2. Оздоровительные факторы: вера, надежда, любовь

«…Ибо крепка, как смерть, любовь… Стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (Песн. П. 8:6).

Итак, мы знаем о современных научных открытиях, о взаимосвязи физической и духовной жизни. Мы знаем, что дисгармония в психофизической жизни влечет за собой страдания, болезни и несчастья.

Традиционная медицина не всегда в состоянии помочь страдающему человеку, потому что, опираясь на картезианский дуализм, как мы уже говорили, лечит отдельно — тело, отдельно — душу.

А как на это смотрит естественная медицина? Она придерживается мнения, что в лечении болезней принцип психофизического единства должен быть основным, ибо духовное и моральное состояние имеет большое значение в восстановлении здоровья человека. Естественная медицина, которая, как об этом свидетельствует само название, черпает свои лекарства из огромной и разнообразной «Божьей аптеки», то есть из самой природы, и ее корни уходят в глубину веков, она основывает свои принципы на древних библейских предписаниях.

«…Нет ничего нового под солнцем», — читаем мы в Библии (Еккл. 1:9). Библия права. Мы уходим от законов природы и возвращаемся к ним вновь, когда видим, что игнорирование их не приносит нам пользы. Одним словом, естественная медицина гласит, что здоровье — это одновременно забота о чистоте тела и духа. Христианину не составит труда воплотить в жизнь принципы психофизического единства, так как для него это не является новостью. Ибо, исповедуя принцип, что «тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6:19), он будет поступать согласно ему и пожинать прекрасные плоды своего поведения. Они обнаружатся в его жизни в виде различных благословений. Ведь в Священном Писании, в 28-й главе Книги Второзаконие мы читаем: «И придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем» (Втор. 28:2-6). Стоит довериться Богу.

Итак, существует ли связь между верой и исцелением? Конечно! Новый Завет также утверждает этот принцип и показывает эту связь. В повествованиях об исцелении дочки греческой язычницы (см. Мк. 7:24-30), женщины, страдающей кровотечением (см. Мк. 5:21-34), слуги сотника из Капернаума (см. Мф. 8:5-13) и во многих других случаях исцелению сопутствовали слова Иисуса: «Вера твоя спасла тебя». Это утверждение золотой нитью проходит через все Священное Писание.

Исцеляя людей, Иисус и Его последователи стремились помочь и телу человека, и его душе. Христос приказал:

«Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (физическое исцеление), но также Он говорил: «Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5,11).

Исходя из этих слов Иисуса, можно сделать вывод, что *болезнь имеет связь с грехом. Но Иисус не только отпустил грехи паралитику, но и исцелил его.

Относительно греха Священное Писание наставляет нас, говоря: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). «Возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23), а где имеет место грех, там жизнь подвергается страданиям, болезням, смерти.

Болезнь — это не Божья кара, но результат греховного поведения человека. Бог дал человеку свободную волю и возможность выбора. Следовательно, человек может сам выбрать дела, которые Богу не понравятся, неся, конечно, ответственность за последствия своего выбора. Если бы человек сумел сберечь первоначальную гармонию с Создателем, не было бы болезней, несчастий и горестей. Это точка зрения людей, которые основывают свое мировоззрение на Принципах Священного Писания. К сожалению, интеллектуальный мир все больше отходит от библейского понимания Бога и человека, отбрасывает христианские идеи, основы и образцы поведения. Отрицательное влияние этого на культуру очевидно. Мы живем в атмосфере отказа от Бога, Но пришло время усиленного поиска Господа, ибо история мира клонится к концу, и Второе пришествие Иисуса Христа произойдет скоро!

История человечества свидетельствует об отходе от Бога. Бог, видя это, не оставил человека беспомощным. Он доказал Свою любовь тем, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Бог, исполненный любви, пошел навстречу человеку.

Возвращение к Богу — это Божий дар: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас. Божий дар» (Еф. 2:8). Господь, щедрый на милосердие, движимый большой любовью, послал нам Христа. Необходим был Тот, Кто мог бы привести падшее человечество к Богу. Сделать это способен только Иисус. Он и сейчас стоит у порога нашего сердца и ждет нашего приглашения. Пригласивший Иисуса в свое сердце познает Божий покой: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27).

Божий покой дает мир с людьми, дает духовное и физическое успокоение. Божий покой дает также надежду, что наша жизнь не окончится навсегда вместе со смертью. Успокоение в Боге дает надежду на воскресение и вечную жизнь в Божьем царстве, где уже не будет страданий, болезней и слез. Счастлив тот, кто верит, что так будет на этом свете и — в будущем.

Жизнь христианина в свете учения Христа должна основываться на активной любви к ближнему, а это означает соблюдение Его закона, который, направляя человека к Богу, призван улучшить мир. Пассивная жизнь, лень и сибаритство, постоянные поиски чувственных удовольствий и уступки телесным прихотям, — все это и в свете Священного Писания, и в свете современных знаний разрушает жизненные силы организма, приводя к физическим и духовным страданиям. Но верующий человек во имя истинного служения Господу и Его законам, уважая повеления Бога и Божье творение (каким является человеческий организм), должен здесь, на земле, порвать с жизненными установками, которые сегодня повсеместно одобряются и практикуются.

