11. Корректирующий урок по «принципу немецкой овчарки» — возраст от четырех до шести лет

Эта «жемчужина» предназначена для тех, кто не смог правильно воспользоваться «принципом немецкой овчарки». Если нашим детям уже четыре — шесть лет, а они все еще не понимают основных команд — «ко мне», «сидеть», «стоять», «уйди», — значит, перед нами проблема. В конце концов, «принцип немецкой овчарки» — это основа воспитания. Он закладывает фундамент модели поведения, с помощью которой мы демонстрируем детям, что счастливые люди не позволяют ссорам портить им жизнь. Детей нужно обучить всем премудростям «принципа» самое позднее к двум годам.

Если по какой-то причине они не усвоили нашу воспитательную систему до четырех — шести лет, мы можем провести некоторую корректировку. Для успешного контроля над запущенным ребенком детсадовского возраста или первоклассником нужно знать девять правил.

1. Избегайте всякого рода физических воздействий. Матери небольшого роста, например, не должны силой заталкивать своих рослых сыновей в их комнату.

2. Не используйте слишком часто приказания. Никогда не заставляйте ребенка делать то, к чему вы не можете его принудить.

3. Лучше просите ребенка сделать то, что вам нужно, а не заставляйте выполнять приказание.

4. Полностью изложите ребенку ваше пожелание: «Я бы хотела, чтобы ты пошел (пошла) в свою комнату: тогда у нас не возникнут неприятные чувства друг к другу». (Пожелания объясняют ваши чувства и их причину.)

5. Иногда, излагая свою просьбу, заранее поблагодарите ребенка за ее выполнение.

6. Если у вашего ребенка хорошее настроение, поговорите с ним, выясните его чувства и дайте понять, чего вы ожидаете от него в будущем.

7. Используйте метод изоляции или перемены места, но не пытайтесь непосредственно заставить ребенка прекратить неподобающее поведение.

8. Осмотрительно используйте телесные наказания и если уж прибегаете к ним, делайте это так, как рекомендуется в «жемчужине» 31 «Телесное наказание».

9. Не бойтесь выразить удовлетворение и радость от правильного поступка и, напротив, не проявляйте эмоций, будьте строги и тверды (метод изоляции), когда ваш ребенок поступает плохо.

Запомнив эти правила, проследим, как Илэйн пытается отослать своего пятилетнего сынишку Джесси в его комнату.

ДЖЕССИ. Мам, сейчас же иди сюда!

ИЛЭЙН (удивлена его тоном).

ДЖЕССИ. Мам! Я сказал, иди сюда!

ИЛЭЙН. Малыш, я не люблю, когда ты разговариваешь со мной в таком тоне. Думаю, тебе лучше пойти к себе в комнату и подумать о своем поведении.

ДЖЕССИ. Нет, я не пойду!

ИЛЭЙН. Джесс, мне кажется, будет лучше, если ты уйдешь в свою комнату.

ДЖЕССИ. Нет!

ИЛЭЙН. Джесс, мне кажется, ты поступаешь не лучшим образом.

ДЖЕССИ. Ты не можешь меня заставить.

ИЛЭЙН. Я и не собираюсь тебя заставлять. Ты ведешь себя дурно. Было бы лучше, если бы ты сейчас пошел в свою комнату.

ДЖЕССИ. Нет!

ИЛЭЙН. Что ж, очень жаль. И все же подумай над своим поведением.

По-вашему, Илэйн потерпела поражение? Вовсе нет. Она вполне справилась с тем, что было в ее силах. Она воздержалась от шлепков, что обычно дает результат только по отношению к ребенку младше трех лет. Она не потащила сына насильно в его комнату. Она не отдавала приказаний, которые не могла заставить его выполнить. Все, что она говорила, имело форму пожеланий. Илэйн все делала правильно, но не добилась результатов, поэтому обратилась за помощью к мужу Дину. Когда он пришел с работы, Илэйн объяснила ему ситуацию, и за ужином они провели с Джесси такую беседу.

ДИН. Как прошел день, дорогая?

ИЛЭЙН. О, совсем неплохо. Только вот Джесс не захотел пойти к себе в комнату.

ДИН (недоверчиво). Не может быть!

ИЛЭЙН. Нет, милый, я говорю серьезно.

ДИН. М-да… Может быть, ему стоит поупражняться в этом?

ДЖЕССИ. Не нужно мне ни в чем упражняться. Я прекрасно умею это делать.

ДИН (сурово и твердо). Ты знаешь, что, если мама говорит «иди», ты должен идти.

ДЖЕССИ. Хорошо-хорошо.

ДИН. Сколько раз ему нужно поупражняться, дорогая? Может быть, сто?

ИЛЭЙН. Нет, я думаю, двадцати будет достаточно. Не стоит нагружать его больше, чем он заслуживает. Джесс у нас понятливый мальчик.

ДИН. Отлично, Джесс, закончишь свой ужин после того, как пропутешествуешь двадцать раз в свою комнату и обратно. Начинай! Немедленно! Быстро!

ДЖЕССИ. Но…

ДИН. Когда я велел тебе отправляться?

ДЖЕССИ. Немедленно.

ДИН. Как ты должен двигаться?

ДЖЕССИ. Быстро!

ДИН. Благодарю. А теперь быстро отсюда!

ДЖЕССИ. Хорошо, ухожу-ухожу.

Заметьте, что, разговаривая с Джесси, Илэйн не отступилась и не сказала: «Подожди, вот придет отец…» Напротив, она контролировала ситуацию, а позднее даже смягчилась, сократив для сына количество хождений в комнату.

Дин в свою очередь оставался тверд и не терял самообладания. Он говорил то, что думал, и думал то, что говорил, а самое главное, поддержал жену до конца и не позволил Джесси вбить клин между собой и Илэйн.

Но если дети в возрасте четырех — шести лет все-таки отказываются повиноваться родителям, требуются более существенные меры. Родители могут прибегнуть к услугам приходящей няни (см. «жемчужину» 28 «Как удержать ребенка в его комнате») или же попробовать сначала применить метод изоляции. Своевременный шлепок тоже может дать нужный результат. Если после нескольких попыток воздействовать на ребенка, он все же не желает идти в свою комнату, необходимо прибегнуть к помощи специалиста в области воспитания.