Взгляд на Иисуса со стороны христиан и последователей других религий

Большинство из нас с детства слышат об Иисусе. О Нем много говорят, особенно на Пасху и Рождество. Каждый, кто родился и вырос в одной из так называемых «христианских стран», обязательно что-нибудь слышал о младенце в яслях, о великом Учителе, о Человеке на кресте.

Яблочный пирог, материнская ласка, звездно-полосатый флаг и…Иисус. Во всем этом — ощущение родины, что-то слившееся воедино для большинства американцев. Образ Христа давно стал неотъемлемой частью Великого Американского Пути. Повсюду, от побережья до побережья, в небо устремлены острые шпили церквей. Библию почитают везде как великую святыню. Американцы верят, что Иисус смотрит с небес на их изобильную страну и радостно улыбается.

Известно, что христианство оказало огромное влияние на всю западную культуру, в том числе и на американскую. И нас это не может не радовать. Но вписываясь в картину современного американского образа жизни, образ Христа порой утрачивает глубину и, как бы утрачивает реальные очертания, сливается с общечеловеческими нравственными ценностями и традициями.

Страшно подумать, но Иисус для многих из нас стал едва ли не принадлежностью быта, чем-то таким, что приятно всегда иметь под рукой — вроде счастливого амулета.

Повсюду в Америке продается масса эдаких христианских талисманов: Иисус — куколка в колыбельке с люминисцентным нимбом, светящимся в темноте за 31 доллар 50 центов, Иисус на бамперных наклейках /стоит подешевле/, Иисус на майках и свитерах.

Не стану отрицать: талисман для человека — маленькое сокровище. Но, согласитесь, есть в этом нечто такое, что делает лик Господень тривиальным элементом повседневности.

А это очень плохо. Ведь получая подобные безделушки, мы лишаемся главного: Слово Господне превращается в банальные лозунги, дело и труд Его жизни упрощается на потребу обывательским вкусам.

Да, такой Христос идеально вписывается в потребительскую психологию. Мы получаем Слово Божье, предварительно разбавленное сладенькой водичкой, подлаженное под наши верования и удобные привычки. Иисус где-то рядом, Его так приятно иметь под рукой.

Вот покупатель заходит в магазин, где торгуют христианской литературой. Его взгляд бессмысленно скользит по книжным полкам, не задерживаясь ни на одной из книг. Через несколько минут владелец магазина подходит к нему и спрашивает: может быть, вам помочь? «Простите, — отвечает покупатель, — я только что из больницы. Мне сказали, что у моей матери рак, и она скоро умрет. Я бы хотел купить Библию».

Владелец магазина спрашивает: «Пожалуйста, а какое именно издание нужно вашей матери?»

«Да, — говорит молодой человек, — какое-нибудь не очень религиозное».

Представляете? Молодому человеку нужна не очень религиозная Библия! Будто Библия — это что-то вроде спиртного: бывает покрепче, бывает послабее. Наш знакомый искал какой-то особый — успокаивающий вариант. Чтобы не слишком, видите ли, обязывал.

Стыдно, но именно так многие американцы смотрят на Иисуса. Сын Божий — красивый талисман. С Ним хорошо и приятно. Его Слово — отличный лозунг: прочтешь — сразу в глаза бросается. Только вот ни к чему не обязывающий.

Христос везде вокруг нас. Он где-то рядом такой близкий, знакомый. И все же для многих Он остается чем-то неясным и неопределенным. Так, может, быть настало время остановиться и присмотреться к Нему повнимательнее? Может быть мы, сидя в удобных креслах, упускаем из виду что-нибудь очень важное, наивно полагая, что Иисус — это как раз то самое, к чему мы привыкли?

Давайте-ка посмотрим на Христа другими глазами, как бы со стороны, глазами людей, выросших в культурной среде, заметно отличающейся от нашей, глазами людей, кому Христос совершенно незнаком. Уверен, что их встречи с Иисусом смогут преподать нам хороший урок.

Для начала отправимся в мусульманский Пакистан, страну возвышающихся минаретов, страну женщин, носящих паранджу, страну серьезных с виду святых мужей. Исповедание ислама — неотъемлемая часть пакистанской этнической среды. Там из мусульманских мечетей то и дело раздаются мелодичные призывы к молитве. Эти звуки мне приходилось слышать много раз, и всегда, когда бы они ни раздались, правоверные падают ниц в знак покорности воле Аллаха. Пять раз в день они останавливаются и молятся, повернувшись лицом к Мекке. Ежегодно тысячи мусульманских паломников отправляются в этот далекий город, чтобы поклониться святыням ислама. Пакистанцы также рьяно почитают пророка Мохаммеда и его книгу Коран.

