4. Командирские замашки

Нет ничего удивительного в том, что у родителей-командиров вырастают такие же дети. Родители, постоянно муштрующие своих отпрысков, словно новобранцев, в итоге воспитают детей, которые, став взрослыми, захотят быть родителями-«жандармами».

Маленькие дети любят изображать из себя больших. Если они видят, что взрослые, живущие рядом с ними, командуют, они тоже начинают командовать. Поэтому вину за воспитание детей, любящих командовать, нужно возлагать в первую очередь на нас самих. Если мы приказываем нашим детям подпрыгнуть и ждем от них вопроса: «Насколько высоко?», они будут нашим зеркальным отражением в, отношениях со сверстниками.

Однако не всегда в этом виноваты родители. Порой даже у тех пап и мам, которые совсем не любят командовать, растут дети-командиры, буквально помешанные на том, чтобы все было, как они хотят, и видящие единственный способ достижения этой цели в том, чтобы командовать другими. Временами такие озабоченные проблемой контроля дети обращают свой требовательный голос к нам. Этого мы не должны терпеть. Один из способов справиться с подобной ситуацией — иметь наготове заранее подобранные на этот случай несколько фраз.

Когда ребенок начинает проявлять командирские замашки, наша первая реакция — искренняя и широкая улыбка. Этот неожиданный поворот событий дает ему время подумать, удивиться тому, что же, в конце концов, происходит. После этого мы негромко говорим: «Тэмми, а у тебя это неплохо получается, < очень неплохо. Как ты Думаешь, что произойдет в нашей семье, если все вдруг начнут командовать друг другом? Это будет хорошо или плохо? Пожалуйста, не торопись отвечать, просто подумай над этим». Сказав это, мы удаляемся.

Мы ведем себя с детьми, которые любят командовать, без всплесков эмоций. Мы не набрасываемся на них с гневным восклицанием: «Не смей мне приказывать!» Их поведение нужно пресекать немедленно, но с помощью разумного подхода.

Однако когда наши дети командуют другими детьми, мы только даем им советы. Ведь, в конце концов, теперь это их собственная, а не наша проблема.

МАТЬ. Я вижу, Тэмми, ты командуешь другими детьми. Тебя кс тревожит, что из-за этого они не будут тебя любить? Ведь тогда они перестанут дружить с тобой.

ТЭММИ, Ну да, они все равно будут со мной дружить.

МАТЬ. Хотела бы я посмотреть, как это у тебя получится. Правда, ты, возможно, из той редкой породы людей, которые могут командовать другими и тем не менее сохранять их дружбу. Что ты об этом думаешь? Может быть, ты знаешь способы, с помощью которых можно командовать другими и тем не менее продолжать оставаться с ними в дружеских отношениях?

ТЭММИ. Нет, ничего такого я не знаю.

МАТЬ. Ну что ж, мне будет интересно посмотреть, как это у тебя получится. Надеюсь, что тебе это удастся.

Весьма вероятно, что когда-нибудь такое поведение детей даст осечку. Жизнь преподаст им хороший урок: грубость чревата потерей друзей и появлением врагов. Другие дети будут только рады отучить ребят вроде Тэмми от командирских замашек. И когда Тэмми снова придет к маме со своей проблемой, она, как истинный друг, может выразить свое огорчение.

МАТЬ. Ну что, ничего не получилось, верно, Тэмми?

ТЭММИ. Да, ничего не получилось.

МАТЬ. Очень печально. Что же ты думаешь предпринять, чтобы помириться с друзьями?

ТЭММИ. Не знаю.

МАТЬ. Очень надеюсь, что это тебе удастся. Если когда-нибудь ты захочешь услышать от меня несколько советов по поводу того, как вести себя с ребятами, чтобы они не чувствовали, что ими командуют, скажи мне. Я буду рада поговорить с тобой на эту тему.

Когда мы говорим своим детям, что нельзя так вести себя с другими, они только еще больше упрямятся и страшно злятся на нас, однако продолжают вести себя по-прежнему. Но переложив тяжесть проблемы на их плечи и приготовившись в нужный момент дать им необходимый совет, мы подтолкнем детей к тому, чтобы они все-таки нашли решение этой проблемы.