13. Умение вести себя за столом

Лэни, любящая мать, половину праздничного дня провела, стоя у плиты. Она готовила очень вкусное блюдо, никогда раньше не появлявшееся на семейном столе, — курицу по-итальянски. Лэни старалась вложить в ее приготовление все свои кулинарные способности, всю любовь к детям. Результат, по ее мнению, получился превосходный.

Глаза всех членов семьи устремилась на Лэни, когда она гордо внесла прикрытое крышкой творение рук своих и поставила его на обеденный стол. Она сняла крышку, вдохнула аромат и замерла в ожидании восторженных похвал от любящих детей.

И что же Лэни услышала вместо этого? «Бр-р! Какая гадость!»

Это самое «бр-р» способно испортить всю радость от праздничной трапезы. Когда за столом возникают всякого рода проблемы, начиная с недовольства едой и кончая плохими манерами детей, совместная трапеза может стать причиной ссор.

Но не стоит проявлять в таких ситуациях излишнюю нервозность. Лэни, любящая и разумная мать, была разочарована, но сумела правильно отреагировать на критику. «Ничего страшного», — произнесла она, собирая тарелки со злосчастной курицей, и, подойдя к мусорному ведру, одним движением разрешила возникшую проблему.

«Пойдите поиграйте, как вы всегда делаете после ужина. Увидимся за завтраком», — спокойно сказала она.

Поздно вечером, когда маленькие привереды, проголодавшись, начали штурмовать холодильник, Лэни уже придумала, как себя вести. Она с интересом понаблюдала, как дети едят, и затем, когда они насытились, сказала: «Вы поели ровно на один доллар и девяносто пять центов. Как вы собираетесь мне заплатить: деньгами или продуктами? Решайте». Логика Лэни заключалась в следующем: она потратила деньги на продукты для ужина, а поскольку дети от него отказались и отдали предпочтение другой еде, они должны возместить ей напрасные расходы.

Как и во многих других случаях, мы можем решить проблемы с едой с помощью собственного примера и предоставления нашим детям свободы выбора. Всегда полезно вместо пререканий произнести «слова, которые заставят детей задуматься. Вместо фраз «Ешь то-то и то-то», или «Ешь все, ничего не оставляй», или «Я бы хотел, чтобы на твоей тарелке ничего не оставалось» любящий и разумный родитель скажет: «Надеюсь, ты наелся и не проголодаешься до завтрака? Что ж, в общем, это твое дело».Дети должны сами решать, что и сколько им есть. Когда они станут старше, мы не сможем уследить за их питанием, поэтому разумные родители готовят детей к реальной жизни, позволяя им с раннего детства принимать самостоятельные решения.

Еще один рецепт преодоления подобных затруднений мы можем позаимствовать у Кэрол. У нее не было никаких проблем с детьми: они ели все, что им давали. Вот секрет Кэрол: всякий раз, когда она готовила новое блюдо, его хватало только двоим — ей и мужу. Дети довольствовались горячими сосисками.

Если новое блюдо приходилось родителям по вкусу, они начинали расхваливать его на все лады, словно оно было величайшим произведением кулинарного искусства, когда-либо сходившим с плиты. «Замечательно! — восторгался муж. — Надеюсь, ты будешь готовить эту штуку чаще».

К концу трапезы дети задавали обычный в таких случаях вопрос: «А нам?» На что Кэрол отвечала: «Это еда для взрослых. Я не уверена, что она вам понравится», — и дети оставались ни с чем. На следующий день она опять готовила это блюдо, и они с мужем с еще большим энтузиазмом превозносили новое гастрономическое чудо. И вновь дети спрашивали мать: «А нам? Мы ведь тоже имеем какие-то права!»

Но Кэрол знала, как себя вести. «Вам еще рано есть такую пищу, — отвечала она. — Это слишком остро и вряд ли вам понравится. Сначала немного подрастите».

На третий день дети не могли дождаться ужина. «Мы тоже имеем право! — требовали они. — И тоже хотим немного попробовать!»

Кэрол решала уступить. «Ну хорошо, — говорила она, кладя им на тарелки крохотные порции. — Только не ешьте слишком много». Таким образом у Кэрол не стало проблем с детьми в отношении еды.

Что касается умения вести себя за столом, то в этом случае всегда нужно полагаться на известную аксиому: если не можешь изменить поведение, измени место. Дурное поведение за столом можно пресечь в самом зародыше даже когда дети совсем маленькие. Годовалому малышу, выплевывающему изо рта свеклу, предлагается выбор: «Или веди себя прилично за столом, или играй на полу».

С детьми более старшего возраста воспитательные методы можно варьировать, позволяя им есть там, где они не раздражают нас своими манерами. Когда мои (Фостера) дети безобразно ведут себя во время еды, жена высылает провинившегося из-за стола со следующими словами: «Пожалуйста, иди есть в кладовку». Сидя наедине со своей тарелкой, наши дети смогут испортить настроение только самим себе.