Приложения.

Памятка матерям и отцам, ожидающим ребенка

Собираясь дать жизнь сыну или дочери, помните, что их здоровье, сила, ум и душа зависят от вашей заботы, любви и внимания Мамы, стремитесь быть сильными, как женщины Древней Спарты бегайте со скоростью 3,5-4 своих роста в секунду, поднимайте из виса ноги к турнику 5-10 раз подряд и подтягивайтесь до подбородка хотя бы один раз.

Знайте, что подавляющее большинство беременностей и родов в Европе проходят благополучно и примерно 990 из тысячи могли бы проходить без вмешательства врача, а дети родиться здоровыми. У нас в Советском Союзе, в экологически здоровых местностях, также возможны подобные результаты.

Подумайте над советами, накопленными опытом прошлого и наших дней, и, если найдете их возможными, следуйте им.

1. Желанный ребенок имеет много преимуществ перед нежеланным. В прошлом у одного народа была даже заповедь ждать ребенка должны сорок родичей со стороны матери и сорок со стороны отца.

2. Свадебное путешествие или интересный туристический поход «в новую жизнь» много полезней для будущего ребенка, чем богатое и часто хмельное застолье.

3. Время ожидания родов должно быть светлым и радостным. Особенно это важно в первые три месяца беременности (самый чувствительный период). Мама должна сама понимать, что ее миссия — выносить ребенка — важнее всех «мелочей» жизни, а папа должен создать ей условия для хорошего и бодрого самочувствия, что будет доказательством его любви и к жене, и к будущему ребенку.

4. Питайтесь так, как вам привычно. Садитесь за стол, если хочется есть. Не бойтесь пропустить завтрак или ужин, это полезно и маме, и особенно будущему ребенку.

5. Из еды выбирайте то, что хочется, и не удивляйтесь изменению вкусов. «Капризы» и «причуды» в еде в это время часто полезны, и их надо выполнять. Предпочтение отдавайте простой пище, свежим овощам, фруктам, молочным продуктам, меду орехам, фруктовым сокам вместо кондитерских изделий и консервов. Лучший хлеб — из муки цельного помола («Здоровье»).

6. Не старайтесь располнеть. Прибавляйте в весе 6-7 килограммов, а более 10 килограммов уже нежелательно. В конце беременности лучше соблюдать умеренность в пище.

7. В первые 6-7 месяцев не снижайте двигательную активность, а если она была мала, то лучше увеличьте ее. В Японии женщины верят, что если будут работать и двигаться как всегда, то роды будут короткими и легкими. Полезно поэтому танцевать, ходить на лыжах, кататься на коньках, велосипеде и делать хотя бы три пробежки в неделю по 30-40 минут в приятном легком темпе.

8. Чем больше шевелится (чем чаще толкается) плод, тем лучше он созревает. Помогайте ему в этом. Вредно есть часто (5-б раз в день) и очень сытно. Полезно плавать, бегать, ходить в горы, где воздух и чище, и разряженнее.

9. Ведите тест Д. Пирсона «Считай до 10»: начинайте считать ровно в 9 часов утра и записывайте время 10-го шевеления в таблице или графике. Малое число шевелений (менее 10 в день) — уже опасность для жизни плода!

10. Начинайте развивать таланты своих детей до рождения. Танцуйте, пойте, слушайте приятную музыку, а с шести месяцев разговаривайте с ним с помощью рупора из бумаги.

11. Помните, что больше всего неполноценных и больных детей дают вино, лекарства и табак. Трезвое зачатие должно быть законом жизни, нарушение его — верх дикости и бескультурья. Во время беременности и кормления грудью — полный запрет на лекарства, вино и табак.

12. Знайте, что комфорт — фактор регресса. Комфортные условия жизни мамы не требуют от плода движений, и он остается тем более физиологически незрелым, чем комфортнее и малоподвижнее жизнь мамы.

13. Гимнастика для беременных, которую прописывают врачи, малоэффективна. Обязательно добавляйте к ней поднимание ног вверх при лежании на спине и хождение на четвереньках хотя бы по полминуты утром и вечером и другие движения.

14. Продолжительность беременности женщин колеблется от 35 до 45 недель. Поэтому будьте готовы к родам на 35-й неделе, а потом уже совершенно спокойно ожидайте. Природа выпускает малыша из чрева, когда он созрел, и «знает» этот срок лучше любого врача. Не бойтесь «переношенности» и не соглашайтесь на стимулирование родов до конца 45-й недели.

15. Идеальный вес новорожденного — 3,0±0,6 килограмма. Такого легко родить. Но еще важнее его физиологическая зрелость — 8-10 баллов по шкале Апгар-Аршавского.

16. Если вы здоровы и сильны, не бойтесь так называемых родовых болей. Ими просто принято пугать женщин с детства. Роды — физиологический процесс, с течением которого женщины справлялись сами всю историю человечества, и только в последние десятилетия врачи отобрали у них это право.

17. Если вы уверены в себе, не бойтесь родов дома, где никто не помешает естественному порядку их течения. В Югославии и Голландии почти половина женщин рожают дома (в присутствии акушерки). Там самая низкая смертность детей при рождении. Прочтите в этой книге главку «А если понадобится обойтись без медицинской помощи» и решите вместе с мужем, как лучше сделать.

