Не простое дело — брак

Когда-то давным-давно в Южных штатах существовал довольно странный обычай для рабов, желающих вступить в брак. Будущих супругов просили взяться за руки и три раза перепрыгнуть через метлу. Затем хозяин говорил им следующее: «Объявляю вас мужем и женой, пока смерть не разлучит вас».

Сегодня мы в недоумении пожимаем плечами при мысли, что заключение брака может происходить таким весьма странным образом. Но позвольте спросить вас, что же сказать тогда о расторжении браков, которые вот уже много лет осуществляются под стук специального молотка? Так что же лучше? И разве развод — это выход из положения? Может быть, легче просто хлопнуть дверью и таким образом выйти из неприятной ситуации?

Ведь есть что-то священное в том моменте, когда два прежде незнакомых человека, внезапно в непреодолимом влечении потянувшихся друг к другу, решают быть вместе, так что отныне ни время, ни пространство не разлучат их.

Когда мужчина видит воплощение красоты и чистоты в одной женщине, которую жаждала его душа, а женщина находит в одном мужчине любовь и олицетворение всего, к чему она так бессознательно стремилась, то можно сказать, что их брак основан на прочном фундаменте для долгих лет счастья.

Этот священный момент утвержден незабвенными словами Того, кто сотворил нас: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает»/Матф.19,6/.

Бесчисленные, сияющие от счастья пары предыдущих, поколений подряд, как эхо, повторяли за служителем: «Доколе смерть не разлучит нас». А раз сказано, то надо сдержать обещание. Но легко ли сдержать его в мире, где само понятие нравственности не более как некий научный термин, объяснение которому надо искать в специальных изданиях? И легко ли сдержать его в обществе, где возводимые моралью постройки дают трещины? И легко ли сдержать его в наш материалистический век, который не отличает счастья от материального благополучия?

Нет. В нашем мире брак — это нелегкая вещь.

К сожалению, это столь совершенное учреждение, данное нам Богом, настолько часто обесценивается и втаптывается в грязь, что оно становится весьма мало похожим на то, что Господь хотел заповедать нам. Святые брачные узы слишком часто превращаются в ненавистные оковы.

Множество супружеских пар — и число им легион — мечутся в отчаянных попытках спасти свой брак. Некоторые вполне искренне не понимают и не знают, отчего их надежды потерпели такой полный крах. Другие мучительно осознают, что только их собственные недостатки являются причиной разрыва.

В результате развод принимает какие-то фантастические размеры. Явно кое-кому хочется провозгласить: «Да, брак — это просто перчатка: захотел — надел, захотел -снял». А если она чем-то разонравилась вам, то можно ее и вовсе выбросить.

Брачный союз стал своего рода покровом, который общество благословило и санкционировало, но с тем условием, чтобы всегда быть уверенным, что его можно, когда только пожелаешь, сбросить. Некий довольно видный общественный деятель перепархивал от одной спутницы жизни к другой так часто, что газетный фельетонист порекомендовал ему сшить свадебный костюм, который не мялся бы и не изнашивался.

Другой молодой человек хвастал перед свадьбой: «Если это дело не выгорит, я сэкономлю на подоходном налоге, чтобы развестись в следующем году».

Бог не хотел того, чтобы эти священные отношения можно было так легко взять на себя, а потом сбросить. К. Меннингер, известный психиатр, предсказывает нам, что в недалеком будущем каждую семью в Северной Америке коснется эта бракоразводная история.

О. Хаксли в своей книге «Храбрый новый мир» доводит это до гротеска. Он говорит, что если современный темп разводов будет так же стремительно расти, то «через несколько лет, вне всякого сомнения, брачные свидетельства будут продаваться, как собачьи удостоверения со сроком годности 12 месяцев, с полным правом смены псов и владения сразу несколькими».

Для спаниеля, конечно, это нормально. Но не для мужчины и женщины, сотворенных по образу и подобию Божьему.

Ни к чему не обязывающие браки, легкие разводы и разоренные очаги — что это, как не обильная жатва горьких слез и разбитых сердец. Хуже того, мучительные раны, затаенное чувство обиды, горечь и ненависть отравляют источники жизни и накликают болезни или даже смерть.

Есть ли универсальный ответ на все эти терзающие людей вопросы? К кому тут обратиться?

