Урок из жизни мистика ганди

Он не командовал солдатами, не возглавлял политическую партию и все-таки был одним из самых ярких и влиятельных лидеров XX века.

Миллионы индийцев обожали Ганди. Одни называли его «Махатма», что означает «великая душа», другие считали бунтовщиком и лицемером.

Но у друзей и врагов этого апостола мира сомнений не вызывало одно: гениальность Ганди. Пожалуй, он превосходил всех своих современников смелостью, организованностью и самодисциплиной. Но вместе с тем окружающие считали, что его характер полон противоречий.

В чем же загадка этого человека? Почему его опыт так дорог нам, живущим в современном мире?

«Он похож на птенца», — говорил последний британский правитель Индии лорд Маунтбеттен. И действительно, в облике этого невысокого сухощавого человека, одетого лишь в набедренную повязку, способного легко затеряться в толпе бедняков, действительно было что-то птичье. Но несмотря на внешнюю непривлекательность, Ганди сумел завоевать уважение и восхищение всего мира. Вот что предсказывал величайший физик Альберт Эйнштейн: «Пройдет время, сменятся поколения, и вполне возможно, живущие в будущем не поверят, что такой человек ходил по нашей земле».

А вот слова восхищения, сказанные вице-королем Ма-унтбеттеном: «Махатма Ганди войдет в историю и займет место рядом с Буддой и Иисусом Христом».

Но не все восторгались Ганди и любили его. Другой британский вице-король лорд Уэйвел называл его «злобным политиканом — хитрым, упрямым, властным, двуязычным».

Уинстон Черчилль недовольно ворчал по поводу «тошнотворного спектакля, который устроил этот… полуголый взбунтовавшийся факир на ступенях вице-королевского дворца, куда он пришел вести… равноправные переговоры с представителем короля».

Но Ганди своей программой мирного неповиновения сумел разрушить все британские планы управления Индией. Один за другим вице-короли, премьер-министры и, наконец, сам король Англии сдались перед требованиями «полуголого факира».

Ганди родился в 1869 году, его родители принадлежали к среднему классу. Женился он в соответствии с обычаем в 13 лет. Но ему очень хотелось получить образование. Приехав учиться в Лондон, скромный юноша-азиат изо всех сил старался стать настоящим англичанином. Он осваивал ораторское искусство и одно время даже брал уроки танцев.

Через несколько лет Ганди сдал экзамены по праву и получил место в южноафриканской мусульманской компании. Там, в Южной Африке, пережил такое, что навсегда изменило его жизнь: Ганди вышвырнули из поезда из-за темного цвета кожи, несмотря на то, что у него был билет первого класса.

Позднее Ганди вспоминал: «Мое учение о мирном неповиновении началось именно тогда». Он осудил южноафриканское правительство за ограничение прав индийцев на передвижение и нарушение прав других национальных меньшинств и организовал акцию протеста, в которой участвовали 50000 борцов за свободу. Впоследствии это выступление привело к историческому биллю о реформах.

Добившись некоторых успехов в изменении южноафриканской политики, Ганди ушел от общественной деятельности и занялся активной духовной жизнью. Он основал «ашрам» — индуистскую общину молитвы и самосовершенствования.

В 1915 году, прожив 22 года в Южной Африке, Ганди оставил карьеру юриста и вернулся в Индию, где его встретили с ликованием как знаменитость благодаря успехам, которых он добился в Африке. Ганди решил посвятить жизнь улучшению положения своих соотечественников и всю оставшуюся жизнь боролся с предрассудками, жестокостью и угнетением.

Свои реформы Ганди начал с обращения к «неприкасаемым» — самой обездоленной группе индийцев, составлявшей шестую часть населения страны. «Неприкасаемые» жили в трущобах, кишащих крысами, среди гор мусора и сточных канав. Несправедливое общество заставляло «неприкасаемых» предупреждать остальные касты об их присутствии.

Несмотря на насмешки и отвержение, Ганди встал на сторону «неприкасаемых» и назвал их «детьми Божьими». В результате, самые преданные сторонники Ганди пришли в ужас. Впрочем, не только они, но и послушная жена Ганди была потрясена таким неслыханным вызовом кастовой системе. Но в ответ на критику Ганди взялся за дело, считавшееся самым унизительным для индуса — он стал чистить туалеты для «неприкасаемых». В конце концов он слился с презираемым всеми классом, сам переселившись в трущобы.

