог дал нам в браке? Поощрение словом, жестом — даже такая малость может выразить всю богатую палитру доброты, привязанности, любви и взаимопонимания. Поймем ли мы, наконец, что произойдет чудо, когда мы будем в состоянии выслушивать затаенные мысли другого и в полной уверенности

в его сочувствии поверять ему то, что накопилось у нас на душе?

Заклинаю вас, не растеряйте же то драгоценное, что еще осталось у вас среди бессмысленных дрязг! Давайте же вместо этого тянуться к милосердию Божьему.

Даруемое Богом спасение связывает мужа и жену в том, что у них есть действительно много общего. А если так, то воскликните вместе с апостолом Павлом:

«Не в осуждение говорю. Ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть, и жить». /2 Кор.7:3/.