19. Домашнее задание

Домашние задания детей — это их проблема. Они должны сами водить пером по бумаге, напряженно думать своей головой и заполнять оценками свой дневник.

Очень многие родители совершают весьма распространенную ошибку, считая, что учеба ребенка является непосредственно их делом. Они давят на него ультимативными требованиями, повисающими над головой подобно дамоклову мечу. В случае невыполнения домашнего задания эти родители запрещают ребенку играть или смотреть телевизор. Они возмущаются, угрожают, сердятся, кричат. Если ребенок не выполняет их требований, они ужесточают наказание.

Обязанность родителей — предоставить детям возможность выполнить домашнее задание. Неважно, сколько времени им на это потребуется: полчаса, час или даже полтора — главное, чтобы они сидели за столом с учебниками. В этом и заключается та самая возможность. Мы разрешаем детям выбирать место (столовую, кухню, детскую) и время. Мы можем даже позволить им самим решать, заниматься или нет.

В общем, учиться можно двумя способами: выполнять домашние задания в письменном виде или делать их в уме. В обоих случаях это будет учебой, несмотря на различия в форме обучения. Правда, школьные учителя могут не принять второго способа.

Вот как Рэчел и Шон решают проблему выполнения домашних заданий.

РЭЧЕЛ. Шон, пора садиться за уроки. Ты готов?

ШОН. А что, это обязательно, мам?

РЭЧЕЛ. Ну, ты можешь выполнить задания письменно или просто хорошо их продумать. Как тебе хочется сделать это сегодня?

ШОН. Я позанимаюсь устно — прочитаю и запомню.

РЭЧЕЛ. Можно и так, сынок. Надеюсь, ты сможешь убедить своего учителя, что это хороший способ учить уроки. Как ты считаешь, он его одобрит?

ШОН. Не знаю.

РЭЧЕЛ. А почему бы тебе не поразмышлять об этом перед тем, как сесть за уроки? Увидимся, когда ты закончишь свои дела.

Нет ничего плохого в том, что родители помогают детям справляться с уроками. Многие дети нуждаются в помощи, и мы должны быть готовы дать им нужный совет или разъяснить то, чего они не понимают. Но делать это необходимо только в том случае, когда дети сами просят нас об этом, и до тех пор, пока это приносит пользу. Как только мы начинаем раздражаться, от нашей помощи становится мало проку.

Таким образом, не позволяя себе взваливать на собственные плечи то, что следует делать самим детям, мы предоставляем им возможность проявлять свои способности. Но это еще не все. Говоря о том, как важно для нас самостоятельно справляться с трудностями в собственной работе, мы показываем детям, как им нужно относиться к выполнению домашних заданий. Произнося фразы: «Я должен к завтрашнему дню обязательно сделать работу, которую принес домой» или: «Мне всегда бывает не по себе, если я не выполняю то, что должна была сделать» и затем действительно принимаюсь за работу, мы тем самым даем детям хороший пример для подражания.

Нежелание садиться за уроки представляет собой сложную проблему. Лень здесь — только одна из множества причин. Быть может, у вашего ребенка нет нужных навыков и необходимой собранности, быть может, дело заключается в особенностях его нервной системы, недостатке усидчивости и внимания или в его отношении к учебе в целом. В таких случаях бессмысленно лечить внешние симптомы. Если вы установите более глубокие причины нежелания ребенка делать уроки, вам следует обратиться за советом к профессионалам в области воспитания.