Просьбы к врачам и сестрам родильного дома

Роды — естественный процесс и в огромном большинстве случаев

Не требует никакого вмешательства.

1. Не проводить так называемую подготовку к родам (клизму, бритье, обмывание).

2. Не делать никаких инъекций. Местная анестезия, широко практикуемая в родильных домах и считающаяся безвредной, буквально губит материнский инстинкт и плохо сказывается на ребенке. Ограничиться психологической подготовкой и обучением правильному дыханию, расслаблению (отдыху) и умению своевременно «тужиться».

Стимулирование родов с помощью лекарств, как правило, увеличивает число преждевременных родов, случаев желтухи, Инфекций матери и оперативных вмешательств. Так называемая «переношенность» вполне естественное явление до 4-5 недель и требует лишь ожидания.

3. Позволять роженице двигаться при родах и Выбирать удобное положение (полулежа, сидя, стоя, на корточках), когда потугам помогает сила тяжести (вес ребенка), роды проходят быстрее и легче. Пора разработать специальные стулья и позволить женщинам выбирать наиболее удобный способ родов.

4. Не накладывать зажимы и не перевязывать пуповин у, пока не прекратится пульсация крови в ней, то есть подождать 5-7 минут. Это уменьшает опасность гипоксии, снижает вероятность желтухи и не нарушает естественный порядок течения родов. Есть народы, у которых принято перевязывать пуповину только после выхода последа.

5. Сразу же после родов (лучше даже до разрезания пуповины и выхода последа) приложить голенького ребенка к груди матери и «поучить» его сосать обе груди (10-15 минут). Эти удивительные 15 минут близости (контакт «кожа к коже» и сосание груди) являются сильным и совершенно необходимым биологическим сигналом материнскому организму о полном благополучии и накладывают неизгладимый след на всю будущую жизнь, рождая крепкую взаимную привязанность матери и ребенка.

Кроме того, раннее прикладывание резко снижает вероятность появления диатеза у ребенка (примерно в десять раз), желтухи, аллергий и включает в работу его пищеварительный тракт и иммунную систему. Раннее прикладывание ускоряет и течение послеродовых процессов (ускоряется выход последа, останавливается кровотечение, быстрее сокращается матка) и быстро улучшает самочувствие матери и ребенка. У матери будет много молока, менее вероятен мастит, а ребенок не станет «ленивым сосуном», не возникнет необходимость докорма и искусственного вскармливания.

Вначале лучше предлагать для кормления обе груди, так как если одна остается переполненной, то от нее идет «сигнал» организму о сокращении молокообразования; потом можно делать, как лучше маме.

6. Не ограничиваться измерением роста и веса, а провести экспресс-диагностику физиологической зрелости по шкале Апгар — Аршавского и сообщать ее родителям. Зрелый ребенок — 8- 10 баллов. Нормальный вес — от 2,4 до 3,6 килограмма (3±0,6 кг). При весе более 4 килограммов дети склонны к ожирению и заболеванию сахарным диабетом.

7. Не удалять первородную смазку с кожи ребенка в течение первых суток, так как в ней содержатся полезные вещества, всасывающиеся в кожу.

8. Не закапывать в глаза новорожденному ни раствор ляписа, ни сульфацил натрия, если нет для этого показаний. Они часто вызывают конъюнктивит у ребенка, особенно ляпис.

9. Не делать прививку БЦЖ, если для этого нет показаний. По истечении инкубационного периода возможны диспепсические явления, а позже — «прививочный туберкулез», требующий уже лечения (до 4-6 процентов случаев). Туберкулез у нас уже редкость.

10. Не смазывать соски матери «зеленкой» (бриллиант грюн) и не протирать раствором борной кислоты (она вредна для ребенка) Эффективная профилактика маститов — раннее начало кормления грудью и минимум сцеживаний. Молозиво богато природными антибиотиками, и они предохраняют сосок и грудь матери.

11. Ничего не давать ребенку из бутылки с соской в первые 10-15 дней (глюкозу, донорское молоко). Особенно плохо, если резиновая соска попадет в ротик новорожденного раньше материнской груди. Тогда он сразу почувствует, насколько легче сосать из бутылки, и превратится в «ленивого сосуна», а затем в «искусственника». Раствор глюкозы нарушает становление углеводного обмена в организме.

12. Рекомендовать матери кормить ребенка не «по режиму», а «по требованию», то есть сделать режим гибким и изменяемым по мере роста ребенка. Сначала ребенок сосет чаще (до 10 раз и более), даже ночью, и не надо отказывать ему в этом примерно до месяца, чтобы он хорошо «рассосал грудь».

13. Кормить ребенка лучше голеньким (он получает «воздушные ванны» по 15-20 минут, сидя или лежа, как удобнее ему) и не торопиться вкладывать сосок в ротик — пусть поищет. Никаких «норм кормления» не устанавливать. Не волноваться, что в этот раз высосал мало — просто ему не хотелось есть. В следующий раз высосет больше.

14. Не уносить ребенка надолго (не более 30 минут) от матери для осмотра и измерений, чтобы он не страдал от госпитализма (не создавать ситуаций для психической депривации — «голодания»).