Белькис Шейх жила в этом мире. Она была гордой и знатной мусульманкой, вдовой пакистанского министра внутренних дел. У Белькис было все: огромное состояние, роскошный дом, окруженный великолепными садами, слуги, сын, которого она обожала. От одного страдала вдова — ее духовные потребности были не удовлетворены. Читая Коран, она стала замечать, как много в нем ссылок на еврейские Писания, появившиеся на свет намного раньше священной книги мусульман. Поэтому Белькис решила тайно достать Библию. Кто знает, а вдруг удастся найти в ней ответы на те вопросы, что давно не дают покоя?

Читая вечную Книгу, Белькис заинтересовалась Посланием к римлянам, особенно ее поразили слова: «Конец закона — Христос к праведности всякого верующего». /Рим.10,4/.

«Как мог Христос быть концом борьбы?» — думала Белькис, а сама читала дальше: «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим верить, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» /Рим.10,9/.

Белькис покачала головой. Мусульман учили, что Христос не только не умирал на кресте, но и не воскресал из мертвых. «Почему же Коран и Библия так противоречат друг другу? — думала она. — С самого детства меня учили, что всякий, чтущий имя Аллаха, будет спасен. Выходит: если веруешь, что Христос это Аллах, значит, Он Бог. Очень странно…»

Но Белькис не могла оторваться от чтения Библии. Она была очарована рассказами евангелистов об Иисусе. Особенно запомнился ей эпизод, когда к Нему привели блудницу. Белькис трепетала — ведь она знала, какая участь ждала эту женщину. Моральные законы древнего Ближнего Востока не очень отличались от пакистанских, где по традиции мужчины могут жестоко наказывать неверных жен. Белькис мысленно видела виновную, стоявшую объятой страхом перед своими обвинителями. Она знала, что если бы среди них были ее братья, то и те не пощадили бы ее, побив камнями.

Но вот слышатся слова Иисуса: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» /Иоан. 8.7/ Белькис изумлена: вместо того, чтобы стать свидетелем казни, пророк заставляет обвинителей осужденной признать свои собственные грехи. Она чувствует, что вызов, брошенный пророком, совершенно логичен и справедлив. Этот человек сказал истину.

Вскоре Белькис познакомилась с христианской миссионеркой миссис Митчелл и как-то спросила у нее: «Миссис Митчелл, что вы знаете о Боге?»

Миссионерка на мгновение задумалась, а потом сказала: «Боюсь, что многого не знаю о Боге, но я знаю Его».

«Какой интересный ответ, — подумала Белькис, — разве может кто-нибудь знать Бога?»

Она попросила миссис Митчелл пояснить эти слова и услышала в ответ: «Я знаю Иисуса».

Вскоре после этого Белькис пришлось отдать своего сына на лечение в христианский госпиталь в городе Равалпинди. Там она встретилась с врачом христианином и заговорила с ним о своем открытии: «Я должна найти Бога, но мне не все понятно в вашей вере. Ведь ваш Бог… так похож на человека», сказала она.

Выслушав ее, врач ответил: «Понять наше отношение к Богу можно только так: молитесь Тому, Кого вы ищите, говорите с Ним так, словно Он ваш друг». Белькис улыбнулась. С равным успехом можно было поговорить с Тадж Махалом, но доктор наклонился к ней и тихо сказал: «Говорите с Ним как с Отцом».

Эти слова изумили Белькис. В них одновременно звучал и страх и покой. Будучи мусульманкой, она никогда не думала о Боге как об Отце. Ведь Аллах был такой далекий.

Но прошло время и Белькис постепенно научилась говорить с Богом как с Отцом. Она больше узнала об Иисусе, открывшем к Нему путь. И, наконец, приняла Христа как своего Спасителя. Произошло чудом: знатная мусульманка открыла для себя и любовь, и покой, и мир, став дочерью Небесного Отца.

Многие религии дают достаточно подробный «портрет» Бога. Многие пророки говорят, что ясно видят Его и могут точно описать. Но только один Иисус открыл для нас Бога как нашего Отца. При этом Христос не стоит на вершине горы и не зовет нас подняться к Богу. Он здесь, рядом, каждый день делит с нами наши радости и печали. Произошло воплощение Бога — Бог принял облик человека. Этому и учит нас Евангелие. Оно говорит, что Бог всегда и повсюду с нами, что Он заботливый и любящий Отец.

