8. Свет! Камера! Мотор! Начали!!

Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. Притчи. 4:11-12.

«Вы можете научить меня играть на тромбоне так, чтобы я мог выступать в городском оркестре, на парадах и так далее?»

— спросил пятидесятилетний мужчина у уличного музыканта. «Конечно могу», — ответил тот. «А сколько времени для этого понадобится?» — спросил будущий тромбонист. «Что ж, — сказал музыкант, — я могу научить играть почти каждого за пять лет». — «Пять лет! — воскликнул мужчина. — К тому времени мне стукнет пятьдесят пять!» — «Да, — подтвердил музыкант. — А сколько вам стукнет через пять лет, если вы не будете учиться играть на тромбоне?»

Практика, практика, практика

Идеи системы воспитания с помощью любви и логики могут показаться родителям-новичкам или тем, кто уже отчаялся, пытаясь дисциплинировать своих детей с помощью различных методов, чересчур сложными. Приходится помнить о многом. Самооценка, слова, заставляющие думать, разграничение проблем, варианты выбора, сочувствие последствиям ошибок — всего этого вполне достаточно, чтобы прийти в отчаяние любому непосвященному в «стиль любви и логики», пытающемуся сразу же применить все это на практике.

Воспитание с помощью любви и логики можно сравнить с соблюдением диеты. Тот, кто садится на диету, не говорит: «Сегодня я похудею» — и гоп-ля! — худеет. Так и родители не скажут: «Прямо сейчас мои дети исправятся».

Итак, если любовь и логика для вас нечто совсем новое, начинайте применять их постепенно. Выберите что-то одно, беспокоящее вас в поведении ребенка, — какую-то одну черту характера, которую, по вашему мнению, вы сможете исправить, опираясь на принципы любви и логики, — и работайте над ней. Но не делайте этого сразу. Сначала порепетируйте. Посмотрите, как может прореагировать ребенок на ваши действия, и подготовьтесь к его реакции. Когда вы добьетесь успеха в этом вопросе, займитесь другим, потом следующим и так далее.

Такая техника называется мысленной репетицией. Следующие пять основополагающих моментов помогут вам начать применять на практике любовь и логику:

1. Выберите ситуацию и определите, чего хотите добиться от ребенка.

2. Представьте себе, что стоите перед ребенком, смотрите ему прямо в глаза и ожидаете выполнения своей просьбы. Проследите за собой в зеркале.

3. Представьте звук своего голоса.

4. Проверьте эти действия на своих друзьях и узнайте их мнение.

5. Репетируйте до тех пор, пока не заметите, что мысленно произносите: «Будь умницей, малыш. Давай вместе попробуем вести себя иначе». Начинайте применять эту стратегию на практике лишь в том случае, если у вас есть время, силы и достаточная поддержка ваших действий. Дети станут проверять вас, сердиться, будут пытаться заставить вас любым способом вернуться к старым методам воспитания — вплоть до того, что могут заявить: «Раньше ты мне больше нравилась, мамочка». Но проявите твердость. Как только вы натолкнетесь на сопротивление, знайте: система срабатывает.

Одного месяца воспитания с помощью любви и логики достаточно, чтобы исправить ошибки целого года неправильного воспитания. Так что, если вашему ребенку двенадцать лет, дайте себе срок двенадцать месяцев, чтобы помочь ему научиться ответственно мыслить.

О детях не волнуйтесь, они предоставят вам сколько угодно возможностей для практики. Опыт узнавания родителей складывался у них годами, и они многое понимают. Если дети умеют управлять вами, поочередно нажимая кнопки «злости», «жалости» или «вины», они будут кидаться к ним всякий раз, как почувствуют необходимость такого воздействия на родителей.

По мере применения на практике принципов воспитания с помощью любви и логики вы обнаружите, что меняетесь вместе с детьми. С каждым достижением вы будете чувствовать, что ваша самооценка выросла настолько же, насколько выросла она у ваших детей.

Применять любовь и логику никогда не поздно. Даже если наши дети уже подростки и никогда не испытывали на себе дисциплинирующего воздействия любви и логики, они — и мы — только выиграют, если мы начнем применять эту систему воспитания на практике. Очень важно создать такие отношения с детьми, которые позволили бы сохранить любовь и взаимопонимание на всю жизнь, и начать работать над этим никогда не поздно.

Дети — самое дорогое, что у нас есть. Они обращаются к нам всего с одной просьбой: «За эти короткие восемнадцать лет, что мы вместе, пожалуйста, научите нас жизни и помогите стать ответственными взрослыми людьми к тому моменту, когда мы покинем отчий дом и выйдем в настоящую жизнь».

В течение этих восемнадцати лет перед нами не раз будут вставать очень трудные задачи в воспитании детей. Но всякий раз, когда у них возникнут проблемы, наша любовь будет с ними. Любовь к детям может быть как нашим союзником, так и нашим врагом: она может как помочь детям узнать то, что необходимо, так и не позволить им стать ответственными людьми.

Давайте же выполним просьбу наших детей. Давайте любить их так, чтобы дать им» возможность научиться необходимому и важному делу — думать и жить ответственно.