34. Школьные проблемы и наши отношения с учителями

Наша роль з школьной жизни детей — в их оценках и поведении — состоит главным образом в том, чтобы уметь вовремя подбодрить их и подать достойный пример для подражания. Решать вопросы дисциплины мы предоставляем учителям и администрации, давая нашим детям возможность самим справляться со своими школьными проблемами. Но иногда нам следует вмешаться и поговорить с учителем. Это не так просто — беседа с ним подчас вызывает в нашей памяти чувства робости и страха, которые нам доводилось испытывать в свое время при общении с педагогами.

Готовясь к разговору с учителем, нам следует настроиться на то, что основная наша цель — получение от него интересующей нас информации и что нам не нужно врываться в учительскую, предлагая собственные решения возникших проблем. При этом мы можем совершить три наиболее распространенные ошибки.

1. Мы указываем учителю, что нужно сделать. Заявляя: «Я бы хотел, чтобы вы перевели моего ребенка в другой класс», мы, по сути, говорим ему: «Вы недостаточно умны, чтобы понять, как нужно поступать, поэтому я должен помочь вам».

2. Мы направляемся в школу с угрозами. Говоря: «Если вы не сделаете того, что я от вас требую, я пойду к директору», мы создаем себе новые проблемы.

3. Мы вместе с другими, аналогично настроенными родителями целой армией ведем массовую атаку на учителя. Любая победа в такого рода конфронтации будет кратковременной, поскольку учитель станет защищаться не на жизнь, а на смерть. Один из вариантов подобного образа действий: «Не один я расстроен таким положением дел. Многие расстроены не меньше. Но я единственный, кто осмелился прийти и поговорить с вами».

Все три тактических приема крайне ошибочны. Когда мы отправляемся в школу, взяв их на вооружение, то уходим оттуда с неразрешенной проблемой и к тому же приобретаем врага. Люди вообще, и учителя в частности, поставленные в положение, когда им приходится обороняться, не могут предложить тщательно продуманного способа преодоления затруднений.

Гораздо более высоких результатов в общении с учителями добиваются родители, прибегающие к помощи «волшебного» слова «рассказать». Его чудесное свойство состоит в том, что, пользуясь им, мы избегаем впечатления, будто даем учителю какие-то указания — мы просто описываем ему ситуацию: «Я хотел бы рассказать вам кое-что из того, что происходит, и объяснить, как я это понимаю». Изложив свою точку зрения, мы можем применить и другие «волшебные» слова: «Хотелось бы узнать, что вы думаете по этому поводу». Произнося это, мы выказываем учителю уверенность в том, что он способен иметь собственное мнение.

Можно избрать и другой подход. «Как, по-вашему, есть ли иные варианты решения этой проблемы?» — спрашиваем мы и даем учителю возможность немного подумать. Запомните: I порой мы считаем, что прекрасно знаем наших детей, находясь в полном неведении относительно их поведения в школе. Очень часто дети ведут себя там совсем иначе, чем дома. Ребенок, на которого легко воздействовать, будучи с ним один на один, может становиться совершенно неуправляемым, когда ему уделяют лишь 1/25 часть того внимания, к которому он привык. Поэтому учительское видение ситуации может оказаться чрезвычайно’ полезным.

Если мы остались не удовлетворены разговором с учителем и хотим передать вопрос на рассмотрение вышестоящему представителю школьной администрации, нужно сказать примерно следующее: «Как вы посмотрите на то, чтобы пойти вместе со мной и узнать, что по этому поводу думает директор?» Это гораздо лучше, чем заявить: «Если мне не удастся настоять на своем, я пойду к директору».

Главная задача разговора с учителем состоит в том, чтобы обсудить проблему нашего ребенка и узнать, можно ли ее как-то решить, поэтому нам следует не только говорить, но и слушать, не только предлагать самим, но и принимать чужие предложения. Доброжелательность в общении, уважительное отношение к другим действуют гораздо эффективнее, чем указания и угрозы.