Избавление от ложного чувства вины

Едва позволили вы себе расслабиться, освободившись от старых проблем, как над вашей головой нависли свинцовые тучи. Беспокойно оглядываясь, вы видите, что серая мгла заволокла все вокруг, поглотив голубизну неба и солнечный свет.

Это чувство вины, непонятное беспокойство, с которым трудно совладать. Оно подступает к нам со всех сторон, лишая уверенности, ослабляя волю, накрывает нас мрачной тенью. Охваченные беспокойством, мы начинаем метаться в поисках выхода.

Госпожа Уилсон — вдова с тремя детьми, — сильно взволнованная, идет к своему служителю за советом и утешением. Она едва сводит концы с концами. Денег хватает лишь на самое необходимое, поэтому госпожа Уилсон не может давать больших пожертвований для церкви. Ее мучит совесть, но больше давать она не может. Бедная женщина в смятении, она не знает, что делать и как поступить.

Пастор уверяет вдову, что ее жертву особенно высоко ценят, принимая во внимание размеры ее дохода. После долгой беседы ему, наконец, удается убедить госпожу Уилсон, что причин для волнений и беспокойства нет. Казалось бы, проблема решена…

Но через неделю наша знакомая снова приходит в церковь с выражением смятения на лице. Она объясняет, что случилось ужасное, на прошлой неделе дочь миссис Уилсон сорвала цветы во дворе церкви.

Служитель улыбается и благодарит миссис Уилсон за честность. Он вспоминает, что будучи мальчиком, сам несколько раз лазил за яблоками в чужой сад, но ведь от этого он не стал профессиональным преступником. Пастор и миссис Уилсон вместе молятся, и вскоре вдова отправляется домой с ангельской улыбкой на лице.

Впрочем покой оказался недолгим. Всякий раз, посещая пастора, миссис Уилсон признавалась в каком-нибудь новом грехе: то в недостатке веры, то в нетвердости убеждений, то в малом усердии к богослужениям. Дело кончилось тем, что бедный пастор начал избегать утомительных встреч с беспокойной вдовой.

Ее поведение — один из примеров того, как ведут себя люди, испытывающие ложное чувство вины. Что бы они ни делали, как бы ни старались, ничто не может их успокоить. Чувство вины растет, она кажется им все тяжелей и тяжелей, омрачая жизнь несчастных.

Стараясь избавиться от этого — изнуряющего чувства, люди стремятся делать как можно больше добрых дел, но увы, ничто им не помогает — они обречены жить в тени страшного облака.

…Мистер Джексон тоже идет к пастору — на его лице тревога и напряжение. Случилось ужасное: его жена ему неверна. «Откуда вы знаете?» — поинтересовался служитель.

Мистер Джексон ответил, что в поведении жены появилось что-то необычное. Вообще-то он ни разу не заставал ее с любовником, но что-то странное то и дело происходит в последнее время: то платье у жены помято, то она куда-то уходит, и ее долго нет… Словом тысячи разных мелочей, и все они говорят об измене.

Когда служитель поделился подозрениями мистера Джексона с его женой, та была изумлена, обижена и очень расстроена. Ее искренность не вызывала сомнений и могла убедить кого угодно, только не ее мужа.

Муж по-прежнему настаивал на своем и продолжал уходить к пастору. ‘Вскоре открылось нечто удивительное: выяснилось, что мистер Джексон сам ведет аморальный образ жизни, а все его обвинения — просто попытка скрыть собственный грех.

Тайная вина может стать коварным шантажистом. Нависая над нами тучей, она превращает обман в жестокую ловушку.

Джин жила в приюте для одиноких беременных женщин. Однажды она получила письмо и, взяв его с собой, отправилась к капеллану. Письмо принесло добрую весть: молодой человек, с которым Джин была обручена несколько лет назад, а потом рассталась, писал, что готов простить обиды прошлого и просит ее вернуться. Но Джин не обрадовалась: она не верила в возможность такого счастья.

