25. Разбросанные вещи

Неофициальный мировой рекорд по’ скорости захламления комнаты установил в 1987 году пятилетний мальчик Томми из штата Колорадо. Для этого ему понадобилось всего сорок пять секунд. Меньше чем за минуту юный «рекордсмен» разбросал семнадцать плюшевых мишек, три коробки с конструкторами, четыре огромные коробки с фломастерами и такое количество пластмассовых солдатиков, которого, пожалуй, хватило бы, чтобы оккупировать всю страну. К тому моменту, когда он полностью распотрошил «головоломку» своей старшей сестры, состоящую, между прочим, из пятисот частей, толстый слой разбросанных вещей полностью скрыл лежавший на полу ковер.

«Ого, для одной минуты не так уж плохо, — сказал себе Томми, с гордостью оглядывая свою комнату. — Но теперь здесь такой беспорядок, что и не поиграешь. Спущусь-ка я в гостиную».

Дети и игрушки. Мы можем минутку посидеть в гостиной среди относительной чистоты и порядка, но стоит позволить детям расположиться здесь же со своими игрушками, как не успеваем и глазом моргнуть, а в комнате уже все вверх дном. И кто же потом в течение часа, а может быть и двух, без передышки разгребает весь этот хаос? Конечно, мы. И это вдвойне глупо. Мало того, что мы взваливаем на себя лишнюю нагрузку, — вдобавок наши дети так и не научатся содержать в порядке свои вещи. Собственный пример — вот в чем секрет умения привить детям ответственное отношение к своим вещам. Они будут делать все точно так же, как это делаем мы. К сожалению, некоторые родители не имеют права обвинять детей в том, что те не убирают за собой игрушки, ведь в их собственной спальне на стульях навалены горы одежды, а для того чтобы найти в гараже газонокосилку, им требуется битый час. В том возрасте, когда очень хочется чувствовать себя взрослыми, дети стараются во всем подражать старшим, то есть нам.

Помимо необходимости самим ответственно относиться к своим вещам, очень полезно время от времени касаться этой темы, беседуя между собой. Говоря мужу (жене) о том, как замечательно мы себя чувствуем, когда все вещи аккуратно разложены по своим местам, мы незаметно внушаем детям мысль, что аккуратность — прекрасное качество. Если мы говорим все это, когда убираем в шкаф посуду, укладываем на место инструменты, подметаем дорожки или после того, как заканчиваем работу, наши дети получают от нас совершенно правильную установку.

Пока наши малыши не начали ходить в детский сад, убирать игрушки нужно вместе с ними. Сначала мы кладем на место одну игрушку, потом ребенок убирает другую, потом снова мы и т. д. Однако когда дети становятся старше, уборка игрушек делается целиком и полностью их обязанностью.

Если они оставляют игрушки разбросанными по всей детской, можно не придавать этому большого значения. Но если мы постоянно натыкаемся на перевернутый игрушечный грузовик или на куклу посреди гостиной, это уже совсем другое дело. Один папа решал эту проблему таким образом.

ОТЕЦ. Эй, Питер, твои вещи раскиданы по всему дому. На них то и дело натыкаешься. Не хочешь ли ты их убрать или предпочитаешь, чтобы это сделал я?

ПИТЕР. Да, пап, собери их.

ОТЕЦ. Ну что ж, если убирать будешь ты, тебе не придется расставаться со своими вещами — в этом состоит преимущество. Но если убирать буду я, ты не получишь их назад. Поэтому, может быть, ты еще раз подумаешь и примешь другое решение? Не торопись, поразмысли хорошенько. Если к обеду я увижу здесь твои вещи, я буду знать, что ты решил предоставить их уборку мне. Если же они исчезнут, я пойму, что ты решил убрать их сам.

Если дело кончается тем, что игрушки убираем мы сами, возникает вопрос: нужно ли возвращать их ребенку? Ответ зависит от того, насколько ему присуще чувство ответственности. Если у нашего ребенка оно достаточно велико, мы скажем ему: «Ничего страшного. Всякий раз, как ты будешь убирать свои вещи сам, без напоминаний, я буду возвращать тебе одну из игрушек, которые забрал у тебя сегодня». Но тем из них, у кого дела с чувством ответственности обстоят плоховато, следует принять к сведению, что постепенно они должны будут распроститься со всеми игрушками, которые пришлось убирать нам. Однако не стоит думать, что это очень суровое наказание. В большинстве американских семей игрушек у детей гораздо больше, чем представлений о том, как к ним нужно относиться.

Кроме того, не забывайте время от времени повторять: «Меня серьезно волнует, как ты относишься к тому или к этому. Мне кажется, тебе, чтобы стать более ответственным, нужно немного повзрослеть. Поэтому я заберу у тебя эту машинку (или куклу) и буду держать ее у себя до тех пор, пока мне не нужно будет больше переживать из-за того, что ты плохо относишься к своим игрушкам. Когда-нибудь ты снова ее увидишь. А сейчас не волнуйся, с ней ничего не случится». То есть нам не надо волноваться из-за игрушки. Ребенок же будет беспокоиться и переживать, и это заставит его быть более ответственным.