15. Поместить ребенка с матерью в отдельной палате или поставить его кроватку рядом с материнской. Мать должна помнить — чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в физическом и биоэнергетическом контакте с ней. Если он просыпается часто ночью, лучше взять его в свою постель, тогда он будет спать спокойнее. Не спешить превращать ребенка из грудного в «кроватного».

16. Рекомендовать матери произвести запуск терморегулирующих функций организма в первый или второй день после рождения. Для этого погрузить трижды в холодную воду (ниже 12 градусов Цельсия) на 0,5-1 секунду с интервалами в 3-4 вдоха ребенка.

17. Рекомендовать матери подмывать ребенка при необходимости только холодной водой из-под крана (включение терморегулирующих функций в работу).

18. Не советовать матери смиряться со стиркой пеленок на 6-8 месяцев, а учить гигиеническим навыкам со дня рождения, как это делается у народов Индии и многих африканских стран. Для этого подержать ребенка над тазиком или раковиной, если он проснулся сухим, а также после еды или питья воды, и подкреплять рефлекс опорожнения мочевого пузыря наградой (кратким прикладыванием к груди, как это делают африканки). Мать почти избавится (и тем скорее, чем более внимательна она к «сигналам» малыша) от огромной и бессмысленной работы по стирке и глаженью пелёнок, а малыш не будет приобретать навыков противоестественной неопрятности и неврозов, вызываемых позже ночным недержанием мочи (энурезом) и связанным с ним комплексом неполноценности. У часто подмокающих детей может даже задержаться рост мочевого пузыря.

19. Рекомендовать матери заворачивать ребенка в пеленки только для сна (во время сна температура окружающей среды, то есть под пеленкой, должна быть комфортной — 32-34 градуса тепла, оставляя его в распашонке или голеньким во время бодрствования.

В комнате в одеяло не заворачивать, чтобы не вызывать потницу, опрелости и другие неприятности. Оптимальная температура в комнате — 17 -19 градусов тепла.

20. Позволять присутствие при родах мужу, родственникам или подруге, если женщина просит об этом. Присутствие близкого человека кроме очень нужной в эти часы моральной поддержки облегчает и обязанности персонала родильного дома. Уже в десяти странах Европы эта ценная практика находит применение и охватывает постепенно все большее число больниц. Сокращать время пребывания в родильном доме до 24 часов и менее, если состояние матери и ребенка это позволяет. В Европе эта тенденция была вызвана желанием снизить затраты и устранить некоторые неблагоприятные последствия, такие, как риск попадания инфекции матери и ребенку, но оказалась весьма положительной и в другом отношении: сокращался срок изоляции от семьи, улучшались внимание и уход за новорожденным и быстро восстанавливались как силы, так и самочувствие женщины в привычном семейном кругу.

Способы обращения с новорожденным

Порядок, принятый в родильных домах (во многом противоестественный), и его последствия

Желательный порядок, близкий к естественному, и его результаты

1. Не обезболивать роды

 

Медикаментозное обезболивание, в том числе местная анестезия, широко применяется даже при нормальном течении родов (до 80 процентов). Оно гасит или блокирует материнский инстинкт.

Вне патологии не применять анестезию. Ограничиться физической и психологической подготовкой к родам, делающей их легко переносимыми.

2. Не применять стимуляцию

 

Искусственное вызывание родов с помощью лекарств делают, как правило, при перенашивании срока более 10—14 дней и при слабости родовой деятельности.
Это ведет к увеличению числа физиологически незрелых новорожденных и росту процента оперативных вмешательств.
Слабость же родовой деятельности может быть вызвана страхом, угнетенным состоянием матери из-за грубости персонала и казенности больничной обстановки.

Не делать уколов для родовозбуждения, так как длительность беременности может доходить до 341 дня и заканчиваться рождением зрелого ребенка. После 294-го дня надо подождать еще 10—20 дней.
Доброжелательность, внимание и спокойная обстановка нормализуют родовую деятельность.

3 Позволять женщине выбирать положение при родах

 

Женщина рожает лежа на спине, на высоком столе, удобном только для акушеров.

Позволить роженице двигаться при родах и выбирать положение, близкое к положению сидя (полусидя). Тогда потугам помогает сила тяжести (т. е. вес ребенка) и роды проходят быстрее и легче. Еще лучше иметь разнообразные стулья для родов, чтобы женщина могла выбрать заранее самый удобный для нее.

4. Не спешить с перевязкой пуповины

 

Рекомендуется ранняя перевязка пуповины (или накладка зажимов) после первого вдоха новорожденного. Ребенок не успевает взять из плаценты 100—150 миллилитров своей крови, что ослабляет его. Возникает опасность гипоксии и появления желтухи.

Накладывать зажимы или перевязывать пуповину только после прекращения пульсации в ней (через 5—7 минут после рождения), чтобы избежать осложнений и не нарушать естественный ход родов.

5. Сразу приложить ребенка к груди

 

Практикуется позднее прикладывание — через 10—12 часов, а чаще — на вторые, третьи сутки и позже.
Организм матери лишается сильнейшего биологического сигнала — от сосания груди, и потому замедляются послеродовые процессы, становится возможным кровотечение, нарушается лактация (мало молока, или оно не приходит), повышается вероятность мастита. Упущен лучший момент для возникновения эмоциональной привязанности матери к ребенку.
Ребенок лишается молозивного молока, и потому у него весьма вероятен диатез (до 80 процентов вместо 6—7), «не устанавливается желудок», часто бывает желтуха. Сильно тормозится развитие общего (неспецифического) иммунитета.

