Глава 9. Траволечение

«И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца… и листья дерева – для исцеления народов»1.

Когда Иоанн увидел эту чудесную картину небесного города, то, рассказывая о ней, он в своих словах выразил извечную надежду людей на то, что растительные вещества могли бы исцелять все болезни человечества. Он видел «небесные растительные вещества», источником эффективности которых была присутствовавшая в них сила Бога. Тем не менее, пророк смог описать увиденное так, чтобы это было понятно его современникам.

В медецине, на протяжении всей ее истори, присутствовал интерес к траволечению. Из далеких времен древности до нас дошли свидетельства о победах этой методики над болезнями. Так, в одной древней книге описан случай, когда дикий козел исцелился от ран, нанесенных стрелами лучников, благодаря инстинктивно найденной им траве ясенец белый (origanum dictatamnam)2.

Папирус Эберса, датированный 1500 годом до нашей эры, детально описывает методику использования трав в медицинских целях. Возможно, Моисей был знаком с видами травяной терапии того времени, ведь он получил в Египте образование, необходимое для правителя, священника и врача. Джон Паркинсон, известный английский ботаник, в своем объемном труде «Ботанический театр», написанном в 1640 году, привел список из 3 800 лечебных растений. Из общего «травяного фона» впоследствии выделились два основных направления лечения с использованием растительных компонентов. Аллопатическая медицина возникла на основе использования растительных агентов, оказывающих воздействие, противоположное симптому болезни. Например, когда у больного поднимается температура, ему дается жаропонижающее – чай из ивовой коры. Дозировка лекарства увеличивается до тех пор, пока не будет достигнут желаемый эффект.

Гомеопатия избрала другое направление. Растительный агент подбирается таким образом, чтобы его действие производило тот же эффект, что и симптом болезни. Если человека тошнит, то ему прописывается вещество, вызывающее тошноту. Дозировка должна постоянно уменьшаться за счет разведения растительного агента, больной таким образом получает все меньшее количество лекарства, пока, наконец, от последнего не останется только «энергия».

В настоящее время аллопатия, то есть традиционная западная медицинская практика лечения, погрязла в «лекарственном бизнесе», часто преступающем границы дозволенного. К тому же она нередко дает пациентам ошибочную информацию в области предупреждения заболеваний. Но тем не менее, она следует естественным законам физиологии, а не мистическим «энергетическим» концепциям, свойственным гомеопатии.

Врачи, больше озабоченные собственным статусом или стремящиеся поскорее продать какой-нибудь препарат, не слишком утруждали себя более углубленным изучением механизмов жизнедеятельности организма. Вместо этого ученые в большей степени занимались исследованием функций организма в значительной степени лишь с целью получения «чисто теоретического знания», не имевшего какой-либо связи с практикой. Эти результаты перепроверялись впоследствии другими исследователями и подтверждались в различных лабораториях. А ведь такая информация, попади она в руки серьезного специалиста, могла бы успешно использоваться как для профилактики, так и для разработки успешных видов лечения. Травы образуют основу многих фармацевтических препаратов. Дигиталис, аспирин и некоторые другие лекарства, предназначенные для снятия боли, пришли к нам из травяной медицины. Ученые ведущих фармацевтических компаний заняты поиском полезных методов лечения, а также изучением и оценкой лекарств, применяемых в народной медицине различных племен и народов. Все растительные вещества представляют собой сложные группы химических агентов. Они вовсе не «просты», как это часто можно услышать от энтузиастов здоровой пищи, — напротив, их строение гораздо сложнее чем строение самого незатейливого фармацевтического препарата.

«Высушенные листья дигиталиса пурпурного ( Digitalis purpurea ) долгое время использовали для лечения закупорки сосудов при сердечной недостаточности. Это растение содержит около тридцати различных глюкозидов, которые обладают некоторым кардиотоническим эффектом»3.

Каждый гликозид оказывает специфическое воздействие, характеризуется определенным временем «атаки» и продолжительностью воздействия. Специалисты-травники часто заявляют, что эффективность отдельного целого листа или корня лекарственного растения превышает действенность комбинации взятых порознь компонентов. Но такое утверждение противоречит всем естественным законами и имеет привкус мистицизма.

Да, травы могут быть полезными при лечении болезни. Это подтверждено поколениями людей, эффективно использовавших их в борьбе с самыми различными недугами. Нужны определенные усилия и соответствующее прилежание, чтобы глубоко изучить вопрос о том, какие из травяных «лекарств» способны дать наибольший эффект с минимальным побочным влиянием на организм человека.

Бывают ситуации, в которых «ботаническая терапия» способна стать стать ценным союзником в практике оздоровления организма. Чем более здоровый образ жизни мы ведем. тем реже нуждаемся в резком вмешательстве препаратов растительного происхождения или травяной терапии . Если же прибегать к лекарствам все-таки приходится, то наиболее мудрым шагом нам представляется тщательное изучение и понимание их химических и фармакологических свойств. К сожалению, большая часть информации о травах либо устарела, или никогда не проверялась.Большую озабоченность вызывает и тот факт, что некоторая ее часть была взята из оккультных источников. Так, например, работа «Травяной астролог» Николаса Кулпеппера была энтузиазмом воспринята уастниками движения Дети Водолея», иначе еще называемого «Новый Век». Причина такого восторженного приема вполне очевидна. Кулпеппер объясняет эффект действия трав с точки зрения астрологии, что как раз соответствует мышлению «Нового Века». Наряду с идеями оккультизма, в этой книге содержится также и опасная для жизни и здоровья человека информация. Согласно рассуждениям Кулпеппера, ландыш майский (Сonvallaria majalis) не ядовит. Но исследования показали, что в соке этого растения содержится один из наиболее токсичных сердечных гликозидов.

