Развязывая узел

Далеко не все проблемы вызывают у христиан столь горячие споры, как вопрос о разводе и повторном браке. У большинства из нас давно сложились твердые убеждения. Мы знаем, что хорошо и что плохо, что противоречит Библии, а что нет. Доведисъ нам участвовать в подобном обсуждении, мы скорее всего услышали бы следующий разговор …

Уильям: Но «полная несовместимость» — еще не повод для развода и понимают ее все показному.

Сантия: О’ кэй, а что если муж постоянно оскорбляет жену ? Что делать ей?

Роберт: Хороший вопрос.

Генри: И все-таки Писание допускает развод между верующими супругами, но только при одном условии — в случае измены.

Элис: Между прочим, оскорбления ничуть не лучше.

Уильям: Выходит, мы опять вернулись к вопросу о несовместимости? Что делать, если люди, живя вместе, не умеют ладить?

Сантия: Нет, я думаю, что на серьезные моральные проблемы нужно смотреть в совершенно ином свете.

Роберт: Главное здесь — страдание. Что нужно делать, чтобы в отношениях между людьми его не было?

Генри: Мне кажется, что главное — быть верным библейским принципам.

Элис: И особенно одному из них — принципу о примирении и прощении.

Как видите, один только разговор о разводе и повторном браке нередко ставит людей в затруднительное положение. Это — животрепещущая тема, из которой вытекает множество сложных вопросов и запутаннейших проблем. Ведь расторжение брака — это не простое дело. Две жизни, связанные между собой теснейшим образом, трудно отделить друг от друга; некогда цельная ткань рвется, оставляя по краям неровную бахрому.

А во многих случаях кажется, что подходящего ответа нет, и распадающейся паре любой выбор видится неприемлемым, и, таким образом, жизнь представляется сплошным частоколом неудач.

В этой главе я попытаюсь дать решение нескольких проблем, связанных с разводом и повторным браком. Сразу же оговорюсь: у меня нет готовых рецептов, но я верю и знаю: в Библии изложены очень важные принципы, принципы, которые помогут нам найти самый простой путь для разрешения столь болезненных вопросов.

Возьмем три случая и попытаемся каждый из них рассмотреть в свете Священного Писания. Имена героев вымышленные, но истории, которые вы сейчас прочтете, подлинные.

Итак, вот что рассказал о своей жизни молодой человек по имени Гарольд.

Гарольд: Мне 33 года, я женат уже девять лет, но с женой ладим плохо, постоянно ссоримся. Дело дошло до того, что мы живем с ней в разных комнатах.

Я уверовал в Иисуса полтора года назад, жена — семь. Мы оба христиане, но нельзя сказать, что мы настоящие христиане — у нас слишком много человеческих слабостей. У меня плохой характер, я сознаю это. Я часто молился Богу, чтобы Он помог мне найти правильное решение, но сейчас, кажется, единственный выход — развод. Ведь мы живем отдельно в одном и том же доме уже целых три года. Я больше так не могу.

Что сказать такому человеку, как Гарольд? Что посоветовать ему? Чем помочь? В самом ли деле развод — единственное разрешение этой проблемы?

Давайте посмотрим на супружество глазами Всевышнего. Читая Библию, мы находим, что брак — это Божье установление, ибо Бог поселил Адама и Еву в саду Едемском, заповедав Адаму «прилепиться (т.е. присоединиться) к жене своей» и быть с нею «одной плотью» (Быт. 2,24). Иисус, касаясь темы о брачном союзе, сказал:

‘Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19,6).

Как видим, супружество — не просто человеческий выбор. Господь хочет, чтобы муж и жена относились к нему, как к божественному учреждению, и они не имеют права его расторгать, если жить им почему-то стало не совсем приятно. Мы не можем по своей воле разрушать то, что сочетал Бог.

Итак, что нужно делать, если брачный союз все-таки начинает распадаться? Что бы мы ни делали и какой бы трудный вопрос ни решали, нам надлежит помнить о том, что Бог может сделать для нас. Обратимся ко Второму посланию к коринфянам. В нем ап. Павел говорит, как Христос Своей божественной силой способен обновить все для верующих в Него. Внимательно прочтите эти слова:

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения» (2 Кор. 5,18).

Бог примирил нас с Собой. Он разрушил все, что разделяло нас с Ним, проложив прямой путь среди массы человеческих грехов. И Бог просит совершить нас нечто подобное. Он дает нам «служение примирения» — служение, которое разрушает любые барьеры, преодолевает вражду, злобу и соединяет нас воедино во Христе.

Следовательно, это служение должно охватывать и нашего супруга — самого близкого нам человека. Бог просит нас, ради нас самих, совершить в нашей жизни примирение.

Вернемся к рассказу Гарольда. Очевидно, он и Ванда, жена его, недостаточно заботились о своих отношениях, и они как-то постепенно стали ухудшаться. Со временем дело дошло до того, что супруги почти перестали общаться и их пути жизни разошлись.