Кроме того, Ганди стал вдохновителем нескольких компаний за права других групп населения Индии, организовав протест против английской эксплуатации.

Желая ускорить развитие индийской экономики, он обратился ко всем жителям страны с призывом каждый день посвящать один час прядению хлопковой нити и, показывая пример остальным, вооружился старой деревянной прялкой.

Следующий конфликт Ганди с матушкой Англией произошел из-за… соли. Дело в том, что Британия установила большие налоги на этот продукт первой необходимости, запретив индийцам пользоваться собственной солью. В ответ Ганди организовал свой знаменитый «соляной поход» к морю. Совершив долгое 24-дневное путешествие, он, наконец, достиг берега океана. Наклонившись, он взял небольшой спекшийся ком драгоценного вещества и под восторженные возгласы собравшейся толпы поднял его вверх. Ганди предполагал, что за этим последует немедленный арест, который вызовет народное восстание: учреждения начнут забастовку, перестанут ходить поезда, экономика будет парализована.

Но ни один полицейский не посмел вмешаться, чтобы остановить Ганди. Тогда неустрашимый лидер объявил рейд на соляные разработки правительства в Дхарасане. На это полиция уже не смогла смотреть сквозь пальцы. Вот что писал корреспондент «Юнайтед Пресс» о событиях, разыгравшихся 21 мая 1930 года: «Сторонники Ганди молча приблизились к соляным копям и остановились примерно в 100 метрах от ограждения. Затем из собравшейся толпы вышла колонна пикетчиков и преодолев рвы, оказалась у колючей проволоки. Внезапно, по команде офицера на протестующих набросился отряд местной полиции, вооруженный железными прутьями и обрушил на них град ударов. Ни один из протестовавших не поднял руки, чтобы защитить себя. Туда, где я находился, доносились удары прутьев по головам — это было что-то ужасное».

Этот репортаж в «Юнайтед Пресс» всколыхнул весь мир, возмущенный жестоким обращением Англии со своей колонией, и бойня в Дхарасане открыла новую страницу в истории Индии.

Что же принесло Ганди такой успех? Дело в том, что существующие традиционные методы не могли остановить столь необычные кампании протеста. Тюрьма не пугала Ганди, и когда ему угрожало заключение, он сам просил для себя самого сурового приговора. Ведь в условиях тюрьмы он мог бы позволить себе гораздо больше, чем на свободе, — читать и предаваться размышлениям — там ему никто не мешал бы.

В общей сложности Ганди провел в тюрьмах больше шести лет. Позднее он скажет: ‘Тюрьма — это тюрьма для преступников. Для меня — это храм».

Ненасильственная форма протеста Ганди послужила примером и вдохновением в борьбе для американского чернокожего патриота Мартина Лютера Кинга. Разве можно забыть как невооруженные сторонники Кинга прошли маршем по мосту через реку Сельму в штате Алабама? Полиция встретила их дубинками, пожарными брандсбойтами и тренированными овчарками. Тогда в самый отчаянный момент схватки с полицией перед объективами телекамер Кинг приказал участникам марша встать на колени, не оказывая никакого сопротивления. В конце концов Мартину Лютеру Кингу, следуя примеру Ганди, удалось сломать хребет рассовой дискриминации в Америке.

Где же позаимствовал Ганди свой принцип ненасильственного сопротивления? Конечно же, в христианстве: ведь в молодости он изучал Новый Завет, и читая его, узнал о заповеди Христа — не отвечать злом на зло, подставлять обидчику другую щеку. Спустя годы, Ганди свидетельствовал: «Эти слова поразили меня до глубины души».

Всю свою жизнь Ганди был почитателем Христа, но, к сожалению, не стал христианином. Вместо этого он занял особую позицию относительно мировых религий, позаимствовав у каждой из них самые сокровенные и поэтические истины.

Как это ни печально, Ганди отрицал библейское учение о спасении как даре Иисуса Христа. Вот его слова: «У желающего спастись должно быть терпения не меньше, чем у человека, что сидит на берегу моря и простой соломинкой по капле хочет осушить океан».

