Часть 2. «Жемчужины» воспитания с помощью любви и логики

Как пользоваться «жемчужинами» любви и логики

Знание основных понятий системы воспитания с помощью любви и логики — хорошее начало: они — фундамент, на котором можно строить дисциплину. Но применение этих идей на практике, несомненно, заводит нас на более зыбкую почву.

Как вести себя с детьми, которые становятся похожи на извергающийся вулкан, если им не удается настоять на своем? А что делать с теми подростками, которые встречают самый безобидный наш вопрос грубым: «Отвали, козел!»? Как быть с теми, кого вечером не загонишь в кровать, а утром не добудишься, или с теми, кто палец о палец не желает ударить, чтобы помочь по дому, сделать уроки, накормить любимую кошку или собаку и т. д..?

Мы не хотим философии. Мы хотим получить ответы! Как применять на практике, в реальной жизни все то, что мы уже прекрасно знаем в теории: разграничение проблем; слова, заставляющие задуматься; возможность выбора; сочувствие последствиям ошибок?

Вторая половина этой книги, состоящая из сорок одного совета — «жемчужины» любви и логики, содержит практические рекомендации, позволяющие решать некоторые из наиболее распространенных и типичных проблем, с которыми сталкиваются родители в первые двенадцать лет жизни ребенка. Многие из «жемчужин» содержат образцы диалогов между родителями и детьми, которые показывают, как решить с ребенком ту или иную проблему.

Но будьте осторожны: не пытайтесь применять советы-«жемчужины» на практике до тех пор, пока не прочитаете первую половину этой книги.

1. Карманные деньги

Приходит время, и в жизни каждого ребенка наступает момент, когда перед ним (или перед ней) неумолимо встает проблема финансовой ответственности, связанная с карманными деньгами. Обычно это происходит, когда ребенку исполняется пять-шесть лет. Мы даем детям определенную сумму на карманные расходы, чтобы они научились обращаться с деньгами. Дети, которым приходится самостоятельно решать непростые денежные вопросы, становятся более ответственными не только в этой, но и во всех остальных сферах жизни. Действительно, выяснилось, что дети, имеющие значительные навыки обращения с деньгами, как правило, лучше учатся в школе.

Вот несколько полезных правил, которые помогут нашим детям извлечь наибольшую пользу из первого, не всегда приятного опыта обращения с деньгами.

1. Дети не зарабатывают свои карманные деньги. Вы не платите им за работу, которую они выполняют по дому. Оплачивая детям помощь по хозяйству, вы лишаете их возможности с достоинством нести груз домашних обязанностей. Только если вам самим не хочется делать какую-то работу по дому и вы просите детей сделать ее за вас — следует заплатить им за это.

2. Карманные деньги следует выдавать в одно и то же время каждую неделю. Можно использовать для этого специальные конверты. Положите в конверт с написанным на нем именем ребенка деньги и небольшой счет с перечнем предполагаемых расходов, например, для первоклассника:

«1 доллар на карманные расходы, 6 долларов — на обеды». На счете напишите: «Мы тебя любим. Трать деньги с умом и не все сразу, чтобы тебе хватило их на неделю». Тогда ваш ребенок будет аккуратнее обращаться с содержимым конверта.

3. Никогда не настаивайте на том, чтобы ребенок копил карманные деньги. Дети не смогут научиться обращаться с деньгами, если будут складывать их в обувную коробку в самом дальнем углу своего шкафа, приберегая на то время, когда вырастут. Дети должны пройти через собственный период экономического спада — когда страшно нужны деньги, а они все уже потрачены, — чтобы узнать, что такое деньги. Одним словом, и взрослые, и дети овладевают искусством экономно распоряжаться деньгами, только пережив период полного безденежья.

4. Разрешайте детям копить деньги, тратить их и даже сорить ими так, как они считают нужным, за исключением, конечно, противозаконных целей. Они могут потратить их, чтобы заплатить тем, кто выполнит за них домашние обязанности. Они могут даже нанять себе временную няню, если не хотят ехать куда-то со всей семьей.

Но здесь есть ловушка: коль уж деньги потрачены, то потрачены, и больше ни цента до следующего конверта.

Мой (Джима) сын Чарли получил прекрасный урок того, как нужно обращаться с деньгами, в первую же неделю после получения карманных денег. Мы всей семьей поехали на карнавал, и продавцы сладостей, повстречавшиеся нам на пути, сделали свое дело: Чарли вернулся домой, разорившись в пух и прах.

«На что мне обедать, пап?» — спросил Чарли утром в понедельник, полностью осознав смысл происшедшего. «Загляни в свой конверт и возьми оттуда деньги на обеды», — посоветовал я. «Но они кончились», — сказал Чарли. «Что ж, это очень плохо. Что ты собираешься делать?» — спросил я. «Не знаю, — сказал он. — Можно мне взять на обед что-нибудь из холодильника?» — «Конечно, если ты сможешь потом за это заплатить, — сказал я. — Мама и я уже оплатили твои обеды, и нам совсем не хочется делать это второй раз».

Эта неделя оказалась для Чарли тяжелой. Но пять дней только на завтраках и ужинах (правда, мы старались сделать их вкусными и сытными) преподали ему хороший урок ведения финансовых дел.

Однако наступит время, когда дети поведут себя более настойчиво и психологически более хитро, чем мой Чарли. Когда они, задолго до положенного срока истратив свое «состояние», притащатся к нам клянчить деньги вперед, мы должны сохранять твердость и быть неумолимыми, как банкиры периода великой депрессии: «Да, ты обязательно получишь свои деньги — но только в назначенный день». Чтобы добиться своего, наши дети могут даже попытаться вызвать в нас чувство вины, но мы не должны позволить ни единому центу перекочевать из нашего кошелька в их карман.

Обратите внимание, как отец решает со своей дочерью проблему финансового кризиса, разразившегося у нее в середине недели.

СТЕФФЙ. Папочка, у меня кончились деньги.

ОТЕЦ. Что же, со мной такое тоже случается. Мне всегда требуется больше, чем у меня есть. Что же ты собираешься делать?

СТЕФФИ. Я хотела попросить у тебя. Не можешь ли ты подбросить мне еще немного денег?

ОТЕЦ. Ну что ж, я с удовольствием сделаю это в субботу. А пока, может быть, ты выполнишь за кого-нибудь домашние обязанности, чтобы немного заработать?

СТЕФФИ. Но деньги мне нужны сейчас!

ОТЕЦ. Я все прекрасно понимаю. Не надо волноваться, ты получишь их в субботу.

СТЕФФИ. Но это нечестно!

ОТЕЦ. Вполне возможно, но ты получишь их в субботу.

СТЕФФИ. У моих друзей нет такой проблемы, потому что родители их любят и всегда дают им деньги.

ОТЕЦ. Охотно верю и дам тебе деньги в субботу. Если Стеффи продолжает настаивать, отец может закончить неприятную дискуссию следующими словами: «Если бы я вел себя так с моим боссом, как ты думаешь, что бы он сделал? Скорее всего, он бы решил, что следует несколько уменьшить мое жалованье, не так ли? Поэтому постарайся как-то выйти из положения. Желаю удачи».