2. Почему голодание (пост) лечит?

«Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24).

Обычно пост ассоциируется с голоданием. И это действительно так. Однако какая разница между этими двумя понятиями?

Когда мы говорим о голоде и голодании, то, как правило, связываем это с негативным явлением в природе (засуха, неурожай и т. д.). Это также может быть инстинктивным воздержанием от пищи, например, у животных во время болезни. Но активно голодать может только человек — и такое воздержание от пищи называется постом. Для подобного начинания необходима особая сила, которую мы называем «дух». Нужна также мотивировка, а она является сферой действий исключительно человека, так как во время поста его «я» вовлечено в процесс полностью, то есть участвуют и тело, и душа, и дух.

Действительно, медицинская терминология обозначает воздержание в пище как голодание, а религиозные предписания говорят о посте. Однако здесь существенно изменение направления, — переход от голодания к посту. И такое изменение приносит организму двойную пользу: физическую и психодуховную.

Оздоровительный механизм поста и голодания состоит в тщательном очищении отдельных клеток организма, в их обновлении. Организм, вследствие радикального сокращения притока энергетических ресурсов, вынужден питаться собственными запасами. На первом этапе он использует различные отложения, образовавшиеся из-за плохого обмена веществ, щадя при этом клетки, важные для правильного функционирования организма, как, например, клетки мозга и сердца. Продукты распада «ликвидированных» старых и перерожденных клеток (некрогормоны) служат теперь для регененерации и образования новых, здоровых, клеток. Такое обновление ведет к морфологическому омолаживанию всего организма (6) . А так как обновленные клетки подобны эмбриональным, лечебное голодание можно считать методом, омолаживающим и оздоровляющим организм.

Во время лечебного голодания слизистая оболочка кишечника «переключается» от функции поглощения к функции удаления: язык обложен толстым беловатым слоем, дыхание имеет неприятный запах, а выделение кала не прекращается.

Как уже говорилось выше, существуют две формы голодания:

1) лечебное воздержание от пищи, цель которого — оздоровить психофизические функции организма;

2) пост, связанный с религиозным культом, цель которого — очищение души и духовный рост.

В некоторых религиозных группах пост также связан с сексуальным воздержанием, порой он предполагает молчание, воспитание воли и т. п.

Библия говорит о постах как всего общества, так и отдельных людей. В обоих случаях это связано с установлением особого контакта с Богом при помощи молитвы, в которой выражается раскаяние за совершенные грехи и просьба о прощении. Часто в молитвах обращаются к Богу с просьбой заступиться или помочь, например, сохранить здоровье детей, семью и т. д. Во время таких просьб телесные потребности постящегося организма играют второстепенную роль. Известно, что больше влияет дух на тело, чем тело на дух, и это влияние может стать для тела проклятием или благословением — в зависимости от того, какое существует отношение к самому себе и к окружающему миру.

Священное Писание определяет дух «светом»: «Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Притч. 20:27). И такой факел может освещать, согревать, укреплять, обновлять и исцелять.

Мысль человека может стать и огромной разрушительной силой. Ведь известно, что причина многих болезней — моральное состояние человека, определяемое сегодня словом «стресс». Ненависть, злоба, зависть, ревность, стремление к приобретательству, хитрость, страх, беспокойство и огорчения отравляют организм и ослабляют его функции так сильно, что он не в состоянии противостоять болезнетворным вторжениям извне. Точно так же известно, что многие болезни, происходящие от невоздержанности, поражают самое важное — дух. Уже сама по себе нечистая мысль является плодом не духовного подъема, а скорее его упадка.

Священное Писание учит, что тоска убивает энергию и высушивает кости, а радость идет на пользу здоровью (см. Притч. 17:22), так же, как «лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть» (Притч. 15:17). Поэтому апостол Павел советует всем: «…солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26), ибо гнев вредит здоровью и становится причиной плохого сна и, как следствие, плохого самочувствия на следующее утро. «Не упивайтесь вином, — предупреждает апостол, — от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). Потому что «не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» (1 Кор. 6:19, 20). А на тему истинного поста, угодного Богу, пишет пророк Исаия в главе 58:9-11: «Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают».

Как видим, человеческое здоровье так давно стало предметом большой заботы, что это нашло свое отражение в религиозных предписаниях, а современная медицина подтверждает мудрость таких рекомендаций и запретов.

Все религии вводили посты и порой даже очень строгие, напоминающие голодание. Сегодня они получили полную реабилитацию в современной науке.