Необходимо раннее прикладывание в первые 30 минут после рождения. Положить голенького младенца на обнаженную грудь матери на 15 минут (можно даже до выхода последа) и дать ему пососать из обеих грудей. Еще лучше, если мать сама приложит его к груди.
«Интенсивность сосательного рефлекса наиболее резко выражена в пределах первого часа после рождения» (И. А. Аршавский).

6. Молозивный период (первые 7—8 дней) нельзя миновать

 

В роддоме ему не придается значения. Молозиво считается незрелым молоком, без которого можно обойтись. Нередко до матери кормят младенца донорским молоком, глюкозой, нарушая естественный ход кормления. Ребенок лишается ничем не заменимого промежуточного этапа кормления — постепенного перехода от внутриутробного питания к питанию так называемым зрелым молоком.
У ребенка нарушаются обменные процессы, во много раз возрастает вероятность диатеза, а также аллергии и желтухи.

«Молозивное молоко для своего периода также является зрелым» (И. А. Аршавский). Надо обеспечить для младенца молозивный период вскармливания: без опозданий, без перерывов, без коррекций (чужеродных добавок).
«Молозивное молоко… обеспечивает равновесие между агрессивной флорой окружающей среды и системами иммунитета новорожденного ребенка».
У матери вовремя приходит молоко, почти исключены маститы.
Молозиво гарантирует стойкий иммунитет у ребенка.

7. Необходим физический контакт («кожа к коже»)

 

Ребенка после рождения уносят от матери. Тем самым рвут физический контакт, чувственную, зрительную, биоэнергетическую и другие связи матери и ребенка почти на все время пребывания в роддоме. Приносят кормить ребенка, завернутого в пеленки. Это мешает созреванию материнского чувства у матери и задерживает формирование родительского инстинкта у младенца (это обнаруживается, когда он вырастает).

Контакт «кожа к коже» в течение 15 минут в первый час оказывает самое сильное воздействие на мать и дитя и дает длительный эффект — «помогает установлению психической связи между ними на всю жизнь» (рождается взаимная привязанность).
В следующие три дня подобного эффекта не всегда удается добиться даже за 15 часов таких контактов.

8. Как определить физиологическую зрелость

 

Чаще всего ограничиваются измерением роста и веса новорожденного. А это недостаточная информация о готовности младенца к жизни. Крупный, «богатырь», чаще всего физиологически незрелый, а младенец с малым весом оказывается вполне зрелым.
Перекутывание, неправильное вскармливание, тугое пеленание могут усугубить физиологическую незрелость или даже вызвать её после рождения.

 Необходима экспресс-диагностика физиологической зрелости по шкале Апгар — Аршавского через 1 и 5 минут после рождения (сердцебиение, дыхание, окраска кожи, мышечный тонус, рефлексы). Зрелый ребенок — 8—10 баллов.
Физиологическая незрелость может быть компенсирована (чем раньше, тем успешнее) определенными условиями (прохладная температура и интенсивное движение). Эти условия обеспечивают запуск защитных функций организма.

9. В чем заключается участие отца

 

Помощь жене при родах совершенно исключается, так же как и посещение в роддоме матери и ребенка после родов.
Отец ощущает свою непричастность к событию, принимает это как норму и впоследствии мало принимает участия в уходе за малышом, трудно привыкает к нему. У него может совсем не возникнуть отцовское чувство; если он разводится, то легко оставляет ребенка с матерью.

Если мать дает отцу в руки голенького ребенка хотя бы на 5 минут в первый час после рождения, возникает сильное чувство отцовской привязанности к малышу и ответственности за его жизнь и благополучие.
В некоторых странах (ФРГ, Франция) начинают допускать и даже поощрять помощь отца при родах. Это благотворно действует на многих женщин.

10. Нужна ли обработка глаз

 

Принятое в настоящее время немедленное введение раствора ляписа или сульфацил-натрия в глаза ребенку часто вызывает конъюнктивит (гноятся глаза), особенно при введении ляписа (до 80 процентов случаев).

Не закапывать ни раствор ляписа, ни сульфацил-натрий, если мать не болела венерическими заболеваниями.

11. Нужны ли прививки

 

В результате противотуберкулезной прививки (БЦЖ) по истечении инкубационного периода (2— 3 недели) возможны диспепсические явления, а позже прививочный туберкулез, требующий лечения (4—6 процентов случаев).

Не делать прививку БЦЖ, если в семье нет больных туберкулезом. Туберкулез у нас уже редкость.

12. Как пеленать ребенка

 

Практикуется тугое пеленание, не позволяющее ребенку шевелиться в течение дня. Это задерживает его физическое и психическое развитие.
Термостатическое содержание, то есть завертывание в пять-шесть одежек (две распашонки, подгузник, пеленка, клеенка и одеяло), при комнатной температуре от 18 до 23 градусов ведет к расслаблению мышц и задержке развития.
Ребенок постоянно в термокомфортной или даже жаркой температуре (плюс 32—34 градуса) и в атмосфере повышенной влажности (парится). Свертываются за ненадобностью функции терморегулирования и появляются: потница, опрелости, затем простуды (ОРЗ), бронхиты, пневмонии, отиты. Ребенок часто болеет уже до года.

