3. Время ложиться спать

«Радость моя, уже пора спать». Вы говорите эти слова каждый вечер. И каждый вечер вам приходится лезть из кожи вон, прежде чем вы добьетесь результата.

У детей всегда находится какой-нибудь повод оттянуть отход ко сну: «Когда кончится эта передача»; «А можно я сначала что-нибудь съем?»; «Почитай мне книжку»; «Но я совсем не устал»; ‘»В моей комнате какое-то чудовище». Когда нужно придумать причины, для того чтобы не идти спать, каждый ребенок становится изобретательным, как Эдисон.

Дело в том, что вы не можете заставить детей заснуть. Глаза у них закроются и сны опустятся к ним на подушку, когда пробьют их «внутренние» часы. И никакие родительские приказы не смогут заставить их сделать это раньше.

Разным детям необходимо разное время для сна. Последние исследования показали, что способные — и особенно одаренные — дети нуждаются в сне меньше, чем другие. И это очень плохо, Чем они одареннее и талантливее, тем больше хлопот доставляют нам, когда не спят. В действительности Бог определил, сколько часов сна нужно детям — их количество варьируется в зависимости от индивидуальности каждого ребенка.

Печально то, что многие родители укладывают своих детей спать просто для того, чтобы те не путались под ногами. «Мы устали, — говорят такие папы и мамы, — поэтому вам надо ложиться спать». Идеальный выход из положения: дети находятся под присмотром и одновременно не докучают родителям своим присутствием.

Вместо того чтобы указывать: «Вот столько тебе полагается спать», родитель, воспитывающий с помощью любви и логики, говорит: «У тебя есть прекрасная возможность выспаться, ведь ты в своей комнате».

«Возможность» может появиться в половине восьмого, в половине девятого или в какое-то другое время — пусть это определяется желанием самого ребенка и вашей потребностью в уединении. Тогда проблема отхода ко сну теряет свою остроту или даже вовсе снимается.

Эту проблему, как и многие другие, связанные с контролем над поведением детей, можно снять, если отказаться их контролировать. Родители обычно преувеличивают желание детей контролировать собственную жизнь. Поэтому, видя, что дети стремятся захватить весь контроль, родители считают, что они именно этого и хотят, В действительности все, к чему дети стремятся, — это контролировать ситуацию лишь в очень незначительной мере, а вовсе не полностью.

Поэтому, не заставляйте их спать — оставьте это бесполезное занятие. Лучше попросите детей, чтобы они тихо вели себя в своей комнате, — неважно, с открытой или с закрытой дверью, со светом или без него, с негромко работающим или выключенным радио. Спросите, не хотят ли они послушать на ночь сказку. Нет смысла держать в своих руках всю власть — лучше поделиться ею хотя бы частично.

Дискуссия на тему отхода ко сну может звучать примерно таким образом.

ОТЕЦ. Как ты думаешь, сколько часов тебе нужно спать?

РЕБЕНОК. Не очень много. Мне нравится поздно ложиться.

ОТЕЦ. Разве это правильно? Ты знаешь, я отношусь к тем людям, которым необходимо восемь часов сна и около двух часов личного времени каждый вечер. Таким образом, в течение десяти часов нам нужно быть порознь.

РЕБЕНОК. О!

ОТЕЦ. Как ты считаешь, когда должно начинаться мое личное время — в восемь или в половине девятого? Что тебя больше устраивает? Учти, что с этого момента ты должен будешь находиться в своей комнате: ты можешь читать, если хочешь, или сразу ложиться спать. Итак, какое время ты выбираешь?

РЕБЕНОК. Я не знаю.

ОТЕЦ. Ну что ж, если ты не знаешь, тогда я, наверное, сам выберу время.

РЕБЕНОК. Ну хорошо, пусть будет половина девятого. Можно мне не выключать у себя свет?

ОТЕЦ. Конечно.

РЕБЕНОК. Можно мне включить музыку?

ОТЕЦ. Конечно, но только если она не будет мне мешать.

РЕБЕНОК. Я должен лежать в постели?

ОТЕЦ. Нет.

РЕБЕНОК. Можно я буду спать на полу?

ОТЕЦ. Ради Бога.

Многие из нас боятся предоставить детям контроль в этой области из-за боязни последствий. Мы опасаемся, что маленький Гэри, если позволить ему до часу ночи раскачиваться под музыку и перебирать игрушки, будет страшно капризничать утром.

Такое, конечно, возможно, но совсем не обязательно. На самом деле нас должны больше заботить его капризы, чем то, сколько часов он спит. Не надо думать так: «Раз он капризничает, я заставлю его спать дольше». Думайте так: «Он капризничает, поэтому я его хорошенько проучу». Потом скажите своему ребенку: «Было бы неплохо, если бы ты проводил больше времени в игровой комнате (или в его спальне, или в каком-нибудь другом помещении, вдали от вашей комнаты), потому что ты капризничаешь».

На что ваш ребенок, вероятно, скажет: «Я не выспался».

Что же ответите вы? «Правильно». Урок пошел на пользу.