Многие травяные микстуры американских индейцев, используемых в гомеопатии, были составлены в состоянии транса под влиянием «Великого Духа». Некоторые гомеопатические лекарства изготовлены с учетом принципов мистической китайской системе уравновешивания энергий Инь и Янь. Так, американка Элизабет Беллхаус, провозгласившая, что она ведома «духовным проводником», открыла новый вид терапии, который назвала «Vita Florum» (Живая флора). Используя свою «интуицию», она получала инструкции по сбору определенных видов трав и цветов в лечебных целях. Растения после сбора должны были быть выдержаны в воде, а затем помещены на солнце, чтобы преобразовать «исцеляющую силу» воды. Эта терапия, по утверждению Элизабет, «исцеляет тело, поскольку она основана на гармонизирующих агентах, открывающих путь физиологическому и духовному росту»4.

Д-р Бах в начале 1900-х годов разработал так называемые «цветочные лекарства». Испытав на себе сильное влияние идей д-ра Ганемана основателя гомеопатии, он прекратил свою практику в области традиционной медицины ради нового метода лечения. По собственному признанию д-ра Баха, он в итоге отказался от использования научно обоснованных способов исследования в области терапии и стал активно использовать свои «интуитивные способности». Совершенствуя свои навыки на новом поприще, он обнаружил, что может определять действие цветущей травы, просто подержав руку поблизости от нее. Выбранный им таким образом цветок помещался сначала в воду, а затем на солнечный свет на три часа, либо цветочный раствор кипятился на медленном огне. Полученный экстракт использовался при лечении различных эмоциональных расстройств, – таких, как паника, страх, чувство одиночества, депрессия. Но скажите, зачем в нужен Бог, если «цветочная вода» способна выполнять Его функции? Так, одно из разработанных Богом лекарств даже помогало преодолеть «чрезмерную» заботу о благосостоянии окружающих.

В отношении употребления трав можно сформулировать два основных правила. Во-первых, травы могут быть эффективны при лечении болезней, но не должны использоваться ежедневно. Бог обильно снабдил нас фруктами, зернами, орехами и овощами – всеми растительными продуктами, необходимыми для поддержания крепкого здоровья. Во-вторых, при лечениидолжен быть прописан один агент, а не микстура сомнительного происхождения.

Один христианский автор девятнадцатого века писал:

«Существует множество простых трав, которые, если бы наши медсестры знали им цену, можно было использовать вместо лекарств с неменьшим успехом. Много раз у меня просили совета, что использовать при том или ином заболевании или при несчастном случае. Я предлагал некоторые из этих простых лекарств, и они доказали свою полезность»5.

«Господь дал нам множество простых полевых трав, которые могут быть полезными. Если бы каждая семья была обучена тому, как использовать эти растения в случае болезни, то множество страданий можно было бы предупредить, и не было бы нужды звать врача. Эти вышедшие из моды простые травы, используемые с умом, могли бы излечить многих больных, умерших от использования лекарств»6.

«Божьи слуги не должны использовать лекарства, которые, как известно, могут оказать разрушающее воздействие на организм человека, даже при условии, что они действительно снижают болевой эффект и значительно облегчают страдания. Любой ядовитый препарат растительного или минерального происхождения, при попадании вовнутрь организма, способен вызвать необратимые негативные реакции, разрушая печень и легкие и расстраивая всю систему организма в целом»7.

«Токсичные препараты», конечно, производят не только на фармацевтических фабриках. Полынь горькая содержит ядовитое вещество тионин. Оно вызывает конвульсии у крыс и оказывает негативное влияние, аналогичное действию марихуаны, на ту же область человеческого мозга. Полынь входила в состав некоторых алкогольных напитков, пока ее использование не было запрещено законодательством ряда европейских стран. Как-то раз, находясь под воздействием подобного напитка, Винсент ван Гог отрезал собственное ухо и отослал его своей возлюбленной. Корень рябины, ранее рекомендовавшийся в качестве универсального средства лечения почти всех человеческих болезней, содержит токсичную сапониновую смесь – фитолаккатоксин. «Дети умирали, а взрослых увозили в больницу с гастроэнтеритом, гипотензией и снижением интенсивности дыхания после того, как они принимали корень рябины или ели ягоды, оставшиеся на растении»8. В чапареле, или карликовом дубе, содержится нордигидроквуаретическая кислота (НГКК), потенциальный антиоксидант, который, как считалось, обладает антираковыми свойствами. Эта кислота также достаточно токсична, поскольку повреждает мезентерические лимфатические узлы и почки экспериментальных животных.

Следует ли использовать травы при лечении? Конечно, но с той же предосторожностью, как и все остальные лекарственные препараты.