29. Проявления грубости и неуважения

«Мне незачем тебя слушать, так что лучше помолчи!» Если вам когда-нибудь приходилось слышать подобные вызывающие слова из уст вашего ребенка, вы, вероятно, знаете свою обычную реакцию на такое поведение: побагровевшее лицо, гневно сжатые губы, стиснутые кулаки. Может быть, даже рука, потянувшаяся за ремнем. И все это лишь прелюдия к последующему взрыву эмоций.

Беспардонность и неуважение детей трудно выносить. У них, кажется, всегда найдется что ответить на наши претензии. Беда в том, что, разражаясь в ответ на их грубость потоком гневных, возмущенных слов, мы тем самым поощряем их безобразное поведение. Мы выплескиваем на них свои эмоции, а дети устраиваются поудобнее и наслаждаются зрелищем. Это свойство человеческой натуры. Гневные проповеди с упоминанием огня и серы, как правило, вызывают больший интерес, чем слова Христа о любви к ближнему. Человеческий род жаждет не мира, а сильных чувств.

Любящие и разумные родители не заявляют: «Я не позволю своим детям так со мной разговаривать» и не читают длинные лекции об уважении к старшим, они с самого начала дают ясно понять, что грубость не может задеть их эмоциональные струны. Никакие слова не принесут результата, если одна или обе из дискутирующих сторон дадут волю гневу.

Таким образом, мы можем говорить с детьми об их грубости только тогда, когда они не грубят нам. Чтобы «обрезать» у ребенка «запальный шнур», нужно отправить драгоценного дитятю с глаз долой, чтобы не видеть и не слышать его до тех пор, пока он не успокоится, а ваше давление не упадет почти до нормы. Но не стоит удалять его от себя в приказном порядке. Нужно позволить ребенку сделать это по собственному желанию: «Не хочешь ли ты пойти в свою комнату или на улицу? Придешь сюда, когда будешь в состоянии говорить так же спокойно, как я сейчас разговариваю с тобой».

Обратите внимание, как Сюзанна говорит со своим распоясавшимся сыном Кэлвином.

КЭЛВИН. Замолчи! Я не хочу тебя слушать!

МАТЬ. Знаешь, Кэлвин, никто не может заставить тебя слушать. Думаю, сейчас нам трудно понять друг друга. Почему бы тебе не пойти на время куда-нибудь в другое место?

КЭЛВИН. Незачем мне куда-то идти. В конце концов, этот дом такой же мой, как и твой. Я здесь живу. К тому же ты сама никогда меня не слушаешь.

МАТЬ. Кэлвин, я охотно тебя выслушаю, когда ты успокоишься. А сейчас, по-моему, тебе лучше пойти в другое место.

КЭЛВИН. Ты никогда не даешь мне слова сказать!

МАТЬ. Я думаю, будет лучше, если ты уйдешь куда-нибудь.

КЭЛВИН. Это нечестно!

МАТЬ. Жаль, что ты так считаешь, но мне кажется, будет лучше, если ты уйдешь.

К детям, которые ведут себя грубо, полезно применять правило «испорченной пластинки». Прежде всего нужно убедить ребенка уйти и успокоиться. Но не забывайте о вашем обещании поговорить с ним после этого. Болезнь под названием «огрызающийся ребенок» излечима. Когда вы оба остынете и сможете говорить друг с другом без раздражения и гнева, постарайтесь отыскать причину неуважительного поведения ребенка.

Скажите ему примерно так: «Дорогой, я заметила, что стоит мне попросить тебя что-нибудь сделать, как ты начинаешь грубить. Возможно, я что-то не так понимаю? Мне иногда трудно определить, что ты имеешь в виду. Может быть, ты хочешь сказать, что чувствуешь себя не в своей тарелке или что желаешь сам командовать парадом? Может быть, ты меня терпеть не можешь, или не знаешь, как получше ответить, или еще что-нибудь? Я уловила причину?» После этого обычно следует откровенный разговор. Крайне важно, чтобы вы не пытались как-то оправдать свое поведение или стать в позу судьи. (Будьте готовы снова отослать ребенка, если эмоции опять возьмут верх.) Лучше всего сказать так: «Спасибо, что согласился поговорить».