Иисус приблизил нас к Богу. Откройте Новый Завет и посмотрите, как Он касается прокаженных, утешает вдову, прощает блудницу, исцеляет больных, ободряет Своих скорбящих учеников. Нет, Он — не далекое, непостижимое Божество. Бог с нами рядом, близкий и дорогой, как Отец.

А теперь давайте посмотрим на Христа глазами индийского брамина. Этот портрет очень интересен, ведь Индия всегда была страной, чтущей Бога, где повсюду можно встретить людей, совершающих паломничество в мир Бесконечности — от одиноких богомольцев, погруженных в размышления над священными индуистскими писаниями, до огромных толп верующих, ищущих смысл жизни в молитвенном общении со своими бесчисленными божествами.

По сей день Индия — в основном индуистская страна, где брамины занимают высшую ступень в социальной лестнице общества, составляя привилегированную касту священнослужителей. С незапамятных времен они, по традиции, остаются духовными учителями. Сейчас брамины — элита, культурные наставники своего народа.

Рамон Умашанкар — по рождению брамин. С раннего возраста служители учили его, что он — божество, и, осознав свою божественность, он должен заниматься йогой и медитацией. Но уже будучи подростком, Рамон начал рассуждать, может ли он найти Бога среди всевозможных идолов, которым поклоняются верующие в индуистских храмах.

Вскоре Рамон переехал в Соединенные Штаты, где начал изучать Библию и учение Христа. Он и раньше относился к Иисусу с большим уважением за кротость и скромность, но теперь оказалось, что этот равви называл Себя Сыном Божьим. Молодой человек почувствовал, что христианам открыт мир, который был ему неведом во все эти годы, проведенные в медитациях. Но несмотря на это, он продолжал искать Истину в индуистской религии.

И вот однажды, посмотрев фильм о жизни Христа, Рамон неожиданно для себя понял, что Иисус, как и любой человек, тоже испытывал страдания и страх. «Это очень странно, — рассуждал Рамон, — ведь Иисус мог воспользоваться Своей сверхъестественной силой, чтобы избежать распятия. Почему Он не воспротивился этой ужасной казни? Зачем Он принял такое страшное испытание и умер на кресте? Неужели ради грешниц и грешников?»

Мысли эти не давали покоя молодому человеку. Он продолжал думать о Христе, о Его смерти — и вскоре ему открылась огромная любовь Сына Божьего к людям. Решив отказаться от вожделенного звания брамина, Рамон понял, что должен посвятить свою жизнь Иисусу. Он полностью уверовал в Его учение и вскоре, рассуждая о жертвенной любви Христа, говорил: «По сравнению с ней все остальное -ненужный хлам, ибо только об Иисусе могли быть сказаны такие слова: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» /Фил.2,8/.

Во многих религиях мы находим красивые слова о любви. Но только одна личность сумела явить ее человечеству во всей глубине, высоте и широте. Люди выдумали разных богов, и все они дружно что-то обещают тем, кто в них верит. Но только один Бог доказал Свою любовь к людям, отдав за них Свою жизнь. А потому среди всех религиозных памятников и символов мира крест занимает совершенно особое место. Он неповторим и не имеет подобия. Всемогущий и святой Бог умер на нем смертью грешника, чтобы искупить недостойных людей. Задумайтесь об этом, и вы поймете, почему выбор молодого индийского брамина не мог быть иным. Ведь его сердце наполнила превосходящая всякое разумение любовь Христова.

А теперь из храмов Индии отправимся на крышу мира, в горный Тибет. Здесь, среди покрытых льдами огромных гор и уютных равнин, живет народ с вековыми религиозными традициями. Тибетцы верят в Будду. Они вращают молитвенные колеса и участвуют в церемониальных перевоплощениях в мире, преследуемом демонами и освящаемом святыми, которых буддисты называют ламами.

Несколько лет назад молодой тибетский лама по имени Чекуб решил отправиться в особое путешествие. Пешком юноша дошел до священного фигового дерева, где, по преданиям, Будду осенило прозрение. Глубоко поразмышляв в тени этого дерева, он закончил поиски.

Нужно заметить, что Чекуб все время испытывал смущение от того, что он зарабатывает на жизнь молитвами, которые должны приносить людям удачу и счастье. Поэтому он очень надеялся, что около священного дерева его тоже посетит озарение, которое разом разрешит все проблемы.

Но присоединившись к остальным паломникам, пришедшим поклониться святыне, Чекуб понял, что это учение, родившееся здесь, никогда не принесет ему душевного мира. Ведь во время путешествия он многое узнал о человеческой природе. Ему пришлось встретиться и с болью и с горем. Но где же истинная святость и высшее проявление духа? Эти вещи по-прежнему таинственно ускользали от молодого ламы.