Капеллан спросил Джин о причине ее сомнений, и в ответ услышал печальную историю. После очередной ссоры Пит и Джин решили расстаться. Пит ушел служить во флот, а Джин, стараясь убежать от своего горя, стала вести беспорядочный образ жизни, часто меняла партнеров. Ребенок, которого Джин носила под сердцем, был результатом легкомысленной связи с одним очень молодым человеком.

«Я никогда не прощу себя. Я просто дрянь», — говорила Джин, обливаясь слезами.

«Но разве Пит не написал, что согласен простить все?» -возразил капеллан. Но Джин ничего не хотела слышать. Она была безутешна и упорно отказывалась поверить в свое счастье. Ей казалось, что теперь она никому не нужна, даже Богу.

«Разве я могу снова заслужить его любовь? — был ее последний вопрос.

Девушка стала еще одной жертвой отчаяния, одной из тех, кто не уверен, сумеет ли когда-нибудь найти выход.

Все три личности, о которых я вам рассказал, по своему боролись с чувством вины. Миссис Уилсон пыталась примирить себя с непомерными требованиями своего сознания Мистер Джексон прятался от собственного греха, обвиняя жену. Джин сумела открыто взглянуть в глаза собственной вине, но не смогла ее преодолеть.

Три разных судьбы. Три разных характера. Но все они чем-то похожи. Все трое отчаянно искали выход в каких-то поступках, действиях. Миссис Уилсон упорно работала над собой, стремясь к идеальному поведению — но, увы, безуспешно. Мистер Джексон изо всех сил отвлекал внимание от себя и тем самым старался скрыть собственную вину. Джин считала, что должна совершить какой-нибудь отчаянный поступок, чтобы заслужить прощение.

В результате вина этих людей превратилась в огромную черную тучу, и каждый из них оказался в ловушке.

Сегодня очень многих пугают подобные проблемы. Люди отчаянно ищут выход, но все их попытки безнадежны. Порой даже кажется, что чем отчаяннее их борьба, тем ниже опускается над ними облако вины. Но прислушайтесь: Слово Божье указывает нам выход, путь к освобождению. Только оно учит нас снова радоваться свету Божьему, сияющему выше темных облаков.

В Библии есть прекрасный пример избавления от комплекса вины. Давайте отправимся в древний Иерусалим. Там, во дворце, на троне увидим мы великого царя Давида, погруженного в печальную думу.

Неожиданно дворцовая стража вводит к царю пророка Нафана, который принес Давиду весть от Бога. Царю не терпится поскорее услышать ее. Но пророк почему-то рассказывает совсем простую историю.

«В одном городе, — говорит Нафан, — были два человека, один — богатый, а другой — бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота. А у бедного ничего, кроме одной овечки, которая росла вместе с детьми бедняка и была дорога ему, как родная дочь.

Однажды к богатому человеку пришел странник, и тот решил накормить его хорошим обедом. Но не пожелал богатый взять вола или барана из собственного стада, а взял овечку у бедняка и заколол ее».

Сильно разгневался Давид. Какая неслыханная несправедливость. Он вскочил на ноги и воскликнул: «Жив Господь! Достоин смерти человек, сделавший это» /2 Цар.12,5/.

Нафан нейтрализовал гнев Давида всего тремя словами: «Ты тот человек» /2 Цар.12,7/. И понял царь, что вынес сам себе приговор. Вспомнил он Вирсавию. Это он, богатейший из монархов, взял ее в жены, отняв у верного мужа Урии, а потом, чтобы скрыть свое прелюбодеяние, подстроил его смерть. Увидел Давид свою жестокость и несправедливость. Понял он, что виноват, и сказал Нафану: «Согрешил я пред Господом» /2 Цар. 12,13/.

Этот эпизод учит нас, в чем разница между истинным чувством вины и мрачным состоянием, о котором мы говорим. Эта разница велика, ибо Слово Божье всегда указывает на причину вины. Вспомним, что пророк Нафан обвинил царя в определенном грехе — прелюбодеянии, и его слова, будто меткие стрелы, поразили неспокойное сердце Давида.

И с другой стороны — черное облако ложной вины бесконечно долго терзает душу человека — ведь оно такое расплывчатое и туманное. Мы не понимаем, что с нами происходит, и поэтому чувствуем себя неполноценными.