Какой безнадежной и унылой является эта иллюстрация! Каким ярким контрастом по сравнению с его высказыванием звучит радостное обетование о спасении, заповеданное всем христианам Господом Иисусом Христом! Внимательно вслушайтесь в эти библейские слова: «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына имеет жизнь; не имеющий Сына не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» /1 Иоан. 5,11-13/.

Нет, путь к спасению ничего общего не имеет с процессом осушения океана соломинкой. Спасение — славный дар, завоеванный для нас Христом, который мы обретаем, веруя в Него. Мир с Богом приходит к нам только во Христе Иисусе, ибо только принимающий Сына имеет вечную жизнь.

Однажды в порыве тоски Ганди сказал: «Всю мою жизнь я больше всего хотел встретиться с Богом — лицом к лицу». Но Ганди шел к Богу неправильным путем. Он верил, что обездоливая себя, отказывая себе в имуществе, желаниях и привязанностях, он найдет путь ко Всевышнему. Но вот что говорит Иисус: «Я семь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»/Иоан.14,6/.

Хотя вышеприведенное утверждение может показаться нам странным, но путь ко спасению предельно прост и не требует мудрствования, ибо Иисус — единственный путь к Богу. Только в Нем — истина. Только в нем — жизнь. Ибо мы все, независимо от силы духа, уступаем всесовершенной славе Божьей. А потому прощение мы можем обрести только через жертву Христа, умершего за нас на кресте.

Ганди сопротивлялся, не принимая этой библейской истины. Он говорил: «Я принимаю Иисуса как мученика, как воплощение жертвы… но не как самого совершенного из людей. Его смерть на кресте — великий пример для всего мира, но мое сердце не принимает, что в этом заключена великая истина».

Как жаль, что Ганди видел во Христе пример для подражания, но не считал Его своим Спасителем! Следуя тем же принципам, что и Христос, он никогда не верил во спасение Христово, предпочитал верить в то, что делал сам.

Ганди строго ограничивал себя во всем, соблюдал строжайший режим. В два часа ночи он уже бодрствовал, читая индуистские писания и молясь. Он жил в крайней бедности. Все его скудное имущество умещалось в маленьком холщевом мешочке. Он всегда носил одну и ту же одежду: набедренную повязку и иногда хлопчатобумажную шаль грубой домашней работы.

Достаточно сказать, что своеобразный туалет Ганди вызвал настоящее замешательство во время его визита к королю Георгу: прибыв в Англию, он, встречаемый фанфарами и ликующими толпами поклонников, сошел по трапу парохода в набедренной повязке, ведя за собой на веревке козу. Он отказался сменить костюм даже для встречи с монархом, и когда пришедшие в ужас репортеры спросили его, не боится ли он отправиться во дворец полураздетым, Ганди, улыбаясь, ответил: «На короле будет столько одежды, что ее хватит для нас обоих».

Очевидно, многие из нас не заходят в своем самоотречении так же далеко, как Ганди, но я уверен, что мы можем у него многому научиться. Мы должны отказаться от излишней роскоши — и только для того, чтобы помогать ближним Печально, но лишения, которым подверг себя великий индиец, никому не принесли пользу, только заставили страдать членов его семьи.

Здесь необходимо кое-что объяснить. В возрасте 37 лет Ганди принял обет полного безбрачия и приказал двум своим сыновьям следовать его примеру. Когда старший из них, Харитал, захотел жениться, Ганди отказал ему в благословении. Впав в отчаяние, несчастный молодой человек стал алкоголиком и в конце концов бесславно погиб.

Ганди настаивал на том, чтобы и его ближайшие ученики тоже придерживались безбрачия — даже те, что жили счастливой семейной жизнью. Он объявил, что «постижение Бога невозможно без полного отрицания сексуальных желаний».

В стремлении к самосовершенствованию Ганди был одержим идеей о необходимости строжайшей диеты и в своей автобиографии посвятил этому целые главы, позволяя себе есть только два раза в день. Его ужин обычно состоял из двух долек грейпфрута, нескольких щепоток козьего творога и лимонного супа. Трудно представить себе, как он ел этот суп, не правда ли?

В общем, образ жизни Ганди, его жертва резко противоречат учению о самопожертвовании апостола Павла, который говорил: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благо-угодную Богу, для разумного служения вашего». /Рим.12,1/.