Не случайно оказалась в центре христианской морали и этики заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Человека, который безразличен к своему ближнему, и в будущем ожидают неприятности. Все человеческие «осечки» — это следствие именно такого поведения, а главной причиной любой неудачи в жизни является отсутствие любви.

В Ветхом Завете любовь — краеугольный камень всей этики. Иисус подтверждает это, говоря: «»Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40).

Люди обращаются к врачу с разными недугами, не зная о том, что часто причина болезней — в отсутствии любви к ближнему. Когда разговариваешь с такими пациентами на библейские темы, нередко слышишь такой ответ: «Мы не можем изменить своих чувств». А существует ли возможность такого изменения? Можно ли ненависть превратить в любовь? Да! Хотя психологи утверждают, что воля не всегда способна управлять нашими чувствами, они знают и то, что воля способна контролировать поступки. Воля человека решает, как ему поступать. Это счастливое обстоятельство позволяет повлиять на наши чувства. Иисус сказал: «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). «Благотворите ненавидящим вас»! Разве это возможно? Да! Надо только поступать согласно заповеди. И произойдет чудо! (6)

Начните, например, с кухни. Испеките тортик или какой-нибудь необычный пирог. Затем энергично прикажите себе отнести его подруге, с которой вы давно не виделись, потому что не можете простить обид или глупой ссоры. Уже по дороге к ее дому вас охватит удивительное чувство — ведь вы ищете золотое руно любви! И вы начнете ощущать удивительные изменения, удивительное тепло в своей душе… Идя вдоль улицы, на которой живет ваша знакомая, минуя задиристых подростков, лежащего в канаве пьяницы, слыша чьи-то проклятия, вы начинаете понимать ее немного лучше. А может, вы, живя в такой атмосфере и в таком окружении, тоже были бы раздраженной? Поднимаясь по лестнице ее дома, вы мысленно усмехаетесь над той новой ролью, которая выпала на вашу долю. Стучите в дверь, приятельница открывает, она удивлена этим визитом — вы вручаете ей «дар мира». Разговор продолжается уже в комнате, а уходя, вы сердечно приглашаете ее заглянуть как-нибудь к вам. Как-то так получилось, что вы обнялись при прощании… То, что было невозможным, стало реальностью! Возвращаясь домой, вы ощущаете счастье, свободу и спокойствие. Визит к врачу, который вы планировали на обратном пути, оказался ненужным. Не нужны уже лекарства, чтобы успокоить расшатавшиеся нервы! Вы чувствуете себя окрыленной, ощущаете легкость, и, кажется, что у вас просто нет нервов! Прекратились также боли в пояснице, прошла мигрень, исчезли спазмы желудка…

«Любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас». Эту горькую пилюлю надо проглотить, но, коснувшись сердца, она даст человеку огромную энергию. Мы уже способны полюбить! Мы не должны уже страдать, погибать! Делая добро, превращаем ненависть в любовь

Любовь может нас оградить от бесчисленных страданий, как физических, так и психических. Когда эта любовь овладевает народами, расами и отдельными обычными людьми, то уже можно надеяться на мир…

Напомним еще несколько советов, содержащихся в Священном Писании, которые прямо-таки бесценны. Мы часто рекомендуем их своим пациентам. Они действуют лучше, чем самые лучшие успокаивающие таблетки, потому что таблетки лишь на некоторое время тормозят импульсы, посылаемые центральной нервной системой, — ничего больше. А Книга книг — Библия предписывает нам эффективное и надежное лекарство: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:4-8).

Человек, чье сердце подобным образом опирается на Бога, который свою душу и тело посвящает Богу, будет удостоен постоянного признания, благосклонности и духовной силы. Его нельзя победить, никто не нарушит его покой, который является даром Божьим.

Различны виды любви, различны ее определения.

Телесная любовь, или секс, рождается вожделением, является эгоцентрической, она порождение человеческого «я».

Духовная любовь является любовью безличной, она опирается на ответственность перед Богом и близкими. Этот вид любви не зависит от пола.

В зависимости от объекта любви различается, например, родительская любовь, любовь к родине, любовь к человечеству и другие.

Любить — значит быть рядом. Любить — это помогать и принимать помощь. Любить — заботится о ближнем, понимать его проблемы. Любить — значит сочувствовать. Любовь терпелива, полна надежд, искренна и нет в ней эгоизма.

Любовь заключает в себе небывалую силу и мощь и вместе с тем скрывает в себе большую тайну. Любовь принадлежит нашему естеству, она единственна и неповторима. Любовь проникает в душу гораздо глубже, чем слова — и умом ее нельзя охватить. Ее воспевают поэты, описывают писатели. Но прекраснее всех описал ее апостол Павел в 13-й главе Первого послания к Коринфянам.

Гимн любви

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими,

а любви не имею, то я — медь звенящая

или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны,

и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы

переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое

на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует,

любовь не завидует, любовь не превозносится,

не гордится, не бесчинствует, не ищет своего,

не раздражается, не мыслит зла,

Не радуется неправде, а сорадуется истине;

Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем;

Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».

Лучше и более убедительно нельзя описать то, чего мы ждем от наших друзей, нашей сестры, брата, супругов, родителей, детей. Мы бы жили в мире наших мечтаний, если бы сумели все это осуществить.