2. Фанатизм и крайности

1. Крайности — результат ложной реформы:

«Мне хотелось бы кое-что сказать о крайних взглядах в реформе здоровья.

В таких случаях реформа здоровья становится ложной реформой, губительной для здоровья. (1901. СПП. 202).

2. Крайности вредят, а диавол торжествует:

«Если в поведении приверженцев санитарной реформы будут допущены крайности, тогда очень трудно убедить людей в правильном понимании этой вести.

Как часто наши религиозные убеждения поносятся и наблюдающие за практическими примерами крайностей, уже не способны видеть ничего доброго в санитарной реформе. Такие фанатики могут столько зла сделать за несколько месяцев, что для исправления его [12] не хватит и всей жизни. Они делают работу, в успехе которой сатана находит большое удовольствие. (1890. СПП. 195).

3. Некоторые используют предостережения о крайностях, чтобы оправдать свое угождение аппетиту:

«Всеми силами мы должны остерегаться фанатических взглядов. Почти всегда работа принимает такой оборот, поэтому я вынуждена говорить, чтобы изменить ложное представление о нашем народе,- чтобы люди не думали, что Адвентисты седьмого дня — это общество фанатиков. Когда мы пытаемся спасти людей как головню из огня,- с одной стороны нам необходимо указать на такие ошибки, и с другой стороны — предотвратить не меньшее зло — раскрыть состояние тех, которые используют предостережения о крайностях, чтобы оправдать свое угождение аппетиту. (1901. СПП. 210).

4. В вопросах питания никто не должен диктовать свою волю другим:

«В реформе питания есть настоящий здравый смысл. Этот вопрос следует широко и глубоко изучать, и никто не должен критиковать других за то, что действия других не вполне совпадают с их собственными. Невозможно предписать твердые правила, как руководство в привычках каждого человека, а поэтому никто не должен считать себя авторитетом для других. Не все могут кушать одно и то же. Пища, которая для одного будет питательной и вкусной, для другого — безвкусной и даже вредной. Одни не могут пить молоко, в то время как другие с наслаждением делают это. Некоторые не могут употреблять горох и фасоль, а другие очень любят эти блюда, и считают их самыми полезными для себя. Для некоторых продукты из грубого помола зерна являются прекрасной пищей, другие же совершенно не могут употреблять их. (1905. ПП. 198). [13]

5. Воспитывать, но не принуждать:

«Воспитывайте сознание людей, но не оказывайте никакого давления или насилия. Потому что перемена, производимая под давлением, окажется бесполезной. (СПП. 292).

6. Недостаточное питание — опасность для людей с крайними взглядами:

«Много такта, т. е. умения и благоразумия должно быть проявлено при приготовлении полезной, здоровой еды, которая должна заменить собой прежнюю пищу тех, кто в данное время желает стать приверженцем реформы здоровья.

В этом вопросе требуется вера в Бога, целеустремленность и сердечное желание помочь друг другу. Пища, лишенная самого необходимого, навлекает упреки и осуждения на дело реформы здоровья. Мы — люди смертные, и наш организм нуждается в здоровой и питательной пище.

Некоторые из нашего народа очень добросовестно воздерживаясь от нездоровой пищи, пренебрегают необходимостью употреблять то, что нужно для питания их организма. Придерживаясь некоторых крайних взглядов в этом вопросе, они приготовляют безвкусную пищу.

В то время, когда пища должна быть вкусной и аппетитно приготовленной. Ни в коем случае нельзя лишать организм того, в чем он нуждается. (СПП. 9. 161, 162). [14]

7. Плохой внешний вид экстремистов — вредит реформе здоровья:

«Под влиянием фанатичного учения искренние души могут впасть в крайности.

Их плохой внешний вид не будет свидетельствовать в пользу санитарной реформы. (1901. СПП. 352).

8. Преподавать реформу здоровья необходимо постепенно и терпеливо:

«Мы не должны идти быстрее тех, чья совесть и разум убеждены в истинах, которые мы защищаем. Мы должны глубоко понимать условия и обстоятельства людей. Некоторые из нас, в течение целого ряда лет приходили к такому пониманию вопросов здоровья, как мы понимаем сейчас. Произвести реформу в питании — это не моментальная работа.

Мы встретимся здесь с силой аппетита, потому что мир предан пресыщению. Если мы предоставим людям столько времени, сколько понадобилось для нас, чтобы достичь такого положения, какого мы достигли сегодня в этом вопросе, тогда мы проявим к ним много терпения и разрешим им идти шаг за шагом, так как делали и мы, пока, наконец, их ноги не утвердятся на платформе здоровья. Но мы должны быть очень осторожны, чтобы не проявить в этом вопросе спешки, чтобы нам не пришлось потом возвращаться обратно. Что касается реформы, лучше для нас не дойти одного шага до назначенной метки, чем перейти чрез ее норму. А если и произойдет какая-либо ошибка, пусть это будет лучше со стороны людей. Более того, мы не должны в письменном виде защищать такие положения, которые не были практически испытаны в наших собственных семействах, за нашими столами…

Если при беседе с людьми, которые еще не просвещены в вопросах реформы здоровья, мы представим им наши строгие взгляды, они могут разочароваться, увидев, как много они должны еще оставить. [15] Мы должны терпеливо, постепенно вести народ вперед, помня, из какой глубокой пропасти мы сами были извлечены. (1872. СЗ. 438).

9. Правильный дух реформаторов здоровья:

«Среди всех людей, реформаторы должны быть самыми бескорыстными, любезными и в высшей степени вежливыми людьми. (СИ. 157). [16]