Нет сомнений, что главное в этом отрывке из Послания к римлянам — слова о милосердии Божьем. Ибо они свидетельствуют о том, что Божья благодать, запечатленная во Христе — основное побуждение в деле самосовершенствования. В благодарность за ваше спасение мы посвящаем свою жизнь проповеди евангельской вести среди других грешников.

Понять смысл истинного самопожертвования совсем не просто. Даже апостолу Павлу это удалось далеко не сразу, и до обращения ко Христу, он, подобно Ганди, строго ограничивал свои потребности и желания,’ стараясь тем самым найти путь к спасению. Но пройдут годы, и Павел поделится с уверовавшими филиппинцами мыслями об этом удушающем учении законников. Он расскажет им о своем чудесном обретении свободы во Христе Иисусе. Вот послушайте: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере, чтобы познать Его» /Фил.3.7-10/.

«Я хочу познать Иисуса», — говорил Павел. Подобно Ганди, апостол полностью принял учение законников и усердствовал в этом, стремясь к самосовершенствованию больше, чем того требует самопожертвование — и все ради обретения славы Божьей. Поэтому, приобретя, наконец, спасителя в лице Иисуса, он отбросил все свои прежние духовные занятия как ненужный сор. Все для него стало тщетой ради превосходства познания Христа.

Конечно же, Павел продолжал отказывать себе в греховных усладах, но делал он это только ради своего единства со Христом, ради проповеди доброй вести среди заблудших душ.

Безусловно, в деле самосовершенствования Ганди оставил далеко позади многих из нас, и если бы спасение зависело от человеческих деяний, то он, конечно же, обрел бы его. Но слава Богу, у нас есть Спаситель, хотя это вовсе не означает, что мы можем позволить себе небрежность в нашем следовании воле Божьей. Любовь и признательность должны стать основными побуждениями в служении Тому, Кто пожертвовал Собой для нашего спасения, не так ли?

Вернемся, однако, к замечательной жизни великого индуса. В борьбе за благополучие своей страны Ганди не раз объявлял голодовку, и со временем отказ от пищи стал его главным тактическим оружием.

Последняя голодовка Ганди пришлась на время кризиса, последовавшего за провозглашением Индией своей независимости. В стране вспыхнули массовые стычки между индусами и мусульманами. Сотни тысяч людей погибали в беспощадных схватках. От разыгравшейся бойни Ганди пришел в ужас. Он объявил, что начинает бессрочную голодовку — будет голодать до тех пор, пока не остановится бессмысленное кровопролитие.

На второй день голодовки у Ганди резко упало кровяное давление, началась сердечная аритмия. На третий день уже вся Индия опасалась за его жизнь. Но в конце концов стратегия Ганди принесла добрые плоды. Лидеры враждующих сторон встретились у его постели и пообещали прекратить войну. Уверенный в наступлении долгожданного мира, Ганди согласился прекратить голодовку, и после пяти дней, проведенных без еды, ветеран ненасильственного сопротивления испил несколько глотков апельсинового сока.

Подвиг Ганди стал прощальным даром его стране, потому что через несколько дней, направляясь на молитвенное служение, он встретил свою смерть. Идя между кланявшимися ему в ноги почитателями, он поровнялся с приземистым 39-летним индусом по имени Натхурам Годсе.

Неожиданно тот выпрямился и достал черный пистолет. Все три выстрела попали в цель, и смертельно раненный Ганди упал на землю. Он умер со словами: «Хай Рама» /О, Боже/.

Позже, вечером того злополучного дня к индийскому народу обратился лидер страны Неру. Дрожащим от горя голосом, он сказал потрясенным индийцам: «Из нашей жизни ушел свет — ныне повсюду тьма».

Да, трагическая смерть Махатмы Ганди означала тьму и поражение для всех его последователей. Насколько же другой смысл имеет смерть Иисуса Христа для нас, христиан! Умирая, наш Господь попрал смертью смерть, а Его воскресение из мертвых стало обетованием вечной жизни для всякого верующего в Него.

Да, наша уверенность в спасении основана на уникальности и неповторимости жизни Иисуса. Наша вера, наше исцеление, наша сила — все исходит от Него. Поэтому свежий взгляд на Того, Кто нас спас, всегда полезен. Так давайте же посмотрим на Христа под другим углом зрения — как бы со стороны.