Некоторые находят ответы в популярной психологии и кому-то это даже помогает. Но психология без Христа имеет свои недостатки. Как-то мне пришлось разговаривать с очень достойными людьми, которых мучили их личные и, как им казалось, неразрешимые трудности. А ведь это были острейшие умы, сами они весьма поднаторели в искусстве давать наилучшие советы и вразумлять, как жить. Они могли ответить на любой вопрос. Но на поверку оказалось, что все советы, совершенно не ориентированные на Божью благодать и силу, абсолютно не годились для их собственных нужд. Единственное, что могло бы помочь этим людям выпутаться из клубка горьких противоречий, — это углубление в собственную душу, смирение и отказ от бессмысленной борьбы, и притом чтобы и сердцевиной, и силой стал Крест Христов.

Христос в вашем доме — вот что должно быть идеалом. Но несмотря на волну религиозного интереса, мы до сих пор снимаем урожай целого поколения, выросшего на нравственном безразличии и свободного от всякой сдержанности и каких бы то ни было табу. Ибо, как нам обычно говорят, табу подавляло личность. Именно поэтому 10 заповедей отброшены за ненадобностью как несовременные. Они не вписываются в наше так называемое прогрессивное мышление. Нашим моральным кодексом можно легко манипулировать, он упруг как резиновый мячик, да плюс ко всему нас старательно убеждают в том, что в общем-то мы не так уж и плохи.

Я думаю, бедняги психологи, психиатры и некоторые священники переутомились с тех пор, как начали постоянно убеждать нас в этом. Разве удивительно после этого, что браки мгновенно истлевают, как бумага в огне?

«Доколе смерть не разлучит нас». Секрет счастья семейной жизни не так уж труден и непосилен. Перелистайте странички памяти, прислушайтесь снова к тому торжественному напутствию, которое дал вам служитель в тот свадебный день, полный счастья:

«Прошу вас обоих, что если вы пожелаете в вашем новом положении сохранить вечную красоту отношений, не забывайте тот снисходительный и милостливый взгляд друг на друга, который был присущ в те волшебные дни ваших первых встреч. Вы никогда не должны ни забывать, ни отрекаться от того, каким вы увидели друг друга в первое мгновение знакомства. Вы должны навсегда решить, что это не должно быть ни вычеркнуто, ни осквернено банальностью повседневной рутины. Могут выявиться какие-то недостатки, незамеченные ранее в золотом мареве любви, достоинства же могут померкнуть в ослепительном свете полуденного солнца. Будьте же непоколебимы в вашей преданности друг другу, оставайтесь верными и надейтесь на другого, как на самого себя. И посреди столь несовершенного мира верьте в идеал. То, что вам дано было увидеть однажды, существует и поныне».

Что же произошло? В ошеломляющем числе случаев идеал растоптан и забыт, и развод — на пороге. Священное доверие между членами семьи в чем-то уже подорвано. Утрачен тот нравственный резерв и то достоинство, которые прежде заставляли легкомысленного и распущенного все-таки блюсти свой очаг. Роковой шаг сделан, и вот сердца разбиты.

Но вы не должны искать причину своих горестей где-то слишком далеко. Ибо в сердцевине этих считающихся совершенно устаревшими 10 заповедей есть крайне благоразумное предупреждение, которое, если по воле Божьей исполнить его, способно сохранить чистоту человеческого рода: «Не прелюбодействуй».

И несмотря на ветшающую моральную ткань нашего общества, в котором мы живем, несмотря на парализующее монотонное утверждение, что все делают это, несмотря на убедительные публикации о всеобщей нравственной распущенности, которые мы подсознательно прикладываем к себе, Бог тем не менее говорит: «Не прелюбодействуй».

Творец человеческого тела, разума и чувств, т.е. наш Господь, прекрасно понимающий наши страхи, наши разочарования и наши нужды, все же говорит нам: «Не прелюбодействуй».

Бог называет это прелюбодеянием. Сегодня многие думают, что эти отношения весьма многозначительны. Да и вести себя можно как угодно, если вы назвали это любовью. Впрочем, вы сами решаете, отдавшись своим эмоциям, назвать или не назвать это любовью.

Лишь изредка прорываются одинокие голоса, как, например, голос Дэвида Рэддинга, который говорит: «Сторонники новой морали утверждают, что заповеди можно обойти во имя исполнения высшего закона любви. И впрямь, в идее христианства заложено то, что Господь в каждой необычной ситуации желает не тривиальной реакции от человека. Но

Богу не угодно, чтобы мы жертвовали принципами для разрешения какой-либо трудной ситуации. Если же мы придерживаемся заповедей, пусть даже они покажутся кому-то в данном случае неуместными, то Бог всегда поможет выпутаться из неприятное положения. Законы всегда остаются непреложными, и даже в еще большей степени тогда, когда мы чувствуем крайнюю неуверенность в себе. Что же это за законы, если они негодны как раз в тех ситуациях, когда мы пребываем в наибольшем искушении, чтобы отказаться от них?