А теперь позвольте кое-что объяснить. Дело в том, что появление в нашей жизни мрачного состояния, символического «черного облака» объяснимо — ведь существует оно только при одном условии: когда мы не признаем Христа своим личным Спасителем.

Мы все несовершенны перед святым Божьим законом. Но Христос решил проблему нашей греховности. Он принял смерть вместо нас, грешников, на кресте, а нам дает возможность занять Свое место — место возлюбленного Сына Божьего.

Своей смертью Христос победил человеческие грехи и развеял «черное облако», разлучающее нас с Отцом. Мы теперь можем приблизиться к святому Богу. Мы полностью приняты им во Христе Иисусе.

А потому, если вы приняли Христа как своего Спасителя, вам больше не придется жить под гнетущей тенью. Если же вы еще не приняли Христа, то я призываю вас, сделайте

это без промедления, уже сейчас, прежде, чем окончите читать эту книгу.

У нас, верующих, ложное чувство вины появляется лишь тогда, когда мы забываем, что Бог принимает нас такими, какие мы есть. У нас появляется ощущение собственной неполноценности, несовершенства. Вместо того, чтобы направить усилия на исправление конкретных недостатков, мы стараемся изменить свой характер в целом. Тогда-то и встает над нами грозное облако.

Вспомним, что миссис Уилсон, то и дело ходившая к пастору жаловаться на свое «горе», всегда была в каком-то напряженном состоянии. Что бы она ни делала, ощущение неполноценности не оставляло ее. Собственный характер казался ей ужасным.

Но послушайте, друзья, для верующих во Христа «черное облако» — это ложь и обман, ибо для верующего бывает только одна вина — это когда стрела Божьего Слова попадает в цель, указывая на грех, в котором мы должны исповедаться и оставить его.

Помните, что именно Бог посылает эту стрелу. Ведь это Он направил Нафана во дворец Давида, вложив в уста пророка Свою весть. Напротив, ложное чувство вины возникает тогда, когда мы направляем стрелы на самих себя для своих ближних. При этом нас постоянно беспокоят мысли о наших нечистых побуждениях, неисполненных долгах, о возможных угрозах. Из-за этого возникает ощущение неполноценности, обрекающее нас жить под гнетом мрачного облака.

Друзья мои, пусть только Бог посылает Свои стрелы -ясное убеждение совести, основанное на Его Слове.

Ведь когда Нафан рассказал Давиду историю о богатом и бедном, и царь почувствовал, что стрела попала в цель, он, конечно же, мог попытаться защитить себя, объяснив свое прелюбодеяние, например тем, что совершил его в минуту слабости. Он мог бы во всем обвинить Вирсавию, сказав, что она искушала его. Вспомните мистера Джексона, который хотел спрятаться от собственной вины, приписав ее жене.

Но Давид поступил иначе. Он просто сказал: «Согрешил я пред Господом» и честно взглянул в глаза собственной вине.

Совершенно иначе повел себя мистер Джексон, решив уклониться от стрелы, посланной Богом. Он всячески старался скрыть очевидную истину и поэтому не нашел покоя, да и не мог его найти.

Кстати, интересно, что черное облако появляется над нами именно тогда, когда мы отказываемся признаться в содеянном, ибо скрытая, затаенная вина не исчезает, но, напротив, только умножается. Бог же хочет, чтобы мы поступали так, как Он повелел: честно покаялись в сделанном грехе. А потому, стоит нам ослушаться ясного Божьего совета, как вина наша превращается в болезненный гнойник, отравляющий своим ядом всю нашу жизнь. Мы подавлены, а наша сознание обременено потоками беспокойных мыслей.

Бог хочет, чтобы мы не уклонялись от Его стрел. Попадая в цель, они сначала причиняют боль. Но эта боль -неотъемлемая часть нашего исцеления, и лучше один раз претерпеть ее, чем всю жизнь мучиться под зловещим облаком.