Что же теперь делать несчастным супругам? Как найти выход? И есть ли он? Я уверен, что есть. Гарольд и Ванда должны обратиться к Богу. Они должны просить у Него помощи и настойчиво стремиться к примирению. Ведь оба они — верующие, и следовательно, оба способны черпать силы из Божественного источника, оба могут молиться, оба могут обратиться к созидающему Слову Божьему, оба могут прибегнуть ко всемогущей силе Святого Духа. Весьма трагично, если эти средства не будут применены для восстановления полного единства между мужем и женой.

Думается, что в этом главное, ключевое разрешение проблемы Ванды и Гарольда. Бог силен сохранить любой брак. И если оба супруга хотят того, Он может преодолеть любые преграды. Поэтому я советую тем парам, чей союз пошатнулся, поступайте так: покажите друг друг, что вы готовы к примирению, регулярно молитесь и изучайте Библию вместе. Что бы вы ни делали, помните, что если двое хотят того, Бог в состоянии сохранить их союз.

А теперь перейдем к следующему случаю, о котором рассказала мне женщина по имени Нэнси.

Нэнси: Мне нужна помощь. Я замужем за проповедником, но боюсь, что мой муж — не тот человек, за которого себя выдает. Он очень жесток по отношению ко мне и детям. У меня их девять, шестеро — от предыдущего брака.

Муж меня бьет. Он бил меня даже тогда, когда я была беременна. Каждую неделю он проповедует в церкви, и люди уважают его, но дома он настоящий зверь.

Я чувствую себя так, словно оказалась в ловушке. Однажды я сказала ему, что уйду от него. Он очень разозлился и сказал, что убьет меня. Иногда мне кажется: положение мое настолько безвыходное, что мне лучше покончить с собой.

Как это ни трагично, Нэнси не одинока в своем горе. Сегодня очень много женщин страдает от жестокости своих мужей. Другие мучаются от того, что живут с таким человеком, который им постоянно изменяет. Причем, неприятности эти часто повторяются, словно в заколдованном круге. Муж в очередной раз избивает жену или изменяет ей. Затем вскоре он раскаивается и просит прощения. Жена прощает. Но проходит время, случившееся забывается, и все повторяется снова. И так — из года в год. Жена несчастна, дети постоянно травмируются.

Так что же делать Нэнси? Очевидно, что в ее случае мы имеем дело с ситуацией, когда один из супругов сознательно разрушает семью. Имеет ли силу Божья заповедь о примирении и в этом случае?

Обратимся к учению Иисуса Христа. В Евангелии от Матфея мы найдем выражение, которое обычно трактуют как совет Христа, применяемый в тех случаях, когда члены церкви ссорятся между собой. Мне же кажется, что эти слова вполне подходят и для того, чтобы решить проблему несчастной Нэнси.

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Матф. 18,15-17).

Итак, Иисус предлагает нам три этапа решения серьезной моральной проблемы. Сначала — прямой, личный разговор: жена должна ясно и без обиняков сказать мужу, что считает его поведение неправильным и недопустимым в семье, и он обязан его изменить.

Нэнси должна дать понять своему мужу, что она больше не собирается терпеть его оскорбления или измены и что в следующий раз, если все повторится сначала, простым извинением он уже не отделается. Он должен хорошенько подумать и пересмотреть свое поведение.

Если муж согласен — прекрасно. Значит осуществить Божий план примирения еще возможно. Если же нет, то жена должна прибегнуть к помощи «двух или трех свидетелей». Нэнси, к примеру очень нуждается в помощи пастора или советника, способного понять ее и войти в ее положение. Заручившись такой поддержкой, Нэнси снова может объясниться с мужем.

«Свидетели», о которых говорил Иисус, не должны быть суровыми обвинителями. Напротив, проявляя деликатность и такт, они должны вникнуть в суть семейной проблемы и с Божьей помощью постараться убедить супруга в необходимости раскаяния. Такое ненавязчивое участие поможет ему ощутить всю греховность своего поведения в семье, о котором так долго не знали окружающие. Однако многие жены, заботясь о репутации семьи, долго не решаются на такой шаг: они боятся скомпрометировать мужа, опасаются, что пострадает его репутация в обществе, и не сознают, какая опасность подстерегает их, если грех и дальше будет вести свою разрушительную работу. Со временем, когда о поведении мужа, наконец, узнают все, может быть уже слишком поздно. Помните, что вечная судьба близкого человека в ваших руках, постарайтесь сделать все возможное и, если разговор с мужем наедине не помогает, не медлите, сделайте второй шаг!

Нет сомнения, что многие мужья откликнутся на призыв друзей жены, решительно изменят свое поведение и Божий путь примирения осуществится в этих семьях.

Если же участие «свидетелей» не помогает, остается последнее: Иисус советовал нам: «Скажи церкви». Уточним, что этот совет Христа вовсе не подразумевает необходимости какого-то публичного заявления, а скорее всего основан на необходимости признания авторитета церкви. Муж отверг доводы «двух или трех свидетелей», но он вполне может прислушаться к голосу церкви, ее служителей. Церковь должна объяснить ему, что он как часть тела Христова не имеет права вести себя подобным образом, что его жестокость по отношению к семье и измена жене не могут более продолжаться.

