3. Переломный момент в жизни: победить свои слабости

«Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы. я знал, какой век мой» (Пс. Э8:5).

Встреча с Богом, исполненным любви, меняет взгляд на мир, меняется также сам образ жизни и действий. Ибо такая встреча означает начало нового мышления и постижения действительности. Бессмысленность и пустота жизни заменены общением с Богом, Который хочет быть нашим Отцом во всех жизненных ситуациях.

Это новое состояние реальности, эти изменения, происходящие в нас, Библия называет новым рождением. Однако это состояние также подвержено кризису из-за противостояния со взглядами людей, живущими вне Бога, имеющими иные понятия и иное мировоззрение.

Но глубоко религиозный человек, любящий ближнего и стремящийся к спасению души, будет стремиться к тем критериям добра и морали, которые устанавливает Бог. Только такой человек способен познать глубину моральной ценности этого стремления. Зато сомневающийся или атеист считают, что не стоит тратить жизнь ради неизвестного будущего, и ставят собственные удовольствия и наслаждения выше блага ближних.

Нетрудно догадаться, к чему приводит такая позиция, ибо она находит отражение в окружающем нас мире. Конечно, каждый имеет право на удовлетворение своих потребностей и на удовольствия, но он не должен делать это за счет ближнего, потому что у нас есть обязанность трудиться и даже терпеть, если это требуется ради блага общества, а также ради пользы и счастья отдельного человека. Хотя нормы морали вырабатывались веками, некоторые люди считают, что их следует изменить. Но этого не должно произойти, поскольку любое колебание моральных устоев тут же приводит к отрицательным последствиям. В здоровом, нормально функционирующем человеческом организме, находящемся в биологическом равновесии, усилия направлены на обуздание низменных инстинктов через восприятие высших ценностей, на стремление к обретению человеческого достоинства. Это проявляется в стойкости характера, а также в твердой воле и готовности жертвовать собой ради пользы ближнего, что вызывает уважение и даже восхищение. (Эти весьма ценные достоинства, к сожалению, часто чужды тем, кто по трупам идет к богатству, славе и почету.) Выбор правильного пути развития поневоле приводит человека к умеренности. И здесь круг вновь замыкается, так как подтверждение этому тезису человек находит в религии, которая предписывает соблюдение заповедей Божьих, жертвенность, любовь к людям и обуздание плоти — ради построения здесь, на земле, подобия Царства Божьего. Черты Царства Божьего запечатлены в сердце каждого христианина («Вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их» — Евр. 10:16). Проявляются они в оказании помощи страждущим, в различных добрых поступках, однако на первом месте всегда стоит любовь к Богу и исполнение Его заповедей.

Таким образом, два краеугольных камня поведения людей, почитающих Создателя, — это уважение к другим людям и бережное отношение к природе.

Человеческая жизнь может стать образцом совершенства и красоты, если она пребывает в гармонии с Творцом и с сотворенной Им природой. Несомненно, все недуги, названные болезнями цивилизации, в том числе и психические болезни, не являются плодом духовных устремлений, они проистекают именно от их инертности, от безвольного подчинения человека прихотям и вожделениям тела, от попрания законов природы. Здоровье — наибольшая ценность среди всех земных благ, и это не только ваше личное богатство, поэтому нельзя с ним поступать как заблагорассудится. Больной человек опустошает не только свой кошелек и кошелек близких, но и «влетает в копеечку» всему обществу (пенсии по инвалидности, лечение, оплачиваемое государством, и т. п.). И потому забота о здоровье является моральной обязанностью каждого человека.

В эту обязанность входит и борьба с вредными привычками. Религиозный человек, глубоко преданный делу Божьему, не притронется к искусственным стимуляторам, зная, что со временем их применение отрицательно скажется на его психике, деформирует ее и разрушит личность. Люди, подверженные вредным привычкам, зачастую и хотели бы избавиться от них, однако этому мешает их слабоволие и гордыня, не позволяющие признаться в собственных слабостях, а также безудержное влечение к телесным наслаждениям.

Бороться с вредными привычками — дело нелегкое, поскольку у людей, находящихся в их власти, отравлены и парализованы психика и воля, а любое усилие встать на правильный путь причиняет им боль и вызывает плохое самочувствие, что в свою очередь возвращает их в лоно вредных привычек.

Своего рода наркотиком является и чрезмерно активная сексуальная жизнь или жизнь исключительно ради удовольствия. Определяя сущность данной проблемы, современное мировоззрение занимает следующие позиции: этическую и психологическую. Согласно первой, удовольствие есть цель жизни, согласно же второй, жизнь только ради удовольствий вообще не имеет ценности. Однако же разделение удовольствий на телесные (чувственные) и духовные (интеллектуальные, эмоциональные) общепринято и представляется логичным. С медицинской точки зрения чувственные удовольствия необходимо разделить на вредные для организма конкретного человека или общества в целом и на безопасные. Все то, что не согласуется с естественным порядком, что может вызвать страдания и болезни, следует отнести к вредным удовольствиям. Но человек слабовольный, любящий легкую жизнь, склонен скорее подчиниться искушению, чем усмирять его. Такая духовная слабость («мне так хочется, мне так удобно») может привести к болезненным привычкам, даже порокам.

К удовольствиям же, безопасным для здоровья человека, можно, несомненно, отнести интеллектуальное блаженство, вытекающее из реализации какого-нибудь хорошего дела на пользу человека или общества. Оно положительно влияет на здоровье и самочувствие. Тот же эффект дает общение с природой, которая, будучи отражением Творца, успокаивает, положительно влияет на интенсивность мышления, дарит богатые впечатления, направляя ум к духовным высотам.

Таким образом, выбор зависит от нас. Победим свои слабости и направим наши мысли к небу, прося Бога о помощи и обновлении нашего сознания!