Завертывать в одну-две пеленки надо только для сна, оставляя ребенка в распашонке или голенького в часы бодрствования.
В 1—2-й день полезно троекратное погружение в холодную воду (6—10 градусов), что обеспечивает запуск терморегуляторов организма (с запасом).
В последующем температура в комнате должна быть 17—19 градусов (не выше 20 градусов).
Кормление и гуляние в комнате голеньким или в распашонке, подмывание холодной водой (с ладони из-под крана), после купания обливание холодной или прохладной водой (18— 20 градусов).
В результате этого на первом году жизни ребенок, как правило, ничем не болеет.

13. Не удалять ребенка от матери

 

Если помещать ребенка и мать в разных палатах, то возможно начало госпитализма, то есть задержка в эмоциональном и психическом развитии ребенка, ослабление материнской привязанности.

Ребенок должен находиться вместе с матерью в одной палате. Она же ухаживает за ребенком (вместе с медсестрой). При этом сохраняется большинство линий их связи (зрительная, слуховая, эмоциональная, и другие). Растет чувство взаимной привязанности матери и ребенка.

14. Не рвать связь матери с младенцем ночью

 

Рекомендуется укладывать младенца отдельно от матери. Это ведет к тому, что ребенок не может спать спокойно, часто просыпается, просит есть.
В результате мать не высыпается. Закладываются начала неврозов и у ребенка.

Ночью мать спит вместе с ребенком, сохраняя физический, эмоциональный и биоэнергетический контакт с ним, как это было во всей истории человечества, сохранилось у народов неиндустриальных культур и у всех млекопитающих.
Мать высыпается. Сохраняются условия формирования здоровой нервной системы и родительских инстинктов у ребенка.

15. Кормить по требованию

 

Строгий режим, как и «необходимое число кормлений», отключает естественные регуляторы организма — чувства голода, сытости, сна, бодрствования и другие, дает начало формированию пассивной жизненной позиции, не соответствует естественным потребностям ребенка и создает трудности матери.

Лучше гибкий естественный режим (кормление по требованию), устанавливаемый потребностями ребенка, изменяемый соответственно возрасту и диктуемый условиями жизни, работы и желаниями матери.
Кормление по требованию — одно из важных условий формирования здоровой нервной системы у ребенка и сохранения здоровья матери (не треплют нервы друг другу из-за режима).

16. Когда делать ночной перерыв в кормлении

 

Ночной перерыв в кормлении с 24 до 6 часов утра считается обязательным: мать должна отдохнуть.
Ребенок может часто просыпаться, просить есть. Мать не высыпается, ухудшается лактация.

Ночной перерыв естествен после 2—3 месяцев, когда ребенок сам уже переходит на 4-разовое кормление. До этого времени проснувшегося ночью малыша надо подержать на горшочке и покормить, как это делают у народов неиндустриальных культур. Почти все млекопитающие кормят новорожденных и ночью.

17. Когда давать бутылку с соской

 

В родильном доме пренебрегают явлением импринтинга (впечатывание первых впечатлений жизни) и раньше, чем материнскую грудь, могут предложить донорское молоко или раствор глюкозы из бутылки с соской. Это ведет к воспитанию ленивого сосуна и толкает к искусственному вскармливанию, так как из груди сосать обычно гораздо труднее, чем из бутылки.

В первые 10—15 дней в рот ребенку давать только материнский сосок и даже водой лучше поить с ложечки.

18. Контрольное кормление не нужно

 

Контрольное кормление очень часто ведет к поспешному выводу, что молока ребенку не хватает, и матери выписывают ранние докормы донорским молоком или смесями.
Отсутствует время, необходимое для саморегулирования системы «мать — дитя». Стимулируется переход к искусственному вскармливанию, хотя мать могла бы выкормить сама.

В первые 2—3 недели никаких докормов, давать только воду между кормлениями. Все должны знать, что любая женщина может выкормить ребенка, а тем более родная мать. У индейцев-ирокезов в случае смерти кормящей матери ребенка спасает бабушка, так как через 2—3 дня непрерывного сосания у нее приходит молоко и ребенку его вполне хватает.

19. Ранние коррекции питания вредны

 

Ранние, необоснованные коррекции питания вредны: с 1 — 1,5-месячного возраста дают соки, фруктовые пюре, яичный желток, витамин Д и другие.
Они ведут к диспепсическим явлениям: пучит животик, расстраивается кишечник, ребенок часто плачет, возможно появление признаков гастрита.

Не прибегать к коррекциям, так как желудок ребенка не готов переваривать другие виды пищи, кроме материнского молока.
Рыбий жир для такого младенца скорее вреден, чем полезен. Избыток витамина Д опаснее, чем его недостаток. Докормы надо начинать с сигнала природы — прорезывания первого зуба. Сухарик, корочка хлеба, яблоко, морковь необходимы, чтобы ребенок «точил» зубки и учился жевать.