Печаль Давида о совершенном грехе могла легко перерасти в отчаяние. Ведь царь был унижен публично, перед всем народом. Прошлого не вернешь и неправедно убитого Урию не воскресишь. Царь страдал, угрызаемый собственной совестью. Оставалось одно — исповедаться в грехе перед Богом. И он сделал это, выразив свое покаяние в удивительных выражениях. Откроем Библию. В 50-м Псалме мы найдем слова, вырвавшиеся из глубины сердца Давида: ‘Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем». /Пс.50,6/.

Итак, Давид понял, что стрела Божья попала в цель. Он признал, что Бог осудил его праведным судом. Так и мы, исповедуясь во грехе, тем самым выражаем свое согласие с приговором Господа. Мы говорим: «Да, Господи, справедлив Ты, считая содеянное мною злом».

Друзья мои, исповедь — это не возвращение ко греху. Нет. Но это и не акт наказания, не эпитимия, чтобы заслужить прощение. Напротив, исповедуясь во грехе, мы выражаем сожаление о том, что совершили, и соглашаемся с приговором Божьего суда.

Когда Давид поднялся над своим грехом и приблизился к Богу, в его душе снова пробудилась надежда. Он увидел Господа, прощающего грехи, и воскликнул: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» /Пс.50:3-4/.

Давид взглянул на свой великий грех в свете великого Божьего прощения; и это не удивительно: ведь, посылая Свои стрелы, Бог преследует именно эту цель. Его стрелы не остаются в нашем сердце, они уводят нас в мир Божьей благодати.

Очень жаль, что многие из нас уклоняются от спасительных стрел. Не чувствуя Божьей благодати, они оказываются прижатыми к стене. Вспомните, как страдала Джин,, одинокая мать. Собственный грех казался ей таким огромным, что заслонял прощение Господа. Джин не стала уклоняться от Божьей стрелы, но она не унесла ее в своем сердце, не покаялась и поэтому оказалась «в ловушке». Ее грех казался ей таким ужасным, что несчастная не знала, что бы сделать, лишь бы заслужить прощение. Дальше события развивались трагично. Джин оказалась под давлением «черного облака».

Послушайте, вина в библейском понимании вовсе не означает, что ее можно устранить, совершая побольше добрых дел. Мы также не должны рассматривать чувство вины, как побуждение к добрым делам. Божественные стрелы только указывают на правильный путь. Этот путь — покаяние. Поймите, испытывая чувство вины, вы прежде всего должны покаяться и только потом действовать.

В жизни каждого верующего обязательно наступает такой период, когда он испытывает потребность служить Богу, хочет стать ближе и преданнее Ему. Но побуждать к служению должна любовь, а не вина. Все наши добрые дела, все наши поступки должны совершаться в сознании того, что мы приняты Богом.

И это чувство мы можем обрести при условии, что всегда и во всем следуем воле Божьей. Мы должны покаяться перед Господом в своих грехах, должны признать свои несовершенства и заблуждения перед Его праведностью, должны с благодарностью принять Его прощение и радоваться Его милости и любви.

Я так благодарен Господу за это средство, помогающее избавиться от вины. Вчитываясь в Слово Божье, мы не должны позволить «черному облаку» закрыть небо над нашей головой, нельзя становиться заложниками его неясных и неисполнимых требований. А потому призываю вас: ни дня под зловещей тенью! Исповедь и покаяние перед Господом -единственный путь к спасению!

Друзья, если вы почувствовали свой грех и стрела Слова Божьего попала в цель, покайтесь перед Господом! Не позволяйте смутным неосознанным чувствам, собственной неполноценности одержать над вами победу. Будьте тверды и ищите примирения с Богом. Откройте Ему сердце — и будете спасены. Только этот путь ведет к миру и свободе. Только покаяние развеет над вами тучи, и вы увидите славу Божью и прощающий лик Господень. Научитесь радоваться Его милости и любви, Его всеисцеляющей благодати.

Каким же образом Божья благодать помогает избавиться от депрессии и ложного чувства вины? На этот вопрос постараемся ответить в следующей главе. Вы узнаете, как обрести желанный покой и уверенность в спасении. Мы будем говорить о Ганди.