16. Утренние сборы в школу

«Сколько раз я должен тебя звать!», «Ну-ка, поторопись!», «Если будешь копаться, опоздаешь в школу!» Как часто по утрам мы кричим детям такие слова. Мы полагаем, что имеем на это достаточно оснований. Наш утренний распорядок требует большой собранности. В нем есть что-то от неизменности ритуала. К сожалению, зачастую наши дети собираются по утрам на уроки со скоростью дрейфующей льдины.

И все же этот ранний час школьного дня — наиболее благоприятное время, для того чтобы научить ребенка ответственности. Именно тогда нужно позволить детям думать самим за себя и делать то, что мы обычно делаем за них. Следующие четыре правила помогут создать в доме более дружелюбную утреннюю атмосферу.

3. Нужно распределить обязанности по дому между вами и детьми. Поговорите с ними и помогите уяснить, что завести будильник, вовремя проснуться по звонку, выбрать нужную одежду, одеться, умыться, помнить о времени, не забыть деньги на завтрак и взять все необходимое для занятий — их святая обязанность. Если все это не выполнено, то вина за последствия ложится на детей. Ваша же обязанность состоит в том, чтобы поддержать меры, принятые учителем в отношении опоздавших детей.

2. Не следует постоянно напоминать детям о том, что они должны делать, так как это мешает им учиться на собственных ошибках.

3. Не следует приходить детям на выручку, чтобы избавить их от неприятностей! Давайте им возможность пережить последствия неверного поведения — переживания помогают лучше усваивать урок. Другими словами, не нужно подвозить детей в школу на машине из страха, что они могут опоздать. И никаких оправдательных записок!4. Когда дети совершают ошибки, покажите им свое огорчение, но, не давайте волю гневу. Разумные родители, видя, что их ребенок опаздывает в школу, скажут: «Мне очень жаль, малыш, что у тебя могут возникнуть неприятности с учителем. Я очень надеюсь, что ты сумеешь все уладить».

Нижеследующий диалог показывает, как следует обсуждать с детьми проблему опозданий в школу.

ОТЕЦ. Марк, в котором часу приходит школьный автобус?

МАРК. В двадцать минут девятого.

ОТЕЦ. Когда тебе нужно вставать?

МАРК. Я думаю, в восемь.

ОТЕЦ, Прекрасно. И как же ты собираешься это сделать?

МАРК. Ты меня разбудишь.

ОТЕЦ. Что ж. обычно я так и делал. Но теперь, когда тебе исполнилось восемь лет, я понял, что оказывал тебе плохую услугу, будя по утрам, потому что многие дети в твоем возрасте просыпаются без посторонней помощи. Итак, как ты намерен подняться завтра утром?

МАРК. По будильнику.

ОТЕЦ, Неплохая мысль. Можешь завести часы на восемь утра.

МАРК. А если я просплю?

ОТЕЦ. Тогда тебе придется пропустить занятия.

МАРК. Ладно.

ОТЕЦ. Если ты опоздаешь на автобус, весь день оставайся у себя в комнате. Мы с мамой сделаем вид, будто ты в школе. Не выходи из комнаты до времени окончания уроков. Тебе придется подумать о том, как объяснить свое отсутствие учителю.

МАРК. Это будет нетрудно — ведь ты напишешь мне объяснительную записку.

ОТЕЦ. Я напишу правду: что ты не пришел в школу, так как не умеешь вовремя вставать, и что я не буду возражать, если тебя накажут.

МАРК. Но если я буду пропускать уроки, меня могут исключить из школы!

ОТЕЦ. Вполне вероятно, и это будет очень печально.

К тому моменту, когда утренний автобус подъедет к дому Марка, тот, скорее всего, уже будет стоять на остановке. Родители, озабоченные не столько пропусками занятий, сколько необходимостью дать детям возможность подумать над последствиями этих пропусков, смогут воспитать мыслящих и ответственных за свои поступки людей.

Иногда опаздывающие дети создают неудобства для нас, например, в тех случаях, когда мы подвозим их в школу или в детский сад но дороге на работу. Решение этой дилеммы требует от нас некоторой изобретательности.

Мать пятилетнего Стива постоянно опаздывала из-за него на работу. «Я не виновата, — говорила она в таких случаях. — Стив никак не может вовремя собраться». Она испробовала всевозможные способы, чтобы заставить сына быть готовым к нужному моменту: шлепала его, отбирала игрушки, не давала смотреть телевизор — ничего не помогало.

Тогда она решила предоставить Стиву некоторую самостоятельность и заявила: «Стив, я наконец решила: с завтрашнего дня я больше не опаздываю на работу, моя машина будет отправляться от дома ровно в половине восьмого утра. У тебя есть две возможности поехать со мной. Хочешь узнать, какие?» Последовал утвердительный ответ. «Первая — это уехать неодетым, и вторая — успеть полностью одеться».

Наступило утро. Стив, который не мог так быстро изменить свои привычки, по-прежнему собирался очень медленно и, конечно, не был готов к назначенному сроку. Мать вошла к нему в комнату и сказала: «Ты все еще не одет? Похоже, у тебя плохое настроение? Ну, ничего страшного. Посмотри, я приготовила тебе красивую сумку. Мы положим в нее твою одежду, и ты сможешь одеться, когда захочешь».

Что же было дальше? Все Стивы в мире устроены так, что не могут оставить подобное обращение с собой без последствий. И они не заставили себя долго ждать: Стив доблестно ринулся в бой. «Ты меня не любишь! — завопил он. — Ты усадила меня в машину в одной пижаме!»

Затем Стив применил все имевшееся в его распоряжении оружие. Он начал лягать спинку переднего сиденья, извиваться и орать. Видя, что мать абсолютно на это не реагирует, он замахал руками, подавая знаки проезжавшим мимо автомобилистам, словно его похитили. В конце концов с заднего сиденья раздался тихий жалобный голосок: «Я думаю, мне уже пора одеться».

При таком подходе может оказаться необходимым заранее заручиться помощью учителя или воспитателя: попросить его не пускать ребенка в класс, пока тот полностью не оденется.