Наш Господь, Который думает обо всем на свете, прекрасно выкроил Свои законы пригодными для каждого трудного случая. И если мы можем крепко держаться за заповеди даже в самый опасный момент искушения в полной уверенности, что нарушение их только погубит нас, Господь самым удивительным образом примет в нас участие, как это и было с Даниилом, который целую ночь пробыл в яме со львами». /»Новый имморализм», с.58,59/.

Благоразумно ли ограничивать высшие нравственные законы, данные Самим Богом? Разве не лучше постоянно стараться искать высший смысл жизни, познавать Божественный трепет бытия, чем предаваться безрассудному прелюбодеянию?

В том-то и проблема. Как может мужчина, женившись, преуспеть в браке, если он своими руками разрушил тот барьер, которым сам Творец оградил брак? Может ли он беспечно игнорировать первую опрометчивость и не ожидать потока неверности, который может хлынуть на его семью?

Послушайте же, разрыв происходит не сразу. Он начинается с первого, пока еще незначительного, например, невнимательного отношения к вашему спутнику жизни. Он начинается в тот день, когда вы уже устали быть добрым и отзывчивым, затем вы становитесь слишком заняты, чтобы быть внимательным, и наконец, у вас появилось столько собственных проблем, что вы совсем перестаете интересоваться проблемами другого.

Измена тоже происходит не сразу. Сам факт неверности — это удар, от которого семья может никогда не оправиться. Но многое происходит и до этого события. Неверность начинается с того момента, когда свежие естественные семейные отношения становятся тоскливой обыденностью. Неверность начинается тогда, когда мужчине интереснее проводить вечера вне дома, хотя бы на работе.

Измена начинается, когда муж начинает сравнивать красоту своей жены с красотой другой женщины, или когда она начинает сравнивать успехи своего мужа с успехами другого. Неверность начинается тогда, когда он или она задаются вопросом: куда смотрели мои глаза, когда мы вступали в брак?

Неверность начинается с беспечного шага, а кончается предательством, которое навсегда может подорвать доверие к вам другого, которого вы обещали любить и лелеять.

Отвечая фарисеям на вопрос о разводе и повторном браке, наш Господь совершенно ясно изложил Свой взгляд на эту проблему. Давайте же еще раз прочитаем эти незабвенные слова: «И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею. Он говорит им: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так. Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует»./Матф. 19,3-9/.

Заметили ли вы, как легковесный рационализм пытается объяснить, что развод необходим? Но вот из того, что мы прочитали, совершенно ясно, что те люди, которые раньше по-обывательски оправдывали развод, вряд ли бы выдержали испытание Священным Писанием. Иисус дает нам только один случай, когда муж или жена становятся свободными и могут заключить новый брак, если они обнаруживают, что стали невинной жертвой нравственного падения — растления брака.

Настоящая любовь, конечно, должна приложить все усилия, чтобы все простить и восстановить прежние отношения. Нельзя использовать грех супруга в качестве причины, чтобы порвать с ним. Что же касается развода, хотя бы и законного и оправданного, то он не только серьезно подрывает вашу собственную жизнь, но и трагически сказывается на жизни ваших детей.

Как часто супружеские пары говорят: «Мы-то думаем, что наш брак будет незыблем, как скала. Но в конце концов это исключительно наше дело».

Остановись, мой друг, и подумай. На самом деле брак -это дело каждого. Ведь если подсчитать, то он касается, по крайней мере, 40 или 50 жизней. Это государственное дело. Каждый раз, когда разрушаются семьи, целые нации страдают от потрясений. И в первую очередь развод касается детей. Ребенок — тот же сейсмограф, регистрирующий каждый неблагоприятный толчок в семье. Но это касается еще и Бога, потому что Он хочет через любовь родителей к детям показать, как Он Сам любит детей. Но именно сейчас-то Он и не может сделать этого.

«Пастор Вандеман, — сказал как-то один мой знакомый, -я развелся и снова женился несколько лет назад. Всерьез же я никогда об этом потом не задумывался. Почти все наши друзья поступили так же. Я не знаю, кто из нас был больше виноват, мне было все равно. Как же мне теперь относиться ко всему этому?»