20. Докормы смесями вредны

 

Докормы смесями, изготовленными из коровьего молока («Малютка», «Малыш», «Симилак», «Пилтти» и другие), с первых дней жизни резко снижают сопротивляемость болезням. Смеси угнетают бифидус-флору (человеческую) в кишечнике ребенка, часто вызывают поносы. Так как коровье молоко предназначено для телят, набирающих вес в 5 раз быстрее ребенка, то они стимулируют ожирение и акселерацию и вызывают задержку развития мозговой ткани.

Докормы в первые месяцы жизни позволительны только женским молоком. Смеси не опасны после прорезывания первого зуба (после 5—8 месяцев).

21. Смешанное вскармливание равно катастрофе

 

Педиатры считают, что 30 процентов грудного молока в рационе достаточно для нормального развития. В действительности смешанное вскармливание близко к искусственному, а значит, к экологической катастрофе для ребенка (тем более значимой, чем меньше возраст).
«Искусственники» склонны к аллергиям в 10 раз чаще «естественников». У первых возможен рахит, они чаще болеют ОРВИ и кишечными расстройствами. Смешанное вскармливание обусловливает впоследствии раннюю импотенцию у мужчин, рост которой отмечается во всем цивилизованном мире. У детей, которых кормили из бутылки, неровные зубы встречаются на 40 процентов чаще, чем у детей, которых до года кормили грудью. У «искусственников» во взрослости обнаруживают ослабление родительской привязанности.

Только естественное вскармливание, то есть кормление грудным молоком и водой, до прорезывания первого зуба (до 5—8 месяцев) позволяет ребенку не болеть в первый год жизни и практически избавиться от болезней и других неприятностей в более старшем возрасте.

22. Не стремитесь, чтобы ребенок «добирал до нормы»

 

Очень часто врачи требуют докармливать ребенка или вводить лекарственные средства, если он «недобирает» в весе.
Эти меры стимулируют ожирение, так как нормы противоестественно выросли (акселеративные), оптимальные нормы забыты. Количество ожиревших детей ежегодно увеличивается примерно на 1 процент в год и достигает уже 15 процентов.

Годовалый ребенок до акселерации весил в среднем 9,0+1,1 килограмма. Поэтому не раскармливать выше 10,5 килограмма, чтобы не привести к ожирению.

23. Кормить не по инструкции, а по природе

 

Считается, после родов (в первые 6—10 часов) мать нуждается в полном отдыхе, да и молока у нее еще нет.
Несколько первых капель молока сцеживают и выливают.
Первые 4 дня мать кормит лежа, а в последующем — только сидя, хотя многим неудобно, быстро устает спина
При каждом кормлении маме рекомендуют прикладывать ребенка только к одной груди, даже если у нее двойня.
Перед каждым кормлением советуют тщательно обмыть грудь и сосок ватой, смоченной в растворе борной кислоты.
Мать сама вкладывает ребенку сосок и часть околососочного кружка в рот.
Остатки молока обязательно сцеживают, что замедляет саморегулирование в системе «мать — дитя», когда молока приходит ровно столько, сколько надо ребенку.
При слабом сосании рекомендовано докармливать сцеженным молоком с ложечки. Ребенок превращается при этом в ленивого сосуна.
Ребенка будят для кормления, если просыпает больше чем на 15—20 минут. Тем самым отключается работа естественного регулятора сна в организме.
Считается, что оставлять ребенка у груди больше 20 минут не следует. Но это не позволяет осуществить саморегулирование в системе «мать — дитя» и рассосать грудь, если молока мало.

Есть молозиво — продукт величайшей ценности, это естественное переходное питание к молоку, и его ребенку достаточно.
Сцеживание первых капель противоестественно и потому совершенно лишне.
Кормить и сидя, и лежа, как матери удобнее.
Это противоестественно и, возможно, ведет к уменьшению лактации, так как от не опорожненной груди идет сигнал об избытке молока, и лактация в ней уменьшается.
Избегать подобных мер, так как ребенок может не брать сосок, борная кислота вредна для ребенка.
Лучше давать возможность самому ребенку отыскивать сосок и забирать его в рот.
Сцеживать, если нужно молоко другому ребенку, и не надо, если сосет только один.
Не докармливать ребенка, чтобы в следующее кормление сосал лучше.
Не нарушать сон ребенка ради режима. Выспавшийся ребенок спокоен, играет, хорошо ест.
Обязательно оставлять ребенка дольше у груди, если молока ему мало. Сосание груди — сильнейший биологический сигнал организму матери, вызывающий через 1—2 дня появление молока в груди любой здоровой женщины: молодой и старой, рожавшей ранее и даже не рожавшей.

24. Соблюдать чистоту, но не стерильность

 

Стерильность содержания ребенка в семье — кипяченая вода, стерилизация бутылок, сосок, ложек, пеленок — задерживает развитие иммунной системы вплоть до податливости даже непатогенным микробам.

Поддерживать чистоту, но избегать стерильности. Помогать естественному процессу укрепления общего иммунитета в период «наивысших адаптивных возможностей ребенка» (И. А. Аршавский).

25. Не смиряйтесь со стиркой пеленок

 

Врачи советуют: смиритесь со стиркой пеленок (в СССР — до 6— 8 месяцев; во Франции — до 1 года; в США — до 2—3 лет).
На мать взваливается огромное количество бессмысленной работы, а у ребенка вырабатывается вредный навык недержания мочи, тем более прочный, чем дольше продолжается обучение. Даже может задержаться рост мочевого пузыря. Отучать от этого вредного навыка тем труднее, чем старше ребенок, и не все могут отучиться. Около 14 процентов детей потом страдают от энуреза, у них развиваются неврозы и может возникнуть комплекс неполноценности.