Чекуб мысленно возвращался к книге, которую однажды подарил ему заезжий миссионер. В ней говорилось о совершенном человеке по имени Иисус, который всю Свою жизнь посвятил добру и помощи людям. Чекуб вспомнил, в какое изумление повергла его эта книга, когда он прочел ее впервые. Потом перечитывал еще несколько раз, но, к своему несчастью, где-то ее потерял. Однако ламу не покидали мысли о том, что Иисус смог бы понять его и дать ответы на все вопросы.

Вернувшись домой, Чекуб познакомился с другим молодым ламой по имени Лобсанг, который часто посещал собрания христиан. Благодаря этому Лобсанг кое-что знал о христианском учении. Однажды он восторженно сказал Чекубу: «У христиан нет демонов, потому что Христос их победил».

Познакомившись с христианами, Чекуб удивился тому, как это учение влияет на людей. Он заметил, что христианские миссионеры обладают очень ценными качествами: скромностью и необыкновенной кротостью, этого были начисто лишены все великие ламы, учившие его.

В конце концов Чекуб пришел к выводу, что только во Христе возможно избавление от грехов и новое рождение души. Он стал христианином.

Узнав о новой вере Чекуба, другой лама грубо накричал на него: «Посмотри на себя! Раньше ты был уважаемым всеми священником, а теперь ты похож на кули. Ты низший из низших!»

На это Чекуб возразил, что наконец-то он открыл для себя истину и теперь знает свое назначение. «Очищенные кровью Христа, — сказал он, — будут находиться в присутствии Бога».

Чекуб стал молиться об избавлении от пьянства и других вредных привычек и вскоре обнаружил, что он свободен -старые оковы, терзавшие его столько лет, пали и рассыпались, словно прах. «Воистину, во Христе великая сила», -думал Чекуб, испытывая огромное чувство полного обновления. Он, в конце концов, понял смысл слов апостола Павла: «Безмерно величие Его в нас, верующих» /Ефес.1,19/.

Пришло время, и бывший лама стал одним из самых любимых христианских проповедников Тибета.

Несколько лет спустя Чекуб встретился с пожилым индусом, который стал рассказывать ему о четырех циклах жизни. «В четвертом цикле, — говорил старик, занимаются медитацией и ищут путь в вечную жизнь».

На это Чекуб ответил: «Я ее уже приобрел», — и начал объяснять, как ему это удалось. Но индус прервал Чекуба и сказал: «Не проповедуй мне свою религию. У нас, индусов, есть своя прекрасная религия. Она истинно индийская».

Тогда Чекуб задал старику вопрос, от которого тот потерял дар речи: «А может ли она спасти вас от власти греха?»

Хороший вопрос, не правда ли, друзья? Ведь почти все религии учат о нравственности и почти все они указывают путь к праведной жизни. Только этого мало. Потому что нам необходимо не только знать, в чем состоит праведность, но более всего нам нужна сила, способная противостоять греху, сила, помогающая праведно жить.

И Чекуб открыл для себя, что только Христос дает ее человеку. А доказательством тому стала его собственная жизнь. Он и тысячи других, обращенных в христианскую веру, — живое свидетельство всеобъемлющего, всепреобразующего могущества Христа.

Надеюсь, друзья, что теперь-то вы увидели Христа в несколько ином свете глазами людей, смотрящих со стороны. Как Он прекрасен! Как несравним!

Его воплощение не имеет аналога! Только Он, Христос делает всемогущего Бога таким близким человеку. Его смерть на кресте за наши грехи свидетельствует о’ Его безграничной любви к нам. Его жизнь беспримерна. Только Он дает нам силу для борьбы с грехом.

А вы открыли для себя такого Христа? Или Он для вас все так же где-то вдалеке, на втором плане вашей жизни? Все так же всегда рядом, к Кому вы давно привыкли?

Послушайте: Христос — уникален! И он требует уникальной преданности и посвящения. Ведь Он отдал все ради того, чтобы завоевать наши сердца. Он опустошил Себя, чтобы нас наполнить. Поэтому и мы должны отдать Ему все, должны вверить Ему наши жизни. Мы должны принять Его как нашего Господа и Спасителя.

Готовы ли вы сделать это прямо сейчас? Христос ждет. Он хочет стать нам ближе, хочет отдать нам Свою любовь, хочет наделить нас силой для борьбы с грехом. Все зависит только от нас. Так давайте же сделаем выбор. И чем скорее, тем лучше!