Слово Божье может ответить на этот чистосердечный вопрос. Даже несмотря на то, что неразбериха вашей жизни с каждым днем стремительно усугубляется, заклинаю вас: знайте, если вы глубоко и искренне раскаетесь, у вас есть Господь, Который непременно простит и поможет вам. ‘Тогда придите и рассудим, — говорит Господь. — Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» /Ис.1,18/. Об этом же говорит Иоанн: «Если исповедуем грехи наши, то он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» /1 Иоан.1,9/.

У Господа есть замечательный путь для преодоления затруднений, о которых мы рассуждали выше. Хотя Он и прощает, Он никогда не приказывает, а просто напутствует: «Иди и больше не греши».

Вас, может быть, удивляют эти слова. И все же я думаю, вы понимаете, как Бог заботится о тех людях, которые ищут руководства церкви, все равно какой церкви, чтобы понять, каким путем ему идти, не теряя при этом прежнего состояния равновесия. Мой друг, если слова Господа для тебя не мертвы, будь вдвойне бдительным, сверяя мотивы своих поступков с тем, чему учила тебя Церковь.

Теперь мне бы хотелось сказать пару слов о том из супругов, кто неповинен в нравственном падении. Разве надо в этом случае быть обязательно невнимательным, эгоистичным, таким нелюбящим и абсолютно холодным по отношению к виновной стороне? Разве такая бесчувственность не делает искушение трагической реальностью, не заставляет неопытное сердце грешить вновь?

Конечно, для церкви он или она формально могут считаться невиновными. Но подумаем, разве этот «невиновный» действительно любит или действительно свободен от самолюбия, чтобы вновь завоевать и сохранить привязанность и любовь другого? А если нет, то он или она также виновны.

Друзья, как вы думаете, не будет ли позиция фарисеев, даже и не явно выраженная, пагубна для тех, кому бы ей очень хотели помочь? Прислушаемся к словам доктора Поля Турнье: «Всякий раз, когда я осуждаю человека, даже если я изо всех сил стараюсь ничего не сказать ему, даже если свое мнение о нем я прячу глубоко в сердце и даже если я сомневаюсь или совершенно неуверен в этом мнении, мое осуждение разверзает между ним и мной непреодолимую пропасть и в корне убивает возможность оказать ему действенную помощь. Своим осуждением я лишь еще глубже погружаю его в совершенные им грехи, а вовсе не вытаскиваю его из них». /»Преступление и помилование», с.80/.

Это слова выдающегося врача, они применимы не только к браку, но и вообще ко всем человеческим отношениям. Доктор Турнье продолжает:» Таким образом, наиболее трагическим последствием нашего недоверия к человеку является то, что мы отрезаем ему все пути к покаянию и к прощению, тем самым загоняя его в тупик самооправдания и прежних ошибок, вовсе не давая ему свободы. Голос Бога, который может быть услышан только в полной тишине, заглушается нашим голосом, а те нетерпеливые возражения, которые возбуждает в нем наша критика, создают такие шумы, сквозь которые голосу Бога пробиться нелегко».

Чувствуете ли вы за собой такую вину? Я — да. Критика разрушительна сама по себе. А что касается брака, я полагаю, вы отдаете себе отчет в том, как легко вбить тот первый клин затаенных упреков, который в конце концов разлучает даже любящие сердца. Не забывайте, что разрушение брака происходит не только по причине измены, дело может быть не только в неверности, в ударах судьбы или в том, что вас просто бросили. Это может быть медленным накоплением всякого рода недовольствий, недоразумений и раздражения, так что достаточно незначительного замечания, чтобы один из супругов, предположим, муж, чувствуя злую досаду, воскликнул про себя: ‘Угораздило же меня жениться на ней! И наконец наступит день, когда один из двоих, ошеломив другого, воскликнет: ‘Так дальше продолжаться не может!»

И на мужчине, и на женщине лежит задача бдительной охраны священного семейного очага. То, что однажды разбилось, трудно склеить заново.

Но какой бы расстроенной и запутанной ни оказалась жизнь супругов и какими бы тщетными ни казались усилия по примирению их остывших сердец, запомните, пожалуйста, развод никогда не должен мыслиться как легкий и удобный выход из неприятной ситуации. Развод не исцеляет. Не исцеляют и никакие юридические или материальные ухищрения, какими бы остроумными они ни были. Исцеляют только бескорыстная любовь и сила живого Христа. И прощение, столь искреннее прощение, что можно было вместе с апостолом сказать: «Я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели» /Фил. 3,13-14/.