И теперь еще не все потеряно, и на раскаявшегося еще может пролиться свет Божий. Но если и этот шаг окажется тщетным, и Божий план примирения не сможет совершиться, то возникает та ситуация, в которой, как мне кажется, и обретают силу слова Христа об измене, и жена вправе развестись со своим мужем. В случае с Нэнси виновник семейной драмы — муж. Но порой такую же неблаговидную роль может играть и жена.

Откроем Новый Завет. В 19 главе Евангелия от Матфея мы прочтем слова Иисуса о неверной жене:

«Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф. 19,9).

В этом стихе Иисус говорит, что единственно законной причиной для развода может быть только «прелюбодеяние». Однако следует помнить, что Христос только позволяет развод, но совсем не утверждает, что обманутый муж именно так и должен поступить. Не нужно спешить с разводом, узнав о неверности супруга. Лучше сделать попытку примирения, которая по-прежнему остается Божьим планом, предпринять заповеданные Христом три шага. Развод становится вполне законным, когда один из супругов совершенно глух к доводам другого.

Обратимся еще к одному случаю. Вот что рассказала женщина по имени Маргарет.

Маргарет: Долгие годы я жила без Бога, в основном, потому что винила Его в смерти моих родителей. Я была замужем, потом развелась, а недавно снова вышла замуж. Я вновь обрела Христа и теперь хочу свою жизнь посвятить Ему. Я глубоко раскаиваюсь, что не смогла выполнить клятву, которую дала Богу, когда выходила замуж впервые.

Недавно моя подруга-христианка сказала, что я должна помириться с моим первым мужем или жить одна, потому что, согласно Божьему определению, по ее словам, я по-прежнему его жена, и что человек не вправе разрушать то, что соединил Господь. И ко всему она утверждала, что я прелюбодействую, потому что снова вышла замуж.

С тех пор я потеряла покой. Неужели я должна оставить второго мужа, чтобы не жить во грехе?

Поднятый Маргарет вопрос о повторном браке очень важен. Обычно его обсуждение бывает особенно сложным и запутанным, поскольку число действующих лиц увеличивается. Но давайте постараемся развязать и этот узел. Обратимся опять к Писанию.

Во-первых, мы должны помнить, что Бог во всех обстоятельствах советует нам искать примирения. И если брак разрушается по причине наших опрометчивых действий, мы обязаны это сделать. Мы должны сделать все возможное, чтобы залечить душевные раны и, если это возможно, восстановить разрушенную семью.

Но что делать в тех случаях, когда примирение уже невозможно? Как поступить, если у нас появились новые обязательства, как это произошло с Маргарет? Должно ли будущее человека быть зависимым от прошлых ошибок?

Думаю, что в данном случае вступает в силу другой библейский закон, отражающий сущность Божьего прощения. Вспомним, как пророк Михей предсказал такое время, когда Израиль будет прощен Богом, который ввергнет «в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7,19).

Прощая нас, Бог удаляет наши грехи и удаляет окончательно и навсегда, освобождая нас от порочного прошлого. «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю». Послушайте эти удивительные слова ап. Павла из Второго послания к коринфянам: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5,17).

Таким образом, Бог не хочет, чтобы мы были, так сказать, заложниками нашего прошлого. Он хочет, чтобы мы обрели новую жизнь во Христе.

Поэтому, если примирение еще возможно, постарайтесь достичь его всеми средствами. Если же вы упустили время, и вам кажется, что уже слишком поздно, все равно не отчаивайтесь — идите вперед, зная, что Божье прощение избавило вас от греха.

Христиане, как правило, готовы простить и забыть любые обиды. Все… кроме развода. Мы затаиваем обиду на виновника нашего несчастья, несмотря на то, что он давно раскаялся и уже прощен Богом. Такое отношение к согрешившему противоречит Библии.

Вспомним трагедию Давида и Вирсавии. Трудно представить себе более печальное начало семейной жизни, ведь новым супругам всю оставшуюся жизнь предстояло провести под бременем угрызений совести.

И все же Бог, глубоко опечаленный и недовольный тем, что сделал Давид, не стал разрушать его союз с Вирсавией. Почему? Потому что согрешившие искренне раскаялись. В 50-м псалме Давида вы найдете слова, свидетельствующие о том, что царь просил Бога о прощении. Бог простил его, простил полностью. Ведь прощая грешника, Он не останавливается на половине пути, но «ввергает грехи в морскую пучину».

Да, часто бывает, что примирение с бывшим супругом уже невозможно. Но Давид и Вирсавия обрели новое начало. Заслужили ли они его? Нет! Чиста ли была их совесть? Нет! Но Бог их простил — и этого было достаточно!

Как ни радоваться всепрощающей любви Господа, Его не знающему границ великодушию! За это я славлю Бога, возношу хвалу за мое возрождение во Христе. Надеюсь, что и вы разделяете мои чувства. Так давайте же будем помнить, что наш Господь — Бог примирения и Бог прощения. Эти два великих качества позволяют вам развязать любые узы, включающие в ваших отношениях развод и повторный брак. Веруйте, что Бог может примирить самых непримиримых врагов. Веруйте, что в Его власти навсегда освободить вас от греховного прошлого.