С первых дней, когда мать чувствует, что ребенку «надо», она придает ему удобную позу, издает звук «псс» и, если он все сделал, вознаграждает его чем-либо приятным (вырабатывает условный рефлекс).
Стирка пеленок может быть уменьшена в 10—15 раз. Гигиенические навыки вырабатываются тем быстрее, чем лучше мать понимает ребенка. В Индии, Африке обучение оканчивается к 4— 6 месяцам.

26. Обращайтесь с ребенком энергично

 

Врачи считают ребенка слабым и хрупким и рекомендуют чрезмерно нежное, сверх осторожное обращение с ним. Это ведет к расслаблению мышц и замедлению развития и созревания всех остальных систем организма. Сюда же относятся рекомендации по пассивной гимнастике ребенка, когда его ручками и ножками двигают взрослые, а не он сам.

Новорожденный не слаб, не хрупок, не беспомощен он многое может. Энергичное обращение с ним заставляет его напрягаться и помогать взрослому переворачивать, поднимать его, брать на руки. Ранний запуск хватательного рефлекса, укладывание голенького малыша на животик совершенствует развитие движений и всех других систем организма.

27. Запускайте в работу врожденные рефлексы

 

Психологи считают многие врожденные рефлексы атавистическими, и все они (хватательный, опорный, шаговый, плавания, ползания и другие), по их мнению, отмирают за ненадобностью. А врачи запрещают висы и не разрешают ставить на ножки младенцев до 5— 6 месяцев. Это задерживает физическое и умственное развитие ребенка.

С первых дней жизни можно включать хватательный и шаговый рефлексы: просунув в сжатые кулачки младенца по пальцу и поставив на ножки, приподнять, чтобы он повис. Поставленный на ножки и чуть наклоненный вперед, он начинает переступать. После кормления включать опорный рефлекс (на 1—2 минуты), чтобы малыш срыгивал проглоченный при сосании воздух. Ребенок быстро крепнет, хорошо развивается.

28. Не бойтесь брать ребенка на руки

 

«Катание, ношение, укачивание, убаюкивание только портит детей… С таким избалованным ребенком вам будет тяжело»,— предупреждают врачи. В действительности же кроватное существование ведет к обеднению эмоциональной сферы, неконтактности ребенка и задержке в развитии. Отсутствие практики всякого качания (на руках, в люльке, на качелях) может привести во взрослости к тому, что человека будет укачивать на корабле, в самолете, а автомобиле и поезде.

Не отказывайте ребенку в ношении на руках, в качании и общении. Оно тем более нужно ребенку, чем он меньше. В общении он приобретает опыт человеческих отношений и развивает свои чувства. Но к году ему надо уже половину времени проводить в самостоятельной деятельности — ползании по квартире и изучении свойств вещей и игрушек.
Раньше во флот брали только крепких деревенских парней, которых в младенчестве матери качали в люльках или зыбках.

29. Солнце в меру — хорошо

 

Врачи запрещают солнечные ванны: в СССР — до 1—3 лет; во Франции — до 4 месяцев; в Венгрии — до 6 недель. Это приводит к заболеванию рахитом, от которого мы давно бы избавились, так как у нас почти не осталось трущоб и подвалов, а сейчас вынуждены писать: «…чему уделить главное внимание на третьем месяце? Прежде всего — профилактике рахита».

Выносить на солнышко ребенка с 2—3 недель. Начинайте с 0,1 эритемной дозы взрослого (4 минуты на широте Москвы, две — на Кавказе и в Крыму). За 10-15 дней дойдите до целой дозы, а с 3—6-месячного возраста — до приобретения легкого загара, следя за самочувствием малыша. Большие дозы облучения небезвредны, особенно для белокожих, которые вначале могут получить ожоги (до волдырей и слезания кожи).

30. Где лучше рожать?

 

Родильный дом располагает медицинским оборудованием, там работают специалисты, но… там обычно холодная больничная обстановка, кругом чужие люди. Мать в пассивной роли «больной», которой нужна помощь, тогда как в действительности она здорова и готовится к свершению Чуда — рождению новой жизни. Роль отца сведена к нулю. Применение стимуляторов, анестезии и других препаратов превращает деторождение в чисто медицинский случай и гасит материнский инстинкт. Растет количество ятрогенных заболеваний, то есть заболеваний, вызванных врачебным вмешательством.

Лучшие условия для родов, видимо, естественные. Не ложиться в больницу на сохранение, при возможности рожать дома, в кругу родных и близких, в атмосфере радостного ожидания, под наблюдением доброй, опытной акушерки, ведущей женщину и в период беременности (как в Голландии).
Рождение человека — событие не только для отца и матери, и люди должны выработать ритуал входа в жизнь.

Современные опасности, угрожающие здоровью и развитию ребенка в первый год

1. ИСКУССТВЕННОЕ И СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ. Это самая коварная из опасностей из-за недооценки ее и врачами, и родителями и потому медленно, но непрерывно растущая (у нас примерно 16 процентов «искусственников» и 24 — «сметанников», по данным на 1988 год), хотя кормить могли бы 98-99 процентов матерей.

Смеси на основе коровьего молока резко снижают сопротивляемость болезням, стимулируют акселерацию и ожирение, угнетают микрофлору кишечника, ведут к поносам, заметно задерживают развитие мозговой ткани, а во взрослости обусловливают сдвиг к ранней импотенции и часто к ослаблению родительских инстинктов (девочка-искусственница, став матерью, тоже часто не хочет кормить своих детей грудью).

Ребенок на естественном вскармливании, то есть получающий только грудь, до прорезывания первого зуба (до 5-8 месяцев), как правило, ничем не болеет до года и обычно свободен от всех перечисленных болезней и неприятностей.

2 ПОЗДНЕЕ ПРИКЛАДЫВАНИЕ К ГРУДИ МАТЕРИ (через 1-2 суток), то есть лишение ребенка молозивного молока, а матери — сильного биологического сигнала (сосание груди ребенком), и отсутствие физического, эмоционального и биоэнергетического («кожа к коже») контакта с матерью в самые важные первые часы и дни после

рождения.

Вред его колоссален у матери резко снижается лактация (отделение молока), возрастает вероятность заболевания маститом, замедляется течение послеродовых процессов и ослабляется привязанность к ребенку; у ребенка нарушается работа кишечника, в 8- 10 раз увеличивается вероятность появления диатеза и аллергий, учащаются случаи желтухи, не укрепляется иммунитет и ослабляется чувство привязанности к матери.

3 ПЕРЕКУТЫВАНИЕ ребенка в часы бодрствования и термостатическое содержание (постоянный термокомфорт) ведут к свертыванию за ненадобностью механизмов терморегулирования и частым простудным заболеваниям (ОРЗ, ОРВИ). Именно оно порождает до 80- 90 процентов всех болезней ребенка.

4. СТЕРИЛИЗАЦИЯ пищи, питья, посуды, пеленок, игрушек и прочего задерживает естественное развитие и укрепление иммунитета ребенка, приводит к болезненности, когда даже непатогенные микробы становятся инфекцией, а у взрослых формирует противоестественный страх перед микробами, нервозность и снижает сопротивляемость организма вплоть до возникновения психогенных заболеваний.

5. ПЕРЕКАРМЛИВАНИЕ, стимулируемое акселеративными нормами роста и веса, искусственным и смешанным вскармливанием, ранним прикормом (до прорезывания зуба) и дезориентирующей родителей рекламой смесей, как наилучшей и удобной пищи для младенцев. Количество ожиревших детей медленно возрастает (примерно на 1 процент ежегодно), и 80 процентов уносят это ожирение во взрослость со всем «букетом» сопровождающих ожирение болезней.

6. Обречение на НЕПОДВИЖНОСТЬ в первые 6 месяцев (лежание «полешком», завернутым в 7 одежек и одеяло) и недостаток движения позже ведут к недоразвитию мышечной системы и вместе с ней к слабости всех внутренних органов и даже к задержке умственного развития. Ребенка, умеющего ходить, возят в коляске, что оставляет без нагрузки сердце, учит пребывать в пассивном безделье, не развивает стопу, и она остается плоской.

7 ОБЕРЕГАНИЕ ребенка ОТ ОПАСНОСТЕЙ вместо знакомства с ними, приводящее к неосторожности и заметно увеличивающее вероятность травматизма.

8. ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ и возможностей познания мира после б-7 месяцев (усаживание ребенка, умеющего ползать, в кроватку или в манеж), задерживающее развитие творческой стороны интеллекта. Огромное количество запретов, делающих ребенка удобным для взрослых, но неразвитым.

9. Две крайности в общении с ребенком:

во-первых, ЗАОРГАНИЗОВАННОСТЬ (в том числе и сверхзаботливый уход) — непрерывные занятия, развлечения, игры и отсутствие времени для самостоятельной деятельности ребенка — ошибка, возникающая чаще у освобожденных от других дел мам, бабушек; нянь, воспитательниц), особенно распространенная в детских садах;

во-вторых, ЗАБРОШЕННОСТЬ — сведение общения только к обслуживанию ребенка, как в домах ребенка, детских домах, больницах, детских яслях. Это ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму, а в итоге к задержке развития и умственной отсталости.

10. ПРИМЕНЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ для лечения младенцев. Антибиотики аминоглюкозидного ряда (неомицин, мономицин, канамицин, стрептомицин) ведут к глухоте: сначала к потере слуха на высоких частотах, затем на низких и при дальнейшем применении — к слепоте.

11. ПРИЕМ ЛЕКАРСТВ КОРМЯЩЕЙ МАТЕРЬЮ.

Пенициллины могут вызвать сенсибилизацию ребенка (не может есть некоторые виды пищи, принимать некоторые лекарства);

тетрациклины оказывают токсическое действие (признаки отравления ребенка);

сульфаниламиды усиливают желтуху у ребенка;

левомицетин вызывает отказ от груди, рвоту, диспепсические явления и даже поражение костномозгового кроветворения;

налидиксиновая кислота может вызвать гемолиз эритроцитов у детей (белокровие);

метронидазол (трихопол) — оказывает канцерогенное действие.